Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Литературное кафе «Лира
К темам проекта
Автор:Алла Райц 
Тема:История любви...к трем апельсинамОтветить
   Сегодня, 18 февраля, но 1926 года ленинградский Академический театр оперы и балета осуществил постановку оперы «Любовь к трем апельсинам» на музыку Сергея Прокофьева.
   
   Сегодняшнее заседание «Лиры» мы посвятим истории вокруг «Любви к трем апельсинам».
   
    Итак, первая комическая опера Прокофьева была создана в 1919 году, в период пребывания композитора за рубежом. Но замысел ее связан с театральными впечатлениями из дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм для спектакля возрождалось искусство старинной итальянской комедии масок.
   
   В 1914—1915 годах Всеволод Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его название было заимствовано из широко известной сказки Карло Гоцци, созданной в традициях народного театра масок.
   
    В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры.
   
   Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый — сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй — подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец — Чудаки, комментирующие развитие интриги….
   
   Прокофьев сам разработал либретто оперы. Ее партитура была завершена к октябрю 1919 года. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. 18 февраля 1926 года, как было сказано выше, постановку «Любви к трем апельсинам» осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета; в 1927 — Большой театр Союза ССР в Москве....
Алла Райц[18.02.2013 13:32:14]
   Карло Гоцци (1720-1806) родился в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации. Через три года вернулся в Венецию.
   Написал несколько сатирических произведений - стихи и памфлеты, обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески.
    Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций, против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони.
   
   Гоцци считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству.
   
   Первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам».
   
   Ее появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы), а трагического — конфликт главных действующих лиц.
   
   Историю этой сказки и использовал С. С. Прокофьев для своей оперы 1919 года «Любовь к трём апельсинам».
Алла Райц[18.02.2013 13:37:50]
   "Вооружившись за мнимые заслуги похвалами, коих добиваются любыми
   средствами обман и лицемерие... Гольдони утверждал, что огромный успех его
   театральных пьес лучше всего свидетельствует об его действительных заслугах
   и что одно дело заниматься тонкой словесной критикой, а другое - писать
   вещи, всеми признанные и приветствуемые толпой на публичных
   представлениях... Тогда я, нисколько не чувствуя себя уязвленным, высказал
   однажды мысль, что театральный успех не может определять качества пьесы и
   что я берусь достигнуть гораздо большего успеха сказкой "О любви к трем
   апельсинам", которую бабушка рассказывает своим внучатам, переделав ее в
   театральное представление" {Карло Гоцци, Бесполезные мемуары, ч. 1, гл.
   XXXIV; цитируется по переводу, напечатанному в "Хрестоматии по истории
   западноевропейского театра", под ред. С. Мокульского, т. 2, "Искусство", М.
   1955, стр. 598.}.
   Так - если верить словам Гоцци - родились его десять сказок для театра.
   Гоцци пытается уверить читателя, что начал он писать свои сказки (или
   "фьябы") "на спор", в чисто полемических целях, желая доказать противникам, что успехом, у публики будет пользоваться любой вздор, лишь бы он обладал качеством новизны: "Недоверчивые усмешки и колкости только разожгли мое упрямство и заставили меня приняться за это своеобразное испытание".
   В 1760 году Гоцци написал свою первую театральную сказку "Любовь к трем
   апельсинам". После того как она была прочитана коллегам по академии
   Гранеллески и при общем веселье ими одобрена, Гоцци отдал пьесу знаменитому комику комедии дель арте Сакки. В дни зимнего карнавала 1761 года (25 января) она была показана венецианской публике с подмостков театра Сан Самуэле.
    "Неожиданная новизна и оригинальность этой сказки, переделанной для
   театра, которая в то же время была смешной пародией на сочинения Гольдони и Кьяри и заключала в себе кое-какой аллегорический смысл, произвела такой забавный и сильный переворот во вкусах публики, что оба писателя сразу увидели свое падение как бы отраженным в зеркале.
   Кто мог предугадать, что эта искра фантастики сумеет испепелить
   увлечение теми сценическими представлениями, которые пользовались прежде таким успехом, и воспламенит интерес, продержавшийся в течение стольких лет, к веренице моих детских сказок? Но такова судьба!" - восклицает Гоцци.
   Увлекаясь рассказом о своем успехе, Гоцци не замечает, как он подправляет
   самого себя. Дело-то оказалось не просто в "новизне", не в том, что
   простодушного, невежественного зрителя (а Гоцци именно так оценивает его в своих "Бесполезных мемуарах") можно увлечь любым дурацким представленьем.
   Скорее всего уже с самого начала, то есть с пьесы "Любовь к трем
   апельсинам", Гоцци усматривал в театрализованной сказке огромные возможности для контрастного совмещения сказочного, реально-бытового и буффонного элементов. Это, так сказать, внешние, "стилистические" признаки найденногоим жанра.
   Но это еще не самое трудное и, главное, не то еще, что может создать прочный успех фьябам.
Алла Райц[18.02.2013 13:45:17]
   "Следует заметить, - пишет Гоцци в своих "Мемуарах", - что сказочный род театральных представлении, вызывающий интерес публики и удерживающийся на сцене, много труднее всех других жанров
   драматических произведений. И если подобного рода пьесы обладают
   импонирующей, чарующей таинственностью, приковывающей внимание новизной и опьяняющим красноречием", они еще "никогда не произведут должного впечатления и не оправдают огромных затрат и труда наших бедных актеров".
   Чтобы произвести это "должное впечатление", они должны заключать в себе "философские мысли", "остроумную критику", "диалоги, исходящие из глубины души", и "прежде всего то очарование, благодаря которому для зрителей - невозможное становится реальным". Стало быть, программные намерения Гоцци куда шире и серьезнее, чем это можно заключить из его собственного первоначального объяснения происхождения театральных фьяб.
   Реальным людям Гоцци часто предпочитает маски, их "собирательные",
   обобщающие, порой даже символические возможности. Но, используя это наследие комедии дель арте, Гоцци идет по стопам ненавистного ему Гольдони: он наполняет эти маски определенным содержанием, а не просто "консервирует" их.
   По словам самого Гоцци, он наполняет их "строгой моралью и сильными
   страстями, нашедшими поддержку в прекрасном исполнении серьезных актеров".
   Гоцци сумел вложить в свои театральные сказки очень многое, вплоть до
   собственных религиозных и моральных чувств (наряду с философской и
   литературно-театраль­ной­ полемикой).
    Окружающая реальность вела в чудесный мир сказок Гоцци, стала там предметом сатиры, пародии, эпиграммы, облачившись в фантастические одежды, что никак не мешало зрителю узнавать и конкретные личности, и персонифицированные идеи.
   Первая из написанных сказок, "Любовь к трем апельсинам", дошла до нас в
   форме "Разбора по воспоминанию", то есть, в сущности, это сценарий,
   сопровождаемый авторскими замечаниями об пополнении и реакции зрителя.
   "Импровизированные" тексты в "Разборе" не приводятся. Гоцци сохранил лишь отдельные стихотворные реплики преимущественно пародийного характера и целиком привел пародийно-сатирическ­ую­ сцену, в которой он вывел Гольдони (маг Челио) и Кьяри (фея Моргана).
    "Волшебники-драматур­ги"­ тщетно пытаются излечить принца Тарталью от скуки (Тарталья - аллегорическое изображение венецианского зрителя). Маг Челио изъясняется суконным адвокатским слогом (прозрачный намек на бывшую профессию Гольдони), фея Моргана говорит чрезвычайно напыщенно, пародируя язык аббата Кьяри.
   
   Сам Гоцци в "Прологе" к этой сказке указывает, что "в выборе первого
   сюжета, взятого из самой пустой сказки, какие рассказывают детям, в грубости диалогов, действия и характеров, намеренно опошленных, я хотел высмеять "Перекресток", "Кухарок", "Кьоджинские перепалки" и многие другие плебейские и тривиальнейшие произведения синьора Гольдони".
   
    В самом деле, в этой, как ни в какой другой сказке Гоцци, литературно-пародийн­ое­ задание выступает отчетливо. Однако, судя по сохранившимся в сценарии замечаниям, можно полагать, что Гоцци сплошь и рядом забывает о сатирическом издании и всецело отдается игре в "чудесное".
Николай Бурмистров[18.02.2013 13:50:42]
   Надо у нас провести конкурс фьябы (бу, бов). На тему "Любовь к трём буквам" (в смысле, к Ч, Х и А).
Алла Райц[18.02.2013 14:35:04]
   Или к трем "К" (коллегии - редакционная, судейская, читательская)
Алла Райц[18.02.2013 15:04:28]
   18+ Любовь к трем Ка-кам
Алла Райц[18.02.2013 13:55:43]
   Живым и непреходящим в литературном наследии Гоцци остались его десять "Сказок для театра". Но он бросил их сочинять, будучи, казалось, на гребне успеха. Ничто не предвещало близкого конца этого столь блистательно разработанного им жанра. Появились подражатели. Сам Гольдони, сидя в Париже, попытался искать театрального счастья на ниве заклятого своего врага. Лишь виновник торжества вдруг решил, что им одержана пиррова победа.
   Гоцци сетовал на неизбежное одряхление жанра, могущую прискучить зрителю повторяемость, однообразие. "Пусть уж лучше публика тоскует по такого рода представлениям, чем скучает на них", - ссылался он на непостоянство вкусов венецианского зрителя. Причины, однако, были более существенными.
    Гоцци нанес поражение гольдониевской комедии в Венеции, но в других городах Италии Гольдони не был повержен. Его реформа оказалась прочной. Гоцци всерьез полагал, что он сумеет возродить комедию дель арте на новых основаниях. Ему нетрудно было убедиться, что собственной своей практикой он доказал историческую ее обреченность. Гоцци требовал прежде всего новизны, как залога успеха. Был и полный успех. Но, настоящий художник, Гоцци раньше многих своих врагов почувствовал не одряхление избранного им жанра как такового, а бесперспективность тех идеалов и того пафоса, которые он вкладывал в этот жанр.
   
   В атмосфере повсеместно нарастающих революционных событий сказочно оформленные притчи о "добрых королях и плохих министрах", развенчание новой морали, связанной с рвущимся вперед третьим сословием, защита патриархальной нравственности и былой общественной субординации уже не могли иметь подлинного и устойчивого успеха. Прибегать же к чисто постановочным уловкам, пускать пыль в глаза изобретательностью интриги и словесным фехтованием Гоцци считал ниже своего писательского достоинства.
    Литература и театр были для него слишком серьезным моральным и общественным делом.
   Не случайно, что интерес к фьябам Гоцци возродился в совершенно другом культурно-историческ­ом­ климате, в кругах немецких романтиков, начиная с Гете, Лессинга, Шиллера, братьев Шлегелей, Тика и кончая Шопенгауэром и Вагнером.
   
   С Гоцци их роднила вражда к буржуазному практицизму, культ
   фантастики и гротеска.
   
   Потому-то Симонд де Сисмонди замечал в своей "Истории литератур Южной Европы", что пьесы Гоцци не свойственны итальянскому духу,"скорее их можно принять за сочинение какого-нибудь немца; немцы и в самом деле приняли их с необычайным энтузиазмом; они перепечатали его фьябы в Германии.
   "Сегодня одни лишь немцы поддерживают репутацию Гоцци" {Simоnde de Sismоndi, De la litterature du Midi de l'Europe, v. 1, Bruxelles, 1837, p. 515.}.
   Сисмонди не совсем точен.
   Театром Гоцци увлеклись и некоторые французские романтики, в частности, мадам де Сталь, Шарль Нодье, Филарет Шаль, Поль де Мюссе. А когда улеглись страсти, героическая эра буржуазии ушла в прошлое и на век Просвещения стали смотреть спокойнее, изменился взгляд и на фьябы Гоцци.
   
   У нас в России их высоко оценил А. И. Островский, а в XX веке Вс. Мейерхольд создал специальный журнал для пропаганды комедии дель арте, назвав его: "Любовь к трем апельсинам".
   Привлекательной в Гоцци оказалась прежде всего поэтика его сказок,
   основанная на чудесном.
Алла Райц[18.02.2013 13:58:32]
   В его фьябах даже история дается в Сказочном растворении. В них все рождается и умирает в атмосфере чуда.
   
   Фьябы Гоцци своими корнями уходят в волшебную сказку и комедию дель
   арте. Несмотря на языковый пуризм в теории, слово для Гоцци - средство не
   всегда совершенное, Его безудержное "чудесное" нуждается в дополнительных средствах для достижения полной выразительности.
   
   Современным ревнителям "чистой театральности" Гоцци представляется, - как указывает профессор Франческо Флора, - "изобретателем нового сценического языка, основу которого составляет не только слово, но и ритм, и движение".
   По его же выражению:
   "Гоцци в театре XVIII века был примерно тем, чем стал Уолт Дисней для
   современного кинематографа: его природа очеловечивается и оживает с
   полнейшей свободой в бескрайних гиперболах и аллегориях".
Алла Райц[18.02.2013 14:01:07]
   Перестав сочинять фьябы, Гоцци перешёл к другому жанру – романтической трагикомедии в прозе. Всего он написал двадцать три таких пьесы.
   Все они предназначались для той же труппы Сакки. После роспуска труппы в 1782 году Гоцци навсегда прекратил работу для театра.
   
   Кроме своих пьес Гоцци остаётся в истории итальянской литературы благодаря своим мемуарам, озаглавленным «Бесполезные воспоминания». Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет, когда не стало Венецианской республики, уничтоженной Наполеоном.
   
   Их появлению поспособствовало одно печальное обстоятельство в жизни Гоцци. В 1771 году закоренелый холостяк увлёкся актрисой Теодорой Риччи, но их связь закончилась разрывом в 1776 году, когда Риччи предпочла ему молодого дипломата Гратароля, секретаря венецианского сената. Гоцци отомстил сопернику, выведя Гратароля в роли жеманного щёголя в комедии «Le droghe d'amore» («Любовное зелье»). Не выдержав насмешек земляков, Гратароль уехал в Стокгольм, где опубликовал памфлет, обрушившись с язвительными выпадами не только на графа Гоцци, но и на многих влиятельных венецианских вельмож. Сенат приговорил Гратароля к смертной казни и конфисковал его имущество. Этот эпизод был одной из причин, вызвавших к жизни «Бесполезные воспоминания». Хотя в них описана вся жизнь Гоцци, однако история его отношений с Риччи и Гратаролем занимает в них центральное место.
   
   Умер Гоцци всеми забытый у себя на родине в возрасте 86 лет, не зная, что в это время в Германии, в которой он никогда не был, вновь проявился большой интерес к его театральным сказкам, столь прочно, казалось, забытым в Италии.
   
   
   При подготовке использованы материалы:
   С. Мокульский. Карло Гоцци и его сказки для театра
   Н. Томашевский. Итальянский театр XVIII века
   В. Жирмунский. Карло Гоцци и др.
Алла Райц[18.02.2013 14:21:22]
   Вернемся на 91 год назад. 1919 год. С.С.Прокофьев молод, ему 28 лет. Он талантлив, жизнерадостен. Вот, что писал о нем Борис Асафьев: «Вот дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. И нам, современникам, появление Прокофьева может даже казаться странным: наша ли жизнь, наше ли время отражается в его творчестве?».
   
   Сказка Карло Гоцци привлекла молодого Прокофьева стремительностью развития сюжета, неожиданными поворотами, забавными ситуациями, острым юмором, пародийностью, яркостью образов.
   Б.Асафьев писал, что «…Прокофьев через мир сказочных конфликтов вызывает светлый здоровый смех, а с ним и через него волю к жизни, стремление, сильное и всеохватывающее, к радости, к преодолению всякого рода косных помех, лжи, коварства, бездеятельности и мертвого прозябания».
   С. Прокофьев видел в сказке К. Гоцци интересный материал для оригинальных музыкальных построек, что, правда, совсем не помешало сохранить сатирический характер пьесы, но не едкий — ведь сказочный сюжет просто обязывает ставить во главу угла не высмеивание, а образность и непредсказуемость всего представления. Молодого композитора в сказке привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры.
   
   С. Прокофьев проявил себя, как неистощимый экспериментатор и смелый новатор во всех компонентах оперной драматургии: в развитии сюжета, в характеристике персонажей, в музыкальном языке.
   
   Премьера оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 года на французском языке. Партию Принца исполнил Хосе Мохика, Принцессы - Жанна Дюссо, Труффальдино - Октав Дюа, Короля Треф — Джеймс Френсис, Принцессы Клариче — Ирен Павловская. За дирижерским пультом стоял сам С.Прокофьев. Успех, по словам композитора, был оглушительный.
   
   Большой театр представил оперу 19 мая 1927 года. Режиссер — А.Дикий, художник — И.Рабинович, дирижер — Н.Голованов. Роли исполняли: А.Нежданова — Нинетта, Н.Обухова — Клариче, В.Петров — Король Треф. Это была первая постановка оперы в Москве и первое обращение советской сцены к творчеству Прокофьева. Композитор говорил, что «хотел создать просто веселый спектакль». Анатолий Луначарский назвал его искрящимся «бокалом шампанского».
   
   «Любовь к трем апельсинам» ставилась в ленинградском Малом театре оперы и балета в 1964 году, а через 27 лет прозвучала в Мариинском театре, под управлением В.Гергиева. Поставил оперу французский режиссер, лауреат «Золотой маски» Ален Маратра, увидевший в этом произведении «историю о сегодняшнем времени», о том, как настоящая любовь помогает герою найти свой путь в мире.
   
   Радостная, полная открытий опера, с большим успехом вернулась на сцену Большого театра Москвы в 1997году в постановке всемирно известного английского режиссера, писателя, драматурга, актера сэра Питера Устинова.
   «Любовь к трем апельсинам» ставилась не только в России, но и во всем мире.
    За рубежом выделяются постановки в Берлине (1968, театр «Комише опер», режиссер В. Фельзенштейн), Милане (1974, театр «Ла Скала», режиссер Дж.Стреллер) и Мюнхене (1991, режиссер Ю.Любимов).
    «Любовь к трем апельсинам» — одна из самых веселых и жизнерадостных опер XX века. Быстрая смена разнохарактерных и вместе с тем рельефно очерченных эпизодов создает непрерывный ток музыки, увлекательный ритм спектакля....
Елена Цыпушкина[09.06.2013 20:39:30]
   Здравствуйте, Алла! Случайно обнаружила в Интернете вашу публикацию (которая вывела меня на сайт "Что хочет автор"), с большим интересом прочитала - Вы серьёзно проработали этот материал! Хочу внести одну маленькую поправку: первая постановка оперы "Любовь к 3-м апельсинам" в России состоялась в 1926 (Ленинград, Мариинский театр, дир. Владимир Дранишников). Это и было первое обращение советской сцены к творчеству Прокофьева. А в Москве её поставили, действительно, в 1927г.
   Не сочтите за привередливость - надеюсь, что Вам эта поправка пригодится.
Алла Райц[18.02.2013 14:23:08]
   Звонкая фанфара возвещает о начале веселого представления. В стремительном темпе проносится разноголосый хор трагиков, комиков, лириков, пустоголовых. В оркестре комично повторяется один и тот же звук, призывая к всеобщему вниманию.
   Торжественно и скорбно, хотя и не без иронии, звучит тема королевского величия, рисующая удрученное состояние правителя. Хор-скороговорка суетящихся и перебивающих друг друга медиков завершается жестоким приговором: «Непреодолимое ипохондрическое явление». В ответ раздаются стенания Короля, которому вторит Панталоне. Изящная скерцозная тема сопровождает выбегающего вприпрыжку Труффальдино. Затаенно в басах извивается тема Леандра, рельефно передавая его вкрадчивую кошачью повадку.
   Устрашающие звучания низких духовых инструментов, подобные завываниям адских вихрей, открывают вторую картину. Оглушительные аккорды сопутствуют появлению Мага Челия и Фаты Морганы. Пронзительный вой чертенят усиливает фантастический колорит.
   В третьей картине первого акта возникает образ экстравагантной, резкой в движениях Клариче, отдающей нетерпеливые приказания Леандру. Маршеобразные ритмы пронизывают ее обличительную речь «Действовать с такою флегмою». Испуганный Леандр, словно подергиваясь от нервного тика, отвечает ей ариозо «Я его кормлю».
   Развернутые симфонические эпизоды определяют динамическое развитие второго акта. Комичен начальный танец Труффальдино. Но в ответ раздаются лишь стоны Принца. Издалека доносится жизнерадостный, полный неукротимой энергии марш, получивший большую известность как самостоятельный концертный номер; его упругая поступь становится все отчетливее, дерзкая труба, раскатистая дробь барабанчика рисуют приближение праздничного шествия. Марш словно призывает покончить с нытьем и апатией, обратиться к действенному и радостному приятию жизни.
   Во второй картине композитор мастерски живописует комедийную сцену боя неуклюжих уродов на королевском празднестве. На многократном повторении одного и того же «взбегающего» мотива строится эпизод всеобщего хохота. Радость придворных выливается в темпераментном танце, который лихо звучит у медных духовых инструментов. Резким контрастом служит заклятье Фаты Морганы, призванное устрашить необычностью созвучий, оглушительными оркестровыми эффектами. От состояния завороженности Принц переходит к решительным действиям: в ариозо «Мое вооружение» пародируется его заносчивая воинственность (в сопровождении возникает ритм скачки). Полную растерянность Короля выражают взволнованные реплики «Ты подымаешь руку на отца».
   
   Таинственно звучит тремоло басовых инструментов в начале третьего акта, характеризуя магическое кружение Челия, вызывающего Фарфарелло. В ритме тарантеллы проносится стремительное полетное скерцо, предваряющее вторую картину; красочные оркестровые тембры, легкие отрывистые звучания придают музыке дерзновенного похода Принца неуловимо призрачный оттенок.
   Основное место в третьей картине занимают лирические эпизоды. Они покоряют одухотворенностью, тонкой поэтичностью, оттеняя атмосферу шуток, веселых чудачеств, преобладающую в опере. Лирические эпизоды связаны с появлением принцесс — «белых девушек», находившихся в апельсинах. Их скорбные фразы «Дай мне пить», выражающие мольбу и страдание, становятся все короче, отрывистей, чем достигается эффект постепенного угасания жизни. Восторженным чувством проникнуто признание Принца «Принцесса, Принцесса, я ищу тебя». Взволнованный порывистый характер имеет его ария «Сил не было, чтоб удержать».
   
   В четвертом действии фантастическим колоритом отмечена сцена перебранки Челия и Фаты Морганы. Шутливый оттенок имеет хор чудаков. Оркестровый эпизод погони за злодеями и здравица в честь Короля и новобрачных завершают оперу.
   
   Любовь к трем апельсинам. Марш из оперы Сергея Прокофьева
   http://www.youtube.com/watch?v=tnlOKpxd7wc
Николай Бурмистров[18.02.2013 14:29:28]
   Нашел ссылку для Наталии
   http://lib.ru/PXESY/FILATOW/apelsiny.txt
Алла Райц[18.02.2013 14:36:33]
   Эх, не успела. Превращения в стиле фьябы
Николай Бурмистров[18.02.2013 14:31:48]
   Леонид Филатов. Любовь к трём апельсинам.
   ПАНТАЛОНЕ
    Ну можно ли представить мир без шуток?!
    Да он без шуток был бы просто жуток!..
    Когда на сердце холод, страх и тьма -
    Лишь юмор не дает сойти с ума!..
    Судьба играет с нами в "чёт" и "нечет",
    Уныние казнит, а юмор лечит.
    Хвала шутам, что вовремя смогли
    Нас удержать от яда и петли!..
   
   http://lib.ru/PXESY/FILATOW/apelsiny.txt
Алла Райц[18.02.2013 14:48:09]
   «Любовь к трём апельсинам» — пьеса Леонида Филатова (1946-2003), написанная в 1997 году по мотивам сказочной пьесы (фьябы) итальянского драматурга Карло Гоцци, с участием масок итальянской комедии дель-арте (Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы).
    Не злоупотребляя прямой политической сатирой, Л. Филатов, однако, разместил в своей пьесе ряд острых пассажей:
   
   На свете нет ужаснее напасти,
   Чем идиот, дорвавшийся до власти!
   Нам нужен труп в одежде короля,
   А не живой придурок у руля!..
   
   ххх
   
   Тарталья
   
   Еще вчера во времени ушедшем
   Я сам себе казался сумасшедшим,
   А нынче понимаю я, эхма!
   Что это мир вокруг сошел с ума!
   Пока я был под властию заклятья,
   Все в мире перепутались понятья.
   Тот простодушен, — стало быть, кретин,
   Тот предприимчив, — значит, сукин сын.
   Кто пашет, поливая землю потом,
   Теперь у нас зовется идиотом,
   А если он еще и патриот,
   То он уже опасный идиот!
   
   (Википедия)
   
   Что самое проникновенное: на форумах, обсуждающих пьесу Леонида Филатова форумчане искренне благодарят автора и поздравляют, в настоящем времени.
   Вот как злободневно.
Алла Райц[18.02.2013 15:09:00]
   Панталоне
   
    Ну можно ли представить мир без шуток?!
    Да он без них не выживет и суток!..
    Не сбрасывайте, братцы, со счетов
    Спешащих к вам на выручку шутов!..
   
   Леонид Филатов. Любовь к трем апельсинам
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта