Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Геннадий Лагутин "Источник" ПрозаОтветить
   От автора.
   
   Давно заметил за собой одно странное обстоятельство – чем больше лет мне становится, тем чаще посещают воспоминания. Притом вспоминается часто что-то такое, что казалось должно было стереться из памяти, как что-то незначительное, не очень важное, проходное. Однако…
   
   В том году мой отпуск выпал на август. И поехал я в «глубинку», в один дальний район, к старому своему знакомому – пасечнику Николаю Осиповичу. Он меня давно звал приезжать - хоть на все лето.
   Вот там и произошла моя встреча с женщиной, которая сейчас почему-то всплыла в моей памяти.
   Случилось так, что Николай Осипович отбыл на пару дней по каким-то делам, оставив пасеку на мое попечение. Да и что там было присматривать – пчелы сами знают свое дело. Но случилось так, что телефон в домишке пасечника вдруг неожиданно замолчал. Мне же требовалось позвонить домой. Жена отпустила меня при условии, что звонить буду каждый день.
   Некстати зарядил дождик. Он налетал неожиданно из моросящей мглы, грохотал по тесовым стенам и драночной крыше. Пришлось мне натягивать безразмерные резиновые сапоги и брезентовый дождевик. В этих тяжелых «мокроступах» я спустился по тропинке к озеру и, глубоко хлюпая в лужеватой воде, отправиться на центральную усадьбу совхоза, где на въезде, на проходной, как я знал, есть телефон.
   Пока я добрался, стало сумрачно. Окно в сторожке чуть мерцало, сквозь непогодь. Ненастная мгла стучала в стекла будки, как будто птицы какие-то с растрепанными крыльями слетались на огонек, на какое-то ничтожное мгновение приникали к окошку, скребли его торопливо трепещущими хлипкими и уносились дальше – вдаль, вдаль…Дверь была закрыта изнутри и я постучал. Скоро на стук мой послышались внутри сторожки спокойные шаги и дверь открылась. Я увидел невысокую пожилую женщину в платке, накинутом на голову и плечи, в поношенном брезентовом плаще и в сапогах. Лица женщины я не мог разглядеть, мешал свет одинокой лампочки за ее спиной.
   Лицо я разглядел в самой сторожке, сидя на деревянной лавке за дощатым столом, на котором и стоял черный телефон.
   Я не раз видел в селе эту вежливую, с мягким и аккуратным выговором женщину , когда иногда наведывался в сельмаг, чтобы купить продукты. Я видел, что сельчане здороваются, останавливаются и разговаривают с ней очень уважительно, и мне думалось, что она когда-то занимала, а может быть, и теперь занимает какое-то весьма важное служебное место в селе. В то же время простота и естественность ее манер говорили мне о том, что вряд ли она была обладательница какого-то важного официального поста. Потому не очень удивился, что она работает ночным сторожем.
   Сидя здесь, в ее будке и тщетно пытаясь дозвониться домой через перегруженную линию, я ловил себя на ощущении, что нет у меня чувства, будто я разговариваю просто со сторожем. Что-то было такое в поведении пожилой этой женщины, что-то было такое необычно достойное, будто она принимает тебя не в прокуренной комнатке сторожевого поста, а где-то совсем в другом месте. Скорее всего дома, где чувствует себя хозяйкой, благонастроенной и уверенной в себе.
   Только много лет спустя, не раз встречаясь с этой достойной манерой простых женщин из сельского люда разговаривать, разглядывать гостя или попутчика, выслушивать его серьезно и с достоинством, я многое понял. Суть их столь замечательного, постоянного и чуть-чуть снисходительного к вам обаяния в том, что как правило, это очень верные, всегда и всюду во всю свою жизнь жены, хорошие домоправительницы, послушные, но самостоятельные одновременно, подруги хороших мужей и главное – матери многих детей. Их ровность и умение, выработанное в общении с их многочисленным потомством, распространяют несколько материнское отношение и ко всем людям вообще, молодым и старым.
   Наконец, я дозвонился до жены, заверил ее, что у меня все в порядке и собрался в обратную дорогу. Сравнительно недолго просидел я в присутствии этой спокойной и благожелательной женщины, в лице которой, таком обыкновенном сельском, так явственно светилась чистота и добропорядочность. Чувствовалось, как в молодости была она красива и, видимо, не броской красотой, а красотою скромной и целомудренной. Глядя на эту немолодую женщину здесь, в небольшой совхозной сторожке, под пластом унылого дождливого ненастья, на берегу разволновавшегося озера, я вдруг вспомнил строки крошечного, но такого поразительного своей мудростью стихотворения Уолта Уитмена, столь любимого мной в ту пору. Всего две строчки. Написаны более ста лет назад, но они живут, как будто родились только вчера. И вечно будут жить.
   «Женщины сидят или ходят. Молодые и старые.
   Молодые красивы, но старые – гораздо красивее».
   И это правда. Чем дольше я живу, тем с большим изумлением смотрю я на красивые девичьи лица. Я ли это был влюбленным, и не раз и не два, в ранней молодости? Во что я влюблялся? При всей свежести, всей привлекательности молоденьких девичьих лиц, как они пустынны, на них ничего еще нет. Жизнь не высветила их своим вещим огнем испытаний, бедствий, радостей, сострадания, мудрости и терпения.
   Поистине лица многих наших жен и матерей с годами превращаются в монументы человеческого величия и чистоты, и чем старее такое лицо, тем оно прекраснее.
   Надо сказать, что годы вообще как бы навсегда и безвозвратно проявляют в человеческих лицах все, что в них главное. Вот почему мы порой встречаем ужасных, омерзительных стариков и страшных, звероподобных старух. Всю жизнь, цепляясь за низменные и ничтожные привязанности своей натуры, они как бы вычеркивают из себя все, что роднит их с человеком, с высоким призванием человеческой жизни. И остается только смрад.
   Но люди проведшие свои дни в чистоте, наливаются, и наливаются красотою не обязательно подвигов, но порой никем не замечаемых стоИческих будней, которые иногда намного выше любого подвига. Жизнь убирает с человеческих лиц все половинчатое, все сиюминутное, все не проявившее себя, и к последнему завершению дней на лицах наших проступает и остается лишь самое главное. Особенно отзывчивы на такое течение времени лица женщин, как наиболее восприимчивые на каждое, самое неуловимое и тонкое видоизменение человеческого чувства. Сердце матери!
   «Женщины сидят или ходят. Молодые и старые.
   Молодые красивы, но старые – гораздо красивее».
   Так хотелось бы мне читать это короткое стихотворение любому человеку, молодому и старому, красивому и некрасивому, но обязательно отзывчивому сердцем и доброму.
   Я переговорил по телефону – и все. Мы даже ни о чем толком не побеседовали. Я поблагодарил ночного сторожа в платке и в плаще с капюшоном, в увесистых кирзовых сапогах и вышел на улицу. А на улице меня не оставляло ощущение, будто я целую вечность стоял, склонившись над небольшим, лишь с сомкнутые ладони величиной родничком, который скромными и крошечными струйками выбивался сквозь искристый, зернистый, мелкий песок. И разговаривал родник не только со мной, но и с вечностью. Такое ощущение теплилось во мне под тучами на берегу волнующегося не то от страха, не то от величия озера, под раскачиванием ночных фонарей не так уж мало лет назад.
   Но вскоре мне пришлось познакомиться с этой женщиной ближе. Дело в том, что у меня тогда заболел зуб. Как всякий, не очень смелый человек, все, что касается лечения зубов, я откладывал и откладывал до тех пор, пока и к врачу стало обращаться поздно. А тут и обратиться было не к кому, ехать же в райцентр далековато, да и высиживать очередь там в поликлинике, в которую съезжаются страдальцы со всего района, не так-то было радостно.
   -А вы бы сходили на источник, целебный тут у нас есть, – сказал мне Николай Осипович.
   -А что за источник такой?
   -Я не знаю, его не исследовали никакие ученые, но наши люди, да из других местностей за этой водой уже веками ходят. Она вроде бы от всех болезней помогает. Гипноз это, может быть, но от нарывов и от желудочных расстройств действительно эта вода сильна.
   -Что же, серебро в ней, что ли? – удивился я.
   -Все может быть, - согласился Николай Осипович. – Вот я знаю источник за Себежем, там вода годами стоит и не тухнет.
   -А как туда пройти? Это далеко?
   -Да нет, километров десять. Там лощина такая… А сводить Вас может Евгения Михайловна.
   -Кто это?
   -Это соседка моя, - пояснил Николай Осипович и улыбнулся. – Она вас знает. Вы как-то от нее из сторожки домой звонили. Вот она и проводит.
   -А может ей некогда?
   -Да ну что вы! – махнул рукой Николай Осипович. – Она любит туда ходить. Кстати завтра и собирается на источник – у внученьки ее что-то животик пучит.
   Песчаной вытянутой по краю глубокого лесного оврага дорогой мы вошли в высокий и относительно сухой ельник, под зеленый сумрак тяжелых и ароматных ветвей. Это были даже не ветви, а какие-то зеленые облака, еле покачиваемые безветрием. Воздух был тягуч и легок одновременно. Его хотелось пить, глотать его огромными бесконечными глотками и не выдыхать назад, а оставлять его там, в груди, чтобы смолистая целительная тишина наполнила весь организм, всю сущность каждой клетки тела.
   Может быть так и чувствовали себя язычники, уходя на свои страшные, томительные и жестокие бдения, к поклонению тайным и страшным силам, олицетворенным для них в образах растений, зверей, уродливых человеческих существ.
   Но Евгения Михайловна и здесь, на узенькой и еле различимой во мхах тропинке, чувствовала себя как дома. Без суеты, без напряжения, без торопливости она шла молча, словно отправилась на колодец за водой через дорогу. Между тем тропинка вышла на глубокий спуск и впереди засветилась широкая лесная впадина.
   Многие сотни, а может быть, и тысячи лет назад здесь было озеро. К нашим дням оно высохло, и дно его древнее уже успело довольно густо прорасти елками, ольхой и березой. В глубине таких впадин, вдоль некогда веселых берегов здесь и там бьют, продолжают бить из глубины земли ключи, которые питали вымершее озеро влагой. Ключи такие удивительно чисты, воды их до услаждения вкусны, а порой и целебны.
   Тропинка раз-второй скользнула петлями, потом прямо вниз, потом опять положила среди высоких трав петлю и решительно пошла на углубление. Тут Евгения Михайловна остановилась. Она обернулась ко мне румяным помолодевшим лицом и осторожным шепотом предупредила:
   -Отсюда нужно спускаться молча. Ключ-то нежный, он сразу шаг почувствует. Так-то он смирный, и, если подойти нешибко да молчаливо, он весь прозрачный и не шелохнется. А если с шумом к нему кто бросится, сразу закипит и может замутиться.
   Чуть ли не на цыпочках, еле дыша в теплом и неподвижном воздухе леса, мы начали спускаться к роднику. Вдали справа бурчал ручей, и далеко был слышен его ровный неторопливый голос. По кустикам неспешно, однако весело и деловито прыгали простодушные и невесомые синицы.
   Источник мы увидели издали, на самом окончании тропинки. Лежал плотно вдавленный временем в землю, в кочкастое и травянистое дно давнего озера какой-то как бы обугленный завременелостью сруб. Словно кто-то рыть здесь собирался колодец и начал уже дело, три-четыре венца положил, но вода поднялась, и рыть отпала необходимость.Скамее­чка­ из жердочек была сколочена невдалеке от тропинки. И кто-то оставил на скамейке байковое одеяло, детское. Когда-то одеяльце было, видимо, малиновым, но сделалось таким выцветшим, что трудно было даже догадаться, какого же цвета появилось оно на свет, произведенное на фабрике. Только по узкому краешку нижней складки можно было догадаться о его былой малиновости. На одеяльце, легко и осторожно распластавшись, грелась небольшая зеленая ящерица. Она так и осталась лежать, никак на нас не отреагировав, а может быть, отреагировав на нашу осторожность, на легкость и уважительность нашей поступи.
   Перед срубом в самом окончании тропки лежала тоже дочерна завременелая плаха. Вот к этой плахе мы и спустились, ничем не спугнув родника. Он лежал перед нами настолько прозрачный, что не верилось будто ложбинка эта с золотистым, мельчайшего помола илом покрыта водой. Только водяные жуки туда и сюда рывками вдруг бросающиеся зачем-то в разные стороны, говорили, что это все же вода. Ощущение от чистоты и опрятности источника было в чем-то схоже с тем, которое испытал я некоторое, не так давнее время назад от взгляда и от всего лица Евгении Михайловны, когда она приветила меня в совхозной сторожке у телефона. Источник был и молчалив, и весь незримо и неслышно разговорчив.
   Он оставался весь нетронутым и тогда, когда моя пожилая проводница ступила на доску перед срубом, вынула из дорожной сумки белую эмалированную кружку и неслышно зачерпнула. Сделав несколько глотков замерла, прислонившись коленками к срубу, а потом, осторожно повернувшись ко мне, передала кружку. Пока я пил, упивался и одухотворялся пахучими серебристыми глотками, Евгения Михайловна набрала воды в большую бутыль и в белый эмалированный бидончик.
   И так же неслышно, почти невесомо Евгения Михайловна отошла в сторону, уступив место у родника мне.
   Но стоило только мне приблизиться к источнику, из илистого мелко золотящегося дна поднялось кипение и в одном, другом, третьем месте лопнули светящиеся пузырьки. Вода не замутилась, но жуки разбежались. Кипение начало нарастать. И я вспомнил старинную народную примету, которую мне поведала во времена моего детства моя бабушка : чем чище родник, чем он целебнее и чем дальше ютится от людской суеты, тем с большей чуткостью воспринимает он чистоту и добронастроенность человеческого сердца, которое к нему приближается.
   Я тоже встал перед источником на колени, тоже зачерпнул его целебной и живоносной водицы. А пока я пил, с внутренним удивлением замечая, как уходит боль из всю дорогу сюда нывшего моего зуба, слушал, как Евгения Михайловна в стороне от сруба рассказывала, что в старое время к этой воде за ее целебностью приезжали даже люди из Москвы и Петербурга. Некоторые богачи, которым прибыть к целебному источнику было недосуг, присылали сюда своих людей. Да и ныне есть такие дни, в которые сюда происходит паломничество.
   Я пил воду глубин моей земли, пил ее неторопливыми глотками, слушал шум сосен и елей, шелест осин и березок и чувствовал, как золотистые неудержимые, живительные струйки не просто наполняют мое сердце, но и омывают его, прохладно стекая по нему, утешая его и омолаживая. И только сейчас увидел – напротив меня неизвестно откуда появилась и расположилась вдоль срубного бревна небольшая буроватая ящерица, чуть тронутая легкой ржавчиной на спине. Поблескивающими, совсем не черными, но прозрачными капельками глаз она внимательно смотрела на меня.
   Что я могу сказать сейчас? Я почему-то плохо помню именно Евгению Михайловну там, над родником. Но в глазах моих осталось лицо светловолосой женщины под белым аккуратно завязанным вокруг головы платком. Прекрасными и чистыми губами она бережно трогает воду вдоль края белой кружки и, чуть полуприкрыв голубые, даже синеватые глаза, слушает, как в ней не течет, а звучит, трепещет какое-то ей одной доступное звучание.
Александр Граков (Лекса)[31.10.2013 22:05:09]
    Крит И.К.
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
    на рассказ «Источник». Автор: Геннадий Лагутин
   
   Писать по нынешним временам неблагодарное занятие - потенциальный читатель, или норовит голову по прямому физиологическому назначению использовать, тыкая в нее ложкой, или читает что-то уж такое, не приведи Господь, от простого созерцания аляповатой обложки чего хочется посмотреть на последнюю страницу этого чтива, а потом гаркнуть чтецу в самое ухо: "Всех убил адвокат!!! Живо в библиотеку за Достоевским!"
   Писать же о природе родного края и людях его населяющих, да после Белова и Шукшина... Гм... Тут надо великое желание иметь, когда уже "не можешь не...". И мнится мне у уважаемого автора рассказа "Источник" это желание явно имеется.
   Что сказать, написано живо и вкусно, даже я бы сказал, чересчур вкусно.
   Как будто в лавку с восточными пряностями попал. Вроде бы ничего-ничего и вдруг – бац: тяжелым ароматом сандала по бедным ноздрям, бац кориандром, бац куркумой и зирой, и еще чем-то. Стоишь ошарашенный - то ли бежать, сломя голову, то ли посидеть тихонько в уголке в надежде, что, мол, может, привыкну еще. Не дурь же эту аляповатую, где всех адвокат убил в себя засовывать?
   Начинается, кстати, весьма недурственно. Обволакивающе-умирот­воряющим­ образом затягивая читателя в воспоминания много перевидавшего, пожилого уже, человека о некоей, как он нам хочет показать, малозначительной "картинке" из своей жизни. И поплыли в голове первые кадры из черно-белой с нежными оттенками сепии киноленты, и застучал по драночной крыше дождь....
   
   Стоп! А вот и первые, не слишком пока резкие, нотки пресловутых лингво-специй: драночная крыша, тесовые стены дома пасечника и телефон в нем же.
   Не знаю, могу ли я советовать Вам, Геннадий, но мне кажется, если уж заострять внимание читателя на описании устройства сельского дома, то делать это надо более обстоятельно, что ли.
   Да, люди более старшего (чем я) поколения знают и про устройство драночной кровли, и про то, что тес - это тонкие (тоньше вершка) доски, которыми подшивают сруб или деревянную коробку деревенского дома снаружи, но они-то все это знают, а мне-то гуглить пришлось. А ведь я не этого хотел. Я хотел смотреть, как в моей голове в стены деревенского дома пасечника бьется моросью некстати зарядивший дождик, как стучит он по кровле и стекает тонкими струйками вниз. А для этой картинки в сущности все равно, из чего и как сделан дом.
   Да и, кстати, пасека она ведь суеты не терпит, если я не ошибаюсь, пчелы простора и покоя требуют. И дом себе пасечник, поэтому, где-то на отшибе села-деревни выбирает, как мне казалось. Вот у Вас и в рассказе прямо упоминается, что и по тропинке к озеру пришлось Вам идти, и вдоль озера, небось, к центральной усадьбе. Ну и какой такой телефон тогда у Николая Осиповича в дому мог быть? Неаккуратненько как-то, на мой взгляд.
   Вот и дальше - только хочу я опять окунуться в ваше повествование с головой, ощутить те запахи, звуки, услышать журчание воды в источнике, как на тебе:
   "Когда-то одеяльце было, видимо, малиновым...Только по узкому краешку нижней складки можно было догадаться о его былой малиновости" - длинная, чрезмерно длинная лексическая конструкция. Вроде и простыми словами пишете, а сложно слишком.
   "Детское, когда-то малинового цвета, а теперь почти полностью, по ветхости своей, потерявшее его, цвет одеяльце" - все, нарисовано.
   У Вас же и понятно вроде, что "малиновость" не к сырью, из которого одеяло сделано, относится, но длиннота описания с излишним педалированием "малиновости" сделали свое дело - я снова вынырнул из повествования и стал размышлять. А должен и хотел бы утонуть.
   И пошло-поехало:
   1. "Пока я пил, упивался и одухотворялся пахучими серебристыми глотками" - вода может быть пахучей, с серебристым привкусом, глотки - увольте. Пить, упиваться и одухотворяться .... ну вот стою сейчас, морщусь, пытаясь смириться с авторским замыслом и стилем, и не получается. Не так я бы построил эту фразу, совсем не так...
   И полезли в нос навязчивые куркума с зирой, и засвербел проснувшийся окончательно мозг критика...
   2. "дочерна завременелая плаха" - интуитивно понятно, но только человеку с фантазией (какая плаха? деревянная? каменная? Сам термин плаха неудачен, ибо ассоциируется с казнью). У меня вот, картинка нарисовалась, но я уже в который раз вынырнул из повествования.
   3. "Она вроде бы от всех болезней помогает. Гипноз это, может быть, но от нарывов и от желудочных расстройств действительно эта вода сильн." - Какой гипноз? Кто кого гипнотизирует? Самовнушение может быть? Милый автор, ну может чуть подумать прежде чем сказать, что "Я сказал, что хотел. Читайте-разбирайте"?­
   4. "мельчайшего помола илом" - ил скорее слизистая фракция, нежели дисперсионная, помол несколько неудачен. Может, следовало все же использовать песок или помол просто убрать?
   5. "Да и ныне есть такие дни, в которые сюда происходит паломничество... "- так описать нежность источника и потом допустить к нему паломничество с большим числом людей?!! Эх...
   А в самом конце рассказа я получил и "сандалом по кумполу":
   6. "Прекрасными и чистыми губами она бережно трогает воду" - что это? как к этому относиться? как это представить себе. Стоило ли вообще акцентировать внимание читателя на прекрасности и чистоте губ уважаемой тобой, но отнюдь не любимой женщины, да еще и в повествовании, где не об этом в сущности речь?
   Крайне неудачно.
   Вот и стою теперь я озабоченный непониманием, что это было?
   Четкие кадры прекрасного видения на поверку оказались изготовленными из еловой дранки и пенопласта, а чистый и незамутненный родник, хоть и вылечил зубы ЛГ, но за частым к нему паломничеством потерял в моих глазах изрядную долю своей сакральности.
   И что же мне теперь? Идти про адвоката читать? Или попросить уважаемого Геннадия переписать рассказ, убрав из него все кажущееся мне фальшивым?
   А смысл? У меня-то в мозгу картинка уже нарисовалась, как нарисовалась.
   Вот стою, как Чернышевский, в моем родном городе на гранитном пьедестале, и думаю: "Что делать?"
   Что делать?
   
    Крит И.К. ,
    / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Александр Граков (Лекса)[28.11.2013 17:18:21]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ «Источник». Автор: Геннадий Лагутин
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=268878&pid=0
   
   
   Очень добрый лирический рассказ о впечатлениях ЛГ от встреч с простой деревенской женщиной, чей облик, образ тесно связался у него с чистым и светлым родником – такой она показалась спокойной, светлой: «ощущение от чистоты и опрятности источника».
   Но вот автор почему-то описывает только свои впечатления о внешности героини, Евгении Михайловны, воображая некоторые обстоятельства её судьбы, вовсе не озаботившись узнать о ней что-то реальное.
   
   Вот первое о Евгении Михайловне:
   «Я не раз видел в селе эту вежливую, с мягким и аккуратным выговором женщину... »
   Немного странное противопоставление:
   «Я видел, что сельчане здороваются, останавливаются и разговаривают с ней очень уважительно, и мне думалось, что она когда-то занимала, а может быть, и теперь занимает какое-то весьма важное служебное место в селе. В то же время простота и естественность ее манер говорили мне о том, что вряд ли она была обладательница какого-то важного официального поста».
   
   «Важное служебное место» и «важный официальный пост», на мой взгляд, очень близки. И непонятно, почему характеристики, данные ей героем, указывают на невозможность занимать ей выборную должность.
   
   Потом: «Я увидел невысокую пожилую женщину в платке, накинутом на голову и плечи, в поношенном брезентовом плаще и в сапогах».
   
   Дальше приводятся весьма одобрительные итоги размышлений ЛГ о подобных женщинах:
   «Суть их столь замечательного, постоянного и чуть-чуть снисходительного к вам обаяния в том, что как правило, это очень верные, всегда и всюду во всю свою жизнь жены, хорошие домоправительницы, послушные, но самостоятельные одновременно, подруги хороших мужей и главное – матери многих детей. Их ровность и умение, выработанное в общении с их многочисленным потомством, распространяют несколько материнское отношение и ко всем людям вообще, молодым и старым».
   
   Стало казаться, что эти лестные характеристики в дальнейшем найдут хоть какое-либо подтверждение биографией героини – но нет, ничего подобного я не увидела.
   А ведь она была соседкой пасечника, у которого проживал ЛГ, да и ходил он с Евгенией Михайловной к роднику, мог порасспросить её – нет, никаких сведений-подтвержден­ий.­
   Только и узнали мы, что у её внучки «пучило животик».
   
   Говорит ли это о скромности ЛГ, отсутствии нездорового любопытства? Думаю, что просто-напросто героя больше интересовал он сам и его собственное воображение.
   
   Очень хороши, хотя и не слишком новы, рассуждения ЛГ о том, что лица пожилых людей, особенно пожилых женщин, более выразительны, нежели лица девушек, так как жизнь наложила, что называется, на лица первых свою печать.
   
   Понравилось это вдохновляющее описание:
   «Это были даже не ветви, а какие-то зеленые облака, еле покачиваемые безветрием. Воздух был тягуч и легок одновременно. Его хотелось пить, глотать его огромными бесконечными глотками и не выдыхать назад, а оставлять его там, в груди, чтобы смолистая целительная тишина наполнила весь организм, всю сущность каждой клетки тела» –
   вообще хороши описание природы.
   
   Понравилось, что автор немного стилизовал ряд описаний под народный говор, даже обороты речевые, порядок слов:
   «Лежал плотно вдавленный временем в землю, в кочкастое и травянистое дно давнего озера какой-то как бы обугленный завременелостью сруб. Словно кто-то рыть здесь собирался колодец и начал уже дело, три-четыре венца положил, но вода поднялась, и рыть отпала необходимость».
   
   При прочтении меня останавливали некоторые нестыковки.
   
   «Некстати зарядил дождик. Он налетал неожиданно из моросящей мглы, грохотал по тесовым стенам и драночной крыше». «Дождик», он нежный, слабенький всё ж, чтобы грохотать.
   
   «я спустился по тропинке к озеру и, глубоко хлюпая в лужеватой воде, отправиться... » – ну, здесь просто ошибка или описка.
   
   «как будто птицы какие-то с растрепанными крыльями слетались на огонек, на какое-то ничтожное мгновение приникали к окошку, скребли его торопливо трепещущими хлипкими и уносились дальше – вдаль, вдаль…» – надо править.
   
    Не очень красящая эту пусть и пожилую работницу характеристика:
   «Что-то было такое в поведении пожилой этой женщины, что-то было такое необычно достойное, будто она принимает тебя не в прокуренной комнатке сторожевого поста, а где-то совсем в другом месте. Скорее всего дома, где чувствует себя хозяйкой, благонастроенной и уверенной в себе» –
   и проветрить можно сторожку, да и в приличном состоянии содержать, работая-то в ней, хоть и периодически. Странно для сторожа, если здесь он не производит впечатление уверенности в себе.
   И опять громкие слова:
   «...этой спокойной и благожелательной женщины, в лице которой, таком обыкновенном сельском, так явственно светилась чистота и добропорядочность» – ничего плохого не скажу, но этому ЛГ в розыске бы работать – физиогномикой владеет, видно, в совершенстве:).
   
   Вот речь о молоденьких девичьих лицах:
   «Жизнь не высветила их своим вещим огнем испытаний, бедствий, радостей, сострадания, мудрости и терпения».
   
   Вещий – способный предвидеть, предсказать будущее. Потому чтО есть «вещий огонь испытаний...» не очень понятно. Тем более что «ещё не высветила» – то есть у пожилых уже высвечено, но почему опять-таки «вещим огнём»?
   
   Допустим:
   «Жизнь убирает с человеческих лиц все половинчатое, все сиюминутное, все не проявившее себя, и к последнему завершению дней на лицах наших проступает и остается лишь самое главное».
   Но следом:
   «Особенно отзывчивы на такое течение времени лица женщин, как наиболее восприимчивые на каждое, самое неуловимое и тонкое видоизменение человеческого чувства».
   Погодите, так эти тонкие и неуловимые изменения чувств отразились? Запечатлелись? Убраны с лица?
   
   Ну, это просто нехорошо сказано:
   «Я поблагодарил ночного сторожа в платке и в плаще с капюшоном, в увесистых кирзовых сапогах и вышел на улицу».
   
   «Такое ощущение теплилось во мне под тучами на берегу волнующегося не то от страха, не то от величия озера, под раскачиванием ночных фонарей не так уж мало лет назад» – не читаемо.
   
   Как же характеризуется целебный источник, родник, с чистотой и положительным воздействием которого соотносит ЛГ Евгению Михайловну. Ведь вот что говорит об этом местный пасечник:
   «Гипноз это, может быть, но от нарывов и от желудочных расстройств действительно эта вода сильна» – ну-ну:).
   
   «Может быть так и чувствовали себя язычники, уходя на свои страшные, томительные и жестокие бдения, к поклонению тайным и страшным силам, олицетворенным для них в образах растений, зверей, уродливых человеческих существ».
   
   Известно, что олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.
   Но если силы «тайные», то есть не понятные язычникам, то не совсем уместно это «олицетворённым», мне кажется: какие именно свойства живых существ приданы растениям, упомянутым уродцам?
   
   «Когда-то одеяльце было, видимо, малиновым, но сделалось таким выцветшим, что трудно было даже догадаться, какого же цвета появилось оно на свет, произведенное на фабрике. Только по узкому краешку нижней складки можно было догадаться о его былой малиновости»
   Не говоря уже о том, что сначала «трудно было догадаться», а потом «можно было догадаться», здесь поначалу бы упомянуть про видимую малиновую полоску, а потом и «догадываться». Причину и следствие местами поменять.
   
   «...моя пожилая проводница ступила на доску перед срубом, вынула из дорожной сумки белую эмалированную кружку и неслышно зачерпнула. Сделав несколько глотков замерла, прислонившись коленками к срубу».
   Ну, первое, что я бы посоветовала кроткой Евгении Михайловне, это стукнуть ЛГ по голове: сколько же можно повторять, что женщина пожилая:)))
   Тем паче, что дальше меня очень заинтересовала её поза, как описал ЛГ.
   Я хорошо представляю, как можно прислониться (упираться) коленками к спинке самолётного кресла, к спинке кресла предыдущего ряда, например.
   Но здесь, стоя? Нет. Этот ЛГ – просто изверг какой-то:)
   
   «чем чище родник, чем он целебнее и чем дальше ютится от людской суеты...».
   Ютиться – быть расположенным, находиться в небольшом, тесном пространстве,
   помещаться, иметь пристанище (преимущественно в каком-нибудь тесном помещении) (из словарей).
   Здесь же родник расположен на дне высохшего озера. Не уверена, что для данного случая подходит глагол «ютится».
   
   Вот и опять не уверена.
   Было:
   «Но стоило только мне приблизиться к источнику, из илистого мелко золотящегося дна поднялось кипение...»
   Потом:
   «Я пил воду глубин моей земли, пил ее неторопливыми глотками, слушал шум сосен и елей, шелест осин и березок и чувствовал, как золотистые неудержимые, живительные струйки» –
   так это илистые струйки? Золотистый ил?
   Но ведь до того Евгения Михайловна, которая «прислонилась коленками к срубу», передала герою кружку с зачерпнутой водой:
   «Пока я пил, упивался и одухотворялся пахучими серебристыми глотками...».
   
   Волшебный, драгоценный источник, поистине.
   
   Лиргерой явно наговаривает на свою память:
   «Я почему-то плохо помню именно Евгению Михайловну там, над родником. Но в глазах моих осталось лицо светловолосой женщины под белым аккуратно завязанным вокруг головы платком. Прекрасными и чистыми губами она бережно трогает воду вдоль края белой кружки и, чуть полуприкрыв голубые, даже синеватые глаза».
   Показалось, что ведь именно аналогию личности Евгении Михайловны с родником и хотел нам обрисовать ЛГ, то, что многим «хорошим в себе она обязана» именно своей духовной связью с неиссякаемыми источниками, истоками чистого, народного – так для чего это заявление о том, что её поведение там плохо запомнилось герою?
   
   И ещё раз: ЛГ (автор) представил читателям не очень развёрнутый духовный портрет героини, почти полное отсутствие подтверждения нарисованной в воображении ЛГ её личности.
   
   Мне кажется, что нужно бы немного доработать этот рассказ.
   Возможно, что это только мне так кажется.
   
   Галина Пиастро,
   
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта