Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Процесс Литературного проекта "Вердикт"
К темам проекта
Автор:Вердикт-Секретарь 
Тема:Хата-Яма - 01 (Встреча с дедами) Автор Петр Соколик Процесс оконченОтветить
   Историческая проза
   
   Так уж случилось в моей жизни, что эта старинная, рубленная из кругляка беседка стала теперь для меня самым дорогим местом на свете.
   …Лет десять назад, когда мой пёс Коля был годовалым щенком, он постоянно убегал со двора в лес, обступающий наш домик со всех сторон. Я знал, что, после безуспешной беготни за зайцами и другой лесной живностью, Коля обязательно вернется. Можно было не волноваться, оставаться дома и спокойно заниматься своими делами. После нескольких часов охоты изнуренный, но счастливый Коля появится во дворе, виновато виляя хвостом, подойдет, уткнется мне в колени в ожидании ласки. И все же слухи о появившихся в лесу койотах и стаях бродячих собак, заставляли меня натягивать комбинезон, шляпу, желтые ботинки на толстой подошве и отправляться на его поиски.
   Обычно я находил пса на заливном лугу на излучине реки. Дикие гуси, охраняя кладки своих яиц, встречали Колю недружелюбно. Он подбегал к ним с намерением покувыркаться и поиграть в догонялки, однако получив в ответ несколько чувствительных щипков, оставлял гусей в покое и переключался на сурков, зайцев или диких индюков, которых на том лугу всегда было предостаточно. Иногда к играм с Колей присоединялись молодые выдры, семейство которых проживало под сухой березой на противоположном берегу речки. Выдры увлекали щенка на каменистое мелководье, где он находил себе новых партнеров для игры: юрких пятнистых форелек.
   В тот раз, не обнаружив Колю на его любимом лугу, я решил спуститься в заросшую лесом глубокую балку, которую и Коля, а вслед за ним и я обычно проскакивали. В начале спуска дна балки не было видно из-за крон огромных сосен, на которые я смотрел сверху вниз. Спуск был настолько крут, что, казалось, можно было дотянуться до иголок на самых вершинах этих сосен. Осторожно перемещаясь от ствола к стволу, я неожиданно вышел на небольшую площадку, поверхность которой была почти горизонтальна. Сходство окружающего меня кусочка природы с образом сказочного дремучего леса было поразительным. Я даже огляделся вокруг в поисках избушки на курьих ножках. В солнечный и жаркий день здесь сохранялись сумрак и прохлада. Огромные, в два обхвата стволы вековых сосен колоннами устремлялись куда-то ввысь. Небо было скрыто их густыми кронами. Ни кустарники, ни вездесущие вьюны не смогли выдержать конкуренции с соснами за место под солнцем. Только папоротник покрывал все пространство между стволами тонкой оболочкой жестких резных листьев. Я увидел противоположный склон балки, но дно ее было по-прежнему скрыто, на сей раз густыми зарослями колючей ежевики.
   Не сразу отыскал я едва заметную оленью тропку. Натянул на голову капюшон и, скрыв под фетровой шляпой кисти рук, нырнул в кустарник. И вот, после нескольких минут борьбы с упругой колючей стеной я оказался прямо перед ней — избушкой на курьих ножках. Курьи ножки, конечно, преувеличение и существовали они только в моем воображении, а вот все остальное в этой избушке вполне соответствовало сказочному прототипу. Стенки её сложены из легких бревен диаметром с чайное блюдце, двускатная крутая крыша покрыта чешуей из деревянной черепицы. Я взобрался на крыльцо, шагнул в пустой дверной проем и оказался внутри.
   На полу в своей любимой позе лежал Коля. Его голова покоилась на вытянутых передних лапах и была неподвижна. Лишь взгляд повторял все мои движения. Заглянув в его глаза, я увидел в них состояние полного удовлетворения и счастья, которое приходит к нему обычно только после вкусного обеда. Я потрепал Колин загривок, помял его вислые уши бордерколлера, присел на толстое полено у широкого окна. Ни рам, ни стекол в окне не было. Ничто не мешало свободно обозревать оба склона лощины и вытоптанную зверьем площадку у ручья. Понятен стал выбор места для избушки: конечно же, это охотничий схрон. Я представил себе, как удобно было бы в любую погоду замереть здесь сидя на полене и, упершись спиной в бревенчатую стенку, дожидаться прихода добычи. Послюнявив указательный палец, и подняв его, я почувствовал холодок сквозняка со стороны водопоя — все правильно: унюхать охотника, находясь на водопое невозможно, каким бы острым ни был звериный нюх.
   * * *
   
   Коля поднялся, подошел и уткнул свою голову мне в колени. В этом его порыве не было ничего необычного, он делал это всегда, ни разу не упуская удобного случая. И в то же время ко мне пришло ощущение, что происходит нечто странное и необъяснимое. Что же это? Что?..
   В Хата-Яме стояла абсолютная тишина. Я не услышал звука шагов моего пса. Это было немыслимо. Обычно он топал, как взвод новобранцев на плацу. Не было и его урчания, которым всегда сопровождались наши взаимные ласки. Он лизал мои руки, как обычно, взахлеб, но я не слышал его дыхания. Переполненный чувствами, Коля опрокинул ведро с отстрелянными гильзами, но я не услышал ни звука. Глянув в окно, я увидел драку ворон за какое-то выпавшее им на счастье лакомство — тишина. Ни шелеста листьев, ни скрипа стволов — ничего. Первая реакция: «Я потерял слух!?». Достаю из кармана смартфон, включаю «Лунную сонату» - на экране все, как и положено, а звука нет. Может с сигналом что? Выхожу на крыльцо — мир возвращается: весело журчит ручеек, щебечут неугомонные птицы и снова звучат волшебные звуки рояля из моего смартфона. Переступаю порог — ничего. Мертвая тишина. Гробовая.
   Стало как-то не по себе. Захотелось убежать из этого необычного места и никогда больше не возвращаться. Однако Хата-Яма уже успела заинтриговать меня своей тайной. Я вернулся в избушку и погрузился в свои ощущения, возникшие от странного феномена потери звука. Коля занял свое место на полу, прочитав в моей позе и закрытых глазах готовность погрузиться в расслабленную дрему. Но, несмотря на всю свою проницательность, мой пес ошибся - я был собран, сосредоточен и погружен в самого себя. Мои рецепторы получали задание мозга: обнаружить малейшие отклонения от нормы. Но нет, организм работал в «штатном» режиме, похоже, Хата-Яма никак не повлияла на мое физическое состояние.
   Кстати, а почему вдруг я называю эту избушку на курьих ножках Хата-Ямой? Откуда взялось это слово? И как оно вообще оказалось в моей голове? Я даже не знаю, что оно означает, но откуда-то точно знаю, что это место в целом свете одно-единственное, и что называться оно может только Хата-Ямой и никак иначе. Первым на поверхность моего сознания всплыло вполне очевидное объяснение: ну, конечно же, Хата-Яма — это «хата в яме» или избушка в балке. Пришло даже какое-то удовлетворение от полученного ответа, но тут же испарилось: мало ли таких хат в ямах на свете? Какая уж тут уникальность?..
   И тут, устремив свой взгляд в окно, я с изумлением обнаружил, что лесная опушка на моих глазах стала превращаться в песчаный пляж на излучине широкой реки. Стемнело. Наступила ночь, открылось звездное небо, на пляже зажегся огонек. Огонек увеличивался в размерах, но было непонятно: то ли он приближался ко мне, то ли я подлетал к нему, в своей избушке, точно Баба-Яга. Вот уже мне видно, что это костер. Люди расположились вокруг огня. Внезапно среди них я узнаю самого себя — молодого, полного сил и двух моих друзей, которых уже давно нет со мной. Мы все трое с интересом слушаем бородатого мужика в тельняшке и в кирзовых сапогах на босу ногу. Я не слышу речей мужика, но совершенно точно знаю, что он травит охотничьи байки и в этот момент рассказывает, как тяжело было рыть хатаяму (охотничий схрон) у звериной тропы. Как он, устав, свернул цигарку, повернулся к другу за спичками, а это и не друг вовсе, а хозяин тайги— огромный медведь сидит на заднице, спустив ноги в хатаяму, смотрит на него и улыбается, стервец. Забыл я обо всем намертво. А ведь когда-то все это было со мной – было, да сплыло: и ночь у костра, и мужик тот со своими байками. Если байки еще держались какое-то время в памяти, то словечко это - «хатаяма» в память и не попадало, пролетая мимо ушей в момент его произнесения. Я подивился новому для меня чувству будто мозг мой, подобно жесткому диску на компьютере, очистился от вирусов и спама и я вижу информацию, о которой и думать забыл, настолько отчетливо, словно заново переживаю случившееся со мной когда-то.
   Но вот за окном опять появился знакомый лесной пейзаж у водопоя. Я не знал, как относиться к тому, что только что произошло со мной. Никогда мне не удавалось восстанавливать в памяти такие мелкие и незначительные детали. А может быть в этом и есть секрет Хата-Ямы — в способности дефрагментировать память и чистить мозг?
   И тут будто в подтверждение этому, в воображении всплыл уже образ моего отца. Он сидит в трусах на табуретке, положив левую ногу на правое колено. Черная блестящая кожа обтягивает голеностоп. Сустав не работает - в нем отсутствуют несколько косточек, перебитых осколком фашистской мины. Отец отдирает повязку. Порошок стрептоцида вытянул гной. Его немного, примерно с чайную ложку. Отец выбрасывает марлевую накладку, обнажает открывшуюся рану. Теперь надо промокнуть ваткой оставшийся в ранке зеленый вязкий гной, смочить спиртом, дождаться пока спирт выдохнется, обмазать все вокруг ранки йодом или зеленкой. Все. На ночь можно оставить так. Пусть подсыхает, повязку будет накладывать мама уже утром, когда вернется с ночного дежурства в детской больнице. Отец ложится на кожаный диван, разворачивает газету. Я пристраиваюсь рядышком, спрашиваю:
   - Пап, а пап, а как получилось, что ты воевал-воевал и ничего, а потом , бац - и тебя ранило?
   Отец откладывает газету, гладит меня по голове, рассказывает:
   - Все дело в хатаяме. Это она меня оберегала и от пуль и от осколков.
   - А что такое хатаяма?
   - Это окопчик такой с крышкой, как у сундука. Выроешь такой окопчик, замаскируешь, крышкой накроешься, снайперскую винтовку высунешь и сидишь, наблюдаешь за немцами в подзорную трубу. Немцы пороха не жалели, мины к нам пускали наугад, но в хатаяме жить можно было. Бывало, и постучат осколки по крышке, а то и землей засыпет, так что ж с того? Ты-то жив-здоров и маскировка еще лучше становится.
   - Здорово в хатаяме. Можно воевать.
   - Можно-то можно, да не везде хатаяму выроешь.
   - Почему?
   - Ну, а как рыть во льду? Мы тогда к самому Кенигсбергу подошли, а немцы спрятались за крепостными стенами и ни в какую не хотят сдаваться. Командиры наши пошлют роту в атаку и нет роты, пошлют батальон — и нет батальона. Атаковать надо было по льду реки в самый мороз, не спрятаться, не укрыться — вот и покрылся тот лед на речке телами наших бойцов.
   - Да, тяжело вам было воевать.
   - Не то слово. Тут и до нас, снайперов очередь дошла. Поступил приказ: занять позиции на льду. Вот и стали мы воевать без хатаям. Ночью ползешь по льду, замрешь где-нибудь между трупами и лежишь так весь день без движений. Пошевелишься, раскроешь себя — немецкий снайпер тебя тут же и достанет. Ну, а не достанет, так можно запросто замерзнуть. У нас в полку по сорок человек выходило ночами на лед, а к следующей ночи возвращались по два-три.
   - А остальные?
   - Остальные или убиты, или раненные ко льду примерзли и погибли.
   - А как ты, пап?
   - Я, как заговоренный был — четыре раза возвращался с нейтралки невредимым, а в пятое дежурство зацепило.
   * * *
   
   Просидел я в Хата-Яме до самой темноты. Мысли, образы, воспоминания, фантазии, ассоциации медленно ворочались в моем мозгу, порождая друг друга. Я перемещался во времени и в пространстве и переживал заново давно забытые эмоции. Был ли это сон? Возможно. Было в том моем состоянии нечто, присущее только снам —многомерность взгляда, когда ты одновременно и орел, летящий над горными вершинами, и путник, наблюдающий за полетом орла. Но было и принципиальное отличие: понимание причин и следствий. Во сне нас настигает страх от незнания. В Хата-Яме я испытывал страх от того, что мне известен конец. Если во сне страх был жутким, но оставлял какую-то, пусть и маленькую, надежду, то в Хата-Яме страх был и жутким, и безнадежным.
   Уже собравшись уходить, услышал негромкий, но вполне отчетливый вопрос:
   - А что ты знаешь о страхе, Петруша?
   Обернулся и увидел прямо напротив меня сидящих за столом мужиков. В наступивших сумерках различить их внешность, детали одежды, возраст было невозможно, но я совершенно точно знал, что передо мной два моих деда. Оба они умерли давным-давно, когда я был еще подростком. Но я ничуть не удивился их присутствию. Не удивило меня и появление звука – видимо в Хата-Яме не было запрета на звуки ушедших в мир иной.
   - Что я могу знать о страхе? Знаю, конечно, кое- что, но с вашим знанием, деды мои, не сравнить. Вам пришлось хлебнуть поболе.
   - Это так, - задумался о своем Павел Сергеевич Соколик, мой дед по отцовской линии, доживший до пенсии плотник сахарного завода.
   Второй дед — отец моей матери, Петр Яковлевич Морин, богатырь-разнорабочи­й,­ не доживший ни до пенсии, ни до реабилитации, сидел молча, добродушно улыбаясь, как обычно.
   Оба деда и я вместе с ними ничуть не были удивлены встрече
   У каждого было ощущение того, что встреча эта не первая и не последняя.
   - Расскажи, тезка, про внуков. Ведь они приезжали к тебе нынешним летом, - попросил меня дед Петр, встретив мой взгляд.
   Я с удовольствием стал рассказывать, а деды с интересом слушать о том, как на летних каникулах приезжал ко мне из Канады в гости сынок мой Андрюша с женой Леной и сыновьями Дмитрием и Максимом. Как гуляли мы, разговаривали, варили обеды, играли в баскетбол. Деды только хмыкали удовлетворенно, узнавая о том, что все у потомков хорошо, что род продолжается. Благостную картинку нарушил дед Павел:
   - А чего ж это, Петруша, и сам ты, и дети, и внуки твои на чужбине прозябаете? Неужели на родной земле вам места не нашлось?
   Да уж, умел дед Павло Соколик ставить в тупик собеседников своими вопросами. Я грустно улыбнулся ему в ответ:
   - Ну и вопросы у тебя, дед. На такие вопросы одного ответа нет. Сам об этом постоянно думаю.
   Дед Петр накрыл мою гладкую ладонь своей мозолистой:
   - Ты вот что, внучок, иди домой. Отдохни, отвлекись, займись своими делами, свыкнись с тем, что узнал сегодня, а как захочешь с нами погутарить, приходи снова сюда, в Хата-Яму. Мы теперь всегда здесь. О гостинцах не волнуйся — нам не надо.
   Я пожал дедам руки на прощание и вышел за порог. Коля радостно последовал за мной.
   * * *
   
   На следующий день, наспех позавтракав, я был в Хата-Яме еще до восхода солнца. Меня ждали. Значит, вчерашняя встреча — это не сон. А впрочем, может быть, и сон. И я вижу продолжение сна. Ведь бывают же сны с продолжением. Но ведь не важно, что это. Важно, что вот они, деды мои, готовые к общению со мной, а мне так много надо у них узнать. С радостным оживлением я обнял обоих, и мы заняли свои места: я на полене в уголке, они на лавке у противоположной стенки. Между нами - длинный стол, на котором при надобности мы все трое могли бы переночевать. Одним краем стол упирается в подоконник широкого окна. В окне - ни рам, ни стекол. Это, скорее, проем во всю стену - от стола до самого потолка, как бывает на веранде. А в проеме - сказочный вид на водопой в лучах восходящего солнца.
   В тишине мы полюбовались мирным семейством кабанов, пришедших попить водички, и, наконец, положив локти на столешницу, принялись разглядывать друг друга. Впрочем, детали одежды ни их, ни меня не интересовали, а вот лица... на них действительно интересно было посмотреть. Лица моих дедов мало чем отличались от тех, что были на фотографиях в семейном альбоме. Дед Павел в картузе с седой и жесткой щеткой усов на верхней губе, без всяких гуцульских загибов к подбородку. Дед Петр с кривым перебитым носом и отросшей щетиной, которую он брил раз в неделю в бане по субботам. Было забавно наблюдать за реакцией дедов на мою внешность, ведь мне сейчас под шестьдесят, а последние фотографии, которые им довелось увидеть, относились ко времени моей юности и детства. Дед Петр видел меня в последний раз с пионерским галстуком, а дед Павел в гимнастерке, пилотке и сапогах. Сейчас перед ними сидел ровесник— такой же дед, как и они сами, с седой бородкой и лысиной.
   Молчание нарушил дед Петр:
   - А ты возмужал, внучок.
   - Возмужал? - вступил в разговор дед Павел. - Да он перезрел давно, такой же старый хрыч, как и мы с тобой.
   Мы все трое рассмеялись. Дед Павел продолжил:
   - Втроем сидим. Так давно не виделись, вот бы и сообразить на троих да выпить за встречу. Только не пьем мы теперь: невесомые мы. А ты выпей, Петруша. Что у тебя там во фляжке? Коньячок, поди? Или спирт медицинский?
   - Не пью я. Нельзя мне. Печень у меня. Свое я выпил уже давно. Семь лет как не пью, не курю. А во фляжке у меня чай. Я вот о чем подумал, деды мои. Вопрос, который ты задал мне вчера, дед Павел, может быть самый главный вопрос для всех нас: как так получилось, что чужбина для моих детей и внуков, да и для меня самого оказалась милее родины? Мой ответ сегодня - не знаю. А узнать очень хочу. Есть такое ощущение, что процесс отчуждения от корней начался задолго до моего появления на свет. Это произошло когда-то при вашей жизни, а может быть, и раньше. Давайте разбираться. Будем вспоминать, размышлять вместе, а я все буду записывать для внуков. Вырастут они, спасибо нам скажут.
   Деды покивали в знак согласия. Дед Петр толкнул в плечо деда Павла:
   - О це дило. Так у вас на Украине говорят? Кстати, ты ведь первый оторвался от родной земли. Расскажи, как так получилось, что ты, украинец, всю свою жизнь в России да Казахстане прожил.
   Дед Павел усмехнулся:
   - Если я все рассказывать начну, так мне годы понадобятся, чтобы закончить.
   - А нам торопиться некуда. Ты не торопишься никуда, Петруша? - обратился он ко мне и, получив в ответ отрицательный взгляд, продолжил:
   - Ну вот, внучок наш никуда не торопится, так что рассказывай подробно и не торопясь, чтоб Петруша все запомнил и записал правильно.
   - Ну что ж, слушайте тогда, - дед Павел прислонился плечами и затылком к бревенчатой стенке, обратил свой взор куда-то вдаль. И зазвучала его неторопливая речь.
   И вот лесная опушка у водопоя вдруг превратилась в бескрайнюю украинскую степь, рассвет стал закатом. Мы увидели обоз из десятка телег, нагруженных арбузами, и услышали протяжную и унылую народную песню: «А-а есау-у-у-л догадлив бы-ы-л. Он сумел сон мой раз-га-да-а-а-а-а-ть­...»­
   * * *
Надежда Николаевна Сергеева[24.01.2013 22:03:32]
   есть такие местечки, где время сходится...
   вот и ЛГ нашел такое - и дедов своих встретил
   хорошо написано, с удовольствием прочитала
   
   виновен автор, несомненно виновен
Малашко Сергей Львович[30.01.2013 14:11:02]
   Написано очень интересно, и интересными параллелями и взаимосвязью между поколениями.Читается­ легко ,непринужденно.
   Тем не менее есть несколько вопросов:
   Цитирую:
   "Он подбегал к ним с намерением покувыркаться и поиграть в догонялки, однако получив в ответ несколько чувствительных щипков, оставлял гусей в покое и переключался на сурков, зайцев или диких индюков"
   Вопрос -где рядом живут гуси ,зайцы и индюки?
   Цитирую:
   "Двускатная крутая крыша покрыта чешуей из деревянной черепицы."
   Может быть ошибочно,но мне казалось что черепица в классическом варианте глиняная , а не деревянная.
   Кроме этого спорно употребление слова "чешуей'. Обычно оно ассоциируется с рыбой или змеей,но ни как не с крышей.
Петр Соколик[30.01.2013 17:54:17]
   Спасибо Вам Сергей Львович ~
   За проявленный интерес, за добрые слова, за вопросы. Надеюсь, что Вы и на страничку мою заглянете, чтобы познакомиться с продолжением.
   - По поводу индюков. Автор включил их в перечень живности, окружающей жилище литературного Героя, для того, чтобы указать на факт проживания главного героя за пределами России. В финале ЛГ задается вопросом о мотивах и препосылках своего решения уехать за бугор. Это становится одним из главных компонентов интриги всего романа.
   - По поводу чешуи из деревянной черепицы. Посмотрите на Кижи: http://www.trip-guide.ru/foto_15943.htm . Разве это не чешуя? Ведь чешуя - это прежде всего модель идеальной непротекаемой конструкции и уж потом часть рыбьего тела. Человека, впервые обратившего внимание на это, я бы поставил в ряд выдающихся гениев человечества рядом с изобретателем колеса, Пифагором, Ньютоном, Эдисоном, Эйнштейном. Автор выбирает в качестве материала дерево, а не глину для того чтобы показать связь Хата-Ямы с русскими народными сказками. А в то время когда они складывались, именно дерево было наиболее распространенным строительным материалом на Руси.
Малашко Сергей Львович[31.01.2013 14:33:38]
   Петр,благодарю за разъяснения.Очень интересный взгляд на поставленные мной вопросы,Новых удач.Сергей
Малашко Сергей Львович[31.01.2013 14:34:16]
   Петр,благодарю за разъяснения.Очень интересный взгляд на поставленные мной вопросы,Новых удач.Сергей
Лысенко Михаил[04.02.2013 21:53:24]
   Ну вот и до меня дошло. Не сразу сообразил причем здесь - "...слухи о появившихся в лесу койотах ...."
   
   Прочел рассказ и комментарии - вник и задумался. И о корнях собственных и о том, что и в моей жизни, как в рассказе - поразбросало всех. Родственники, друзья - по всему бывшему Союзу, в Канаде, Израиле .... у черта на куличках. И сам я не там, где родился и где юность провел. Наверное так правильно.
   
   Душевно написано. Свой стиль и язык у Вас, Петр. И фантазия богатая. Завидую, по доброму.
   
   Михаил.
Петр Соколик[05.02.2013 09:18:31]
   Спасибо, Михаил. Правильно Вы сказали, что Вердикт важен даже не сам по себе, а тем, что в процессе обсуждения дает возможность заглянуть в самого себя. Все-таки читают тебя здесь коллеги твои, знающие муки поиска слова. И хотя далеко не все оставляют комментарии, как сделали это Вы, сам факт, что прочли десятки воодушевляет. Появляется ответственность за каждое слово. Это конечно же пойдет на пользу.
Вердикт-Секретарь[04.03.2013 19:57:31]
   Слово имеет Вердикт-Прокурор Могильный
   
    Хата-Яма - 01 (Встреча с дедами). /Историческая проза/. Автор Петр Соколик ____________________­____________________­____________________­___­
   
    Уважаемые Присяжные! Уважаемый Судья! Уважаемый Подсудимый!
   
   ◆ Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась. С. Н. Булгаков.
   
   Рассмотрев представленный автором материал, отмечаю, что сам по себе он довольно любопытен, хотя жанр его определить сложно. Поскольку присутствует и природа, и мистика, и военные воспоминания. Таким образом, он точно вырывается из прокрустова ложа исторической прозы. А вот к какой ипостаси его отнести, это автор должен определить сам.
   Непонятно, почему в середине рассказа стоит цифра 01. Что это, глава из книги, шифровка или что ещё?
   Теперь о собаке. Я не знаю, почему, исходя из каких побуждений, человеческое имя Коля дано псу. Это всё равно, если бы маленькой девочке дали имя Жучка. По крайней мере, в своей жизни я повстречал массу собак, но ни разу не слышал о псе с такой кличкой. Это режет слух, и хорошо, если бы автор кличку заменил.
   Автор ничего не говорит о географическом месте, где происходили описываемые события. Можно только догадываться, что, скорее всего, это Канада. От этого проигрывает логика рассказа.
   Всегда трудно писать о природе, ибо здесь особо заметна даже незначительная фальшь. Откуда взялись койоты и стаи бродячих собак?
    Да, койот распространен в 49 штатах США и Канаде, но, обычно, это обитатель открытых пространств: иное название койота – луговая собачка (полупустыни, луга и прерии). Автор же пишет о столетних соснах.
   Дикие гуси в период насиживания яиц очень осторожны, поскольку теряют маховые перья и способность летать. Поэтому выбирают для гнездования укромные места. Автор пишет, что они охраняют кладки своих яиц (а что, могут охранять и чужие?). И пес подбегал к гусям с намерением покувыркаться и поиграть в догонялки. Это автору сам Коля сказал по секрету? И можно ли представить радостно кувыркающихся вместе собаку и гуся? Скорее всего, у пса срабатывали чисто охотничьи инстинкты, что не совсем нравилось гусям. Кстати, наблюдая нападения песцов на гусей можно заметить, что гусь бьет крылом, и от этого удара песец летит кубарем, но ни разу мне не приходилось видеть, чтобы гусь щипался. Обычно, вначале гусак вытягивает шею и шипит, а затем на близком расстоянии бьет крылом.
   Теперь о диких индюках. Автор, наверное, имел в виду диких индеек, за которыми гонялся его пес. Но он пишет об индюках (о самцах диких индеек?). Так это наверняка было сопряжено для собаки с опасностью для жизни, поскольку дикая индейка достигает веса до 12-15 кг. И щенок ей не страшен!
   В первый раз узнаю, что молодые выдры играют с собакой. Несомненно, у выдр есть игры, но не с собакой же! Лиса, если поймает молодую выдру, то просто слопает её с большой радостью. Думаю, что собака просто придушит выдру, если её поймает. И как выдры увлекали щенка на мелководье – за хвост тащили? Там он находил себе новых партнеров для игр: юрких пятнистых форелей. Это опять охота, а не игра. По крайней мере, такие игры форель не впечатляют. Рыбака тоже можно назвать партнером рыбы, но с большой натяжкой. Ибо, какому партнеру понравится, если его выхватят из ручья зубами или крючком за губу!
   
   Вызывает вопрос слово «балка». Как известно, балка (суходол, байрак, лог) – небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами. Так, учитывая огромные сосны, росшие внизу, слово балка не подходит. Автору надо поискать более удобное слово.
   
   Абзац 4. «Небо было скрыто их густыми кронами». Скорее бы подошло, что небо не проглядывалось за их густыми кронами. Автор пишет о соснах. Такое впечатление, что он никогда не был в сосновых борах и не видел растущих вместе сосен. Да, еловые леса могут быть чрезвычайно густые и сумрачные. Но сосновые все пронизаны солнцем, ибо сосна обычно не терпит рядом собой большинства пород других деревьев. Попробуйте посадить несколько сосен у себя в саду. И вашим фруктовым деревьям придется очень туго.
   
   Абзац 5. Автор «Не сразу отыскал едва заметную оленью тропку». А что, он её искал специально и именно оленью. А как определил, что оленья? Ведь дальше пишет о том, что на водопой ходили дикие кабаны. А они тоже парнокопытные!
   Там же о деревянной черепице. Я согласен и с С. Малашко, и с объяснением автора, но как быть с читателем? Ибо выражение «деревянная черепица» режет ухо современному читателю. Может, вообще черепицу заменить на кору? И проще, и понятнее.
   
   Абзац 6. Строка 2.
   Ну, не может взгляд повторять движения. Глаз может реагировать на движения, а взгляд – нет! Там же автор помял вислые уши бордерколлера.
   Во-первых – название породы собаки – бордер-колли, а во-вторых, уши у этой породы стоячие, как у овчарки. А если вислые, значит это помесь, и тогда породу называть вообще не надо!
   Там же – охотничий схрон.
   Схрон (тайник, нычка). Употребляется, как в уголовном жаргоне, так и в обыкновенной речи. Сочетание охотничий схрон употребляется крайне редко. Обычно это тщательно замаскированный тайник, незаметный для постороннего взгляда. И уж никак не избушка. Для избушки подходят слова зимовьё, балок. Слово «схрон» было популярным на Западной Украине во время борьбы против советской власти, а сейчас для бандитских группировок на Северном Кавказе.
   
   Абзац 9. «Мои рецепторы получили задание от мозга…».
    Вообще, рецепторы – это нервные окончания, которые исследуют мир, окружающий организм, и сообщают мозгу с помощью нервных импульсов полученную информацию. Как и какие рецепторы могут работать и сообщать достоверную информацию при расслабленном теле и закрытых глазах? Уж лучше автору без специальных познаний в анатомии и физиологии в эти области не вторгаться!
   
   Абзац 12 «…дефрагментировать память и чистить мозг?» Ну, надо осторожнее оперировать компьютерными понятиями, почитать, уточнить вначале, что они означают, а потом писать. Дефрагментировать – это на языке компьютерном означает соединять! Соединять свободные участки памяти, фрагменты, чтобы потом более слитно, последовательно, размещать в них файлы. Так что, способность Хата-Ямы объединять пустоты в памяти никак не отражена. А чистить мозг – это как? Налицо небрежность автора в обращении с терминологией, и оттого фрагменты абракадабры в тексте)).
   Сама встреча с дедами написана хорошо. Примечательно, что автор приводит настоящие фамилии, похоже, и подлинные имена обоих своих дедов. Трогательны подробности, с которыми описываются последствия ранения отца литгероя, военные эпизоды, рассказанные отцом, участником боевых действий.
   Не оставляло при прочтении только какое-то чувство, что нет особой новизны фантастических, воображаемых или виртуальных, если так можно сказать, встреч с ушедшими родителями, другими родными – у многих подобные встречи, беседы, поражающие своей достоверностью, происходят во сне. Потому эффект именно Хата-ямы не слишком впечатляющ.
   Небольшое замечание по концу рассказа. Вовсе не надо расписывать, какими частями тела прислонился к бревенчатой стенке дед Павел. А по поводу народной песни и соотношении её с украинским эпосом у прокурора хоть и возникли смутные подозрения, но оставим это на совести автора.
   
   Подведя итог, прокурор отмечает непосредственную вину автора, и требует от высокого Суда приговора:
   
   Виновен в проявлении мастерства и выпущен на самопоруки.
   
   Вердикт-Прокурор Могильный.
Петр Соколик[06.03.2013 04:04:18]
   Чувствую, что положено ответить, а вот стилистика ответа непонятна. По сценарию вердикт вынесен, разговоры окончены. Но нельзя же оставить без реакции качественную, профессиональную работу прокурора, поэтому к ответу приступаю, хотя и не понимаю точно, что должно быть сказано, а о чем лучше помолчать.
   Главный вопрос - удовлетворен ли я вердиктом? Отвечаю: не вполне. Главное разочарование от текста - отсутствие восторженных подтверждений гениальности автора (шутка). Нет ну в самом деле, друзья, как мы любим натягивать на всех одни и те же сапоги. Разве в том дело, что литературный мундир сшит без сучка, без задоринки. Ведь жанр, форма подачи, язык и даже сюжет - все это оболочка, в которую завернуто главное, чем живет литература: мысль.
   Именно этого - обсуждения, высказанных автором мыслей, я и ждал от Высокого Суда. И надо признать самые первые слова Вердикт-Прокурора воодушевили меня. Вынесенные в эпиграф слова С.Н.Булгакова (не знаю, правда, кто это) именно об этом: "Писать надо о том, что знаешь, а о чем не знаешь, лучше не писать". Вот думаю, повезло с Вердикт-Прокурором, тоже ценит мысль, а в мысли правду. Однако обсуждения мыслей в вердикте я так и не обнаружил, из чего следует, что их там нет. Автор их не донес, растерял где-то по пути. Это нагоняет тоску и уныние. Ведь не могу же я допустить, что Вердикт-Прокурору Высокого Суда было не до мыслей автора, что не в поиске мыслей состояла его задача.
   Что касается исследования оболочки, то я вполне удовлетворен. Даже не ожидал от Суда такого знания деталей. Теперь мне ясно, что и на это тоже обращают внимание, значит буду стараться соотвествовать.
   И в заключение пробегусь по высказанным замечаниям не с целью вступления в спор, а лишь для необходимых пояснений.
   
   === он точно вырывается из прокрустова ложа исторической прозы. А вот к какой ипостаси его отнести, это автор должен определить сам. ===
   Верно подмечено. Я отнес текст к категории "Исторической прозы" только потому, что не нашел более точного жанра в предлагаемом перечне. Это долгий разговор. Если коротко - я воспринимаю себя исторической личностью (также как и всех здесь присутствующих, кстати. Также, как и всех живущих сейчас и живших когда-то). Масштаб прожитого у каждого свой, но ценность прожитого опыта от масштаба не зависит. История, дошедшая до нас, - это комбинация версий. Каждая версия зависит от координат наблюдателя во времени и пространстве, поэтому понятно, почему они все разные. Естественно, что приступая к изложению своей истории, желательно познакомиться с другими версиями и обогатить таким образом свой взгляд на предмет. Но, занимаясь исторической прозой, следует обязательно иметь ввиду два обстоятельства, на которые обычно не обращают внимания исторические прозаики. Первое: знакомство с взглядами на историю других людей обогощает Ваш анализ, но не заменяет его. Только пройдя сквозь Ваш собственный жизненный опыт, знания, убеждения, систему ценностей, история приобретает историческую ценность и уникальсть. И второе: в истории метод усреднения не работает. Часто, когда высказываются противоположные мнения говорят: «Истина лежит где-то посередине». Какое вранье! Посредине между кочками лежит болото. И выбраться из этого болота на твердую почву мы сможем только в том случае, если не середину будем искать, а наоборот: твердо стоять на обеих позициях. В истории, кстати, и логика «исключенного третьего» не работает тоже. «Либо-либо. Третьего не дано» - подлый обман. Именно это третье в истории и происходит. И не посередине между первым и вторым, а вместе, одновременно, и то, и другое.
   
   === Непонятно, почему в середине рассказа стоит цифра 01. Что это, глава из книги, шифровка или что ещё? ===
   Это глава из книги.
   
   === имя собаки, географическое место, койоты, бродячие собаки, дикие гуси, кувыркалки догонялки, охотничьи инстинкты, индюки-индюшки, выдры-форели, олени-кабаны ===
   Я живу в Северной Каролине. Это США. Все, о чем написал, вижу вокруг себя каждый день. Разумеется Вы правы и на самом деле собакой движут охотничьи инстинкты, но согласитесь, когда она просто радуется жизни и счастье переполняет ее, всю эту беготню и выплеск энергии вполне можно принять за проявление мышечной радости. Моя жена — американка и для нее имя «Collie” все равно, что для нас с Вами «Жучка», а мне противно называть собаку так. Вот я и переделал имя щенка на русский манер. Вот и стал он Колей. Пояснений в тексте я не делал, т. к. считал их излишними, при этом, согласитесь, мой взгляд отличается от взгляда большинства русских людей хотя бы координатами. Вот я и намекаю на это отличие введением в повествование необычной живности, тем самым подготавливаю читателя к тому, что ему и в других вопросах иной взгляд на вещи будет резать слух.
   
   === Вызывает вопрос слово «балка». Как известно, балка (суходол, байрак, лог) – небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами. Так, учитывая огромные сосны, росшие внизу, слово балка не подходит. Автору надо поискать более удобное слово. ===
   Согласен. Спасибо.
   
   === Да, еловые леса могут быть чрезвычайно густые и сумрачные. Но сосновые все пронизаны солнцем, ибо сосна обычно не терпит рядом собой большинства пород других деревьев. ===
   Хм-м, надо будет спуститься туда в овраг. Может быть там действительно елки.
   
   ===Абзац 5. Автор «Не сразу отыскал едва заметную оленью тропку». А что, он её искал специально и именно оленью. А как определил, что оленья? Ведь дальше пишет о том, что на водопой ходили дикие кабаны. А они тоже парнокопытные!===
   И тех и других я узнаю по шерсти на колючках. Но Вы правы, особых оснований настаивать на том, что оленьей тропой не пользуются кабаны, у меня нет.
   
   
   === выражение «деревянная черепица» режет ухо современному читателю. Может, вообще черепицу заменить на кору? И проще, и понятнее. ===
   Не соглашусь с Вами. Мне это словосочетание ухо не режет и кажется удачным.
   
   === Ну, не может взгляд повторять движения. Глаз может реагировать на движения, а взгляд – нет! ===
   А фонарик? Луч фонарика может повторять движения? А мышь? Компьютерная мышь? Неужели это ее реакция на происходящее на экране? Вынужден и тут не согласиться, т. к. не вижу принципиальной разницы.
   
   === автор помял вислые уши бордерколлера.
   Во-первых – название породы собаки – бордер-колли, а во-вторых, уши у этой породы стоячие, как у овчарки. ===
   Во-первых — название породы собаки - Border Collie, а во-вторых, мой Коля выглядит вот так http://www.dogbreedinfo.com/images25/BorderColliesPurebredDogsBibTuckerBidBrown2YearsTuckerBlackWhite7Years.jpg.
   
   
   ===А если вислые, значит это помесь, и тогда породу называть вообще не надо! ===
   Обижаешь, дружище, документы в порядке.
   
   === . «Мои рецепторы получили задание от мозга…».
       Вообще, рецепторы – это нервные окончания, которые исследуют мир, окружающий организм, и сообщают мозгу с помощью нервных импульсов полученную информацию. Как и какие рецепторы могут работать и сообщать достоверную информацию при расслабленном теле и закрытых глазах? Уж лучше автору без специальных познаний в анатомии и физиологии в эти области не вторгаться! ===
   Спасибо. Учту. Хотя,... моим российским и американским ученым степеням в области математики ни рецепторы, ни дефрагментация, ни чистка мозга слух не режут. Вы правы в том, что «Налицо небрежность автора в обращении с терминологией, и оттого фрагменты абракадабры в тексте». Не понятно только хорошо это или плохо. В моем представлении художественная литература должна как-то отличаться от научного текста. В научной литературе достоверность текста определяется достоверностью фактов. В художественной литературе достоверность текста определяется достоверностью не самого факта, а достоверностью принадлежности факта тому или иному персонажу. Ведь персонаж может быть и дурачком, и тем, кто рядится в наряды знатока всего на свете, не будучи таковым. Если посмотреть на литературный текст с этой точки зрения, то совсем недалеко до мысли о том, что некая абракадабра в подаче материала — это художественный прием автора для более точного представления персонажа. Вот так, через небрежность в подаче фактов к точности в описании персонажа. Хотя, не буду скрывать, ничего такого я не планировал. Это произошло как-то само собой. Может быть в этом и есть проявление гениальности? Ну это так, к слову.
   Завершая, не могу не отметить некую нелогичность вердикта. Обвиняемый обвинен в мастерстве. Это понятно. И за это спасибо. Не понятно, почему вместо того, чтобы в обвиняемом заключении привести примеры проявленного мастерства, а также доказательства угрозы авторского мастерства обществу, Вердикт-Прокурор посвятил львиную часть предоставленных ему возможностей совсем противоположной деятельности. Налицо злоупотребление своими обязанностями, проявившееся в недостаточной доказанности провозглашенного вердикта.
Александр Граков (Лекса)[06.03.2013 09:58:37]
   "Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет":)
   Хм-м... судя по содержанию вашего рассказа, а также Авторского слова, вы, Петр, владеете и словом, и делом. Так почему бы вам самому не попробовать себя в роли Прокурора хотя бы на одном из будущих Процессов "Вердикта"?
Петр Соколик[06.03.2013 15:21:27]
   Польщен вниманием короля портала. Не очень пока понимаю стилистику процесса, но, если Вам показалось, что смогу, я готов попробовать.
Александр Граков (Лекса)[06.03.2013 15:32:18]
   Ловлю на слове, Петр. Свидетелей - 15 с лишком тысяч.:):)
Петр Соколик[07.03.2013 03:11:42]
   Ого-го-го. Жду инструкций.
Вердикт-Секретарь[06.03.2013 14:38:35]
   СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СУДЬЯМ
    ____________________­­________­­
   
    Господа Присяжные. Господа Прокуроры. Господин Секретарь. Господа свидетели, авторы портала и гости.
   
    Сегодня мы завершаем слушания по произведению "Хата-Яма - 01(встреча с дедами)" автора Петра Соколика.
   
    За время следствия и предварительных слушаний официальных протестов или жалоб в адрес Суда не поступало.
   
    Суд принял к сведению мнения Присяжных заседателей, заслушал комментарии и речь Автора, отказавшегося от услуг Адвоката, и речь опытного Прокурора.
   
    Рассмотрев все материалы обвинительного и защитного характера, Суд пришёл к выводу, что произведение "Хата-Яма - 01(встреча с дедами)" в представленном виде нельзя назвать состоявшимся, несмотря на проявленные Автором признаки мастерства. Принимая во внимание замечания, высказанные Присяжными и Прокурором, Суд выносит следующий вердикт:
   
    ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ МАСТЕРСТВА И ВЫПУЩЕН НА САМОПОРУКИ
   
    Автор имеет право подать апелляцию, т.е. заявку на пересмотр произведения в рамках проекта Вердикт и изменение вердикта Суда. Апелляция принимается не ранее чем через месяц после окончания нынешних процессов и при условии, что Автор значительно переработал текст с учётом замечаний Присяжных и Прокурора.
   
    На этом слушания по произведению "Хата-Яма - 01(встреча с дедами)" считать закрытыми.
   
    Любые комментарии в теме исключаются. Желающие высказаться по закончившемуся процессу приглашаются в Курилку. Благодарим всех участников процесса.
   
   Судьи:
   Гралекс
   Пигалина
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта