Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Вареник Наталья 
Тема:Тупик Нейгауза (малоизвестные страницы жизни Б.Пастернака)Ответить
   Тупик Нейгауза
   …Если вам посчастливится, блуждая по старинным улочкам Кировограда, набрести на исторический дом, где много лет назад жил мальчик Гарри Нейгауз, вы рискуете упереться в глухой тупик. Существование этого закоулка стало поводом для нашумевшего в городе скандала…
   Рассказывает директор Мемориального музея Генриха Нейгауза Татьяна Фурлет:
   - Когда в 1965 году сюда приехал с концертом всемирно известный музыкант Святослав Рихтер, он сказал, что пока в городе будет существовать «тупик Нейгауза», он в Кировоград больше не приедет. Однако, в 1988 году, на 100-летие своего учителя, когда в городе открылся музей Генриха Густавовича, а на доме №26 по улице Калинина, где родился Нейгауз, повесили мемориальную доску, Рихтер все-таки приехал. Это было потрясение для города, а сам маэстро посетил наш музей, где, кстати, ныне находится его подарок – известная книга Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры», изданная на французском языке. Возможно, злосчастный тупик уже переименовали, но улицы, названной именем нашего знаменитого земляка, в городе по-прежнему нет…
   «Тупиковая» ситуация с наследием музыканта, связана не только со старинной кировоградской улочкой: музей выдающегося пианиста, который отмечает этой весной свой 25-й день рождения, рискует в прямом смысле слова «упасть на головы» посетителей. Потолок здания авторской лепки известного архитектора Якова Паученко в течение последних 10 лет катастрофически разрушается.
   У необычного музея, который разместился в двух залах Кировоградской детской музыкальной школы №1 им. Г.Нейгауза, нет средств на ремонт помещения. И хотя основной контингент посетителей музея – школьники и студенты (благо, вход совершенно бесплатный) перспектива обрушения многокиллограмовой лепнины почему-то не волнует соответствующие службы города.
   По инициативе Мемориального музея Г. Нейгауза в Кировограде ежегодно проводится фестиваль пианистов «Нейгаузовские музыкальные встречи», по традиции приуроченный ко дню рождения знаменитого земляка. Каждой весной сюда приезжают известные музыканты, хотя судьба фестиваля постоянно висит на волоске – кроме инициативной группы, к которой в последние годы присоединились музучилище и фортепианная ассоциация педагогов области, судьбой этого начинания мало кто озабочен.
   Указок «сверху» творческая интеллигенция города не ждет – концерты в местной Филармонии проводят всем миром – в нем участвуют народные музыкальные коллективы и ученики музыкальных школ.
   Последняя надежда отремонтировать музей – 120-летие со дня рождения Генриха Нейгауза, которое будет отмечаться в 2008 году. На него собираются приехать известные ученики и потомки музыканта.
    В КРУГОВЕРТИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
   С именем Генриха Нейгауза в Кировограде связано несколько адресов. Кроме музыкальной школы №1 и дома по улице Калинина, где родился Генрих Густавович, существует еще дом №40 по улице Гоголя, названный в народе «Домом Таранухи». Когда-то в этом особнячке размещалась музыкальная школа, которую отцу Генриха, Густаву Нейгаузу, удалось открыть в 1899 году при содействии А. Глазунова и Ф. Блуменфельда.
   «Утвержденная Министерством внутренних дел» (как гласил «Устав»), школа стала одним из первых музыкально-педагогич­еских­ центров юга Украины.
   В этом доме родители будущей звезды музыкального мира прожили до 1931 года. Сюда Генрих приехал забирать их к себе в Москву, поскольку старики были очень преклонного возраста. Кстати, Густав Вильгельмович Нейгауз и Ольга Михайловна (урожденная Блуменфельд, из семьи музыкантов) прожили в браке ни мало, ни много – 60 лет!
   Создатели музея узнали от старожилов города, что, приехав в 1931 году, знаменитый пианист дал прощальный концерт, во время которого исполнял Шопена и был одет в потрясающий белый смокинг, что вызвало сенсацию в городе…
   - Классическая музыка, вероятно, не всем в нашем городе понятна и нужна – комментирует Татьяна Фурлет – но сохранить такой музей необходимо, чтобы знать прошлое Елисаветграда и его выдающихся людей. Имя Генриха Нейгауза связано с известным польским музыкантом Каролем Шимановским и другими представителями творческой интеллигенции, которые жили в уездном городе на рубеже ХIX и XX веков…
   Юному Гарри (как ласково звали Нейгауза друзья) довелось жить в захватывающее время.
   Родители много тратили на путешествия любимых детей – они часто бывали в Германии, Италии и Австрии.
   Первым учителем музыки брата и сестры Нейгаузов был их отец, окончивший Кельнскую консерваторию. Уникальный диплом об окончании Густавом Вильгельмовичем этого учебного заведения хранится в экспозиции музея. Здесь же размещены материалы о дебюте молодого Генриха на Вестфальском музыкальном фестивале в Дортмунде в 1904 году, о его выступлениях в Бонне, Кельне, Берлине и других городах Европы. Есть редчайшие документы и фотографии периода учебы Генриха и Наталии Нейгауз у знаменитого Леопольда Годовского в Берлине.
   К сожалению, Генриху удалось взять только 10 уроков у мэтра, но спустя несколько лет ему все-таки посчастливилось поступить «Майстершуле» при Венской Академии музыки, которой руководил Л. Годовский. В 1914 году Генрих заканчивает ее, получив высшую награду, а спустя год сдает экстерном все экзамены в Петербургской Консерватории. Диплом и звание «свободного художника» дали ему право на концертную и преподавательскую деятельность.
   После такого многообещающего старта перед молодым человеком открывались фантастические перспективы. Но события 1917 года перевернули жизнь музыканта…
   Проработав около двух лет в будущей Тифлисской консерватории, называвшейся тогда музучилищем, Генрих в 1918 году возвращается в Елисаветград. К тому времени он уже успел выступить с концертом в Киевской Консерватории и был приглашен туда на преподавательскую работу. Дав согласие, Генрих легкомысленно выехал к родителям и смог вернуться в Киев только…спустя год!
   Бушевавшая в Украине гражданская война спутала все планы.
   Долгое время «парадно-глянцевый» портрет Генриха Нейгауза – народного артиста РСФСР, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств, профессора Московской Консерватории – затенял воистину трагическую судьбу музыканта.
   - Приезжавшая в Кировоград дочь Нейгауза, Милица Генриховна, откровенно рассказала о драматических событиях в жизни отца в разные годы, в том числе и о заключении на Лубянке – комментирует Татьяна Фурлет - Многое поведала и жена его младшего сына Станислава, Галина Нейгауз…
   Опубликованные в наши дни в Польше письма Кароля Шимановского под редакцией главного публикатора его наследия Тересы Хылиньской перевернули представления о Генрихе Нейгаузе и других представителях культуры того времени, как о деятелях советского искусства, разделяющих идеалы революции. Семьи Шимановских, Нейгаузов, Блуменфельдов, Коханьских, Сувчинских и многих других боялись новую советскую власть и отвергали ее, несмотря на ее несомненный интерес к музыке, которой придавалось государственное значение. Они были в шоке от красного террора, от ощущения полного бесправия, в ужасе от стремления "разрушить все до основания"
    ( фрагменты статей Шимановского в добровольческой газете "Война и Мир") - иначе говоря , они уже поняли суть нового режима.
   В разгар голода и разрухи елисаветградские большевики пытались привлечь местную творческую интеллигенцию к сотрудничеству. Об этом свидетельствует публикация в разделе хроники городской газеты «Известия» от 23 марта 1919 года:
   Сегодня, в 5 ч. дня в помещении Комиссариата Народного образования (Общественное Собрание) состоится совещание местных педагогов-музыкантов­ по вопросу о постановке музыкального дела в Елисаветграде. Приглашены следующие лица: Шимановский К., Нейгауз Г., Нейгауз Н., Гайсинский А., Нейгауз Г.Г., Липянский А., Гайсинский Б., Славинская М.А., Гольденберг И.А., Балановская Л., Бернштейн А., Кантор,Чернявский, Сусер А., Волернер, Соловьева, Милеант, Константиновский...
   О жизни молодых музыкантов в «революционном» Елисаветграде рассказывает и письмо кузена Генриха Нейгауза Кароля Шимановского З. И П. Коханьским в Киев от 29.VI-12. VII 1919года:
   Мы существуем только благодаря тому, что я служу теперь в местном комиссариате Народного образования, неплохо зарабатываю, и это нас спасает от различных осложнений. Мы с Гариком и другими даем концерты и даже вроде собираемся открывать школу. Меня тянут в Одессу на такую же должность, я, однако, ехать не решаюсь — уж лучше тут со своими горе мыкать.
    О композиторском труде и речи быть не может. До 4 часов вечера сижу у себя в комиссариате и, кроме того масса обязанностей. Иногда чувствую себя страшно усталым…
   Об атмосфере, царившей в уездном городе, писал и сам Генрих Нейгауз:
   «В Елисаветграде, после ухода австрийцев и поражения петлюровцев (мы все эти прелести испытали, даже краткую махновскую интермедию, даже погромы григорьевских банд), когда окончательно победили большевики, мы с Карлом Шимановским, скрипачом Липянским, композитором В. Дешевовым и, вскоре умершим скрипачом Б.Гайсинским образовали - по распоряжению правительства - МУЗО при местном Наробразе. Вначале деятельность наша была неуверенно-неопредел­енная,­ слишком все было ново и необычно, со временем же мы сосредоточились на устройстве концертов собственными силами… Концерты, устраивавшиеся нами в большом красивом зале бывшей женской гимназии, имели такой успех, что местные остряки говорили, будто на них появляются даже расстрелянные. Елисаветград никогда еще не переживал такого "расцвета" музыкальной жизни как в это лето 1919 года» ... (Г.Нейгауз, Размышления, воспоминания, дневники.)
    В КИЕВ, В СТОЛИЦУ МУЗ!
   Жизнь и творчество талантливого пианиста тесно связано не только с его «малой родиной», но и в целом с Украиной, Киевом, который в то время был одной из музыкальных столиц Европы.
   Такому расцвету киевского музыкального мира способствовали трагические события тех лет: экономические невзгоды и неопределенное будущее вынуждали людей покидать родные места.
   Киев стал убежищем для многих представителей московской и петроградской творческой интеллигенции — актеров, музыкантов, литераторов. Одни устремились в южную столицу с надеждой на последующий отъезд на Запад, другие искали в Киеве возможность пережить временную разруху, голод и холод.
   С открытием в Киеве в 1913 году Консерватории в город приехали многие талантливые исполнители и педагоги: пианист Григорий Беклемишев, Рейнгольд Глиэр, Юзеф Турчиньский,
   позже - певцы Леонид Собинов, Александр Мозжухин, Нина Кошиц, пианисты Александр Дубянский, Готфрид Мелах, Болеслав Яворский, музыковед, редактор петербургских журналов "Музыкальный современник" и "Мелос" Петр Сувчинский. (Кстати, «школу Нейгауза» в Киевской консерватории ныне представляет заслуженная артистка Украины, профессор Рада Лысенко, окончившая по классу маэстро аспирантуру при Московской Консерватории).
   Приезда Генриха Нейгауза в Киев ждали его дядя, известный пианист Феликс Блуменфельд и давнишний друг, музыкант Павел Коханьский. Но вырваться в Киев Нейгаузу удалось буквально «партизанским» способом…
   Здесь же, в Киеве, молодой Нейгауз встретился с двумя людьми, сыгравшими в его жизни большую роль: первой женой Зинаидой и задушевным другом Борисом Пастернаком. Парадоксально, но именно его близкий друг через много лет станет причиной разрыва с женой. Несмотря на это, их дружба продлилась до конца жизни.
   Приезжала семья Нейгауза в Украину и спустя годы. Вот как описала путешествие в Ирпень в своих воспоминаниях Зинаида Пастернак:
    «За две недели я собралась, и с двумя детьми (Адику было четыре года, Стасику — три года), с нянькой и горшками мы тронулись в путь. Вместе с нами выехали в Ирпень Асмусы. Записаны были адреса всех дач, кроме нашей, и мы долго кружили вокруг нее на подводе. Генрих Густавович сердился. Как всегда, пришлось искать в Киеве рояль для Генриха Густавовича и перевозить его на подводе в Ирпень. Дачи А. Л. и И. Н. Пастернаков и наша были рядом, а Б. Л. Пастернаку с женой я сняла подальше…Вечерами собирались и слушали музыку. Борис Леонидович просто обожал игру Генриха Густавовича, а Нейгауз был влюблен в его стихи и часто читал мне их вслух наизусть, пытаясь приобщить меня к ним. Однажды он выступал в Киеве, играл ми-минорный концерт Шопена для фортепиано с оркестром. Надвигалась гроза, сверкали молнии. Концерт был назначен в городском саду под открытым небом, и мы волновались, не разбежится ли публика, но дождь хлынул после его исполнения. Посвященное Нейгаузу стихотворение Бориса Леонидовича «Баллада» навеяно этим концертом»…
   Железные жернова революционного, а позже – сталинского террора безжалостно расправлялись с одаренными людьми того времени. Дубянский покончил с собой в Киеве в 1920 году. Кароля Шимановского, имя которого занимало почетное место в концертных программах, перестал (или почти перестал — от страха быть уличенным в связях с гражданами враждебной Польши) исполнять даже его родственник Г.Нейгауз.
   Вот что писал Шимановскому сам Генрих в письме от 1.11.1919 года:
   «Узнал о Вашем окончательном намерении выехать в Варшаву. Несмотря на то, что я это поддерживаю, однако мне очень стало грустно, ведь черт знает, когда мы теперь увидимся. Я же решительно должен остаться в Киеве, определился уже как профессор консерватории и имею класс из 12 учеников. Скоро начну концертировать. Грустно мне, жизни нет, настроение то понурое, то нервное и паническое, с деньгами плохо, страшная дороговизна… Моей мечтой с многих точек зрения было бы, разумеется, ехать с Вами в Варшаву, но сознание того, что я буду оторван, возможно на долгие годы, от родителей и некоторых других людей, заставляет меня остаться в Киеве…»
    Не вспоминал о Шимановском и дядя – известный пианист Ф.Блуменфельд (единственного сына которого расстреляли в 30-е годы). Вот что рассказывает об этой трагедии Наталья Растопчина, ныне живущая в Нью-Йорке:
   «В начале семидесятых годов, задумав книгу о трех поколениях музыкантов одной семьи — Блуменфельде, Генрихе Нейгаузе и его сыне Станиславе, я приехала в Москву. Не помню, кто дал мне телефон Анны Робертовны Грегор, ученицы Феликса Михайловича и жены, точнее, вдовы его сына Виктора, репрессированного в 1938 году. Она повела меня на кухню, где из огромного сундука достала связку старых писем. Это были письма А.В.Луначарского, Б.Л.Яворского, А.Б.Гольденвейзера, С.В.Рахманинова... Одно письмо, адресованное Анне Робертовне, было от Б.Л.Пастернака. Борис Леонидович писал о своем разговоре со Сталиным о Викторе Блуменфельде и сообщал, что изменить решение о его судьбе ему не удалось, но Анне Робертовне разрешено свидание с мужем. Почему Сталин разрешил эту встречу, состоявшуюся накануне расстрела Виктора? Имя Феликса Блуменфельда вряд ли было ему известно, сын же был просто одним из миллионов безвинных жертв. Может быть, сыграл свою роль тайный суеверный страх тирана перед гением просившего об этом свидании Пастернака? Письмо потрясло меня. Я знала о добром отношении Пастернака к Блуменфельду, о нежной дружбе поэта с Генрихом Нейгаузом. Тому и другому Борис Леонидович посвящал стихи. Но решиться говорить со Сталиным, просить за человека, приговоренного к смерти! Это был поступок, проявление высокого духа, редкого мужества». (Журнал эмиграции «Чайка», США, 2003г.)
    ДЛЯ ПОТОМКОВ…
   - Долгое время скрывали, что наш земляк Генрих Нейгауз в 1942 году был арестован и 8 месяцев просидел на Лубянке – рассказывает Татьяна Фурлет - Он был немцем и не эвакуировался, вот его и арестовали по подозрению, что он – немецкий шпион, что, конечно же, было абсурдом. Его выслали и высадили прямо с поезда в Свердловске, где он находился в жутких условиях. Друзья и ученики смогли отстоять его…
   Именно поэтому, возможно, Нейгауз так близко сошелся со своим учеником Святославом Рихтером, который тоже является выходцем из Украины: он родился в 1915 году в Житомире в семье обрусевшего немца-органиста. В 1941 году, в Одессе, сталинские приспешники убили отца Святослава Рихтера, Теофила, только за то, что он немец.
   Все в жизни Генриха Нейгауза связано с Украиной: его вторая жена, Милица Сергеевна (из старинной династии купцов Прохоровых) тоже родом из Елисаветграда. Они были знакомы еще в юности, потом пианист уехал в Киев, а девушке удалось выехать в Крым. Через много лет они встретились в Москве и соединили свои судьбы.
   Дочь Г. Нейгауза от этого брака, Милица Генриховна – частый гость в Кировограде. Она живет вместе с сыном, невесткой и четырьмя внуками в квартире Нейгауза в Москве. (Лишь в конце жизни Генриху Густавовичу впервые дали маленькую двухкомнатную квартирку на Комсомольском проспекте). В семье сохранились портреты Генриха Густавовича.
   О том, что известному пианисту жилось нелегко, говорит сама Милица Генриховна:
   «На нем был груз ответственности. Я помню, как однажды он подсчитал, что у него 11 иждивенцев. Надо было зарабатывать деньги. А жизнь была трудная, особенно до войны»...
   Фестивали имени Нейгауза, по словам Милиции Генриховны, ныне проводятся в разных странах – в России (Саратове), где они проходят регулярно раз в два года по инициативе двух учеников пианиста, Семена Бендицкого и Альберта Тараканова. А в Грузии, в Телави, фестиваль организовали Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман и Олег Каган. Он проходил там пять раз до того, как Грузия отделилась (теперь это стало очень большой трудностью).
   Но фестивали в Кировограде – это особая традиция, ведь они проводятся на родине маэстро…
   Огромную поддержку в увековечении памяти выдающегося пианиста оказывают его ученики, которые передали много материалов в Кировоградский Мемориальный музей Г. Нейгауза, когда отмечалось100-е со дня его рождения.
   Среди великих учеников Г.Нейгауза - Э.Гилельс, Св.Рихтер, Я.Зак, которые и после смерти не забывали своего учителя. Как писала ученица Нейгауза профессор В.Горностаева, они собирались в квартире С.Рихтера 12 апреля в день рождения Генриха Густавовича, слушали записи в его исполнении. На рояле стояли цветы и фотографии Нейгауза разных периодов его жизни…
Михаил Лезинский[13.03.2007 15:24:10]
   Очень любопытная статья ... Сообщил о ней Генриху Нейгаузу , с которым мы иногда перестукиваемся через пространство .
Вареник Наталья[13.03.2007 23:56:38]
   Михаил, а кто Генри Нейгауз с которым Вы перестукиваетесь?
   Спасибо за отзыв.
   Наталья.
Михаил Лезинский[14.03.2007 01:47:06]
   Ну , Наталья , с вами не соскучишься ! Генрих Нейгауз , - внук одного из героев вашего очерка Генриха Нейгауза . И ВНУК читал ваш очерк ... Ужо в начале апреля , когда он вернётся , я дам ему ссылку именно на этот портал .
   Всего вам доброго , дед Мыша .
Вареник Наталья[14.03.2007 23:52:23]
   Дед Мыша? А что - это симпатично...
   А я уж грешным делом подумала, что Генрих Нейгауз, с которым Вы "перестукиваетесь через пространство" - тот самый Нейгауз!
   Писатели - народ необычный. У многих - паронормальные способности. (Шучу!)
   Спасибо за опубликованный текст о потомках Нейгауза.
   Натали.
Михаил Лезинский[13.03.2007 18:31:24]
   Михаил Лезинский
   Хайфа, Израиль - Tuesday, March 13, 2007 at 05:52:21 (PST)
   М. ЛЕЗИНСКИЙ - ГЕНРИХУ НЕЙГАУЗУ .
   Г. Нейгауз - М. Лезинскому
   - Tuesday, March 13, 2007 at 04:40:43 (PST)
   Ну да, на эту статью и дал ссылку ВЕК. Г-жу Вареник я лично не знаю. Пишет правду. А что?
   +++
   А-а, ничего ... Понравилось , как и Вареник пишет , и как Вы . А с Вареник мы находимся на одном портале и переписываемся , так же как и с Вами .
   
   
   Г. Нейгауз - М. Лезинский
   - Tuesday, March 13, 2007 at 06:03:10 (PST)
   Спасибо:)) А на каком портале? Было бы интересно. Впрочем, я сейчас улетаю в бескомпьютерное пространство, вернусь только в начале апреля
Михаил Лезинский[14.03.2007 02:59:12]
   ИЗ ОЧЕРКА Генриха Нейгауза мл. " СТАНИЛАВ НЕЙГАУЗ" .
   
   
   
   
   Автобиография и. о. профессора С.Г. Нейгауза.
   
   
    Я, Нейгауз Станислав Генрихович, родился в 1927 году 21 марта в г. Москве в семье профессора Московской государственной консерватории Генриха Густавовича Нейгауза.
    В 1933 году я поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных, в класс В. В. Листовой. Одновременно учился в средней школе № 12 Ленинского района.
    В 1941 году окончил музыкальную школу. С 1941 по 1943 находился в эвакуации в г. Чистополе Татарской АССР, где продолжал обучение в средней школе.
   
    Вернувшись в Москву в 1943 году, я поступил в музучилище при Московской консерватории в класс доцента В. С. Белова. Окончив училище в 1944 году, я поступил в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Окончил консерваторию в 1950 году и в 1953 году - аспирантуру.
    В 1957 году я начал свою педагогическую деятельность в Московской консерватории сначала как ассистент профессора Г. Г. Нейгауза, а затем, с 1964 года в качестве преподавателя кафедры специального фортепиано консерватории.
    В 1966 году я получил звание доцента, в 1970 году был утвержден в должности и. о. профессора кафедры специального фортепиано МОЛГК и занимаю эту должность в настоящее время.
   
    За время моей работы в МОЛГК по моему классу и классу моего профессора закончили консерваторию 50 человек, в том числе 30 студентов, 14 аспирантов и 6 стажеров из зарубежных стран. Многие из них ведут интенсивную концертную деятельность в Советском Союзе и за рубежом, а иностранные студенты - у себя на родине. Многие работают педагогами и концертмейстерами высших и средних учебных заведений страны. Некоторые стали лауреатами международных конкурсов, как, например:
   
    1.Г. Андриаш (Румыния) - 3-я премия на Международном конкурсе им. Энеску в Бухаресте.
    2. В Кастельский - 5-я премия на Международном конкурсе им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже.
    3. Е. Могилевский - 1-я премия на Международном конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе.
    4. Р. Лупу (Румыния) - 5-я премия на Международном конкурсе в Вене
    1-я премия на Международном конкурсе им. Вана Клиберна в США
    1-я премия на Международном конкурсе им. Энеску в Бухаресте
    1-я премия на Международном конкурсе в Лидсе в Англии
    5. В. Крайнев - 2-я на Международном конкурсе в Лидсе
    1-я премия на Международном конкурсе в Лиссабоне
    1-я премия на Международном конкурсе им. Чайковского
    6. Л. Баранян (Венгрия) - 3-я премия на Международном конкурсе им. Листа в Будапеште.
   
    Все они очень много концертируют в различных странах мира.
    В настоящее время в моем классе занимаются 7 студентов, 2 стажера и 1 аспирант. Ежегодно проводятся классные вечера в Малом зале консерватории в Москве, студенты принимают участие в кафедральных и факультетских концертах. Неоднократно класс выезжал на гастроли в другие города Советского Союза, например, состоялось по нескольку концертов в Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси, Свердловске, где студенты выступали с сольными и симфоническими концертами.
   
    Студенты ведут большую общественную работу, принимают участие в шефских концертах, в поездках концертных бригад, ведут работу в газете и т. д.
   
    Одновременно с педагогической работой я веду большую концертную деятельность. С 1949 года как солист Гастрольбюро, а затем в качестве солиста Московской филармонии. Неоднократно концертировал, помимо Москвы и Ленинграда, во всех республиках Советского Союза, а также за рубежом в городах Венгрии, Италии, Франции, Чехословакии, Югославии, Бенилюкса, Польши и др. Во время гастролей провожу встречи с педагогами и учащимися консерваторий, училищ и музыкальных школ, даю консультации, уроки, бесплатные концерты для учащихся. В 1966 году был удостоен звания заслуженного артиста республики (РСФСР).
   
    С. Нейгауз
    1972 г.
   
    (Из архива Г. С. Нейгауза)
   
    От составителя:
   
    В 1977 году Станислав Генрихович Нейгауз стал профессором Московской государственной консерватории.
    В 1978 году был удостоен звания народного артиста РСФСР.
    Умер 24 января 1980 года".1
   
    В лаконичные строки этой автобиографии, написанной скупым, "канцелярским" слогом, укладывается вся короткая жизнь великого Артиста, Музыканта, Пианиста и, в первую очередь, Человека. О некоторых моментах этой жизни мне вспоминать не хочется (хоть я и не забываю), другие врезались в память настолько ярко, зримо, выпукло, ощутимо, что кажется, будто они произошли вчера. Эти воспоминания причиняют боль как тем, кто их пишет, так и читающим, близко знавшим отца людям. В последние годы я часто писал о нем, потому что мне приносил боль и еще один факт: об отце совершенно забыли. Когда люди слышат фамилию "Нейгауз", в первую очередь возникает ассоциация с дедом и его фортепианной школой. С. Рихтер, Э. Гилельс, Р. Лупу, Э. Вирсаладзе, В. Крайнев, А. Любимов и другие ученики деда так прославились и в России, и за рубежом, что было бы трудно забыть об их Учителе. Да и то, в последнее время все чаще раздаются голоса, утверждающие, что дед, возможно, и был хорошим педагогом, но плохим пианистом. Его ученики утверждают обратное (Виктор Деревянко, например, в последнем интервью высказался довольно резко: "Вранье! Причем, вранье умышленное!"). Нетрудно понять, что этим же людям не хочется вспоминать и об отце...
Ицхак Скородинский[24.03.2007 22:13:22]
   Я человек простой. Единственное, что я знаю об этом, так это то, что я в Харькове несколько раз застал его игру вживую. Из кулис он выходил с трудом, потом, кряхтя, садился на стульчик, и... .
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта