Рецензии на книги наших
авторов
Автор: | Владимир Штайгман | | Тема: | "Об овощах и милицейских погонах." Рецензия на книгу Георгия Лахтера: " Дневник начальника уголовного розыска" | Ответить |
| ... Детективная литература всегда востребованный жанр словесности. Так уж устроен человек. Он не хлебом единым жив, но без дополнительного адреналина в крови череда дней, выданных ему свыше на прокат кажется пресной. Вот еще одна книга , написанная оперативником, приложившим немало сил для истребления пороков человеческих. Георгий Лахтер. Название не претендует на оригинальность: "Дневник начальника уголовного розыска". Как говорится, сразу быка за рога. Названием определяется и жанр, и стилистика и композиция книги. Дневниковые записи авторы обычно не шлифуют, они заносятся горячей рукой, так как легли на душу по первому впечатлению. А оно часто бывает самым верным. Обработка сглаживает углы, но и понижает температуру мысли, эмоциальный ее накал. Любой дневник читать поучительно. Это как держать человека за запястье с биением пульса. Книга Георгия Лахтера не литературные фантазии, не вымыслы бойкого пера, не компиляция вольного сочинителя, ловко вошедшего в горячую тему. Хотя здесь бывают счастливые исключения. Высоцкий, например! Или что ближе порталу ЧХА - Илья Майзельс! Читателям он, мягкий интеллигентный человек, тоже кажется матерым уголовником. Георгий Лахтер не просто очевидец страшных дел в мире преступности, он, по долгу службы много лет распутывал хитросплетения всех этих тягостных историй. Попуская все через душу и совесть. Как признается сам автор: " Мне сложно выделить из потока женских, мужских и детских слез самые соленые." И уже потому книга эта, честная мужественная и документальная, что придает ей дополнительную энергетику, по сути, имеет право на жизнь в литературном процессе, на существование в нелегком жанре, где столько написано, а порой и наворочено. Для пресыщенного читателя, возможно, представленный "Дневник начальника уголовного розыска" произведет не столь оглушительное впечатление, как от романа братьев Вайнеров "Эра милосердия", увеличенного лупой киноматографа, или криминального чтива, созданного методом литературного конвейера, не поразит новизной сюжетов, горами трупов и морем крови.Это длинный роман-повествование о борьбе добра и зла. Георгий Лахтер рассказывает спокойно и взвешенно о преступности в Узбекистане. И хотя воры, мошенники, вымогатели, насильники не имеют национальности, автору удается показать особенности криминального мира в этой бывшей советской республике. А они есть и этим книга особенно привлекательна. " Восток- дело тонкое!"- говорил красноармеец Сухов. Таковым, по сути, он пребывает и сегодня. Давая характеристики своим героям, хорошим или мерзким автор непременно упоминает о семейных, родовых, клановых связях. Без этого никак не обойтись. Да и сам он, выпускник Ташкентского университета, выдерживая конкуренцию на должность начальника уголовного розыска в одном из районных отделений МВД, должен был соперничать не профессионалами розыска, а с человеком, дядя которого был директором центрального овощехранилища. То есть кадровый состав милиции целиком зависел от состояния урюка на базе его хранения. Вы можете представить себе настроение рядового оперативника, чей карьерный рост зависим от гнили овощей. Он просто делает свое дело. Вот строки из дневника: "В эту ночь отдохнуть не удалось. В половине четвертого утра, направленная "потрясти" притоны группа сотрудников, привезла полный автобус людей: находящихся под кайфом наркоманов, мелких воришек, всех мастей жуликов, проституток с густым слоем косметики на щеках и других любителей острых ощущений." Вот так! Мол, работай парень, а мы персики к дастархану своему наберем и заодно решим твою судьбу. И решали! Иногда жестоко. К счастью, полковнику Георгию Лахтеру предоставилась возможность эмигрировать из солнечного Узбекистана. Связи дяди на местном уровне значили много больше, чем все дипломы. Во многих сюжетах показано, как мешает работе, тормозит ее, а то и вовсе сводит на нет мощнейшие родственные связи в этой республике. В рассказе "Расплата" с убийственной правдивостью и болью автора описана эта типичная зараза узбекского общества, алчность, возведенная до зверинных форм. Любой вне клана обречен. Закон будет работать, как велят ему деньги, вложенные в карман прокуроров , судей, милицейских генералов. Он закон как паутина- большая муха ее прорвет и очутится на воле, а мелкий комар запутается. Георгий Лахтер живет сегодня в Германии и может свободно рассказывать об узбекских "оборотнях в погонях." В Ташкенте до сего дня это смертельно опасно. Автору, воспитывавшемуся в детском доме, и естественно не подверженному клановости, хоть он и дослужился до звания полковника, не позволят копаться в грязном белье судей и прокуроров, настоящих и занимавших эти должности в прошлом. Мундир их всегда должен оставаться белоснежным. Вор должен сидеть в тюрьме. У Георгия Лахтера огромный фактический материал. Еще не все отлежалось, не все остыло, не приобрелся беспристрастный взгляд, да и литературная опытность, как и некогда хватка оперативника, приходит не сразу.. То и дело пробивающая наружу, как сорная трава газетность языка, словесные штампы, разумеется, не идут на пользу даже дневниковым записям. Нередко языки персонажей мало различимы, или вовсе неестественны. Вот например допрос Эльдара Сабурова из рассказа " Червь в маске". Эльдар это юноша, простой уэбекский парень. Он признается на допросе в убийстве человека, некогда изнасиловавшего его. Эльдар повествует следователю: " Я вытащил ключ из кармана, дергавшегося в предсмертных конвульсиях Бадамханова ... Направился в логово с намерением сжечь, вернее, уничтожить даже следы его пребывания на Земле. Но передумал+ Разгребать руками, кишащий тараканами хлам в подвале, не хотелось. В затянутом паутиной углу, торчало несколько тросточек. Я выбрал одну из них. Палка оказалась на удивление увесистой ... Догадался отвинтить рукоятку и увидел, что вещь внутри полая, а пустота забита бриллиантами+ Треть клада продали. Купили дом, мебель, автомашину+ Тросточка напоминает о свершившейся мести... Радует мое частично удовлетворенное самолюбие. Оттого и отведено почетное место на стене" Очень трудно поверить в такую фразеологию на допросе, даже если бы это говорил доктор филологии. Хотя в других рассказах мастерство диалогов безупречно. Читатели у Георгия Лахтера уже есть. Среди них и те, кто никогда не сталкивался с уголовным миром, и те кто "параллельные миры" знают непоснаслышке. Они делают замечания, подсказки, являются сопереживателями и сочувственниками, и автор с благодарностью и терпением совершенствуется в своих произведениях, принимает "блохи" самых въедливых подмечателей. А кто является поанафемствовать разбивается лбом о мудрость, выдержку и доброжелательность автора, всегда готового выслушать нормальную, без яда, и литературного снобизма критику. Литературная форма в виде дневников ценна автопортретом создателя. Проза как стриптиз, раздевание на людях. Георгий Лахтер обладает идеальным нравственным слухом. Хотя, на мое ощущение, книга издана, находится в продаже и переписывать ее нет смысла. Что написано, то написано! Как говорил Б. Окуджава: "Каждый слышит, как он дышит, Каждый дышит, как он пишет!" В рассказе "Боль часовщика!" автор пытается выписать и криминальный сюжет и продекламировать некие социальные пролеммы. Это мстит рыхлостью сюжета и потерей упругой композиции его. Для меня, человеческий опыт Георгия Лахтера, не захлебнушегося грязью, в которой он плавал почти два десятка лет, поучителен как нравственный урок. А это немалый человеческий и писательский талант- остаться самим собой в огромном зверинце. |
| Георгий!!! Ваши рассказы для меня всегда праздник, с удовольствием их читаю!!! Это трудный жанр литературы. Почему? Кто-то создает Холмса и Ватсона, Арсена Люпена, Пуаро... Кто-то героев-однодневок, вроде Донцовой.... Это парадокс детективной литературы (для меня)... Все, думаю зависит от того, насколько писатель любит своих героев... И что вкладывает... Я никогда не был в Узбекистане. Несколько лет моя семья прожила в Азербайджане(отец -военный) Я знаю о сложности этих регионов, для любой диаспоры, для любого сословия. Ваши герои - не борются с этим, не пытаются изменить мир. Они просто делают свою работу. И я (человек абсолютно далекий от криминала) - с удовольствием читаю о работе правоохранительных органов. Терпения Вам, Георгий!!! "Записки Пиквикского Клуба" - печатались по частям, в самом дешевом варианте издания - но, герои этого романа - бессмертны... Желаю Вам терпения, и удачи... И жду новых рассказов... Кстати, как можно получить экземпляр Вашей книги( с автографом автора, разумеется) ? С верой в Вас, и теплом - Денис Башкиров. |
| Дорогой Денис, я очень люблю Питер. Посещаю Эрмитаж раз в три-четыре года. Следующую поездку планирую на март - выйдет в свет моя очередная книга. К тебе обязательно зайду, обойти стороной автора "Коммивояжера"никак не получится. С уважением, |
| Я встречу Вас!!! С уважением - Денис. |
| Володя, спасибо за то, что уделил моему творчеству своё драгоценное время. Не столь принципиально как озаглавлена твоя работа: рецензия, отзыв, комментарий... Думаю, каждый автор мечтает об объективной оценке своего труда - здесь форма не важна, упор делается на содержание и сам смысл начатой на портале работы. Лично я сделал вывод, что мой "Дневник" интересен читателю, а значит, избранную тему нужно развивать дальше. Моя конечная цель создать многотомную энциклопедию преступности, своеобразное пособие, которое позволит правоохранительным органам эффективнее "выжигать"криминал из нашей жизни. И, конечно же, рекомендации такого писателя как ты просто бесценны. Понимаю, кто-нибудь да захочет "заговорить" инициативу, но не удастся,процесс уже пошёл. С уважением, |
| Уважаемая Инга Николаевна! Я согласен на любую рецензию, но только не от С.Дигурко. Он недопонимает жанр - дневниковый. Об этом я ему высказал. В ответ человек взял штык наперевес и бросился в атаку. Я, естественно, сделал вывод, что критику, или даже маленький намек на неё, Сергей не приемлет. Чтобы не быть голословным, предлагаю взглянуть на его ответы портальцам. Они далеки от дружественных, что сегодня для ЧХА не присуще - атмосфера изменилась. К сожалению, Сергей это не чувствует. Как сказал Володя Штайгман: "Дневниковые записи авторы обычно не шлифуют, они заносятся горячей рукой, так как легли на душу по первому впечатлению". Доходчивее не скажешь. Он же заметил: "А кто является поанафемствовать разбивается лбом о мудрость, выдержку и доброжелательность автора, всегда готового выслушать нормальную, без яда, и литературного снобизма критику". Да, критику выслушаю с удовольствием. Любую. Считаю, что лучше знать свои недостатки сегодня, чем "уткнуться" в них через пять-десять лет. |
| Уважаемый Георгий! Я бы вам посоветовал не брезговать советами и критикой Дигурко. Не беда, что его суждения категоричны: он во многом и часто бывает прав. Я тоже читал ваши рассказы и считаю, что они ещё далеки от совершенства и критика вам не повредит, как не вредит она мне и другим авторам портала. Главное - вы настройтесь сами на волну непредвзятости в отношении критиков вашего творчества. Дневниковые записи надо держать под замком. а читателям выдавать "на гора" рассказы и повести, достойные читателя. Не прельщайте себя тем, что кто-то вас похвалил; большего внимания заслуживает тот, кто вам сделал замечание или дал совет. Искренне ваш Юрий Берг |
| Спасибо, Юрий!Вы точно заметили: "...он во многом и часто бывает прав". Слово "часто" я не отвергаю, но оно не означает - всегда. Моя позиция сходится с Вашей "...настройтесь сами на волну непредвзятости в отношении критиков вашего творчества". Оттого и прошу критику - самую жёсткую. Себя я считаю только-только на стадии становления, на какую-то особую роль не претендую. Благодарен тем, кто дал мне советы относительно лексики и т.д. "...тоже читал ваши рассказы и считаю, что они ещё далеки от совершенства". И Вам спасибо, ибо для того и прошу рецензию. Человек должен учиться, постоянно, к чему я, не скрывая своих недостатков, стремлюсь. Быть может, Ваше творчество совершенно, всё может быть, но век живи... С уважением, |
| К сожалению, в этом мире совершенного нет ничего. Я не обольщаюсь тем, что моё творчество совершенно, это далеко от истины. Но я никогда не становлюсь "в позу", ибо понимаю, что это было бы смешно - выдавать желаемое за действительное. Того же советую и вам, и совсем не важно, кто вам даст совет - я, Дигурко или Штайгман. Важно, чтобы вы сделали правильный вывод. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |