Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Симин В.И.
Объем: 36576 [ символов ]
Самооценка
Самооценка
 
Самооценка – как определение человеком морального смысла, значения собственных поступков и их мотивов, может быть как завышенной, так и заниженной. Потому так важна золотая середина, объективная оценка своих способностей, поступков и мотивов. Если человек оценивает поступки других по заниженной шкале, а свои – по завышенной, то создается благоприятная почва для развития высокомерия, зазнайства, нетерпимости, самомнение. Это нередко приводит к конфликтам между людьми, создает напряжение в отношениях с окружающими. Вредна и заниженная моральная самооценка собственных способностей, мотивов поступков. Она порождает неуверенность, мягкотелость, угодничество, пассивность. Заниженная оценка ведет и к скрытности, беспринципности в отношениях с другими. Она может привести к агрессивности.
Верная самооценка, как правило, близка тем оценкам, которые дают поведению человека в коллективе. Но при этом коллектив должен быть сам морально здоров. Кроме того, редко в коллективе понимают того, кто перерос общепринятые понятия и смотрит на мир особо. Это тот случай, когда один может идти «в ногу», а остальные «не в ногу». Конечно, важно воспитывать в человеке повышенную способность к восприятию оценок своего поведения со стороны окружающих, к трезвой самопроверке своих достоинств и недостатков через призму общественного мнения. Но нельзя, как и учеников в школе, всех нивелировать по средней планке. Моральная самооценка тесно связана с нравственно-психологическими механизмами самоконтроля человека, среди которых важнейшую роль играют совесть и долг.
Совесть вместе с чувством долга, чести и достоинства позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой, другими людьми, обществом в целом. Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть, как ему действовать в каждом конкретном случае, не может быть готового рецепта морального выбора. Моральным регулятором поведения во всех случаях выступает совесть. Она нравственный страж поведения личности в самых разнообразных ситуациях. Она заставляет человека быть морально последовательным. Совесть – это моральный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Совесть противостоит эгоизму и аморальным побуждениям. Человек, лишенный угрызения совести, неполноценен. Он не способен на прочные человеческие отношения, и превращается в существо асоциальное, а потому опасное для окружающих. Совесть, как сплав рационального осознания и чувственного переживания, наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности. Глубокие эмоциональные переживания человека (угрызения совести) схожи с чувством стыда, моральным ощущением позора и вины перед другими людьми и собой, которые охватывают человека, совершившего нехороший поступок. Совесть – это живой механизм самооценки человека. Суд совести, ее угрызения вызывают самочувствие моральной виновности, непреодолимого несогласия с самим собой. Совесть выступает перед человеком как внутренний голос собственной моральности. Руководствуясь ею, человек судит свои поступки. Совесть – инструмент самопознания и нравственного самоконтроля человека.
Общественные требования морали предстают перед человеком в виде разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение. Концентрированным выражением этого является долг. Осознание долга очень важно для человека. Долг – это высоконравственная обязанность, ставшая внутренним источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей. Понимание своего долга связано с предпочтением определенным ценностям жизни, оно предполагает осознанный выбор человеком той или иной мировоззренческой системы, той или иной совокупности ценностей и норм. Долг – это механизм самосознания, он тесно связан с волевыми побуждениями, совестью, с внутренними ориентациями, переживаниями, устремлениями человека. У нравственного человека долг находится в гармонии с совестью, не иссушает ее нравственную жизнь, не сковывает ее активности цепями долговых обязательств. Следование долгу дисциплинирует всю нравственную жизнь человека. Долг не сводится только к элементу принуждения. В тех случаях, когда долг для человека не является внутренне необходимым, добровольным, он вступает в противоречие с велениями совести и общей ценностной ориентацией, наступает состояние душевного разлада. В долге закрепляются высшие, нравственные обязанности человека не только перед обществом, но и перед самим собой. Соподчинение этих обязанностей – важнейшая забота нравственного сознания. Долг выражает осознание высшей нравственной ответственности человека, ставшей ее внутренним достоянием. Не даром говорят о долге перед родиной, коллективом, семьей, о родительском и супружеском долге. Следует отличать от долга исполнение частных обязанностей, правил и требований. Долг и совесть – важнейшие регуляторы охраны чести и достоинства, честности человека.
Моральный выбор – определенный вид целесообразной человеческой деятельности. Ситуация морального выбора требует от человека ответственного и самостоятельного решения и действия, в которых реализуются его нравственный долг, убеждения, представления о нравственном и безнравственном. Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести выбор с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие не только достижение цели, но и органическое единство мотива и последствий поступка. Формальное многообразие вариантов всегда ограничивается социальными обстоятельствами. Моральный выбор всегда совершается в пределах добра и зла. Наличие объективной возможности поступать так или иначе, возможность выбирать, знание моральных альтернатив и предпочтение одной из них в соответствии с нравственной необходимостью обеспечивают свободное моральное решение лишь в том случае, если оно является добровольным и совершается по личному убеждению. Свобода морального выбора – это свобода намеренно преобразовать обстоятельства во имя прогрессивных нравственных целей.
В жизни каждого человека возникает необходимость выбора такого поведения, которое бы сочетало стремление к добру с обстоятельствами в жизни. Как вмешаться, какие выбрать средства для достижения успеха? – вот вопросы, которые встают перед человеком в моральном выборе. Каждый человек должен обладать способностью делать правильный выбор и умением принимать решение со знанием дела. Нравственная оценка успеха активного выбора не тождественна понимаемой эффективности. Иногда долгое время отделяет «посев от жатвы». Свобода морального выбора и форма активности человека предполагает ответственность за это.
У каждого человека есть свободный выбор, и каждый человек отвечает за свой свободный выбор. Он отвечает за то, что мог бы сделать и за то, что должен был сделать. Меру ответственности определяет возможность и способность выбора, а также нравственный долг человека. Разные ситуации требуют от человека решения, соответствующего нравственной необходимости. Имея возможность поступать так или иначе, человек должен действовать определенным образом. Выбор человека и является условием разрешения ситуации. Человек несет ответственность не только за слабость воли или откровенное предательство, но и мировоззренческую незрелость. Мера ответственности человека возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора.
Сознание человека, которому предстоит решение, порой сталкивается с ситуацией, когда осуществление каждой из выбранных возможностей во имя какой-нибудь нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы. В такой ситуации человек должен совершить выбор в пользу одной из них. Существует целая иерархия ценностей и норм. Требования нравственности должны сочетаться с социальной целесообразностью, а используемые средства соответствовать выбранной цели. Нельзя оправдать любые средства целью, как и со злом нужно всегда бороться. Для достижения высокой цели необходима строгая последовательность в выборе средств. Целесообразность средств связана с их нравственным качеством.
Наиболее сложный и тонкий акт морального выбора – моральный компромисс. В нем особо велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Выходом их опасений за моральный характер компромисса должно быть определение и соблюдение меры его. Компромиссный моральный выбор – это выбор вынужденных средств, без помощи которых нельзя разрешить ситуацию мирным путем. Вынужденные средства оцениваются как меньшее зло. Когда не будет социальных и нравственных антагонизмов в обществе, тогда и не будет необходимости в компромиссах.
Порой бывает так, что один и тот же мотив приводит к различным последствиям и, наоборот, разные мотивы способны вызвать тождественные результаты. Цель является реализацией мотива. Она указывает на то, что предстоит сделать, а мотив говорит о том, во имя чего надлежит стремиться к данной, а не иной цели. Мотив внутреннее побуждение к поступку, заинтересованность в его совершении. Мотив – это осознанное человеком побуждение, причем в такой степени, что оно превращается в цель деятельности. Мотивы, цели, средства и результаты внутренне связаны друг с другом, они стремятся к единству. Связь мотива с целью и, через средство, с последствиями поступка позволяет определить значение мотива в общей структуре поступка. Но само действие зависит не только от мотива, но и от объективных факторов.
Детальный анализ того или иного поступка возможен лишь тогда, когда он рассматривается через призму оценки всего поведения человека, его направленности, морального облика. Единство мотива и последствия достигается, закрепляется и обнаруживается не столько в одиночном поведении, сколько в целой серии поступков, скрепленных в систему. Один поступок и даже целую группу поступков не всегда удается однозначно оценить, сопоставляя с нормами морали. Очень часто поведение человека оказывается непоследовательным, да и само поведение порой может быть осмыслено и оценено лишь с переменами в общественной морали. Существуют поступки, которые являются узловыми, решающими в жизни человека.
Представления о смысле жизни, идеале, счастье формируются у человека на протяжении длительного времени, и получают истолкование с точки зрения его духа, благодаря чему открывается возможность творческого применения моральных предписаний и оценок. Эти представления позволяют прояснить человеку свое собственное отношение к действующим моральным принципам, предписаниям и шаблонам оценок. Формируя критическое отношение к миру и себе, эти представления позволяют воспринять даже те моральные предписания и оценки, которые еще не стали массовыми, не воплотились в обычай. Одобряя их в качестве осознанной необходимости, человек в своем образе мыслей и действий предвосхищает новый этап социального развития, предстоящую смену моральных систем или их переход в новую фазу. Это может явиться предупредительным сигналом о том, что какая-то давно устоявшаяся часть моральных предписаний и оценок утрачивает свою былую целесообразность.
Представления о смысле жизни показывают ценность того способа деятельности, ее общей направленности, которые предписывают человеку моральные нормы. Представления об идеале создают образ максимально полного воплощения положительных моральных качеств, задают тип морального совершенствования. Если нормы или обычаи говорят об обязательном или допустимом, то идеалы указывают на желательное поведение. Представления о счастье фиксируют степень осуществления стремления к идеалу и осмысленной жизни, служат формой самооценки всей жизнедеятельности. От представлений о смысле жизни человек получает представления и о добре и зле, благе и ответственности. От представлений об идеале – представления о свободе, справедливости, долге. От представлений о счастье – представления о совести, чести, достоинстве. Человек – творец самого себя. Сущность человека задается его божественной природой, но в то же время его деятельность определяет и его судьбу. Сама деятельность многогранна и включает в себя мысли, слова и действия непосредственно. Человек находится в постоянном самоизменении в ходе творческой предметной и духовной деятельности по изменению мира. В служении общему благу и следует искать свое назначение и смысл жизни. Человека отличает сознательная целевая деятельность. Не следует забывать, что сам человек является частью природы, которая на него, как и он на нее оказывают непосредственное воздействие. Но роль человека в этом процессе неимоверно велика. Как микрокосм макрокосма он обладает в потенциале всеми способностями, всеми энергиями Космоса. Эти способности ему предстоит развить, научиться управлять энергиями на общее благо. На него и возложена особая ответственность за эту природу. Он один на земле обладает самосознанием и отвечает за свои мысли, слова и действия. Нужно понять свою ответственность за мысли, ибо за одно слово десять мыслей рождаются. Каждый сам ставит перед собой цели и добивается их достижения.
Человек, являясь частью природы, властвует над ней. Он не стал еще благоразумным и рачительным распорядителем, и все еще хищнически относится к природе. Он поступает как грабитель, которого мало беспокоит тот неизбежно приближающийся момент, когда грабить и расхищать будет нечего. Он еще не возвысился до понимания специфического характера единства с природой. Но человек должен поступать не как расхититель, а как преобразователь, устроитель природы, согласовывая свои перспективные интересы с ее состоянием и законами, гармонизируя силы и части природы, чтобы не жить во враждебном природном окружении. Он может помочь природе, сделав ее всю миром человека.
Очень много непонимания вносит ошибочное представление о божественном замысле, потустороннем мире и первородном грехе. Религиозный догмат создал видение не реального мира. Между тем и ортодоксальная наука не ушла дальше примитивного и ошибочного представления о сотворении человека и всего живого, ибо до сих пор считается, что человек произошел от обезьяны. Пора понять, что человек, как и все живое на земле, создано Высшими Силами, Теми, кого мы называем Богом, способом, который пока не может быть понят и осознан людьми ныне живущими. Человек был создан, как известно, по образу и подобию божьему. Он частица божества, микрокосм в макрокосме. Божественное начало, которое он получил восемнадцать миллионов лет тому назад, дало ему возможность саморазвиваться, он стал обладать самосознанием. Он имеет в своем потенциале все энергии Космоса. Способность саморазвиваться, свободная воля, наложили на него и ответственность. По спирали развития можно как подняться, так и опуститься. Человек ответственен за свои мысли, слова и действия. Человек, как частица божества, по замыслу божьему, должен в процессе саморазвития подняться до такой ступени, когда он станет человеком, достичь ступени сверхчеловека, затем полубога и бога, чтобы слиться воедино с божественным Абсолютом. Человеку даровано место царя на Земле, царя природы – минерального, растительного и животного царства. Потусторонний мир или Тонкий Мир является составляющей жизни человека. В нем он живет, когда спит, на протяжении всей жизни с ним соприкасается и уходит в него, когда покидает эту бренную землю – умирает. Для человека потусторонний мир не потусторонний, а родной – в нем он проводит значительно большую продолжительность своего существования, большую в десятки раз. Давно пора вернуть человеку веру в Бога, общение с Высшими Мирами, без этого общения он слеп, глух и беспомощен. Но от этого реальный мир не обесценивается, а наполняется вполне конкретным содержанием. Каждый человек на этой земле имеет свое предназначение, свою цель в жизни. Надо уметь ее правильно понять и следовать предначертанным путем к этой цели. Это не всегда просто, это и постоянные испытания, и страдания, и лишения, но вместе с тем это и неимоверная радость – когда делаешь свое дело. Испытания человеку даются не для искупления первородного греха, как утверждает религиозный догмат, а для совершенствования человека, ибо весь мир на испытании. Жизнь человека имеет смысл, если он, преодолевая преграды и трудности, достигает своей цели, тем самым поднимается по спирали развития вверх, а не опускается вниз, прожигая ее бездельем, беспутством и развратом. Великомученик, страстотерпец может быть идеалом, но сейчас этого не достаточно. Ибо сейчас время действий. За идеал нужно сражаться. Страдания и мучения нужно преодолевать, но при этом действовать, а не смиренно ждать. Аскет уже не может отвечать требованиям времени. Мораль святого может служить критерием, если она направлена на созидание и борьбу за новое общество, общество будущего. Не сознание вины ведет, а уверенность в правоте своего дела, осознание своего участия в творческом труде на общее благо. Это и создает ту неописуемую радость, которую испытывает человек, когда делает свое дело. Каждый творческий человек знаком с минутами неописуемого восторга, эйфории, радости, когда ему хочется петь, кричать, ибо эта радость переполняет его. Такое чувство возникает у всех по-разному: когда художник закончил писать картину; скульптор творить изваяние; ученый сделал открытие; писатель завершил новую книгу. Но у всех творческих людей это ощущение одно, оно схожее – это ощущение исполненного долга – великой радости. Земное счастье это не тяга к самоуслаждению, а великая радость сотворенного, чувство исполненного долга, радость ближнего. За радостями земными будут и радости того света, если это радости об общем благе. Здесь на земле нужны и покорность, и смирение, и готовность к всеобщей любви и дисциплина, но осознанные во имя чего все это. Нужны не абстрактные представления о смысле жизни, идеале и счастье, а осознанное понимание греховности, искупления, воздаяния, спасения.
Человек ищет разрешения уже осознанных противоречий между гуманным идеалом и бесчеловечной действительностью, разумом и совестью, свободной сущностью человека и его несвободным существованием. Между тем идеал может быть только гуманным, если это не идеал негодяя. А действительность она разная, бесчеловечной ее делают эти негодяи, против которых добрый человек должен бороться. Человек должен уметь защищать себя, своих близких, свое правое дело, всех кто нуждается в его защите. Это и есть служение общему благу, ибо эта борьба есть борьба добра со злом. Причем в этой борьбе нужно суметь выстоять и победить. Между разумом и совестью не должно быть противоречий, ибо совесть есть язык Тонкого Мира, где неправду говорить невозможно. Стало быть, совесть есть голос истины, а если разум засорен, то это лишь от недопонимания и неосознания человеком отдельных вопросов. Надо покопаться и постараться разобраться в сути вещей и все встанет на свое место. Что касается свободной сущности человека, то это надуманное понятие. Известно, что всякая свобода есть понятие относительное. Мы зависим от многих людей, множества факторов, обстоятельств, условий. Мы, в конце концов, живем не в изолированном пространстве, а в единой и цельной системе жизни, где всё и все друг от друга взаимозависимы. Поэтому говорить о свободной сущности человека, значит отделять его от всего окружающего мира, это глупо и вредно. Речь нужно вести о предоставленной человеку свободе выбора, о самосознании. В этой связи человек отличается от всех и всего живущего на земле, так как обладает свободной волей и самосознанием. Это дает ему право властвовать над всеми царствами природы, но не безнаказанно, ибо всякая свободная воля и самосознание имеет и другую сторону – ответственность за свои мысли, слова и действия. И он отвечает, за добро ему воздается добром, за плохие мысли, слова и поступки соответственно. Поэтому вряд ли можно назвать существование человека абсолютно свободным, хотя он и сам творит свою судьбу.
В странах Запада создается видимость, будто люди выступают равноправными участниками обмена, связанными отношениями «купля-продажа», «спрос-предложение». У людей Запада сформировано мировоззрение, которое отожествляет счастье с благоприятным случаем, фортуной, везением, с обладанием богатством, властью, удобствами. Такое представление о счастье умерщвляет бесконечное разнообразие жизненных проявлений человека, сводящееся к их погоне за богатством. Труд был всегда средством формирования мира человека, источником его самоизменений, способом производства его культуры. Быстрое развитие науки и техники ведет к быстрой смене технологии, стандартов, форм потребления, разносторонними становятся информационные потоки. Для того чтобы справиться со всем этим, обществу нужна целеустремленная личность, интеллектуально, морально и физически развитая, способная самостоятельно организовывать и управлять всей своей жизнедеятельностью, готовая подчинить свою деятельность возвышенным и содержательным целям, согласованными с общественными целями, обладающая необходимыми знаниями. Общественно необходимой оказывается целостная, гармонически и всесторонне развитая личность. Новый человек будет свободным, универсальным, способным стать творцом, сознательным преобразователем мира.
Другой крайностью в понимании законов общественного развития является установка конечной цели. Даже коммунизм не может быть конечной целью, ибо в конечности смерть. А жизнь не может остановиться, и окончание одного этапа будет началом нового – так в бесконечность. Нужно настойчиво говорить о беспрерывности жизни, что человек не умирает, а, пройдя свой земной путь, вновь рождается в Тонком Мире, чтобы потом родиться опять на земле. И так бесконечно. Говорить и спорить нужно не об одной жизни человека, а о цепочке жизней. Человечеству нужно еще нужно выжить, а то одичание стало характерной особенностью нашего времени. Человеку нужно стать Человеком, а уж потом он должен достичь уровня сверхчеловека и полубога. Потенциальные возможности этого у него заложены, только надо их развить. Для этого и надо трудиться, стремиться, творить. Нужно творчество духа. Идеалом личности должен стать последовательный борец за преобразование жизни, общества, своим самоотверженным трудом приближающий построение этого высоконравственного общества. В таком обществе не будет ни войн, ни междоусобиц, а сам человек не будет болеть. Исчезнет преступность, будут изжиты основные пороки и грехи человека. Он не будет пить, курить, сквернословить, труд его будет добровольным и творческим. В основу этого общества будут положены общечеловеческие ценности. Не о таком ли обществе мечтали все поколения людей?
Человека должно отличать творческое отношение к труду, а сам труд должен быть общественно полезным; развитое чувство ответственности и долга; целеустремленность в достижении цели; неутомимая борьба со злом; и вся его деятельность должна быть направлена на общее благо. «Не навреди!» - должно стать неотъемлемым движущим принципом деятельности каждого. «Не причини человеку страдания!» - должно быть определяющим в выборе способов и методов действий. Даже форма и та должна быть подчинена этому принципу. Развитие человека в обществе должно стать высшей целью общественных усилий. Убежденный в правоте и необходимости своих идеалов, человек видит смысл свой жизни в борьбе за торжество этих идеалов, и черпает в этом высшую удовлетворенность жизнью. Форма деятельности человека должна постепенно превращаться в свободно выбранную форму самодеятельности, становясь средством применения и беспрепятственного развития его творческих дарований. Умственная и физическая деятельность не должны существовать как обособленные сферы. Труд не должен существовать как принуждение, насилие в любой форме должно быть исключено. Потребность в творческом труде должна стать жизненной необходимостью, приносящей радость и счастье созидания. Равенство должно войти в жизнь во всех его проявлениях. Не должно быть различия в отношениях к людям. Все должны быть равны как в отношении к закону, так и в возможностях достичь высот в жизни. Пока еще существует власть денег, различия в сфере распределения, социальное неравенство людей и даже отдельных групп. Нет должного открытого контроля в различных сферах деятельности людей.
Трудности в сфере быта, экономики и других сферах деятельности человека будут существовать всегда. Это те камешки на пути, которые лишь служат ступеньками восхождения. Благословенны препятствия – ими мы растем. Нет законченности – в законченности смерть. Сочетание общественных и личных интересов должно обеспечивать ту внутреннюю гармонию человека и то равновесие общества, которые создают необходимый ритм. Часто бывает так, что внутренняя дисгармония человека не дает ему возможности должным образом учитывать общественные интересы. Понимание их значимости и чувство долга поможет ему побороть и внутренний дискомфорт. Осознание человеком своего места в жизни, своей ответственности перед обществом, чувство долга и сила воли помогут ему жить с чистой совестью, в гармонии с самим собой и обществом в целом.
Смысл жизни определяет не одну ее изолированную сторону, а общую направленность всех сторон в единстве, которую предписывают принципы и нормы общечеловеческой морали. Также и идеал дает образ целостного совершенствования человека, а не отдельных его качеств. Счастье – интегральная самооценка деятельности, зависящая от меры достижения в ней главных замыслов человека. Утверждения, так распространенные сейчас, что смысл жизни, идеал и счастье стоят вне компетенции науки, делают бессмысленной жизнь человека, так как сознание бесплодности идеалов обрекает его на бездеятельность, социальную пассивность, отвлекает от участия в борьбе за социальную справедливость и общее благо. Индивидуальное мировоззрение – продукт усвоения человеком самой жизни, его опыт. Каждый человек сам для себя открывает истины, овладевает ими лишь тогда, когда добыл их собственным трудом, в жизненном опыте выстрадал. Выстрадать – значит, самому произвести выбор замыслов, реализовать их, проявляя инициативу и новаторство, волевые и моральные качества, мужество и самоотверженность. Выстрадать – значит обосновать свои взгляды, не позволяющие уживаться со старыми, унаследованными от прошлого стереотипами восприятия жизни. Выстрадать – значит претворить передовые представления о смысле жизни, идеале и счастье в ценностные ориентации деятельности, умело применяя их к анализу конкретных ситуаций, то есть понять свое место в жизни во всей его конкретности. Человека должно отличать активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела.
Важна уверенность в правильном выборе пути. Осознание осмысленности своей жизнедеятельности, ее свободного подчинения высшему придает человеку достоинство, вселяет в него ощущение собственной значимости, позволяет ему жить с чистой совестью. Нужна критическая оценка результатов собственной деятельности, достигнутого уровня самосовершенствования. Это служит импульсом к постановке новых жизненных задач, коррекции целей, побуждает к развитию творческих сил человека, продвижению к идеалу. Критическая оценка является антиподом болезненной неудовлетворенности собой, которая характеризуется крайней неустойчивостью психики и приводит к упадку настроения, утрате целеустремленности и оптимизма.
Известна поговорка, что каждый кузнец своего счастья. Но многим непонятна вина ребенка родившегося больным. Гибель близкого человека может стать причиной несчастья, в нравственном отношении казалось бы безупречного. Неизлечимая болезнь может много принести страдания, а значит несчастья в понимании людей. Транспортная авария, подлый выстрел бандита и другие на первый взгляд случайности могут стать причиной несчастья. Но как же можно стоить свое счастье, если происходят в жизни подобные случаи? На долгие годы становятся несчастны родители, у которых появился на свет неполноценный ребенок. Несчастьем может оказаться неразделенная или разрушенная любовь. Но не бывает ничего случайного, случайность это неизвестная закономерность. И сам человек, следовательно, должен пройти через выпавшее ему испытание, через страдание, ибо страдание очищает. Сам человек заслужил этого, именно по этому на его долю выпало пройти подобное испытание, чтобы суметь показать лучшие человеческие качества и еще выше подняться в своем развитии. Счастье не может рассматриваться как состояние безоблачного спокойствия духа, как размеренность и безмятежность существования. Как бы человек не старался ограждать себя от беспокойства, оно все же вторгается в его жизнь. Счастье и не может быть состоянием непрерывной радости, бесконечного настроения праздничности, вечно длящегося наслаждения. Обычно счастьем считают состояние, переживаемое в момент особой радости. Но счастье не может состоять из таких состояний. В нем присутствуют и будничные стороны, оно включает и противоположенные состояния – грусти, печали, сожаления. Счастье заключается в способности преодолевать трудности, сопротивляясь неблагоприятным обстоятельствам, в готовности и умении не только вынести мелкие неприятности, справится с отрицательными эмоциями и настроениями или же отказаться от удовлетворения каких-то потребностей, но и пойти на риск, мобилизовать силы. Счастье состоит и в способности бороться с собственными слабостями, эгоизмом, податливостью неокультуренным желаниям, стремление капитулировать перед любым напором. Счастье люди находят и в борьбе. Нужно уметь быть счастливым человеком. Страдания и невзгоды сопровождают и счастливого человека. Самоориентация человека на высшие общественные ценности состоит в способности к самоотдаче, творческому горению. Такое стремление в сочетании с активной деятельностью и даст счастье.
Нравственный человек не всегда в этой земной жизни бывает счастливым. Верность идеалу и моральным нормам может потребовать от человека жертв, побуждить его идти на риск счастьем. Самопожертвование может быть единственным способом отстаивания нравственных норм. Если страдания и даже смерть в тяжелых обстоятельствах были свободно выбраны героем, то это не означает, что он так планировал свое счастье. Хотя героический человек черпает свою моральную удовлетворенность в сознании выполненного долга, и терзался бы мучительными угрызениями совести, если бы смалодушничал в обстоятельствах, когда требовалось самопожертвование. Но надо и знать, что вне нравственного поведения нет счастья. Прочное и глубокое счастье может быть только заслуженным. Человек должен быть нравственно достойным своего счастья.
Надо устранить моральное отчуждение, двойственность моральной регуляции, антагонизм счастья и долга, условия, которые принуждают человека стремиться только к собственному благополучию, личному успеху за счет общества и других людей. Нормы общечеловеческой морали требуют поведения, реализующего общественный интерес. Но вместе с тем они не требуют от человека (за исключением чрезвычайных ситуаций) поведения, заведомо уводящего его от счастья, препятствующего удовлетворению ее потребностей и интересов. Общечеловеческая мораль побуждает - не только нормами, но и принципами, представлениями о смысле жизни, идеале, счастье – к такому типу поведения, который обеспечивает благоприятные материальные и духовные условия для развития человека, указывает человеку на моральную сторону его жизненных целей и планов, на выбор достойных средств их достижения. Тем самым она позволяет человеку максимально полно удовлетворять его высшие социальные потребности, свободно и добровольно согласовывать идеалы, жизненные устремления с общественными идеалами, целями и потребностями, добиваться их осуществления в обстановке сотрудничества и взаимопомощи. Стремление принести людям счастье должно превратиться в глубокую личную потребность, тогда моральные обязанности будут выполняться без принуждения.
Не все еще люди счастье и благополучие связывают с нравственной стороной их деятельности. Превратно истолковывается роль денег в обществе, кое-кто рассматривает счастье напрямую с обладанием деньгами. Ведь это позволяет располагать модными вещами, услугами и всяческим комфортом, удовлетворять свои прихоти, потакать дурным страстям. Развивается приспособленчество, карьеризм, честолюбие, интриганство, жадность, лицемерие и наглость. Но такие представления об идеале и счастье противоречат принципам и нормам общечеловеческой морали, влекут за собой отклонения от них или прямое их нарушение в практической деятельности.
Счастье включает в себя и умение переносить страдания, не давать отдельным жизненным неудачам разрастаться. Каждое страдание очищает. Но добровольное аскетическое самоистязание уже ушло в прошлое и не может быть сейчас полезно. Самоотверженное поведение людей может быть и эгоистичным и безнравственным. Суть определяет мотивация и цели. Безрасчетный культ гибели должен быть осужден как безнравственный, самопожертвование ради самопожертвования является таким же безумием как умышленное убийство. Страдания нужно оценивать исходя из их конкретной сути: чьи страдания, каков их источник, в чем их назначение. Есть муки темных и низменных страстей (страдания зависти или возмездия), а есть муки преодоления собственных недостатков, муки нравственного восхождения, муки творчества или оскорбленной невинности.
Каждый человек смертен, и отношение к смерти во многом определяет и взгляды на жизнь. Пессимисты утверждают, что только осознание того, что человек рано или поздно умрет, делает его несчастным. Они определяют человеческое бытие как путь к смерти, охваченный страхом перед концом своего существования. Жизнь, говорят они, только прелюдия смерти. Такая жизненная установка толкает человека либо к безучастному существованию и полной покорности судьбе, либо полному противостоянию судьбе, презрения к жизненным ценностям, идеалам счастья. В первом случае наступает духовная смерть, как особая форма самоубийства, которая в последствии ведет и к физическому самоубийству. Во втором случае дело обстоит не лучше. Но нравственная жизнь человека не возможно без веры в Надземный мир, веры в Высшие миры. Знания того, что жизнь человека не заканчивается его физической смертью меняет и все его отношение к жизни. Стремление человека к саморазвитию, как составной части единого целого Бытия, делает его нравственно неуязвимым. Человек начинает понимать, что ему придется рано или поздно отвечать за все свои действия, слова и мысли. С исчезновением страха перед смертью исчезает и страх перед невозможностью преодолеть какие-то свои недостатки. Вместе с тем сама жизнь должна цениться как возможность неиссякаемого творчества по совершенствованию самого себя и Бытия в целом. Надо ценить жизнь как величайшее благо.
Никто не может оспаривать, что жизнь есть величайшее благо. В этом смысле человеческий дух не может примириться со смертью. Человек хочет продления жизни. Но каким путем? Большинство людей считает, что благом будет увеличение продолжительности самой жизни. А еще лучше, если человек станет совсем бессмертным. Но будет ли благом увеличение продолжительности человеческой жизни сейчас, когда мир сотрясают распри и войны. Будет ли целесообразным продлевать жизнь подлеца и негодяя, ведь он за более длительную жизнь сделает еще больше гадостей и пакостей. Видимо, с точки зрения общего блага, будет, наоборот, целесообразным сейчас уменьшить продолжительность жизни человека, тем самым, увеличив число и частоту его воплощений на земле, чтобы процесс очищения проходил быстрее. Но пока это человечеством воспринимается тяжело. Надо рассматривать жизнь как цепочку, череду жизней на земле, тогда многие вопросы будут более понятны и поступки человека более осознаны. Общечеловеческая мораль диктует изменение отношения к смерти человека на Западе, и изменение отношения к жизни на человека на Востоке. Не нужно страшиться смерти, как это делают на Западе – это естественный процесс, но нельзя и недооценивать значение самой жизни на земле, как это делают на Востоке. Человек может стремиться раздвинуть пределы жизни на основе доверия к ней, жизнелюбия, восприятия ее как счастья. Счастье человека достигается в процессе развертывания сил человека, в ходе успешно протекающей и верно направленной его деятельности. Чем сильнее узы, связывающие человека с делом, которому он посвятил себя, с людьми, которые продолжают начатое дело и перед которыми он несет ответственность за свои поступки, тем меньше испытывает он страха перед естественным концом, тем меньше у него основания видеть в смерти силу, способную обессмыслить его реальную деятельность. Человек должен понимать, чтобы прожить достойно, он должен стремиться приложить максимум усилий для общего блага, для будущего.
 
Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике»
Дата публикации: 02.01.2009 16:59
Предыдущее: Прочный канал сердцаСледующее: Семья – устой будущего

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта