Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Разные стихи (не вошедшие в рубрики)Автор: Игорь Тогунов
Объем: 17964 [ символов ]
ЛАСТОЧКИ НАД ЛОТКОМ СЛАДОСТЕЙ
Иоланта смотрела, не отрываясь, в светлое прозрачное небо. Остров казался необитаемым, но чувство одиночества не приходило: незримое присутствие, неосознанная, но осязаемая аура посторонних, настораживала и беспокоила. Беззвучно парящие над морем чайки, были словно царапины на старой пленки немого кино. Сквозь ее тонкие пальцы сыпался сухой мелкий горячий песок, она все старалась зачерпнуть его горстью, но песок нахально сочился и сочился струйками и смешивался с телом берега. Песок был похож на зыбкие потери прошлого давнишнего тепла. Но прошлое, как и друзья в нем, уже более не вспоминались. Вчера белый силуэт трехмачтового судна растаял за горизонтом, слегка надорвав его линию, как изношенную самую тонкую струну потрепанной гитары.
Этот любимый душе безлюдный островок и себя на нем Иоланта видела в который раз. Верно, сон смешивался с явью и было не различимо их единение. Игра разума, создающая реальность, вначале поражала. Но к этому быстро привыкаешь и реальные события постепенно, словно на медленном огне кипящее молоко, разбухают и разбухают. Вот так и смиряешься в повседневности с этой разнообразной игрой разума. Но теперь, во вновь сотворенной реальности, смотреть в бесцветную уже к вечеру полупрозрачную небесную непроглядность с царапинами чаек, становиться тоскливее и тоскливее. От одиночества. А оно вот-вот проявиться, выползет из сухого песка тоненькой змейкой. (- И откуда в морском прибрежном песке змейки? - подумалось ей. Только подумалось. Ответ был не важен в сущности. Ответ не менял сущности появления змейки). Она отвернулась и представила, что песочная змейка ("Ах как поэтично я назвала эту мерзость") ей только почудилась. ("Игра моей печали", - подумалось ей еще немножко) Но действительно, что у иных оказывается там за спиной, во сне не существует. И стоит нам вот так запросто легко отвернуться от не желаемого - оно безвозвратно растворяется в темноте за спиною. И остается лишь в памяти, в нашем воображении. А это (мы думаем так) - ничто.
…Закат вот-вот должен был вырвать оборванную струну горизонта и беззастенчиво перемешать в общем сосуде и небо и море. Два в одном - это всегда наступление мрака. Иногда - взрыв. Два в одном - стабильно и накрепко только в любви. Любовь неба и моря, что может быть восторженнее и нерасторжимее!
…О, да! - вместо "нет" сказала Иоланта сама себе, - Ночь прекрасна, потому что в ней царапанье чаек не ощутимо (И где же спят чайки? И как они летающие спать могут? Остановленный кадр пленки с застывшими царапинами).
- Ночь прекрасна,- повторила она. Но тут же подумалось ей, что она на этом пустынном острове вне ночи. И теперь более чем днем остров казался не одиноким, а населенным кем-то, хотя тепло песка еще свежо под ногами.
Игра сна уже переставала восхищать. И как бы она не поворачивалась теперь к ночи - за спиною в любой стороне была только темень. Лишь иногда тешил успокоением свет далеких звезд. Но под их сиянием песок холодел и холодел, а звезды, не соприкасаясь друг с другом, незаметно переползали по небесной сфере, оставляя во взгляде негаснущие следы света, подобные тонким песочным змейкам.
- Забвение было коротким, но без одиночества, - осознание этого чувства пришло к ней спокойно и неожиданно. И не удивило. Она теперь уже не знала, что такое быть одинокой. Она была такой. И сон не рушил реальности. Реальность попросту становилась сном. И это радовало. Это успокаивало ее. И все теперь уже не осознанные чаяния и страдания вот-вот должны были быть оплачены, оплачены единственным мигом, когда медленно, натягиваясь в свете утра, струна горизонта вдруг неожиданно лопалась от давления распирающего жара. От разрыва, беззвучного для слуха Иоланты, но неистового для остального мира, звука, разрыва струны горизонта, черно-белые царапины чаек на постепенно окрашиваемом синевой небосводе оживали и в пронзительном великолепии крика начинали стремительно, но грациозно носиться от синевы к синеве, от синевы неба к синеве моря. И только ей, подобно чайке, высоко взлетевшей, было ощутимо, как видно там за тонкой струной горизонта белое трехмачтовое судно. Судно держало курс к острову. И это еще незаметное, но ощутимое движение парусника ее возбуждало…
 
2
Море иногда, но не часто штормило. И тогда у самого берега острова оно становилось похожим на фыркающую и шипящую кошку. Пена, подобно вздыбленной шерсти, то неожиданно приглаживалась, то вновь бунтовала в самом непредсказуемом месте. Языки воды, словно длинные пушистые кошачьи лапы, вытягивались по песку, стараясь ухватить за ноги. Кошка так долго царапалась, что когти давным-давно стерлись о песок и прибрежные скалы и теперь только мягкие подушечки лап лишь зрительно наводили страх, но, даже зная их безобидность, все равно хотелось каждый раз отдергивать ступни от обжигающего холодка волны. Не царапнув желанную жертву, кошка сердилась, злее становилось ее шипение, а упругий и крепкий хвост, понятное дело, скрытый в глубине моря, резко двигался от сердитости, но было лишь заметно, как поверхность воды колеблется от этого движения и волнами лапы накатываются и накатываются на берег. Игра такая быстро надоедала, кошка успокаивалась и засыпала, нежась под солнцем.
Простор и до того спокойный, успокаивался еще более и ожидание перемен не томило, ибо привычка и сознание уже не настраивали сущность на неожиданное. Размеренность радовала и не возмущала спокойствия. Хотелось бесконечно нежиться на солнце, а в разгар полуденного зноя тело тянулось в тень таинственных растений, на мягкую траву. Загоревшие, слегка и красиво загоревшие тонкие пальца Иоланты брали стакан с газированной прохладной водой, ее мягкие губы прикасались к прозрачному стеклянному краю, она с наслаждением обволакивала прохладой свою разгоряченную душу. Но душа еще больше пробуждалась в желаниях и фантазиях, соприкоснувшись с прохладою воды. Так становится заметен контраст вещей или явлений, когда несовместимое вдруг неожиданным образом в поле нашего зрения оказывается рядом. И тогда мы вдруг уже другим неожиданным образом замечаем в обыденном то, что доселе было не контрастным, не то что серым, но вовсе не заметным, не привлекающим наше внимание.
Ее остров так долго нежился в реальности сна, что перестал быть заметен и в синеве неба, и в спокойствии океана. Возможно, только шторм делал этот кусочек суши реально ощутимым, да и то скорее лишь потому, что в чем-то незначительном менял границы береговой линии да разглаживал песок, скрывая дневные следы у кромки воды.
Шторм возбуждал Иоланту, но она не любила этого своего возбуждения. Возбуждение было не обычным, на грани страха и неосознанной боязни внешнего насилия. И все же в отдельные мгновения то ли забвения, то ли неожиданного вылета из сна, ее сущность неистово жаждала шторма, жаждала своего участия в этой всепоглощающей силе природы. И непонятную, необузданную страсть эту невозможно было остановить никаким сознанием, никакой силой воли. Но воля и рассудительность не покидали Иоланту в минуты этих штормовых желаний. Но как невозможно силой разума, внешней настырностью остановить и прекратить любую природную стихию, так и невозможно было ей самой укротить эту страсть свою, эту любовь к силе и накатам волн, пенящимся бурунам и стону ветра. В такие мгновения чувственность ее была спокойной и только душа, только чувства возбуждались до неистовства. И подобно шторму, она затихала лишь тогда, когда естественность перехода стихии к успокоению, к штилю, осуществлялось неожиданно и неосознанно спокойно…
 
3
Бывало, шторма выносили на берег лодки. Встреча с ними - это особенная страница жизни и сновидений Иоланты. Особенная в том смысле, что лодки на самом деле, как и все вещее в нашем восприятии не были реальными в той степени, в которой мы простые смертные привыкли воспринимать явления и события окружающего нас мира. Нет, конечно, на острове не фантомы появлялись из небыли и так же таинственно исчезали. И может быть, кому то из окружающих и хочется, чтобы существование наше было наполнена жизнью безобидных фантомов. Вот они по малейшему желанию, даже не по желанию, а лишь легкому дуновению в каком-то далеком уголке истомленной души, легкому ветерку, подобному приятной неожиданности, всплывали и в памяти, и перед глазами. Всплывали и трансформировались из снов в реальность уже не сновидений, а взглядов и действий. И тогда, проникновение и соприкосновение с этими, якобы реальными фантомами, становилось до того необходимым нам, что отсутствие даже представления о них рождало не уют.
Иоланта ждала и боготворила каждую лодку, даже те, которые еще не были выброшены на берег. Представления, или скорее предчувствия их далекой и не видимой гибели таились в ее воображении. И так же как и мы не переживаем за гибель того, кто нам незнаком, о ком мы никогда не слышали, но о ком вдруг в толкучке и толчее жизни нам повествуют: "Он умер", так и представление Иоланты о погибших, но еще не прибитых к берегу острова лодках, было лишь априорным. Но в этой априорности уже состоялся и тот шторм, и та волна, что неожиданно, но естественно раскалывала ветхое перед стихией суденышко, и состоялись уже, рассыпанные, подобно спичкам из коробка, палубные лодки на поверхности моря.
Исчезал в ночи шторм. И только в сполохах молний на поднимающихся волнах ревущей от напряжения одиночества воды, были еле различимы, подобны призракам, разбросанные лодки. Их тысячи там, в бесконечных просторах морей и океанов. Их более чем. И все они, все до одной, все далее и далее, и по воли течения, и по воли желаний своих и желаний тех, кто их неосознанно ожидает, а то, к счастью, и, подчиняясь ослабевающим гребкам чудом спасенных, кто жив и притаился в некоторых из них, расплываются от места потери некогда приютившего их судна.
Лодки в самостоятельности своей были вольны отдаваться просторам моря. И в этой вольности - толи радость свободы, толи боль одиночества. В этой вольности смешалось и то, и другое и родилось вовсе неизвестное чувство, которое можно представить только плывя в одинокой лодке в послештормовых просторах уже притихшей и такой обворожительной морской и небесной глади….
Иоланта заметила на песке, рядом со скалистым отлогом берега, эту лодку, настроение ее души было спокойным и повседневным. И ничего не екнуло в ее сердце, и ничего не подсказывало неожиданного. Лодки, не были единственной постоянной сущностью ее существования на острове, и реальностью никогда не становились, а лишь легкими сновидениями промелькивали в этой прошлой реальности.
Неожиданно пришедшая мысль не показалась ей странной:
- Может быть, в этой лодке кто-то есть?
Иоланта прислушалась прежде всего к себе. Она умела чувствовать теплоту живого на расстоянии: ее аура, до того спокойная в одиночестве, начинала подрагивать, ощущение свободы и вольности тела сковывалось, как будто-то некая преграда мешала и телу и душе быть вольными и свободными. Иоланта легко и медленно подошла к лодке. Было сумрачно и глаза ее не различали, есть ли кто там на дне. Но внутренний голос уже сказал ей, что там никого нет. И вместе с тем тепло живого так и исходило от почерневших досок. Иоланта протянула руку и прикоснулась к борту. Пальцы ее ощутили твердь влажной просоленной доски, но твердь это не была мертвой. Чувство прикосновения оказалось сродни такому же, когда прикасаешься к живому. Это было ощущение и тепла, и непонятной мягкости, и тайного сопротивления того, к кому прикасаются, и еще множество ощущений родилось в Иоланте, ощущений бесспорно подтверждающих, что прикосновение было к живому. Нет, она не отдернула от страха руку, это живое было вовсе не агрессивным, а скорее наоборот - притягивающим и манящим. И, отодвигая руку (не стоять же вечно, держась за борт!), Иоланта скорее сделала это с некоторой неохотой. И вот уже нет реального контакта. Вот уже надвигающееся ночь совсем скрыла силуэты бортов, но чувство тепла от прикосновения не исчезло и желание новых прикосновений не уходило. Неосознанное Таинство Страсти уже будоражило ее внутренний мир. Что-то неспокойное, но желанное влилось в Иоланту и осталось в ней навечно.
 
4
Вот и сумерки, устав долго стоять ровно, ушли восвояси и уступили место прохладной и обворожительной августовской ночи. Ночное ложе Иоланты - это нежные пушистые травы, они цельным ковром обволакивали ее прекрасное тело. Ах, эти бесстыжие травинки: каждая так и норовила прикоснуться к загоревшей, но бархатистой коже, смеясь пощекотать, наслаждаясь и своим и ее удовольствием. В объятии трав, на грани реальности и небытия сна, становились непонятными очертания окружающего и беззастенчиво стирались границы восприятия. Чувство реальности покидало и мир, и одинокий остров. Остров переставал принадлежать морским просторам, и погружался в безграничные просторы тьмы, где уже невозможно было понять и принять существование вещего.
На самом деле в ночи уже не было острова, и непонятно где и каким образом спящих чаек, не было желтого песка с укрывшими в глубине песочными змейками. Не существовала та лодка, с трепетом и теплом живого, что случайно когда-то была выброшена на берег штормом, которого тоже теперь в ночи забвения не существовало. Тело Иоланты растворилось и стало телом ночи, шелестом сна, а желания Иоланты превратилась в бесконечное многообразие парения, и все это в реальности своей, подобно самостоятельным сущностям бытия и нереальности начинало творить свой мир, мир желаний и страсти.
Что может быть более логичным, более незыблемым, чем реальность сна!
Ночь бесконечно расширялась сиянием снов. Вспыхивали блески восторгов и необязательных впечатлений. Иоланта медленно скользила от сна ко сну. Прозрачность настроений и сменяемость образов не поддавались осознанию. Лишь в бестелесную оболочку восприятия проникало принятое, но не осознанное Таинство Страсти.
 
5
Новое состояние вовсе не было банальным чувством парения, а тем более не походило на физический полет. Тело Иоланты покоилось в зеленых травах неги сна. Травинки, обманутые ее физическим присутствием, тайно радовались и по-своему, гордились, как только могут гордиться растения, своей обманчивой причастностью к тайным наслаждениям Иоланты.
Но сущности Иоланты уже не было нигде, да и сама сущность, на самом деле оказалось не тем, что когда-то уверенностью давних преданий нарекли душой.
Твердь острова уже по-иному переходила в песочную береговую линию, перемещаясь в своем движении и своей неподвижности все дальше и дальше в морские глубины, и там, в бездонной темноте, было не распознать различия тверди и воды.
Море, где у горизонта так банально вливаются, стекаясь в воду просторы небес, уже проникло в островную твердь, лохматыми лапами прибоя.
Ложная убежденность острова была наивна в том, что Иоланта сущностью своей принадлежит только ему.
Как мы восхитительны в своем несчастье угнетателей. Наивна наша твердь в непорочности убеждений своих. Обман нам и в радость: спокойствие укрепляет монолитность и порождает иллюзию не разрушаемости. И мы не предаем серьезного значения тому, что у самой кромки воды, скалы убеждений незаметно (в вечности!) дробятся на микроскопические песчинки.
Переродившаяся твердь убеждений просыпается сквозь пальцы желаний.
Окружающее, совсем не то что нас окружает, но истинно мягкое и живое окружающее, как ребенок, беспричинно улыбаясь, смотрит в безуспешные попытки Иоланты остановить убегающее приятное движение струек песка, и вечного полета чаек, шторма и льющейся воды, будь то в колеблющейся волне или прозрачности запотевшего стакане.
Обретая мудрость, мы неожиданно отказываемся от тверди сущего, но в мгновения ностальгии так страстно тянемся к реальным, к уплывшим, и еще не вернувшимся трехмачтовым парусникам.
Но чувство штормов помимо нашей воли уже овладело мигом ностальгии. И теперь мы вольны истинно ощущать влечение теплоты, прибитых к нашим берегам, лодок. Мы, подобно Иоланте - возвращаемся с себе истинным.
 
6
Иные в меру своей настырной разумности стремятся описать суть, надеясь получить в итоге банальность представления. Банальность эта настолько начинает завораживать нас, что, сплотившись в кольцо культового танца, создаем туманящий ритм преклонения, начиная бесконечное движение в храме представляемого. Восхищение определенного вскоре испаряется, но привычка - завораживает. Радость привычки - словно раскраска тела и подобна добровольному окольцовыванию. И вот мы безмерно рады своему счастливому рабству до конца. До ухода из мира бренности. Другая расцветка и кольца иных - знак к вечному проклятию, мета изгнания.
Там вдали ночи, за линией горизонта кружится мир в первобытном хороводе. Но над всем сущим в ореоле нимба - Таинство Страсти. Это не мы там в нем в этом Таинстве, оно Таинство живо само по себе вне нас. Оно - как в реальности сновидений первобытная ночь в своей незаметности, проникающей в сущность нашу.
Неведомая сила, спокойная и определенно знающая себе цену, тянула Иоланту к берегу, к тому месту, где должна была быть лодка. Иоланта поднялась и почувствовала, что навсегда прощается с мягкой травой, с монолитным и крепким телом дорогого ей острова. …Лодку с Иолантой медленно уносило все дальше и дальше в бесконечные просторы открытого моря, казалось к упругой линии такого ненадежного горизонта. Из глубины воды пучеглазые рыбы вглядывались в воздушный мир как-то необычно таинственно и загадочно и с неким нескрываемым восторгом различали на правом борту лодки едва заметную, вечно не стираемую надпись: "ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО СТРАСТИ".
…На следующий день дуновением бриза трехмачтовый парусник прибило к необитаемому пустынному острову. Одинокая чайка в навечно в стоп-кадре повисла в прозрачном небе над морской гладью. Лапы прибоя царапали песок. А волны фыркали вовсе не для устрашения, а лишь подчиняясь своему природному инстинкту.
Дата публикации:
Предыдущее: Сжимая скулы (Andree Luto)Следующее: Троллейбусный билет

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ярослава Анисимова[ 18.05.2006 ]
   У Вас очень образный язык, красиво выстроенные предложения, приятная философия. Читать - одно удовольствие.
   Спасибо.
 
Игорь Тогунов[ 04.06.2006 ]
   Спасибо, Ярославна. Рад, что обратили внимание на это произведение..+)))
Михаил Лезинский[ 23.05.2006 ]
   Добротный рассказ , а не ЭССЕ ! Вы перенесите его в рубрику "Рассказы и миниатюры " и всё будет о , кэй!
   Желаю успеха .
 
Игорь Тогунов[ 04.06.2006 ]
   Спасиб. Михаил. Но всё же оставлю это произведение под рубрикой "эссе" ибо для рассказа слишком мало сюжетного разнообразия и к тому же - некая попытка ритмики в языке изложения отодвигает произведение в некотором роде оп прозаической конструкции. Одна из редакций "Ласточек" у меня представлена в форме стихотворных строк...+)))
Братушева Виктория[ 04.06.2006 ]
   Почему Эссе? По объему Ваше произведение - рассказ.
   В целом: глубокий, сложный, многокрасочный русский язык. Видно, что автором руководил фонтан чувств, большое влияние оказали классики литературы. Хорошая попытка понять, что же это там в глубине женской головки. Слишком много философских фраз-отступлений. Хорошая взрослая литература для взрослых читателей.
   
   Успехов Вам в дальнейшем творческом пути!
 
Игорь Тогунов[ 04.06.2006 ]
   Благодарю, Виктория за вниманию и желание понять истоки написания этого произведения. Вряд ли цель автора была разобраться в "глубинах женской головки". Скорее - в глубине человеческих чувств и состояний одиночества, ожидания, любви, страсти, случая. Мне трудно сказать - в одном из вариантов публикации кажется на страницах "Индоевропейского диктанта" выложено послесловие авторское к "Ласточкам". Вы подозреваете, что "бльшое влияние оказали классики литературы". Не знаю, к счастью или к сожалению лишь после создания "Ласточек" мне удалось наути некоторые созвучия в описании моря у Куприна. Возможно, подсознательно было влияние... Но это не так важно. Да, это для взрослых и более того - для подготовленного читателя и, думаю, не очень широкого круга..+)))

Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта