Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Юрий Циммерман
Объем: 16652 [ символов ]
Энергия распада, или запоздалый оргазм Софьи Власьевны
"У нас в СССР секса нет". Вряд ли найдется в старшем поколении человек, который не помнит этой анекдотической фразы, с комсомольским задором прозвучавшей на заре перестройки. Впрочем, чего ждать от эпохи, в которой самым свободным и живым литературным жанром был именно изустный анекдот?! И когда до неприличности юный генсек во всеуслышание скомандовал с кремлевской трибуны "Вольно!", литература бросилась осваивать доселе запретную целину сексуальности именно в жанре анекдота – приведу в качестве примера шедшие в то время нарасхват "Россия в постели" Эдуарда Тополя или "Мужской разговор в русской бане" Эфроима Севелы.
С тех пор минуло четверть века, и пост-советская литература постепенно дозревает до более глубокого и содержательного анализа того, что же собственно составляло сексуальность во времена безраздельного властвования Софьи Власьевны, как на эзоповом языке диссидентской тусовки называлась в те времена советская власть. Что было тогда, что стало с нами сейчас и, как говорится, на чем сердце успокоится. И в этом отношении чрезвычайно показательны две яркие повести, появившиеся в разное время на сервере Проза.ру – "Лицом к стене" Георгия Граева (2001) и "Десятый" Владимира Улина (2005). Произведения, разительно похожие по композиции и, одновременно, совершенно различающиеся по своему внутреннему посылу.
 
1. Счастливая грешница
Героиня повести Виктора Улина "Десятый" родилась в 1934 году. Вообще-то ее зовут Тамара, даже Тамара Павловна, но мы узнаем об этом только на двадцатой странице. Не в имени дело, дело в судьбе. Обычная ленинградская девочка, чье детство пришлось на войну. Лишь случаем избежавшая блокады или немецкой бомбы на переправе через Ладогу. Выбравшая самую что ни на есть человечную профессию: врач-терапевт. И изведавшая весь мыслимый спектр семейных ролей: девушка на выданье – замужняя – разведенная – второй раз замужем – вдова – любящая мать...
...однако же любящая весьма изобретательно и разнообразно
Вся повесть посвящена становлению и развитию героини в ее женском самоощущении на фоне сменявших друг друга эпох советской жизни, от позднесталинской до ранне-перестроечной. Но при этом "Десятый" ощутимо распадается на две части, которые волей-неволей приходится рассматривать по отдельности.
Первая часть, вплоть до пятой главы повести – это добротая высокопрофессиональная проза без дополнительных определений: она и женская, и историческая, и любовная, да и мало ли еще какая. И этапы осознания героиней себя как женщины, как личности, и связанные с этим проблемы вполне вписываются в общий ход движения времени, со всеми непредсказуемыми зигзагами "линии партии". Язык автора богат и сочен, резко выходя за рамки среднеграфоманского уровня сайта Проза-ру. Улину прекрасно удается описать эпоху маленькими деталями – такими, например, как двадцатикопеечная монета для телефона-автомата: сразу схватываешь момент времени, преддверие хрущевской денежной реформы. Или "кругом стало тихо, как в музее революции" – образ, предельно созвучный времени действия.
Тем не менее даже в первых главах развитие именно сексуальности в Тамаре Павловне занимает значительную часть повествования. Да, профессия героини – профессия врача – делает ее существенно свободнее миллионов своих зажатых коммуналками современниц эпохи "построения социализма в одной отдельно взятой стране" – но только лишь на генитальном уровне. Она свободнее во взгляде на собственное тело, но едва ли во взоре на собственную душу. Говоря терминами 1920-х годов. она способна на рациональную и позитивную "любовь по Семашко", но до крылатого Эроса "любви по Коллонтай" еще ой и ой как далеко. И нашему молодому врачу придется пройти долгий путь, включая двух мужей и семерых посторонних мужчин, пока она не обретет подлинное женское счастье со своим десятым и последним... Собственным сыном.
Я не могу не отметить здесь блестящую находку автора - использование для половых органов и их частей профессиональной латыни. Причем использование это вполне достоверно и психологически оправдано, ведь главная героиня – медик. Таким образом Улин изысканно справляется с трудностью, мимо которой не может пройти ни один автор, пишущий по-русски об эротической стороне жизни. В любом европейском языке, будь то английский, французский или немецкий, заимствованные из медицинской латыни корни легко вписываются в структуру речи, обрастая суффиксами и окончаниями, в русском же – отнюдь нет. С другой стороны, собственно русский сексуальный и околосексуальный лексикон практически всегда носит нецензурный и бранный оттенок. Российская литературная традиция, пожалуй, вообще не знает высокой эротики, низводя отношение полов исключительно к похабщине – недаром классикой жанра у нас является отнюдь не куртуазная "Гамиани", но простой как топор "Лука Мудищев". В устах же профессионального врача медицинские термины на латыни звучат вполне уместно, равно как и здоровый, отчасти даже циничный подход к собственной физиологии. Когда и расставание с невинностью предстает не романтическим порывом, а плановой процедурой дефлорации: "Он лежал на мне, совершая фрикции и сопя, а я смотрела в потолок – точнее в грязный сетчатый низ койки второго этажа, и думала о том, сумею ли сдать предстоящий экзамен по топографической анатомии."
История жизни и взросления Тамары Павловны описана в первых четырех главах повести подробно, интересно и психологически совершенно достоверно, включая и эволюцию ее женских сексуальных ощущений. Однако всё это оказывается у Виктора Улина лишь предысторией. Начиная с пятой главы, поле действия повести стремительно съеживается шагреневой кожей, сводясь в конечном итоге к подробному рассказу о том, как мать соблазняет собственного сына, Алексея, и ведет с ним счастливую и разнообразную половую жизнь. Можно спорить с жанровыми определениями – эротическая ли это проза или просто порнография, но развитие героев теперь определяется исключительно развитием их сексуальных отношений. Причем происходит это линейно и однозначно, одним сплошным "крещендо", как в "Болеро" Равеля. Ни взросления Алексея, ни психологических поворотов в душе Тамары более не улавливается - одно только лишь расширение диапазона приемлемости, говоря профессиональным языком. Но тут-то и зарыта собака, на мой взгляд: жизнь – она невозможна без случайностей, нелогичностей, отступлений и возвратов (это, в частности, и про развитие сексуальных отношений Тамары с сыном)... И если в первых главах эта нелинейность присутствует – то она сразу куда-то пропадает, как только в воздухе запахло запретным сексом и инцестом. Хотя с точки зрения психолога и сексолога все выписано предельно точно и мотивированно, ну прямо-таки готовый текст для соответствующей хрестоматии.
В определенном смысле вторая половина повести, конечно – все-таки НЕ порнография. Виктор Улин не задается целью вызвать немедленную эрекцию у читателей-мужчин и соответствующее увлажнение – у читательниц. Он нежно, бережно и слегка отстраненно выписывает все новые и новые совокупления героини с собственным сыном – как физиологические подробности, так и сопутствующие душевные переживания. Но, увы – ничего сверх того. Более того, отходя от реализма первых глав, автор все более впадает в условности порно-жанра: все женские стати Тамары восхитительно красивы и неувядаемы, не взирая на возраст (в финале – семьдесят один год!). Будь у героини хоть что-нибудь не слишком красивое, или какое-нибудь мелкое недомогание по женской части, она бы выглядела гораздо реальнее. А так - груди идеальной формы, ноги изумительные, глаза тоже, улыбка дивная, и танцует прекрасно... Словом, Долли Бастер отдыхает.
Тем не менее, мне бы хотелось завершить эту часть моего эссе на той же оптимистической ноте, которой кончает свое повествование Виктор Улин: да, героиня преступила писаные и неписаные законы, и возможно, ей нет оправдания ни пред божьим судом, ни пред человеческим. Но скажите мне, стало ли хоть кому-нибудь плохо от того, что двое нащли свое сокровенное счастье?! И я готов согласиться с приговором того суда, который вершит над собой сама Тамара: оправдать безусловно.
 
2. Порно-Раскольников
Павел Влачагов, герой повести Георгия Граева "Лицом к стене", вполне мог бы быть сыном Тамары Павловны и младшим братом "десятого" Алексея. Он тоже вырос в городе на Неве, но его детство отмечено уже не смертью Сталина, а московской Олимпиадой. И если Тамара росла в семье, исполненной любви и согласия, то Павел сполна познал и запои отца, и его драки с матерью вплоть до поножовщины. Еще совсем маленьким мальчиком он встретил и любовь своей жизни, и проклятие своей судьбы. Запавшая ему в душу незнакомая девочка окажется впоследствии его одноклассницей, а спустя годы станет и женой. Но память о двоюродном брате, который утонул в реке, спасая его, Павла, жизнь, будет преследовать его до конца дней.
Подобно Виктору Улину, Георгий Граев любовно и подробно выписывает детство и отрочество своего героя на фоне развитого социализма, не оставляя без внимания ни мальчишеские гомосексуальные игры, ни возникшее напряжение между мальчиком и матерью после ухода отца – напряжение, чуть было не толкнувшее героя "Лицом к стене" на путь, который прошли до конца сын и мать в повести "Десятый". Чувственность матери оказывается, впрочем, не настолько вседовлеющей, а сыновняя любовь – не настолько уж сильной, и Павел благополучно избегает судьбы Алексея: коварные мойры берегут его для других испытаний. Вот уже раздираемый комплексами, исполненный сознания собственного уродства и никчемности юноша следует за своей платонической возлюбленной, Полиной, из класса в класс и из школы в институт, постоянно оставаясь на периферии ее существования - эдакий кавалер де Грие двадцатого века. Тут-то и находится, по законам жанра, коварный змей-искуситель в лице сокурсника-супермена по имени Денис, который предоставляет герою и жизненную философию - забавную смесь из ницшеанства и дзен-буддизма, - и подружку без комплексов для избавления от затянувшейся девственности.
В абсолютном сходстве с "Десятым", повествование в "Лицом к стене" по-настоящему переходит в разряд эротической прозы начиная именно с пятой главы, хотя сам Георгий Граев отнес к данному жанру также и главы третью с четвертой. Павел мечется, разрываясь между женщинами, мужчинами и собственной ладошкой, но образ загадочной и недоступной Полины-Манон никак не оставляет его в покое. Духовные искания Павла, впрочем, отнюдь не исчерпываются сексуальной сферой. Но никакой журнальной площади не хватит, чтобы описать их в полной мере: по своему объему повесть "Лицом к стене" не уступит романам классиков соцреализма; и поэтому мне приходится ограничиться здесь только эротической компонентой этого крупного, талантливо написанного и многопланового произведения.
Еще со школьных времен Ворчагов одержим раскольниковским вопросом – "Тварь я дрожащая или право имею?!" И теперь он самоутверждается, имея это право во все мыслимые отверстия. Поразительно наблюдать, как в "Лицом к стене" разворачиваются параллельно три потока действия – духовный, сексуальный и политический. Отслужив армию, герой по воле счастливого случая (или провидения) снова встречается с Полиной, делает предложение и становится ее мужем. Но мир вокруг нас меняется – за смертью Брежнева, после "гонки на лафетах", приходит перестройка, которая заканчивается путчем и оборачивается "диким капитализмом" ельцинских времен. Соответственно тому, обретение в постели великой любви всей своей жизни и лишение невинности юной невесты переходит в спокойный, уравновешенный супружеский секс, но за рождением сына следует уже и исступленный трехдневный трах – иначе не скажешь – в дни августовского путча. А потом, наконец, продвинутый свинг с Денисом и его женой, да и со многими другими. В отличие от В.Улина, Г.Граев не чурается матерных терминов при описании интимных подробностей; но уровень отношений героев постепенно становится таков, что более деликатных слов эти побробности и не заслуживают.
Парадоксальным образом, раскрепощение собственной сексуальности и вакханалия внешнего мира зеркально отбражаются в духовных поисках Павла, который от Достоевского через Розанова и Бердяева приходит уже к каноническому православию. Он искренне пытается обрести себя в вере, смирении и покаянии. Но что-то никак не складывается в разгоряченном, раздрызганном сомнениями и поисками сознании, и бес-искуситель за левым плечом оказывается в конце концов сильнее. Потеря работы и смерть сына от тяжелого заболевания доводят героя, влекомого энергией духовного распада, до страшного логического финала. Только жертвой при этом оказывается не старуха-процентщица, а твоя первая любовь и мечта, спутница твоих дней и мать твоего ребенка. Триумф Танатоса над Эросом. Amen.
 
3. Menage de trois с эпохой
Итак, героиня В.Улина и герой Г.Граева проходят один и тот же путь, путь познания собственной сексуальности. Причем проходят его в одной и той же стране, в том же самом городе и едва ли не в одно и то же время. Поневоле задаешься вопросом: в чем же причина столь разительной противоположности их судеб? Почему незатейливо-циничная Тамара, совершая раз за разом смертный, казалось бы, грех, проживает тем не менее долгую счастливую жизнь, а полный душевных исканий, высокообразованный и законнопослушный Павел последовательно и неотвратимо приходит к убийству самого близкого себе человека?
Причин здесь, как мне кажется, несколько, но самая важная из них все-таки та, что в каждом соитии героев "Десятого" и "Лицом к стене", в каждом их сексуальном опыте незримо присутствует третий участник, а точнее третья – та самая Софья Власьевна. Однако если для персонажа В.Улина, фигурально выражаясь, это зрелая женщина за сорок, в самом расцвете своей потенции, то для выросшего поколением позже героя Г.Граева - уже дряблая и бессильная, но оттого еще более злобная старуха на грани Альцгеймера.
Конечно же, в сталинские и послесталинские времена – пора взросления Тамары, - "секса в СССР не было" еще в большей степени, чем в эпоху развитого социализма, когда становился на ноги Павел. Запреты на аборты, развод с обязательным объявлением в газете и выговором по партийной линии в лучшем случае, если не с исключением из рядов... Виктор Улин прекрасно и очень точно объясняет это устами своей героини: "...предыдущая христианская ханжеская нравственность утверждала, что плотские отношения греховны и могут быть оправданы лишь продолжением рода. Это отрицание секса как самоценного явления в русской культуре легло базой под мораль строителя коммунизма." Но в то же время оставалось еще что-то другое: искренняя романтическая вера, вера в коммунистический идеал и его скорое воплощение. Разоренная и опустошенная войной страна была тем не менее на духовном подъеме, опьяненная великой Победой. Удивительно, но при всем кардинальном различии сюжетов двух произведений, которые мы сегодня рассматриваем, в них есть один общий персонаж, который можно без малейших проблем переставить из одного текста в другой: это старый партиец с идеалами. Отец Тамары и дед Алексея, который "был коммунистом, всегда бодрым и довольным жизнью" - и его двойник, дед Павла, не принявший перестройки: "Все сейчас эти семьдесят лет, когда страна коммунизм строила, проклинают, но тогда у людей, у страны была определенная цель, мы были в авангарде истории, а какая цель теперь? Обогащайся и все дозволено?!" И вот эта-то атмосфера всеобщего безверия и служит тем питательным бульоном, в котором разрастается плесень, разъедающая и отравляющая сознание Влачагова. "Я вспомнил слова деда: армия предателей. Да, мы все рождены для предательства. Какое это наслаждение – предавать, изменять, и делать это открыто!" – говорит он себе в момент, когда в первый раз занимается сексом с женой Дениса, наблюдая параллельно, как тот имеет его собственную супругу.
Что наверху, то и внизу, гласит древняя мудрость; ситуация страны повторяется и в личной судьбе героев. "Преступная мать" Тамара остается тем не менее настоящим врачом, влюбленным в свою. профессию. Думаю, что именно жизненное призвание и дело врачевания, ставшее ее судьбой, и послужило моральным противовесом герметически замкнутому мирку сладостного семейного разврата, удержав и сохранив ей счастье и здравый рассудок. Павла же жизнь носит от интереса к интересу, от профессии к профессии, но ни одно из занятий не захватывает хоть сколько-нибудь значительную часть его мыслей и стремлений. Именно поэтому не находится никаких внешних ориентиров, которые помогли бы удержать его сексуальные желания в разумных или хотя бы человеколюбивых рамках. И тогда его накрывает с головой запоздалый оргазм престарелой Софьи Власьевны, наконец-то уяснившей для себя, что секс в СССР все-таки был.
Дата публикации:
Предыдущее: Алые простыни. Об эротике Земфиры КратновойСледующее: Энергия распада, или запоздалый оргазм Софьи Власьевны

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Пиитух[ 08.11.2006 ]
   "У нас секса нет" - начало фразы, оборванной телевизионщиками при монтаже и несущей прямо противоположный смысл. Дама эта работала в аптеке, знала, что говорит, и была очень обижена тем, что ее ни за что, ни про что превратили во всесоюзное чучело. Но ... поезд ушел ... обрывок фразы стал крылатым ... серьезно к нему относятся разве что на сайте и в подобных ему местах.
   
   ... хорошо излагаете, между прочим ...

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта