Гостиная № 1 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Стихотворение: “ Душа поэта” Автор: Валерий Рыбалкин. http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=314928 Рецензия Дмитрия Кастреля Писать о душе - вообще довольно кропотливо¬е занятие. А о душе ПОЭТА может написать только он сам. Написал. Читаем. Как больно ему, как сладко, Как хочется обнажить Всё то, отчего так гадко На свете бывает жить. Итак, поэту с душой больно, сладко и гадко. Поэтому и хочется её обнажить. Чтобы остальные бездушные знали, как бывает с этой самой душой. Он вывернет наизнанку, Всю душу сожжёт дотла, Которая, партизанка, Не пала, не умерла. То есть, поэт обращаться с душой умеет. А смысл? Ну, вывернул, сжёг, ни слова не добился. Так с тем же результатом можно было её вообще не трогать, глядишь, и при душе остался бы. А писать можно и из фантазии. И эта душа нагая, Что было уже не раз, В руках его заиграет, Как чистой воды алмаз. Теперь эта сожжённая душа (всё ещё нагая) берётся в умелые руки и превращает¬ся в алмаз... Валерий, я не знаю, в чём искажены ваши представле¬ния: то ли в понимании души как таковой, то ли в чувстве поэтическо¬го восприятия¬ мира, то ли в том, что есть стихи. Вы сидите и выдумывает¬е в рифму. Зачем? Кому? Рецензия Равиля Валеева Размер стиха – логаэды схемы: нечётные строки – 2 амфибрахия + хорей или амфибрахий + дактиль +хорей; чётные строки – ямб + амфибрахий + ямб или ямб + анапест + ямб. Если в 1,2,3,4,8 строфах размеры рифмующихся строк совпадают, то в 5,6,7,8 – нет. Ощущение, что автор не смог удержать ритм, пожертвовав им ради длины стиха. Схема рифмования – перекрёстная. Рифмы: нечётные строки – женская; чётные строки – мужская. Считаю слабыми рифмующиеся глаголы (обнажить – жить, плюнет – клюнет, разотрёт – умрёт, отдаём – умрём). Вообще автор в тексте три раза рифмует глагол «умереть» (не умерла, не умрёт, умрём), что не украшает стих. Сюжет: автор исследует причины, по которым, как ему кажется, человек начинает писать стихи. Хотя мазохистские наклонности, по моему, не являются основной причиной творчества, но такова позиция автора. По образности мне понравилась 2 строфа. Очень удивило меня сравнение души с партизанкой, которая не пала, не умерла. Честно, не понял, на что клюнет кто-то, плюнувший в душу, и почему он должен стоять у оплёванной души, а не пойти по своим делам? Рецензия Евгения Агуфа В данном стихотворении можно говорить о системности ошибок, из который на первый план выходят сбои ударений и глагольные рифмы. Чтобы не быть голословным, привожу примеры. Сбои в строках: «Когда достали грехи», «Стекают слёзы Пьеро», «В неё, затем разотрёт», «На суд мирской отдаём», «Что выживем, не умрём». То есть с ударениями в середине вторых и четвёртых строк полная неразбериха – они по размеру все одинаковые, но ударные слоги «гуляют». Несмотря на небольшую длину строк, в них часто встречаются балластные вставки – слова, которые лишь уравновешивающие строки, не несут смысловой нагрузки: личные местоимения и слова «так», «уже», «мол» и др – от них стихи превращаются из свежего крепкого чая в подкрашенную водичку. Глагольных рифм слишком много, а они совсем не украшают стихи человека, умеющего писать – упущена красота рифм. Что касается сюжетной линии, то она слабая – такое впечатление, что у автора было настроение писать (было больно, были слова), но он упустил момент, не записал эту боль, а она ушла, а на память – не получилось. Нет остроты, нет самой боли, есть только понимание того, что она бывает, но передать её из себя автор не смог. Ну, и стишок в тему. «Муки творчества» Челябинск Не утонуть в усталости трудов, Утешиться улыбкой уст под утро, Найдя кристалла блеск в сознанье утлом, И уложить в строку средь ярких слов, Пока Морфей в вине из сладких фраз Не утопил стихи в тумане мутном Иль всплеск самоиронии преступной Не обратил улыбку в едкий фарс. Рецензия Михаила Куницкого Ритм, предположительно, трёхстопный амфибрахий. Есть шероховатости. Змея своим тонким жалом Понятно, что сказано образно, но образ не подходящий. У змей нет жал. При доработке я бы обратил внимание на рифмы. Они слишком предсказуемые: “больно - довольно”, “разотрёт - умрёт”, “гадко - сладко”, к тому же многие из них принадлежат к одной части речи, что обедняет стихотворение. Но походя кто-то плюнет В неё, затем разотрёт. Потом ущипнёт и клюнет: Мол, выживет, не умрёт. Не хорошее четверостишие. Во-первых, слишком много глагольных рифм, во вторых слова “плюнет” и “клюнет” означают абсолютно идентичные действия, так как их можно заменить одним словом обидит. Хочется пожелать автору более лаконично выражать мысли. С уважением, Михаил. |
| Дмитрию Кастрелю. Отвечаю на вопрос. Зачем и кому я пишу? Зачем, я развёрнуто объяснил, отвечая вам на рецензию к другому стихотворению. Кому? Уж точно не вам. Вы откровенно пытаетесь издеваться. Скажите, вы в детстве кошек не мучили? |
| Равилю Валееву. Большое спасибо за разбор стихотворения. Вы, Равиль, как всегда, всё разложили по полочкам. Видимо, Вами был скопирован первоначальный вариант. На следующий же день после отправки в клуб я его подправил, и теперь сбоев ритма нет. Почти без ущерба для содержания. Знаю, что отглагольные рифмы считаются запретным плодом для сочинителей. Постараюсь в дальнейшем учитывать это ограничение. По поводу мозахистских наклонностей. Не всегда, но очень часто стихи появляются на свет в момент наивысшего эмоционального напряжения. Одна знакомая поэтесса как-то сказала мне прямо: "Я пишу только тогда, когда не могу не писать". И я её прекрасно понимаю. Изложить на бумаге своё несогласие, возмущение чем-либо - это побудительный мотив к написанию многих и многих стихов. А возмущаться в нашем далеко не совершенном обществе, к сожалению, есть над чем. И стихи, написанные подобным образом и по изложенным мотивам есть и будут всегда. Согласен, читатель должен с первого прочтения понимать написанное автором. Принимаю критику. Но в данном случае легко можно найти всему объяснение. Сравнение душ людей в нашем обществе с партизанщиной очень даже оправдано. Если задуматься, то многочисленный ворох несправедливостей - обманы, взяточничество, многочисленные поборы в больницах, школах, на дорогах, откровенный грабёж со стороны банков... Всё это заставляет человека изворачиваться, кривить душой, находить всевозможные лазейки, что очень и очень напоминает действия партизан на захваченной врагом территории. И чистая душа настоящего поэта, - прямого, неспособного использовать все эти ухищрения, действительно, уподобляется партизанке, всё время уворачивающейся от ударов судьбы и окружающего враждебного мира. Ведь если в честном бою противостоять всей лжи, которая нас окружает, то, действительно, заплюют и затопчут. Почему должен стоять у походя заплёваннои им чистой души подлец, персонаж стихотворения? Потому, что у каждого человека есть, хоть, зачастую, и в зачаточном состоянии, - СОВЕСТЬ. Вот она-то и должна остановить этого человека, спросить у него: "Что же ты, гад, делаешь?" Или хотя бы приостановить, или потом, может быть ближе к старости, заставить его мучиться тем, что уже нельзя исправить. |
| Евгению Агуфу. Критика по поводу отглагольных рифм и ударений в слогах принимается. Хотя я и не вижу в этих огрехах большого зла. Но, согласен: в своём глазу и бревна не увидишь, зато в чужом... По поводу сюжетной линии - это Ваше мнение, и Вы имеете на него полное право. Балластные вставки... Мне кажется, их не так много и они, думаю, здесь к месту. Хотя к Вашему мнению постараюсь прислушаться. Стихи о творчестве понравились. Спасибо. |
| Михаилу Куницкому. Вы правы, у змеи нет жала. И яд у неё выходит из специальных пазух через зубы. Но раздвоенный язык, которым она ощупывает, ЩЕКОЧЕТ жертву перед укусом, иногда называют жалом. Пусть и ошибочно с точки зрения анатомии. Остальная критика принимается. И так как многое, сказанное другими рецензентами, повторяется и в Вашей рецензии, то стоит задуматься над всем этим при коррекции этого и написании других стихов. Хотя, как Вы понимаете, очень трудно исправлять написанное. С уважением, Валерий. |
| Уважаемые члены Клуба, ответьте мне, пожалуйста, на простой вопрос: кто, из какой страны, и когда ввел ЗАКОН о том, что нельзя ставить глаголы в конце строк? И какое он имел на это право?.. Прозрачный лес один СИНЕЕТ, И ель сквозь иней ЗЕЛЕНЕЕТ, И речка подо льдом БЛЕСТИТ! Значит, А.С. Пушкин бы сегодня не прошел?.. Насчет ЖАЛА змеиного я тоже на стороне автора, не однажды встречал это выражение, а вот с ударением шутки плохи, сбой такта в произведении есть. |
| Павел, никто и не вводил запрета на "глагольные" и "однородные" рифмы, но при оценке двух стихотворений высший балл получит то, где рифмы более уникальны. Что там девятнадцатый век... "Шестидесятники" писали с обилием глагольных рифм, но иногда вворачивали такое, что и не снилось любому из ныне живущих, имею в виду Рождественского или Ахмадулину. А, вот, у Высоцкого глагольных рифм всё меньше год от года, хотя тот кусок, что привёл Дмитрий, вырванный из контекста, выглядит весьма примитивно. Но: На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е" - укоротить поэта, вывод ясен, и нож в него, но счастлив он висеть на острие, зарезанный зато, что был опасен." (Высоцкий) Павел, Валерий, никто никому ничего не запрещает - мы лишь даём друг другу советы, которые каждый волен не использовать в своём творчестве, отстаивая своё авторское право на индивидуальность, добиваясь этой индивидуальности другими способами. |
| К поэзии А.С. Пушкина и других поэтов до Серебряного века нельзя подходить с нынешними мерками. Так решили филологи и литературоведы. При внешней "простоте" в технике стихосложения классики творили чудеса в создании поэтической гармонии. |
| Творили чудеса... Согласен с Вами. Но здесь, кроме всего прочего, присутствует элемент внушения. Все мы когда-то учились в школе, и поголовно всему населению с молодых ногтей школьные учителя вбили в голову, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому покуситься на авторитет классиков ни у кого не поднимается рука. Но бывают исключения. Вот стихи Маяковского, например, не всем нравятся. Но их изучают в школе, и говорить о них неуважительно не решается никто. То же самое творится сейчас с Солженицыным. Пока его многие критикуют. Но пройдут десятилетия, и те, кто сейчас изучает его произведения в школе, будут однозначно считать его непререкаемым авторитетом. Я не прав? |
| Валерий, прав тот, кто находит в "детских" строках: Глядь, поверх текучих вод Лебедь белая плывёт... - минимум пять поэтических образов. |
| Николай, грош цена тем филологам и безграмотным литературоведам, которые ввели этот вирус в расцвет русскоязычной поэзии, не имея на это ни основания, ни права. Что ими двигало, откровенная зависть к произведениям классиков, или скрытие полнейшего бессилия русскоязычных литераторов творить НА УРОВНЕ мировых стандартов? Тот же Александр Сергеевич творил на вполне доступном русском языке, его понимали и граф, и малограмотный крестьянин, читающий по буковкам. Что мы видим сейчас? Призовые места судьи отдают произведениям, которые и грамотный человек читает, обложившись справочниками, "работам", противоречащим нормам русского классического стихосложения, без рифмы и смысла. Не это ли деградация СЛОВА РУССКОГО?.. |
| Выдающийся поэт нашего времени Игорь Царев - Поэт года 2012 - наш однопорталец, творил в классической манере и великолепные стихи. http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=227 Игорь Царев ПОВОЗКА ДУРАКОВ Арба, у которой одно колесо больше другого, ездит по кругу Арабская поговорка ---- Затейливый пейзаж Иеронима Босха. Укрыла горизонт оранжевая мгла. Незрячий ездовой. Дурацкая повозка, В которую нас жизнь однажды запрягла. Глупцам и мудрецам идти одной упряжкой Досадно, но таков сомнительный процесс. И глупый жилы рвет под этой ношей тяжкой, А мудрый смотрит вдаль с тоскою на лице. Разумно ли платить за путь ценой лишений? Смыкается в кольцо дорога без конца... Но если цели нет, а есть одни мишени, Тем более хочу принадлежать к глупцам, Которые под скрип колес разновеликих, Казенных ли сапог, гусиного пера ль, Терпеть готовы боль, обиды и вериги, Надеясь вечный круг преобразить в спираль. По древней колее, залитой лунным воском, Торопимся вперед, проламывая наст, И Время-ездовой, поднявшись над повозкой, Неделей-семихвосткой подхлестывает нас. |
| Спасибо, Николай, что в пример привели стихи нашего современника. Уважаемые Дмитрий и Павел! Не кажется ли Вам, что не совсем честно, отстаивать свою поэтическую позицию, освещая ее лучами славы произведений признанных поэтов (Пушкина, Высоцкого). А то странная такая тенденция в Клубе наметилась. Как теоретические выкладки, так наши.... А как примеры, так на признанных ссылаемся.... |
| Ольга, я честно играю, ссылаясь на классиков, потому что учусь у них. Приведите мне, пожалуйста, пример, где именно я ОСВЕЩАЮСЬ ЛУЧАМИ ИХ СЛАВЫ?.. И кого Вы разрешите мне ставить в ПРИМЕР? |
| Себя, Павел. Ольга, я считаю, что сравнивать современные стихи с классиками позапрошлого века некорректно по многим причинам. Но приводить цитаты можно любые, какие только подходят для данной беседы. Стремиться писать так же здорово, как это делали кумиры - совершенно похвальное стремление, пользоваться в своих произведениях приёмами и формой, найденными кем-то до тебя - совершенно нормально. Только так можно найти свой путь - изучив путь предшественников. Что толку приводить в пример стихи поэтов, которые сидят на соседнем портале и авторитетом для большинства не являются? Я, правда, иногда это делаю, но только в тех случаях, когда есть веские причины на то. |
| Евгений, почему же не корректно? Если у автора есть определенные предпочтения в стиле стихосложения; если он на славу поработал и освоил определенную технику написания стихов... Почему же нельзя сказать, что автор пишет произведения достойные определенного времени (и позапрошлого века в частности). |
| Некорректно потому, что многое, в том числе глагольные и однородные рифмы не считались тогда недостатком, а великие поэты, чувствуя это, старались придать произведениям, где такие "слабые и банальные" рифмы присутствуют, старались придать произведению красоты в другом мести или другими способами. Многие мастера поэзии намеренно выходили за рамки канонов, показывая как, нарушая эти каноны можно писать прекрасные стихи. Но это были намеренные отклонения от норм. Например, просто навскидку и для тренировки. Я читал у Мандельштама стихотворение в восемь или девять катренов, из которых все (!) были написаны в разных формах рифмовки, при этом стихотворение читалось как единое целое и сбоев не чувствовалось. Попробуйте написать стихотворение из трёх четверостиший с разной рифмовкой, чтобы оно не сбоило. Сразу скажу, у меня такое есть и я его потом покажу. |
| Павел, своими примерами и подтверждайте изложенную теорию.... А то примерно так получается: "Ну, кто против нас с Пушкиным..." |
| Ольга, не смешите меня - не дорос я до Пушкина, слаб в коленках... |
| А я и не говорю, что вы должны стать Пушкиным:) Я говорю о том, что Вы, Павел, можете вполне на примере своих творений доказать и красоту, и рациональность глагольных форм (к примеру). |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |