Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Уважаемые авторы! Мы, разумеется, не забыли, что нынешний год идёт под флагом года культуры. Пишущая братия – это её частица, маленькая толика, но зато какая! Не важно, какого качества ты поэт или прозаик. Взяв в руки перо, ты невольно стал тем самым «инженером человеческих душ», принял на себя ответственность за свои действия. Перед кем ответственность? Перед самим собой, перед своей совестью, перед людьми, перед Богом. Разве может быть иначе? Тему, которую хочу сегодня предложить, подсказала сама жизнь. В разгар страстной предпасхальной недели к нам в ЛИТО пришёл некий писатель, назвавшись жителем Москвы. Попросил слова. Некоторая самоуверенность и неприкрытое хвастовство столичного гостя, решившего для начала манерно представиться, действовала вызывающе, но все проявили искреннюю заинтересованность и желание послушать припасённые им по такому случаю рассказы. Действительно, не каждый день случаются подобные встречи! И любопытно всё-таки было узнать, чем прельстил этот автор московские театры, в которых, с его слов, проходят многочасовые спектакли по его произведениям. Небольшие зарисовки, исполняемые красивым баритоном, звучали на хорошем литературном языке и вызывали заслуженные аплодисменты зала. Неожиданно автор прервался и повёл философский монолог о «правде жизни» и о собственной практике использования матерных выражений в своих творениях. Члены литобъединения негативно восприняли такое откровение, некоторые вышли из зала в знак протеста. Несмотря на предупреждение о недопустимости использования в данной аудитории ненормативной лексики, самоуверенный гость всё же позволил себе соответствующе выразиться, за что и был удалён. Пришедшие вместе с ним гости попытались предъявить обвинения в негостеприимстве. Итак, я употребил такие словосочетания, как «матерные выражения», «ненормативная лексика» и вполне понятно, что нецензурщина потому и является таковой, что не должна проникать к людям через фильтр цензуры. Нельзя лезть в человеческую душу с подобной грязью. Но, как видите, существует и другое мнение. Так кто же прав? Допустим ли мат в современной литературе? |
| ДопУстим, допустИм. Но это не значит, что я за его пропаганду. Люди, молю вас, прямо сейчас Мат запретите везде, повсеместно - На улицах, стройках, в грязных подъездах, А то пропадет он и сгинет напрасно... А я ведь так много еще не успел вам сказать! |
| Как учит нас Д. Шорскин, мат "должен быть к месту и в нужном количестве". |
| И будет тот ханжой и лгуном, кто скажет, что ни разу не использовал мат в повседневной жизни... :) Явление повседневной жизни не может не повлиять на литературу. Сказать, что мат в литературе недопустим, значит исключить некоторые труды Есенина, Маяковского, Пушкина, перечеркнуть "андеграунд" Баркова, и прочее, и прочее... В конце концов заменить живой язык на эрзац. А вот баланс соблюсти необходимый... Да. Трудно. Но именно для этого необходимо учиться сначала в школе, потом в других учебных заведениях, затем читать много книг достойных авторов, в общем формировать из себя личность. Именно таким путем, а не путем наложения запретов и табу. |
| Полностью с Вами согласен. Удивляет, как люди радостно приветствуют все запреты. Думаю, что взрослые люди и сами могут решить, какой спектакль смотреть, какую книгу читать, какую музыку слушать... Особенно странно слышать такое одобрение цензуры от авторов. А по теме: да, самое главное и самое трудное, соблюсти баланс. а для этого надо уважать читателя. |
| Столько слов и ни одного родимого. |
| "— Эй! Постойте! — крикнул Есенин вслед уходящим. — Так же нельзя, твою мать, а еще советский граф! — Он весело засмеялся: — Представляешь, Илья, — хлопнул он Эренбурга по плечу, будто и не было никакого скандала, — а Алексей Толстой тоже знает большой «матерный загиб» из двухсот шестидесяти слов… А ты не знаешь? Эренбург посмотрел на Дункан и отрицательно покачал головой. — Врешь, знаешь! Только боишься!.. Едрить твою налево, в Бога, в Христа, мать его, в зачатье непорочное… ну, Илья, давай дальше… Эренбург смущенно добавил: — Двенадцать всех Апостолов с Иудой всех едрить… Дункан, уже изрядно опьяневшая, радостно захлопала в ладоши: — Браво! Браво! Едрить мать! Fuck you! Я тоже знаю малый «матерный загиб» Петра Великого. Yes! Тридцать семь слов. Езенин мне училь! Я вашу мать ежом косматым, против шерсти волосатым!..." (В. Безруков "Есенин") |
| Допустим ли мат в современной литературе? Считаю, что отсутствие мата – это высокий уровень мастерства писателя. Хороший писатель опишет любую сцену, любой диалог без мата. И у современного читателя, думаю, мат вызывает лишь отвращение. |
| Согласен. Мат от нехватки слов. |
| Отсутствие мата - не показатель мастерства, а уж тем более таланта. Доказано самой литературой)) |
| Андрей Вячеславович. Присутствие мата - не показатель мастерства, а уж тем более таланта. Доказано самой литературой |
| Абсолютно верно. Сам по себе мат не характеризует писателя ни с положительной, ни с отрицательной стороны. |
| С отрицательной всё же характеризует. |
| Вот моё мнение, как сейчас говорится, ИМХО. В обычной, не "продвинутой" литературе, мат недопустим. Прямого включения нецензурных слов всегда можно избежать, даже если матерится персонаж. Приведу цитату из своего рассказа "Чингисхан" : " - У-у, противные, скучные… Звездоболы! – она произнесла это слово без корректировки, в его исходном звучании, нисколько не сковываясь при этом" Всем всё понятно, и в то же время не нужно материться! |
| Извините, конечно, но Ваша цитата - отличная иллюстрация к реплике Блинова. Еще раз извините. |
| Это намёк на отсутствие мастерства или таланта? Да Бог с ним, я не в обиде. Я своё ИМХО высказал, вы - своё. |
| Получается, что автор стесняется своего персонажа и как бы оправдывается: это, мол, не я сказал, а она, а я тут вообще не при чем... Но читателю-то как человеку, воспринимающему информацию, абсолютно все равно, завуалируете ли вы матерное словечко или прямо напишете. А вот в плане художественности этот довесок к прямой речи нежелателен. Тогда уж лучше вообще не употреблять ругательства (все равно оно искажено, какой смысл?), а написать что-то вроде "она послала в их адрес такой забористый эпитет, что я невольно поморщился". Это уже к вопросу уместности. |
| ...мат "должен быть к месту и в нужном количестве". © ... Абсолютно. |
| Мат был, есть и будет существовать, несмотря ни на какие запреты! Это патовая ситуация в нашей культуре. :) |
| "Мат - это пат в культуре". Ян Кауфман. Н. Бур: - Цунгцванг, блин. |
| Уважающие себя гроссы и мастера до мата не играют - разве что в блице - но это не сурьезно. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |