Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Осада Душа – осаждённая крепость, себя ощущаешь: невольник. Атаки – за крестиком крестик, ответ им – за ноликом нолик. Чужие призывы и смыслы стремятся проникнуть сквозь стены. Вот-вот чёрной тучей нависнут – свобода заменится пленом. Презрением быть удостоен – ты поздно поймёшь: заарканен. Как стадо, погонят на бойню все мысли, что пестовал ране: О праведном мироустройстве, житейских заботах о близких, О трусости, лжи и геройстве. Снесут и мечтам обелиски… Но вдруг тишина за стена́ми (иль уши залеплены воском) – Свершили мольбы и стенанья – ушло нападавшее войско. Триумфом, наградой герою звучит ликованье повсюду, Живительным «Неро ди Тройя» наполнил Дионис сосуды. Ворота распахнуты настежь – впускаешь в них лесть и посулы, Глаза слепо верою застишь, не слышишь тревожного гула. Наивность: забыть про данайцев, что в дар не приносят награды. Разнежат притворством оваций, готовя смертельные яды – Всегда ведь найдётся Паллада с идеей о кознях иль мщенье. Не слышал, как в шуме осады нарублены пихты на щепы, Из них – экспонат бутафорский, внутри предусмотрена полость: Враждебных суждений в них горстка, коммандос, что выкосят вольность. Коварные замыслы – ушлы, внедрять свои ценности – рьяны. Моргнуть не успеешь, как в душу заявится “конь деревянный”. |
| Стихи интересные, сложная образность, уверенная рука мастера. Присутствует дерево («нарублены пихты на щепы») , изделие из него – Троянский конь ( « Из них – экспонат бутафорский, внутри предусмотрена полость…»), напиток («Живительным «Неро ди Тройя» наполнил Дионис сосуды»). Это значит, что условия конкурса соблюдены. Мрачновато. Без искорки – надежды на будущее. Окружают коварные данайцы и коммандос, выносящие вольность. Ушлые коварные замыслы по внедрению иных ценностей. Душа боится радоваться жизни, ей в каждом подарке мерещится деревянный конь с полостью внутри, в которой засело войско недругов, готовых снести обелиски мечтам. Поэтам свойственно предаваться душевным терзаниям (поэт- заарканенный пленник, душа – осаждённая крепость). Бессмысленное занятие. Лучше быть деятельным человеком, миссионером, несущим добро в мир с неправедным устройством (« Как стадо, погонят на бойню все мысли, что пестовал ране: о праведном мироустройстве, житейских заботах о близких,…»). Вокруг все жалуются на несправедливость, отсутствие свободы, понимания и признания, А что мы сами делаем? Просыпаясь, убираем свою планету, помогаем бедным и больным, стремимся стать лучше и готовы совершать подвиги во имя мира, добра и справедливости? Да ничего мы в большинстве не делаем. Критикуем несовершенство мира и страдаем в неволе, пока другие убирают планету и совершают подвиги. Стихи замечательные. Талант не пропьёшь даже с настойкой «Рябина на коньяке».)) Но, в этих стихах нет призыва к благородному действию, а ведь в этом, в первую очередь, предназначение поэта. Судья Татьяна Июльская |
| Масштабная рефлексия! При первом прочтении показалось, что душа здесь – эдакая «очень ветреная девица!» (с), которую легко «заарканить» и обратить в совершенно иную веру. Но это только на первый взгляд. Потом-то ты понимаешь, что речь скорее о критическом мышлении. О том, как осторожно надо принимать, как трезво оценивать, как мудро отсеивать. О том, как важно культивировать в себе стойкость духа. Очень умно и глубоко. Образы при этом азартно играют со смыслами, держат в напряжении, образуя своеобразный квиз, из которого хочется выйти победителем. Что, собственно, и происходит, потому как при всей своей витиеватости все образы достоверны и понятны. А как шикарно обыгран троянский конь! Да и всё здесь шикарно обыграно, чего уж там. С чувством, с толком, с расстановкой (с). Правда, в одном месте мой мозг чуток залип: презрением быть удостоен. Чисто интуитивно не принимаю выражение «быть удостоен», и озадачило меня презрение – чьё оно? Но в любом случае, классно. Интеллектуальная поэзия – всегда радость и тренировка для размягчённого местами читательского мозга. Вольной осени вам, уважаемый автор! Судья Людмила Царюк |
| Соответствие теме есть. Но та же проблема превышения строк (44), если считать по рифмам. которые являются внутренними чисто графически. Но это не проблема автора, стих допущен, а значит продолжим. Вино бы хотелось не итальянское, у ДионИса, а не у ДиОниса. "Ощущаешь: невольник" - понятно почему, но и понятно, что компромиссом является не использования окончания, так же как и сокращение слова "ранее". В совокупности с авторским "стена́ми" ради красивой " внутренней" рифмы, с "ценности – рьяны" создаётся впечатление некоторой небрежности стихосложения, хотя автор, если судить по жонглированию смыслами, явно может сделать лучше. Слово "командос" не вписывается лексически. Суждения в полости, а не люди? "Выкосить вольность" - эээ, ну, да, ладно. Судья Михаил Кульков |
| Есть вино из винограда Неро ди Тройя, Есть поделка из дерева – Троянский конь. Есть формальное соответствие теме конкурса. Фактически те ягоды с тем деревом не могут быть связаны. Разве что в названии винограда и названии поделки присутствует одно и то же название города. На мой взгляд, стихи не столько о том, как напились граждане на радостях, что Троя осаду выдержала, и поплатились свободой. Печалька… Но если душа, осаждаемая чуждыми смыслами и чужими ценностями, не сдюжит – это трагедия. Заметил значащие рифмы, созвучные не только в общепринятом поэтическом понимании, но и по смыслу слов: невольник – нолик, стены – пленом, награды – яды. Стихи образны: душа – осаждённая крепость, притворство оваций, хотя не без штампов: слепая вера, смертельные яды. В целом, стихи при первом прочтении не показались, при втором стали хороши. А после размышлений – даже и замечательны. Только удлинённая строка, пусть и с внутренней рифмой воспринимается несколько утяжелённой. Судья Борис Колганов |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |