ТЕТРАДЬ 2. МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ, ПРОСТ Прием работ - с 6 марта по 12 марта. 2500 зн. с пробелами ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ Цель этапа: научиться работать со структурой миниатюры. Определить, КАКИМИ структурными средствами я, как автор, могу донести свою идею до читателя. Автор должен любыми структурными средствами организовать свой текст так, чтобы при передаче авторской мысли текст нес в себе: - пропорциональность, - самодостаточность, - неделимость, - законченность. Для этого автор может прибегнуть к различным структурным средствам: - трехактному сюжету (вступление, развитие действия, заключение), - косвенная или прямая речь, - противопоставления и неожиданные точки поворота мини-сюжета. Примечание. Миниатюра по своей структуре всегда пропорциональна, замкнута, завершена и самодостаточна. Ее нельзя продолжить, и она не является продолжением. Если ее вставить в обрамляющий текст, ее границы в нем не размоются, она в нем останется отдельным, вставным куском. Миниатюра неделима и неслиянна с окружением. Это означает, что она вполне может затронуть глобальную тему, достойную романа, но при этом она не превращается в урезанное произведение – отрывок, ограниченный каким-то отдельным моментом, она как бы сжимается, сохраняя пропорции. Характерным примером может служить и миниатюра «Синяя собака», которая в сжатом виде рассказывает о процессах зарождения и развития в человеческом сердце таких сложных чувств, как любовь, привязанность, сострадание, – на примере отношений бедняка и бродячей собаки. Эта миниатюра настолько символична, пропорциональна и закончена, что она легла в основу художественного фильма Дж. Пернаторе (с Филиппом Нуаре в главной роли), и это очень показательно. Пример. Тонино Гуэрра Распахнутые ворота Неизвестно, кто побудил больных стащить грязные простыни, белые халаты и фартуки и отправиться на ловлю бабочек. Они соорудили садок, натянув на металлический каркас сетку от комаров. Получилась легкая круглая клетка, где ползало в неволе, перебирая ножками по ячейкам сетки, бесчисленное множество чешуекрылых, слетавшихся из лишенного зелени города на цветущие лужайки и клумбы лечебницы для душевнобольных. В конце концов пациенты потребовали у главного врача направить в центр города монахиню-сиделку и освободить там всех бабочек. Так и было сделано. На площадь сбежалось много народу, и, когда монахиня распустила шнур, стягивавший сетку, в воздух взмыла целая туча бабочек. Уличное движение остановилось, потому что всех поразило это необыкновенное событие. А когда люди поняли его смысл, то открыли в знак солидарности ворота сумасшедшего дома, чтобы одарить его узников свободой и любовью. |