Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Зазеркалья рябиновый лист Рябина на коньяке, спотыкач в магарыч, запеканка… С чего ни начать, всё равно превращаются в пьянку. Что ж, такой эликсир на губах веселее любого прикола, Напевая фокстрот, граммофоном скрипит радиола. Посмотри в глубину, подменив раздвоенье на резкость. Приходи в тишину, променяв свою робость на дерзость. Пустота одиночества белкой прыгает с ветки на ветку, Зверобой в приворот – поворотом в счастливую клетку. Зазеркалья рябиновый лист – пять лучей в бесконечность, Ягод стылой звездой на губах – поцелуем венчается вечность. Волшебством против бед загораются грозные грозди рябины . Знак счастливой судьбы на просторах российских картиной. Эти кущи, взлети над вершиной, где острые пышные ели, Что нам пляжи Майями, что горный курорт в Куршевеле?! Золотое раздолье, осенняя прелесть рябины загадкой природы, Что нам беды невзгод, мы свободны, как стылая синь небосвода. |
| Соответствует теме. Ритм захватывает и увлекает своим заговором над эликсиром. Окончание финальной строки врезается в память своей метафоричностью, но тавтология "беды невзгод" нарушает её завершённость. Можно ли считать это приёмом? На мой взгляд, не в этом случае. Не понял почему рябиновый лист даёт именно пять лучей в бесконечность, а может быть, другое число? "Ягод стылой звездой на губах", "Эти кущи, взлети над вершиной, где острые пышные ели" - предложения не согласованы. "Золотое раздолье, осенняя прелесть рябины загадкой природы", возможно, стоит подумать и пересмотреть знаки препинания. Но в целом есть настроение, нерв, приятное впечатление, если не рассматривать подробно (не стоит чудо трогать руками, если не хотите чтобы оно распалось на факты - я сказал =))) ). Судья Михаил Кульков. |
| Судье Михаилу Кулькову от автора "Поэзия. № 9" Уважаемый Михаил. Кущи в этом тексте - не обычные кусты и не райские сады. Со временем в литературе произошло изменение смысла слова «куща». Писатели и особенно поэты, стали употреблять его как синоним лесов и рощ. Тому немало примеров, не буду загружать ими текст. Что касается вашего «почему рябиновый лист даёт именно пять лучей в бесконечность, а может быть, другое число?» могу только сказать, что вы разорвали смысл единой строфы «Зазеркалья рябиновый лист – пять лучей в бесконечность, Ягод стылой звездой на губах – поцелуем венчается вечность.» «пять лучей в бесконечность, Ягод стылой звездой на губах» - анжамбеман, несовпадение границы стихотворных строк с границей между синтагмами, т. е. по смыслу единое целое. М.б вам показалась что здесь что-то не так со знаками препинания, но по-моему здесь достаточно прозрачно прослеживается логическая связь (смысл) пяти лучей со звездой на ягодах рябины, но не листьев. «Беды невзгод» фраза небесспорная, слово невзгоды имеет более широкое значение (драма, трагедия, удар, напасть) включающее и смыл слова беда. Поэтому сочетание одного слова с другим «беды невзгод» не даёт стопроцентного эффекта как «масло масляное». В целом благодарю за прочтение стихотворения, было интересно читать ваш отзыв. |
| Спасибо за пояснения, но комментарий был не о кущах и не о границах фразы, а несогласованности в предложениях ("Ягод стылой звездой на губах" - так не произносят. Мне трудно сказать. какое именно сравнение вы подразумевали. К примеру, ягоды - стылой звездой на губах или ягоды стылые - звездой на губах). А про лист: почему, скажем, не семь или шесть лучей на губах? Судья Михаил Кульков. |
| Прочла название «Зазеркалья…» и настроилась на нечто сказочное. Ан, нет… Прозаичное рассуждение на тему пьянка, как способ ухода от реальных тревог и неприятностей ( « Рябина на коньяке, спотыкач в магарыч, запеканка… С чего ни начать, всё равно превращаются в пьянку». « Пустота одиночества белкой прыгает с ветки на ветку, Зверобой в приворот – поворотом в счастливую клетку»), и прославление российских просторов в стиле «Не нужен мне берег турецкий», видимо под действием той же «Рябины на коньяке» («Что нам пляжи Майями, что горный курорт в Куршевеле?!»). Идёт перечисление «Рябина на коньяке», «спотыкач» в качестве магарыча и «запеканка». Это как в логической загадке: «Что в этом перечне лишнее?». Странная у автора логика. С чего не начни – всё равно пьянка. С запеканки (на завтрак) логичнее начать день. В качестве закуски запеканка не подходит. Как я понимаю, она здесь не ради смысла, а рифмы ради. Такие слова , как «магарыч», «пьянка», «прикол», жаргонные, приземлённые, а поэзия должна быть над этой будничностью. Словосочетание «беды невзгод» звучит, как «ливни дождей». Невзгоды – это и есть тяжелые обстоятельства, беды. Высокопарный слог : «…взлети над вершиной, где острые пышные ели». «.. поцелуем венчается вечность», «стылая синь небосвода» смешивается с простецкой речью («граммофоном скрипит радиола», « Зверобой в приворот – поворотом в счастливую клетку»). Какой-то винегрет из поэзии Золотого века и обыденности. Финал непонятен. «Что нам беды невзгод, мы свободны, как стылая синь небосвода.». Напрашивается вывод. Мы свободны, потому что пьяны. Предназначение поэзии – «глаголом жечь сердца..». Пушкин называл лиру «святой», и считал, что поэтом управляет Бог. Мне кажется, что мы стали забывать о высоком предназначении поэзии и подменяем её будничными темами. Судья Татьяна Июльская |
| Одно могу сказать с уверенностью: рябина на коньяке в этой работе есть. В остальном нужна пояснительная бригада. Наверняка в текст вложен какой-то сакральный смысл, но не каждому дано его постичь. Спотыкач в магарыч. Превращение в пьянку. Радиола, напевающая фокстрот, скрипит граммофоном. Пустота одиночества прыгает с ветки на ветку. Зверобой в приворот – поворотом в счастливую клетку. Ягод стылой звездой на губах. Знак счастливой судьбы на просторах российских картиной. Эти кущи, взлети. Беды невзгод. Мы свободны, как стылая синь. Памагити! Это моя единственная эмоция. Реальность, увы, такова, что читатель видит написанное, а не задуманное. Это у автора в голове всё выстроено складно, ассоциативный ряд логичен, все образы на своих местах и отражают то, что в них заложено. Однако. Чтобы понять друг друга, автор и читатель должны существовать на одной волне, а с этим могут быть проблемы. Фразы из текста, приведённые выше, не вырваны из контекста, они акцентны. Увы, этот странный, переполненный нечитаемыми инверсиями язык понять мне не удалось, хоть я и опытный шифровальщик. Возможно, во втором и третьем катренах речь об одиночестве, приворотном зелье и о не принесшем счастья результате его, зелья, действия. Но это не точно. Потому что никак не связано с финалом, чей смысл, по моей версии, в том, что в золотом раздолье российских просторов у всех, несмотря ни на что, счастливая судьба. Так сказать, «мы в рай, а они просто…» (с). Но это не точно. Технически тоже всё не слава богу. Ритм не выдержан. Первая строчка, обычно призванная его задать, свою роль не выполнила. Допустим, так задумано. Но читается с затыками, нет мелодики. Рифмы скучноваты, вечность-бесконечность настолько избита, что вызывает отторжение. Прочитала пояснения насчёт анжабеманов (которых я, кстати, в тексте не увидела, ибо все строчки имеют законченный вид) и их оформления. Оказывается, здесь «достаточно прозрачно прослеживается логическая связь». И что бы да, так нет. Понимающей осени вам, уважаемый автор! Судья Людмила Царюк |
| В списке напитков вместо магарыча должен быть магарач. Есть размышления о рябине, правда, скуповатые. Соответствие темы конкурса имеется. Стихотворение содержит перечень сентенций, из которых мне приглянулись две: променять робость на дерзость и свободны, как стылая синь небосвода. При этом «стылая синь» несколько коробит: стылость к сини мало подходит, не то, что к звёздам. Там она на месте, подчёркивая холодный их блеск. Да и столь частое применение этого эпитета в одном тексте (аж два раза!) говорит о бедности лексики. Судья Борис Колганов |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |