Новогодний конкурс. Проза для детей | 12+ В давние времена жила в одной деревушке женщина. Рано овдовела она, самой пришлось деток своих поднимать. Трудилась не покладая рук, пряжу пряла, да такую, что поискать! Тонкую да нежную. И было у нее три доченьки. С малых лет мать дочек к труду приучала, у каждой умение свое было – старшая полотна ткала, средняя кружева плела, а младшенькая вышивала. И вся их работа наотличку была – полотна тончайшие да легкие, кружева просто загляденье, а на вышивках цветы да птицы, словно живые. А уж пели как за работой сестры! Вся деревня, дыханье затаив, слушала, птица лесная чирикать да свистеть переставала, заслушавшись. Далеко слава о сестрах разнеслась. А как в пору невестину вошли, стали сваты приезжать, да не какие-нибудь простые! А принцы да царевичи. Да только не складывались дела свадебные никак. Женихи, завидев невестушек, так бежать быстрее ветра бросались. А все дело в том было, что у ткачихи ступни от кросен растоптались, у кружевницы от плетения пальцы на руках были длинные и тонкие, а у вышивальщицы глаза стали, что твои тарелки. И все это от великого труда. Ступнями поножи на кроснах толкать надо. Длинными да тонкими пальцами и плелись кружева всем на диво. А вышивка тогда оживает, когда стежки малюсенькие, а их-то, попробуй-ка, разгляди. Как-то малоснежной зимой прокатились по деревне сани с бубенцами да у избы сестер остановились. Крикнул возница: - Эй, хозяйка, выходи! Накрывшись пуховой шалью, вышла мать к воротам, а дочки в оконце выставились, посмотреть. - Будьте здравы, гость дорогой, - поприветствовала женщина гостя, а сама дивится: тройка белых коней с серебристыми гривами в нарядные расписные сани запряжена, а в санях старик в красной шубе белым мехом отороченной, волосы и борода белехонькие на ветру развеваются, а бородища такая длинная, что на плечо вознице заброшена. Старик шапку с головы скинул, поклонился: - И тебе, хозяюшка, не хворать. Я Зимород, зимы хозяин. Меня к тебе дело важное привело. Поиграли ветры моим волшебным плащом, да изорвали, не могу теперь землю-матушку снегом укрыть. Прошу твоих дочерей взяться за починку. Женщина улыбнулась: - Доченьки мои рукодельницы-мастерицы смогут починить любую вещь. Давай свой плащ, я им отнесу. Старик тряхнул мохнатой головой: - Нет, хозяюшка, нельзя мой плащ в избе починять, растает. Твоим дочерям надо в мой дворец отправиться. А если они с работой справятся, обещаю их замуж выдать за моих сыновей. Сжалось сердце материнское от скорой разлуки, да что ж поделаешь, коли надобно так. Позвала мать дочерей, помогла им в сани сесть, достала из кармана платок, смахнула в него слезинки и дочкам отдала со словами: - Починяйте старику Зимороду его плащ волшебный, а если вдруг трудно придется, платочек мой вам поможет. Зимород гикнул, взмахнул кнутом, кони взвились, взметнув столб снега, и тройка пропала в снежной замети. Как во дворец прибыли, повел хозяин сестер в светлицу, где на большом ледяном столе лежал порванный плащ, голубыми искорками посверкивая. - Вот, девушки, вам работа, - Зимород хлопнул в ладоши и рядом с плащом на столе появился ларец, - а в этом ларце найдете все, что вам нужно будет для работы. Развернули сестры плащ. В самом центре огромная дырища, кружева по краям местами сильно порваны. - Зимород, мне мой станок ткацкий нужен, - обратилась к хозяину ткачиха, - чтобы такую прореху закрыть, надо соткать кусок полотна. - А мне для работы нужен валик с коклюшками, - проговорила кружевница, - видишь, вот тут и вот тут новые кружева плести надо. Молча кивнул Зимород и младшую сестру спрашивает: - А тебе что для работы надо? Вышивальщица осмотрела содержимое ларца и улыбнулась: - Здесь и пяльца есть, и нитки подходящие, так что вашими запасами справлюсь. Зимород стукнул о пол своим посохом, взмахнул широким рукавом своей шубы, и перед сестрами появились и кросна для ткачихи, и валик с коклюшками для кружевницы. - Я вас, мастерицы, с работой торопить не стану, - обратился к сестрам Зимород, - понимаю, тонкая работа не терпит торопливости, но попросить скорее починить плащ, попрошу. Стынет земелька без снежного одеяла. Поклонились сестры хозяину, а он еще раз посохом стукнул и пропал в снежном вихре. Ткачиха набрала ниток из ларца Зиморода, выбирая белые, серебристые да нежно-голубые натянула их на кросна. Белые на основу, серебристые да голубенькие на уток и начала работать. Понож стучит-постукивает, уток справа-налево ныряет, ткется полотно. Кружевница валик свой на подставку положила, белоснежные нитки из ларца достала, к ним добавила иголочки ледяные и стала кружево плести. Коклюшки стучат, словно песенку поют, в руках мастерицы мелькают. Иголочки, словно живые, с места на место переставляются, плетется кружево. А сестры поют, песней работе помогают. Вышивальщица стала внимательно рассматривать узор на целой части плаща, нежными пальцами их ощупывать, чтобы лучше узор понять и запомнить. Потом села рядом с ларцом и давай нитки перебирать-выбирать, да не просто белые, а разные, и синие, и красные, и жёлтые, и зеленые, чтобы разным цветом переливался узор. Потом осмотрела коробочку с иголками для вышивания, а там сплошь все они ледяные. Выбрала вышивальщица самые тоненькие, чтобы иглами не повредить полотно. Сколько времени прошло, не скажу, но только замедлилась работа и у ткачихи, и у кружевницы. Совсем не могут руками шевелить. Нитки-то у Зиморода не простые, снежные да ледяные. Достала вышивальщица из кармана материн платочек, сначала ткачихе им руки обернула-согрела, потом кружевнице. Помогло материнское тепло сестрам. Скоро и полотно было готово, взялась за работу вышивальщица. Мелькает иголочка по ткани, за ней ниточки разноцветные тянутся, в узор укладываются. Готовую заплатку вышивальщица так к плащу приладила, что и не заметно было, где дыра виделась. К тому времени и у кружевницы работа готова была, вышивальщица кружева новые на место порванных пришила. Только последний стежок девушка сделала, как засверкал плащ, каждая ниточка зазвучала музыкой волшебной. Видно музыку эту услышав, появился в снежном вихре Зимород. Подхватил плащ, стал его вертеть в руках, рассматривать. И так повернет, и этак, и на свет посмотрит, и к себе примерит. Заулыбался и говорит: - Вот порадовали старика, рукодельницы-мастерицы. Чудна ваша работа, к плащу его свойства волшебные вернулись. Дайте-ка я вас расцелую, девушки. И в обе щеки каждую расцеловал. Смотрят сестры друг на дружку и глазам своим не верят. У ткачихи ноги нормальной величины стали, а у кружевницы пальцы. Вышивальщица лицо своё ощупывает, а глаза-то размером уже не как тарелки, а как у всех остальных людей. От счастья сестрички чуть не плачут. - Погодите, девушки плакать. То, что получили вы, лишь малая награда, - улыбается, на них глядя Зимород, и зовет, - сыновья мои, пойдите сюда, я невест вам нашел. В светлицу вошли три богатыря, собой красавцы, в одеждах нарядных. Отличка у каждого брата от другого - бороды разные. У старшего борода чуть поменьше отцовой, окладистая, пушистая. У среднего, помене, так, по лицу только, а младший совсем безбородый. - Вот, девушки, ваши мужья будущие, для тебя ткачиха мой старший, Буран, славные снежные полотна вы с ним ткать станете. Для кружевницы – средний сын Иней, он поможет красивыми кружевами ветви деревьев да кустов украшать. А для вышивальщицы – мой младший Морозко. Будете с ним своей вышивкой окна в домах украшать. Свадебки в самый канун Нового года сыграем! Поклонились Зимороду в пояс и девушки, и сыновья, и, взявшись за руки, покинули светлицу. Хозяин, накинул на плечи волшебный плащ, посохом ударил, вихрь снежный поднял и пропал. А над землею в тот же час снегопад начался. Снег сыпал и сыпал, укрывая уставшую от холода землю теплым одеялом. В новогоднюю ночь гуляла в доме вдовы громкая свадьба. Вся деревня дивилась, какие у мастериц женихи ладные да красивые. С тех пор сестры и дети их потом с весны до осени в доме матушки жили, а зимой мужьям помогали зиму украшать. ********* Кросна – домашний ткацкий станок Поножи – педали ткацкого станка, с помощью которых механизм приводился в действие Коклюшки – палочки для плетения кружев |
| Здесь автор выступил в роли сказителя (сказительницы), стиль этот выдержан от начала до конца. Повествование плавное, и сразу скажу, что сказка будет интересна и детям младше двенадцати лет. Может быть, им она даже больше подходит, как мне кажется, потому что можно и вслух прочитать ребёнку, а этот текст именно на слух звучит красиво, напевно. История – вариация на традиционный сюжет: умницы-умелицы по счастливому случаю становятся ещё и красавицами и выходят удачно замуж за добрых молодцев. Появился здесь новый персонаж – Зимород. Имеет право на существование. Только как он в детских головах будет состыковываться с Дедом Морозом? Он не смог наслать снег на стылую землю, а куда же в этом случае смотрит Дед Мороз?)) И познавательность есть в сказке: коклюшки, поножи и т.д. Но очень мало про Новый год, в самом конце, а стоило бы речь о нём начать раньше, как мне кажется. Уместно было бы вот здесь, например: «Я Зимород, зимы хозяин. Меня к тебе дело важное привело. Поиграли ветры моим волшебным плащом, да изорвали, не могу теперь землю-матушку снегом укрыть.» Тут можно вставить, что землю укрыть снегом обязательно нужно к Новому году, и девушки старались бы не просто для Зиморода, а – имея цель, Новый год. Это на мой взгляд. Мне очень понравилось название, красивое, необычное. Кое-где есть недочёты со знаками препинания. И ещё, я думаю, что «глаза-тарелки» звучат не убедительно. Когда нам нужно рассмотреть что-то очень мелкое, мы ведь не вытаращиваем глаза, а наоборот, непроизвольно сужаем поле зрения. Поэтому я думаю, что у вышивальщицы дефект должен был бы проявляться в сощуренности. Желаю автору хорошего Нового года! Судья Наталия Букан. |
| Весьма неплохо. Действительно, благодаря напевности хочется вслух читать. Так мы и поступили с восьмилетней дочкой – я прочла, а она с интересом выслушала, и обе остались довольны. Так что 12+ отменяется. ) Впрочем, определение возраста аудитории всегда условно. Итак, героини терпеливо и самоотверженно поработали, благодаря чему зло (уродство) оказалось повержено, щедрая награда заслужена и получена, а лучшие традиции жанра, т.о., соблюдены. Есть в сказке моменты замечательные. И про мамины спасительные слезки, и про волшебную музыку, зазвучавшую с последним стежком. А как трудились сестрицы! Удивительно, такие сложные по своей сути действия описаны просто, емко, да еще мелодично. Помимо уникальной познавательной части не могу не отметить еще одну важную составляющую сказки: вполне убедительными вышли положительные примеры (усердие, доброта, скромность), что для детской литературы важно. Смутило слово «наотличку». Выяснила, что был такой устаревший вариант в значении «очень хорошо, отлично», но раздельно писался – на отличку. «Женихи, завидев невестушек, так бежать быстрее ветра бросались». - Мне кажется, «так» здесь непростительно лишнее. «У ткачихи ноги нормальной величины стали» - эта фраза расстроила. Да и весь абзац слабый в лексическом смысле. Запятые не везде на своем месте. Хоть это почти не влияет на общую оценку, но спотыкает, тем не менее. В целом же работа порадовала. Судья Е.Валиева |
| Сказка подкупает, прежде всего, необычными героями: Зимород и его сыновья, вдова и её дочки - рукодельницы. Первые – представители волшебной Зимней стихии, вторые – простые люди. Интересна судьба девушек. Благодаря своему трудолюбию и мастерству стали они, наряду со своими мужьями, полноправными хозяюшками зимы. И снежные покрывала, и искрящиеся кружева на деревьях, и морозная вышивка на окнах – всё это теперь и их рук дело. Мне в этом союзе увиделся даже скрытый смысл того, что человек должен всячески помогать природе. Неспешная, размеренная мелодичность текста создаёт особый эмоциональный фон. Все герои положительные, нет ни конфликта, ни противостояния, проблема решается сообща и всем на благо – Зимородов плащ отреставрирован, земля укрыта снежным одеялом, а в новогоднюю ночь ещё и три свадьбы сыграли! Думаю, что опасения по поводу неопределённой роли Деда Мороза напрасны. Его предназначение – вести переписку с детьми, дарить им новогодние подарки, проводить утренники и Новогодние Ёлки. Сказка понравилась! Судья Виктория Лукина |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |