Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Александр Сороковик "Рыжая кошка" ПрозаОтветить
   Рыжая кошка
   (Быль)
   
   Светлой памяти моего отца посвящается.
   
   Эта история не выдумана. Она произошла в годы оккупации Одессы в
   1941-1943 годах. Мне её часто рассказывал мой отец, Борис
   Владимирович, в то время 16-летний Борька, остававшийся в
   оккупированном городе со своей матерью, тётей и бабушкой.
   Последний раз я услышал её за день до его смерти – мы сидели в
   гостиной, разговор почему-то зашёл о кошках. Папе тогда стало легче,
   тяжкая болезнь вроде бы отступила, я радовался улучшению. Потом
   уехал домой, на другой день не звонил: показалось, что всё плохое
   позади. А следующей ночью его не стало…
   Я почему-то не запомнил, какого цвета была та кошка. Папа и сам, по-
   моему, плохо это помнил, так как кошки у них в то время были разные,
   приходили и уходили, сменяя друг друга Однажды он обмолвился, что
   вроде была она серой, но обмолвился как-то неуверенно. У меня
   почему-то сложился образ рыжей, точнее – рыже-белой кисы,
   небольшой, юркой, желтоглазой. А, может, и в самом деле она была
   такой? Не запомнил я и её имени. Ну, ладно, пусть будет просто
   Муськой… Ещё я додумал некоторые детали, второстепенных
   персонажей, диалоги. Но это – право автора.
   Была осень 1943 года. Два года Одесса жила «под румынами». Немцев в
   городе почти не было, румыны заправляли всеми делами. Сейчас много
   пишут о том, что при них одесситам жилось хорошо и вольготно: еды
   было вдоволь, оккупанты не сильно зверствовали, мирное население
   почти не трогали. Не знаю, не знаю… Конечно, когда я слушал
   рассказы отца об оккупации, были семидесятые-восьмиде­сятые­ годы,
   точка зрения на всё была согласованной и единственно верной. Тогда
   невозможно было представить «хорошую жизнь при оккупантах». Но…
   Ведь в те времена люди на кухнях часто говорили совсем
   неподобающие вещи, иногда даже с малознакомыми людьми. А у нас с
   папой отношения были доверительными. Уж я бы запомнил, если бы
   услыхал от него какую-либо крамолу… А так – нет. Были рассказы и про
   голод, и про то, как румынские солдаты расстреляли возле их ворот
   какого-то человека; и о выселении их из дома. Вот с этого места, как
   говорил известный персонаж, поподробнее. А то совсем непонятно
   пока, причём здесь кошка?
   Год назад в их просторную квартиру на третьем, последнем этаже
   добротного старинного дома в центре города вселился румынский
   офицер. «Полковник!» - доверительно сообщил юркий сосед. Был этот
   полковник высок ростом, щеголеват, смугл лицом. Носил маленькие
   ухоженные усики, благоухал дорогим одеколоном. Ходил всегда в
   окружении шумной свиты – всяких там денщиков, писарей и прочих
   лакеев. В тот день он брезгливо осмотрел квартиру, что-то сказал своей
   свите и уехал. Переводчик из местных разъяснил, что господин
   полковник будет жить здесь, а вон там и вот тут – он указал на
   соседние квартиры - будет жить его свита. Всем приказано немедленно
   освободить свои жилища, разрешено взять с собой личные вещи.
   К вечеру Борина семья переселилась в маленькую каморку в подвале
   этого же дома. С собой взяли вещи, кое-что из мебели.
   Прихватили и рыжую кошку. Ну, как прихватили… Кошки гуляют сами по
   себе, ей просто показали новое «жильё», да и всё. Жили довольно
   спокойно: во дворе, где обитало высокое начальство, солдаты не
   дебоширили, не безчинствовали. Конечно, всех повыселяли,
   позабирали хорошие вещи, посуду; мебель получше перетащили в
   апартаменты «господина полковника». Было голодно: пайки маленькие,
   на базаре всё дорого.
   И вот, однажды вечером в форточку просочилась Муська, прыгнула на
   табуретку и бросила на неё кусок мяса, который тащила в зубах.
   Добротный такой кусище свиной вырезки, вид и запах которой они уже
   давно позабыли. Посмотрела на всех, явно наслаждаясь произведенным
   эффектом, довольно муркнула и … выскользнула в вечернюю темноту.
   Первой сориентировалась бабушка. Она быстро подняла вырезку с
   табуретки, промыла водой из кувшина, отрезала небольшой кусок,
   остальное завернула в чистую тряпку, спрятала в буфет.
   - Завтра отнесу на рынок, обменяю на крупу и масло, - заявила она, - из
   маленького кусочка сварим бульон, вот и получится вкусный суп.
   Соседям, если что, скажем, что обменяли на вещи.
   Боре не сильно понравилась такая перспектива: лучше бы нажарить
   хороших отбивных! Бабушка, словно читая его мысли, строго сказала:
   - Жарить мясо нельзя! Холуи господина полковника сразу на запах
   сбегутся, а не учуют сами, найдётся добрая душа, подскажет.
   Доказывай потом в сигуранце (румынская контрразведка – авт.), что
   это не ты стащил мясо с кухни господина полковника!
   - А почему ты думаешь, что это с его кухни?
   - А кто ещё у нас во дворе жрёт свиную вырезку?
   Бабушка, как всегда, была права. Назавтра все с наслаждением ели
   мясной суп, а потом ещё несколько дней каши, заправленные маслом.
   Муська появлялась дома редко, и только тогда, когда не было дома
   полковника со свитой. Приходила днём, отсыпалась, но стоило
   появиться во дворе автомобилю с румынским офицером, тут же
   исчезала. Умудрялась выскользнуть так, что даже соседи её почти не
   видели.
   Кошка явно устроила себе охотничьи угодья на барской кухне: ещё
   несколько раз приносила хозяевам куски мяса, которые бабушка также
   осторожно расходовала. Но и себя Муська тоже не забывала: стала
   гладкой, сытой, шерсть лоснилась. Самое главное, что она неизменно
   уходила с добычей на соседний чердак, в сторону от дома, пряталась
   где-то в одной ей известных закутках, а если приносила мясо хозяевам,
   всегда появлялась и исчезала совершенно незаметно – словно понимала
   всю опасность этой «охоты» и для себя и для своих хозяев. Пока что всё
   было тихо: очевидно, повара и денщики полковника сами хорошо
   приворовывали барское мясцо и сваливали пропажи друг на друга.
   Осень 1943-го стала для оккупантов началом конца, советские войска
   наступали. Количество продуктов резко уменьшилось, они сильно
   подорожали, а румыны стали суетливее и растеряннее. Муська всё реже
   приносила добычу в дом, наоборот, чаще приходила подкормиться к
   хозяевам. Ей не отказывали, всегда хоть жидким супчиком, но делились.
   …Одним удивительно солнечным ноябрьским днём во дворе раздались
   крики, громкая ругань, а затем и выстрелы. Выбежавшие во двор
   обитатели дома, в том числе и Боря, увидели как по узкому карнизу
   пробирается рыжая кошка с огромным куском мяса в зубах. Охотничья
   удача в этот раз изменила Муське. То ли кусок оказался слишком
   большим, то ли повар появился на кухне не вовремя, но незаметно уйти
   кошка не успела. С карниза убежать можно было только на соседнюю
   крышу, но до неё было ещё далеко. Румынские солдаты безтолково
   суетились во дворе, изредка стреляли, но довольно вяло – боялись
   попасть в окна полковничьей квартиры.
   Вдруг среди них появился высокий худой солдат с винтовкой в руке. По
   тому, как он вскинул её к плечу, прицеливаясь, все поняли, что этот не
   промажет. Грянул выстрел, и прямо перед Муськиным носом взвился
   фонтанчик выбитой штукатурки. Кошка слегка присела, а потом снова
   стала пробираться по узкому карнизу, не выпуская кусок из зубов. Румын
   ругнулся вполголоса и снова прицелился, но выстрелить не успел. Во
   двор с шумом вкатился полковничий автомобиль. Все бросились
   встречать хозяина, вытягиваться «смирно», докладывать, из-за чего
   стрельба. Подскочил высокий с винтовкой, начал что-то быстро
   говорить, показывая на карниз; очевидно прося разрешения покончить
   с кошкой.
   Полковник сделал отрицательный жест, вышел из машины. Достал свой
   пистолет и выстрелил четыре раза подряд. Очевидно, он был неплохим
   стрелком, так как держался уверенно, стрелял быстро и вроде бы
   небрежно, но это была небрежность профессионала. Однако в Муську
   он не попал. Пули легли выше, осыпали кошку каменной пылью, но не
   причинили ей вреда. Полковник выстрелил ещё три раза, и снова
   неудачно: теперь все пули ушли ниже, раздался звон разбитого стекла.
   Офицер в ярости крикнул высокому, указав на карниз, где кошка
   преодолевала последние сантиметры перед соседней крышей со
   спасительным окном на чердак. Тот успел выстрелить в тот момент,
   когда рыжая уже переваливалась в заветное окно. Полковник что-то
   ещё крикнул, но как-то быстро успокоился, махнул рукой и,
   пошатываясь, побрёл к дому.
   Только теперь стала понятна причина его неудачной стрельбы – румын
   был вдребезги пьян. Зрители быстро расползлись по каморкам, солдаты
   кинулись к своему командиру, повели в дом. Всю ночь из барской
   квартиры раздавались звуки какого-то тоскливого веселья: громкая
   музыка, женские вскрики, звон разбитой посуды.
   Кошка появилась через неделю, живая и почти здоровая – только
   кусочек хвоста оказался отстреленным. Больше она не делала набеги
   на полковничью кухню, сам полковник стал появляться всё реже, а
   потом и вовсе съехал, не забыв прихватить все наворованные вещи. В
   начале апреля город освободили советские войска; наводили порядок,
   проверяли жителей, как они жили при оккупантах, не сотрудничал ли
   кто с ними?
   В этой суете не сразу заметили, что Муська перестала появляться дома.
   Её ждали, но тщетно. Так и не пришла больше домой рыжая кошка,
   кормившая хозяев в годы оккупации. Кто знает, что с ней случилось…
   Мутное было время, опасное. Тогда не то, что кошки, люди часто
   пропадали…
Алексей Тверской[21.09.2013 14:53:18]
   Рассуждения автора о том, хорошо или плохо было одесситам в оккупации румын, на мой взгляд, абсолютно лишние в рассказе о животном. Оно выглядит даже некорректно к тем временам. Я долгое время занимался поисками пропавших в те годы людей, собирал рассказы граждан, побывавших под немцами. Многие фашистские подразделения, расквартированные в советских городах и селах, не зверствовали, были лояльны к населению. И у автора звучит, как одобрение оккупации, иначе бы он знал о жестокости из разговора с отцом. Тогда получается, если в чужую страну ворвутся захватчики, перестреляют бойцов законной армии, но накормят и обогреют население, то, вроде, ничего страшного, жить можно?
   Прошу извинить, но я лично так расценил эти слова, не хотел обидеть или обвинить в чем-то.
   Кроме того, бросилось в глаза выражение «тоскливое веселье». Непонятно из чего это следует? При любом веселье слышится музыка, всегда визжат женщины и иногда бьется посуда.
   Очень затянуто вступление в рассказе, которое не имеет отношение к этой истории. Многое можно убрать из произведение, и оно не потеряет смысла и интереса
Александр Сороковик[24.09.2013 00:35:38]
   "И у автора звучит, как одобрение оккупации, иначе бы он знал о жестокости из разговора с отцом."
   Уважаемый Алексей! Где Вы увидели в моём рассказе одобрение оккупации? Наоборот, я писал, что отец не рассказывал о том, что при оккупантах жилось хорошо. Упоминал о конфискациях имущества, расстрелах, голоде. Где-то Вы невнимательно читали.
   "Тоскливое веселье"... мне казалось, что получилась точная характеристика, но Вы не первый, кому это выражение не понравилось. Надо подумать.
   А вступление, по-моему, как раз и придаёт достоверность рассказу...
   Тоже подумаю.
   Спасибо за прочтение и замечания.
Малашко Сергей Львович[24.09.2013 09:05:40]
   Александр,добрый день!!
   С интересом прочел Вашу работу .Познавательно, с новой стороны раскрываются способности кошек.Немного смутила эта фраза."
    И вот, однажды вечером в форточку просочилась Муська, прыгнула на
    табуретку и бросила на неё кусок мяса, который тащила в зубах.
    Добротный такой кусище свиной вырезки, вид и запах которой они уже
    давно позабыли"
   Возможно,есть смысл перестроить фразу .Согласитесь ,как правило "просачиваются" в узкую щелочку .Для обозначения действий кошки с большом куском мяса вероятно,стоит поискать другое слово.Второй момент- плохо представляю как кошка БРОСАЕТ на табуретку большой кусок мяса.
   Возможно и здесь есть смысл подумать о поиске синонима.
   То что касается начала рассказа- здесь ,возможно.Алексей прав. Такое впечатление ,что разные части работы писали разныые люди-начало читается как-то тяжело,другие части работы -увлекательны с интерсными деталями и подробностями. Ну а кошка по всей видимости была членом партизанского подполья . С наилучшими пожеланиями Сергей.
Александр Сороковик[24.09.2013 10:49:33]
   Спасибо, Сергей! Соберу все замечания, дождусь разбора и буду править. Начало, очевидно, надо переделать, "бросить" - да, надо заменить. А вот "просочилась" - пока не знаю. Мне это слово показалось удачным.
   А если бы кошка бала членом подполья, то принесла бы господину полковнику гранату и взорвала её :-)!
Владимир Бучинский[24.09.2013 19:46:02]
   Да, я согласен - вступление затянуто... даже не так - не затянуто, информационно там всё, пожалуй, нужное, но уж очень ровно, безэмоционально, что ли... как титры перед фильмом - костюмер, директор, в массовке участвуют... Можно пропустить и сбегать на кухню за бутербродом - фильма-то сейчас начнётся!
   А вот замечание о "хороших" оккупантах - не знаю, как можно было прочитать огромный абзац( два!), где чёрным по белому говорится прямо противоположное. Просто Одесса под румынами действительно не была отмечена ни Бабим Яром, ни Хатынью.
   И "тоскливое веселье" мне очень понравилось - просто совершенно не было объяснено, почему "тоскливое". Не дана атмосфера "последнего вечера в бункере", "пира во время чумы" - драпать-то надо, шкуру спасать!
   Но хотел я не о том.
   Жанр определён автором как "Быль".
   
   Сколько себя помню, от родительского очага, через всю жизнь и по сей день - в моём доме обитали кошки. Десятка два (по очереди, конечно), точно назвать могу восьмерых. Я их люблю и хорошо знаю.
   Кошки приносят добытую в честной охоте мышь - похвастать. Допускаю, что может затащить в дом стащенный где-то кус мяса - разово и не в подарок. Но осознанно кормить хозяев... либо мне не повезло, либо... они ж не собаки! Те - да, те могут.
   Надо убрать "Быль" - сюжет-то классный! Увеличить художественную составляющую, добавить,пожалуй юмора - ну не воспитательно- патриотический же рассказ, в самом деле... я не имею в виду делать конкретную юмореску, улыбка бывает и с налётом грусти...
   
   Не будет "Быль" - станет возможным на протяжении нескольких абзацев группе солдат палить мимо кошки метров с пятнадцати (третий этаж), потом офицеру, хоть и пьяному... румыны, не вояки. Возможно... но чудом попахивает.
   Александр, я если и ёрничаю, то - самую малость и по доброму. Всё, что у Вас читал - сильно потенциально и прямо требует доработки.
   Подождём рецензию...
   
   Спасибо. Удачи!
Александр Сороковик[25.09.2013 13:23:22]
   Владимир, спасибо за точные замечания, я теперь понял, как добавить красок в "тоскливое веселье" господина полковника, ну очень не хочу убирать эту фразу!
   Неудачная стрельба румынов по кошке... Нужно, наверное, точнее описать этот дворик. Там высокие деревья, сараи, не со всех мест возможна точная стрельба. А ещё, будучи солдатом-срочником, наблюдал на полигоне мерзкую картину: господа офицеры расстреливали дворнягу, неизвестно как появившуюся на стрельбище. До неё было метров 25-30, и она была, конечно, гораздо крупнее кошки. Стреляли из автоматов, и очень долго не могли убить бедную животину. Многие из нас роптали, но что мы могли сделать? Так что такая стрельба вполне возможна.
   А вот про мясо... Не знаю, я верю своему папе. Многое в этой истории я присочинил, но факт, самую суть оставил неизменной. Пусть будет, как есть. Тем более, что это - кошки. Я тоже их очень много наблюдал, есть совершенно нереальные эпизоды, но сам их видел. Я верю в кошачий интеллект. Тем более, что Муська стала носить мясо после того, как сама отъелась. Наверное, это надо подчеркнуть. Вступление тоже гляну.
   Ещё раз благодарю, и успехов!
Людмила Шилина[26.09.2013 01:40:19]
   Александр, "тоскливое веселье" оставляйте, разрешаю, как ответственный рецензент :) И, господа критики, ну дайте же рецензию вывесить, а потом подключайтесь! Или записывайтесь в инкогнито... А то весь кайф сломали :(
Александр Граков (Лекса)[02.10.2013 12:05:59]
   Людмила Шилина
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ (быль) «Рыжая кошка». Автор: Александр Сороковик
   
   
   Сюжет рассказа «Рыжая кошка» одновременно прост и сложен. В оккупированной фашистами (в данном случае это румыны) Одессе голодающей семье кошка приносит мясо, сворованное на кухне у высокопоставленного военного чина. И тем самым спасает семью от голодной смерти. Собственно, и все. Причем, автор в начале рассказа уточняет, что это быль.
   А вот с этого места, цитируя автора, можно поподробнее. Причем, цитировать его я собираюсь в прямом смысле:
   «Эта история не выдумана. Она произошла в годы оккупации Одессы в
   1941-1943 годах. Мне её часто рассказывал мой отец, Борис
   Владимирович, в то время 16-летний Борька, остававшийся в
   оккупированном городе со своей матерью, тётей и бабушкой.
   Последний раз я услышал её за день до его смерти – мы сидели в
   гостиной, разговор почему-то зашёл о кошках. Папе тогда стало легче,
   тяжкая болезнь вроде бы отступила, я радовался улучшению. Потом
   уехал домой, на другой день не звонил: показалось, что всё плохое
   позади. А следующей ночью его не стало…
   Я почему-то не запомнил, какого цвета была та кошка. Папа и сам, по-
   моему, плохо это помнил, так как кошки у них в то время были разные,
   приходили и уходили, сменяя друг друга Однажды он обмолвился, что
   вроде была она серой, но обмолвился как-то неуверенно. У меня
   почему-то сложился образ рыжей, точнее – рыже-белой кисы,
   небольшой, юркой, желтоглазой. А, может, и в самом деле она была
   такой? Не запомнил я и её имени. Ну, ладно, пусть будет просто
   Муськой… Ещё я додумал некоторые детали, второстепенных
   персонажей, диалоги. Но это – право автора.
   
   Была осень 1943 года. Два года Одесса жила «под румынами». Немцев в
   городе почти не было, румыны заправляли всеми делами. Сейчас много
   пишут о том, что при них одесситам жилось хорошо и вольготно: еды
   было вдоволь, оккупанты не сильно зверствовали, мирное население
   почти не трогали. Не знаю, не знаю… Конечно, когда я слушал
   рассказы отца об оккупации, были семидесятые-восьмиде­сятые­ годы,
   точка зрения на всё была согласованной и единственно верной. Тогда
   невозможно было представить «хорошую жизнь при оккупантах». Но…
   Ведь в те времена люди на кухнях часто говорили совсем
   неподобающие вещи, иногда даже с малознакомыми людьми. А у нас с
   папой отношения были доверительными. Уж я бы запомнил, если бы
   услыхал от него какую-либо крамолу… А так – нет. Были рассказы и про
   голод, и про то, как румынские солдаты расстреляли возле их ворот
   какого-то человека; и о выселении их из дома. Вот с этого места, как
   говорил известный персонаж, поподробнее. А то совсем непонятно
   пока, причём здесь кошка?»
   Вот, не поленилась даже подсчитать – этот отрывок более чем в 2000 знаков. «Вес» же всего рассказа – 9296. На протяжении такого объемного «куска» автор, при всем уважении к нему и его отцу, вспоминающему эту историю, ни на шаг не приблизился к собственно фабуле рассказа, его завязке. Это пространное рассуждение настолько уводит читателя в сторону, что уже и дальнейшее повествование оказывается где-то на задворках его сознания и не воспринимается так свежо и остро, как автору того хотелось бы. А жаль… Потому что сюжет рассказа действительно достоин, пардон, достойного обрамления, которое все-таки не случилось.
   А ведь существует немереное количество способов начать рассказ с интриги, тем более что таковая появляется в «теле» повествования и довольно натужно, но удерживает внимание читателя, совсем уже было решившего, что речь будет идти о том, хорошо или плохо жилось одесситам в оккупированном румынами городе.
   И хотя это не входит в мои функции, но здесь так упорно напрашивается другое начало, в несколько детективно-приключен­ческом­ стиле, что удержаться я просто не могу. Ну вот скажем:
   «Это случилось в оккупированной Одессе в 43-м. Одним удивительно солнечным ноябрьским днём на улице раздались крики, громкая ругань, а затем и выстрелы. Выбежавшие во двор обитатели дома увидели как по узкому карнизу пробирается рыжая кошка с огромным куском мяса в зубах. С карниза убежать можно было только на соседнюю крышу, но до неё было ещё далеко. Румынские солдаты безтолково суетились во дворе, изредка стреляли, но довольно вяло – боялись попасть в окна полковничьей квартиры…»
   Это, конечно, сделано очень приблизительно, только для того, чтобы проиллюстрировать мою мысль. А дальше весь рассказ, разбив его на куски, можно перетасовывать и переходить от завязки (кошка, бегущая с куском мяса по крыше) собственно к истории – почему кошка, почему с мясом и т.д. и т.п. И в конце, безусловно – «Эту историю рассказал мне мой отец, который и был тем самым мальчиком…» или что-то в этом духе.
   Теперь о стилистических неточностях, очень коротко. «…однажды вечером в форточку просочилась Муська». Все-таки слово «просочилась», тем более с большим куском мяса, ну никак здесь неуместно, стоит его заменить, поискать синонимы типа «проникла» или что-то подобное.
   «Прихватили и рыжую кошку. Ну, как прихватили… Кошки гуляют сами по себе, ей просто показали новое «жильё», да и всё». Абсолютно лишняя подробность, не дающая для повествования ничего существенного.
   «…днём во дворе раздались крики, громкая ругань, а затем и выстрелы. Выбежавшие во двор обитатели дома…» Еще одна «заповедь» пищущего: «В окрестностях 200 слов ни одного повторения». Перестройте фразу, найдите синонимы, ибо два «двора» режут глаз.
   
   Прямой речи в рассказе почти нет, но та, что присутствует, несколько более, чем надо, литературна. Художественный текст нельзя просто пробегать глазами, фиксируя смысл; его надо хотя бы мысленно слышать. Есть такой совет бывалых писателей новичкам – проговорите те фразы, которые произносят ваши герои, вслух. Говорите вы так в жизни? А люди, которых вы описываете? Куда пропадают живые интонации звучащего слова:
   «Холуи господина полковника сразу на запах сбегутся, а не учуют сами, найдётся добрая душа, подскажет. Доказывай потом в сигуранце (румынская контрразведка – авт.), что
   это не ты стащил мясо с кухни господина полковника!» И это Одесса? Не верю! Да еще в двух предложениях целых два «господина полковника».
   По поводу «тоскливого веселья» уже говорила, мне эта фраза не показалась невозможной, наоборот, она как раз сыграла свою очень точную роль и ярко отразила происходящее. Кроме этой, есть еще довольно удачные фразы и ходы, но они не влияют на целостное восприятие рассказа. Оно же таково – сумбурное изложение симпатичного сюжета с нагромождением ненужных подробностей и отступлений. А ведь подбавь автор вместо них хоть капельку потрясающего одесского колорита, были бы «две большие разницы», как говорят одесситы.
   Совсем недавно ознакомившись с творчеством Александра Сороковика, я поздравила саму себя и наш портал с появлением еще одного хорошего автора. Несмотря на довольно жесткую рецензию, остаюсь при этом же мнении. И вот почему. Известно, что Дюк Эллигтон просил настройщиков не настраивать идеально его пианино. Когда пианино настроено абсолютно, оно плохо звучит. То есть звучит оно правильно, но теряет какую-то теплоту и искренность. Рассказы Александра подкупают именно этим. У автора явно есть какое-то внутреннее чувство грамотности и слова. А все остальное – дело наживное.
   
   
    Людмила Шилина,
   
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Александр Сороковик[02.10.2013 14:42:05]
   Людмила, громадное Вам спасибо за рецензию! Несколько дней буду обдумывать и определяться с корректировкой. А пока, если не надоел, отправил ещё одну заявку...
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта