САМЫЙ ЯРКИЙ ПРАЗДНИК ГОДА - 2019
Положение о конкурсе
Информация и новости
Взрослая проза
Детская проза
Взрослая поэзия
Детская поэзия




Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Дежурная по порталу
Людмила Роскошная
Конкурс достойных красавиц для нашего красного жениха!
По секрету всему свету! Блиц конкурс.
О выпивке, о боге, о любви. Конкурс имени Игоря Губермана
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Журнал "Что хочет автор"
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Альманах "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

ФИНАЛ КОНКУРСА \"ПИШУЩАЯ УКРАИНА 2011\" (с 21.11 по 05.12)

Все произведения

Произведение
Жанр: Крупная проза Автор: Игорь Б.Бурдонов
Объем: 54448 [ символов ]
ДАО ДЭ ЛИПОВКА ВЭЙ
Это книжка о деревушке, потерянной...
то ли в шири российских просторов,
то ли в выси древних времён,
то ли в глубине человеческого сердца.
 
 
Лао-цзы, Игорь Бурдонов
 
ДАО ДЭ ЛИ ПО ВЭЙ
( Книга о Дао и Дэ деревушки
земной души человека )
 
ДАО ДЭ ЛИПОВКА ВЭЙ
( Книга о Дао и Дэ Липовки )
 
 
2.500 лет назад Лао-цзы решил покинуть пределы Поднебесной. По просьбе начальника пограничной заставы он написал книгу в пять тысяч иероглифов, в которой изложил своё учение. После чего сел на буйвола и отправился на запад. Больше о нём никто ничего не слышал.
Так появилась одна из самых удивительных книг в истории человечества - "Дао Дэ цзин" - "Книга о Дао и Дэ".
Учение Лао-цзы положило начало даосизму - одному из "трёх великих учений" китайского мира, наряду с конфуцианством и позднейшим буддизмом. Долгая история Китая породила тысячи комментариев и толкований великой книги, а число переводов её на иностранные языки Дао переводится как путь, принцип, закон, истина, абсолют. Дэ переводится как добродетель, благодать, потенция, сила, манифестация Дао. Но лучше эти слова оставить без перевода давно уже перевалило за сотню. Сегодня "Дао Дэ цзин" известен во всём мире, и влияние его на мировую культуру, похоже, только усиливается со временем.
Этим летом, в августе, я, как всегда, поехал в свою деревню Липовка. Я взял с собой новый перевод книги Лао-цзы на русский язык, сделанный Александром Кувшиновым, чтобы на досуге сравнить его со старым переводом Ян Хин-шуна из двухтомника "Древнекитайская философия". Ещё у меня была переведённая с английского книга Джона Хейдера "Дао Лидера" - своеобразная импровизация на темы "Дао Дэ цзина".
Я бродил вдоль Чёрного Озера, в лесу искал грибы, в лугах собирал землянику и луговую клубнику, купался в Старице, копался в огороде, пристраивал веранду и новое крыльцо к своему старому дому, рисовал акварели, сочинял стихи, принимал гостей и занимался тысячью других обычных для Липовки дел. А по вечерам, когда выдавался свободный час-другой, изучал и сравнивал три текста.
Однажды мне пришло в голову: а что, если попробовать написать книгу о Дао и Дэ моей Липовки? Я продолжил работу в Москве, подключив к делу ещё один, только что вышедший, перевод "Дао Дэ цзина" Бронислава Виногродского в "Антологии даосской философии".
Так появилась эта книжка. Я назвал её "Дао Дэ Липовка вэй". Дело в том, что "цзин" - это "канон" и одновременно "основа ткани", а "вэй" - это "уток". Две тысячи лет назад, в эпоху Хань, создавалось много текстов на темы древнекитайских канонов-цзин, в том числе и "Дао Дэ цзина". Эти тексты тогда назывались "вэй", что можно наверное перевести как "апокриф". Вот и моя "Книга о Дао и Дэ Липовки" - уток по основе "Дао Дэ цзина".
Потом мне захотелось сделать транслитерацию названия моей книжки китайскими иероглифами. Нужны были два иероглифа, которые читались бы как "ли" и "по". Таких иероглифов, конечно, можно найти несколько, поскольку в китайском языке почти все слова односложные и поэтому очень много омофонов.
Я подобрал иероглиф "ли", означающий меру длины (примерно, полкилометра). В древности у него ещё было значение "деревушка"; от этого и происходит мера длины как расстояние между ближайшими деревнями.
Иероглиф "по" я взял в значении "земная душа человека". Китайцы считают, что у человека две души: небесная душа "хунь" и земная душа "по". Когда человек умирает, душа-хунь улетает на небо, а душа-по уходит в землю.
Так получилось ещё одно название книжки "Дао Дэ Ли По вэй" - "Книга о Дао и Дэ деревушки земной души человека".
В своей книге я старался следовать структуре и духу канона. У меня тоже 81 главка, по-китайски, "дан" или "чжан". Содержание каждого дана соответствует тексту Лао-цзы. Когда это было уместно, я использовал прямые цитаты из "Дао Дэ цзина", выбирая вариант перевода по своему усмотрению. Ну и, конечно, я писал, прежде всего, о моей Липовке.
Правда, теперь, когда работа закончена, я затрудняюсь ответить на вопрос: что же такое Липовка? Существует ли она на самом деле? Где проходит её путь? В чём заключается её благодать?
Похоже, я проделал свою работу только для того, чтобы вопросы остались без ответа, неясное стало смутным, нечёткое - расплывчатым, а непонятное - загадочным.
 
Липовка-Москва,
август-ноябрь 1994
 
 
---------------- 1 -----------------
 
Липовка,
которая может быть описана словами,
не есть истинная Липовка.
 
То, что можно сказать о ней, -
меньше, чем голос ветра,
перелетающего с луга на луг
мимо моего дома между небом и землёй.
 
Я чувствую, что у неба и земли Липовки
есть единое начало,
но оно не имеет имени.
 
То, что имеет имя и зовётся Липовкой, -
мать всех вещей,
окружающих меня в этой деревне.
 
Когда я бреду бесцельно
по песчаной дороге,
огибающей опушку соснового леса,
мне кажется, я ощущаю
сокровенную тайну Липовки.
 
Когда я озабочен
простыми деревенскими заботами,
я вижу её
в простых вещах деревенского быта.
 
Но и то, и другое имеют один исток
и различаются лишь названиями.
 
Все категории Липовки
в глубочайшей сути своей есть одно.
 
Вход в это глубочайшее -
дверь ко всему чудесному.
 
---------------- 2 ----------------
 
Тот, кто ожидает найти в Липовке
альтернативу миру, будет разочарован.
 
Когда он увидит прекрасное,
рядом же обнаружит и безобразное.
 
Встретившись с добрыми людьми,
на следующий день увидит и злых.
 
Рождение и смерть переплетены здесь.
 
Слушая тишину, можно услышать
и шум мотора или пьяные крики.
 
Любуясь закатом,
можно вернуться домой с лицом,
опухшим от укусов комаров.
 
Высокое и низкое взаимно дополняют
друг друга.
 
Лёгкая беззаботность и тяжесть быта и труда
ограничивают друг друга.
 
Прошлое и будущее деревни соединяются
в настоящем причудливо и ненадёжно.
 
Понимающий это, живёт себе спокойно,
он не старается непременно отдыхать
или непременно работать,
и все дела совершаются
как бы сами собой,
а здоровье и силы прибавляются
и покой обретается.
 
Мудрость Липовской жизни
заключается в том, чтобы жить.
 
Здесь удаётся это естественное
соединение праздности и труда,
когда дело - это то, что хочется делать:
собирать грибы,
поливать огород,
топить печь,
даже строить забор.
 
Я давно заметил, что в Липовке
не нужно о чём-либо беспокоиться:
всегда так получается, что
всё движется без усилий,
во всяком положении откроется выход,
любая потеря обернётся приобретением,
столпотворение гостей не помешает
одиночеству,
если кончится хлеб - появится хлеб,
каждому найдётся постель для сна
и место за столом.
 
В Липовке можно вдоволь наговориться
друг с другом,
а можно вовсе не прибегать к словам.
 
Главное - не останавливаться в потоке
естественного времени,
не пытаться свернуть в сторону,
находясь в покое, плыть по его течению,
как во время купания в Старице.
 
Липовка - это не место, а путь -
во времени и даже в пространстве,
потому что дороги входят в деревню
и выходят из деревни,
бегут по лугам и кружат по лесу,
пересекаясь, сближаясь и расходясь
по всем восьми направлениям.
 
И только тот, кто не останавливается,
не отстанет в пути.
 
---------------- 3 ----------------
 
Оставь свой ум на том берегу Мокши
и в Липовке у тебя не будет повода
для раздражения и ссор.
 
Пусть твой дом будет прост,
а используемые вещи -
самые обыкновенные.
 
И тогда известные Липовские воришки
обойдут твой дом стороной,
а в сердцах соседей
не поселится зависть.
 
Живя в Липовке,
делай своё сердце пустым и открытым,
но не забывай наполнять желудок.
 
Не стремись к причудливым развлечениям,
только самые простые дела:
носить воду в вёдрах,
собирать ягоды в лугах,
рубить дрова во дворе,
- приносят отдых, радость и
удовлетворение.
 
В Липовке нет многих вещей,
к которым человек привыкает в городе:
телевизора и газет,
мороженого и кока-колы,
горячей воды и ватерклозета,
автобусов и метро,
театров и музеев,
коммерческих палаток и универмагов,
телефонов и электрических звонков.
 
Это даёт возможность освободиться
от ненужных желаний и укрепить свой дух.
 
Если у тебя есть знания,
забудь о них,
а те, что остались,
старайся не использовать.
 
Умные разговоры здесь,
едва вспыхнув, затухают -
воздух Липовки слишком чист
и свеж для них.
 
Живи свободно, без задних мыслей,
только тогда ты не связан ничем
и достигаешь спокойствия.
 
-------------- 4 ----------------
 
Липовка - это просто деревня
между небом и землёй,
среди лугов, лесов и озёр.
 
Чего здесь больше всего, так это
простора.
Простор - это пустота,
то неисчерпаемое, благодаря которому
всё существует.
 
Он кажется праотцем всех вещей.
 
Здесь свободно летит
и ветер,
и луч солнца,
и взгляд человека.
 
Благодаря простору вещи не теснятся
и сохраняется их острота,
бесчисленные нити вещей,
событий,
чувств
и мыслей
не превращаются в хаос.
 
В этом объёме много места для света
и каждая пушинка травы
имеет право на свободный полёт
и независимое существование.
 
Простор уравнивает между собой все
существа и хранит их жизнь.
 
Я не знаю, кто создал эту пустоту, но
кажется, она существовала прежде неба.
 
---------------- 5 ----------------
 
Небо Липовки высоко, а земля широка.
 
Они лишены желаний и не имеют целей,
поэтому равнодушны к деревне,
лежащей между ними,
и предоставляют ей возможность жить
собственной жизнью.
 
Живи и ты так,
будто и ты сам и все люди вокруг
- и близкие и далёкие –
подобны деревьям в лесу,
или траве в лугах,
или облакам в небе,
или их отражению в воде Чёрного Озера.
 
Разве пространство между небом и землёй
не подобно внутренности свирели?
 
Ветер летит над Липовкой и ранней ночью
я слушаю музыку цикад,
лай собак,
разговор людей,
потрескиванье поленьев в печи,
шорох листьев в ветвях берёз за окном
и шёпот звёзд в августовском небе.
 
Много говорить об этом - толку мало,
так не лучше ли забыть слова!
 
---------------- 6 ----------------
 
Тёмное начало Липовки называется Чёрным
Озером.
 
Его впадина скрыта в тени прибрежных
деревьев, кустов и тростника
и напоминает глубочайшие врата рождения.
 
Его вода темна и чиста.
 
Корни водяных трав сплелись и невидимы
точно корни неба и земли.
 
В извивах воды,
в тёмных зарослях,
в мути омутов
прячется влажное женское начало Липовки.
 
Чёрное Озеро тянется нескончаемо,
словно живая нить
и течение его
неисчерпаемо.
 
---------------- 7 ----------------
 
Величайшее и просторнейшее из существ
Липовки - небо над ней.
 
Древнейшее и широчайшее из существ
Липовки - земля под ней.
 
Многочисленные и долговечные существа
Липовки - луга, леса и озёра вокруг неё.
 
Они живут, словно забыв о себе.
 
Небо не знает себя
в прозрачности своей.
 
Земля не помнит себя
в беспамятстве своём.
 
Травы лугов отдаются ветру,
мхи лесов лежат без сознания,
вода озёр неподвижна в забвении.
 
Они не знают себя - поэтому достигли
покоя, красоты и долголетия.
 
И ты, живущий в Липовке,
пренебреги собой, и твоя жизнь
сохранится.
 
Не пекись о своём теле, и тело само
выберет дорогу.
 
Забудь о своём "я", и оно вернётся
к своей природе.
 
Это и значит
действовать в личных интересах
и достигать полноты своих свойств.
 
---------------- 8 ----------------
 
Высшее Дэ подобно воде.
 
Вода Липовки приносит пользу всем
существам и не требует ничего взаимен.
 
Вода бежит из колонки около моего дома,
и мы пьём её.
 
Вода наполняет Старицу,
и мы в ней купаемся.
 
Вода течёт вдоль Чёрного Озера
и мы любуемся ею.
 
Вода падает с неба дождём и поливает
огород и грибницу в лесу.
 
Вода выступает росой на рассвете
и омывает травы в лугах.
 
Вода стелется вечерним туманом
вдоль улиц Липовки.
 
Вода плывёт облаками в небе и отражается
в воде озёр.
 
Зимою падает снегом,
сковывает льдом реку Мокша
и покрывает инеем ветви деревьев.
 
Весной заливает луга талая вода.
 
Мир воды Липовки огромен и пронизывает
всё между небом и землёй.
 
Но, может быть, самый главный дар воды -
уединение.
 
Она отрезает Липовку от остального мира.
 
И на берегу Чёрного Озера, или Старицы,
или какого-нибудь маленького пруда,
затерянного в лугах,
ты чувствуешь особенно сильно
единение с миром и у-единение
в интимности этого чувства.
 
Ты живёшь в Липовке как на острове,
если считать лес зелёным морем.
 
И ты сам становишься подобным воде:
уступчивым в общении,
искренним в словах,
в делах исходишь из возможностей,
в действиях учитываешь время.
 
В Липовке человек
селится близко к земле,
следует желаниям своего сердца
и, подобно воде,
не борется с вещами.
 
Поэтому он не совершает ошибок.
 
---------------- 9 ----------------
 
Время в Липовке бежит быстро и жизнь
полна.
 
Но не стремись наполнять её искусственно
- лучше ничего не делать.
 
Желание полноты жизни есть проявление
алчности.
 
Тот, кто копит, не убережёт накопленное.
 
Липовка показывает, как можно
освободиться от того, что обычно
свойственно человеку.
 
По сравнению с городом жизнь в Липовке
кажется пустой,
поэтому она и полна.
 
Это и есть небесное Дао Липовки.
 
---------------- 10 ----------------
 
В отсутствии городского комфорта
жизнь в Липовке кажется жёстче,
поэтому человек становится мягче.
 
Когда работаешь с твёрдым деревом,
кожа ладоней делается нежной и розовой
как у младенца.
 
Также и дух делается податливым и ты
приближаешься к бесстрастию
новорождённого.
 
Как небо и земля Липовки действуют
согласованно,
также душа и тело твои пребывают
в единстве.
 
Можно ли сохранить его?
 
Подобно утренней заре,
когда малиновое солнце вырастает из
земли рядом с ветряной мельницей без
крыльев,
или подобно закатному небу,
когда оранжевое солнце опускается
в резные деревья на том берегу
Старицы,
созерцание твоё становится чистым.
 
И возможны ли тогда заблуждения?
 
Небесные врата открываются на востоке и
закрываются на западе,
может ли это происходить без участия
женского начала в центре?
 
Липовка - это слово женского рода.
 
Если сердцем постигнуть этот вечный
круговорот всей тьмы вещей,
совершаемый без чьего-либо
вмешательства,
разве не возможно осуществление мягкого
самотечения жизни, называемого
недеянием?
 
Если бы правители страны
пожили немного в Липовке,
может быть, они смогли бы
воспринять эту мудрость,
необходимую для того,
чтобы любить народ и управлять
государством?
 
Создавать и воспитывать:
 
создавая,
не обладать тем, что создано;
приводя в движение,
не прилагать к этому усилий;
руководя,
не считать себя властелином
 
- вот что называется глубочайшим Дэ,
которому можно научиться в Липовке.
 
--------------- 11 ----------------
 
Полезность чего-либо зависит от пустоты.
 
Дрова горят в печи потому, что внутри
печи пусто.
 
Липовка существует потому, что между
небом и землёй имеет простор.
 
Жизнь в Липовке приятна из-за отсутствия
лишних вещей.
 
Когда идёшь по лесной дороге,
или бродишь среди цветов
в середине луга,
или пробираешься по узкой тропе
вдоль Чёрного Озера,
понимаешь смысл одиночества.
 
И, достигая понимания, чувствуешь вдруг
одиночество смысла.
 
---------------- 12 ----------------
 
По сравнению с телевизором краски
Липовского заката бледны.
 
По сравнению с музыкальным радио звуки
Липовских песен монотонны.
 
По сравнению с московскими ресторанами
Липовская пища пресна.
 
Чёрно-белой зимой
слушать потрескиванье поленьев в печи
и завывание метели за окном
и пить крепкий чёрный чай
без ничего.
 
Разве не в эти минуты становится
зрение зорче,
слух тоньше,
чувства глубже
и мысли яснее?
 
Отказываясь - обретаешь.
 
Отказываясь от отказывания -
достигаешь края истины.
 
Приближающийся смысл подобен сумеркам.
 
Когда над Липовкой смеркается,
я задёргиваю красные занавески на окнах,
зажигаю свет
и пью чай.
 
---------------- 13 ----------------
 
Если у тебя есть слава,
по дороге в Липовку оставь её на том
берегу реки Мокша.
 
Если у тебя есть положение в обществе,
по дороге в Липовку оставь его на том
берегу реки Мокша.
 
Если у тебя есть любовь,
по дороге в Липовку оставь её на том
берегу реки Мокша.
 
Лучше всего для тебя
по дороге в Липовку оставить себя
на том берегу реки Мокша.
 
Но это вряд ли возможно.
 
Поэтому отдавай соседям то, что у тебя
есть.
 
Отдавай себя
ветру лугов,
запаху леса,
воде Старицы,
высоте неба
и тяжести земли.
 
Отдавай любовь, не требуя ничего взамен.
 
Отдавай задаром и не думай,
что ты найдёшь на том берегу реки Мокша,
когда будешь уезжать из Липовки.
 
---------------- 14 ----------------
 
Липовка движется в ветрах перемен по
своему Дао-пути.
Или, может быть, это мир движется,
омывая Липовку, как омывают воды
песчаный остров?
 
Где оно, Дао Липовки?
Может быть,
в ветряной мельнице без крыльев,
в её осевом столбе, вытесанном
из цельной сосны?
Или в маленьком домик
под соломенной крышей,
над которым раскинуло свои ветви
огромное дерево?
Или в гнедых конях
мордвина Сергея Ивановича,
свободно гуляющих в туманах лугов?
Или в улыбке,
одновременно и вороватой, и доброй,
на тёмном лице дяди Лёши-цыгана?
Или в слабом голосе
бабы Любы, моей соседки,
турчанки по прабабушке,
когда поёт она Липовские песни:
и старые русские и жестокие романсы
полусоветского времени?
Или в новом предпринимателе
Андрее Горохове,
приехавшем из Москвы,
делающем ошибки по молодости и глупости,
но не уезжающем из Липовки?
 
Где оно, Дао Липовки?
В закатном солнце?
В восходящей луне?
В луговом цветке?
В лесной паутине?
В раковинах перловицы у кромки воды
озёр?
Я ищу его на дорогах,
входящих и выходящих из Липовки,
пересекающих некошеные луга,
кружащих по сосновому лесу.
 
Я иду по песчаной дороге.
 
Встречаюсь с ним и не вижу лица его,
следую за ним и не вижу спины его.
 
Из Липовки можно уехать, но нельзя не
вернуться.
 
И, пересекая Мокшу, чувствуешь: ты снова
на том же Дао-пути.
 
Этот путь неуловим как лесная тропа -
как удержаться на нём?
Этот путь устойчив и колея глубока -
как сойти с него?
 
Этот путь кругл как небо, поэтому
называется возвращением.
Этот путь из прямых углов как квадрат
земли, поэтому называется уходом.
 
Он бесконечен и не может быть назван.
Двигаться по нему значит оставаться на
месте.
 
Когда я умру,
пусть похоронят меня в роще Липовского
погоста,
чтобы жёлтые воды времени не отнесли мои
души к чужим берегам.
 
---------------- 15 ----------------
 
Что, если Липовка - это только память?
 
И путь её - это дорога воспоминаний?
 
Её настоящее - подобно дневному сну?
 
Что хранят небо и земля - не знают и
сами они.
 
Что хранят леса, луга и озёра - люди
забыли.
 
Люди больше не рождаются в Липовке,
потому что некому их рожать.
 
Все местные жители - старики и старухи.
 
Что помнят они?
 
Они помнят людскую цепь поколений.
 
Что это были за люди?
 
Они были робкими, как будто
переправлялись через реку зимой;
они были осмотрительными, как будто
со всех сторон их окружали опасности;
они были важными и полны достоинства,
как гости;
они были осторожными, как будто
переходили по тающему льду;
они были простыми подобно
неотделанному дереву;
они были пустыми и открытыми, подобно
долине;
они были непроницаемыми, подобно мутной
воде.
 
Будучи спокойными, они делали жизнь
ясной.
 
Будучи терпеливыми, они делали жизнь
спокойной.
 
Они шли своей дорогой и не желали
многого.
 
Не желая многого, они ограничивались
тем, что существует, и не создавали
нового.
 
---------------- 16 ----------------
 
Липовский день кругл как шар.
 
И ночь - невидимая сторона шара - тоже
кругла.
 
Я нахожусь в центре этого шара и вижу,
как скользят по его поверхности
вещи, события, люди и звёзды.
 
Я неподвижен и спокоен, поэтому вижу это.
 
Движение по кругу называется
возвращением.
 
Где у круга начало?
 
Можно ли центр круга назвать его
истинным началом?
Возвращение к такому началу называется
покоем.
Покой называется возвращением к
сущности.
Возвращение к сущности называется
постоянством.
 
Современная жизнь имеет большую
скорость.
 
Большая скорость рождает
центробежную силу.
 
Центробежная сила приводит
к распрямлению судьбы,
к распаду людских общностей,
к разбеганию галактик.
 
 
Путь человека улетает в никуда
и становится невозможным вернуться к
началу.
 
Жизнь Липовки имеет малую скорость.
 
Малая скорость рождает
центростремительную силу.
 
Центростремительная сила приводит
к закруглению судьбы,
к единению людских общностей,
к схлопыванию космического вещества.
 
Так рождаются звёзды, и путь человека
возвращается к началу.
 
Сколь велика прелесть малого движения!
 
В шарообразном коконе Липовки
человек претерпевает медленные
превращения;
медленно превращаясь,
человек созревает;
созревая,
он достигает совершенства;
достигая совершенства,
становится справедливым.
 
Это называется состоянием правителя;
состояние правителя - это свойство неба;
свойство неба - следовать Дао.
 
Тот, кто следует Дао, вечен
и до конца жизни не будет подвергаться
опасности.
 
---------------- 17 ----------------
 
На юго-запад от Липовки -
деревни Демушкино, Рожково и Ласицы,
куда ходит автобус из Сасово.
Но, как здесь говорят, Липовка находится
за двумя реками: Мокшей и Старицей.
По прямой здесь километра три и зимой
можно пройти по зимнику.
Летом через Мокшу переправляются
по понтонному мосту около Демушкино
или на лодке около Ласиц,
а дальше - в обход Старицы по лугам.
 
На северо-запад уходит
по лесам и низинам грунтовая дорога
до деревни Мыс Доброй Надежды,
расположенной на шоссе Сасово-Кадом.
Но эта дорога и летом не всегда проходима.
 
На северо-восток сосновый лес
тянется на десятки километров.
На юго-восток - луга вверх по течению
Мокши.
 
Половину года - весной и осенью -
Липовка полностью отрезана от остального
мира.
Что означает эта полууединённость, полудоступность,
полузаброшенность
Липовки?
Только ли неудобства для её жителей и
гостей?
Если бы озёра, луга и леса не стояли
на страже,
Липовка не была бы Липовкой.
Если бы озёра, луга и леса сомкнули
кольцо в пространстве и времени,
не было бы жителей и гостей, а без них -
и самой Липовки.
Озёра, луга и леса стоят
на страже у ворот в Липовку, пропуская
не в любое время, не в любом месте
и не любого человека.
Эти ворота соединяют Липовку с большим
миром.
Многие жители смотрят телевизор, слушают
радио и даже читают газеты, когда их
приносят, и знают о существовании
правителей большого мира.
 
В спокойные времена
Липовка в своём полузабытье равнодушна
к ним и правители кажутся наилучшими.
Во времена смуты правителей любят,
боятся или презирают,
и это наихудшие правители.
 
Хотя Липовка - от мира сего, она
движется своим путём.
Дао Липовки дарует сознание всем своим
подданным;
не стремится облагодетельствовать или
наградить их;
не стремится внушить им страх;
не стремится внушить им трепет.
 
Оно не требует слепой веры;
оно открывается каждому, кто способен
видеть.
 
Этот высший правитель Липовки вдумчив и
сдержан,
и народ говорит, что он следует
естественности.
 
---------------- 18 ----------------
 
Человеколюбие и справедливость,
сыновняя почтительность
и отцовская любовь,
мудрость и преданность,
- всё это скрыто внутри Дао-пути
и не выпячивается наружу.
 
Когда отходят от Дао-пути,
суть вещей искажается,
качества и свойства преломляются,
прямое делается кривым,
истинное - ложным.
 
Поэтому имена указывают не на то, на что
они должны указывать,
и их приходится брать в кавычки.
 
Употребление этих имён становится
нарочитым и мудрые предпочитают молчать.
 
Липовка - это место,
где проходит Дао-путь,
и тот, кто отходит от него,
покидает Липовку.
Или, лучше сказать, Липовка покидает
человека.
 
Каждый человек хочет вернуться
на правильный путь,
но не каждый человек способен
идти по нему, не отклоняясь в сторону.
 
Поэтому люди, побывавшие в Липовке,
стремятся вернуться в неё,
но мало кто может жить в ней долго.
 
Местные жители не в счёт - они сами
часть Липовки.
 
---------------- 19 ----------------
 
Когда ты едешь в Липовку,
оставь мудрствование и учёность
на том берегу Мокши,
и будешь счастливее во сто крат.
 
Когда ты едешь в Липовку,
оставь человеколюбие и справедливость
на том берегу Мокши,
и ты вернёшься к естественным отношениям
с людьми: близкими и далёкими.
 
Когда ты едешь в Липовку,
оставь хитрость и алчность
на том берегу Мокши,
и тебе будут не страшны воры и
разбойники.
 
Эти вещи не нужны в Липовке.
 
Будь простым и скромным,
уменьшай личные желания и освобождайся
от страстей.
 
Лучше всего приехать в Липовку совсем
пустым.
 
Нужно только, чтобы было достаточно еды,
чая и вина.
 
---------------- 20 ----------------
 
Липовка - это страшный обман.
 
Разве в этом мире,
где знания умножают печали.
 
В этом мире,
где взаимные упования и надежды лишают
опоры.
 
В этом мире, где добро порождает зло.
 
В этом мире,
где люди боятся одиночества,
и не могут избегнуть его.
 
В этом хаотичном мире,
где негде установиться порядку.
 
Разве в этом мире возможна Липовка?
 
В этом мире все люди предаются веселью,
как будто присутствуют на торжественном
угощении или празднуют наступление
весны.
 
Только я один еду в Липовку.
 
Это подобно ребёнку, который не явился в
мир.
 
О! Я еду!
 
Подобно страннику, навеки утратившему
возможность вернуться назад.
 
В этом мире все люди полны желаний,
только я один еду в Липовку.
 
Я сердце глупого человека.
 
О, как оно пусто!
 
Этот мир людей ясен и очевиден,
только я один еду в Липовку.
 
Этот мир людей расписан до мелочей,
только я один еду в Липовку.
 
В этом мире все люди проявляют свои
способности и имеют занятия,
и только я один еду в Липовку.
 
Я еду, и разве существует место, где
можно остановиться?
 
В этом мире все люди думают, что Липовка
не существует.
 
Только я один отличаюсь от других тем,
что тащу целый рюкзак еды.
 
---------------- 21 ----------------
 
Зачем мне Липовка?
 
Чтобы рисовать картины, сочинять стихи и
писать тексты.
 
Если копнуть глубже - чтобы просто жить.
 
Ещё глубже - чтобы готовиться к смерти.
 
И, наверное, на самом дне -
чтобы рисовать картины, сочинять стихи и
писать тексты.
 
Это непостижимое Дэ Липовки наполняет
все вещи, которые окружают меня здесь.
 
Дэ Липовки рождается на её Дао-пути.
 
Каждая вещь Липовки движется по своему
особенному пути, и в этой особенности
сокрыто Дао Липовки.
 
Это подобно тому, как вещи выходят
из розового утреннего тумана
следом за восходящим солнцем.
 
Дао Липовки движет её вещами,
но путь его загадочен и непостижим,
подобно песчаной дороге в туманах лугов
ранним утром месяца августа.
 
Обернёшься - и не увидишь того, что
пройдено.
 
Посмотришь вперёд - и не увидишь
продолжения.
Оглянешься по сторонам - и не поймёшь,
где находишься.
Но в этой туманности и неопределённости
содержатся образы.
Из этой туманности и неопределённости
выступают вещи.
В глубине и темноте тумана скрыты
тончайшие частицы.
Сила этих тончайших частиц превосходит
всё, что существует в мире.
Это сила рождать и скрывать,
рождая - скрывать, и скрывая - рождать.
Скрывать - значит хоронить,
хоронить - значит сохранять.
 
То, что схоронено, способно к новому
рождению.
Эта пульсация рождения и смерти подобна
клубящемуся туману.
 
Ты и я - остановимся в пути,
снимем рюкзаки, отдохнём, покурим.
 
Ботинки блестят от тяжёлой росы.
Волосы влажны и будто седы от капель
тумана.
Вот - неподвижная трава у обочины
дороги.
Вон - смутные очертания деревьев.
За пеленой тумана восходит солнце.
Уже появились комары.
Какая-то птица перелетела над нашими
головами из тумана в туман.
 
С древности и до наших дней не иссякает
голос Дао, зовущий в дорогу всю тьму
вещей.
 
Ты спрашиваешь:
"Где же могу я увидеть облик его?"
 
Повсюду.
 
---------------- 22 ----------------
 
Слова древних: "Ущербное становится
совершенным..."
- разве это пустые слова?
 
Отсутствие рождает напряжение,
напряжение рождает силу,
сила приводит в движение,
и вся тьма вещей приходит к тебе.
 
Все люди в мире хотят быть молодыми
и страшатся старости.
 
Но разве недостаток лет отличается от
недостатка богатства,
или недостатка славы,
или недостатка положения в обществе?
 
Следуя этому поучению, я еду в Липовку
не потому, что Липовка богаче города,
а потому, что она беднее;
не для того, чтобы получить многое,
а для того, чтобы достичь малого;
не в стремлении к новому,
а в тяге к старому.
 
Я еду в Липовку за отсутствием.
 
Пустота - вот, что влечёт в Липовку.
 
Простор высоты от земли до неба,
простор широты лугов,
простор глубины лесов.
 
Привольно раскинулась деревня,
привольно стоят дома на её улицах,
привольно неразделённое на кубики
пространство избы,
привольно среди людей без взаимных
обязанностей,
привольно душе в бездорожье одиночества.
В Липовку едут не для того,
чтобы приобрести,
а для того, чтобы потерять.
 
Потерять - значит приобрести свободу;
приобрести - значит потерять свободу.
 
Потерять гораздо труднее, чем
приобрести.
Но труднее всего - потерять себя.
Это трудно даже в Липовке.
 
Чтобы почувствовать лес,
нужно в лесу заблудиться,
но все люди боятся этого.
 
Чтобы найти своё Дао,
нужно сбиться со всех дорог,
которыми идёт человек.
 
Слова древних: "Ущербное становится
совершенным..."
- разве это пустые слова?
 
---------------- 23 ----------------
 
За двумя реками, среди лугов и лесов,
между небом и землёй
затеряна деревня Липовка.
 
Она потеряна и потому сохраняется.
Она сохраняется и потому её можно
увидеть.
 
Кружочек Липовки можно увидеть на карте
Рязанской области.
 
Крыши домов Липовки можно увидеть
с высокого холма,
на котором стоит деревня Рожково.
 
В Липовку даже можно приехать и жить
там.
 
Почему так?
 
Потому что, тот, кто теряет, тождествен
потере.
Кто тождествен потере, приобретает
потерянное.
 
Великое Дао - то же, что потеря.
Великое Дэ - то же, что потеря.
 
Даже ветер в Липовке останавливается к
закату дня.
Даже дождь в Липовке уступает место
ясной погоде.
Даже мой дом в Липовке когда-нибудь
развалится.
 
Небо и земля полны величия, однако и они
не вечны.
 
Ты спрашиваешь: "Что же мне делать?"
 
Не спрашивай, и услышишь ответ.
Не делай, и будет сделано.
 
Если боишься заблудиться в лесу,
иди на луг около Чёрного Озера,
ложись на землю среди цветов,
закрой глаза и попытайся тихо скользнуть
в забвенье травы.
 
---------------- 24 ----------------
 
Если идти к Липовке напрямую,
выйдешь к берегу Мокши,
где не будет ни моста, ни лодки.
 
Если пересечь реку по мосту
и дальше идти к Липовке напрямую,
выйдешь к берегу Старицы,
и нет там никакой переправы.
 
Чтобы попасть в Липовку,
повернись на 90 градусов
и иди в сторону.
 
Идя в сторону, придёшь в Липовку.
 
Таков закон потерянного существования.
 
Если ты шёл прямо к цели и достиг её,
прими мои соболезнования:
только тебе одному это стало казаться
целью.
 
Лучше бы ты оставался на месте и не имел
целей,
чем обременять себя лишним желанием
и бесполезным поведением.
 
---------------- 25 ----------------
 
Люди думают, что звуки этого мира
недостаточно гармоничны.
Но проблема в том, что мир упорядочен и
гармоничен.
Люди думают, что формы этого мира
недостаточно совершенны.
Но проблема в том, что мир завершён и
совершенен.
Люди думают, что этому миру чего-то не
хватает.
Но проблема в том, что мир переполнен.
Люди думают, что трудно идти вперёд.
Но проблема в том, что почти невозможно
повернуть назад.
 
Вот вещь, что возникла из Хаоса, прежде
неба и земли родившаяся.
Она беззвучна!
Она лишена формы!
Она одинока!
Не изменяется, но повсюду действует.
Её можно считать матерью всей тьмы
вещей.
Я не знаю её имени.
Вводя обозначение, даю ей имя Дао;
описывая словами, называю её Великое.
 
Великое - потому что возникло из Хаоса.
Раз покинуло Хаос, то находится в
бесконечном движении.
В бесконечном движении
изначальная простота дифференцируется
и становится средством и целью.
Раз появляются средство и цель,
бесконечное движение не может достигнуть
предела.
Не достигая предела, Великое
возвращается к своему истоку.
 
Бесконечное движение оказывается кругом.
Велико Дао, велико небо, велика земля, и
человек также - велик.
Во Вселенной имеются четыре великих, и
человек - это один из них.
Человек следует земле.
Земля следует небу.
Небо следует Дао.
Дао следует самому себе.
И все возвращаются на круги свои.
Но истинное начало не достигается,
потому что находится в центре круга.
Центр круга - это Хаос.
Дао-путь возникает из Хаоса и
возвращается в Хаос, поэтому двигается
по кругу.
 
Мир упорядочен и гармоничен, хотя
в центре круга нет никакого порядка,
и нет никакой гармонии.
Мир завершён и совершенен, хотя
в центре круга ничто не завершается
и ничто не совершенно.
Мир переполнен, хотя центр круга пуст.
Мир не может остановиться, хотя
центр круга стоит на месте.
 
Я могу думать не как все люди, потому
что Липовка находится в центре круга.
В Липовку нельзя попасть напрямую.
Путь в Липовку напоминает спираль.
Вот я перешёл по мосту через Мокшу;
вот я прошёл через луга, огибая Старицу;
вот я прошёл по улицам деревни;
вот я вошёл в свой дом;
вот я сажусь за стол.
Даже делаю глоток чая.
Путь завершён?
Но спираль никогда не достигает центра.
Я пью чай и в неподвижности и тишине
продолжаю бесконечный путь в Липовку.
 
---------------- 26 ----------------
 
Когда пилишь дрова, нужно не напрягать,
а расслаблять мышцы,
и тогда долго не будешь знать усталости.
 
Когда есть грибы, можно целый день
бродить по лесу
и не почувствовать тяжести корзины.
 
Разве пройдёшь такой путь по шоссе?
 
Баба Люба прожила в Липовке долгую
жизнь
и даже не заметила этого.
 
Покой есть главное в движении.
Одиночество есть главное в общении.
Неумение есть главное в ремесле.
Сомнение есть главное в вере.
Незнание есть главное в знании.
 
Люди думают, что прекрасная жизнь -
это когда, оглядываясь назад,
видишь длинную и широкую дорогу,
наполненную множеством вещей.
 
Такие люди, умирая, плачут,
потому что, уходя из жизни,
ничего не могут взять с собой.
 
Но человек - не бульдозер,
чтобы оставлять за собой просеку
в лесу мира.
 
Поэтому живи так, будто идёшь
через цветущий луг вдоль Чёрного Озера,
насвистывая детскую песенку.
 
---------------- 27 ----------------
 
Умеющий шагать не оставляет следов.
Умеющий писать не оставляет текстов.
Умеющий говорить не открывает рта.
Умеющий жить давно умер.
 
Я выхожу из дома на дорогу, что ведёт
мимо заброшенной фермы, доходит до клина соснового леса, в котором когда-то был интернат для послевоенных детей-сирот, а потом, когда сироты выросли и стали взрослыми, - для глухонемых детей.
 
Интернат, который строился и существовал
благодаря энтузиазму его директора, который возил материалы для строительства на телегах.
Интернат, в котором имели работу многие
жители Липовки, а некоторые -воспитывались в нём.
Интернат, который был закрыт сасовской
партийной начальницей, чтобы меньше было хлопот, под тем предлогом, что родителям далеко ездить к детям в гости.
Интернат, который давно разрушен и только
фундаменты зданий выглядывают из травы, темнеет вход в подземный склад, рыжеет кирпичная труба котельной среди зелёных деревьев и густо разросся иван-чай на месте сгоревшего два года назад последнего дома.
 
Директор интерната уже умер,
а партийная начальница ещё жива.
 
От детей остались только серые как пепел,
серые от времени и дождей
скворечники на соснах кругом.
Дорога заворачивает влево и входит в
сосновые посадки, идёт дальше и сосны становятся всё выше и выше.
Перед большим лесом я сворачиваю влево,
а старая дорога продолжает свой путь вперёд, она скользит вдоль Чёрного Озера, мимо разрушенного лесного пчельника, и конечная цель её – деревня Шевали-Майданы - за лугами на том берегу Мокши.
Я сворачиваю влево и эта новая лесная
дорога ведёт меня мимо грибных мест, мимо полян с земляникой, всё дальше и дальше, мимо болота с мёртвыми стволами берёз, мимо кустов черники, мимо "ведьминых" кругов лисичек, дальше – к высоким холмам справа.
 
Это горы Липовки.
Они открываются сразу, неожиданно
высокие с простором над ними, с редкими и особенными в своём одиночестве и в своей высоте соснами.
 
Я поднимаюсь наверх, иду по траве, по
хрустящему мху, среди старых пней и кустов вереска.
На самой вершине - далёкие дали синих
лесов, близкое солнце, свободный и мягкий ветер, гудение шмеля.
На самой вершине мёртвое дерево,
сухое как пепел, одинокое над миром.
 
Мёртвое дерево - я смотрю и смотрю на
него, хотя кругом, но внизу – целые леса живых деревьев.
 
Здесь понимаю я смысл слов:
" Умеющий шагать не оставляет следов.
Умеющий жить давно умер."
 
---------------- 28 ----------------
 
Великий порядок свободен от распорядка.
 
Когда естественность распадается,
она превращается в средство,
с помощью которого достигаешь великих
возможностей.
 
Великая возможность - та, которая не
используется.
Она не используется, поэтому
сохраняется.
 
Тот, кто способен знать, но не знает,
возвращается в состояние новорождённого,
и не покидает постоянное Дэ.
 
Тот, кто умеет делать, но не делает,
возвращается к изначальному
и не отрывается от постоянного Дэ.
 
Тот, кто может идти, но остаётся в
начале пути,
возвращается к естественности
и достигает совершенства в постоянном
Дэ.
 
Так происходит потому, что
путь - это круг.
 
Кто двигается по нему,
будет разочарован в конце пути.
 
Кто остаётся на месте,
заставляет двигаться сам круг.
 
Движение относительно,
но преимущество имеет тот, кто
неподвижен.
Когда люди купаются в водах Старицы,
невозможно определить, кто из них
добился богатства и славы в мире,
а кто безвестен и беден.
 
Когда люди затерялись в травах и
собирают луговую клубнику,
невозможно узнать, кто из них
достиг знаний и опыта в жизни,
а кто наивен и невежествен.
 
Когда люди разбрелись по лесу в поисках
грибов,
невозможно увидеть, кто из них
счастлив и любим,
а кто одинок и несчастен.
 
Так происходит потому, что
Липовка - это центр круга,
в котором избавляешься от стремления
различать.
 
---------------- 29 ----------------
 
Современный человек имеет великое
стремление управлять всем миром,
но я не вижу в том никакой выгоды.
 
Мир - это чудесный сосуд,
к которому нельзя прикоснуться.
 
Если кто-нибудь тронет его,
то потерпит неудачу.
 
Если кто-нибудь схватит его,
то его потеряет.
 
Но даже если бы
человек завладел всем миром,
что бы стал делать он дальше?
 
Став мерой всех вещей,
он только умалил бы великое,
уничтожил таинственное,
изгнал чудесное,
но сам он не стал бы больше.
 
Не лучше ли стремиться к обратному:
чтобы мир обладал мной?
 
Тогда моя жизнь перестала бы быть
прихотливой игрой моих страстей
и внешних обстоятельств
и вернулась к естественности.
 
Мой путь перестал бы определяться
моим случайным "я"
и его случайным окружением
и слился с великим Дао.
 
 
Я сам перестал бы быть
только самим собой
и соединился с великим Дэ.
 
Всякое существо
либо пытается уйти от судьбы,
либо следует своему пути;
либо сопит и всхлипывает,
либо дышит полной грудью;
либо выбивается из сил,
либо смиренно принимает то, что даётся;
либо сохраняет себя,
либо нет.
 
Липовка может исчезнуть:
либо от нашествия горожан,
либо от вымирания местных
стариков и старух;
либо потому, что туда нет дорог,
либо потому, что туда проложат дороги.
 
Можно ли Липовку спасти?
 
И не обернётся ли спасение гибелью?
 
Вот почему я думаю:
разве стоит не только Липовка,
но и весь мир,
хоть одного волоска с моей головы?
 
---------------- 30 ----------------
 
Липовка ведёт меня по своему Дао-пути,
она одаривает меня своим Дэ.
 
Липовка служит мне,
но делает это не ради меня.
 
Она с лёгкостью готова оставить меня,
ведь она стремится лишь к покою и
согласию.
 
Как бы и мне научиться так относиться к
Липовке?
 
Желания моего сердца - это войска,
с помощью которых я могу овладеть
многим.
 
Но войско может обернуться против того,
кто его использует.
 
Где побывала армия,
там растут терновник колючки.
 
После больших войн наступают голодные
годы.
 
Так не лучше ли распустить солдат по
домам?
 
А если уж воевать, то не стремиться к
победе?
 
А если уж побеждать, то не праздновать
победу?
 
 
 
Небо Липовки высоко и без меня.
Земля Липовки широка и без меня.
Воды озёр не для меня хранят чистоту.
Травы лугов не для меня зеленеют.
Деревья лесов не для меня шумят ветвями.
 
Чтобы вернуться в Липовку,
нужно покинуть её.
Чтобы помнить Липовку,
нужно забыть её.
Чтобы обрести Липовку,
нужно потерять её.
 
Великий воин не знает даже,
с какого конца берутся за меч.
 
---------------- 31 ----------------
 
Принято считать, что человек
приходит в этот мир с какой-то целью.
 
Он стремится к счастью и избегает
несчастья;
добивается славы или богатства,
власти или знаний,
любви или успеха;
хочет улучшить мир или
усовершенствовать себя;
строит планы и старается их осуществить.
 
Принято считать, что
у жизни есть смысл,
в мире есть ценности,
у человека есть предназначение.
 
Говорят, что жизнь должна быть прожита
не зря.
 
Это значит,
что человек приходит в этот мир,
будто выводит армию на поле сражения.
 
Он разворачивает войска,
он ведёт их в бой.
 
Он стремится к победе
и избегает поражения.
 
Он убивает и убивают его.
 
Он оглядывается назад и видит
горы трупов - своих и чужих,
и думает: "Жизнь прожита не зря!"
 
Разве для этого человек приходит в мир?
 
 
С какой целью склоняет ива свои ветви до
самой воды Старицы?
В чём смысл шороха тростника на Чёрном
Озере?
Каково предназначение алой гвоздики в
лугах?
О каких ценностях шумит ветер в кроне
высокой сосны на вершине холма?
Можно ли считать, что облака в небе над
Липовкой проплывают не зря?
 
---------------- 32 ----------------
 
Дао существует извечно и не имеет имени.
 
Изначально простое,
оно кажется бесконечно малым,
но Вселенная не может подчинить его себе
всей мощью своей сложности.
 
Рождение мира началось с появления имён.
 
Язык есть способ существования
космоса, государства и человека.
Язык космоса - это бытие,
его имена - это сущности и явления.
Язык государства - это ритуал,
его имена - это законы и правила.
Язык человека - это мышление,
его имена - это чувства и мысли.
 
Поскольку появились имена,
нужно знать их предел.
Знание предела позволяет избегнуть
опасности.
 
Если мир становится слишком сложным,
его имена искажаются и теряют смысл.
 
Если в государстве слишком много законов
и правил,
ритуал терпит ущерб и лишается
искренности.
 
Если человек не останавливается в своих
чувствах и мыслях,
он сбивается с пути и забывает о
возвращении.
 
По Кадомской дорог
возвращаясь из дальнего лес
на середине большого луга,
когда солнце падало прямо вниз,
на сухом песке дороги
я встретил медную змейку.
 
"Каким именем тебя называть?"
- спросил я её.
"По каким законам и правилам ты живёшь?"
- спросил я её.
"В чём смысл твой и истина твоего бытия?"
- спросил я её.
 
Змея уползла с дороги и скрылась в траве.
Больше её я не видел.
Больше не будет встреч до конца времён.
 
---------------- 33 ----------------
 
Тот, кто знает людей, благоразумен.
Тот, кто знает себя, мудр.
 
В дальнем лесу, в стороне от дорог есть
светлая сосна с пятью искривлёнными
стволами.
 
Тот, кто побеждает людей, силён.
Тот, кто побеждает себя, могуществен.
 
Осенняя паутинка на травах лугов рвётся
от малейшего прикосновения.
 
Тот, кто довольствуется тем, что имеет,
лучше всех.
Ветер, летящий над землёй,
играет листьями берёзы, но не может
остаться и уносится вдаль.
 
Тот, кто действует с упорством, обладает
волей.
Песок дороги
увлажняется дождём, нагревается солнцем,
поднимается ветром, засыпается снегом.
 
Тот, кто не теряет свою природу,
долговечен.
 
Каждое утро я любуюсь утренним туманом,
исчезающим к началу дня.
 
Тот, кто, умирая, не прекращает быть,
обретает вечность.
Как назвать ещё не рождённого?
 
---------------- 34 ----------------
 
Иногда Липовка -
это огромные пространства земли и неба,
лесов и лугов.
 
Больше этого только мечта об этом.
 
Иногда Липовка -
это лишь уголок около устья русской печи,
в которой играет огонь,
и чашка чая в руке.
 
Меньше этого только воспоминание об этом.
 
Дао бесконечно велико.
Дао бесконечно мало.
 
Между тем и другим располагается вся
тьма вещей.
 
И все они равноудалены от него:
бесконечно далеко и бесконечно близко.
 
---------------- 35 ----------------
 
В Липовку приходят все люди
и она не причиняет им вреда.
 
Она даёт им мир, спокойствие, радость и
пищу.
 
Даже случайный гость найдёт здесь приют.
 
Музыка Липовки пронизывает воздух
и называется тишиной.
 
Живопись Липовки скрывает пространства
и называется туманом.
 
Поэзия Липовки окутывает небо и землю
и обходится без слов.
 
Дао Липовки пресное и безвкусное.
 
Оно находится за пределами звуков,
красок и слов.
 
---------------- 36 ----------------
 
Чтобы понять Липовку,
в неё нужно приехать издалека.
 
Это подобно смене времён года.
 
Чтобы ответить на вопрос,
почему существует существующее?
нужно понять,
почему не существует несуществующее?
 
Это подобно ветряной мельнице без
крыльев,
в которой лестница наверх разобрана на
ступеньки.
 
Вокруг Липовки нет крепостных стен,
и жители её не вооружены.
 
Как же она защищается?
 
Липовка подобна туману,
который не чувствует ударов.
Она подобна ветру,
который не разрубишь мечом.
Она подобна воде,
на которую не накинешь петлю.
Она подобна солнечному зайчику,
который не поймаешь в клетку.
 
Как она действует?
 
Липовка подчиняется и побеждает.
 
В этом она подобна женщине.
 
Она привлекает и заключает в себя.
 
Чтобы узнать женщину, нужно быть
мужчиной.
 
Как рыба не может покинуть глубину,
так я не могу покинуть Липовку.
 
Так Липовка скрывает своё сокровенное,
и показывает всё, что у неё есть.
 
---------------- 37 ----------------
 
Если в Липовку приедет деловой человек,
он вызовет смех.
Его слова покажутся нелепыми,
а жизнь - бессмысленной.
 
Если в Липовку приедет бездельник,
он вызовет жалость.
Его слова покажутся глупыми,
а жизнь - скучной.
 
Перед моим домом растут две берёзы.
 
Можно ли сказать, что они заняты делом?
Можно ли сказать, что они бездельничают?
 
Если идти по этому срединному пути,
станешь берёзой.
Если пропустить этот путь через сердце,
достигнешь состояния творчества.
 
И тогда на картине, хотя она неподвижна,
берёза будет расти.
 
В музыке, хотя она звучит в закрытой
комнате,
берёза будет шуметь ветвями.
 
В поэзии, хотя слова - всего лишь
чёрточки на бумаге,
берёза откроет своё сердце.
 
Источник творчества - в простоте
безымянного.
 
Путь творчества проходит в мире.
 
Он проходит сквозь тьму вещей, но не
задевает ни одну из них.
Он движется в мире, но будто стоит на
месте в своём истоке.
 
В простоте безымянного нет места для
желаний.
 
Если нет желаний, творчество ничем не
стеснено и обретает свободу.
 
Обретая свободу, оно приходит к покою.
 
Приходя к покою, оно останавливает людей
и весь мир утихает сам собой.
 
Это Дао-путь человека Липовки.
 
---------------- 38 ----------------
 
Многие люди стремятся быть деятельными,
но их действия нарочиты.
 
Человек Липовки ничем не занят
и его жизнь естественна.
 
Многие люди стремятся совершать добро,
но их намерения нарочиты.
 
Человек Липовки помогает людям случайно
и не замечает этого.
 
Многие люди стремятся к возвышенному
и попирают обыденное.
Они начинают презирать других людей
и сердца их переполняются алчностью.
 
Человек Липовки рождается в обыденном
и возвращается в обыденное.
 
Он понимает, что возвышенное и обыденное
- это ян и инь.
Творчество - это ян,
но его источник и завершение - в инь.
 
Преступником называют того,
кто нарушает ритуал.
Низким человеком называют того,
кто, соблюдая ритуал,
не думает о справедливости.
Обычным человеком называют того,
кто, стремясь к справедливости,
забывает о человеколюбии.
Великодушным человеком называют того,
кто, будучи человеколюбивым,
лишён Дэ.
Одухотворённым человеком называют того,
кто преисполнен Дэ,
но утрачивает Дао.
 
Человек Липовки следует Дао,
поэтому он вне категорий.
 
Он следует Дао и, тем самым, полон Дэ.
Он полон Дэ и, тем самым, человеколюбив.
Он человеколюбив и, тем самым, стремится
к справедливости.
Он стремится к справедливости и, тем
самым, соблюдает ритуал.
 
Ведь суть в том, что
честность и преданность - далеко не
самое главное в жизни,
добро - не то, что нужно непременно
совершать,
творчество - не то, что обязательно
рождает смысл.
 
Главное - чтобы всё было смутным,
непредсказуемым.
 
Для того, кто знает всё наперёд,
путь - это то, что уже закончилось,
а глупость - это то, что только
начинается.
 
Всё, что обычно ценят люди,
- это цветок Дао, начало невежества.
 
Я тоже люблю собирать цветы в лугах,
приносить их домой, ставить в кувшины
и рисовать.
 
Но истинный человек Липовки
предпочитает собирать
 
землянику , клубнику и малину,
чернику , голубику и ежевику,
костянику , бруснику и клюкву.
 
---------------- 39 ----------------
 
Небо Липовки чисто,
и потому не разрушается.
Земля Липовки незыблема,
и потому не раскалывается.
Ветер Липовки чуток,
и потому не развеивается.
Луга Липовки цветущи,
и потому не сохнут.
Леса Липовки густы,
и потому не опустошаются.
Родники Липовки прозрачны,
и потому озёра не мелеют.
 
Вся тьма вещей Липовки рождается,
и потому не исчезает.
 
Если это так, то каким становится
человек Липовки?
 
Многие люди хотят быть
чистыми и незыблемыми,
чуткими и цветущими,
густыми и прозрачными.
 
Они не хотят исчезать.
 
Человек Липовки ценит то,
что вокруг него, и не беспокоится
о себе.
 
Он прост как придорожный камень.
 
---------------- 40 ----------------
 
Дао Липовки движет её вещами.
 
В городе вещь сильная,
а в Липовке - слабая.
 
В городе вещь равна сама себе,
а в Липовке - превращается в свою
противоположность.
 
Поэтому кажется, что встречаешь её
в первый раз.
 
Смотришь на неё, а она туманится.
Идёшь за ней, а она ускользает.
Пользуешься ею, а она меняется.
 
В городе вещь - функция,
а в Липовке - существо.
 
Таков же и человек Липовки.
 
Его бытие не закончено в самом себе,
оно рождается в небытии.
 
---------------- 41 ----------------
 
Великий квадрат не имеет углов.
 
Как достичь равновеликости Небу?
 
Спроси об этом у человека Липовки.
 
Может быть, он высок как облака?
Может быть, он широк как луг?
 
Но так выглядит бетонный небоскрёб,
прочно вбитый в пространство своими
углами.
 
Человек Липовки совсем другой:
встретив его, не узнаешь.
 
Он подобен забытому дню,
который сделал жизнь и исчез.
 
Он подобен остывшему пеплу,
для которого горение - уже пройденная
ступень.
 
Он подобен Чёрному Озеру,
которое хорошо тем, что перестало быть
рекой.
 
Он подобен остановившися часам,
по которым нельзя определить время.
 
Он похож на дорогу
от Мыса Доброй Надежды в Липовку
- такой же неровный, ветвящийся и
теряющийся.
 
Он похож на дорогу
от Демушкинского моста в Липовку
- такой же пустынный и спокойный.
 
Он похож на дорогу
от Ласицкой переправы в Липовку
- такой же тихий и неприметный.
 
Он выглядит как солнце, которое уже
зашло за край луга.
 
Он выглядит как луна, которая ещё не
взошла из-за края леса.
 
Человек Липовки не имеет имени и как бы
всё время отсутствует.
 
Поэтому у него нет углов.
 
---------------- 42 ----------------
 
Мир исчез бы, если бы остановился хоть
на мгновение.
 
Мир существует только потому,
что в каждой секунде своего бытия
рождается заново.
 
Творение начинается изнутри и
распространяется вовне.
 
Дао рождает одно.
Это Единое.
Это Хаос.
 
Одно рождает два. Это инь и ян.
Это тяжёлое и лёгкое,
мутное и прозрачное
тончайшее.
 
Два рождает три.
Это небо, земля и человек.
 
Три рождает всю тьму вещей.
 
Все существа носят в себе инь и ян,
наполнены тончайшим и
образуют гармонию.
 
Но это
только половина процесса творения,
первая триграмма гексаграммы.
 
Живое движение идёт по кругу.
 
Вторая половина противоположна первой
и называется возвращением.
 
Все существа ищут свою родину.
Обретя родину, они ищут своих родителей.
Обретя родителей, они ищут свой исток.
 
Поэтому великое стремится к малому;
сложное стремится к простому.
 
Возвращение можно назвать смертью,
но лучше смерть назвать возвращением.
 
Потому что вторая триграмма, завершаясь,
не останавливается и рождает новую
гексаграмму.
 
Человек Липовки - это возвращающийся
человек.
 
Я еду в Липовку, потому что здесь
пути возвращения подобны небу и земле,
лесам, лугам и озёрам.
 
Они открыты, прозрачны и чисты.
 
---------------- 43 ----------------
 
Смотри:
 
птица летит над крышей дома,
ветер обгоняет птицу,
луч света обгоняет ветер,
мысль человека обгоняет свет.
 
Но там, куда она только стремится,
её уже ждёт небытие.
 
Чем слабее и мягче,
 
тем быстрее и дальше летит,
тем шире распространяется,
тем глубже проникает.
 
Только отсутствие не участвует в гонке,
оно ждёт на финише ещё до старта.
 
Бытие рождается из небытия
и возвращается в него.
 
Кто живёт на Великой Границе?
 
Это человек.
 
Вот почему на самом-то деле Липовки нет.
 
Человек Липовки отсутствует.
 
---------------- 44 ----------------
 
Пространство сжимается
до угла избы,
до конца лавки,
до краешка стола.
 
Время сжимается
до ночного мгновения
между двумя тиками часов.
 
 
И всё дальше и дольше,
дальше и дольше,
дальше и дольше
 
тянется и длится
твоё неповторимое
личное
отсутствие.
 
---------------- 45 ----------------
 
Людям нравится прямое, гладкое и
блестящее.
 
Но великая прямота кажется кривой,
великая гладь кажется шершавой,
великий блеск кажется тусклым.
Люди любят металл.
Человек Липовки любит дерево.
Он ищет
совершенство в изъяне,
полноту в пустоте,
правду во лжи,
мастерство в неумении,
ум в глупости,
речь в немоте.
По улицам города ходят металлические
люди,
они входят в двери как ключ в замок,
они сидят за столом как вилка в розетке.
Уж лучше я поеду в Липовку,
 
где нет этой хитрой механики,
где дерево восхитительно непрочно,
где жизнь упоительно несовершенна.
 
Полный текст:
Copyright (с): Игорь Б.Бурдонов. Свидетельство о публикации №139694
Дата публикации: 20.06.2007 21:00
Предыдущее: КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯСледующее: АКВАРЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (триптих)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Тема недели
Буфет.
Истории за нашим столом
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Проекту "Чаша талантов" требуется руководитель!
Дежурство по порталу как оплачиваемая работа
Приглашаем на работу: наши вакансии
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов