Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: ДжуLай
Объем: 16052 [ символов ]
Собаки Сопифа
Один из мифов об Александре Македонском. Сюжет о необычных собаках заимствован мной из «Исторической библиотеки» Диодора. (Кн.XVII Гл. 92.) События происходят сразу после победы над Пором на р. Гидасп. Второй сюжет относится к событиям на р. Гифасис, когда войско, несмотря на пламенные речи Александра, отказалось продолжить утомительный и долгий поход. Выразителем настроений солдат оказался один из преданных Александру людей - Кенас, выступивший с ответной речью, выразившей чаянья всех ветеранов. Он сказал: «Государь, человек, всегда добивающийся успеха, должен прежде всего знать, когда надо остановиться». Так был закончен Индийский поход Александра. Впереди у него оставалось ещё три года свершений. Три года жизни...
 

Весна 326 г. до н.э. Индия.
 
- Ты прав, филэ, здешние люди красивы. Иной красотой, не эллинской. Но, я думаю, не обошлось без вмешательства богов.
 
Александра мучает головная боль. Дают о себе знать старые раны.
Я не могу ему помочь, но стараюсь хоть как-то отвлечь, пока подействует снадобье, приготовленное лекарем.
Он не отвечает, рассеянно теребит в руках маленький драгоценный кинжал с ручкой из резной слоновой кости - один из многочисленных подарков кафейского царя Сопифа. Поднося его, тот пояснил, что вещица принадлежала некогда богу с трудно произносимым именем, но по описанию которого мы поняли, что это Дионис. И теперь Александр не расстаётся с подарком.
Я вижу, что он прислушивается к моим словам, а потому продолжаю свои рассужденья.
- Помнишь, как мы были поражены, впервые увидев знаменитого Пора? Он восседал на своём боевом слоне, подобно величавому богу: благородный овал лица, огромные глазищи, мечущие молнии. Волосы, ниспадающие из-под белоснежной чалмы, заплетены в косы. Чудный цвет кожи и этот глаз во лбу.
Мне показалось даже, что я увидел самого Ареса в его иноземном воплощении.
 
Александр прищуривается в болезненной усмешке:
- Сказать по правде, я тогда разозлился. Он был слишком великолепен. Быть может, потому мне пришлось непременно его победить. Но я всё же рад, что не убил его.
- Вчерашний враг иногда становится другом, это ты хочешь сказать? Одна из премудростей войны.
- Да, это так. И вчерашний друг внезапно превращается во врага...
В зрачках Александра, устремлённых на пламя, возникают тени ушедших: Филота, Каллисфен, Клит, Гермолай... Сколько их? Слишком много.
Он так и не простил себе ни одной из этих смертей. "Кровь друзей можно отмыть с ладоней, но никогда - из сердца", - вот что он сказал мне, оплакивая Клита...
 
Я не успеваю отвлечь его от грустных мыслей: за стенами шатра раздаются странные звуки, похожие на завывания и лай степных волков.
Александр настораживается:
- Что там такое? Пойди, узнай.
Он хватается за виски. Боль не отпускает его.
- Да, филэ. Не волнуйся. Лежи спокойно. Я скоро.
 
Высокий индус, словно вырезанный из темного дерева, - столь правильны черты его лица и пропорции фигуры, - облачённый в необычайно ярких расцветок одежды, что-то пытается объяснить солдату, охраняющему подступы к нашему лагерю. Двое других, столь же совершенные обликом, держат на поводках четырёх диковинных зверей. Скорее всего, это собаки. Или всё же львы? Столь огромных и широкопастных псов я ещё не видывал. На головах не видать ушей, а хвосты подрезаны почти под самый корень. Их песочного цвета шерсть переливается на солнце. Они ухожены и сыты.
- В чём дело, Аристон? Что хотят эти люди?
- Я не могу разобрать, что он там лопочет. Но, кажется, упоминает своего царя - Сопифа.
Стражник обескуражен и с опаской косится на одного из зверей, рвущегося с поводка индуса.
- Эй, позовите толмача.
Я должен во всём разобраться.
 
Учёный перс не слишком преуспел в местном наречии, но всё же с горем пополам переводит, что царь Сопиф прислал обещанный дар. Если Александр оценит этих четырёх - двух самых сильных псов и двух щенков из последнего помёта - то ему преподнесут в дар полторы сотни этих собак.
Ах, да, теперь я вспомнил: на вчерашнем пиру, с самодовольством поглядывая на Александра, жадно рассматривавшем диковинные украшения из золота, серебра, самоцветных камней и слоновой кости, среди которых был и кинжал Диониса, Сопиф заявил, что завтра пришлёт ему необычных зверей: собак, в чьих жилах течёт львиная кровь.
 
- Пусть их отведут вон туда, за те палатки. Подальше от лошадей. Иначе переполошат весь лагерь.
Я собрался вернуться и рассказать обо всём Александру. Но он уже здесь. Не выдержал и вышел сам посмотреть, что происходит. Глаза его сверкают:
- Я хочу их видеть!
- Как твоя голова?
- Пустое! Я уже забыл. Идём же, скорей, посмотрим. Чудо. Чудо как хороши! Настоящие дикие звери.
 
Высокие скулы, благородный профиль, чуть надменный изгиб пухлогубого рта, цепкий взгляд огромных тёмно-карих глаз. Роскошь одежд индуса слепит глаза. На шее - гирлянды невиданных благоуханных цветов: одну из них он, сняв с себя, подносит Александру, другую - мне. Царь Сопиф высится надо всеми, даже над рослыми соплеменниками. И всё же, как ни странно, Александр, не доставая ему и до плеча, не кажется маленьким рядом с этим исполином. Над Александром - ореол гривы его светлых волос. А гордо вздёрнутый подбородок, доставшийся в наследство от божественных предков, заставляет раджу уважительно склонить перед ним голову, увенчанную бирюзового цвета чалмой.
 
В наскоро сооружённый возле лагеря загон выпускают огромную львицу. У неё недавно появился детёныш и она неимоверно опасна. Даже видавшие виды солдаты с опаской отходят подальше. Кто знает, не сможет ли хищник прорваться сквозь заслон копьеносцев?
Сопиф одним взглядом отдает команду. И в загон со странным глухим лаем, похожим на вой, врываются два щенка- подростка из приведённой четвёрки дарёных псов.
Шерсть на холке львицы становится дыбом. Она по-кошачьи выгибает спину и шипит, оскалив огромные клыки. Собаки, не медля ни мгновения, кидаются на неё с небывалой отвагой.
Удар лапой - и один из щенков отлетает от львицы прочь. Падает на бок, перекатывается в пыли, пачкая свою чудную шерсть, но не издав ни единого звука. Быстро вскакивает на крепкие ноги, встряхивается и вновь кидается в бой. Второму удалось вцепиться львице в плечо. Она пытается его стряхнуть, изворачиваясь, бьёт лапой и кусает за впившуюся в неё морду. Наконец, отрывает от себя врага прежде, чем подоспевает второй из псов.
 
Александр сосредоточенно следит за поединком. Солдаты, пришедшие посмотреть, очнулись от первого шока и теперь кричат, свистят, топают ногами, подбадривая бойцов. Львица вызывает их явное сочувствие, и они приветствуют каждый её удачный удар и грозный рык, сопровождающий маленькие победы.
Сопиф недоволен. Его пальцы стискивают подлокотник кресла. Гневная складка залегает меж подрисованных охрой бровей.
Я подмигиваю Аристоклу: тот делает быстрые зарисовки для моего заказа. Потом он вырежет из дерева фигурки и раскрасит их красками. Я хочу, чтобы он успел захватить Сопифа именно таким, каков тот сейчас.
Аристокл мне кивает в ответ, что понял.
 
Поединок, похоже, длится дольше, чем этого желалось индусу. Псы заметно устали. Львица, впрочем, тоже. Но всё громче раздаётся её гневный рык. И всё реже и неуверенней атаки собак.
Сопиф делает новый знак. И на эту необычную арену выпускают вторую пару: двух здоровенных матёрых псов. Львица рядом с ними не кажется уже столь мощной. Она поджимает уши, в оранжевых глазах её - холодок смерти. Но она не намерена сдаваться. Резкий рывок - и один из щенков отлетает с перекушенным горлом. Удар грозных лап рассекает бок одному из матёрых псов. Кровь собак смешивается в пыли с кровью львицы.
Один из взрослых псов, нацелившись, метким броском вцепляется ей в шею. Второй - тут же прихватывает холку. Молодой, вдохновлённый столь крепкой поддержкой, атакует львицу с тыла и, наконец, ему удаётся впиться ей в левое бедро.
Огромная кошка ещё дергается несколько раз, затем, выдохнув в полурыке- полустоне, без сил опускается на песок. Её забрызганная кровавой слюной голова глухо стукается о землю и взгляд стекленеет.
Собаки, не получая команды отпустить зверя, крепко удерживают свою уже мёртвую добычу.
 
Над полем этой необычной битвы повисает напряжённая тишина.
Сопиф переводит дыхание, разжимает побелевшие в костяшках пальцы и откидывается на спинку кресла. Из-под полуприкрытых век бросает взгляд на Александра.
Тот старается не выдать эмоций. Но по проступившим на скулах пятнам я вижу, что он впечатлён.
Сопиф что-то негромко говорит одному из своих людей, и тот стремительно выскакивает на огороженную площадку.
В руке его длинный кинжал, похожий на меч.
 
- Что он собирается сделать? - Александр оборачивает к Сопи фу озабоченное лицо.
Тот что-то говорит, а толмач переводит:
- Эти собаки весьма хороши.
- Да, я видел. Одолеть львицу непросто...
- Ты не всё видел, царь Александр. Собаки не только бесстрашны, они совсем нечувствительны к боли. Два молодых щенка оказались слабы. Но это уникальные псы. Смотри же.
 
Индус подступает к щенку, чьи зубы всё ещё погружены в плоть львицы.
- Он отрубит ногу псу, но тот даже не заскулит.
- Не надо!
Александр вскакивает, а двое македонских солдат, отбросив страх, выбегают на арену и в последний миг удерживают руку слуги Сопифа. Индус разгневанно скалит белоснежные зубы и оборачивается к своему повелителю.
- Александр, - Сопиф улыбается, - это всего лишь слабейший из псов. Не жалей. Сегодня же вечером ты получишь полторы сотни взрослых и сильных. Позволь лишь показать тебе.
- Хорошо, - Александр с неохотой уступает любопытству.
Индус наклоняется к собаке. Взмах кинжала - алая кровь бежит их разверзшейся раны на землю. Но пёс, не издав ни звука, продолжает удерживать в зубах ногу львицы. Индус отрезает по кускам собачье мясо. Ещё. И ещё. Обнажается кость. Ни единого движения, стона, завывания, - ничего, что показало бы, что у этого пса есть хоть какие-то телесные чувства. Лишь совсем обескровев, щенок падает замертво, так и не выпустив из зубов своей жертвы: труп пса на труп поверженной львицы...
 
Александр, играя желваками, молча поднимается со своего кресла.
- Твои собаки великолепны, царь Сопиф. Но с меня довольно подарков. Благодарю тебя.
Индус обескуражен. А Александр, не оглядываясь более, спешит к своему шатру.
- Ему не понравились псы? - Сопиф растерянно смотрит на меня. Его огненная крашеная борода подрагивает.
- Собаки хороши, раджа. Но, боюсь, нам не прокормить их. Если ты хочешь угодить царю, лучше пришли-ка ещё соли из твоих знаменитых копей.
 
Июль 326 г. до н.э. Лагерь на р. Гифасис.
 
Третий день он не выходит из палатки. Третий день никого не допускает к себе, кроме слуг, просушивающих его одежду и приносящих хлеб и разбавленное вино - иной пищи не ест.
Но я же не могу дольше оставаться безучастным! Продолжать делать вид перед воинами, что так и должно быть? Что Александр всего лишь спокойно обдумывает под шум этих нескончаемых ливней дальнейшие планы? Отвечать спокойно на все эти вопрошающие взгляды: ну как он? Что он? Что будет дальше?
Да я и сам не знаю ответов!
 
Сегодня мне донесли о новой стайке дезертиров, покинувших под покровом ночи лагерь. Я даже не стал высылать за ними погоню. Всё равно казнить этих отчаявшихся нет никакого смысла. Возможно, им повезёт и удастся живыми добраться домой. Что они станут рассказывать своим детям и жёнам? Как объяснят, что бросили своего царя на краю земли?
А я сам? Я не бросил ли его, боясь всего лишь вспышки гнева? Не решаясь нарушить запрет и войти в палатку? Конечно, у меня есть оправдания: пока Александр пребывает в борьбе с самим собой, кто-то же должен руководить жизнью войска. Обеспечивать провизией людей и скот, доставлять оружие, следить за продвижением флота и постройкой новых переправ, принимать послов и отвечать на послания из далёкой Македонии и сатрапий. Кто, как не мы, гетайры Александра? Кто, как не я, кого он называет своим ближайшим другом?
А раз так, то вот сейчас я откину полог и войду, чтоб, наконец, всё решить...
 
Полумрак. Запах сырости и дыма от тлеющего очага. Промозглость - мы к ней уже почти привыкли. Всё лучше, чем мороз и вьюга. Бумаги и карты разбросаны на полу. Шлем с поникшим султанчиком валяется возле ног. Остальные доспехи раскиданы и прикрыты плащом.
Царь сидит в походном кресле, закутавшись в шкуры. Спит? Я делаю попытку уйти, но его хриплый голос останавливает меня:
- Гефестион? Что-то случилось?
- Случилось? Да, наверное, случилось, филэ.
- Не уходи.
- Я не уйду...
С трудом заставляю свой голос не дрожать.
- У тебя холодно. Приказать вскипятить воды?
- Нет. Не надо.
Его тон резок. Теперь, привыкнув к сумраку, я вижу его небритое лицо и лихорадочно блестящие глаза. Моё сердце сжимается от боли за него. Я попытался утешить его сразу, как только отзвучали горькие слова Кенаса.
Но Александр тогда грубо оборвал меня. Ушёл. Удалился. Остался наедине с самим собой и богами, в которых он так свято верит. Но где же они теперь? Почему мне он кажется таким одиноким?
 
- Знаешь, - Александр не смотрит мне в глаза, словно рассуждает сам с собой:
- Мне иногда представляется, что я один из тех псов царя Сопифа, помнишь? От меня отрезают по кусочку мясо, а я держу в зубах свою жертву и прикидываюсь, что не чувствую боли. И так - пока не издохну...
- Что ты говоришь, Александр!
Мне трудно дышать, и голос срывается. Я делаю шаг к нему, но он останавливает меня жестом:
- Все, все норовят отрезать от меня свой кусок: Олимпиада - хочет власти, Роксана - требует сына, мои друзья - ждут всяческих благ, солдаты - дай им волю, разорвали бы мою плоть на тысячи кусочков...
 
Я могу лишь молча мотать головой. О, как он неправ! И как же тяжело ему теперь! Он устал и подавлен.
- А ты? Чего пришёл требовать от меня ты? Назначения хилиархом*? Ты всегда молчишь и ничего не просишь. Делаешь вид, что тебе ничего не надо? Лукавишь, потому что тебе нужно всего меня - целиком? Что?
- Не надо... не надо, филэ, говорить слов, о которых потом пожалеешь. Тебе трудно. Больно.... мне больно за тебя. Я всё понимаю. Но ведь ты - Александр! Нет, ты не пёс, ты - лев. Тот, что чувствует боль, но умирает, сражаясь и дорого продаёт свою жизнь. К тому же...
Голос мой снова предательски подводит меня и срывается в шёпот:
- ...ты не один. С тобой твои друзья. Я - с тобой навсегда, пока жив. Разве ты забыл? Ахилл и Патрокл...Так как же....
- Прости!
Его руки стискивают мою шею. Он всхлипывает и сопит, прижавшись скулой к моей щеке.
Мой царь. Мой друг. Мой Александр.
Он вдруг столь же резко отстраняется и взгляд его высыхает:
- Ты прав. Я - не пёс, я лев! Да! Так.
Он быстро заходил по комнате, оживился.
- Знаешь, надо распорядиться, чтоб устроить жертвоприношение. Как только прекратится этот проклятый дождь, устроим алтари.
- Да, филэ.
- На вечер созывай совет. Пусть будут только самые верные из гетайров. Птолемей, Пердикка, Леоннат.... Остальных не хочу видеть.
- Да, филэ.
- Я... подготовлю приказы. Мы.... - он стиснул зубы, кожа на желваках заходила, так нелегко ему произнести это: - ...возвращаемся. Я решил. Да, так будет лучше.
 
Я опять делаю шаг к нему, и теперь сжимаю в своих объятьях. И слышу, как он бормочет:
- Мы возвращаемся. Возвращаемся. Поход окончен. Всё.
Он повторяет, привыкая к звуку этих слов из своих уст. Я утешаю:
- Хорошо, филэ. Пусть так. У нас ещё много дел осталось позади.
Позади? Нет - впереди, царь.
 
- Да, мы создали, пожалуй, достаточно большое царство. Мой - хилиарх. Как тебе это? Я давно должен был издать указ о твоём назначении.
Я пожимаю плечами: достойная должность не жмёт мне плечи, но, странно, и не окрыляет, как, наверное, должна бы. Я слишком давно "его хилиарх", чтоб простой указ, записанный на куске кожи мог теперь что-то изменить....
______________________________________
 
*хилиарх (греч.) - у персов - начальник личной гвардии правителя. А.М. провозгласил х. своего первого гиппарха Гефестиона, учредив тем самым высшую гос. должность. То, что это произошло при Гифасисе - придумано мной.
Дата публикации: 23.11.2007 22:10
Предыдущее: Победитель. (Миф о Гордиевом узле)Следующее: Год уходит…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта