Гостиная № 3 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Пастернак - Гамлет Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946 Дмитрий Кастрель: Не восхищаться этим стихотворением невозможно. Чем и занимаюсь с момента прочтения (а это многие годы). Гамлет - величайшая, сложнейшая роль в мировом репертуаре. Пастернак дал минимальный по количеству слов, но фантастический по исчерпывающей полноте режиссёрский расклад на эту роль. Та самая конгениальность поэтов. Но... Я слукавил, употребив слово "минимальный". Всю третью строфу вижу излишеством. Очень трудно мне, Диме Кастрелю, говорить такое Борису Леонидовичу Пастернаку, а вот говорю. Давайте, мысленно уберём эту третью. Никаких потерь. Как?! Почему?! Великолепная строфа! А потому, что в ней разъяснение уже сказанного "моления о чаше". Или совершенно неуместная здесь вставка, допустим, о полезности и чести Поэта в социалистическом обществе. Выпадение в обоих случаях. И - главное - четвёртая строфа примыкает ко второй без зазора. Сказалась ли редакция Любимова(?) в исполнении Высоцкого на моём мнении? Да, сказалась. Сначала постоянно отмечал пропуск этой строфы. Потом специально полдня думал. И принял, обосновал. Нюансы обоснования добавлю, если возникнет обсуждение. Чтобы не повторяться. Впрочем, своего недоумия не исключаю никогда... Немежикова Ольга. Предлагаю ко вторнику, 2 декабря, всем желающим разместить свои размышления постом. |
| Дмитрию Шорскину Уважаемый Дмитрий! Не буду полемизировать - не сильна ни в политике, ни в истории... Но "Доктор Живаго" - это, на мой взгляд, одно их величайших произведений литературы всей мировой истории... С моей колокольни - безоговорочно. Хотя политика Нобелевских премий (литературные имею ввиду) уж очень, мягко говоря, странноватая... Что там делает тот же Сартр?.. В то время как "не удостоились" такие недостижимые титаны литературы как Набоков, Цветаева... Но "Доктор Живаго" - это уровень не детский, не политиканский, это - вечное. А писатель, по определению, лишь ради того и творит, вершина его - явить нам, читателям, ВЕЧНОЕ! А не спекуляции, хоть личные, хоть геополитические. В своем творчестве он о себе, как об обособленной личности, да еще в общем процессе, вообще думать не должен. Все культурные слои должны быть сняты до самой человеческой природы и ее крайностей. Без "хорошо и плохо". А Пастернаку это удалось как автору. Он показал именно человека. И в "Гамлете" тоже. С уважением, Ольга. |
| Показывать можно по разному. Помимо того, что писатель обязан явить вечное, он является простым человеком, и должен несомненно нести ответственность за свои слова и действия, как гражданин. Помните, "поэт и гражданин" у Некрасова!!! Как автор Пастернак написал хорошее, гениальное произведение, как гражданин - достоин порицания (если не проклятия). Что и было сделано. Вот я к чему. Поэтому не нужно ЖАЛЕТЬ Пастернака... ЦРУ его уже пожалело... Как недавно сказал А. Вассерман про наших соседей из Европы: "Сначала нагадить на порог соседа, а потом искренне негодовать: "Что же нас сосед в гости не пускает и чаем не угощает?!" (цитата вольная). А Пастернак нагадил. Талант Бориса Леонидовича позволял, конечно, написать гениальное произведение, а вот уже внутренне его устройство должно было наполнить содержимое. И оно наполнило. И показало его сущность. Ольга, я всего лишь объяснил почему ненавижу Пастернака, "Доктора Живаго" и прочую "страдающую" (то есть бесящуюся с жиру) интеллигенцию. Я не оспариваю гениальности литературных работ БЛП. Ни в коем разе. И, естественно, со мной можно не соглашаться. Но вот вопрос (задайте его себе и всем): все ли гениальные произхведения публикуются и раскручиваются на деньги ЦРУ? Светоч американской и русской литературы Набоков как-то обошелся без оскорблений в адрес своей малой Родины (говорю так, потому что, хоть и по рождению Набоков русский, но все же он - американец). И остался без Нобелевской премии. Писатель, который был признан и печатался во всем мире такими тиражами, что Пастернаку и во сне не снилось. Свободно говорящий (и мыслящий) на русском, английском, французском, давший миру перевод "Евгения Онегина" Пушкина и "Героя нашего времени" Лермонтова, а так же "Слово о полку Игореве".... Не видать Нобеля ни Пастернаку, ни Солженицину, если бы ни их хамство ("правдорубие") по отношению к Россию. Писатель должен любить свою страну. А не разрушать ее. Так считаю я. Опять же можете с этим не соглашаться. Набоков не пошел на сделку с совестью. Давайте закончим? У нас все же литературный Портал... Если интересно подискутировать - пишите в "личку"... :) |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |