Галина Пиастро РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение
«Лето в деревне». Автор: Надежда Николаевна Сергеева Привкус голубичного варенья
У каждого автора есть свой круг читателей, с которыми у него во многом совпадают или близки вкусы, восприятия слов и фраз, даже ареал тематики.
Должно ли быть подобное соответствие и при взаимодействии критика с автором – трудно сказать. В любом случае критик должен сделать всё возможное, чтобы меньше включать свои вкусовые пристрастия, а постараться принять сторону автора, вникнуть в его замысел, понять, почему были использованы им именно такие образы, такие речевые обороты.
Постараюсь.
При беглом прочтении этого стихотворения создалось впечатление о двух эмоциональных составляющих: показана и грусть ЛГ, которой не удаётся «
в свои шестьдесят» проводить лето в деревне, и некоторый задор, с которым лиргероиня (есть про варку варенья – женское всё же занятие, однако) призывает своих читателей всё лето непременно проводить в деревне.
Более того:
«
Ежели - нет, мне вас жаль, бедолаг…», – восклицает ЛГ.
Ну, что ж: очень даже зазывно.
Построение стихотворения достаточно чёткое: вначале показано, что ЛГ уже «во взрослости» какое-то время проводила в деревне. Потом милые воспоминания о детстве.
В заключительной строфе: сожаление, что теперь «
лето городское», но очень возможно, что героиня опять будет проводить летние месяцы в деревне.
Интересна шестистрочная строфа с рифмами АВАААВ (ЖМЖЖЖМ). Такой рисунок строфы делает речь ЛГ по-хорошему запальчивой – автор как бы старается внушить нам всё то, что принято за аргументы доказательства: надо, непременно надо проводить всё лето в деревне.
Вот очень симпатичный образ:
«
жалко,
Что у лягух без меня перепалка…».
Хорошо, зримо:
«
Штрих муравьиный – ожившая точка».
Тронуло, что память о детстве так же дорога, как и самые ранние строчки (стихов, наверное) :
«
В жизни своей, словно первую строчку,
С детства храню».
Тонко передано горестное воспоминание об умершем брате.
Правда, не лучше ли так: «Матери голос…»? Но это я уже свой вкус «включаю».
И по содержанию, и по исполнению у меня возникли некоторые замечания.
Не так уж нова не только общая тема описания примет деревни, но и грусть по сельской идиллии, испытываемая городским жителем.
Достаточно много, к сожалению, стихов и с подобным содержанием, и даже с названием.
Обязательны атрибуты: река, по вечеру – песни (а здесь и «
Слушали песни…», и «
радует песней речушка»), старенькая мама (бабушка), погост.
Вот, например, из сети (приведу только отдельные строки):
Лето в деревне
http://litcult.ru/lyrics/5140 Набирает силу наше лето:
………..
И река с утра в туман одета -
Собралась прохлада над водой.
Запоёт по-летнему кукушка,
Нагадает много-много лет.
Бабушка моя, совсем старушка,
Вечерком своё споёт в ответ.
Заблестит маслятами лесочек… / а у нашего автора – опята
:)/
…..
По содержанию.
(Вернусь к содержанию).
Автор пишет в последней строфе:
«
В детство вернусь я…».
Понятно: две предыдущие строфы указывают, что всё это воспоминания о детстве. Но мне не даёт покоя вопрос: а кто же в первой строфе варил голубичное варенье? Вряд ли с таким вопросом:
«
Из голубики варили варенье?»
обратится ребёнок ко взрослым, да ещё и пожалеет их, «
бедолаг». Вряд ли ребёнок «
плавал ночью в старице древней». Значит, не столь уж дороги героине эти «взрослые» воспоминания?
Но автор ведь завершает именно стремлением:
«
В детство вернусь я…»
А нас куда зовёт?
:) …………..
По тексту.
(Метафоры, эпитеты и др.)
- «
В дальней глубинке»: глубинка, это место, находящееся далеко от центра, по определению.
Кто-то сделал аналогичное замечание тавтологии и по «
старице древней» – нет, здесь всё в порядке (это речь об оставшейся с древних времён части прежнего русла реки).
- Правильно так: «святая святых». Кстати, после этого просится двоеточие, а не тире (идёт смена слайдов).
- «
Гул комариный» – своеобразно, но
немного не однородно: «
Гул комариный, мошкА на рыбалке -» (звуки и насекомые
:))
- «
чудо-русалка» – у автора стоит дефис (не тире). Значит ли это, что, в отличие от обычных для сельских мест русалок
:), здесь какая-то особенная?
- «
Город с деревней в душе моей спорят... » – либо «город с деревней спорит», либо «город и деревня спорят».
Ну, и клише:
«
порою вечерней», «
Сердце уставшее», «
простор голубой».
По рифмам.
Я уже отмечала схему строфы – красиво.
Но если «
покоя – водопоя», «
благ - бедолаг», «
деревне – варенье – древней – вечерней» звучат хорошо, «
спорят – городское» вполне допускаю, то ряд других рифм режут мой слух.
Здесь это «до боли знакомые лица
:)».
Не верится, что столь опытный автор не увидел затёртость до дыр, навевающих даже юморные аллюзии, этих сочетаний:
«
строчку – точка», да к ним «
пенёчке, сыночке», ещё «
рыбалка – жалко».
Вот и пропало очарованье
:) По названию.
«
Лето в деревне» мне показалось очень обобщённым названием. Дело в том, что автор не призывает нас пожить вообще в деревне: ведь в качестве аргументов он приводит воспоминания именно о своей (не везде ж по омутам «
чудо-русалки» прячутся
:)).
Нет, я не настаиваю, чтобы нас приглашали в конкретную именованную деревню. Но обозначить единственность, неповторимость именно «авторской» деревни хорошо бы. Ведь и голубика растёт не повсеместно – это северная болотная ягода (вряд ли деревенские жители культивируют её садового собрата).
По эмоциональному воздействию и послевкусию.
Не очень впечатляют меня произведения, которые написаны – если мне так кажется – по принципу: гладко, складно – ну, и ладно.
И это стихотворение для меня гладковато, да и сладковато (немного, «из голубики варенье»
:)).
Выбранная автором тема мне представляется весьма сложной, как и многие другие «деревенские» темы. Жаль, что «было мучительно больно» отметать по ходу ряд знакомых образов, словосочетаний, рифм.
Мне очень хотелось, чтобы своими особенностями стихотворение целиком просилось остаться в моей памяти.
Но из стихотворения «
Лето в деревне» мне запомнятся только образы: «
муравьиные штрихи», «
у лягух… перепалка» и «
из голубики варенье» – не так уж и мало, впрочем.
Галина Пиастро,
/член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/