Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Литературное кафе «Лира
К темам проекта
Автор:Алла Райц 
Тема:Читаем в июле: В. МАЯКОВСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВОтветить
   Всегда сегодняшний
   
    В этой книге собраны воспоминания о Владимире Маяковском его друзей, знакомых, сверстников, современников. Разные это люди, их отзывы далеко не во всем совпадают, подчас разноречиво сталкиваются. Но из многих "мозаичных" деталей складывается портрет - большой и неповторимый.
    Мы начинаем полнее ощущать обстоятельства - жизненные и литературные, - в которых рождались стихи поэта.
    Как бы ни были подчас пристрастны рассказы и отзывы современников - их не заменишь ничем, это живые свидетельства очевидцев.
    Вместе с тем книга воспоминаний о Маяковском оказывается больше чем книгой воспоминаний о Маяковском. Она говорит о том, как помогают сегодня его жизнь и слово многим художникам, деятелям, самым разным людям; о том, что Маяковский навсегда остается нужным, необходимым, сегодняшним.
    Он ворвался в поэзию со своим высоким ростом, решительной походкой, "пожарами сердца", азартом, нетерпением, тревогой, со своей речью, басом, жестом, со своими близкими и знакомыми:
   
    Мама!
    Ваш сын прекрасно болен!
    (I, 180) *
   
    {* Произведения Маяковского цитируются по его Полному собранию сочинений в тринадцати томах (Гослитиздат, М. 1955-1961)}
   
    "Здравствуй, любимая!"
    (I, 239)
   
    со своим точным адресом:
   
    Я живу на Большой Пресне,
    36, 24.
    (I, 72)
   
    Лубянский проезд,
    Водопьяный.
    Вид
    вот.
    Вот
    фон.
    (IV, 140)
   
    Невозможно представить себе его поэзию без этого "фона": поэму "Облако в штанах" - без того, что "было, было в Одессе", поэму "Человек" - без невского блеска, "Про это" - без Мясницкой и "пресненских миражей", "Хорошо!" - без "двенадцати квадратных аршин жилья", без лично увиденного и выстраданного.
    Факт, случай, подробность входили в стих не как засушенные цветы в гербарий, а скорее как живое растение, пересаживаемое вместе с грунтом.
    Поэт неотделим от своего времени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что происходило вокруг, что рушилось и создавалось заново за двадцать лет работы.
    "Его стихи были неотделимой частью нашей жизни, - пишет режиссер Сергей Юткевич. - Появление каждой новой его строчки было как бы личным событием в нашей биографии" {С. Юткевич, Контрапункт режиссера, М. 1960, стр. 181.}.
    Невозможно прочитать Маяковского одного, самого по себе, не "перечитывая" вместе с ним нашей истории, летописи революции, жизни, культуры, быта.
    Его биография естественно связывается с биографией века.
   
    Воспоминания помогают зримо представить себе самый облик Маяковского.
    Мальчик, который выше почти на голову своих одноклассников, с большими темными, пристально глядящими глазами.
    Юноша, впервые ощутивший в себе художника, одетый подчеркнуто свободно и необычно - в широкополой черной шляпе, в просторной блузе с бантом или в желтой кофте.
    Высокий мускулистый человек в военной гимнастерке с погонами автомобильной роты.
    Поэт, окруженный матросами Красного Питера в бескозырках, пулеметных лентах, читающий "Левый марш" под грохот оваций.
    Труженик, проводящий в пальто и шапке дни и ночи в РОСТА - в плохо натопленной комнатке, склоняясь над боевыми плакатами.
    "Остриженный под машинку, высокий складный человек, хорошо оборудованный для ходьбы, красивый и прочный", - как пишет о нем П. Незнамов.
    Огромный, уверенный в себе, "элегантно неуклюжий".
    Яростно потрясающий халтурной книжонкой "пролетпоэтика" перед притихшей аудиторией.
    И он же - душевно щедрый, с улыбкой, от которой все лицо становилось светлым.
    Читая мемуары, мы как будто слышим голос поэта.
    "Неповторима была сама манера и стиль чтения Маяковского, - пишет Игорь Ильинский, - где сочетались внутренняя сила и мощь его стихов с мощью и силой голоса, спокойствие и уверенность с особой убедительностью его поэтического пафоса, который гремел и парил царственно и вдруг сменялся простыми, порой острыми, почти бытовыми интонациями..."
    "Маяковский, - вспоминает Ольга Форш, - ... гремел и ласкал своим единственным по могуществу голосом. То он жарким словом трибуна валил с ног врага, то пробуждал своим волнением лирика чувства. Он гнал свои строки неистовым бегом, он испепелял благополучье мещан, он заражал доверием к силе великих идей, которые одни могут дать счастье всему человечеству" {О. Форш, В Париже. - Сб. "Маяковскому", Л. 1940, стр. 217.}.
    Каждый, кто всматривался в лицо поэта, поражался значительности его взгляда: прямого, сосредоточенного, "проникающего".
    "Глаза у него были несравненные, - рассказывает Юрий Олеша, - большие, черные, с таким взглядом, который, когда вы встречались с ним, казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. Ничего, казалось, нет сейчас вокруг вас, только этот взгляд существует" {Ю. Олеша, Ни дня без строки. - Журн. "Октябрь", М. 1961, No 7.}.
    И почти все пишут о том, что ощущалось за внешним обликом поэта, "излучалось" в лице, взгляде, голосе - о внутренней энергии, душевном напоре.
    "Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича, - читаем у Л. Сейфуллиной, - волевое, мужественно красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа".
    В воспоминаниях Л. Сейфуллиной особенно выразительно передана, если можно так сказать, духовность облика поэта, неразрывно сочетающего решительную походку - с грозным "шаганием стиха", могучий бас - с искусством говорить стихами во весь голос.
    Что же это за "внутренняя сила"? Уверенность в себе? Ощущение своего таланта? Радость жизни? Азарт полемиста? И то, и другое, и третье. И еще одно, пожалуй, самое важное, о чем точно сказал Сергей Эйзенштейн: "Громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем".
    Читая воспоминания, все время чувствуешь эту "озаренность Октябрем" - она может быть не выражена прямо, но явственно ощущается, как мощное течение, определяющее собой весь "климат" жизни, работы, творчества поэта.
    Вот характерный эпизод, рассказанный Н. Ф. Рябовой. Вечер Маяковского. Аудитория настроена бурно и довольно полемично. Кто-то заинтересовался финансовой стороной поездки в Америку.
    "... Наконец раздались голоса, которые прямо вопрошали:
    - Кто дал вам деньги на поездку в Америку?
    - На чьи деньги вы ездили в Америку?
    Как сейчас, помню большую, прямо скульптурную фигуру Владимира Владимировича с протянутой вперед рукой и его замечательный, прекращающий все вопросы ответ:
    - На ваши, товарищи, на ваши!" {Неопубликованные воспоминания Н. Ф. Рябовой хранятся в Библиотеке-музее В. В. Маяковского.}
    Как будто не очень значительный эпизод. Но ответ Маяковского заставляет вспомнить слова из вступления в поэму "Во весь голос":
   
    ведь мы свои же люди, -
   
    чуть насмешливый, ироничный, он вместе с тем исполнен чувства советского товарищества, общности дела.
    Революция для Маяковского - главное дело жизни, "гринвичский меридиан", от которого идет мысленный отсчет, мера всех вещей.
    Поэзия Маяковского чувствовала себя в революции как в родной стихии. Сам он на митингах, диспутах, на людях, "на миру" оставался самим собой, говорил своим, естественным, а не механическим, дикторским голосом.
    Мемуары много дают для понимания этой важной особенности.
    "Где бы он ни был, он всюду дома", - пишет С. Спасский.
    Внутренняя раскованность, непринужденность - это связано с тем ощущением свободы, которое принесла революция.
    Его упрекали в позе, в надуманности, штукарстве. Но в основе своей его новаторство отвечало потребностям времени, эпохи переворотов, исканий, открытий. "Твори, выдумывай, пробуй!" - не только творческий девиз, но и веление революционного времени.
    Вот почему жестоко просчитается тот, кто начнет раскладывать поэтику Маяковского по самостоятельным рубрикам - неологизмы, архаизмы, сравнения, ритм, рифмы, аллитерации, - не чувствуя грозового, революционного, "неистового" духа его новаторства.
    Жизнь и поэзия Маяковского - всегда высоковольтное напряжение. Ему не надо было себя искусственно подогревать. Такова его природа, душевный и поэтический размах, неостываемое кипение. Вот почему он так остро чувствует симуляцию пафоса, наигранность переживаний.
    Читая мемуары, мы не раз встретимся с этой особенностью, неожиданной лишь на первый взгляд: в натуре Маяковского уживаются бурная "огнепальность" с внутренней строгостью, отказом от "излияний".
    Услышав в первый раз "Необычайное приключение", друзья бросаются к автору - они в восторге, хотят пожать ему руку, обнять, поцеловать. Но он недовольно ворчит: "Как настоящие алкоголики. Лезете целоваться" (воспоминания художника А. Нюренберга).
    Лидия Сейфуллина рассказывает, что она попыталась выразить Маяковскому свое восхищение и успела только произнести: "Знаете, Владимир Владимирович..." Но он, сразу же прерывая объяснение, сказал: "Знаю, я вам понравился. Вы мне - тоже. До свидания".
    Об этом же говорят художники Кукрыниксы - о нелюбви поэта ко всему, что отдает умилением, сентиментальной растроганностью {Воспоминания художников Кукрыниксов готовятся к печати редакцией "Литературного наследства".}.
    Маяковский - об этом свидетельствует Н. Асеев, знавший его ближе других, - никогда не был охотником, как он сам выражался, "размазывать манную кашу по мелкой тарелке".
    Особенно беспощаден он к богемно-художническо­й­ спекуляции на "вдохновении", к позе и манерничанью в искусстве.
    Меня "приводит в бешенство "литературное поповство": "вдохновение", длинные волосы, гнусавая манера читать стихи нараспев", - говорит Маяковский (XII, 491).
    "Традиционный тип художника, длинноволосого, неопрятного, с широкой шляпой и этюдником на плече, раздражал его.
    - Богема! - говорил он тоном, придававшим этому слову характер крепкого ругательства" (воспоминания художника А. Нюренберга).
    Эпизод с остриженными накануне репинского сеанса "вдохновенными" волосами, который так ярко описан у Корнея Чуковского, весьма показателен - Маяковский не захотел походить на поэта с традиционной шевелюрой.
    Разговорам о мистически непонятной натуре служителя муз, о художнических озарениях и наваждениях, он противопоставляет лозунг: поэзия - труд, требования рабочей точности, полемически подчеркиваемой организованности.
    Ясно и живо рассказывает об этом в своих воспоминаниях Р. Райт. В "богеме" нет уважения к чужому труду, к чужому времени, - пишет она. - Маяковский был требователен к себе и к другим... Он с величайшей брезгливостью относился к неопрятности в человеческих отношениях, к расхлябанности в работе, к пустой "болтологии".
    "Ни одной приметы растрепанного поэтического Парнаса, во всем - чистота лаборатории", - так передает свое впечатление В. Саянов, побывав в гостях у Маяковского.
    Революция рождала новое представление о художнике, соединяла слово и дело, романтику и работу, лирику и самую широкую общественность.
    И - что особенно важно и дорого - весь этот темперамент, человечность, свобода и непосредственность поведения, незатихающее душевное клокотание, активность и действенность живут в его стихе.
    Пушкину принадлежат слова, раскрывающие природу поэтического мышления. В письме к Дельвигу он сказал: "...я думал стихами" {А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 13, 1937, стр. 252.}. Поэт не просто пишет стихами - он ими думает и чувствует.
    Маяковский признается в "Про это":
   
    ...и любишь стихом,
    а в прозе немею.
    (IV, 169)
   
    Поэзия не род занятий в определенные часы. У настоящего художника она - самая форма его существования, в ней он живет, "любит стихом".
    В разговоре с Пушкиным Маяковский говорит:
   
    Только
    жабры рифм
    топырит учащённо
    у таких, как мы,
    на поэтическом песке.
    (VI, 48)
   
    Так может сказать только тот, кто не играет, не фокусничает, а живет, дышит стихами.
    Все, кто встречался с Маяковским, свидетельствуют: у него не было специальных часов для стихописания - почти не было времени, когда бы он стихов не писал.
    "Володя писал стихи постоянно, - замечает в своих записках Л. Ю. Брик, - во время обеда, прогулки, разговора с девушкой, делового заседания - всегда! Он бормотал на ходу, слегка жестикулируя. Ему не мешало никакое общество, помогало даже" {Сб. "Маяковскому", Л. 1940, стр. 92.}.
    И в часы отдыха, среди гостей, он вдруг записывал в блокноте, на папиросной коробке рождающиеся строфы.
    "Он сперва глухо гудел... себе под нос, - рассказывает П. Незнамов, - потом начиналось энергичное наборматывание, нечто сходное с наматыванием каната или веревки на руку, иногда продолжительное, если строфа шла трудно, и наконец карандаш его касался бумаги".
    Не так это просто - "любить стихом". Клокочущие чувства и мысли не сразу укладываются в стихи. Слова сопротивляются. Огненный темперамент требует подвижнического труда, напряжения, усилий, неослабевающей готовности искать единственное, незаменимое слово.
    Меньше всего это похоже на "холодную обработку". Творческий процесс невозможен без душевного накала.
    П. Незнамов хорошо сказал о Маяковском: "Он брал слово в раскаленном докрасна состоянии и, не дав ему застыть, тут же делал из него поэтическую заготовку".
    Интересные свидетельства о том, как работал Маяковский, находим в воспоминаниях Н. Н. Асеева, Л. И. Жевержеева ("Воспоминания" - сб. "Маяковскому", Л. 1940), П. И. Лавута ("Маяковский едет по Союзу" - журн. "Знамя", М. 1940, No 4-5, 6-7).
    В. Шкловский вспоминает, что Маяковский с гордостью сказал: "Я сумел не научиться писать обыкновенные стихи".
    Высокая, бескомпромиссная, несговорчивая, как совесть, требовательность к себе и к другим - неотъемлемая черта поэтического облика Маяковского, засвидетельствованна­я­ многими его современниками. И вместе с тем - умение радоваться чужому успеху.
    "Если он слышал или появлялись в печати какие-нибудь хорошие новые стихи, - читаем в воспоминаниях Л. Ю. Брик "Чужие стихи", - он немедленно запоминал их, читал сто раз всем, радовался, хвалил, приводил этого поэта домой, заставлял его читать, требовал, чтобы мы слушали".
    Воспоминания хорошо передают атмосферу, в которой жил Маяковский, - он был словно облаком окружен стихами, и не только своими, а и стихами Блока, Хлебникова, Есенина, Асеева, Пастернака, Кирсанова, Светлова.
    Черта эта - не только свидетельство широты характера. Оно воспринимается в связи с общей атмосферой жизни.
    "Помню, когда я написал "Семена Проскакова", - читаем у Асеева, - Маяковский слушал его первым. Прослушав, как-то взволновался, посмотрел на меня внимательно и с какой-то хорошей завистью сказал: "Ну, ладно, Колька! Я тоже скоро кончу свою вещь! Тогда посмотрим!" В этой простодушной, мальчишеской фразе сказался весь Маяковский. Это была и высшая похвала мне, и удивительно хорошее чувство товарищеского соревнования. С ним было легко и весело работать именно из-за этого широкого размаха душевной мощи, которая увлекала и заражала собой без всяких нравоучений и теоретических споров".
    С этой точки зрения особенно хочется выделить воспоминания младших современников Маяковского - М. Голодного, И. Уткина {И. Уткин, Из воспоминаний о В. В. Маяковском. Хранится в Библиотеке-музее Маяковского.}. И тот и другой не являются его непосредственными учениками, писали в иной поэтической манере, далекой от его, Маяковского, - "свободной и раскованной". Но они всегда ощущали себя в орбите его внимания.
    "В своей любви ко всему живому в поэзии он был выше всяческих групп и школ", - утверждает М. Голодный.
    С большой любовью рассказал о Маяковском И. Уткин. Уж кому-кому, а ему не раз приходилось испытать на себе остроту и силу Маяковского-полемист­а.­ А ведь он сам признается: "Я был очень самолюбивым парнишкой". В своих воспоминаниях он спорит с представлением, что Маяковский "всегда нас громил, унижал". Спорит не только тем, что приводит и одобрительные отзывы Маяковского, но тем, что говорит о главном - о его "справедливой принципиальности", уважении к поэзии, к поэтическому цеху.
    Очень жаль, что не написаны воспоминания о Маяковском Михаила Светлова. Есть только отдельные "штрихи". А история их взаимоотношений весьма интересна и поучительна.
    В самом деле - поставьте "Гренаду" рядом со стихом Маяковского. Совершенно разные поэтические системы! Почти песенное течение слов, скользящих, будто крылатых, подчиняющихся легкому, мерному ритму, похожему на мелодию. И - стих, свободный от заданного размера, "ударный", резко отчеркиваемый паузами. Но именно Маяковский первый пришел от "Гренады" в восторг, читал ее с эстрады наизусть.
    И снова, знакомясь с воспоминаниями, мы сталкиваемся одновременно с благожелательностью и требовательностью поэта. Его приветливость никогда не оборачивалась душевной размягченностью. Доброта не означала снижения оценок.
    В "Заметках о моей жизни" Светлов передает разговор по телефону с Маяковским - он специально позвонил, чтобы похвалить стихотворение "Пирушка". И добавил: "Не забудьте выбросить из стихотворения "влюбленный в звезду". Это литературщина" {М. Светлов, Стихотворения, М 1959, стр. 9.}.
    В первой редакции светловской "Пирушки" были выспренние слова:
   
    Я с дороги сбивался,
    Влюбленный в звезду.
   
    Они выглядели чужеродно в стихотворении поэта, свободного от какой бы то ни было ходульности, нарочитой красивости.
    В ряде воспоминаний находим материал о взаимоотношениях Маяковского и Есенина. Не будем говорить здесь об этом подробно. Отметим лишь один факт. Н. Асеев рассказывает, что Маяковский хотел привлечь Есенина к "Лефу". Состоялась специальная встреча. Но содружество в журнале не состоялось. Мы обращаем внимание не на практическую, а на "психологическую" сторону этого эпизода. Уж на что инакомыслящий, инакопишущий поэт Есенин, но его Маяковский не отвергал.
    Многие мемуаристы говорят о внимании поэта не только к видным, но и к незаметным, даже вовсе безвестным авторам. Здесь выделяются воспоминания Л. О. Равича "Полпред поэзии большевизма" (Л. Равич, "Избранное", Л. 1958). Автору удалось воссоздать манеру разговора Маяковского с начинающими поэтами - его грубовато прямую, без обиняков, речь, одновременно суровую и веселую, дотошный профессиональный разбор стихов, при котором нет мелочей, беседу "на равных" - без скидок на молодость. О встречах с поэтом автор рассказал просто и скромно.
    О прямоте суждений Маяковского говорят многие - К. И. Чуковский, Д. Д. Шостакович, Л. Евреинова. Особенно характерен эпизод, рассказанный Борисом Ефимовым.
    "Поэт по-хозяйски перебирает лежащие на столе рукописи, берет один из моих рисунков.
    - Ваш?
    - Мой, Владим Владимыч.
    - Плохо.
    Я недоверчиво улыбаюсь. Не потому, что убежден в высоком качестве своей работы, а уж очень как-то непривычно слушать такое прямое и безапелляционное высказывание. Ведь обычно принято, если не нравится, промолчать или промямлить что-нибудь маловразумительное..­.­
    Таков был простой, прямой и предельно откровенный стиль Маяковского. В вопросах искусства он был непримиримо принципиален даже в мелочах, не любил и не считал нужным дипломатничать, кривить душой, говорить обиняками и экивоками".
    Воспоминания о Маяковском важны для нашего сегодняшнего искусства, помогают созданию рабочей, чистой, "проветренной" атмосферы, прямых, откровенных, товарищеских отношений.
   
    Мемуары - важный источник для изучения жизненного и творческого пути поэта. Конечно, они не раскрывают этот путь полно и последовательно (такой задачи и не ставил себе никто из мемуаристов). Но без них трудно представить себе его биографию.
    О детских годах Маяковского рассказывают его мать - Александра Алексеевна, старшая сестра Людмила Владимировна ("Пережитое", изд. "Заря Востока", Тбилиси, 1957). Для этого периода, естественно, воспоминания родных особенно ценны. Правда, иногда родные склонны ограничивать смысл стихов поэта семейными, бытовыми рамками. Так, сестра Маяковского, говоря о московской городской "тесноте", резко заметной после "багдадских небес", иллюстрирует свою мысль стихами: "В одном из первых стихотворений - "Я" ("Несколько слов обо мне самом") - Володя выразил это словами:
   
    Кричу кирпичу,
    слов исступленных вонзаю кинжал
    в неба распухшего мякоть".
   
   
   
   З.Паперный из предисловия к книге.
Алла Райц[19.07.2013 16:31:32]
   В.Маяковский
   
   Нате
   
    Через час отсюда в чистый переулок
    вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
    а я вам открыл столько стихов шкатулок,
    я - бесценных слов мот и транжир.
   
    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    где-то недокушанных, недоеденных щей;
    вот вы, женщина, на вас белила густо,
    вы смотрите устрицей из раковин вещей.
   
    Все вы на бабочку поэтиного сердца
    взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
    Толпа озвереет, будет тереться,
    ощетинит ножки стоглавая вошь.
   
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется -и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам
    я - бесценных слов транжир и мот.
   
    [1913]
   
   http://www.youtube.com/watch?v=zNGwMjP3Dp4
   
   Голос Маяковского
Алла Райц[19.07.2013 16:36:47]
   России
   
    Вот иду я,
    заморский страус,
    в перьях строф, размеров и рифм.
    Спрятать голову, глупый, стараюсь,
    в оперенье звенящее врыв.
   
    Я не твой, снеговая уродина.
    Глубже
    в перья, душа, уложись!
    И иная окажется родина,
    вижу -
    выжжена южная жизнь.
   
    Остров зноя.
    В пальмы овазился.
    "Эй,
    дорогу!"
    Выдумку мнут.
    И опять
    до другого оазиса
    вью следы песками минут.
   
    Иные жмутся -
    уйти б,
    не кусается ль? -
    Иные изогнуты в низкую лесть.
    "Мама,
    а мама,
    несет он яйца?" -
    "Не знаю, душечка.
    Должен бы несть".
   
    Ржут этажия.
    Улицы пялятся.
    Обдают водой холода.
    Весь истыканный в дымы и в пальцы,
    переваливаю года.
    Что ж, бери меня хваткой мёрзкой!
    Бритвой ветра перья обрей.
    Пусть исчезну,
    чужой и заморский,
    под неистовства всех декабрей.
   
    В.Маяковский [1916]
   
   
   http://www.youtube.com/watch?v=nh6kozUdCrg
   Мулявин «Песняры» - «Послушайте»
Алла Райц[19.07.2013 16:42:53]
   Сергею Есенину
   
   
    Вы ушли,
    как говорится,
    в мир иной.
    Пустота...
    Летите,
    в звезды врезываясь.
    Ни тебе аванса,
    ни пивной.
    Трезвость.
    Нет, Есенин,
    это
    не насмешка.
    В горле
    горе комом -
    не смешок.
    Вижу -
    взрезанной рукой помешкав,
    собственных
    костей
    20 качаете мешок.
    - Прекратите!
    Бросьте!
    Вы в своем уме ли?
    Дать,
    чтоб щеки
    заливал
    смертельный мел?!
    Вы ж
    такое
    загибать умели,
    что другой
    на свете
    не умел.
    Почему?
    Зачем?
    Недоуменье смяло.
    Критики бормочут:
    - Этому вина
    то...
    да сё...
    а главное,
    что смычки мало,
    в результате
    много пива и вина. -
    Дескать,
    заменить бы вам
    богему
    классом,
    класс влиял на вас,
    и было б не до драк.
    Ну, а класс-то
    жажду
    заливает квасом?
    Класс - он тоже
    выпить не дурак.
    Дескать,
    к вам приставить бы
    кого из напост_о_в -
    стали б
    содержанием
    премного одарённей.
    Вы бы
    в день
    писали
    строк по ст_о_,
    утомительно
    и длинно,
    как Доронин.
    А по-моему,
    осуществись
    такая бредь,
    на себя бы
    раньше наложили руки.
    Лучше уж
    от водки умереть,
    чем от скуки!
    Не откроют
    нам
    причин потери
    ни петля,
    ни ножик перочинный.
    Может,
    окажись
    чернила в "Англетере",
    вены
    резать
    не было б причины.
    Подражатели обрадовались:
    бис!
    Над собою
    чуть не взвод
    расправу учинил.
    Почему же
    увеличивать
    число самоубийств?
    Лучше
    увеличь
    изготовление чернил!
    Навсегда
   100 теперь
    язык
    в зубах затворится.
    Тяжело
    и неуместно
    разводить мистерии.
    У народа,
    у языкотворца,
    умер
    звонкий
    забулдыга подмастерье.
    И несут
    стихов заупокойный лом,
    с прошлых
    с похорон
    не переделавши почти
    В холм
    тупые рифмы
    загонять колом -
    разве так
    поэта
    надо бы почтить?
    Вам
    и памятник еще не слит, -
    где он,
    бронзы звон
    или гранита грань? -
    а к решеткам памяти
    уже
    понанесли
   посвящений
    и воспоминаний дрянь.
    Ваше имя
    в платочки рассоплено,
    ваше слово
    слюнявит Собинов
    и выводит
    под березкой дохлой -
    "Ни слова,
    о дру-уг мой,
   140 ни вздо-о-о-о-ха".
    Эх,
    поговорить бы иначе
    с этим самым
    с Леонидом Лоэнгринычем!
    Встать бы здесь
    гремящим скандалистом:
    - Не позволю
    мямлить стих
    и мять! -
    Оглушить бы
    их
    трехпалым свистом
    в бабушку
    и в бога душу мать!
    Чтобы разнеслась
    бездарнейшая п_о_гань,
    раздувая
    темь
    пиджачных парусов,
    Чтобы
    врассыпную
    разбежался Коган,
    встреченных
    увеча
    пиками усов.
    Дрянь
    пока что
    мало поредела.
    Дела много -
    только поспевать.
    Надо
    жизнь
    сначала переделать,
    переделав -
    можно воспевать.
    Это время -
    трудновато для пера,
    но скажите
    вы,
    калеки и калекши,
    где,
    когда,
    какой великий выбирал
    путь,
    чтобы протоптанней
    и легше?
    Слово -
    полководец
    человечьей силы.
   190 Марш!
    Чтоб время
    сзади
    ядрами рвалось.
    К старым дням
    чтоб ветром
    относило
    только
    путаницу волос.
    Для веселия
    планета наша
    мало оборудована.
    Надо
    вырвать
    радость
    у грядущих дней.
    В этой жизни
    помереть
    не трудно.
    Сделать жизнь
    значительно трудней.
   
   http://www.youtube.com/watch?v=d_dZpONZyqY
   
   Маяковский и Лиля Брик
Алла Райц[19.07.2013 16:47:02]
   ВЫВОД
   
   Не смоют любовь
   ни ссоры,
   ни версты.
   Продумана,
   выверена,
   проверена.
   Подъемля торжественно стих строкоперстый,
   клянусь -
   люблю
   неизменно и верно!
   
   1922
   Владимир Маяковский.
   Навек любовью ранен.
   
   http://www.youtube.com/watch?v=_47mHuXirnQ
   Мария – муз.Градского
Уваркина Ольга[19.07.2013 21:17:18]
   На площади Маяковского
   авт. Майя Румянцева
   
   Маяковский! Такая боль!
   Такая боль…Маяковский…
   С такою болью к тебе только.
   Как будто на раны насыпали соль,
   Как будто по сердцу
   Сухою коркой.
   Любовь тебя, такую громаду,
   Скрутила в гранит, изломала в память.
   Любовь – это уличная баррикада,
   И в ней уязвимым падать.
   Мне трудно.
   Мне б крикнуть вдоль улицы людной:
   «Плачьте, люди! Люди, молчите…
   Любовь умирает,
   …….большая и трудная,
   Труднее любых великих открытий.
   Здесь слёз не сдержу и обиды не спрячу –
   Тебя ведь тоже при жизни намучило.
   И ты любил, смешно и незряче,
   И, тоже, наверно, не самых лучших.
   Когда?.. Кому.. И зачем ты выменял
   Смерть
   На несказанных слов паутину?..
   Ты помнишь её с озёрным именем,
   С фамилией, похожей на бригантину.
   Рукам уплывать… тихо, как в штиле.
   Всякому чувству приходит крах!
   Петля начинается с рук любимых.
   Кончается где – то…на чердаках.
   С тела любимой начинается неистовая,
   Эта трёхмачтовая тоска!
   Губы любимой – начало выстрела,
   Конец – в тебе… у виска.
   Пришла я к тебе ото всех неверных.
   Пришла как крик и пришла как месть.
   Какой жестокий влюблённый первым
   Придумал назначить свидание здесь?..
   Приходят ждать под твою ладонь,
   Целуются рядом с твоим отчаяньем,
   Не понимая, что ты - это боль
   Несостоявшегося в Париже
   ……………………..свидания.
   Ночь простою, простою до рассвета,
   Всех живых в эту ночь разлюбя.
   …..Если таких, как ты, нету,
   К кому и зачем идти от тебя?..
   Возле тебя проброжу неприкаянно,
   Под тенью твоей буду греться и стыть…
   Тебя – большого,
   ……….убитого
   …………………..каменного –
   За всех нелюбивших
   Буду любить…
Уваркина Ольга[19.07.2013 21:19:58]
   Владимир Маяковский, Игорь Северянин, а между ними - женщина (Михаил Лезинский) / литературоведение / Проза.ру - национальный сервер современной прозы
   http://mayakovskiy.lit-info.ru/review/mayakovskiy/004/327.htm
   
   А вот на страничке самого Михаила Лезинского: http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=53170&pid=0
   
   Очень интересно. Почитайте!
Алла Райц[20.07.2013 11:51:13]
   Спасибо, Ольга! Очень интересный документальный материал, действительно история слишком иронична по отношению к гениям.
   Но к счастью душа поэта живет не только в истории.
   
   
   Очень интересная сюита Александра Градского на стихи Маяковского и Пастернака "Флейта и рояль", послушайте, пожауйста, эксклюзивно для посетителей кафе "Лира" нашла (с ног сбилась:)):
   
   http://www.ex.ua/view/16966069
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта