Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Михаил Литвин "Через тернии - к звёздам" (венок сонетов)Ответить
   «Космос есть внутри нас, мы сделаны
   из звёздного вещества, мы - это способ,
   которым Космос познаёт себя» Карл Эдуард Саган (16)
   
   I
   Паря в безбрежной протяжённости миров,
   Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,
   Надежду пестуя на пищу и на кров…
   Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил (1)
   
   Щетину на спине и скалил злобно пасть,
   И мерзкая слюна перетекала в глотку…
   Но как же, Боже мой, так низко можно пасть -
   Поганить душу за наркотика щепотку!
   
   Молился истово. Поднять к иконе взгляд
   Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный,
   Пречистой Деве каясь, словно младший брат.
   Решил пройти семь раз вкруг церкви ходом крестным.
   
   Почуяв наконец, что полной грудью дышит,
   Поклялся Богу быть скромней церковной мыши
   
   II
   Поклялся Богу быть скромней церковной мыши -
   Легко сказать, да только сделать нелегко…
   Но если веришь – знай, что Отче правый слышит
   Всех нищих духом. (2) Пусть безмерно далеко
   
   Живут они, ютясь в затерянных пределах -
   Он, боготворческим порывом окрылён,
   Способен силу дать, любовь, свободу, смелость -
   И рухнет царства Тьмы ужасный бастион!..
   
   Отринув суету и благости внимая,
   Всю ночь молил в благоговейной тишине -
   И суть свою в тиши являла Весть Благая
   Проникновением таинственным извне.
   
   Избавь мышление от пены сладких снов,
   Освободив своё сознанье от оков
   
   III
   Освободив своё сознанье от оков,
   Впусти в свой Храм науку и искусство,
   Задорность юности, раздумья стариков -
   Получишь мощный сплав разумности и чувства!
   
   Сей шаг в истории случался много раз:
   Итог - величие людей, цивилизаций…
   Но эволюция не терпит перифраз (3)
   Во время грозных бурь великих пертурбаций. (4)
   
   Свершится перелом - мы глас Его поймём
   (Прозренье истин - переход не постепенный)
   И вникнем в суть всего, духовность обретём,
   А человечество войдёт в мейнстрим (5) Вселенной.
   
   Так устремим свой взгляд на небосвод над крышей,
   Уменье дав душе парить намного выше
   
   IV
   Уменье дав душе парить намного выше…
   Галактика – в ней всё отнюдь не просто так:
   Кто внемлет Богу, тот за сто парсеков слышит
   Предвестников угроз и вражеских атак…
   
   Земля плывёт сквозь мир средь тысяч миллиардов
   Небесных тел, частиц, космических лучей…
   Но вдруг найдётся тот, кто дьявольской петардой
   Сто тысяч звёзд взорвёт - во зло Вселенной всей?!..
   
   И миг - замрёт… Но за щитом Большого круга (6)
   В благоговейно-светлой­ полной тишине,
   Вне времени и тьмы мы все поймём друг друга:
   Едино сущее внутри нас и вовне…
   
   Раскроем души мы, и защитят друзья
   Сознание людей на шарике «Земля»…
   
   V
   Сознание людей на шарике «Земля»
   Играет в полусне немыслимым узором,
   Как жаль, что ничего в нём различить нельзя:
   Вздремнувший разум стал на время фантазёром…
   
   Светодиодами мигает ноутбук
   В полночной мгле, «в коннекте» с интернетом,
   Да сквозь растущий на окне зелёный лук
   В окно глядит Луны затёртая монета…
   
   Увы - бессмысленно ворчать на небосвод,
   Когда влиянье звёзд почти неощутимо:
   В плену неведомого центра всех широт
   Живут созвездия сообществом незримым…
   
   Планета в ночь летит - юлой вокруг светила,
   Но отчего же так печально, сиротливо?..
   
   VI
   Но отчего же так печально, сиротливо
   Искристый бархат обернул земную твердь?..
   Ажурный Млечный путь небесным лейтмотивом
   Камлает (7) ось её - невидимую жердь…
   
   Земля, укутана воздушной атмосферой,
   В полёте солнечного ветерка вкусив,
   На переходе в утро, нежной дымкой серой
   Торит (8) начала дня невидимый курсив.
   
   И, миллиарды лет пронизывая космос,
   Приемля весь поток энергий на себя,
   Так плачет на заре, что в утренние росы
   Проснувшихся полей вливается слеза…
   
   Боль белый альбатрос уносит за моря,
   Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия
   
   VII
   Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия,
   Секунды жизни вдруг стремительно иссякнут…
   Чуть раньше (позже?..), чем хотелось бы, друзья,
   На корабле судьбы фатально склянки звякнут -
   
   И в дудку старый боцман выдует сигнал,
   Без слов фуражку сняв и скорбно салютуя,
   Чтоб вахтенный на доску молча записал:
   «Братишка списан», обронив слезу скупую…
   
   Итог - неясен… Но возможно ль нам желать
   Иной судьбы, чуток длинней и поспокойней?
   Пожалуй, людям лучше попросту не знать
   Что там, в раю, а что - пониже, в преисподней…
   
   Увидим ли тоннель, свечи огонь пугливый?..
   Рассудок опьянён ночным аперитивом (9)
   
   VIII
   Рассудок опьянён ночным аперитивом:
   Деревья серебрит красавица-луна,
   И заслоняют тучки в небе боязливо
   Свечей мерцанье в дырках чёрного сукна…
   
   Мы рвёмся в космос: надо ж, к звёздам долетели
   Сигналы «радиопосланий» от Земли!
   Но, может, братцы, мы не вовремя посмели
   Нарушить грубо равновесие вдали?!..
   
   О, как же просто для земного человека
   Решение принять наперекор судьбе:
   «Рубить с плеча» простым приёмом дровосека,
   А результат – увы, частенько «так себе»…
   
   Всю ночь покоя нет усталому уму –
   Сон не пришёл. Кто мне подскажет, почему?
   
   IX
   Сон не пришёл… Кто мне подскажет, почему
   Не спится нам, хотя свинцовая усталость
   Прижмёт настолько, что «неспящему уму»
   На пару мыслей сил реально не осталось?!..
   
   Однако - буквы сами строятся в ряды:
   Вот это да! «Играет» спящий мозг с потоком,
   Плюс где-то в «центре безопасности» ходы
   Всю ночь считает, бдит недремлющее око!
   
   Наш мозг Вселенной соответствует вполне,
   И гении легко доказывают это:
   Открытия порой приходят к ним во сне,
   Частенько – ночью, в старом кресле кабинета
   
   Листок да карандаш, плюс рюмочка абсента -
   Претит обычность дел и суета момента…
   
   X
   Претит обычность дел и суета момента?
   Давным-давно пора понять простой народ:
   Наигранность плохой игры дивертисмента (10)
   Поверьте, публике на пользу не пойдёт!..
   
   Дороги «в никуда», канавы да просёлки…
   То грязь, то суета вокруг пустых тревог,
   В деревне – старики... Ни козочек, ни тёлки;
   В столичных городах - насилие и смог…
   
   Как не напиться вдрызг в тоске от безнадёги?
   От пьяни и воров как возвести форпост?!
   «Капитализма дух» по деревням не бродит -
   Знать, примет бедолаг на вечный срок погост…
   
   Как дальше будем жить – неясно никому,
   Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму
   
   XI
   Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму…
   Не отыскал дорог безоблачных и гладких,
   Где сердце будет благодарным бытию,
   А тело – стройной загорелой «шоколадкой».
   
   Но это всё – вовне, важней полёт мечты,
   Глобальный вектор, высота и смысл полёта:
   Раскрыть причину притяженья красоты,
   Да чтобы рядом находился близкий кто-то -
   
   Та, в ком жива ещё светлейшая печаль,
   Присущая вполне серьёзности задачи…
   Мы с ней смогли б узреть Великую Спираль
   На звёздном небе - образ счастья и удачи!
   
   Но коль наш разум осознает суть момента-
   Мы потеряем результат эксперимента…
   
   XII
   Мы потеряем результат эксперимента:
   Ничто не в силах вере в Бога помешать,
   И как бы «внешние» идеи ни блестели,
   Нам достоверных, точных данных негде взять…
   
   Тут надобно начать движение к истоку,
   Где с Богом напрямик общается душа,
   Отдав всего себя духовному потоку,
   В котором воспаришь - без слов, едва дыша…
   
   …Обычная звезда, подобных – миллиарды
   В галактике моей – песчинке звёздных троп,
   Где миллионы лет с судьбой играют в нарды
   Живые существа… Нас можно втиснуть в гроб,
   
   Но с праведной стези, «в обход» - не развернуть:
   Нам тяжкий крест нести, нам предначертан путь.
   
   XIII
   Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь -
   Однажды мы пройдём под сводами Портала
   И разумам иным свою откроем суть
   Под грандиозный гимн Вселенского хорала
   
   Познаем новый мир, расширим кругозор,
   Вступив в Священный Круг Больших Цивилизаций -
   На равных поведём спокойный разговор,
   Отринув суету и грязь инсинуаций (11)
   
   Конечно, может всё произойти не так,
   И Апокалипсис не исключён из списка
   Вполне возможных пертурбаций и атак,
   От ядерной войны - до «взора василиска» (12)
   
   Мы – на передовой, мы – цель эксперимента,
   На нас ложится вся ответственность момента…
   
   XIV
   На нас ложится вся ответственность момента.
   Не смогут победить насилие и зло -
   Врага «стреножим», не допустим прецедента,
   Лишь дай нам, Господи, и лодку, и весло,
   
   Дай сил достаточно – не более чем нужно,
   Да награди всех нас терпением зело (13)
   Смиренно примем мы судьбу свою - как службу.
   Во имя будущего - меч наш и стило!
   
   Так, с пессимизмом врозь, мы встретим день грядущий,
   Но, помня страшные годины войн и бед
   Глаголем: «Истинно, осилит путь идущий!»
   И мантру (14) эту повторяем много лет.
   
   Хлеб наш насущный дай на день сей нам и кров,
   Паря в безбрежной протяжённости миров…
   
   XV (МАГИСТРАЛ)
   Паря в безбрежной протяжённости миров,
   Поклялся Богу быть скромней церковной мыши,
   Освободив своё сознанье от оков,
   Уменье дав душе парить намного выше
   
   Сознание людей на шарике «Земля»
   Ну отчего же так печально, сиротливо?
   Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия,
   Рассудок опьянён ночным аперитивом
   
   Сон не пришёл… Кто мне подскажет, почему
   Претит обычность дел и суета момента?
   Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму,
   Мы потеряем результат эксперимента
   
   Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь
   На нас ложится вся ответственность момента
   …………………………………………
   Глоссарий (15)
   1. ЩЕРИТЬ шерсть, щетину,топорщить,взд­ымать­ от злости,испугу.
   Щерить зубы, скалить
   2. ПЕРВАЯ ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ блаженств Нагорной проповеди
   Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженны нищие духом,
   ибо их есть Царство Небесное” (Евангелие от Матфея, 5 глава, 3 стих).
   3. ПЕРИФРАЗ, перифраза - стилистический прием, заключающийся
   в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом
   речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.
   4. ПЕРТУРБАЦИЯ, - Внезапное изменение, осложнение
   в обычном ходе чего-н., вносящее расстройство, беспорядок.
   5. МЕЙНСТРИМ - преобладающее направление в какой либо области
   (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени.
   6. Г.П. Федотов. «Святые Древней Руси», вводная глава, п.3:
   «…Канонизованные святые представляют лишь четко, литургически
   очерченный круг в центре Небесной Церкви».
   7. КАМЛАТЬ сиб. - шаманить, гадать, ворожить
   8. ТОРИТЬ что (тереть), прокладывать борозду, тропу, дорожку
   9. АПЕРИТИВ (франц. aperitif) - напиток для возбуждения аппетита.
   10. ДИВЕРТИСМЕНТ - театр. представление, состоящее из
   разножанровых номеров, не связанных единым сюжетом.
   11. ИНСИНУАЦИЯ, инсинуации, жен. Клевета, преднамеренное
   сообщение ложных предосудительных сведений с целью опорочить кого-нибудь.
   12. ВАСИЛИСК - сказочное чудовище, змей, убивающий взглядом и дыханием.
   13. ЗЕЛО, нареч. (устар.) - очень. Словарь ударений.
   14. МАНТРА — молитвенная формула или заклинание.
   15. Глоссарий - англ. glossary. Словарь, прилагаемый в конце книги
   16. Карл Эдуард Саган (9 ноября 1934 — 20 декабря 1996) - американский
   астроном, астрофизик, космолог, выдающийся популяризатор науки и писатель-фантаст
Александр Граков (Лекса)[14.11.2013 21:01:54]
   Николай Бур
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на произведение «Сквозь тернии к звездам». Венок сонетов. Автор: Михаил Литвин
   
   В связи с публикацией на портале «обзора обзоров», сразу оговорюсь, что материалы по теории написания сонетов и «венков сонетов» мною взяты из энциклопедий, справочников и критических заметок коллег, которые имеются в базах Интернета.
   Чтобы господа обзоро-обзористы не утруждались, цитируемые тексты я выделил курсивом и дал ссылки на источники. Считаю, что цитаты полезны, как материал для совершенствования наших знаний. И для лучшего понимания темы.
   Разрешите перейти к её изложению.
   
   Для оценки венка сонетов – одной из наиболее трудных поэтических форм – пришлось заглянуть в справочники.
   СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare - звучать, звенеть) - итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело.
   Узнал, что в середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. Эту упрощённую форму (Ха! – Н. Бур)популяризовал и сделал образцовой У. Шекспир («Сонеты»), поэтому её называют шекспировским сонетом.
   Определил, что коллега М. Литвин избрал именно эту форму.
   Не шутейные требования предъявляет к поэту архитектоника «венка сонетов». Вот, какие страсти нашел у специалистов по плетению:
   «Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка»; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и т. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература об иностранном сонете весьма обширна. Указания на нее в энциклопед. словаре Брогауза и Эфрона — статья «Сонет» А. Горнфельда. На русском языке можно назвать только главу 9 книги Н. Н. Шульговского: «Теория и практика поэтического творчества».
   В. Ч.» (Словарь литературных терминов. http://enc-dic.com/lit/Sonet-470/)
   
   Имея весьма поверхностное представление о премудростях сложения этих маленьких песен из 14 строк, я не пытался углубляться в теорию. За работу взялся с довольно легкомысленным настроем. Хотелось насладиться лирическими мелодиями, полюбоваться поэтическими картинками, выразить восторги по поводу удачных тропов, слегка пожурить за шероховатости, если таковые найдутся.
   Приготовил даже красивую сентенцию из какой-то статьи: сонет «является характерным для авторского цикла мотивом неразделенной любви. Элегически медитативная интонация находит адекватное мелодическое выражение в протяженности стиха (6 стопный ямб) и в самой форме…»(с)
   
   Но «влёгкую» пробежаться по венку сонетов Михаила Литвина не удалось.
   По трём причинам.
   Во-первых, «венок» не о любви.
   Во-вторых, автор взялся за разрешение вечного философского вопроса: для чего человек живет на планете Земля.
   В-третьих, некоторые сонеты написаны в форме религиозных стихов.
   Такой вот получился «коктейль Литвина»: философская поэзия в форме венка сонетов на тему о смысле бытия, с религиозными мотивами в стихах. Смесь мудрёная, чреватая для автора срывами в смыслах, непростая для усвоения читателем.
   Подсказкой для понимания темы служит эпиграф:
   «Космос есть внутри нас, мы сделаны
   из звёздного вещества, мы - это способ,
   которым Космос познаёт себя»
    Карл Эдуард Саган
   Зная о проблеме только по несерьезным познавательным телепрограммам, я решил не отказывать себе в удовольствии и прочитать «венок» насквозь, обращая внимание только на соблюдение метрики, на семантику стиха, на отточенность рифмы и на звучание лейтмотива в содержании сонетов.
   И знаете, мне это, в основном, удалось. Повторы-рефрены строк в начале сонетов облегчают понимание, наличие внутренних цезур в большинстве строк придают стихам ритмичность.
   Вот такие опорно-смысловые строки служат «скрепами» венка:
   «1. Избавь мышление от пены сладких снов,
   Освободив своё сознанье от оков
   2. Впусти в свой Храм науку и искусство,..
   Получишь мощный сплав разумности и чувства!
   3. Прозренье истин - переход не постепенный)
   4. Так устремим свой взгляд на небосвод над крышей,
   Уменье дав душе парить намного выше…
   Кто внемлет Богу, тот за сто парсеков слышит
   5. Вне времени и тьмы мы все поймём друг друга:
   Едино сущее внутри нас и вовне…
   6. Раскроем души мы, и защитят друзья
   Сознание людей на шарике «Земля»…
   7. В плену неведомого центра всех широт
   Живут созвездия сообществом незримым…
   
   Планета в ночь летит - юлой вокруг светила,
   Но отчего же так печально, сиротливо?..
   8. Искристый бархат обернул земную твердь?..
   Ажурный Млечный путь небесным лейтмотивом
   Камлает ось её - невидимую жердь…
   9. Боль белый альбатрос уносит за моря,
   Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия
   10. Иной судьбы, чуток длинней и поспокойней?
   Пожалуй, людям лучше попросту не знать
   Что там, в раю, а что - пониже, в преисподней…
   
   Увидим ли тоннель, свечи огонь пугливый?..
   Рассудок опьянён ночным аперитивом
   
   11. О, как же просто для земного человека
   Решение принять наперекор судьбе:
   «Рубить с плеча» простым приёмом дровосека,
   
   12. Однако - буквы сами строятся в ряды:
   Вот это да! «Играет» спящий мозг с потоком,
   Плюс где-то в «центре безопасности» ходы
   Всю ночь считает, бдит недремлющее око!..
   
   Листок да карандаш, плюс рюмочка абсента -
   Претит обычность дел и суета момента…
   
   13. Претит обычность дел и суета момента?
   Давным-давно пора понять простой народ:
   Наигранность плохой игры дивертисмента
   Поверьте, публике на пользу не пойдёт!..
   14. Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму…
   Не отыскал дорог безоблачных и гладких,
   Где сердце будет благодарным бытию,
   А тело – стройной загорелой «шоколадкой»…
   
    Но коль наш разум осознает суть момента-
   Мы потеряем результат эксперимента…
   
   15. Познаем новый мир, расширим кругозор,
   Вступив в Священный Круг Больших Цивилизаций…
   
   Конечно, может всё произойти не так,
   И Апокалипсис не исключён из списка
   Вполне возможных пертурбаций и атак,
   От ядерной войны - до «взора василиска»
   
   Мы – на передовой, мы – цель эксперимента,
   На нас ложится вся ответственность момента…
   
   16. … Не смогут победить насилие и зло -
   Врага «стреножим», не допустим прецедента,
   Лишь дай нам, Господи, и лодку, и весло…»
   
   Таково первое впечатление от прочитанного «венка». Способности автора несомненны, плоды его трудов наглядны. Но все ли свои возможности раскрыл Михаил Литвин в работе? Авторы не случайно указывают при публикации «венков» две даты – начала и окончания работы. Она часто занимает полгода и более.
   Но есть среди критиков мнение, что каждый поэт должен испробовать свои силы в создании «венка». Хотя бы для того, чтобы быть раскритикованным в пух и прах и понять прорехи в своём мастерстве.
   Уверен, что Михаил выставил эту сонетную поэму в «Платон…» не только для дружеских похвал, но и для поиска истины: можно ли считать «венок» завершенным?
   Сравним два сонета:
    1.
    Вот человек является на свет ...
    Случайность это или Божья воля?
    Наш мир - чужих экспериментов поле?
    И что способен изменить ответ?
   
    Как жить, и где, и с кем, и сколько лет -
    Всё это решено уже (не нами);
    А то, что можем выбирать мы сами -
    Лишь узкий в рамках бытия просвет...
   
    Едва приходит жизни пониманье -
    Согласие возможностей с желаньем -
    Уж волосы белы как свежий снег;
   
    И старость нам напоминает строго
    Что молодым пора давать дорогу -
    Ведь на земле не вечен человек...
   
   2.
    Паря в безбрежной протяжённости миров,
    Поклялся Богу быть скромней церковной мыши,
    Освободив своё сознанье от оков,
    Уменье дав душе парить намного выше
   
    Сознание людей на шарике «Земля»
    Ну отчего же так печально, сиротливо?
    Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия,
    Рассудок опьянён ночным аперитивом
   
    Сон не пришёл… Кто мне подскажет, почему
    Претит обычность дел и суета момента?
    Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму,
    Мы потеряем результат эксперимента.
   
    Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь
    На нас ложится вся ответственность момента.
   
   Первый сонет принадлежит Дмитрию Лаврову и является «магистралом» из его венка «СЕ – ЧЕЛОВЕК!» http://samlib.ru/l/lawrow_d_b/venok2.shtml
   Второй, как вы догадались – «магистрал» из венка нашего коллеги.
   Михаил, Вы чувствуете разницу? Не могу назвать Ваш сонет законченным произведением. Некоторые строки «магистрала» нестыкуются и нарушают стилистику стихов. Ведь «философская поэзия» - не значит, непонятная и заумная. Читатель ждет логичного изложения мысли.
   Впечатление такое, что «магистрал» собран в последнюю очередь, когда венок был сплетен. Но разве он не пишется вначале, чтобы указать «магистраль»? Или я чего-то не понимаю?
   Очень неудачен 1-й сонет. К смыслу в нем приходится пробиваться. Тема наркомании поэта здесь же обрывается и повисает в воздухе. Лексика в этих стихах также не лирично-сонетная. Перебор лексем с отрицательной экспрессией:
   
   Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил
   
   Щетину на спине и скалил злобно пасть,
   И мерзкая слюна перетекала в глотку…
   Но как же, Боже мой, так низко можно пасть -
   Поганить душу за наркотика щепотку
   
   Незаконченные строки с переходами в следующий катрен «щерил/ Щетину на спине» надо считать недостатком. Сонетисты давным давно порешили, что катрены должны быть разъединены большими остановками (repos), но соединены общими рифмами.
   То же:
   …Поднять к иконе взгляд
   Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный,
   Пречистой Деве каясь, словно младший брат.
   Плохо, что перенесено «взгляд/ Не смел», но и в семантике огрехи. Откуда он «слышал звон чудесный»? И не в традиции христиан к Пречистой Деве записывать кого-то в братья.
   
   Ссылки на сложность философско-религиозн­ой­ темы не принимаются. К ней поэты обращались неоднократно и изъяснялись в венках более доходчиво:
   Дмитрий Лавров.
   
    Наш разум - Божий дар, источник бед?
    Он инструмент для мира постиженья,
    Кошмар природы иль венец творенья;
    Закат всего живого иль расцвет?
    http://samlib.ru/l/lawrow_d_b/venok2.shtml
   
   Олег Лерман
   
   Вселенская каша
   
   Несётся за волной крутой волна,
    Даруя шанс прочувствовать сполна
    Хмельную неизведанность полёта.
   
    Но в книге мудрой Бога-патриарха
    Расписана для каждой жизни квота,
    Всё счислено: от солнца и до кварка.
   (с) (не с ЧХА)
   
   
   На мой взгляд, автору вполне по силам венок доработать. При чтении приходилось перескакивать через некоторые «барьеры».
   Это касается строк, в которых отсутствует внутренняя цезура.
   Вот пример:
   Сознание людей /на шарике «Земля» - !
   Играет в полусне /немыслимым узором, - !
   Как жаль, что ничего/в нём различить нельзя: - !
   Вздремнувший разум стал /на время фантазёром… - все цезуры слышны
   
   Светодиодами мигает ноутбук – нет цезуры
   В полночной мгле, «в коннекте» с интернетом, - сдвиг цезуры
   Да сквозь растущий на /окне зелёный лук – нА - плохо
   В окно глядит Луны /затёртая монета… - цезура на месте
   
   Есть и другие катрены с такими недостатками.
   К сожалению, немало в сонетах неточных слов, которые влекут за собой и огрехи в стилистике. Я нашел такие ошибки:
    Паря в безбрежной протяжённости миров,- паря жил на Земле – стилистический огрех
    Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,- «во что-то» - невнятно
   ………………………………………….щер­ил­ – плохая рифма.
    Поганить душу за наркотика щепотку! – корявая инверсия
   
   Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный – что звенело?
    Почуяв наконец, что полной грудью дышит – «почуяв» – грубо и неточно
   Но если веришь – знай, что Отче правый слышит – очень «в лоб», лучше говорить о вере
    Всех нищих духом. Пусть безмерно далеко – «висячий» переход
    И рухнет царства Тьмы ужасный бастион!.. - оборонительное сооружение вряд ли ужасно
   И сутьсвою в тиши являла Весть Благая – весть – это и есть суть. Благовест в тиши?
    Проникновением таинственным извне. – эротичная двусмысленность
   Впусти в свой Храм науку и искусство – впустить в душу, нет «своего Храма»; науку-и-искуство
   Но эволюция не терпит перифраз
    Во время грозных бурь великих пертурбаций - перебор терминов-варваризмов­
   «в коннекте» с интернетом - Интернетом
    Планета в ночь летит - юлой вокруг светила,
   Но отчего же так печально, сиротливо?..
    – как-то не вяжется «печально-сиротливая­ юла»
   Камлает ось её - невидимую жердь…- молит ось? И путаница
   воздушной атмосферой - тавтология
    Торит начала дня невидимый курсив. – или торит курс, или рисует курсив
    энергий на себя,
    вливается сл еза…- сонет требует точных, звучных рифм
    Боль белый альбатрос уносит за моря, - моря-бытия - нерифма
    Летя вдоль хрупких стен сосуда бы тия – сложно представить
   «Братишка списан», обронив слезу скупую…- разг. стиль, «слезу скупую» - штамп
    Но, может, братцы,мы не вовремя посмели – тоже; «не вовремя посмели» - стил. огрех
    Всю ночь считает, бдит недремлющее око! – считает око?
   Наигранность плохой игры дивертисмента – сонет запрещает повторы слов, а здесь однокоренные в одной строке: «наигранность игры»
   Ни козочек, ни тёлки; - разнобой в числе, но терпимо
   В столичных городах - насилие и смог… - разные понятия, стил. огрех
    Как не напиться вдрызг в тоске от безнадёги?- вдрызг, безнадеги, пьяни – сниженная лексика
    От пьяни и воров как возвести форпост?!- не форпост, ищите слово
   Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму…- не нашел ответа
    Не отыскал дорог безоблачных
    и гладких,- «безоблачных» не согласуется с «гладких»
   
    Но коль наш разум осознает суть момента-
    Мы потеряем результат эксперимента… - сентенция ключевая, но невнятная. Разве разум должен пребывать в бессознательном состоянии?
   
    И как бы «внешние» идеи ни блестели, - оч. плохо
   В галактике моей – песчинке звёздных троп, - как это?
   ……………………………………..игра­ют­ в нарды
    Живые существа… Нас можно втиснуть в гроб, - коряво
   
   
   В этом сонете автор открывает нам смысл бытия:
   XIII
   
   Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь -
    Однажды мы пройдём под сводами Портала
    И разумам иным свою откроем суть
    Под грандиозный гимн Вселенского хорала
   Познаем новый мир, расширим кругозор,
    Вступив в Священный Круг Больших Цивилизаций
    -
    На равных поведём спокойный разговор,
    Отринув суету и грязь инсинуаций.
   
   Ясно, что мы пройдем под сводами некоего Портала, под гимн таинственного Вселенского хорала и вступим в чудесный Священный Круг…
   Но ни одно из этих понятий не объяснено, и в резюме «венка» загадок больше, чем отгадок.
    И всё же автор призывает:
    Мы – на передовой, мы – цель эксперимента,
    На нас ложится вся ответственность момента…
   
   На этом «венок» можно бы завершить. Сонет XIV
   мне показался декларативным, с общими местами.
   
   Заключительный «магистрал» мы рассмотрели вначале.
   
   У меня есть уверенность, Михаил, что венок вполне можно доработать. И он заиграет более яркими красками.
   Для разрядки и поддержания оптимизма завершу сонетом-шуткой:
   
   Леонид Цветков
   1.
   Привет, дружок, давненько не видались!
   Как пишется-живется? До сих пор
   Стишками женщин балуешь, на спор
   Пленяя их словами "выси", "дали"?
   
   Как в юности, поди, метафорист,
   Все познаешь, по-прежнему, в сравненье?
   Но что омары лучше, чем пельмени,
   Еще вопрос. И он уже повис:
   
   "Не вдарить ли чего за нашу встречу?"
   Сухи слова, а значит и стихи,
   И лучше их смочить полусухим!
   ...Пишу ли сам? Примерно так отвечу:
   
   Поэзию терплю за то, что с ней
   Кажусь себе моложе и умней.
   
    http://samlib.ru/c/cwetkow_l_e/dwadcatxsonetowznakomomupoetu.shtml
   
   Верный боец Когорты Критиков
   Николай Бур
,
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Михаил Литвин[14.11.2013 21:43:24]
   Вот это ДА!!!
   
   Николай, ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО за великолепный разбор "Венка"! Принимаю "на борт" все Ваши критические замечания, все отмеченные шероховатости и ошибки и прочие выявленные огрехи.
   
   При первом прочтении "поймал" себя на том, что улыбка не сходит с лица - и это несмотря на множество полученных критических замечаний! :)
   
   Отдельная благодарность - за лёгкий, позитивный и, в целом, "поощрительный" стиль Вашего разбора "Венка". Сразу же возникло желание "поправить, улУчшить, углУбить", и т.п. :)
   ....................­....................­....................­.........­
   РЕЗЮМЕ: "А надо учиться, учиться, учиться" (из рецензии М. Салтыкова-Щедрина на комедию Самарина, 1868)
   
    M.Li., esquire
Николай Бурмистров[14.11.2013 22:00:36]
   Михаил,
   возможно, та улыбка и есть самая ценная подсказка.
   Не теряйте её.
   Будем жить с улыбкой.
   Спасибо за спасибо!
Михаил Литвин[14.11.2013 22:15:36]
   Именно так, Николай! :)
   Будем.
Александр Граков (Лекса)[15.11.2013 17:28:38]
   Команда проекта "Платон мне друг..." приносит извинения автору за задержку готовой рецензии. В связи с проведением Съезда письмо члена Когорты Критиков на два дня затерялось между сообщениями со Съезда МСП НС.
   
   
    Крит И.К.
   
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на произведение « «Сквозь тернии к звездам». Венок сонетов». Автор: Михаил Литвин
   
   "Венок несонетных сонетов"
   
   Преамбула
   
   Ох, и неблагодарное же это дело – рецензировать поэзию, особенно, твердых форм и, особенно же, сложноорганизованных­.­
   Всегда рискуешь нарваться на недовольство, как автора, так и его ревнивых почитателей, недовольных и несогласных с мнением рецензента. Ну да, как поется в известной песне: "Люди добрые поймут, а злые пусть осудят" – всегда говорил то, что думаю, причем, всегда говорил, только предварительно подумав, а посему буду говорить откровенно, тем более что желаю автору разбираемого произведения только добра и ничего более. Засим и приступим.
   
   Амбула.
   
   Тяжел в руке венок - пера творенье
   Корпел поэт, сплетая рифмы-листья
   Войду ли под его таланта сень я,
   Иль заблужусь в потоке бурном мысли?
   
   Сонетов ветви, подчиняясь магистралу
   Плетут сюжет судьбы поэта в море жизни
   Жаль мало лирики, хотя труда навалом,
   Читатель умер. Ecce, критик в пессимизме.
   
   И, как в пустыне, вопиет он ко поэтам:
   "Читать занятно вас, но ждал я больше!"
   Мозг занят, но молчит душа при этом
   Иль ждать Шекспира в 21-м веке вотще?
   
   Когда бы Уильям средь поэтов не был сэром,
   Ужели Михаил тогда б нам был примером?
   
   Да не обидится на меня автор разбираемого "Венка", но я даже не знаю, имеет ли смысл разбирать его произведение, что называется "по листикам".
   Ведь, что есть, для меня, по крайней мере, "Венок сонетов"? Это стихотворное произведение, в котором при неочевидной значимости сюжета, обусловленного магистралом, хочется, что называется, смаковать по отдельности каждый "листик" венка. Переживая вместе с автором и (например) светлую грусть от утраты чего-либо, и неистовую страсть от вожделения, и горечь потерь, и радость осознания целостности дружбы. Да много чего можно было бы пережить вместе с автором... Если бы не...
   
   Если бы вместо "Венка сонетов" нашему вниманию не предложили 15 крепко скроенных стихов с общей сюжетной канвой, интересной (хотя иногда и сомнительной по смысловому содержанию) рифмой, построенной по образцу (если можно так сказать) английского сонета с сонетным ключом-окончанием.
   Но вот только не являются эти пятнадцать стихов (считая магистрал) сонетами, вот, хоть убейте меня. Хоть тридцать ключей-окончаний в конце поставь, хоть тридцать тысяч.
    Нечего там переживать. Нечего складывать, выворачивая наизнанку душу, к ногам возлюбленной, нечего посвящать верному другу и цетера, и цетера...
   Нам лишь предложено (в числе прочего) ощутить мерзость перетекания слюны в глотку. Кстати, довольно плохо связанный смысловой контекст: "щерил щетину", "скалил пасть "монстр, а "перетекала в глотку" уже слюна.
   Ну, перетекала... И? Хотя если она перетекала из пасти монстра в глотку Поэта..... Бр-р-р-р... Что-то дальше "перебирать теребя" этот "листик" в "венке" неохота, хотя там есть за что зацепиться мозгом. Ну, невдомек мне, например, как должен каяться Пречистой Деве именно младший брат, хотя по существу я этим "младшим братом" и являюсь (есть у меня старший, есть... есть такой грех).
   
   Кстати, о грехах... Может, я и неправ, но мнится мне, что "каяться кому-то" – это несколько не правильно, что ли. Каются обычно в чем-то. В грехах, как правило. Но кому-то...
   Может, я чего то и не знаю из истории христианского вероучения, и у Пречистой
   был-таки младший брат, который наколобродил в своей жизни столько, что потом был вынужден каяться своей старшей сестре... Если после успения, то надо б молиться Богородице, как все добрые христиане, а если до... Гм. Ускользает смысл, остается лишь "слюна, перетекающая в глотку".
   
   Во втором "листике" нас отсылают прямиком к Нагорной проповеди, но почему-то кривой дорогой. " Отче правый слышит Всех нищих духом" - это так. Но если все-таки попытаться понять, что подразумевают (например) богословы под смысла понятия "блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное", то становится ясно, что для достижения такого состояния мало быть "скромней церковной мыши"; если я что-то и понял из объяснений данных мне, то благость духовной нищеты - это категория недостижимая. В ней можно быть, но ее нельзя достичь, ибо пытаться ее достичь осознанно - уже гордыня. А вкупе с "боготворческими порывами" - смертный грех. А нам подсовывают "мышленье с пеной сладких снов". Барышне такое читать страшно (за барышню). В кругу ученых мужей в таком виде – стыдно, да простит меня автор (за невежество).
   И так еще не один и не два раза по ходу "пьесы". "Планета в ночь летит - юлой вокруг светила, Но отчего же так печально, сиротливо?.. "
   
   Кстати, не мешало бы задаться вопросом: "А является ли, по существу, предложенное нам произведение с формальной точки зрения "венком сонетов"?
   
   Формализуем понятия...
   
   Компилируя всевозможные требования, предъявляемые к сонетам и определения их же, введем некие обобщенные критерии, которым должен удовлетворять каждый стих в "венке":
   
   1. Ритмический строй и этноархитектура рифмы стиха.
   2. Фактическое содержание стиха.
   3. Эмоциональная индукция в слушателя (читателя) (эмоции, чувства, переживания). Сонетность (субъективистическая­ отождествляемость этой индукции с внутренним, для критика-читателя, романтическим ощущением "сонетности").
   
   4. (необязат.) Ну, коль уж сонет восходит к франко-прованскому sonetto(песенка), то четвертым, желательным условием, определим для себя возможность переложения стиха (на языке оригинала, а может и не только) на музыку, а также возможность хоть
    сколь-нибудь объективной (ха-ха-ха) оценки успешности этого переложения (ну, в самом деле, поют же супруги Никитины 90-ый сонет, и не плохо у них это получается, кто бы что ни говорил).
   
   Итак:
   
   По первому вопросу, как уже было сказано выше претензий к разбираемому "Венку" нет: Ритмика и этноархитектура стихов "Венка" восходит (если ни у кого нет возражений) к английскому сонету с попарной рифмовкой внутри катренов и ключом-окончанием со смежной рифмой. Ура. Автору зачет.
   
   Фактическое содержание стихов
   
   Формализованные требования к содержанию:
   
   "сонет всегда посвящен одной мысли, которая должна быть полностью раскрыта и решена в 14 строках. Первый катрен содержит изложение главной темы. Во втором катрене происходит развитие темы, в третьем тема как бы подводится к развязке, иногда за счет противопоставления ей побочной, антагонистической темы (подобное противопоставление – обычная черта первого терцета итальянского или французского сонета). Наконец, завершающее двустишие формулирует заключение"
   
   С этих позиций разберем отдельные (а если будет и дальнейшее желание, то и все) стихи-кандидаты в сонеты:
    Стих №1
   "Паря в безбрежной протяжённости миров,
   Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,
   Надежду пестуя на пищу и на кров…
   Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил (1)
   
   Щетину на спине и скалил злобно пасть,
   И мерзкая слюна перетекала в глотку…
   Но как же, Боже мой, так низко можно пасть -
   Поганить душу занаркотика щепотку!
   
   Молился истово. Поднять к иконе взгляд
   Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный,
   Пречистой Деве каясь, словно младший брат.
   Решил пройти семь раз вкруг церкви ходом крестным.
   
   Почуяв наконец, что полной грудью дышит,
   Поклялся Богу быть скромней церковной мыши"
   
   Посвящен ли стих одной мысли?
   Ответ: Да. По мнению критика, эту мысль можно сформулировать так: "Несоответствие фактического положения "поэта" в Юниверсуме с субъективным его же восприятием. Методы корректировки. Возможные перверсии".
   
   Раскрыта ли тема полностью?
   Ответ: Почти, да. Хотя, по мнению критика, тема раскрыта частично. Введенный в повествование монстр требует, как дополнительного описания (что это? монстр взбудораженного сознания поэта, фактическая "зверюга из преисподни"?), так и несомненной шлифовки (ради бога, автор, уберите "глотку" со "слюной" ОМЕРЗИТЕЛЬНО НЕСОНЕТНО. Требует уточнений и образ наркотика, за щепоть которого "поэт" так опрометчиво продает душу.
   Развязка и мораль (антимораль) в ключе-заключении. Скажу лишь одно: поведенческими перверсиями ЛГ я, как критик, остался весьма доволен, лишь представлю, как несчастный, который только что не смел поднять глаза на святой образ, вдруг с гиканьем (не получивши благословения) понесся вкруг храма семикратно. Да еще имеет наглость (сарказм, но добрый) это "крестным ходом" называть! Ох, Автор, Автор, натурально – это готовый сценарий в жанре концептуального кино, но вот сонет ли это?
   
   Зачет ли автору? В таком виде очевидно НЕТ. Глотку-слюну убрать!
   Монстра, ИМХО, необходимо доводить до ума и, если нет цели показать ЛГ (альтерэго автора?) как потенциального сумасшедшего, то с богоисканиями на грани нервного срыва я бы поаккуратнее.
   
   Далее по списку требований - эмоциональная индукция.
   
   Была ли?
   Ответ: ДА!
   Какая?
   Ответ: Сарказм по отношению к ЛГ, омерзение к монстру, полное отсутствие необходимости сопереживания с ЛГ.
   "Сонетна" ли эта индукция?
   Ответ: Вкусовщина, конечно, но нет. ИМХО: не сонетна вовсе.
   Зачет ли автору? Гм.... Ну я даже не знаю....))) Пусть автор сам поставит себе оценку – держите зачетку)).
   
   Возможность переложения стиха на музыку. Мелодичность, романтичность и пр.
   Возможно ли?
   Ответ: Да. Сейчас – все что хотите за ваши деньги на музыку переложат.
   У меня в мозгу, например, на слова Стиха №1 разбираемого "Венка" сразу зазвучал ( и не смолкает, собака...))) эдакий энергический рэпчик:
   
   Тыц-тыц-тыц
   (речитативом)
   Паря в безбрежной протяжённости миров,cmonnnn!
   Тыц-тыц
   Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,
   Надежду пестуя на пищу и на кров… Йо, мама!
   Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил...
   
   Кстати, при попытке его (рэпчик) прогнать из головы и попытаться все-таки наложить слова стиха на музыку, извлекаемую из чего-то более мелодичного, мандолины, например, получалось сносно, ровно до того момента, как на сцену являлся монстр с неконтролируемым слюноотделением:
   ...Полукольцом вокруг меня тоненькие барышни в пышных белых платьях, убранных цветами, и я на мандолине: "И мерзкая слюна-а-а-ааа!..."
   Бац-бац-бац (звуки падающих девичьих тел)
   
   "Милые леди, вы прослушали сонет номер один М.Литвина. Спасибо за внимание."
   
   Зачет ли автору по этому вопросу?
   А вот, неожиданно: ДА!
   Сейчас сижу, работу работаю и рэпчик новый гундю себе под нос:
   
   "Тыц-тыц-тыц
   (речитативом)
   Паря в безбрежной протяжённости миров, cmonnnn!
   Тыц-тыц
   Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,
   Надежду пестуя на пищу и на кров… Йо, мама!
   Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил.."
   
   Хотите, чтоб я все стихи в "Венке" так разобрал? Я могу, но боюсь, что формат сайта не позволит.
   
   Ну да ладно, о минусах поговорили, капнем медком.
   
   Понравились:
   
   Катрен №2 стиха №5
   
   "Светодиодами мигает ноутбук
   В полночной мгле, «в коннекте» с интернетом,
   Да сквозь растущий на окне зелёный лук
   В окно глядит Луны затёртая монета… "
   
   Не сонет - и фиг с ним, но образно, черт меря раздери. Браво.
   
   Катрен №1 стиха №8
   
   "Рассудок опьянён ночным аперитивом:
   Деревья серебрит красавица-луна,
   И заслоняют тучки в небе боязливо
   Свечей мерцанье в дырках чёрного сукна… "
   
   На секунду-другую даже подумалось, а может, я зря придираюсь? Может, это такой новый поэтический архетип? "Сонеты третьего тысячелетия"?
   Потом перечитал "Уж если ты разлюбишь, так теперь..." и понял, что во имя всех тех, известных и не очень, писавших сонеты, всех тех переводивших написанное
   так, что мне от переводов (!!!) хотелось плакать и смеяться, а по гамбургскому счету, и во имя возможного полного раскрытия поэтического таланта М.Литвина,
   я не должен делать ему поблажек типа: "Да ладно! Че, там! Какое время – такие и сонеты"
   А посему, резюмируем: сонеты в венке несонетны! "Читать занятно вас, но ждал я больше!"
   Да, и как говорится, last, butnotleast - пожелания автору на тему: "Делать-то теперь с этим чего?"
   Тут алгоритм, как и всегда, ветвится, причем, с коэффициентом ветвления много большим, чем 2 (два) или даже 5 (пять).
    Ежели у автора параметр "Чувство юмора" (ЧЮ) отличный от нуля и устойчиво положительный, то можно было бы оставить все как есть ЦЕЛИКОМ, включая монстра со слюной из ГЛОТКИ ))). Назвать произведение не "Через тернии к звездам" (Венок сонетов), а как-нибудь так... как-нибудь эдак...
   Да ладно, чего там - я щедрый! "Через рифму к Шекспиру (Венок несонетных сонетов)"
   Эпиграф придумать...
   
   Не: «Космос есть внутри нас, мы сделаны
   из звёздного вещества, мы - это способ,
   которым Космос познаёт себя» Карл Эдуард Саган,
    а что-то более самоироничное, чтоб умный читатель понял, что при внешнем сходстве ритмического строя с сонетами, то что ему дают почитать-послушать имеет не слишком много общего.
   
   Знаете, что-нибудь вроде:
   
   Среди миров, в сиянии светил
    Одной звезды я повторяю имя,
    Сонетов дивных он немало сотворил,
    Я не звезда, я лишь учусь, спасибо, Уильям!
   
   Если же ЧЮ у автора величина в пределе, стремящаяся к нулю, то...
   
   То дай ему, Боже, сил и терпенья произвести такую "работу над ошибками",
   после которой то, что он написал, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО станет "Венком сонетов"
   
   С уважением к автору,
    Крит И.К,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/.
Михаил Литвин[17.11.2013 18:15:54]
   Финальное эссе
   
   Для меня явилось откровением появление на Портале ЧХА раздела «Платон мне друг…».
   Долгое время я не решался что-либо отправить туда, но всё же решился направить свой «Венок сонетов».
   Зачем автор передаёт своё произведение для разбора критику? Ответ мне кажется очевидным: априори признавая несовершенство написанной работы, автор жаждет получить профессиональный разбор, выявить слабые места своего «детища», получить воистину бесценные советы от талантливых авторов, авторов-профессионал­ов.­
   Порой некоторые из своих ошибок автор обнаруживает и сам – но зачастую уже после публикации, другие же - по ряду причин (отсутствие специального литературного образования, например) он просто не в силах исправить (либо даже просто обнаружить) самостоятельно.
   И вот, я получил два разбора-анализа своего «венка».
   ……………………………………………………­…­
   Разбор №1.
   Первый критик - Николай Бур. Его разбор превзошёл все мои ожидания – подробный, аккуратно «разложенный по полочкам» профессиональный анализ выявил целый ряд серьёзных недочётов, несоответствий и нарушений – как по форме, так и в ряде мест - по содержанию.
   Немаловажное значение для меня имел тон критического эссе, так сказать, «культурологический уровень» критики. В данном случае критик оказался на высоте, спокойно и вдумчиво пояснив и вычленив плюсы и минусы произведения с точки зрения профессионала. Помощь его для меня несомненна и ценнА, а чтение самой критической статьи (как ни странно) доставило огромное удовольствие.
   Критика и рекомендации Рецензента №1 принимаются с благодарностью. Произведение будет подвергнуто мной правке и доработке.
   ……………………………………………………­…­…
   Разбор №2.
   Второй критик – «Рецензент-инкогнито­»­ Крит.И.К. Рецензия названа "Венок несонетных сонетов".
   Если кратко – я несколько разочарован... Разочарован, несмотря на периодически ощущаемою «между строк» профессиональную литературную подготовку.
   Да, выявлены недостатки, ошибки, несоответствия формы и содержания (практически они же выявлены и в первом разборе).
   Конечно, надетая «маска» позволяет критику иметь бОльшую степень свободы» в самовыражении, однако согласитесь, господа и дамы – это не должно превращаться в самоцель!..
   Первая же «сущностная» фраза после предложенного критиком сонета «Амбула» предупреждает автора, чтобы он не обижался.
   Я не обижаюсь, уважаемый Крит.И.К. - я высоко ценю проделанную Вами работу.
   Да, у меня нет глубоких познаний в богословии, посему обязательно почитаю литературу, подумаю и подвергну переработке указанные обоими критиками блоки.
   [Монстр предполагался автором, как некий «образ наркотической зависимости».]
   
   А насчёт РЭПа – извините, уважаемый Крит.И.К. - тут уже некий «перебор» с Вашей стороны…
   
   Благодарю уважаемых Критиков за проделанную работу. Высказанные Вами замечания существенно помогут Автору выполнить непростую задачу - «доводку и шлифовку» произведения. M.Li.
Николай Бурмистров[15.11.2013 18:47:14]
   По литературно-критичес­кой­ статье "Сквозь тернии... венка сонетов. М. Литвину"
   признаков плагиата не обнаружено.
   
   Copyright: Николай Бурмистров, 2013
    Свидетельство о публикации №312916 Дата публикации: 14.11.2013 15:17
   
   Предыдущее: Локи
Александр Граков (Лекса)[17.11.2013 19:16:26]
   Ребята, авторы!
   Проект критики "Платон мне друг..." никогда не ставил(и не поставит) перед собой цель каким либо образом унизить человеческое достоинство автора рецензируемого произведения.
   Да, у нас ощущается острая нехватка профессиональных рецензентов. Но те, что есть, относятся, поверьте, с уважением к поданным в заявки работам.
   А стиль и подход у каждого критика свой - сколько людей, столько и чисто субъективных мнений. Так что обижаться не стоит. Учиться на ошибках - это да.:):)
   С уважением,
   Лекса
Михаил Литвин[17.11.2013 23:14:56]
   Александр – какие же тут могут быть обиды? Никаких обид нет.
    Просто у меня выпали из «культурологической канвы рецензии» отдельные моменты некоего насмешливого «смакования» уважаемым Рецензентом Крит И.К. допущенных автором ошибок – из области религиозных и поэтических канонов…
    Да, так получилось, что у меня нет специального филологического образования, и стихотворные нормы и правила я постигал, в основном, методом «проб и ошибок». Но неужели невысокое качество рецензируемой работы способно было вызвать у Рецензента такие эмоции?..
    Впрочем, все эти вопросы, Александр, носят риторический характер, а Вас я благодарю за оперативную организаторскую работу.
    M.Li.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта