Читальный зал Литературного портала | АХ, ЕЛИСАВЕТ, ЕЛИСАВЕТ… Его имя не вошло ни в одну классическую хрестоматию, его романами не зачитываются на Западе, и он успел написать всего одну книгу – «Воспоминания». Родной брат великого Федора Достоевского, главный архитектор Елисаветграда средины ХIХ века, талантливый человек, имя которого забыто или почти забыто нами… 180 лет назад в семье Достоевских родился еще один сын – Андрей, который в отличии своего знаменитого брата (Федора часто винили в нелюдимости), был очень привязан к своей семье - в конце жизни он просит назначения поближе к московской родне, в Ярославль, и покидает Украину, где прожил долгие годы. По свидетельству современников, Андрей Достоевский был простым земным человеком, а с братом его роднили незаурядные литературные способности, которые ярко проявились в единственной книге мемуаров, изданной спустя годы его потомками. Мы в Украине знаем об Андрее Достоевском благодаря его деятельности на поприще архитектуры в Елисаветграде, Симферополе и Екатеринославле. И хотя уже в юности жизненные пути писателя и его брата разошлись практически навсегда (один провел почти всю жизнь в Украине, а другой принадлежал России), годы совместной учебы в Петербургской Высшей Архитектурной Школе (ее окончили все четыре брата Достоевские) наложили неизгладимый отпечаток на личность Андрея. В его книге «Воспоминания» ощущается мощный талант Достоевских, а в его взглядах – острый склад ума его брата. Ах, Елисавет, Елисавет!.. Приехавшему в уездный город молодому архитектору было от чего потерять голову: считалось, что в Елисаветграде ХIХ века жили самые красивые девушки царской России. Здесь были расквартированы блестящие офицеры, и красавицы из разных городов приезжали в Елисавет, чтобы «сделать удачную партию». В наши дни сотрудники Кировоградского краеведческого музея организовали выставку «Женщины Елисаветграда», выставив в качестве экспонатов старые фотографии ХIХ – ХХ веков. И посетители, и сами организаторы экспозиции были поражены красотой жительниц города с романтическим именем «Елисавет…» На «ярмарке невест» двадцатичетырехлетний главный архитектор не остался незамеченным: аура родного брата великого писателя привлекала к нему всеобщее внимание. Честно говоря, молодой Достоевский и сам немало этому способствовал. Однако нужно признать, что он, к своей чести, не «отрекся» от брата, когда был оглашен приговор о смертной казни Федора, измененный позднее на каторгу. Жители Елисаветграда спрашивали его с ужасом: не Ваш ли это родственник? На что Андрей отвечал: «Это мой родной брат». После этого он долго ощущал на себе пристальные взгляды обывателей, но среди любопытных глаз, по его собственному выражению «было очень мало сочувствующих». Об интересе к личности Андрея Достоевского в Елисаветграде свидетельствует история его венчания: в собор, где венчался молодой архитектор, набилось столько народа, что яблоку было негде упасть… «Выбирал» невесту Достоевский недолго: в октябре 1849 года он прибыл в Елисаветград, в декабре познакомился со своей будущей женой (о ней мы знаем только фамилию родителей – Федорченко), а спустя полгода они обвенчались. Судя по всему, это была первая и единственная любовь, которую Андрей Михайлович пронес через всю жизнь - даже после смерти жены в Ярославле он говорит о ней: «Нет моей дражайшей» (он переживет ее всего на несколько лет). Елисаветград связан с самыми светлыми событиями в жизни Андрея Михайловича – любовью, женитьбой и рождением детей. Здесь он проведет почти девять счастливых лет. Сегодня в Кировограде мы имеем всего одну фотографию Андрея Достоевского и один оригинал его проекта фортификационных сооружений в музейной экспозиции. Заместитель директора Кировоградского краеведческого музея по научной работе Светлана Колесник принадлежит к тем немногим краеведам города, которые интересуются наследием Андрея Достоевского. - Вклад Андрея Михайловича в развитие Елисаветграда – рассказывает краевед – заключается, в первую очередь, в его сотрудничестве с самым известным городским головой Александром Пашутиным. Этот тандем и дал возможность считать Елисаветград того времени городом европейского типа. Немалая заслуга Андрея Достоевского в том, что в городе появилась брусчатка, водопровод, электрическое освещение на улицах… «Дремучий» и «непроходимый» - эти нелестные эпитеты часто встречаются в контексте описания Елисаветграда в мемуарах Андрея Достоевского. Такую же характеристику городу дает и Федор Достоевский в романах «Братья Карамазовы» и «Идиот» (например, Погонный переулок). Существует миф о том, что знаменитый писатель приезжал в уездный город. Однако, сейчас достоверно известно, что это не так – описания Елисаветграда у Ф. Достоевского всего лишь дают основания местным краеведам утверждать, что рассказы брата повлияли на творчество писателя. Причем, описания «захолустного» городка имели откровенно негативный оттенок. Молодому архитектору пришлось «засучить рукава»: цивилизация в Елисаветграде ощущалась только на Большой Перспективной улице, «отошел на один шаг – грязь, соломенные крыши, город на этом заканчивается» - писал Андрей Достоевский. «Все эти уездные захолустные города построены по одному принципу» - говорил он о Елисаветграде, Симферополе и Екатеринославле. И действительно, даже сейчас многие города на юге Украины удивительно напоминают друг друга своей планировкой. В Кировоградской областной библиотеке им. Д. Чижевского «Воспоминания» Андрея Достоевского занимают особое место, эту книгу разместили на сайте библиотеки, а сотрудник отдела искусств Светлана Ушакова занимается изучением его наследия уже не первый год. - Судьба Андрея Достоевского необычна тем, что архитекторы нашего города – Яков Паученко, Александр Лишневский и другие – придут гораздо позже, в конце ХIХ – начале ХХ века. Во времена А. Достоевского все значительные имена в архитектуре принадлежали итальянцам, а отечественные архитекторы успели заявить о себе только в столицах. В уездном Елисаветграде никто даже толком не знал – что такое архитектор? – рассказывает библиограф. Интересен в этой связи случай с проектированием усадьбы «Приют» неподалеку от Червонокаменки, принадлежавшей зажиточному помещику Соколову-Бородкину. Получив от заказчика гонорар в конверте, молодой Достоевский открыл его по дороге домой и потерял дар речи: в конверте лежало целых…10 рублей! И хотя в то время это была немалая сумма, труд архитектора за подобную работу оценивался минимум в сто целковых. Вернувшись домой, Достоевский написал помещику письмо и вскоре получил от смущенного заказчика сто рублей – невежественный богач просто не знал, как оплачивается труд архитектора, он заплатил за проект усадьбы, как за гравюру! Но не только захолустность уездного города тяготила Андрея Достоевского. Елисаветград был военным городом. Это был расцвет Николаевской эпохи, время «голубых мундиров». Такое окружение «душило» свободолюбивого молодого человека, ведь он был приписан к военному ведомству чисто случайно. Получив образование инженера путей сообщения, он не попал на службу в гражданское ведомство только потому, что начальник-самодур не хотел в своем ведомстве никого из фамилии Достоевских. События, связанные с арестом группы Петрашевцев в 1849 году тоже сыграли немаловажную роль в судьбе Андрея. В число заговорщиков входил Федор Достоевский, поэтому в одночасье арестовали всех его братьев. Непричастными к запланированному покушению на царя были Михаил и Андрей Достоевские, первый провел в Петропавловской крепости три месяца, второй – тринадцать дней, но и этого ему оказалось вполне достаточно для впечатлений на всю жизнь. В Петропавловке состоялась последняя встреча братьев перед каторгой Федора, потом они встретятся только спустя пятнадцать лет, после четырех лет каторжных работ и принудительного поселения Федора в Сибири. Федор увидел Андрея в третьем отделении, в печально-известном «белом зале», куда свозили всех арестованных. Он воскликнул: «А ты-то что здесь делаешь?!» Но им не дали поговорить, сразу же препроводив в разные комнаты. Позже Андрей трижды ездил в Петербург из Елисаветграда с просьбой о переводе в другое место, и буквально накануне приказа об упразднении военных поселений, добился перевода в Симферополь. Сегодня в Кировограде из построек, созданных по проекту Андрея Достоевского, сохранилась только старая прачечная в районе древней крепости - сейчас это один из корпусов городской больницы. Возможно, сохранились фрагменты решеток к церковной ограде на Ковалевке, которые создавал Андрей Михайлович, и другие, не идентифицированные строения, которые он проектировал по частному заказу. Дело в том, что в его обязанности входили общие вопросы, фортификационные сооружения, государственные постройки казарменного типа, а жилые дома богатых людей, которые он проектировал – это была всего лишь его частная практика. Кроме того, Елисаветград времен Достоевского был деревянным городом, который неоднократно горел, и каждый раз пожары уничтожали множество построек. Поэтому главным его наследием является книга воспоминаний, которая насыщенна ценными рассказами об известных людях Елисаветграда (например, Остен-Сакене), губернаторах, богатых помещиках, горожанах. Как архитектор, он проявил себя в Симферополе, Екатеринославле и Ярославле – в более позднем возрасте. Однако его усилия сделать Елисаветград цивилизованным европейским городом заслуживают уважения. Интересно, что спустя сто с лишним лет, накануне празднования 250-летия Елисаветграда, главный архитектор города Григорий Литвин и его коллега, член правления областной организации Союза Архитекторов Украины Виталий Кривенко обратились к общественности со страниц местных СМИ. Архитекторы города призвали руководство города и области вернуть Кировограду его историческое название – Елисаветград и переименовать улицы в центре города из соображений исторической справедливости, дав им прежнее имя – Большая Перспективная, Дворцовая и другие. Как справедливо заметили руководители архитектурного ведомства, центр Кировограда «перегружен» политическими именами – улица Ленина, Карла Маркса, Фрунзе… Пора заменить имена революционных вождей на исторические названия. Волнует местных архитекторов и то, что Кировоград по-прежнему остается в сознании людей заштатным провинциальным городком, где время остановилось и не ощущается веяния эпохи. Необустроенность улиц, ветшающие дома, памятники культуры – как тут не вспомнить Андрея Достоевского с его характеристикой старого Елисаветграда? Неужели ничего не изменилось с тех самых пор? Радует, что традиции архитектора Достоевского не забыты его нынешними приемниками. Огорчает, что юбилей города отметили в минувшем году, а вот прежнее название – Елисаветград – городу так и не вернули. Древние мудрецы придавали большое значение собственным именам. Считалось, что каким будет имя – таким и дальнейшая судьба города или человека. Вот и сегодня, так и хочется произнести нараспев: «Ах, Елисавет, Елисавет»… - романтичное прекрасное имя. |
АС | [19.04.2007 21:57:34] |
| А у нас меж Зарайском и Коломной чуть не зубами энтузиасты выгребают окаменевший суперфосфат из бышего храма в бывшем имении Достоевских. Я, кстати, учился в Москве в институте инженеров ж/д транспорта, что подле улицы Достоевского, на коей по пору сю дом, где Фёдор Михайлович родился, дом при больнице, что архитектуры классицизма - колонны белые, фасад жёлтый плюс треугольный фронтон ... Конечно, Елизаветград и Екатеринослав, при чём тут Киров-коров и Петровский ? :) |
| Интересная информация... Я - за исторические названия, тем более, они, как правило, красивые. Спасиба... Вчера со сна написала себе комм вместо ответа тебе... |
АС | [20.04.2007 10:47:01] |
| Выходит, мы с тобой во сне - одно целое :) |
| Ну да... Целый день вместе (в одном интернет-пространстве) и даже во сне... |
Брут | [20.04.2007 03:45:27] |
| |
| Брутик, ты где пропал? Что за безобразие? |
АС | [20.04.2007 10:45:47] |
| На ЧХА в ум дамы не берут, куда пропал великий Брут ?! :) |
АС | [20.04.2007 10:53:48] |
| А вообще, куда это madera-moderato здешний смотрит, пост про архитектора, а не про писателя, отнюдь, тогда как ЧХА - литр-урный портал, а не Алки тэг дурный ??? !!! :) |
| Пусть модераторы лучше помогут снять удаленный мною комм, теберь он завис на странице и светится красным светом... Что делать? |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |