Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала!
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Рецензии на стихотворения Наталии ЛуневойОтветить
    Объявление!
               Зал Поэзии АК приглашает молодых и опытных авторов принять участие в работе АК. Более подробно о работе Клуба можно узнать в информационном блоке Английского Клуба, расположенного с правой стороны главной страницы портала. Письма о желании принять участие в работе АК отправлять на ящик akpoezia@rambler.ru Председателю Зала Поэзии Евгению Агуфу.
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-----------­
   
   Очередность подачи стихотворений для рецензирования:
   
   1. Елена Долгих
   2. Ольга Немежикова
   3. Евгений Агуф
   4. Игорь Колесников
   5. Дмитрий Кастрель
   6. Николай Риф
   7. Елена Черных
   8. Елена Бородина
   9. Наталия Лунева
   Огромная просьба авторов присылать рецензии, по возможности, во вкладках.
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-----------­
   Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, что членов Английского Клуба ждут в проекте «Английская дуэль»! (панелька справа) Сегодня — последний день дуэли Джона Маверика и Александра Паршина. Стартовала дуэль нашего Игоря Колесникова и Николая Виноградова. Произведения маленькие: чтение, небольшой отклик и голосование не займут много времени.
   
         --------------­---­---­­­----------­----­----­-­-­------­-----­-----­--­--­--­------­------­---­--­-­-----­------­­­­­­
            
         Рецензируемые стихотворения – автор Наталия Лунева (цикл)
   
   
   Комната для надорванной струнки души
   ....................­............Душа­ хотела б быть звездой...
   ....................­....................­............Ф.И.­ Тютчев
    
   1.
   Как подняться до поднебесья?
   До поднебесья. До под…
   Допотопность избегая,
   создаешь очередной ком.
   Выступает второй пот.
   Из этого получается
   как всегда компот,
   который не поднимется до под…
    
   2.
   Как найти надорванную струнку души?
   Надорванную струнку. Над…
   Неужели опять – очередной ком?
   Кто-то мешает мне написать мое имя: Нат…
   Несомненно, за находчивость мне выдадут
   несколько новых ком-нат,
   которые расширят
   мое творческое пространство над…
   Над моей головой.
   И я узнаю, что над моей головой
   кто-то держит лом.
   Над моей головой. Над…
    
   3.
   Квадратная земля вокруг,
   Над головою неба круг
   как нимб.
   Под ним:
    
   листья летят –
   листонад;
   снежинки кружат –
   снегонад;
   падает град –
   дожденад;
   сгорает метеорный дождь –
   звездонад.
    
   А я не только под, но и над.
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------­
   
   Евгений Агуф
   
   
     «Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения» (http://www.stihi.ru/2011/06/22/6354)
   «В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмиче­ский принцип.­ Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм» (https://ru.wikipedia.org/wiki/F2F5F1EEE5E8%E5)
   Я привёл эти две цитаты, чтобы подчеркнуть значимость ритмической составляющей стихов, которую, к сожалению, частенько пытаются подмять под своеобразие.
   Мало того, что автор, увлекшись словесной эквилибристикой, почти лишает стихи смысловой составляющей, которая, в конце концов, подчиняется той же игре в слова, словоконстукциям и неологизмам, так он ещё лишает своё произведение основных признаков стихосложения – ритма, повторяемости, размера. Рифмы расположены бессистемно. Если считать рифмами «вокруг-круг» или «летят-кружат», «ком-нат – над» и «дождь-град», тогда меня можно считать балериной Большого театра.
   Эпиграф никак не связан с произведением, а если и связан, то только нитью, известной одному автору.
   Я понимаю, что автор пытается быть Кандинским в поэзии, но лично у меня это не вызывает эмоций, похожих на те, что возникают от картин Кандинского. Если уж идти по пути этой аналогии, то подобные произведения, как в живописи, так и в литературе, вызывают ощущение, что мне пытаются череп вывернуть шляпой внутрь, мозгом наружу; что автор пытается показать мне, насколько глубоки у него проблемы с восприятием окружающей действительности.
   Ну, не люблю я экспериментов на мозге, тем более моём.
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------­-
   
   Елена Бородина
   
   И снова - нестандартное стихотворение. Игра словами легкая и непринужденная. Мне всегда нравилось выискивать новый смысл привычных слов. "По машинам - Помаши нам" Похоже на "Алису в стране чудес" Кэрролла - кстати, люблю эту сказку до сих пор)
   Стихотворение понравилось. Недоговоренность, рассеянность, ажурность. Автор владеет словом, это видно)
   Понравилось и то, что это - цикл. Гармонично получилось. "А я не только под, но и над." - трогательно, по-женски. Я бы еще добавила (с учетом индивидуальных аллюзий) - "и между")
   Вопросов немного.
   "Над головою неба круг
   как нимб.
   Под ним..." - не слишком... категорично? "По-над ним"? Тогда и следующие строчки легче воспринимаются: снегонад, листонад, звездонад.
   А вообще - здорово!
   Спасибо, Наталия)
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­
   
   
   Дмитрий Кастрель
   
   У меня старые счёты со словом "поднебесье": я его не люблю. Удивительная смысловая раскоряка. В моём понимании, поднебесье - это поверхность суши или воды. Вот есть Поднебесная - всё правильно: китайская империя, раскинувшаяся ПОД небом. Но сплошь и рядом в поднебесье ВЗЛЕТАЮТ. Это примерно как выныривать в ПОДводность. По-моему, в поднебесье можно подняться разве что из шахты. Короче, "поднебесье" и "надмирность" отнюдь не синонимы.
   Но ещё раньше меня напрягло манерное заглавие. Сразу стало ясно, что автор расскажет о своей необычности. Что и случилось.
   Игра приставками и корнями мне показалась довольно неловкой, какой-то детской. Предъявлены ком(очередной!) и пот(второй?). Ладно бы сделать их элементами рассуждения или чувства. Но свелось к ребячеству: компот. Затея дублируется: "ком-нат". После лома я уже ожидал лом-бард, но - об-лом.
   Наталия, будучи уже как-то знакомым с вами, я ждал яркой "закладки" в финале.
   И продолжаю ждать.
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­
   
   Елена Долгих
   
   Стихи явно экспериментальные. Автор решил поиграть смыслом слов.
   Пишу, что вижу.
   Не могу понять для чего повторы «Как подняться до поднебесья? До поднебесья.» и «Как найти надорванную струнку души? Надорванную струнку.» Я не вижу здесь усиления или нагнетания, тогда – для чего?
   Меня здесь спотыкает «ДО поднебесья», по-моему предлог «В» более подходит…Ну, это ладно, у каждого своё понимание.
   По смыслу. В принципе, интересно)) Создание слов с новым смыслом всегда интересно.
   Но…наверно, я не буду стремиться читать такие стихи…не моё, в каждом словозаплетании должен быть определённый смысл, а он у всех разный. Мне больше нравится эксперименты с ритмом, рифмами.
   Удачи Автору!
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­----------------­
   
   Игорь Колесников
   
   Наталья – странный автор. Я только что перечитал свои рецензии на её прошлые стихи. Тогда я практически ничего не понял, к стыду своему. Вооружённый вновь приобретёнными тогда знаниями, я попытался применить мозг на этот раз. Ничего не вышло… Смысл, сокрытый в этих необычных строчках, ускользал.
   Тогда я плюнул и начал просто читать. Один раз, другой, третий… Чёрт! Должно же оно что-то значить! Если автор пишет, если старательно расставляет эти нелепые слова по своим корявым местам, значит, существует какой-то умысел. Только вот, какой?
   Увы, это оказалось выше моего понимания. Я силился. Честно! Но, всё больше сникал головой.
   Нет, в прошлый раз стихи хоть казались стихами. Сейчас – нет. Мой личный критерий стихотворения за последнее время существенно расширился. Но одно свойство осталось незыблемым. Стих должен читаться. Надеюсь, вы понимаете, что это значит. Рифма, размер и т.д. – всё это важно, но не приоритетно. Тем не менее, что-то же должно отличать стихи от прозы? Так вот, стих должен читаться. А эти строчки Натальи никак не соответствуют моему критерию. Это похоже на дайджест мимолётных мыслей. Сполохи сознания. Неясные озарения. Иногда что-то подобное блуждает в голове, в то время, пока руки или ноги заняты монотонной работой. Возможно, в этом сокрыта некая фабула. Только нужно время и усилие, чтобы её раскрыть. А чаще всё это выеденного яйца не стоит.
   В любом случае, даже если человека, поэта, автора посещает божественное вдохновение, нужно очень много усилий, чтобы облечь всё это в удобоваримую форму, сделать понятным не только себе, но и читателю, придать красивый и законченный вид. Такое ощущение, что Наталья ни капли не потрудилась это сделать. Возможно, это понятно ей. Не исключено, что ещё нескольким людям. И что? Всё? Тогда это элитарное искусство, выставлять которое на суд широкой общественности, по меньшей мере, неразумно. А если честно, то я больше склоняюсь к мысли, что вижу перед собой элементарное неуважение к читателю. Автор считает необходимым выплеснуть на бумагу свою непознанную зашифрованную душу, но не считает достаточным дать хоть какой-то ключ к этому шифру. Так нечестно! При желании, можно постичь что угодно. Один человек даже смог расшифровать письменность майя, но потратил он на это всю жизнь. У меня нет лишней жизни для стихов Натальи. Извините…
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------­--
   Елена Черных
   
   У Наташи, как я уже заметила, своеобразная манера писать стихи. Она играет словами, частями слов, пытаясь задать им разнообразный смысл. Немного напоминает детство, что, в принципе, неплохо. В этой игре есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что это оригинально и забавно. Минусы, наверно, в том, что много повторов, которые в какой-то момент уже «замыливают» глаз (как говорил Шарапов). Всегда хорошо немного «недоесть», чем «переесть».  Ну, и потом, это достаточно сложный способ для выражения своих мыслей, т.к. имеет определенные ограничения. Но Наташа, как я понимаю, всё равно пытается это делать, пробуя слова «на вкус» :)
   По 1 части.
   «ДопотопностИ избегая» - так правильнее. Не очень поняла, почему надо избегать допотопности? Видимо, это слово подходит к данной игре.
   Слово «компот» меня смутило : оно слишком бытовое для «поднебесья», поэтому принижает смысл всего вышесказанного. И в данной концепции напрашивается на пародию, т.к. компот пытается до чего-то подняться. В общем, над этим словом надо бы ещё подумать.
    
   По 2 части.
   Здесь небольшой сумбур. Найти надорванную струнку, на мой взгляд, как раз несложно. Сложнее её «починить». Но у автора своя задумка. Тогда непонятно, за какую находчивость должны дать «несколько новых комнат»?
   Но вот идея как-то обыграть своё имя Наталья, Натал, Нат, над и т.д. – интересна. Я бы её подумала. :)
   Про творческое пространство и лом – уже больше понравилось. Это достаточно образно и в данной игре слов заняли свои места и норки.
   По 3 части.
   Эта часть наиболее интересна, в ней есть уже что-то заманчивое. И «листонад», и «снегонад» запоминаются. Правда, если «падает град», то тогда вряд ли «дожденад»?
   Совет один: за игрой слов не забывать о смысле. А смысл может быть достаточно глубоким даже при таком экспериментальном сочинении :)
   
   --------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­--------------------­-------------------­--------
   Немежикова Ольга
   
   Стены косности сочтены
   До меня.
   М. Цветаева. Попытка комнаты.
   
   И хотя эпиграфом к циклу стихотворений Натальи Луневой «Комната для надорванной струнки души» стоит строчка Душа хотела б быть звездой... Ф.И. Тютчев, прочитав стихотворение, вспомнилась, однако, Цветаева.
   Сентиментальное стихотворение Тютчева повествует о том, какой звездой хотела б быть душа – желание желания. В то время как Цветаева страстью творческого полета в полотне поэмы создает комнату, в которой возможна встреча, а, создав, разрушает, поскольку для встречи душ не нужна никакая комната. Как Шива, пробуждающий мир своим танцем, и танцем же его разрушающий. И цикл божества бесконечен, как и истина, существующая вне ее обретения. Она есть и есть.
   Стихотворения Наталии (с удовольствием ознакомилась с ее творчеством на страничке ЧХА) обречены, безусловно, на глубоко индивидуальную интерпретацию. Но что их всех роднит, так это жизнь, бьющаяся в строчках, вырастающая из них, живущая особым звучанием, так непохожим на монотонное брюзжание безликой повседневности.
   Цикл написан в тонической системе, приближается к верлибру, с чередованием в графике разной длины строк, что позволяет выделять яркие эмоциональные ударения и паузы. Для усиления художественной выразительности активно используются многочисленные риторические приемы. Цикл состоит из трех частей, посвящен мукам творчества, буквально — бредовым, но они чего-то да стоят!
   
   Первая часть цикла – тема поднебесья. Открывает цикл риторический вопрос:
   
   1.
   Как подняться до поднебесья?
   
   В восьми строках первой части ЛГ подбирается к поднебесью с той и с этой стороны, Допотопность избегая – перекличка с цветаевскими строчками. Все, что угодно, лишь бы не допотопность-косност­ь!­
   
   До поднебесья. До под…
   Допотопность избегая,
   создаешь очередной ком.
   
   Подхватывается игра слов (апокопа): до подкомпоткомпотдо под... на которой строится единая рифма первой части. Метафора творческих поисков – очередной ком – встречается с наглядно-физическими­ мучениями:
   
   Выступает второй пот.
   Из этого получается
   как всегда компот,
   
   Ком и пот, создали компот – метафора неоднородности текста,
   
   который не поднимется до под…
   
   Первая попытка, отраженная в первой части, не удалась... Вторая часть цикла содержательно уже более конкретизирована. Смысл не в том, чтобы улететь в поднебесье, а в том, чтобы понять музыку сфер...
   И вдруг вновь риторическим вопросом (строфико-синтаксиче­ская­ анафора) раздается душераздирающий звук надорванной струны:
   
   2.
   Как найти надорванную струнку души?
   Надорванную струнку. Над…
   Неужели опять – очередной ком?
   Кто-то мешает мне написать мое имя: Нат…
   
   Имя... Нет стиха – нет имени... Так, и не иначе – вопрос смысла жизни для Поэта. Чтобы создать стихотворение – новый мир, надо найти надорванную струнку души, которая «над». «Над» чем, мы пока еще не знаем.
   
   Несомненно, за находчивость мне выдадут
   несколько новых ком-нат,
   
   «Ком» мук творчества и «нат» – пока не написанное имя – уже успели соединиться, вновь демонстрируется стремительный синтез неясных, но таких настойчивых, морфем, соединиться в «ком-нат»ы,
   
   которые расширят
   мое творческое пространство над…
   Над моей головой.
   
   Всегда восхитительный анадиплосис («над... Над») создает встречу читателя с частью физического тела Поэта – головой – безусловно, вместилищем этого нечеловеческого движения мыслей. Комната – метафора формы, в которой звучит струна - содержание, которое Поэту предстоит понять и записать.
   
   И я узнаю, что над моей головой
   кто-то держит лом.
   Над моей головой. Над…
   
   Дамоклов меч (лат.Damoclis gladius)— по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н.э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели (Википедия)
   Мастерской аллюзией заканчиваются иллюзии. И вступает в свои права третья часть цикла, открывающаяся квадратурой круга.
   
   Квадрату́ра кру́га— задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Наряду с трисекцией угла и удвоением куба, является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки (Википедия).
   
   3.
   Квадратная земля вокруг,
   Над головою неба круг
   как нимб.
   Под ним:
   
   листья летят –
   листонад;
   снежинки кружат –
   снегонад;
   падает град –
   дожденад;
   сгорает метеорный дождь –
   звездонад.
   
   И пусть задача квадратуры круга неразрешима подручными инструментами, но Поэт, поскольку (приемом монтажа!) создан мир – комната, написано имя, ее решает!!! Решение, отделенное графически внутри третьей части, выраженное амплификацией состояния среды между небом и землей: листья летят, снежинки кружат, падает град, сгорает метеорный дождь, а также авторскими неологизмами: листонад, снегонад, дожденад, звездонад и есть стихотворение! А понимать его или не понимать, принимать или не принимать – время скажет свое слово. Но никто уже сегодня не запрещает восхищаться дерзостью и мастерством Поэта!
   
   А я не только под, но и над.
   
    Аплодисменты!!!

 1   2   3   4   5 

Наталия Лунева[22.08.2014 20:35:58]
   Дорогие друзья! Спасибо большое за рецензии!
   
   Сейчас буду потихоньку отвечать...
Наталия Лунева[22.08.2014 20:57:20]
   Евгению Агуфу
   
   Спасибо, Евгений за Ваш экскурс о ритме. Безусловно, это очень полезно.
   
   "Мало того, что автор, увлекшись словесной эквилибристикой, почти лишает стихи смысловой составляющей, которая, в конце концов, подчиняется той же игре в слова, словоконстукциям и неологизмам, так он ещё лишает своё произведение основных признаков стихосложения – ритма, повторяемости, размера."
   Вы считаете, что в моем произведении отсутствует ритм??? Как такое может быть?
   
    "Эпиграф никак не связан с произведением, а если и связан, то только нитью, известной одному автору."
   Ну, не знаю... Мне казалось, что понятно. Ведь душа поэта хотела б быть звездой и светить "светлей в эфире чистом и незримом"?
Евгений Агуф[24.08.2014 15:36:27]
   Наталия, ритм - это то, что легко показать на схемах.
   Покажите мне ритм, который Вы вложили в этот "триптих".
   Я его не нашёл.
Наталия Лунева[24.08.2014 16:26:00]
   Евгений, как Вас понимать?
   Вы хотите сказать, что при чтении моего произведения, может быть любой вариант?
   Как пОднятьсЯ до поднебЕсья?
   До пОднебЕсья. ДО под…
   или
   КАк поднятьсЯ до поднЕбесья?
   ДО поднЕбесья. До пОд…
   или
   Как поднЯться до пОднебесьЯ?
   До поднЕбесья. ДО под…
   и т.д.
   ???
   
   Схема? Можно и схему:
   --/----/- Как подняться до поднебесья?
   ---/--/ До поднебесья. До под…
   --/----/- Допотопность не допуская, (исправила)
   --/--// создаешь очередной ком
   и т.д.
Евгений Агуф[24.08.2014 16:41:14]
   Наталия, если Вас не затруднит, почитайте о ритме стихосложения.
   Ритм - это, прежде всего, повторяемость, в том числе и размера строк, и ударений в рифмующихся строках, и того и другого от строфы к строфе.
   То, что изобразили здесь Вы, доказывает только отсутствие какого-либо ритма.
   После исправлений первая строка ритмически повторяет третью, но не рифмуется с ней; вторая и четвёртая строки рифмуются, но совершенно разные ритмически. О строфах в рассматриваемых стихах, скорее всего, рассуждать излишне, их просто нет, а разделение на отдельные части не есть деление на строфы.
   
   Вы говорите, что можно читать как угодно?
   Во-первых, "как угодно" в стихах не бывает, есть определённые правила стихосложения, в которых двойные ударения, конечно же, нонсенс, если только это не эксперименты с "выносом мозга".
   Во-вторых, в русском языке тоже есть правила, по которым ударения тоже нельзя ставить куда захочется.
Наталия Лунева[24.08.2014 19:52:40]
   Понимаете, Евгений, если б мы рассматривали силлабо-тонический стих, то мы бы, конечно, говорили о ритме и метре, как о синонимах.
   Но в данном случае ТАКОЕ понимание ритма не подходит. Это все равно, что пытаться прочитать текст на английском, с помощью навыков чтения текстов на русском, и говорить: "Здесь нет слов. То, что Вы называете словами, просто набор букв".
   Если говорить о ритмической организации моего произведения, то в первых двух стихах прослеживается тоничность, а в третьем - ритм настолько выверен, что по-другому практически и быть не может.
   Вопрос к Вам, Евгений: Вы считаете, что у Пушкина в "Сказке о попе и работнике его Балде" отсутствует ритм?
Евгений Агуф[24.08.2014 20:39:21]
   У Пушкина в этой сказке используются разностопные строки с парной рифмовкой, когда рифмуются две соседние строки. Согласен, там ритм меняется, за счёт этой разностопности, но рифмование соседних строк даёт возможность на коротком участке выстроить интонации.
   Не хотите ли Вы, Наталия, сказать, что эти Ваши стихи написаны по тому же принципу?!
   
   Наталия, скорее всего Вы же знаете, КАКИЕ ТАКИЕ Вы пишете стихи, объясните, пожалуйста, к какому из видов они относятся. я встречал немало стихов, где нет чётких размеров, но там есть рифмовка, где-то нет рифм, но там есть чёткий размер. А Вы пытаетесь создать чистую тонику? Но тоника, скорее, как китайский язык, не свойственна для европейского восприятия. Тоника хороша, когда она укладывается в музыку; например, былинное пение.
   Так что же пишете Вы, как Вы считаете?
Наталия Лунева[24.08.2014 20:49:14]
   Нет, Евгений. Я хочу сказать, что мои стихи написаны по другому принципу, и пытаюсь понять, что для Вас есть "наличие ритма" и "отсутствие ритма". Но, конечно, не надеюсь обратить Вас в свою веру...
Евгений Агуф[24.08.2014 21:57:27]
   По какому другому,Наталия?
   Мои понятия о ритме и метре укладываются в те, что описаны "букварях", на которые я ссылался в рецензии. Почитайте "Разговоры о стихах" З.Г.Эткинда.
Наталия Лунева[24.08.2014 22:54:25]
   Так данное произведение вполне укладывается в правила: есть такое понятие, как верлибр, например.
Евгений Агуф[24.08.2014 23:42:00]
   Так ВЕРЛИБР и есть отказ от правил стихосложения. Он на стихи похож только формой записи, где каждая строка акцентирует на чём-то внимание читателя.
   Читали ли Вы, Наталия, произведение "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева? Поэма! Я бы даже сказал - ГИМН! Чтобы понять почему он назвал своё произведение поэмой, надо проникнуться философией того бывшего интеллигента, от лица которого идет повествование. Скажу честно, в Ваши переживания вникнуть не смог. Не поэма. Словоблудие это, по большому счёту - называть верлибр поэзией, хотя уже давно существуют апологеты другого мнения.
   Не зря я заговорил о художниках. Верлибр в поэзии - такая же крайность, как в изобразительном искусстве "Чёрный квадрат" Малевича. Все кричат: "Ах! Великолепно!" А на самом деле так может каждый. Да, он сделал это первый, поэтому несколько этих, как говорят, растиражированных самим автором (на самом-то деле это мог сделать даже смотритель), "Великих произведений искусства" висят в галереях мира. А Вам зачем это? До Вас это куда лучше сделали Блок и Лапгир. Будучи повторённым это уже не "Чёрный квадрат", а кусок холста, на котором геометрически правильный квадрат покрашен в чёрный цвет. Представители течения имажистов (имажинистов) частенько увлекались верлибром, как многие в то время отрицали многое (существование Бога, например) - им лишь бы что-нибудь поотрицать, этим бунтарям - но они хоть картинку вырисовывали, а Вы решили ещё и от картинки отказаться.
   Кругом одни первооткрыватели, но так мало поэзии!
   Чтобы писать верлибры, наподобие Блок, надо бы освоить умение писать силлабо-тонику, наподобие силлабо-тоники. Мастер - он мастер во всём, а не умеющий писать стихов пытается убедить всех, что он авангардист.
Блинов Андрей Вячеславович[25.08.2014 14:02:22]
   Не, не могу пройти мимо. Что за очередная ахинея?
   
   *
   "Так ВЕРЛИБР и есть отказ от правил стихосложения"
   
   Читайте внимательнее Википедию: "тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи".
   
   Отказ от некоторых "признаков стихотворной речи" (Вики) ни разу не означает отказа от "правил стихосложения" (Агуф) уже потому, что ни в каких правилах стихосложения не закреплено, что стихи обязательно должны иметь рифму, размер и т. п. И вообще, универсальных правил стихосложения не существует - для силлабо-тоники они одни, для хокку другие, для белого стиха третьи.
   
   И еще о любимом Вашем коньке, Евгений. Отсутствие четкой метрической системы (ровных столбиков то бишь, к которым Вы привыкли) в стихотворном тексте не означает, что там отсутствует ритм. Ритм есть даже в некоторых прозаических текстах, существует целый пласт текстов, занимающих пограничное состояние между стихами и прозой ("стихопроза" - погуглите), там тоже есть ритм.
   
   *
   "Верлибр в поэзии - такая же крайность, как в изобразительном искусстве "Чёрный квадрат" Малевича"
   
   С Вами не согласятся в первую очередь литературоведы Западной Европы, которые преимущественно верлибрами и занимаются начиная с середины 20 века)) Например: http://os.colta.ru/literature/events/details/35736/
   Напомню также, что в 2011 году Нобелевскую премию по литературе получил Тумас Транстремер. Тоже верлибром пишет.
   
   *
   "А Вам зачем это? До Вас это куда лучше сделали Блок и Лапгир"
   
   А зачем писать ровными столбиками, когда до Вас это куда лучше сделали Пушкин, Тютчев, Евтушенко и пр.?
   
   
   *
   "Словоблудие это, по большому счёту - называть верлибр поэзией, хотя уже давно существуют апологеты другого мнения"
   
   Без комментариев.
Евгений Агуф[25.08.2014 16:37:20]
   Те же самые штаны, только пуговка сзади.
   
   Главное, задать нужный тон общения - всё, что говорит Агуф, "ахинея".
   
   "Последовательный отказ от всех "вторичных признаков" стиховой речи это, конечно же, по утверждению Блинова, не является отказом от правил стихосложения, которых, в принципе, не существует.
   
   Я с самого начала сказал, что со мной не согласятся многие, но я высказывал своё отношение к верлибру, не отрицая его сути и существования.
   
   В Западной Европе даже белый стих исчерпал себя из-за строгости в последовательности членов предложения, поэтому там шире используется верлибр, свободный от силлабо-тоники. Русский язык даёт безграничные возможности для развития силлабо-тонического стихосложения, поэтому использование в нём верлибра во времена Блока было таким же крайним проявлением протеста и нигилизма, как и "Чёрный квадрат".
   Я говорю то, в чём уверен. Не нужно передёргивать мои утверждения.
   
   Это замечание Блинова - всего лишь очередная эквилибристика словоблудия, говорить то же самое, утверждая при этом, что ты "правее" - это и есть детский сад.
   
   Скучища.
Блинов Андрей Вячеславович[25.08.2014 22:26:35]
   Евгений, обзывание моих предметрых, доказательных комментариев флудом, троллингом или, как в этот раз, "эквилибристикой словоблудия" - это Ваш единственный аргумент в защиту собственной точки зрения на протяжении уже почти года.
   
   Получается, что, "не отрицая его сути и существования", Вы тем не менее не признаете верлибр стихотворной, поэтической формой ("Словоблудие это, по большому счёту - называть верлибр поэзией"). Остается непонятным при этом, чем занимались сотни поэтов на протяжении целого века? Неужели тоже словоблудием? За словоблудие Нобеля дают? Евгений, Ваше "отношение к верлибру" - позиция принципиального отрицания давно существующих, всеми принятых вещей? "Им лишь бы что-нибудь поотрицать, этим бунтарям" (Агуф)- так это о Вас?!
   
   *
   "Русский язык даёт безграничные возможности для развития силлабо-тонического стихосложения, поэтому использование в нём верлибра во времена Блока было таким же крайним проявлением протеста и нигилизма, как и "Чёрный квадрат"" (Агуф)
   
   Тем не менее: "Интересно, что считая верлибр «простейшей формой», именно к ней Гумилев обратился в стихотворении «Мои читатели», ставшем итоговом, почти последним стихотворением поэта, как будто отдав должное всем поэтическим формам начала 20 века, поэт завершил свои верификационные поиски именно свободным стихом" http://verlibr.blogspot.nl/2012/10/20.html
   
   Несмотря на то, что флективный русский язык гораздо лучше приспособлен к силлабо-тонике, чем, например, германские языки, он и для свободного стиха приспособлен не менее хорошо. Поэтому нет смысла отрицать и тем более бороться с явлениями мультикультурности. Если в России преобладают картошка, капуста и свекла, вы что, будете всю жизнь питаться одним борщом? Русский язык как языковая система перетерпел немереное количество внешних влияний и от большинства из них стал только богаче. Так и поэзия становится богаче благодаря многообразию форм самовыражения.
   
   Отсюда неверно: "использование в нём верлибра во времена Блока было таким же крайним проявлением протеста и нигилизма, как и "Чёрный квадрат"". Смею утверждать, что это был не протест. Известно, что поэты Серебряного века активно искали новые методы в творчестве - именно это и породило такое количество литературных школ и течений. Часть поэтов действительно настаивали на отрицании всяких правил (кубофутуристы, к примеру: "Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание" и т. д.). Вот это - крайность. А верлибр, истоки которого многие видят еше в старославянских текстах, - отнюдь не крайность и не чуждая (пусть и не основная для него) русскому языку субстанция.
   
   *
   "Я говорю то, в чём уверен" (Агуф)
   
   Ну и зря. Когда "уверенность" зиждется на незнании, на ханжестве или на попытке выпендриться за счет "все считают так, а я принципиально буду считать иначе" ("Я с самого начала сказал, что со мной не согласятся многие, но я высказывал своё отношение" (Агуф)), ничего в этом достойного нет. Это гордость моли, отрицающей существование мира за дверцами своего стенного шкафа.
Игорь Колесников[27.08.2014 19:53:56]
   Спасибо, Андрей Вячеславович, за столь познавательную ссылку. Благодаря ей я много узнал об относительно новом для меня слове "верлибр", которое я впервые услышал лишь около года назад благодаря нашему Клубу. Кругозор расширять надо, безусловно!
   Удивительный факт, оказывается, некоторые из уважаемых мной музыкантов писали верлибром! Вот так так! Я всегда думал, что это проза.
   Возможно, я рассмешу маститых критиков, но я не боюсь признаться в своём дилетантстве. И на мой дилетантский взгляд доводы г-на Блинова звучат весьма убедительно. Но мнение моё (дилетантское, само собой) совпадает со взглядами г-на Агуфа. Считаю, что отнесение верлибра к жанру стихотворения весьма условно. И доказать это можно, благодаря несложному тесту:
   А давайте напишем стихотворение в строчку! Странно... При этом оно не перестало быть стихотворением. А попробуем теперь верлибр. Ага! Верлибр превратился в прозу. Странную, немного корявую, но прозу.
   Можно провести и обратный эксперимент. Возьмём любую прозу и разобьём её на строчки произвольно. Нет... Вряд ли это верлибр.
   Тогда давайте разобьём
   не произвольно а как-то так
   с умыслом
   И чудесным образом
   из-под удивлённых пальцев
   совершенно неожиданно
   для меня
   появилось что-то подобное
   верлибру
Игорь Колесников[27.08.2014 19:59:05]
   Кстати, если бы Наталия поместила своё стихотворение в раздел "Верлибр", то отношение к нему было бы совершенно другим. Тогда мы бы судили верлибр, а не стихи.
Блинов Андрей Вячеславович[27.08.2014 22:54:50]
   Игорь, не за что.
   Хотите, я Вас еще больше удивлю?
   Известный филолог Б. В. Томашевский, а за ним и другой известный стиховед В. Е. Холшевников считали, что самым значительным отличием стихов от прозы является...
   Угадайте, что?
   Рифма?
   Размер?
   Ритм?
   
   Правильный ответ: дробление на "сопоставимые между собой единицы". То есть, грубо говоря, в столбик - стихи, в строку - проза.
   
   Поэтому Вы так легко и превратили верлибр в прозу и наоборот.
   
   Томашевский пишет: "Стих и проза - ...не две замкнуты системы... их границы размыты и переходные явления неизбежны. Если в классическую пору их было мало, то лишь потому, что классики тяготели к чистым типам литературных жанров..."
   
   Другое дело, что передача лирики, чувств и мыслей, внутреннего состояния хорошо получается в стихах. Проза предназначена для описания, рассказывания, повествования.
Евгений Агуф[27.08.2014 22:57:46]
   Игорь, я Вам больше скажу, на самом большом в мире поэтическом сайте СТИХИ.РУ, мало найдётся конкурсов, которые принимают верлибры, обычно для них объявляют отдельные конкурсы. Таким образом вполне представительные и достойные конкурсные площадки, как ВСМ, к примеру, не принимают верлибры ни под каким видом, об этом прописано в условиях приёма всех конкурсов.
   Это не значит, что кто-то будет ломать копья, доказывая являются они стихами или нет - нерифмованные стихи, белые стихи, вольные стихи, верлибры и проза в стихах в конкурс не принимаются. И всё.
   В продолжение этого, у одной из самых активных ведущих Алкоры (не могу сказать как у остальных), сбои ритма являются дисквалифицирующим фактором в судействе - такие стихи выбраковываются каждым из судей на этапе отбора в шорт-лист.
   Это не прихоть устроителей - это мера, которая гарантирует равные условия для всех участников.
   Вы правы, Игорь, если бы с самого начала было заявлено, что речь идёт о таких стихах, то и разговор мог пойти по-другому.
   Но стоит отметить, что многие стихи, в том числе те, о которых уже не единожды спорили, которым каких только эпитетов не присваивали, "вольный стих", "вольный ямб", являются теми же самыми стихами, которые к большинству конкурсов на СТИХИ.РУ не подпустили бы и близко, либо отбраковали, не указывая причин.
   В отличие от СТИХИ.РУ (действительно, что нам ровняться на Диму Шевчука с его Алкорой и огромным числом толковых теоретиков и практиков) в АК обсуждаются все стихи, поданные для рецензирования, при этом каждый пытается объяснить как он к этому относится и как он это понял, обходя тему стихосложения, отказывая себе в желании говорить о гармонии и напевности стихов.
   Если дальше всё будет продолжаться в том же ключе, то о ритмике и размерности стихов скоро можно будет и вовсе не поднимать тостов - Агуф "со своими ровненькими строчками" будет помалкивать, как зачумлённый, а с ним и большинство, которое пишет такими же ровненькими строчками с правильными выверенными ударениями и чётким размером.
   Зачем в разговоре о стихах во главу угла ставить содержание, помалкивая о стихотворчестве и стихостроительстве как таковом? Чем отличаются стихи от прозы? Об этом сказано столько, что воспевать стихи в прозе глупо. Так почему при разборе стихов в АК речь, в основном, идёт о содержании? Всё просто - как только кто-то начинает рассуждать о размерах, ударениях, ритме и метре, ему затыкают рот теоретики, объясняя, что "такие стихи тоже имеют право на жизнь".
   Имеют, и им в этом праве никто не отказывает, но это должна быть какая-то обособленная жизнь.
   Давайте наслаждаться красотой стихов, а не выискивать логику в шарадах и галиматье, которую пытаются выдать за стихи равные стихам Пушкина и Блока. Пушкин и Блок тоже писали разные стихи, но РАЗНЫЕ и однообразно бесформенные - это совсем не одно и то же.
   Я, как рядовой член гостиной №1 и как Председатель Зала поэзии, пытаюсь высказаться только о том, что нельзя сводить общение о стихах и стихотворчестве к обсуждению права на существование корявых стихов, которые как не назови, они корявенькими и остаются.
   
   Пусть тот, кто хочет со мной поспорить, выйдет со мной на дуэль, представив подобные стихи, а остальные члены АК решат, какие именно стихи "более поэтичны".
   Если я в этой дуэли окажусь побеждённым, я сниму с себя обязанности Председателя Зала поэзии, а Председатель Клуба назначит другого.
   Если же победит моя убеждённость, то ни одно нерифмованное стихотворение не будет допущено к конкурсам АК, о чём в условиях конкурса будет сделана соответствующая запись.
Блинов Андрей Вячеславович[27.08.2014 23:28:12]
   Слушайте, при чем здесь Алкора? При чем здесь Стихи.ру вообще? В каждом конкурсе на каждом сайте свои условия, есть конкурсы сонетов, есть конкурсы хокку, верлибров и т. п. "Это мера, которая гарантирует равные условия для всех участников" - нет, это мера, которая позволяет жюри судить стихи одной категории, и всё. Естественно, в одной номинации оценивать верлибр и классический стих сложно. Но обсуждения Английского Клуба - это, во-первых, не конкурс, а во-вторых, АК создан для обучения (как неоднократно заявлял г-н Агуф, ни разу не подтверждая свои слова действиями). И если уж мы собрались учиться, то мы должны принимать любую поэзию, будь то верлибр, рубайи или даже кубофутуризм. В каждой из стихотворных форм есть своя особенность, своя изюминка. В верлибре сильна метафоричность, образность. В классическом стихе - напевность и эстетичность. В рубаях мудрость, в хокку ассоциативность и так далее. И никакой "обособленной жизни" им не нужно, это не зоопарк. Любая поэзия востребована и красива, а классические стихи, на мой взгляд, только дискредитируются в АК "благодаря" узости мышления и предвзятости таких председателей, как г-н Агуф.
Блинов Андрей Вячеславович[27.08.2014 23:35:26]
   И вот еще что. Чтобы меня снова не обвиняли в нападках на "мнение" председателя, поясню на пальцах свою позицию.
   
   Есть хорошие стихи, есть плохие. Есть рифмованные, есть не рифмованные. Среди рифмованных есть хорошие, и среди нерифмованных есть хорошие. Так же и с плохими, они существуют во всех формах.
   
   НО говорить, что нерифмованные стихи плохие только потому, что они нерифмованные - НЕЛЬЗЯ. Это примерно то же, что и расизм (типа белые люди хорошие, а афроамериканцы нет).
   
   Понятно, надеюсь?))

 1   2   3   4   5 

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта