Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Станислав Афонский
Объем: 17526 [ символов ]
Для чего закалялась сталь
Перечитать заново книгу «Как закалялась сталь», о которой я и вспоминать,
и думать давно позабыл, побудило опубликованное в «Российской газете»
9 сентября 2004 года цитирование Львом Аннинским слов Д. Быкова: «Мы-то Корчагина похоронили, он для нас странный тип, весь духом живший. А шахиды и шахидки, которые идут, обвязавшись взрывчаткой, - это ведь корчагинская психология. Если мы хотим противостоять им – давайте возрождать своих корчагиных»… Вскоре после этой сентенции донеслись слухи о проведении детских творческих смотров - конкурсов по произведениям Н. Островского. Даже премии учредили передовикам… Пороху добавила и публикация в «Литературной газете»
беседы на эту же тему с тем же Львом Аннинским.
 
Интереснейшая мысль и идея, ничего не скажешь. «Связь времён»…У современных террористов – смертников, бандитов, корчагинские дух и психология… Что же это за дух такой? Какая такая особая террористическая и одновременно контртеррористическая психология? Что, кроме «стального символа Чести и Мужества, увидят в Павке Корчагине современные дети? Взял в библиотеке книгу «Как закалялась сталь». Попутно выяснилось: исполняется 70 лет со дня выхода в свет самой книги и 100 лет её автору. Вот, дай Бог память: не знал, как говорится, да ещё и забыл… Начал читать и всколыхнулось давнее. Оказалось, что некоторые строчки и целые абзацы помню до сих пор наизусть. Здорово, Павка, любимый друг детства и юности! «Даёшь!» И я готов был вместе с тобой скакать с шашкой наголо рубать ненавистную тобой контру…
Но первые же страницы книги напомнили и другую историю, связанную с ней. Вот он, опять предстал передо мной - отвратительный, тупой и злобный поп Василий. Вот он целую минуту остервенело долбит испуганного Павку головой об стену, схватив его за уши. Естественной реакцией на зверство такое могли быть только возмущение и гнев. И правильно Павка тому попу махры в пасхальное тесто насыпал. Так ему, гаду, и надо. И ещё ему бы всыпать как следует и куда следует! Излил свои эмоции маме: неужели попы, слуги Божьи, такими злыднями были? И вопросом своим вогнал её неожиданно в смущение. Она у меня была учительницей русского языка и литературы. По возрасту ровесница писателя, училась в гимназии и тоже изучала «Закон Божий» у одного из коллег «попа Василия». Книга Н.Островского входила в школьную программу… Что ответить сыну, чтобы лояльность его сохранить к шедевру советской литературы и правду сказать?.. И ответ прозвучал так: не все священники были такими, как отец Василий. Он, скорее всего, явился исключением из правил. Все другие священники, в силу того, что преподавали своим ученикам, не могли относиться к ним со злобой. Таких бы «преподавателей» самих выгнали. «И не называй, сын, священников попами – это оскорбление для них».
Злокозненный поп Василий упоминается в книге ещё раз – как руководитель подполья, готовящего кровавое восстание против советской власти. Дочери же его, «поповны», в том же подполье исполняют роли разведчиц. Одним словом, вся семья поповская – контры. Родственницы других священников тоже ведут себя по отношению к власти трудового народа не лучшим образом. Зато с ликованием встречают его врага Петлюру и в пьяном виде пляшут с бандитами, задирая бесстыдным образом свои юбки перед ними… Ай да воспитание у «поповен» - греховодницы какие-то. Все «враги революции», до одного, описаны отвратительными: и лица у них неприятные, и походки плохие, и жирные они, и потные, и губы у них капризные, и… всё плохо.
С удивлением констатирую: замечаю в книге то, о чём не задумывался раньше. Выглядит странным и неприемлемым то, что казалось естественным. Страницы читают те же глаза, но за ними находятся новые знания и иное видение мира. Глаза разума как бы прозрели и сбросили пелену идеологических шор. Они стали добрее и объективнее. Разум уже отказывается воспринимать людей, чей род занятий перечислен в книге, как лютых врагов всего рода человеческого, за освобождение которого бился Павка Корчагин. Вот они – их чётко обозначил Островский в своей книге: священники и их родственники, учителя, адвокаты, аптекари, врачи, лесничие, буфетчики, кулаки, помещики, городская интеллигенция, обыватели, «эсэровские последыши», социал – демократы, меньшевики, гимназисты…Последние – все без разбора. Вот Павел приходит в гости к своей подруге Тоне и застаёт у неё незнакомых ему гимназистов. Немедленно уходит, прямо заявив недоумевающей девушке, что не желает с ними общаться, потому что ненавидит их… То есть, и мать мою он так же ненавидел бы, гимназистку, да она, к тому же, ещё и учительницей работала с шестнадцати лет после гимназии…
Ненавидеть тех, кого даже не знаешь… А ведь это полностью соответствовало идеологической установке партии большевиков того времени. От неё зависела сама жизнь тех, кого она касалась. Для того, чтобы приговорить человека к смерти, совсем не нужно было доказывать его вину: достаточно было определить его принадлежность к классу. Буржуй – к стенке. По той же классификации к трудовому классу относились, например, учителя и фельдшера только сельской местности. Учителя и врачи, живущие в городе, считались буржуями - со всеми для такого «позора» последствиями. Обращаясь к интеллигенции и гимназистам, пришедшим в театр на спектакль и не желающим вступать в комсомол, один из героев книги «Как закалялась сталь» юный пулемётчик Ваня Жарких, «задыхаясь и дрожа от ярости и ненависти», крикнул: «Таких только из пулемёта прошить!» Приступ ожесточения вызвали слова одного из гимназистов о том, что они хотят учиться, а не заниматься политикой… И ведь «прошивали».
О красном терроре в книге не говорится ничего. Только о белом и петлюровском. Но уж если на всю страну сказано, что в современных террористах – смертниках живёт корчагинский дух, а Корчагин воевал в рядах Красной армии, и в ЧК, то давайте поговорим о красном терроризме. Так уж повелось, что многие свои мнения и впечатления об истории мы невольно складываем из произведений художественной литературы. Но лежащий в её основе вымысел часто искажает действительность. Часто – в угоду тем, кто такую литературу заказывает. В романе, автором которого значится Н.Островский, нарисован образ романтической гражданской войны. Таким он долгое время и оставался: красные – в белых невинных одеждах; белые – в красных кровавых. Но вот раскрылись секретные архивы и документальные свидетельства. Известный историк, журналист и писатель В.Шамбаров в своей документальной книге «Белогвардейщина» приводит свидетельства о совершено другой войне. Вместо возвышенного, идеологически идеального образа войны «за освобождение всего человечества» предстаёт образ кровавого чудовища.
В этой войне доблестные таманцы, ворвавшись вслед за отступавшими белыми в Ставрополь 23 октября 1919 года, не пощадили даже «буржуйских» детей в больнице. В Ростове «буржуев» водили на расстрел партиями каждую ночь. Отряд Северокавказского ЧК на склонах горы Машук рубил шашками головы пленным офицерам, лечившимся на курортах. ( «За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые» - говорит красивые слова в романе Н.Островского командир красного полка). «Показательной казни» подверглись 106 заложников из числа видных горожан – «буржуев», в их числе стариков, женщин, священников (стр. 181). «Попов» пытали до смерти. Например, отцу Иоанну Приговскому в Пасхальную (!) ночь прямо в церкви выкололи глаза, отрезали нос и уши, размозжили череп. Алтари превращали в отхожие места. Вырезали семьи священников под корень (стр. 106). Служившие в белой армии мужчины находили своих родственников распятыми, сожжёнными заживо… В романе дан образ китайца, эдакого «обаяшки» - интернационалиста… В 1919 году при отступлении красных частей из Киева отряд карателей – китайцев расстрелял во дворе тюрьмы арестованных ЧК множество заключённых, не забыв перед этим раздеть их до нага (стр. 535). Об этом же страшном деле есть документальные кадры кинохроники. Роман повествует о девушке, которую склонял к интимности с ним петлюровский офицер… «Отступающие красные изнасиловали в нескольких станицах всех девушек, в качестве «контрибуции» (стр. 126).
Казаки отвечали красным взаимной злобой. Но тех, кто оставался в живых после боя и попал в плен, без суда не убивали. В своём романе Островский писал о том, что арестованного за освобождение Жухрая Павла петлюровцы не могли расстрелять без разрешения штаба Петлюры – он был несовершеннолетним. ЧК расстреливала без излишних проволочек всех, от мала до велика.
Указания и приказы о массовых расстрелах в красные части и ЧК шли сверху и эти документы сохранились до сих пор. 22 октября 1919 года Ленин писал Троцкому: «Нельзя ли мобилизовать ещё 20 тысяч питерских рабочих плюс 10 тысяч буржуев, поставить позади их пулемёты, расстрелять несколько сотен и добиться массового напора на Юденича». Были жестокости и среди белых, но они не носили массовый характер и были лишены идеи классовой борьбы. Приказов о казнях, как системе, со стороны командования белой армии не обнаружено: с мирным населением она не воевала. Красный террор, подкреплённый классовой теорией, брызжет и искрится со страниц книги Н.Островского. Они словно током бьют по нервам. Буржуй и кулак, член оппозиционной большевикам партии, считался официально не полноценным существом, недочеловеком, достойным только удара кулаком, выстрела маузера, очереди из пулемёта. Уничтожение таких, с точки идеологии, и убийством-то не являлось… Мне сейчас страшно и стыдно за то, что в юности я разделял мнение того пулемётчика.
Содержание книги «Как закалялась сталь» удивительным образом точно совпадает с официальной идеологической линией партии. Оба моих родителя, учителя по профессии и «враги народа» по определению автора книги о символе чести, рассказывали, что в те годы все русские романсы считались махровым мещанством, не достойным нового советского человека, а с ними заодно к «мещанским» инструментам относили и гитару, что были запрещены многие «буржуйские» танцы… Рассказывали об издевательствах над «попами»… Современный читатель, взяв в руки книгу «Как закалялась сталь», узнает о том, что её герои собирались ехать добивать буржуев в Америку (интересно, как бы к этому отнеслись американские читатели), а всех стариков поселить в буржуйских дворцах Италии. Узнает, что «вихлястый фокстрот» - это «проституирование» и танцевать его, «в похабных позах прилипнув друг к другу», могут только отвратительные буржуи – нэпманы; что русские романсы под гитару – недопустимое мещанство и поют их «жирные певицы с яростной жестикуляцией»; что интимные грехи комсомольцев необходимо выносить на суд общественности в городском масштабе; что крестьянство отрывает рабочего от «пролетарской психологии» и ему «от этой земли дышать трудно», как брату Корчагина Артёму… Не в то ли время начиналась сельскохозяйственная политика партии, последствия которой мы расхлёбываем до сих пор? Именно тогда начиналась безоглядная индустриализация страны, когда часть крестьян расстреляли во время их многочисленных восстаний; часть «кулаков» перебили, часть выселили, часть сгноили в ГУЛАГ-е; часть сбежала в города; части, и большой, молодёжи внушили, что работа на земле – дело, не достойное настоящего пролетария, а пролетарием, т.е. человеком без собственности, быть почётнее и лучше, чем зажиточным крестьянином кулаком – врагом народа… И «вдруг» оказалось, в конце концов: хлебную когда-то Россию нечем и некому кормить.
О кровавых ужасах Гражданской войны страшно даже только читать. Она стала величайшей трагедией всего российского народа, уничтожавшего самого себя своими руками - беспрецедентной бойней. Бойней безнравственной, потому что братоубийственной, порождённой, с одной стороны, классовой ненавистью и жаждой сохранить захваченную власть любой ценой, с другой – стремлением восстановить законный порядок на Святой Руси таким, каким он виделся белому движению. В такой войне не может быть героев или героями являются воины той и другой стороны. Книга Островского написана с обострённых позиций большевиков. Она стала идеологическим патроном, оружием ведения огня по любому их противнику. Дух Павла Корчагина, его фанатизм, сконцентрировавший в себе ненависть к врагу, пусть даже воображаемому, – его боевым зарядом, взрывчаткой. Как неожиданно оказалось – вполне пригодной и для современного «пояса шахидов». Фанатизм во все времена остаётся самым опасным оружием. Только фанатик способен взорвать себя ради исполнения внушённой ему цели, ради «освобождения всего человечества», не думая о жизни отдельных его представителей, часто ни в чём не повинных, и не знающих, что их от чего-то освобождают, кроме самой жизни.
Время и суета в нём людей с их политической вознёй и борьбой, опять с расстрелами, но теперь уже тех, кто сам расстреливал невинных, громкими программами и лозунгами показало: эксперимент не удался – ни социализма по-большевистски, ни коммунизма по-советски построить не получилось. Выходит: напрасны были все страдания гражданской войны, бессмысленны её многомиллионные жертвы, безвозвратны духовные потери, страшны последствия, разделившие на многие годы народ одной страны на «белых» и «красных»… Восстанавливаются взорванные храмы, возвращается православная вера, священников попами уже не называют (публично, по крайней мере), махорку в тесто им никто не сыплет; учителей, врачей, и всю интеллигенцию в целом, ни врагом народа, ни буржуазией никто не считает, да и с чего бы сегодня считать…Россия пытается вернуться на круги своя, как выяснилось, не такие уж и порочные, какими были до 1917 года.
А что же книга «Как закалялась сталь» и её герой? Пусть они остаются литературным памятником ушедшей эпохи…Но не лишне бы было, думается, снабдить их в предисловии или в послесловии, комментариями на основе исторических фактов и документов, чтобы не сложилось у будущих читателей, пожелавших прочесть роман, однобокого мнения о событиях далёкого прошлого; чтобы не принимали его за правду так же, как миф о соответствии биографий Павла Корчагина и Николая Островского, не принимавшего участия в Гражданской войне и не строившего узкоколейной дороги для подвозки дров, поскольку её не существовало. Следов её никто никогда не мог нигде обнаружить, а в автобиографии Островского нет упоминаний о его участии в войне. При всём уважении к личности Павла Корчагина, всё же справедливо было бы уточнить: он был исключением. На партийной работе, которой он отдавался со страстью самоотречения, можно трудиться, не имея физических сил: она требует других качеств. Для воспитания в молодёжи сильной воли и патриотизма, особенно в канун 60-летия победы над фашизмом, более приемлем другой герой – не выдуманный, а подлинный. Он тоже преодолел физическую немощь силой своего духа и мужества, воевал и победил. Оказавшись в таком же положении, как он, его подвиг может повторить каждый, имеющий в своей душе русский дух. Этот человек – Алексей Маресьев. Если брать за образец для подражания тем, кто будет сражаться с террористами, защищая Родину, то не лучше ли обратиться к бесчисленным примерам мужества и чести тех, кто сражался с фашистами, а не со своим народом.
Гражданская война, Павел Корчагин… «Преданья старины глубокой»… Забывать их нельзя, но стоит ли сегодня воскрешать их и за образец, тем более, что они способны, оказывается, вдохновлять тех, кто убивал детей в Беслане? А, может быть, и беспокоиться не нужно: судя по книжному формуляру, роман «Как закалялась сталь», лежащую передо мной, за двадцать лет её хранения в библиотеке прочитали только шесть человек… Что почерпнут полезного для себя ребята у Павла Корчагина, кроме стремления победить болезнь? Идеи беспощадной классовой ненависти, беспредельной любви к партии большевиков и заманчивого желания отправиться в Америку «добивать буржуев»?.. 11 сентября там такую попытку уже предпринимали…
Пусть Павел Корчагин всего лишь герой фасадной книги, не пожелавшей показывать глубину и правду событий гражданской войны и анализировать причины его фанатизма. Не полная правда есть предпосылка лжи, сила которой в слабости правды. Но мы видим, к каким ужасным последствиям ведёт непримиримое чувство ненависти к иному классу, иным вкусам, иным мыслям, иному представлению о патриотизме, иной вере. Отсюда не далеко и до ненависти к другой нации. Нужны ли они нам сейчас, когда нам необходимо для элементарного выживания единство мировоззрения нации при всём различии мнений?
Не с целью развенчать пресветлый образ любимого когда-то книжного героя написана эта статья, а с целью попытаться показать: Павел Корчагин – герой прошедшего времени. Страшного времени. Через два года после выхода в свет книги «Как закалялась сталь» взорвали храм Христа Спасителя. Ещё через год начались массовые репрессии – грянул кошмар 1937 года и, кто знает, не попал ли бы в его клоаку и сам Николай Островский… Не книга, конечно, виновата в ужасах тех дней. Но в ней заложена идеология этих зловещих событий. Теперь в школьные программы вводится изучение истории религии. Факультативно изучаются основы религии. Как может сочетаться с этим образ злобного «врага народа» попа Василия? Тогда уж впору возвращать и знаменитое «религия – опиум для народа», чтобы уж всё логично было. Как соотнесётся призыв отправляться в Америку добивать буржуев с борьбой против международного терроризма? Не внесём ли мы сумятицу в детские головы?.. Николай Островский в своё время сделал своё дело и да будет мир его праху.
Дата публикации: 08.10.2004 21:27
Предыдущее: ВетерСледующее: Потешьтесь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 24.10.2004 ]
   Интересно!
   И правильно - у каждого времени свои герои, которых нельзя сравнивать ...

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта