Гостиная Крупной Прозы | Здравствуйте, друзья! Спасибо за неравнодушие, сегодня лучше, чем неделю назад. Как говорится "Вы хочете рецензий? Их есть у меня!" Итак, выкладываю рецензии, а расписание и прочие подробности - завтра, сегодня у меня цейтнот. А вот и анонс следующих заседаний в 1 Гостиной, с учётом сдвига дат: 19 июля рассказ Вадима Сазонова "Город двух вокзалов" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382580&pid=0 26 июля рассказ Ольги Гаинут "Моё сердце цвета алой зари. Бери" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=382811&pid=0 2 августа рассказ Ольги Гаинут "Выбор" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=383010&pid=0 9 августа рассказ Вадима Сазонова "Слабак" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=381608&pid=0 16 августа рассказ Александра Сороковика "Выходила на берег Танюша" http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=383439 Далее, следующее заседание я открою раньше, 21 августа, в четверг, т.к. 22-го улетаю на свадьбу дочери, не поверите, аж в Уфу!!! И приеду только 2 сентября. Поэтому 30 августа заседания не будет. Жду ссылки на рассказы для обзора в следующие дни! |
| Ирина Лунёва С удовольствием прочитала "Рубиновую свадьбу". Написано грамотно. Было приятно читать родные названия Киргизских мест. Только "азиатский рынок" - НЕ рынок а базар! На востоке говорят и называют место торговли базаром . Рассказ о встрече молодых людей, об их знакомстве и зарождающихся чувствах. Хорошо передано "чувство расцветающего организма само поворачивает шею, подкидывает..." "Именно туман, так как выходят из него все в разные сроки и с разным результатом." В рассказе написано, что "2 января после первой пары" . Разве 2 января учатся или учились в Советском союзе? Это Новогодние каникулы были и пока есть. Третьего января, возможно, но тоже нереально. Вот это меня сразу цепануло. Эля молодец, что догадалась насчёт паспортов: проверить у всех пассажиров. А вот фраза "А нет мешочка, чтобы взвесить? А где можно купить? В ЦУМе? " Мешочек чтобы взвесить что? Клубнику? Даже если и так, эта фраза не придает рассказу смысла, фраза ни о чем, я бы её удалила. "В такой манере, как будто эти чужие люди - её давние и добрые знакомые". Тут ничего удивительного. Молодежь так и общается, без комплексов, просто. Именно молодости свойственна непосредственность. " Хороший парень всегда откликнется на стихи. И даже это можно принять за мерило: если остался холоден, не вспыхнул огонь в его душе, значит, и души нет". Такое мнение свойственно только молодости. Ох, как я не соглашусь с этим максимализмом. Но это понимаешь уже с высоты возраста. Сколько парней , любящих поэзию, оказавались бездушными негодяями, и обычные работяги , не понимающие в искусстве, становились преданными мужьями. Моя бабушка встречалась в молодости с работягой. Он приглашал ее в кино , а сам спал на сеансе. Бабушка возмущалась и обижалась. И вышла замуж за романтика, сыпающего стихами и пожалела об этом. Потом только с годами она поняла , что работяга пахал день в поле на тракторе, чтобы сводить ее куда-нибудь, а потом засыпал от усталости. "Со мною вот, что происходит, Совсем не та ко мне приходит, Мне руки на плечи кладёт"... "Минула страсть, и пыл её тревожный Уже не мучит сердца моего".. "Ой, вьюга, ой, вьюга какая Лишь было б кому отряхнуть её шубку, Замёрзшее целовать лицо". Это чьи стихи? Ваши, Оля? Если нет , то надо бы указать автора. Ведь интересно! А к последнему стихотворению я придерусь, как бы с житейской стороны. Если есть кому отряхнуть ее шубку, то чего этот герой сидит дома и не встретит свою любимую, чтобы она так сильно не замёрзла в дороге? " В глазах плескалось море нежности и покорности. Вот покорного она вынести не могла. Он был из породы тех, кто будет унижаться". Опять же такая мысль в голову придет только юной девушке. Как мы, будучи молодыми, хотим около себя рвущими землю коня, дерзкого , решительного, как нас коробит от нюнь и мямлюющих парней. Все верно! Но как иногда оказывается: резвый конь может затоптать тебя морально и ускакать дальше, а нюня будет покорно с тобой жить , помогать по дому, заглядывать тебе в глаза. Только чтобы жить с покорными мужчинами , для этого женщине нужно больше ума , чем с задиристыми. "шёпот волн чудесного озера, этой волшебной тарелки с солёной водой ладонях гор". Очень красивый, видимый образ. Порадовало! "к озеру, чтобы набрать таз воды для мытья полов". Опять споткнулась . Представила, как неудобно тащить таз с водой. Лучше ведро воды. "Он не стал повторять ещё раз, резко развернулся и убежал. Элю как подкинуло: о, этот не будет покорным". Вот-вот, тот самый конь, который может затоптать по жизни. "положили в речку семь килограммов сливочного масла". А зачем так много? Если на всех людей, то мог каждый нести свою порцию, а не взваливать все на одного. "Бросался на спасение того, кто покатился вниз с кручи". Может написать более мягко: " кто оступился на камнях." "Покатился с кручи" мне представляется что-то трагичное и времени, чтоб спасти человека нужно много, хотя действовать надо быстро. А не так , что один человек покатился с кручи, его руководитель спас, потом другой покатился, он его спас. Как-то нереально . "Эдельвейс оказался маленьким и сереньким". Он не серенький, он белый. Называется "Белая звезда". "любит девочку тринадцати лет". Я вроде не считаю себя ханжой, но меня всегда коробит от "детской любви". Героям рассказа по 16-17 лет. Поэтому можно не опускать возрастную планку: " любит свою ровесницу" . Не надо объяснять родительское несогласие возрастом девочки. Родители будут против всегда! "В походе между Оксаной и Василием, носившим дочку Галочку в рюкзаке". Или я уже устала, не смогла я найти этот момент, где они Галочку носили в рюкзаке. Какую Галочку? Чью дочку? Рассказ написан по мотивам реальной жизни. Мысли и чувства молодости очень хорошо Оля передала. Дальнейших, Вам, Оля, успехов и новых замечательных рассказов. Будем удовольствием читать. |
| Ирина, спасибо! Да, киргизы говорят "базар", а русские "Рынок". Даже сейчас набрать в интернете и выйдет "Рынок Дордой". Ну это не принципиально. Про мешочки для покупки фруктов специально вставила, потому что не было их нигде в продаже. Надо дописать, что и в ЦУМе не продавались. Скорее всего тогда вообще не производили целлофановые пакеты. Хочется передать как можно больше деталей того времени. "Молодежь так и общается, без комплексов, просто. Именно молодости свойственна непосредственность". Героиня не могла, а Вера могла, поэтому удивляла Элю постоянно. Думаю, это не от возраста зависит и не от времени, в котором живут, а от характера. "обычные работяги , не понимающие в искусстве, становились преданными мужьями". Я хотела сказать не про понимание искусства (мало кто понимает профессионально), а про то, вызывают ли в человеке трепет хорошие стихи или красивая музыка. Важен именно отклик в сердце на стихи. Многие парни, прослушав стихи, остаются равнодушными, вот это - критерий. Да, ведро было бы удобнее, слов нет, но в каждом коттедже стоял тазик для мытья полов. И нести его с водой было очень неудобно, но было именно так. Я думала, что стихи, ставшие классикой, можно употреблять без автора, все и так знают, что это Евгений Евтушенко или Степан Щипачёв. Читала повести Екатерины Марковой (помните, она снималась в "А зори здесь тихие" в роли Четвертак?) и у неё приводятся стихи и не указывается автор. Про "отряхнуть шубку" мы не знаем, кого имел в виду Щипачёв, может, это сынок или дочка, которые ждут маму с работы. Чтобы вынести покорного парня, тоже нужен специальный характер. Кому-то такой человек - клад, но героиня не могла выносить. Эдельвейс не могу назвать белым, он именно серенький, мохнатый и отливает белым. О, про девочку 13-ти лет - это отдельная история. Парню было 18, а ей, если уж точно, 12. Девочка была очень красивая, а красивым редко везёт. Финал той истории - парень оказался-таки в тюрьме, мама девочки очень хитро заманила его в ловушку: они скрывались вдвоём, а мать через знакомых передала, что уж согласна на их союз, пусть приходят домой. Они клюнули и пришли, в это же время пришла и милиция, вызванная матерью. Про Василия с дочкой Галочкой было написано в начале части 5. Остальные моменты, Ирина, обязательно подправлю. Очень благодарна за внимание. |
| Высокопарный : "Слишком изысканный, напыщенный, выраженный высоким слогом." Источник: https://www.litprichal.ru/slovari/ushakov/709595.php Еще раз здравствуйте, Ольга! Вы правы – если есть какие-то замечания, лучше их показать, чтобы автору было понятно, над чем нужно (или не нужно) поработать. Прежде всего, повторюсь – это я посылаю мои субъективные восприятия, мои заморочки, и согласиться с ними или нет – это Ваша часть работы. Хочу только, чтобы было понятно – это написано и выбрано мной от души, без малейшей мысли уколоть, сделать больно и т.д. Одним словом, я понял, что должен это написать, потому и делаю это. Никаких объяснений или растолковываний не хочу писать. Пусть это будет Вашей работой – прочесть и понять, что в этой фразе или кусочке не понравилось, а потом подумать, как это исправить, если решите, что нужно это сделать, конечно. Итак, выделял либо прямую речь героев, либо текст от автора: Вслед за мёртвой тишиной после последнего слова большой актовый зал, забитый до отказа зрителями, взрывался: высочайший накал эмоций, казалось, жил в самом воздухе – вскакивали, кричали, глаза горели огнём, выдавали трепет сердец, сострадание. Эля не сомневалась, что незабываемые строки поэта всколыхнут любую аудиторию. Когда она сама пару лет назад услышала это стихотворение, её пригвоздило в стулу, вывернуло душу наизнанку, оголило нервы, притронься – зазвенит, затрепещет. *** - Какая девчонка! – восхищался один. – Никогда не слышал ничего подобного! Поверишь, мурашки по телу бегали. Схватила сердце и зажала в своих маленьких ладошках. *** Однако интеллект и высокая духовность проявлялись в манере рассказывать о множестве прочитанных книг, в уважительном отношении к людям, в стремлении помогать другим. Однокурсники каким-то чутьём понимали, что с ними рядом особенная девушка. *** *** Да ему нечего сказать! Душа пуста, как засохший колодец! «Наверно, думал о любви, но в его голове живёт что-то примитивное, исковерканное, выше которого подняться не может, не умеет и даже не знает, что бывает по-другому» *** …красивого мужчину, изысканно одетого и что-то рассказывающего явно незнакомой рядом сидящей женщине, и всё это страсть как привлекало девушек: они, как бродящее молодое вино, наполняются крепостью с каждым днём, и это чувство расцветающего организма само поворачивает шею, подкидывает тело для прыжков, танцев; радостные взгляды охватывают всех и всё, смех словно сидит в уголках губ, готовый в любую секунду вырваться и зажечь глаза и щёки весёлым пожаром. *** Эля слушала и ощущала... одиночество. Столько в ней накопилось нежности! Подходите, буду наливать поварёшками! Любви ждала. Этого великого чуда. Если бы вышла тогда за дверь, то столкнулась бы с прекрасной женщиной, уже протянувшей руку, чтобы постучаться и позвать её, Элю. Да, завтра они познакомятся! И начнётся для Эли период встреч, признаний, объяснений в любви, то есть тот сладкий туман, о котором мечтают все. *** И вместе хохотали. Какая прелесть такой молодой почти беспричинный смех. Просто от лунного света, от общения, от здоровья, от сознания бесконечного и радостного будущего. *** Разговаривать с ним приятно. Её волновала свежесть горного воздуха, шёпот волн чудесного озера, этой волшебной тарелки с солёной водой в ладонях гор, и... захотелось поделиться стихами любимого поэта: *** - Вера, твой метод, назовём его так (захохотали), работает на двести процентов, но, думаю, что только с парнем высокой душевной организации, - поделилась раздумьями после возвращения. - Согласна! - Вера принялась ходить вокруг стола, стоять истуканом она просто не могла. - Знаешь, к удивлению и сожалению, есть люди, у которых словно камень вместо сердца и примитивные желания, вокруг них плотная капсула, через которую не проникает ни добро, ни красота. Я в школе наблюдала таких и детей, и учителей. - Наверно, когда раздавали чуткие души, не всем достались. Разве это вина человека? *** Первое чувство захватило Александра и осветило все качества: порядочность, искренность, заботливость. *** - Я никогда не видела такого. Горы восхитили меня. Их величие и красота завораживают. - Я представляю, как твоя чувствительная и восторженная натура впитывает это новое. - Ой, какие слова! Но ты же почти не знаешь меня, Александр. - Вот и неправда! Раз ты в моём сердце, значит, я знаю о тебе всё. И уже вдвоём они слушают журчание горных речек, быстрых, холодных, неприступных, говорливых и ощущают запахи хвойного леса и взмахи лап огромных, крепких деревьев, то дружеские, то временами – угрожающие. И, приподняв голову, видят сияние снега на вершинах, который слепит ярким блеском. Горы способны захватить сердце и поселить в нём прекрасную любовь. Они имеют на это право – горы. Альпинисты, испытавшие раз восторги такой степени и накала, уже не изменяют горам никогда. Пока есть силы, будут служить им, искренно и верно. А некоторые – до своей гибели. *** Тогда все поняли, что случилось землетрясение, причём эпицентр был где-то рядом. Уже не имели значения чьи-либо знания, умения, способности: могучая стихия играла людьми, как бестелесными частицами, – хочу, разломлю землю, и полетите туда, а не то захочу – и завалю вас камнями или залью водой того озера, любоваться которым вы ходили. Мгновенно обесценилось всё, что казалось важным: одежда, украшения, желание выглядеть лучше кого-то, стремление занять чьё-то место, эти мелочи, бессмысленные в глазах истинного могущества. Все, такие разные в жизни, перед безграничной мощью природы оказались в равной степени ничтожными и абсолютно беспомощными, безвольно ей подчиняясь и валяясь в одном адском котле. Всё произошло так быстро, что люди не успевали думать, одна- единственная эмоция читалась на каждом лице - страх. *** Ну что же в тебе такое, что я всегда готов выполнять любое твоё желание! – восклицает муж, понимая, что в сотый и тысячный раз признаётся в любви своей драгоценной Элеоноре. Еще раз прошу прощения, но я очень надеюсь, что не будет обид, а будет польза. С уважением и самыми наилучшими пожеланиями, Виктор |
| Забудьте про обиды, прошу всех. Я жду вашего мнения. Спасибо, Виктор. "Буду подумать", хотя, честно говоря, мне все эти куски нравятся. А сухо написать - лучше? Надо же передать эмоции большого числа людей, это было, я слышала и видела, а не придумала. И о речи сентиментального парня мне рассказала его сестра. И что хотел бы подойти ко мне, но так и не решился, хоть я и не была бы против. |
| Каждому в зрелом возрасте есть что вспомнить, но стыдно рассказать. Без приключений не прожить, но и приключения по накалу страстей и выбросу адреналина бывают разными. Мне воевать не довелось, Бог миловал. В космос не летал, кругосветку на вёсельной лодке не совершал. Даже ветерана труда не заслужил - серое, бесцветное, пресное вещество-существо. В своих сочинениях лично мне без вранья - никак. А чтобы правдиво врать нужен талант. Тяжело сегодняшним авторам, талантливые сочинители уже до них успели красиво наврать на все случаи жизни, а повторять в несколько изменённом виде чужое враньё всем как-то стыдно, хочется чего-то своего. Это единственная возможность получить от людей похвалу за враньё. Насчёт назидательности и высокопарности, к сожалению, мало чего могу прояснить. Скорее всего, Виктор Фёдоров имеет более утончённую чувственность к фальши. Лично я ничего такого сам не заметил, но после его слов призадумался. Посмотрел синонимы к слову высокопарный. "Витиеватый, велеречивый, возвышенный, высокий, выспренний, надутый, напыщенный, приподнятый, цветистый, вычурный. Высокий слог, стиль. Подыматься на ходули (говорить напыщенно)". Пожалуй, вынужден согласиться с Виктором. Указанные им места в тексте действительно несколько вычурны и напыщены. Героиня, наверное, ещё не доросла, чтобы так "подыматься на ходули". Это уже слишком мудрые рассуждения для молодости. Но с другой стороны, а почему бы и нет?! Возвышенно, велеречиво... "высокопарно"... говорить и рассуждать - не такой уж и грех, а может, и вовсе не грех. Не знаю, Оля, я до таких тонкостей ещё не дорос. |
| Спасибо, дорогой Николай! Течёт у вас речь, как река. Хочется, чтобы только не кончалась. |
| Мне не стыдно рассказать. Ну в каком -то смысле и стыдно. В 17 лет, как раз после поездки на Иссык-Куль, тётка достала на заводе две горящие путёвки на Чёрное море, в Планерское. Возвращалась домой я одна, тётка улетела в другое место. В киоске на пляже я купила билет на самолёт Симферополь-Караганда, время отлёта 01:54. И тётка, сто раз летавшая, была рядом, и мы обе порадовались удобным временем, и женщина в киоске подтвердила. Я и приехала в аэропорт Симферополя заранее, в 10:00, а мой самолёт, оказывается, уже улетел ночью, в 01:54. Вот за это мне стыдно: не понять, что 01 - это уже другое число. А самолёт летал один раз в три дня. Денег один рубль на автобус для Караганды. Три дня просидела совершенно голодная и даже встать было нельзя: аэропорт переполнен, разгар сезона. А ещё за неявку на рейс снималось 25% от стоимости билета. Сунула мне кассир 48 рублей от 64-х и всё. А дальше - целая история. А всё потому, что пусть и хорошая была советская система образования, а непрактичная. учили сложную теорию, мало пригодную для жизни. Поэтому, первое моё удивление учебниками Испании было явное направление на практику: тема и тут же пространный параграф о том, где и как это применяется с рисунками и живыми примерами. Да и сама тема с явным уклоном на практическое применение. И задачи все из жизни. Сначала это меня раздражало, а теперь понимаю, что так лучше. Учить надо тому, что может пригодиться в жизни. Это не про тех, кто хочет углублённо изучать что-либо. Они это углубление получат сполна в универе. Другой раз пересаживались с одного поезда на другой. А первый, как обычно, ехал с опозданием. Когда выскочили тётка, я и её дочка на перрон, наш поезд уже отъезжал с приличной скоростью. Меня и сестру подхватили какие-то мужики из тамбура, а тётке проводник следующего вагона отказала: и правда, риск был немалый, но всё пролетело в одно мгновение, не до размышлений. У тётки остались билеты, деньги и главное - продукты на двухсуточную дорогу. И ведь доехали как-то. Наверно, пили воду, не помню совершенно про еду. Были и более трагичные случаи. В общем, у меня список о том, что можно описать, пронумерован цифрой 32. Немало, однако. |
| В конце концов разговор здесь идёт об автобиографичной прозе Ольги Гаинут. Так вот, Ольга, очень кратко: - Вы должны чётко себе представить для кого Вы её пишете, кому она будет интересна. Для наследников? Для незнакомых читателей? В стол? Недавно на Прозе.ру я наткнулся на автора, в результате перенесённой автоаварии ставшей инвалидом.. У неё опубликован ещё не оконченный роман об этой истории, об истории её лечения и её мужества. Так вот, при всём уважении к ней (многие кей сочувствуют и желают выздоровления) мне кажется это может волновать читателя только их уважения к больному человеку благодаря своей воспитанности. Ведь и так у каждого в личной жизни были встречи с тяжёлыми моментами. И, если это проза автобиографичная, она не ложна содержать малейших искажений действительности. Поэтому, я считаю даже давать автору советы со стороны как ему следует писать историю её автобиографии не совсем корректно. Если решили писать - пишите как подсказывает сердце и совесть. С уважением |
| Ян, спасибо за внимание. "Ведь и так у каждого в личной жизни были встречи с тяжёлыми моментами". По-моему, не у всех, к счастью или к несчастью, были такие встречи. Да и само понятие "тяжёлые моменты" может сильно разниться: для одного это поругаться в очереди, а для другого - потерять в катастрофе родителей. Я вот как раз хотела поинтересоваться действительностью описываемых событий в автобиографичной прозе. Кто может знать, как там было у автора на самом деле? Я на Прозе.ру тоже читала автобиографическую повесть мужчины, так оторваться не могла: умно, захватывающе, с юмором, динамично. Прочитала и получила удовольствие. Но ни я и никто другой не поручится, что именно так и было. Верно? |
| Оля! О личном пишется из своей головы, в этом и есть ценность авторских воспоминаний. И советы коллег могут быть разными. Успех написанного Вами будет виден по откликам читателей и их количеству. Порой даже редактирование автобиографической прозы не допускается авторами. |
| Наконец-то дочитала - со временем совсем туго да и трудно читать с компа большие тексты. Встретились описки, чего не ожидала от Ольги, видимо, глаз совсем замылился. Сразу скажу, что на повесть не тянет, скорее, большой рассказ. Если подсократить, будет хороший рассказ о путешествии. Зачем так много о Феде? Лучше бы поподробнее об Александре. Еще не поняла фразу о женщине за дверью. Понравилось, что связано с походом. И не понравилось, что связано с любовью. Потому что повествование от автора. Если бы повествование велось от первого лица, доверия описываемые чувства вызвали бы больше. Метафоры в авторском тексте не всегда уместны, так же, как и непонятное цитирование стихов. Вообще лучше бы было начать с рубиновой свадьбы. Примерно так: начало, где мужчина в светлом костюме и стройная женщина в шляпке с вуалью в ресторане, праздничная суета. И тут какая-то вещь или кем-то сказанное слово наталкивают на воспоминания о знакомстве с мужем. И далее от первого лица. В заключение концовка про детей и внуков опять от автора. Это не мемуары - рассказ, написанный о жизненном эпизоде, возможно, главном в жизни автора. Вот именно этому эпизоду и уделить бы особое внимание, а не размениваться на Федю, который вообще не нужен, на девчонку с большой грудью (достаточно, что девчонка ночевала в палатке якобы влюбленного). Язык бы более живой, более эмоциональный, а этого как раз можно достичь, когда повествование от первого лица. Оля, может, попробуете сделать яркий рассказ - материал-то прекрасный! |
| Спасибо, Галина. Всегда у вас есть конструктивное предложение по улучшению. И сейчас хороший вариант посоветовали. Про женщину. Прекрасная женщина - это любовь, которая уже ждала буквально за дверью, а на следующий день станет верной и желанной спутницей. Благодарю за прочтение и внимание. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |