Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
«Наше независимое мнение» - критические отзывы к конкурсным работам
К темам проекта
Автор:Произведения Новогоднего литературного конкурса "Самый яркий праздник года - 2024" Номинация Проза для взрослых, проза для детей  
Тема:16. В НОВОГОДНЕМ СНЕГУ - отзывОтветить
   Критический отзыв на стихотворение "В новогоднем снегу"
   http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=387871&project=659
   
   1. Поскольку стихотворение "В новогоднем снегу" размещено в рубрике поэзия (лирика), уместно определить, насколько оно соответствует этой рубрике. Из "Википедии" выясняем, что: "Лирика, лирическая поэзия - воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. ...Начало лирики лежит в песне, в немногих словах выражающей настроение певца. (Изначально слово "лирика" произошло от названия музыкального инструмента - лиры).
   Судя по стилю рецензируемой работы, это, действительно, лирическое стихотворение, на что указывают в своем отзыве судья Андрей Воронов: "... работа мелодичная, цельная и певучая".
   Более того, на мой взгляд, мелодика и графический рисунок строк стихотворения позволяет говорить о том, что это, явно – песня в ритме вальса, т.к. ритмика соответствует отсчету раз-два-три...
   2. Стихотворение напоминает лирический набросок с натуры. Внимательный читатель ясно представляет себе немолодую пару, встречающую Новый год: "дома елка у нас, и свеча, и пирог на двоих..." Как у всех немало поживших людей, в жизни героев явно были и потери, и расставания. И для этих людей Новый год не возможность повеселиться, пообщаться с Дедом Морозом, выпить и закусить от души, - нет, они элементарно радуются, что дожили до этого дня, новой для себя вехи... Поэтому так правдивы строчки: "...надежда в душе беспредельна, что придет Новый год, и он будет не хуже других". Замечу, если мы обычно желаем, чтобы Новый год - символ новых надежд, нового счастья, - был лучше прошедшего, то старики, как правило, говорят: "Пусть будет не хуже..." И еще: " В новогоднем снегу растворятся вчерашние страхи..." Да, страхи за свою жизнь и благополучие, а также родных и друзей, за которых они поднимут новогодний тост...
   И скажите, много ли вы видели бездумно веселящихся стариков? Это я к тому, что, если общий конкурс взывает к веселому Новому году, то от жизненных коллизий никуда не уйти - и это, безусловно, нашло свое отражение в русской поэзии.
   3. Очень важно - стихотворение убедительно начать. Затем - достойно продолжить, и столь же выразительно - завершить. Это - аксиома поэзии. Далее. Если в стихотворении отсутствует драматургия, развитие, это просто набор фраз, пусть в нем даже превалируют необычные рифмы... Поэзию невозможно представить себе вне мира образов, метафор, гипербол...
   Такой образ - новогоднего снега - и выбрал автор. Начинается рецензируемое стихотворение нетривиально: "В новогоднем снегу зашифрована формула счастья". Здесь уместно использованы и метафора и гипербола; и, на мой взгляд, эта фраза как раз является ключевой. Она тем и интересна, что задает тон всему стихотворению. Наводит на ассоциации: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» Нет, с Тютчевым не решаюсь сравнивать, но подход к теме – похожий.
    Образ новогоднего снега, который дал зачин стихотворению, органично проходит красной нитью через все произведение. Здесь все на месте. Говоря шахматным языком, и дебют, и миттельшпиль, и – эндшпиль. Не могу не согласиться с судьей Миладой Кондратьевой, которая отмечает, что "Картина выполнена в легких пастельных тонах…». Судья Вадим Соколов тоже заметил, что в стихотворении: «…Есть ожидание чуда и счастья в том или ином виде».
   Но почему же стержнем, на котором выстраивается сюжет, стал именно новогодний снег? Вспомним, как неуютно встречать Новый год под звуки проливного дождя... Вот и связываем мы новогодний снег, нет, не тот, что выпал обязательно под Новый год, а просто сыплется с неба или уже давно укрыл дома, дороги, площади, поля, леса и т.д., - с хорошим настроением, с любовью, счастьем, надеждами... Думается, что строчка: «Снег царит на земле, пастернаковски щедрый, метельный» органично вписалась в канву стихотворения. Было бы уместно вынести строку Пастернака : «Мело, мело по всей земле…» в эпиграф, тогда бы было понятней использование данной аллюзии.
   3. Соглашусь с судьей Андреем Вороновым,, который отметил, что «…работа написана пятистопным ямбом», рифмовка «выполнена уверенно-ровно»…
   Приведу примеры рифм, используемых в работе:
   Счастья – участье,
    Не могу – снегу
    Метельный – беспредельна
    Двоих – других
    Страхи – птахи
    С тобой - прибой
   Нет необычных рифм, но и нет – свободного стиха. Стоит только вслушаться в незамысловатую вальсовую мелодику стихотворения, и все становится на место.
   По-видимому, именно ее услыхал Сергей Гамаюмов (Черкесский), который разместил самый короткий и исчерпывающий отзыв на данную работу: «Отличная работа! Браво автору!»
Галина Пиастро[02.01.2013 15:00:49]
   Рецензент очень положительно отзывается о представленном в номинацию «Пока часы двенадцать бьют» стихотворении «В новогоднем снегу». Более того, он цитирует, безусловно, соглашаясь с высказанным мнением Сергея Гамаюнова (Черкесский), отзыв коллеги:
   «Отличная работа! Браво автору!»
   
   Посмотрим, на чём основана такая высокая оценка.
   Рецензент признаёт, что стихотворение относится к жанру «Лирика». Он даже приводит определение этого жанра из «Википедии» и этимологию слова «лирика», не рассчитывая, видимо, на знания читающих:).
   
   Соглашусь с таким красивым пояснением:
   «…на мой взгляд, мелодика и графический рисунок строк стихотворения позволяет говорить о том, что это, явно – песня в ритме вальса, т.к. ритмика соответствует отсчету раз-два-три...». Действительно, под анапест хорошо вальсировать.
   
   Вполне возможно согласиться с мнением рецензента о том, что речь идёт о немолодой паре, однако, у него это не предположение, а смелое утверждение – так ли это однозначно? А может быть, две одинокие женщины: мать и дочь?
   «Дома ёлка у нас
    И пирог, и свеча на двоих».
   
   Ёлку-то всё же наряжали.
    Возможно, и другое сочетание присутствующих – слишком мало об этом в стихотворении. Но настроение светлой грусти и надежды передано хорошо.
   
   Рецензент правильно, на мой взгляд, определил «ключевую фразу» стихотворения:
   «В новогоднем снегу зашифрована формула счастья». Действительно, гиперболизация здесь доходит до уровня фантастики. Но она, к сожалению, остаётся как бы вне всего остального стихотворения. Мне не хочется детально её препарировать, но такой посыл обязывает хоть чем-то подтвердить его, хоть что-то пояснить.
   Автор же стихотворения это просто утверждает.
   Иначе говоря, одна эта фраза могла бы существовать и без всего остального текста – так она и хороша, и загадочна.
   
   «В новогоднем снегу
    Растворятся вчерашние страхи.
    За родных и друзей
    Мы шампанского выпьем с тобой».
   
   Учитывая ключевую фразу, вполне было бы логичным перенести точку со второй строки фрагмента на третью: «Растворятся вчерашние страхи За родных и друзей.»
   
   Кстати, корректнее, на мой взгляд, было бы: «Мы шампанское выпьем…» –
   «выпить бокал шампанского, но выпить шампанское».
   
   Красиво:
   «Замечательных слов
    Воспарят белокрылые птахи,
    И туда, за окно,
    В пенно-сказочный снежный прибой».
   
   Мелочь, но после «птахи» хорошо бы поставить тире как заменитель сказуемого, а не запятую.
   Не совсем убедителен «прибой». О прибое обычно говорит наблюдатель, сам стоящий на берегу. Иначе говоря, впечатление, что вылетевшие в окно слова снова прибьёт к дому, к говорящему тост.
   
   И ещё: «Сколько не жил бы ты» – слышится «нежил» (лелеял, баюкал).
   Но это мои замечания – рецензенту здесь всё показалось ОК:).
   
   Рецензент пишет:
   «Думается, что строчка: «Снег царит на земле, пастернаковски щедрый, метельный» органично вписалась в канву стихотворения. Было бы уместно вынести строку Пастернака : «Мело, мело по всей земле…» в эпиграф, тогда бы было понятней использование данной аллюзии».
   
   Да, у Пастернака есть несколько стихотворений про снег, снежность.
   
   Никак не могу согласиться, что фраза из заголовка именно этого стихотворения могла бы стать эпиграфом к рассматриваемому нами.
   Итак.
   «Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле...) Б. Пастернак
   …..
   На озаренный потолок
   Ложились тени,
   Скрещенья рук, скрещенья ног,
   Судьбы скрещенья.
   …...
   И жар соблазна
   Вздымал, как ангел, два крыла
   Крестообразно.
   Мело весь месяц в феврале,»
   
   Здесь подтекст отличен от представленного рецензентом.
   
   Это, возможно, и то ближе:):
   
   «Снег идёт. Б. Пастернак
   
   Потому что жизнь не ждет.
    Не оглянешься - и святки.
    Только промежуток краткий,
    Смотришь, там и новый год».
   
   Удивило:
   «Соглашусь с судьей Андреем Вороновым,, который отметил, что «…работа написана пятистопным ямбом» –
   я слышу чистой воды анапест.
   
   В целом, мне понравилась доброжелательность рецензента, даже некоторая восторженность восприятия стихотворения коллеги по поэтическому цеху.
   
   Галина Пиастро,
   судья
Блинов Андрей Вячеславович[06.01.2013 00:52:18]
   От земли и до небес
   Нам с тобою не достучаться.
   Как следы на песке,
   Всем известная формула счастья… (с)
   
   1. Критик чересчур, по-ученически серьезно подошел к написанию рецензии. Попытка доказать читателю, что разбираемое стихотворение относится к лирической поэзии, сравнима с изобретением велосипеда. Что ж, надеюсь, хотя бы для самого критика это будет полезным.
   Но спешу разочаровать: юмористическая поэзия тоже берет начало в песне! Поэтому «мелодичность» работы – не достоверный признак лиричности. К признакам лирики в первую очередь относятся наличие лирического героя, сюжет – движение мысли (а не действие), соответствующее настроение, тема.
   «мелодика и графический рисунок строк стихотворения позволяет говорить о том, что это, явно – песня в ритме вальса, т.к. ритмика соответствует отсчету раз-два-три».
   Не совсем так. Данный текст ложится как на три, так и на четыре четверти.
   2. Настроение и тему стихотворения рецензент угадывает верно. Но рассуждает на бытовом уровне.
   3. Гениальная мысль: «Очень важно - стихотворение убедительно начать. Затем - достойно продолжить, и столь же выразительно – завершить». Не согласиться с этим невозможно!
   А вот с этим я бы поспорил: «Поэзию невозможно представить себе вне мира образов, метафор, гипербол...» Образы – ладно, метафоры – под вопросом, а вот без гипербол я вполне представляю себе поэзию.
   При чем здесь Тютчев? Расшифруйте фразу «подход к теме - похожий»! Темы и мотивы у двух этих стихотворений совершенно разные.
   Друг за дружкой следуют избитые выражения «проходит красной нитью» и «вписалась в канву».
   «Было бы уместно вынести строку Пастернака : «Мело, мело по всей земле…» в эпиграф, тогда бы было понятней использование данной аллюзии». Критик понял авторский замысел, так что еще нужно? Куда, кому нужно еще понятнее?
   На месте рецензента я бы обратил внимание на фразу «дремлют ели в лесах». Слово «лес» во множественном числе имеет ограниченную сферу употребления.
   3 (то есть, наверное, 4).
   «Соглашусь с судьей Андреем Вороновым, который отметил, что «…работа написана пятистопным ямбом»
   А я соглашусь с Галиной Пиастро: там реально анапест! Если был бы ямб, откуда бы ритму вальса взяться?
   
   Вне лонга, но автору благодарность за попытку.
   Судья Блинов А.В.
Алла Райц[14.01.2013 16:53:11]
   Вот мне все-таки непонятно, почему автор разбил катрены на октавы. Надо понимать это, как художественный прием? Но очень хорошо, с перекрестной рифмовкой АВАВ (чисто) стихи выглядели бы и в таком виде:
   
    В новогоднем снегу зашифрована формула счастья...
    Кто придумал её, к сожаленью, сказать не могу.
    Знаю в формуле той есть любовь, доброта и участье,
    И ещё волшебство в новогоднем таится снегу.
   
    Снег царит на земле, пастернаковски -щедрый, метельный.
    Дома ёлка у нас, и пирог, и свеча на двоих.
    Сколько не жил бы ты, но надежда в душе беспредельна,
    Что придёт Новый год, и он будет не хуже других.
   
    В новогоднем снегу растворятся вчерашние страхи.
    За родных и друзей мы шампанского выпьем с тобой.
    Замечательных слов воспарят белокрылые птахи,
    И туда, за окно, в пенно-сказочный снежный прибой.
   
    В новогоднем снегу зашифрована формула счастья...
   
   Чтобы потерять пятистопный амфибрахий ? Но лишний слог все равно в обоих вариантах проглядывает (даже если маскироваться под анапест). По сути, для сохранения чистоты размера, стихи должны бы быть написаны так:
   
   В новогоднем снегу зашифрована формула сча.
    Кто придумал её, к сожаленью, сказать не могу.
    Знаю в формуле той есть любовь, доброта и уча,
    И ещё волшебство в новогоднем таится снегу…. (и так далее, во всех катренах, либо октавах)
   
   Все равно размер сохранить не удалось. Но, конечно, на все воля автора произведения. На то он и Автор!
   Стихи, без сомнения, красивые и мелодичные, с внутренней рифмой (как у Высоцкого!). Приятный, новогодний вальс, с удовольствием станцевала бы с автором стихов (или спела). ))
   
   Рецензия достаточно подробна, с любовью к поэзии, однако автором рецензии неправильно определен метр стихов, по крайней мере это уж точно не ямб.
   
   вне лонга,
   судья Алла Райц.
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта