Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: 6307 [ символов ]
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МУДРОСТЬ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
МУДРОСТЬ
 
(по мотивам карело-финского эпоса «Кантелетар» и книги Екклесиаста)
 
Древняя карельская земля. Толстый Ботус, властный вождь саамских
племен, в последние годы жизни был очень недоверчив и подозрителен ко
всему новому и неизвестному. Ему постоянно казалось, что все его
обманывают, крадут его имущество и в любой момент готовы предать. На-
людях вождь был страстно верующим, но на самом деле не верил и не
боялся духов-хранителей, но очень боялся предсказаний лукавых
патьяшек. От страха и ненависти его лицо становилось пунцовым, губы
серели, а глаза наливались кровью. Особенно часто доставалось молодому
работнику из карельских племен Критису. Как-то раз зимней порой
приехал вождь из студеной земли Саамы, что намного дальше туманной
Лапланды. Соскочил с жеребца, кинул поводья Критису, грозно прорычал:
- Ну-ка, подлый раб мой, Критис, напои коня гнедого, напои водой, водой
студеной, с дальней проруби озерной. Если, раб ничтожный, Критис, ты
застудишь мне коня, жизнь свою закончишь, Критис, в черной проруби
смердя.
Кинулся жалкий Критис к дальней проруби и стал пешней разрушать
толстый слой льда. Долго трудился Критис, выбирая из огромной проруби
остатки льда, пока не очистилась студеная черная вода. «Злой. Очень
злой вождь саамский» – думал о вожде Критис, – «Ведь студеной водой
можно насмерть заморить гнедого». Гнедой жадно пил ледяную воду,
широко раздувая покрытые инеем ноздри, и доверчиво смотрел в глаза
рабу. Юноша стал на колени и обратился к небесам:
- Боже ясный, сохрани гнедого и меня, тебя любящего, тебя боящего.
Покарай Боже, вождя саамского, заповеди Божьи не соблюдающего.
Словно услышав мысли юноши, выскочил вождь на берег озера.
Снова над заснеженным озером пронесся злобный рык:
- Ну-ка, подлый раб мой, Критис, отгадай мою загадку: кто умрет сегодня
первым - конь иль ты, проклятый Критис, раб карельский, божья тварь.
Несчастный Критис в растерянности обратил взор на небо. Каково было
его изумление, когда он увидел яркую-яркую звездочку, которая только
народилась на небосводе, приближалась к Земле и становилась все ярче.
Прямой широкий луч новой звезды ловко проник между туч, коротко
осветил верхушки древних саамских камней, посвященных высшим духам-
хранителям. Мелькнул, ослепил вековых идолов, не задержался и
устремился к дальнему озеру, что затерялось в дремучих лесах. Новый
Свет, новая Вера, новая Сила овладела духом юноши. Критис твердо
ответил надменному вождю:
- Видишь, Ботус, Божью метку на карельском небосводе. Бог родился!
Бойся Бога, вождь саамский. Вспомни заповеди Божьи, не гневи посланца
Солнца.
- Сгинь нечистый, Критис жалкий. Мне патьяшки нагадали – верить надо в
духа Лемпо, брата Хийси. Ну, а Бог … - пускай живет там, в Туонеле, в
царстве мудрых мертвецов.
- Я отныне перестану службу рабскую нести. Сам топись в воде студеной,
сам пои коня гнедого. У меня другой хозяин. Я отправлюсь в царство
мудрых, в Туонелу, с Божьим духом. Я свободен!
И ушел вдаль озера по лучу, который струился от великой звезды. Силуэт
юноши пропал вдали, а от его духа Божий луч засиял вдвое ярче.
Изумленный Ботус долго смотрел вслед юноши, который посмел восстать
против вождя, но сил наказать раба или принести его в жертву языческим
идолам Бог ему не дал.
 
Примечания автора.
 
С целью наиболее доступного понимания интерпретации простенького
сюжета малоизвестной руны (песни-легенды), привожу некоторые
пояснения важнейших мотивов, послуживших основой для осуществления
мной попытки синтезировать в одной работе мотивы древней карельской
эпической поэзии и наследие заветов (Книги) Екклесиаста. Два
колоссальных шедевра мирового уровня. На первый взгляд, ничего
общего. Разные эпохи, разные культуры, совершенно разные пути
развития народов от языческих времен до просвещенных веков и
современных религий. Именно вековое наследие мировой культуры
народов дает мне основание утверждать о некой параллельной мудрости,
содержащейся и в заветах Екклесиаста, и в произведениях архаичной
поэзии калевальской метрики. На мой взгляд, точек соприкосновения,
параллельных точек (да, осознаю, что именно это утверждение само по-
себе противоречиво) огромное множество.
Признаюсь, что это очень рискованная попытка (на дилетантском уровне)
осознания и отображения параллельной мудрости, содержащейся в двух
памятниках мировой культуры. В работе сделана попытка
воспроизведения диалогов единым размером калевальского стиха в прозе
с чертами архаичности, ритмическими сбоями и повторами, присущими
только поэзии калевальской метрики.
 
Ссылки на источники:
______
«И возвратится прах в Землю (чем он и был) - а дух возвратился к Богу,
Который дал его». Гл.12, п.7 Книги Екклесиаста или Проповедника.
______
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и Заповеди Его соблюдай, потому
что в этом - всё для человека». Гл.12, п.7 Книги Екклесиаста или
Проповедника.
______
 
Бунт раба. «Кантелетар» (1840-1841, третья часть, руна 6). Эпическая
песня-легенда, мало исследованная учеными-фольклористами. Записана
Эллиасом Лённротом (финским фольклористом 19 века, составителем
эпоса «Калевала») от карельского рунопевца Архипы Перттунена в
д.Ладвозеро Кемского уезда Арх.губернии. Однако, в «Калевалу» сюжет
не попал. Появление звезды на небосводе олицетворяет рождение Бога,
как символа нарождающегося христианства. Новая Звезда понуждает раба
отвергнуть старого хозяина, прахом уйти в иной мир, силой своего духа
усилить небесную власть нового владыки всего на земле - Бога.
Источник текста руны: Рода нашего напевы: Избранные песни
рунопевческого рода Перттуненов/ Сост Э.С. Киуру, Н.А. Лавонен; Науч.
ред. Э.Г. Карху; Ред. карел. текстов П.М. Зайков; Ред. переводов А.И.
Мишин. - Петрозаводск: Карелия, 1985. - С. 92, 247.
 
______
 
патьяшки – карельские шаманы средних веков.
Лемпо – нечистый дух леса.
Хийси – черт, мифологическое существо, враждебное человеку.
Туонела – потустороннее царство, царство мертвых, черты которого
описаны в карело-финском эпосе «Калевала».
 
© Карен Агамирзоев
Дата публикации: 08.01.2021 15:43
Предыдущее: О таможенном штемпеле "ДОСМОТРЕНО"Следующее: Воспоминания о литературно-издательском конкурсе «Преданья старины глубокой» (Из истории литературного портала "Что хочет автор") (ВНЕ КОНКУРСА).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Надежда Коган[ 09.12.2007 ]
   Очень интересно получилось, Карен! А что до параллелей, то ведь на одной земле живем, одним воздухом дышим и - хочешь-не хочешь, а древняя мудрость тоже имеет общие корни. Ведь и Екклезиаст гневно восставал против угнетения и угнетателей. Он говорил о мудрости маленького человека, спасшего город от захватчиков, и скорбел, что имя его забыто.
   Спасибо за труд!
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 09.12.2007 ]
   Здравствуйте, уважаемая Надежда. Благодарю за понимание и серьезное отношение к теме. У каждого народа тема мудрости, способы получения (добывания) и сохранения мудрых знаний для будущих поколений, звучат по-разномув притчах и легендах. Но эта тема всегда является одной из центральных в истории каждого народа.
   Спасибо за внимание, Карен
Рогочая Людмила[ 21.12.2007 ]
   Глубоко и мудро. Как впрочем и тема, раскрытая Вами. Интересно для меня и познавательно. Спасибо.
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 21.12.2007 ]
   Здравствуйте, уважаемая Людмила. Спасибо за внимание к моей работе и к теме конкурса. Благодарю за Ваше мнение, Карен.
Юрий Канзберг[ 19.12.2008 ]
   "Кинулся жалкий Критис к дальней проруби..."
    Я бы слово "жалкий" не употреблял, потому как буквально через несколько строк этот самый Критис действует как вполне себя понимающая личность.
   У меня вопрос к Вам есть несколько, правда, интимного характера, но уж больно интересно: кто Вы по вероисповеданию будете?
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 19.12.2008 ]
   Делаю вторую попытку написать ответ. Вся страница в красном цвете. Какой-то сбой в программе портала. Извините ...
   
   Здравствуйте, Юрий. Спасибо, что заглянули. Благодарю за вопросы. Вы правильно отметили ту духовную грань, которая позволила Критису из несчастного и жалкого раба превратиться в личность, готовую совершать достойные поступки. Это самое ядро сюжета и смысл притчи, которые позволили мне сделать попыткку раскрытия цели тематического конкурса. Да, это всего лишь попытка. Я давно изучаю формы и методы средневековой поэзии. Калевальская метрика очень сложна. В наш цивилизованный век правильной речи некоторые смысловые повторы-возвраты и архаизмы звучат непривычно. И вообще, современному сознанию трудно познать эпическую поэзию времен язычества, идолопоклонничества и раннего христианства. По крайне мере, сразу познать. Для этого ученые и изучают эпическое наследие разных народов, которые в наше время дошло в некоторых фольклорных формах. Юрий, осознаю, что не все получилось так, как хотелось. Результаты конкурса и рецензия в обзоре подтвердили это.
   
   В отношении вероисповедания. У меня подспудно возник вопрос: а зачем Вам знать? Что это даст Вам? Юрий, вопросы риторические, не обижайтесь. Отвечаю: я не мусульманин, хотя мать азербайджанка. Отец армянин. По своему духу тяготею к христианским началам. Всю жизнь живу в православной стране, и поэтому ближе всего мне православная вера. Вынужден признаться, что к своим 50-ти годам, пройдя много потрясения в жизни, пока так и не пришел осознанно своей веры. Я в пути, Юрий ... Не знаю, удовлетворил ли я Ваш интересе, но уверяю, что ответил искренне.
   
   Спасибо за отзыв и Ваше мнение. С уважением, Карен
Юрий Канзберг[ 19.12.2008 ]
   Добрый вечер. Спасибо, что ответили на мой вопрос. Я почему спросил? Я спросил потому, что с одной стороны Вы находите общие посылки в христианстве и язычестве, против которого христианство всегда яростно боролось, а с другой - явно тяготеете к христианству. А с третьей - у Вас азербайджанская фамилия. Таковы гносеологические корни моего вопроса.
   
   С уважением
   
   Юрий

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта