Приглашаем членов МСП и авторов, желающих вступить в наш Союз писателей к участию в Литературных конкурсах на премии МСП и других конкурсах с призовым фондом.
Валерий Рыбалкин в проекте критики "Мнение"
Бал у кадетов
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Конкурсы для членов МСП
и авторов, желающих войти в его состав
Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Клуб Красного Кота
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместо с проектом
"Буфет. Истории за нашим столом"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Регистрация на портале
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Регистрация на портале
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: 4566 [ символов ]
СЧАСТЬЕ - ДОЛЯ
СЧАСТЬЕ - ДОЛЯ
 
(по мотивам карельских эпических легенд-сказок о счастье)
 
Зимняя дорога петляла между озер и ламбин. Удачливый молодой охотник Янне возвращался с охоты. Янне, Счастья сын, дитя Удачи, управлял гнедым, который тянул воз с богатой добычей. Тяжелые пошевни были набиты дичью. Удача способствовала охоте, и Янне был счастлив. Ехал Янне и пел руну. Слова песни сочинялись сами собой. Пел Янне о том, что он – бедный сирота, Дитя счастья. Счастливая Доля перешла к нему от его неизвестных родителей. Пел Янне о Счастье – Доле, о том, что в охоте ему повезло потому, что пока он охотился, с ним была хорошая Доля, а плохая доля спала на возу. А когда Янне спал, его сон охраняла хорошая Доля. Видно, старый злой Лемро-Хийси тоже крепко спал в дремучем лесу, и не беспокоил Янне, пока его сон охраняла хорошая Доля. И вообще, с ним, с Янне, пока была только хорошая Доля, и он от этого был очень и очень счастлив. Янне давно уже ждал того мига, когда он своим счастьем поделится с будущей суженной. Но сих пор Янне еще не встретил девушку, которая могла бы стать ему женой. Кому нужен бездомный охотник …
Короткий зимний день пошел на убыль. Мороз стал усиливаться. Пошевни с охотничьей добычей въехали на окраину лесной деревеньки. Размечтался Янне: «Попытаю-ка я своего Счастья в этой деревеньке. В том доме, где мне дадут приют, меня ждет Счастье – милая девица, которая станет моей женой. А в подарок родителям невесты вручу я воз с дичью».
Поехал Янне нижней дорогой. Заехал Янне в нижний дом на берегу озера. Большой дом, крепкий амбар, видно богатые хозяева. Две злые собаки охраняют дом. Долго стучал. Вышел сердитый хозяин, отогнал собак. Янне поклонился и спросил у хозяина:
Есть ли здесь для Счастья угол,
Есть ли место для коня?
А в ответ услышал сразу:
В доме места нет для Счастья,
Нет и места для коня.
Злобно залаяли собаки.
Поехал Янне средней дорогой. Заехал Янне в средний дом. Крепкий дом, видно, небедные хозяева. Злая собака охраняет дом. Постучал. Вышел недовольный хозяин. Янне поклонился и спросил у хозяина:
Есть ли здесь для Счастья угол,
Есть ли место для коня?
А в ответ услышал сразу:
Что? Для счастья? Для коня?
Поезжай другой дорогой, нету места для тебя.
Поехал Янне верхней дорогой. Заехал Янне в верхний дом. Старый дом, кривая изгородь. Видно, бедняки живут. Навстречу, весело виляя хвостом, выбежала рыжая лаечка. Янне погладил лаечку. Постучал. Вышел хозяин, да с ним дочь-красавица. Янне поклонился и спросил у хозяина:
Есть ли здесь для Счастья угол,
Есть ли место для коня?
А в ответ услышал сразу:
В этом доме места много.
И для Счастья угол есть.
«Неужели лишний угол им не жалко отдавать?», подумал Янне.
Дочка Аннике покажет
Лучший угол для тебя.
Разгружай свою поклажу,
Место будет для коня.
«Вот оно, моё Счастье-Доля, не спит, бодрствует», думал об Аннике Янне, Счастья сын, разгружая пошевни у старой риги.
 
Примечания:
Ламбина (lampi) – небольшое глухое лесное озеро.
Пошевни – сани.
Руна (runo) – стихотворное произведение.
Лемро (lempo) – Хийси (Hiisi) – черт, мифологическое существо, враждебное человеку. Лемро всегда сопровождает плохая Доля.
 
Справка.
В поэзии калевальской метрики отображен длинный путь развития северных народов от глубокой древности до средних веков. Древняя калевальская поэзия своеобразна и специфична. В ней, как и во всем карельском эпосе, видны как архаичные суждения древних мифических героев, так и влияние позднейших времен христианской эпохи. В карельском эпосе легенды о счастье занимают важное место. Ученые считают, что легенды о счастье зародились в архаичные времена. Считалось, что счастье, доля, судьба, выступают вместе с человеком от рождения, могут отделяться от человека в связи с его смертью и переходить к другому. Например, карелы считали, что когда человек спит, его Доля бодрствует. Даже разделяли Доли: хорошая бодрствует, а плохая всегда спит. Легенды о поиске Счастья, лучшей Доли, судьбе, в разных версиях использованы в народных карельских эпических песнях и сказках. Карельским легендам и сказкам присущи такие черты, как архаичность, наличие пропусков слов и целых фраз, ритмических сбоев, повторов.
В известном во всем мире карело-финском эпосе «Калевала» сюжет о Счастье-Доле автор Эллиас Лённрот не использовал. Из всего рода Перттуненов его исполнял только сын А.Перттунена Мийхкали Перттунен. Записан от Мийхкали Борениусом в 1877 г. Опубликован только единственный эпизод в лиро-эпическом произведении «Кантелетар» (часть первая, руна двадцать вторая).
Copyright: Карен Агамирзоев (Tulli), 2007
Свидетельство о публикации №51002
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.11.2007 20:28

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лейла Мирзоева[ 03.11.2005 ]
   Уважаемый Tulli. Большое спасибо Вам за рецензию! И спасибо Вам за Ваши добрые, навевающие дух прошлого, рассказы. Желаю Вам творческих успехов. Лейла
Братушева Виктория[ 12.01.2006 ]
   Однако. Метко написано, чувствуется дух севера - "Финнсскиее сказзоччки", хорошо, однако. Я,тамошние-то сказки не раз слыхала, когда гостевала в тех местах.
   Спасибо за метко да мудрёно словцо, - так сказала бы моя рассказчица, - видно хороший народ такеи сказки сказыват.
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 13.01.2006 ]
   Спасибо, уважаемая Виктория, за Ваше понимание культуры финно-угорских народов. Знаете, легенды о счастье и счастливой доле в разных интерпретациях есть у всех северных народов. Наши предки верили в свою счастливую долю, которую черпали из древней устной поэзии многих поколений рунопевцев. У карелов до 1930-х годов вообще не было письменности. Казус, но только к середине 1930-х годов была создана (исскуственно) карельская письменность. Но это уже история... Благодарю за добрые слова. Это не мои успехи, а истинная народная мудрость. А я всего лишь позволил себе современную (в моём понимании) интерпретацию старинных легенд средневековой карельской метрики рунопевчевского рода Перттуненов. Извините за многословие, с благодарностью к Вам лично, Карен Агамирзоев

Буфет.
Истории за нашим столом
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместно с Клубом Красного Кота
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов