Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Проза для взрослых
К темам проекта
Автор:Произведения Новогоднего литературного конкурса "Самый яркий праздник года - 2024" Номинация Проза для взрослых, проза для детей  
Тема:23. Завтра приедут ребята с малышнёй… (ностальгический этюд)Ответить
   (темы 1,2)
   
   
    Электричка ухнула филином, вспыхнула парой красных глаз и запорхала дальше, тормоша лёгкие снега вдоль железных рельс, словно летела низко большекрылая птица.
    Пассажиров сошло немного, со мной пятеро. День пасмурный, серенький. Идти до места два километра мимо маленькой, дворов в пятнадцать, деревеньки с натужно взлаивающими за заборами псинами, мимо новых богатых дач с черепичными крышами и высокими кирпичными трубами. Потом метров четыреста вдоль леска. Сосны кряжистые, стоят на продолговатых буграх – здесь были когда-то окопы и передовая. Сейчас тихо-тихо, ветки едва колышутся, тяжёлые от выпавшего накануне снега.
   
    Вот и наши полецкие дачи. Огибаю шлагбаум и – торопко по главной дороге, упластанной дядей Серёжей на своём бережно хранимом зелёном «жигулёнке». Прицепом его, в виде массивного треугольника из тёмного, с трещинами времени бруса, снег плотно утрамбовывается, лишь на поверхности мелкая россыпь белых комочков.
   
    Долго вожусь с замком на калитке: полиэтиленовый пакет смёрзся, нехотя разматывается, выпрастывая холодный скользкий от смазки замочек. Дышу в ладони, согреваю пальцы. На мне толстый пуховик и массивные полиуретановые сапоги для рыбаков и охотников. Классная штука! Удобно и тепло. У всех наших такие, даже у мелких.
    Крыльцо завалено упавшим с крыши снегом, такой длинный треугольный холмик. Распинываю его и взбегаю на террасу – миска пуста. Хорошо! Зову подлую кошачью морду – с нулевым успехом. А что ему, сыт и в мехах, по-зимнему густых. Кот ничейный, совсем дикий, обитает на одной из заброшенных дач. Мышкует: бока толстые, и шерсть – шубам на зависть. Мы его подкармливаем, оставляем сухой корм и в миске, и у сторожа.
    За пять будних дней дом выстыл. Раздвигаю гардины, вожу пальцем по изгибам затейливых узоров на оконном стекле, иней сыплется на подоконник. Двери настежь: впускаю свежий воздух, выравниваю давление внутри дома и снаружи. Печке это надо, не мне. Облагороженная буржуйка, «душегрейка» – моя любимая печка в старом почти летнем дачном домике – строго смотрит на меня прямоугольником чисто вытертого при отъезде каминного стекла. Завитушки фаянсовых коричневых изразцов бликуют: четыре больших оконных проёма щедры и на солнечный свет, и на лунный. Дрова заготовлены перед отъездом, что же, приступим, пожалуй.
   
    Ручка ледяная, пружина у дверцы тугая, придерживаю коленом, стараюсь не извозиться в саже. Сминаю газетный лист, кладу посередине комом, на него шалашиком сосновые тонкие щепки и обязательно делаю ещё «сэндвичи»: мелкие щепки заворачиваю в газетные листы, бумага загорится и щепки в ней тоже. Проверено. Ещё один лист скручиваю жгутом и поджигаю.
   
    Факел сначала горит неохотно, пламя вялое, синеватое. Поднимаю жгут повыше, чтобы в трубе образовалась тяга. Мы не перекрываем трубу, шибер всегда открыт, нет опасности надышаться угарным газом. Огонь мечется в разные стороны, потом, словно спохватившись, вытягивается вверх, начинает гудеть, сперва неуверенно, потом гулко и напористо. Ага, труба немного согрелась. Бросаю наполовину сгоревший факел на подготовленный костерок и прикрываю дверку. Стекло, ещё холодное, теряет прозрачность, туманится, клубится за ним серое, ворочается.
   
    Закрываю дверцу, внизу рычажок подачи воздуха, нужно до упора отодвинуть, открыть поддувало. Словно огненный ураган взвивается пламя, огибает каминный зуб, облизывает его. Из тонких отверстий идёт воздух, и сажа сгорает дотла. Я любуюсь рыжими живыми огненными трубочками вторичного дожига. Подбрасываю тонкие берёзовые поленца, уменьшаю подачу воздуха. Всё. Минут двадцать и пойдёт жар от стеклянной дверцы.
   
    Теперь надо согреться изнутри. Нет, речь не о традиционном напитке. Я про чай. Достаю из сумки небольшую бутылку покупной воды и заливаю в чайник. Включаю. Синий огонёк чуть мерцает, но звуков не слышно – чайник греет сначала стенки, и только потом вспоминает о налитой в него жидкости. Вода ещё есть, осталась с прошлого приезда в пластиковой пятилитровой баклажке, она на вид прозрачна, но чуть тронь – мгновенно станет белоснежной, словно уличная метель забралась под синюю крышку. Надо аккуратно вылить из чайника кипяток в эти острые крупинки кристаллов и поболтать, а потом – снова в чайник вдвое увеличившуюся в объёме жидкость. Несколько минут, и лёгкое паровое облако можно осадить в кружке чайным пакетиком. Теперь можно снять сапоги и протянуть ноги к пылающему за безопасным стеклом пламени.
   
    Печка старается вовсю – гудит, шумит, плавит твёрдое дерево. Вытянешь руку – там тепло-тепло, а ногам на полу ещё долго будет холодно. Пока тёплый воздух наконец-то спустится вниз и станет греть тонкие, не по-зимнему утеплённые стены. Через час можно снимать пуховик и покачиваться в кресле, смотреть на мелькание огненных языков до бесконечности.
    Но я сижу недолго: другая печка, солидная серая дама ждёт моего внимания. Она важно расположилась во втором, большом доме. Серый талькомагнезит строг и чопорен. И алчен: он долго вбирает в себя тепло, прежде, чем решит, что пришло время излишки отдать просторному в два этажа, дому. В нём сейчас тоже прохладно, но немного теплее, чем в маленьком – стены толстые.
    Здесь технология топки иная: верхнее горенье, нет привычных колосников. Я забиваю топку почти под самый свод: снизу толстые комельные берёзовые полубрёвна, затем обычные поленья, сверху всякую мелочь и обязательно – «сэндвичи». Факел из скрученного газетного листа.
    Огонь лениво вылизывает лакомство, как кошка вымывает шкурку. Потом занимается сразу, с гулом и треском уличных петард. Закрываю большую широкую стеклянную дверцу, фиксатор защёлкивает и отгораживает опасную стихию честно и надёжно. Чертыхаюсь – рычажок верхней подачи воздуха неудобен, но с третьей попытки покоряется. Нижняя подача регулируется легче. Всё, можно забыть про эту большую долгоиграющую печь на несколько часов. Теперь на воздух, чистить дорожки.
   
    Потом, часа через два, когда в низу топки образуются крупные горячие угли, закрываю нижнюю подачу воздуха и любуюсь северным сиянием. Зрелище необыкновенное: на фоне слабо тлеющих головёшек, под самым сводом топочного пространства сама по себе висит, переливаясь от синевы до оранжевости, живая дышащая волна. Она становится то шире, то исчезает на мгновенье, то выстрелит искрой, то снова колышется подобно ленте у гимнасток.
    Я смотрю, не отрываясь, но красота красотой, а пора делать вторую закладку. Придётся, по крайней мере, трижды забивать в жаркое нутро дровяное топливо. Только к позднему вечеру большой дом соберёт и будет удерживать тепло, отдавая его понемногу уличному холоду. Закладываю последнюю партию поленьев, закрываю дверцу и ухожу ночевать в маленький дом.
    На улице темно, но горят фонари, и луна глядит в окна с глубокого чёрного неба. От чистого снега идёт снизу свет, и ночная темнота тушуется, сдаётся, выступает вторым номером в ночном спектакле.
    Я долго не ложусь спать, смотрю телевизор, пью чай с лимоном и имбирём. На душе тихо и покойно. Печка топится, тянутся из верхних сопел огненные столбики прирученного огня.
    …Назавтра приедут ребята с малышнёй. Долго будут носить из машин сумки и пакеты, достанут из сарая санки и снегокаты, выставят возле дверей лыжи. Нарядят вдоль канавы три небольшие ёлки, растянут на веранде разноцветные гирлянды. Большой дом оживёт, в окнах задвигаются человеческие силуэты, послышатся голоса и звуки музыки, мультяшные герои вплетутся в неспешные разговоры. Стол запестрит разноцветными салатами, тонкое стекло бокалов дрогнет от пузырьков холодного шампанского и лимонада. Бой курантов, дружные крики, загаданные желания, прощание с несбывшимся и ожидание чудесных перемен. И главное – подарки! И мы торопимся толпой к ёлкам, за подарками!
    Во втором часу те, кто ещё не уснул, выйдут на улицу, собирая по пути другие компании. Возле главных ворот случится целое столпотворение. Дети будут бегать и шуметь, качаться по очереди на качелях, кататься с маленькой горки и ждать фейерверков на большом поле через дорогу. Взрослые достанут шампанское, разольют по пластиковым стаканчикам, скажут много разных слов ушедшему году и постепенно разойдутся по своим участкам. Сны будут лёгкими, в них каждый увидит самое желанное, может быть именно то, о чём никогда не скажешь вслух.
    Потом наступит утро нового года… за ним потянется и Рождество, и Старый новый год, и много-много других дней, и счастье переплетётся с буднями, и вновь наступит Новый год. И так по кругу, пока существует вселенная.
    Через два дня все соберутся в город, долго будут усаживаться в машины, махать из-за стекла руками, неслышно зашевелятся губы, слова не трудно угадать, они почти всегда одни и те же, как одни и те же не часто исполняемые обещания. Фары замигают красными огнями, моя рука быстро перекрестит их вослед.
    Опустевший дом потихоньку освободится от шума, застрявшего в его стенах, мебели, между книжных полок и ящиков с игрушками. Бокалы спрячутся за надёжные дверцы шкафчиков. Блестящая мишура останется на ёлках до тёплых оттепельных дней, как и игрушки, нелепо болтающиеся на живых зелёных лапах. В тихое сонное царство медленно начнёт сочиться холод.
    Полная свобода и тишина, торжество долгожданного упоительного одиночества свалится на меня. Весь мир у моих ног, а я, его случайная мимолётная владычица, буду вкушать сладостное чувство освобождения от ушедшего времени с его тяготами и радостями, буду напитываться ожиданием новизны, ещё не прожитой и неизведанной. Потом, стоя у последнего предела, вспомню и этот день, и эту минуту, и острую щемящую тревогу за удаляющиеся и почти исчезнувшие из вида красные габаритные огни.
    Маленькая печка-душегрейка согреет и успокоит замёрзшую душу. Спустя пару-тройку дней мой путь ляжет к главным воротам, мимо небольшого лесочка с кряжистыми соснами, мимо новых кирпичных домов за высокими металлическими заборами, мимо деревеньки и собачьих сторожевых лаев. Электричка загудит издали, если помахать рукой машинисту, он ответит быстрым коротким гудком, подъезжая. Улыбнётся сквозь лобовое стекло…
   ***
    Это будет потом, а сейчас я сижу в старом дачном доме, смотрю на огонь и пью чай с мелиссой и мёдом. Луна плывёт по небесному своду, ветер начинает шевелить ветви яблони, пока почти незаметно, но через три дня обещают ветер и небольшой снегопад, две снежинки, если синоптики не обманут. Это хорошо, что две: обратная дорога будет нетрудной.
    Часы отмеряют минуты, они падают с тихими вздохами в невозвратную бесконечность. Я смотрю телевизор, но не забываю время от времени выбегать на крылечко, и скрипучее, долгое эхо моих шагов катится вдоль пустой тёмной улочки, как и мои крики в темноту опустевших дач: Ёжик, Ёжик! Кис-кис-кис…
   
    И всякий раз надеюсь, что из-под ступенек покажется пёстрая морда, полосатый хвост спихнёт ком снега и на запорошенных ступеньках отпечатаются тёмные маленькие следы: четыре овала и круглый пятачок.
   
   2021г.
Игорь Колесников[02.01.2022 04:06:46]
   Милая тёплая зарисовка.
   Написано умело, ошибок мало - чуток с запятыми непорядок да малозаметные стилистические погрешности типа повторов ("...ночная темнота тушуется, сдаётся, выступает вторым номером в ночном спектакле".) Но что очень хорошо - практически без шаблонов, текст индивидуальный, авторский, живой.
   Однако, стараясь оживить текст, нужно быть осторожным. Иногда нестандартные словосочетания могут оказаться несколько нелепыми. Здесь мне попалось какое-то количество неудачных фраз, но это всего лишь на мой вкус. Приведу один пример.
   "Огибаю шлагбаум и – торопко по главной дороге, упластанной дядей Серёжей на своём бережно хранимом зелёном «жигулёнке»". Фраза хорошая, сочная. "Торопко" - хорошо. В тексте много подобных ярких слов, они украшают, но иногда смотрятся немного чуждо и архаично. Но всё равно это лучше, чем банальности. "Упластанной" - вот это мне показалось не очень удачным. Слово привлекает внимание, но не очень точно рисует картинку. Оно невнятно по смыслу. Поэтому вызывает скорее недоумение. "На бережно хранимом" - неточно передан смысл. Он не хранит машину, потому что пользуется ей. Хранить - это поставить и не использовать.
   Подобных примеров в тексте мне попалось много, я просто разобрал один из них.
   Очень удивило, что ГГ оказалась женщиной. Как говорится, ничего не предвещало. Очень подробные описания с обилием технических подробностей рисуют героя-мужчину. Его уже представляешь, практически видишь, и вдруг, почти в конце, - владычица. И возникает диссонанс в мозгу. С одной стороны, понятны ошибки типа красных огней фар (фары не бывают красными, те, что сзади у машинки - это фонари), с другой - удивительна осведомлённость ГГ об устройстве печей и вторичном дожиге.
   Кстати, многочисленные подробности очень быстро утомляют. Текст долго держит интерес за счёт своей художественности, но рано или поздно обилие деталей ослабляет внимание. В рассказе не соблюдён баланс между действием и описанием. Последние преобладают и существенно утяжеляют текст. Становится скучно. И даже художественность уже не спасает.
   Однако в целом зарисовка порадовала меня хорошей литературной частью. Она затянута (для эссе-зарисовки), но привлекает неизбитыми описаниями и свежим авторским взглядом. Это литература!
   
   Судья Игорь Колесников
Наталья Козаченко[22.01.2022 23:23:39]
   Здравствуйте, Игорь!
   Спасибо за замечания, особенно за красные фары(краснею:)
   
   Упластанной... Смотрите, выпал снег, он лежит таким рыхлым толстым пластом на дороге. К машине прицепляют широкий треугольник(тяжёлый)­ и утрамбовывают этот слой/пласт сегодняшнего снега. НЕ разгребают, а именно утрамбовывают. Следующий снегопад - новый слой/пласт снега и т.д.
   Вероятно, я не права, но имела в виду именно это.
   
   Что касается подробностей, кажущихся лишними... А давайте вспомним день 30 декабря у обычного человека, женщины к примеру, работающей? Сколько привычных мелких и _обязательных_ дел нужно сделать за этот день! Но ведь это банально и скучно. Почему бы не показать банальную процедуру этого дня, но - другую. Чтобы и подробно и - по иному взглянуть на этот предпраздничный день.
   
   То, что подробности утомляют - тут ничего не могу поделать, у читателя другая волна, читатель хочет движухи, а её нет и не будет. Сожалею.
   
   За выловленные повторы - спасибо. Глаз замылился, бывает.
   
   Спасибо за хорошие слова, я их ценю и благодарна за то, что дочитали:)
   С уважением,
Игорь Колесников[23.01.2022 04:05:21]
   Наталья, всем понравился этот ваш рассказ, хотя я ставил на другой. Но художественность и душевность взяли вверх.
   Когда видишь настоящую литературу, готов простить многое. Или не заметить. Но я в очередной раз говорю - даже мелочи имеют значение. Те же запятые. На сей раз они помешали вам стать единоличным лидером, а в прошлом году не позволили победить. Ну и нехорошо, если автору приходится объяснять смысл написанного. Значит, были выбраны не очень удачные слова.
   Хорошо всё же, что несомненные художественные достоинства вашего рассказа перевесили незначительные недостатки. И что все судьи оценили эти достоинства. Будем считать, что вам нынче повезло с судейской бригадой. А как будет через год - трудно предугадать. Посмотрим.
   В любом случае, ваши рассказы - всегда подарок конкурсу.
Наталья Козаченко[23.01.2022 13:40:44]
   Игорь, я считаю, что ничего в данном случае объяснять не нужно, всё есть в тексте, и объяснение слова - есть, подробное.
   
   Мне самой этот этюд нравится больше, чем рассказ, тут мы с судьями, видимо, сошлись во мнениях.
   
   А ошибки - да, не позволительно, посыпаю голову пеплом...
Юлия Лекс[06.01.2022 12:53:25]
   Очень хорошая, качественная работа. Нетривиальная и содержанием, и художественным воплощением. Понравилась закольцованность (две электрички - в начале и в конце). Понравилось выведение временного пласта из отдельно взятого вечера у печки на вселенские масштабы времени. И возвращение обратно - в настоящий момент, где есть такое уютное одиночество, согретое тёплой печкой и незримым присутствием Ёжика.
   Очень подробно, с деталями описаны действия героини. Именно это делает работу живой, зримой. А также - красочность языка, умение автора подобрать нужное слово, чувство меры в использовании художественных средств.
   История, конечно, больше описательная, чем динамическая. Потому очень на любителя. Я начала бороться с дремотой уже где-то на середине. Но это, конечно, не делает зарисовку хуже. Очень высокого уровня работа. Можно только позавидовать мастерству автора.
   Судья Юлия Лекс.
Евгения Кац[09.01.2022 14:50:53]
   Молодец, автор! Мастерски написанная работа. Это тот самый вариант, когда не хочется ждать каких-то событий по тексту, но с удовольствием вчитываешься в каждую следующую строку этого тонко, почти филигранно сделанного очерка-эссе-зарисовк­и.­ И уже понимаешь - а событий (по сюжету), наверное, и не будет, и это мне как читателю нравится, потому что я хочу в этом медленном зимнем кружении оставаться и дальше. Я хочу вместе с автором повозиться с печкой в маленьком домике, повозиться и вспомнить, как это было в моём детстве.
   Работа безусловно выигрывает за счёт отменного литературного слога, по-своему (на этот момент!) украсившего наш конкурс. Именно классический литературный слог заменяет в работе и сюжетные перипетии, и новогодний экшн, отмеченный автором почти пунктирно.
   Спасибо!
   
   Судья Е.Кац.
Штурмина Юлия[17.01.2022 12:30:51]
   По сути, через многочисленные описания окружающего автор раскрывает внутренний мир героини, долгое время оставляя её саму вне поля зрения читателя. Уникальный, проникновенный авторский слог завораживает, словно погружая в медитацию. Ощущение, что находишься рядом, видишь мир чужими глазами, но при этом впитываешь всё своим сердцем и телом – природа, звуки, уют дома, холод, тепло, и даже легкая привязанность к дикому коту. Это красиво. И это талантливо. Замечательная работа.
   Судья Юлия Штурмина.
Наталья Козаченко[22.01.2022 23:30:38]
   Спасибо вам, дорогие судьи!
   За тёплое отношение к автору и его тексту.
   Печку топим именно так, а Ёжика уже нет. Коты приходят сами и уходят, не предупреждая.
   
   Хотелось поиграть со временем, замедлить и убыстрить.
   Где-то оно течёт неторопливо, а где-то летит, ибо есть сакральное мгновение переползания стрелки на циферблате. Потом снова - никто не торопится, любуется фейерверками. И схлопывается время в точку перед кратким мигом человеческой жизни.
   
   Мне было любопытно работать с разными временными формами глаголов.
   
   Спасибо!
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта