Процесс Литературного проекта "Вердикт" | Жанр "Просто о жизни" Давным давно среди лесов и полей жил веселый и дружный народ. Каждая семья имела маленький воздушный шарик, но с удивительной большой подъемной силой. С ранних лет каждый член семьи мог сколько угодно парить над просторами своей необъятной родины, оттого, видимо, людей и переполняли счастье и необъятная радость. Ведь шарик был заполнен не газом и не теплом, а дыханием влюбленных - вот что делало его таким легким. Каждый знал, где и что происходит. Знал, что ему нужно делать, чтобы внести свою лепту в картину прекрасного бытия, и казалось - так будет вечно! Но однажды к ним издалека пришло несколько оборванных, безрадостных людей и рассказали, что и они тоже были счастливы, но, однажды ночью земля задрожала и стала уходить из-под ног. Все бросились к своим шарам, и некоторые даже полетели, но сыпавшиеся ото всюду горячие камни, нагоняли их, и люди погибали… Услышанная трагедия очень огорчило счастливых людей. В тот вечер впервые нигде не звучал их радостный смех. Люди впервые испытали страх перед будущим… Они решили сделать огромный спасательный прочный шар, пока не сумеют открыть причину той катастрофы. "Ничего – проживем как-нибудь и без полетов, зато сумеем спастись…." – так решили все, выпуская силу своих шариков в общий большой шар. Теперь они были вынуждены отказаться от полной свободы, от полётов над родимым краем, стали жить вблизи этого спасительного шара. Незамедлительно в район катастрофы была отправлена экспедиция для определения и выяснения её причин. Но эта экспедиция оказалась безрезультатной. Было решено, во что бы то ни стало, докопаться до причин катастрофы. Все это требовало изменения всей ранее привычной жизни. Человечество(очень маленькое по численности, на тот момент) не видело для себя другого пути выживания. Единые в цели, люди разъединились в обязанностях: члены экспедиции поклялись посвятить жизнь изучению мира, другая группа людей - взялась следить за общим шаром и в случае опасности оповещать людей, все остальные - поклялись снабжать их всем необходимым. Работа закипела. Одно за другим, для упрощения текущих дел, стали появляться новшества: быстрый транспорт для доставки сельскохозяйственных продуктов с полей, дороги для него, разрабатывались способы связи, системы водопровода и т.п. Это было словно снежный ком – одно порождало другое. Люди, стали зависеть друг от друга, и только неукоснительное исполнение своих обязанностей каждым - могло обеспечить движение к единой цели. Тяжелая оболочка шара не была идеально герметична и периодически требовалась его подпитка дыханием влюблённых. Для этого построили большое здание без крыши - по выходным дням вместо нее пристегивали шар, влюблённые заходили внутрь и восполняли потери. Потом, с изобретением газовой горелки и открытием гелия необходимость в этом отпала. Романтические встречи девушек и юношей перестали быть жизненно необходимыми. Шар убрали, на здании сделали шаровидную крышу (волшебный воздух закачали в баллоны и поставили в подвал), получилось хранилище. Пришельцы поселились неподалеку, стали вести своё хозяйство - они чувствовали облегчение, находясь неподалёку – "законсервированное счастье" благотворно действовало на них - боль потери притуплялась. Раз в году люди выходили на улицу с надутыми гелием маленькими шариками и выпускали их у этого здания – так они решили отмечать памятный день, день, когда эпоха счастливого неведенья ушла навсегда. Хранилище отныне стало неким памятником - Храмом, напоминавшим о свободе, о влюблённых и о цели вынужденных изменений в жизни людей. " А почему нельзя было вновь завести у себя домашний шар и летать, как и прежде?" – наверное, спросите вы. Многие так и сделали, но закачанный в баллоны волшебный воздух Шара, притягивал к себе маленькие шары, и как бы люди не пытались – поднявшись в воздух - тут же, оказывались вблизи хранилища. Было решено отказаться от этой затеи с маленькими шарами, а детям решено было вообще ничего не рассказывать ни о счастливом прошлом, ни о катастрофе, ни об экспедициях, чтобы понапрасну их не тревожить до поры до времени. Да, мудрые, дальновидные взрослые люди, заботясь об общем благе, казалось бы, все предусмотрели, но сердцу не прикажешь – дети подрастали и влюблялись – в домах стал появляться волшебный воздух и "пагубно" воздействовать. Влюбленная пара чувствовала, знала, что мир создан для счастья, для радостного бесконечного полета, а реальность – подрезала крылья – заставляла ходить "пешком". Кто-то смирялся с этим, в ком-то эта боль переплавлялась в стихи и песни, были и те, кто начинал искать виновных. Пространство единомыслия треснуло. Время шло, новые человеческие поколения, лишенные знания о направлении движения общества - утратили возвышенный энтузиазм своих предков. Пределом мечтаний для них стал поиск легкой общественной работы и возможности очутиться среди правителей. Появились конкуренция и неравенство. Смотрящие за шаром, год за годом живя на всем готовом, и в силу своих обязанностей - смотревшие на все с высоты, очень сильно изменились. Они перестали снабжать исследователей всем необходимым – ведь если те доведут начатое, до конца - их беззаботная жизнь закончиться. Да и исследователи, к тому времени зашли в тупик – оказалось, что в мире нет безопасных мест – гибель человечества предрешена и это только вопрос времени. Большинство из них решило, что счастливая жизнь – это комфортная жизнь, а тех, в ком желание продолжить познание мира перевешивало, считали чудаками. Однако мы слишком рано удалились от начала, картина будет неполной, если не рассказать о судьбе пришлых, их жизнь, возле хранилища, не закончилась бесславно. Приходившие в храм люди стали замечать, что один из них перестал быть похожим на своих собратьев. Даже находясь далеко от храма, он буквально излучал необыкновенно глубокое и светлое настроение. Пожилые люди понимали, в чем причина, но об этом ведь молодым было решено не рассказывать. На их расспросы, светившийся счастьем (так стали звать пришлого), уклончиво отвечал, что, мол, в храме живет то, от чего все ушли и к чему должны однажды вернуться! Его слова, для многих, стали неким жизненным ориентиром. Так пришлый, сам того не желая, стал первым пророком – человеком, пролившим свет на смысл этой многотрудной жизни. Поразмыслив, старики решили, что это очень удобная идея – пусть молодежь верит и не задает лишних вопросов, пусть спокойно трудится – без смирения, мол, не достигнуть благодати, пусть обеспечивает ученых и руководителей всем необходимым, и со временем их потомки непременно достигнут бесконечной, безопасной, счастливой жизни. И в этом не было неправды. Только влюбленные, с их волшебным воздухом, вновь и вновь будоражили души ароматом истинного счастья и невольно стали помехой на пути достижения этой цели. Таким образом, цивилизованные люди, потеряв первородное счастье и не имея понимания происходящего в жизни - обрели иллюзию гармонии своего существования. Стоит заметить, что не везде люди стали жить цивилизованно. В жарких странах, они пошли другим путем - отыскали вечное счастье высоко над землей. Они ничего не знали о волшебном воздухе, что естественным образом накапливается над планетой! Там люди могли позволить себе подолгу медитировать, не заботясь о пропитании – благо всегда тепло и много диких плодов. Счастливая, беззаботная жизнь над тобой – стань легким, отрекись от мирских забот и после смерти взлетишь в вечное блаженство! Жаль только, срок жизни планеты, как выясняли ученые, ограничен, если бы не эта мелочь – это решило бы все проблемы. Мечта о едином счастливом мире в наше время давно превратилась в утопию. Теперь, воздушные шарики – это лишь забава для малышей, влюбленность – болезнь молодости. Дома каменные, с хорошей вентиляцией, на улице постоянный шум, волшебный воздух совсем исчез. Исследования ученых, как уже говорилось, зашли в тупик – они не нашли пространства, на которое можно было бы бесконечно опираться, даже сама Вселенная, по их словам, хоть и не скоро, но разрушится и снова станет точкой, из которой появилась когда-то. Печальная перспектива, но это не окончательный приговор, а всего лишь вывод, людей, которые настолько увлеченно занимались изучением Мира, что в какой-то момент перестали его чувствовать. Разве можно объективно рассказать о цветке, разглядывая его с заткнутым носом? В этом не было их вины - разбирая мироздание "до винтика", они неизбежно убили его в себе. Ум исследователя, словно груз в руках ныряльщика за жемчугом, помог погрузиться ему на самое дно мироздания и только чувства, словно воздушный шарик, способны теперь вынести его на поверхность. Однажды так и случилось – дорога к бесконечной, радостной жизни была найдена. В данном повествовании мы не будем углубляться в подробности – это отдельная тема, скажем только, что ученые открыли состава волшебного воздуха. Интуитивно люди давно знали, что только ЛЮБОВЬ может спасти мир, но почему, как это произойдет - никто объяснить не мог. Мечты о счастливой бесконечной жизни перестали быть бесплотными – были совершены действия по созданию условий и волшебный воздух заполнил всю атмосферу планеты и даже больше. Мир начал преображаться, все жители планеты чувствовали, что небо опускается на землю. Все наносное, порожденное неестественным образом жизни растаяло как снег под лучами солнца. Как когда-то звезды наполнили пространство светом, так влюбленные стали наполнять мироздание пространством счастья. Цель была достигнута - все жертвы оказались не напрасными. Из пенсионера, доживающего свой век в комфорте, человечество превратилось в юного волшебника -ступившего на путь изучения законов счастья. |
| Эта притча, по-видимому, должна как-то соотноситься с нашей действительностью. Да, отдельные моменты, что назвается, коррелируют с имеющими быть место реалиями земного существования человечества. Но вот итоговое заключение: "Интуитивно люди давно знали, что только ЛЮБОВЬ может спасти мир, но почему, как это произойдет - никто объяснить не мог". Причем, в самом начале чётко сказано, что шарики были наполнены "дыханием влюбленных". Иначе говоря, здесь ключевое слово "ЛЮБОВЬ" двоих, ну, если шире, всех влюблённых пар. Я это к тому, что иногда многогранное "любовь" относят и к любви к детям, близким и др. и пр. Ещё. Почему-то создалось впечатление, что автор своевольно:) бросает сюжет из стороны в сторону. Вот: "Потом, с изобретением газовой горелки и открытием гелия необходимость в этом отпала. Романтические встречи девушек и юношей перестали быть жизненно необходимыми" - это о "дыхании влюблённых". Не очень понятно: "На их расспросы, светившийся счастьем (так стали звать пришлого), уклончиво отвечал, что, мол, в храме живет то, от чего все ушли и к чему должны однажды вернуться! Его слова, для многих, стали неким жизненным ориентиром". Что ж, вполне возможно. Но почему: "Так пришлый, сам того не желая, стал первым пророком – человеком, пролившим свет на смысл этой многотрудной жизни". Пророки, мне кажется, достаточно хорошо понимают, что именно они пророчествуют, к чему призывают, что предрекают. Далее. . "Поразмыслив, старики решили, что это очень удобная идея – пусть молодежь верит и не задает лишних вопросов, пусть спокойно трудится – без смирения, мол, не достигнуть благодати, пусть обеспечивает ученых и руководителей всем необходимым, и со временем их потомки непременно достигнут бесконечной, безопасной, счастливой жизни". Почему старики - те, кто знал, помнил счастливые минуты, решили "пусть молодёжь верит" ? А сами они - нет? Пророку не поверили, кто говорил, что счастье придёт непременно? И уж очень странное объединение "профессий": "пусть /молодёжь/ обеспечивает ученых и руководителей всем необходимым". Сознаюсь, не совсем прозрачен замысел поворотов идей, изложенных в этой притче. |
| Говорят: "Можешь не писать - не пиши. Пиши, когда не писать не можешь". Возникает вопрос к автору: "Что же такое свербило у Автора в мозгу? Что же такое не давало ему спокойно спать, заставляя вскакивать хватать лист бумаги и писать, писать, писать ... , торопясь не упустить формулу спасения человечества". Я не понял. Ничего. Жанр обозначен "Просто о жизни". Ни жизни, ни простоты изложения я не обнаружил. А вот косноязычия и тумана с избытком. - "необъятная радость" - это как? - "дыхание влюбленных" - крайне неудачный образ. Если это просто о жизни ЛЮДЕЙ, то, как известно, люди выдыхают углекислый газ, а углекислый газ тяжелее воздуха и поднять шар в воздух не может. ...... Надо бежать, заканчиваю. Можно и дальше до самого конца комментировать это безобразие. Но смысла в этом нет. Это из категории того, что легче выкинуть и забыть как кошмарный сон, чем пытаться как-то исправить. |
| Слово имеет Вердикт-Прокурор О. Горошин Тема: Цивилизация - прошлое, настоящее, будущее». Автор Андрей Волженин _____________________________________ Уважаемый Суд и господа Присяжные заседатели! Своё выступление я посвящаю произведению Андрея Волженина «Тема: Цивилизация - прошлое, настоящее, будущее». Начну-ка я, пожалуй, со слова «цивилизация». Возьму определения цивилизации из Википедии, понимая при этом, что существует множество и других источников. В общефилософском значении это – социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства). Интуитивно чувствуется, что для такого определения «Тема…» маловата будет. Хотя и предлагаю взять из этого определения «обмен с окружающей средой», уж очень колоритно этот термин выглядит. В историко-философском значении цивилизация это – единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли). Здесь хочется запомнить слова «единство исторического процесса». Локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем. На современном этапе учёные выделяют следующие циклы развития локальных цивилизаций: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Как я понимаю, в «Теме…» может идти речь о локальной цивилизации, зародившейся в прошлом, находящейся сейчас в развитии и приближающейся к расцвету. Давайте проследим, как эти процессы протекают в цивилизации «Темы…» (назовём её так). Итак, всё началось давным-давно, в «эпоху счастливого неведенья», когда в единении с природой «среди лесов и полей жил веселый и дружный народ». Я бы назвал те времена эпохой Шара. Понятие «счастливое неведение» – не определяющее, оно характерно для любой стадии развития цивилизации: всего всё равно никогда не узнать. Важно понимать, достаточны ли тебе нынешних знаний или нет. К сожалению, слов в тексте об этом нет, кроме утверждения о том, что «каждый знал, где и что происходит. Знал, что ему нужно делать». Если бы это было так, то все и знали бы, что произошло с несчастными, побитыми горячими камнями. И знали бы о том, что нужно не Шар один на всех строить для всеобщего спасения, а снабдить каждого жителя персональным шариком. В самом деле: попадёт горячий камень в один из тысяч шариков или один раз в Шар – есть разница? Однако, Шар, вопреки всякому здравому смыслу, был построен. И сразу же возникла головная боль, и не одна: один шарик, худо-бедно, ещё можно удержать на якоре, а сорвётся – не велика потеря. А лопнет один якорный трос Шара и – поехало: один за другим начнут срываться якоря – прощай, Шар. Кто, какими силами будет перетаскивать по выходным с места на место рвущийся в небо Шар? Как понимать выражение «большое здание без крыши - по выходным дням вместо неё пристегивали шар»? Может, так: по выходным пристёгивали Шар, а на будни – несуществующую крышу? Опять же, «влюблённые заходили внутрь и восполняли потери» как-то неэстетично выглядит.))) Вот, некоторые могут возразить: нельзя же всё воспринимать буквально. Отвечу: мы рассматриваем историю цивилизации «Тема…» как единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса. Значит, и к шарикам, и к Шару следует относиться серьёзно в их единстве с историческим процессом. Однако продолжим. На подходе эпоха подмен, переориентаций и замалчиваний – эпоха Храма. «Потом, с изобретением газовой горелки и открытием гелия необходимость в этом («восполнении потерь») отпала» – и стало возможным подкачивать в Шар гелий? А причём здесь газовая горелка – для монгольфьера, что ль? Вначале говорилось о том, что небывалую подъёмную силу Шару даёт дыхание влюблённых, а не тепло и газ. Теперь же оказалось, что в Шаре было не дыхание влюблённых, а некий волшебный воздух, который, впрочем, перекачали в баллоны, и он стал «законсервированным счастьем». Спасение от горячих камней перестало быть целью, даже Шар выкинули, в его здании поставили крышу (наконец-то!) в виде купола, и сооружение стали называть Храмом, в подвалах которого томился дух Волшебный. Всякие же попытки полётов на шариках с дыханием влюблённых заканчивались одинаково: у могучих стен Храма. Да и как могло быть иначе: все дороги ведут в Храм, ибо зачем дорога, если она не ведёт в Храм? Кстати, относительно полётов на шариках вообще. Люди давно мечтают о полётах. Одни сокрушаются: «почему я не сокол, почему не летаю», другие с ними не соглашаются: «мне иногда кажется, что я – птица», пресмыкающиеся всем возражают: «рождённый ползать летать не может», мыслители же расставляют всё по своим местам: «человек создан для счастья как птица для полёта». Гадам – пресмыкаться, птицам – летать, человеку – быть счастливым: почувствовать окрылённость, подняться над обыденностью, увидеть путь к своей мечте – для этого, прошу заметить, не нужен шарик. Хотя, и летая на шарике, можно чувствовать счастье, видя, как прекрасна твоя планета, после того как ты с утра пораньше навёл на ней порядок, выкорчевав эти несносные баобабы))) или, допустим – вчерашние заблуждения, восстановив тем самым стройность картины мира… Шарик здесь в своеобразном поэтическом симбиозе с дыханием влюблённых – не более чем средство для полёта. Но что – сам полёт? Мне представляется, что это не полёт-счастье, но тогда – что? Вот вопрос, на который можно было бы попытаться дать ответ, но, к сожалению, нет даже попытки ответа. Зато налицо сумбур в «Теме…»: то полёты-счастья на шариках, то идея всеобщего спасения от горячих камней на Шаре и забвение этой идеи вместе с дыханием влюблённых. Поиски состава волшебного воздуха для всеобщего счастья, причём, влюблённые своим дыханием почему-то этим поискам мешают. Потом всплывает идея спасения мира с помощью Любви – от чего спасать мир, как это сделает Любовь? Нет ни строчки размышлений об этом. Финал «Темы…» не менее удивителен, чем сама «Тема…»: наконец-то учёные нашли формулу волшебного воздуха, «дорога к бесконечной, радостной жизни была найдена, были совершены действия по созданию условий и волшебный воздух заполнил всю атмосферу планеты и даже больше...» (извините, какой-то намёк на газовую камеру планетарного масштаба) «так влюбленные стали наполнять мироздание пространством счастья», а человечество «ступило на путь изучения законов счастья». А дальше? А дальше ничего нет. Конец «Темы…». Позвольте, а как же быть с «духовной подсистемой» цивилизации? Ведь она же не раскрыта! Хотя, по замыслу, анализ именно этой подсистемы должен был ожидаться в «Теме…». В самом деле, вспомните, какой толчок развитию цивилизации давала борьба противоречий духовной подсистемы во все времена – античности, средневековья, возрождения, когда формировалось человеческое «Я». И куда оно подевалось в период бурного технологического прорыва? Когда были созданы блага цивилизации, когда автоматизация освободила от физического труда колоссальное количество людей для, казалось, прямого их природного предназначения – интеллектуальной деятельности. Но такого рода деятельностью занято не очень много народу. Подавляющее же большинство – в сфере потребления, где свои ценности и противоречия. К слову сказать, «пространство счастья» на нашей планете уже существует, но не влюблёнными созданное, а человеконенавистниками, потому что оно убивает душу человека, его интеллект и, в конечном счёте – его самого. Избавиться от этого ох, как непросто! Вот не маленькая проблемка. Ещё: демографическое давление, абсолютная (не побоюсь этого слова) зависимость цивилизованного человека от благ современной локальной цивилизации и, напротив, относительная защищённость его в цивилизации, имеющей общефилософское определение – оно, это определение, в начале моей речи. Смотрите: первый же залетевший на Землю астероид, размером со стадион, может с большой вероятностью погубить цивилизованное человечество, в то время как «непрошенный гость» даже более внушительных размеров может и не совладать с «социальной формой движения материи, обеспечивающей её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой»; здесь речь идёт уже о новом человеке. Впрочем, это отдельный разговор. Итог: перед нами – не удавшаяся попытка анализа пути развития цивилизации, но мы должны быть благодарны автору хотя бы за попытку, признав автора невиновным и отпустив его с миром. Вердикт-Прокурор О. Горошин |
| СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СУДЬЯМ ___________________________ Господа Присяжные. Господа Прокуроры. Господин Секретарь. Господа свидетели, авторы портала и гости. Сегодня мы завершаем слушания по произведению "Цивилизация - прошлое, настоящее, будущее" автора Андрея Волженина. За время следствия и предварительных слушаний в адрес Суда жалоб и замечаний не поступало. Суд принял к сведению мнения Присяжных заседателей и заслушал речь опытного Прокурора. Автор от услуг Адвоката отказался. Рассмотрев все представленные материалы обвинительного и защитного характера, Суд пришёл к выводу, что произведение "Цивилизапция - прошлое, настоящее, будущее" следует считать состоявшимся частично, и выносит следующий вердикт: ВИНОВЕН В ПРИЗНАКАХ МАСТЕРСТВА И ВЫПУЩЕН НА СВОБОДУ! Объявляется амнистия, т.е. произведение дальнейшим обсуждениям в рамках проекта Вердикт не подлежит. Однако это не означает, что Автор не может по прошествии месяца после суда оформить "явку с повинной" на другую свою работу. На этом слушания по произведению "Цивилизация - прошлое, настоящее, будущее" автора Андрея Волженина объявляются закрытыми. Любые комментарии в теме исключаются. Желающие высказаться по законченному процессу приглашаются в Курилку. Благодарим всех участников процесса. Судьи Гралекс Пигалина |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |