«Наше независимое мнение» - критические отзывы к конкурсным работам | Постараюсь написать рецензию на самое короткое произведение новогоднего конкурса "Нас трое..." № 37: http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=389794&project=659 Уже после первого прочтения можно с уверенностью сказать, что стихотворение об одиночестве. Это утверждение в начале входит в конфликт с названием, но в тоже время вытекает из него, как только автор называет всех троих действующих лиц: Нас трое - праздник, я и оливье. ЛГ встречает праздник - Новый год ( об этом мы узнаём уже из первой строки) - встречает его совсем один. Упомянутый салат оливье, которому отдано предпочтение перед телевизором, компьютером, радио, гитарой и другими возможными предметами, несомненно являет важным атрибутом новогодней ночи. Готовился ли этот салат для себя или ЛГ его приготовили для того, кто не пришёл или не мог прийти? Такие вопросы будут только усугублять минорное настроение данной конкурсной работы. Представленная нам новогодняя история отвечает обязательному условию конкурса, хотя переданная в ней атмосфера праздника не наполнена верой в чудеса. Но если автор умалчивает о надеждах ЛГ - это не значит, что таких надежд нет... Почему в Новый год автор пишет о дожде, а не о снеге? Но давайте задумаемся, сколько четверостиший посвящены снегу. Может быть, новогодний дождь, новогодний листопад, новогодняя оттепель покажутся гораздо интереснее, они ещё не отвоевали своего места в поэзии, ещё не превратились в штампы. Уже рецензентами было отмечено, что дождь, который хоть и "пишет" поздравления, но скорее всего плачет вместе с ЛГ, и гитара, струны которой затихли, не входят в состав сосчитанных действующих лиц. Возможно, они, вместе со" струнами" и "поздравительными рунами" создают впечатление "неудавшегося" праздника и уступают салату именно с технической стороны: "оливье" более удачно рифмуется со словами "на стекле". Что касается целиком технического исполнения четверостишья, то трудно найти много недостатков в такой недлинной работе. Слова "дождь" и "нас" меняют безударные слоги ямба на ударные: / _ _ / _ / _ /_ / _ / _ _ _ / _ _ _ /_ _ / _ / _ / _ / _ / _ / / _ / _ / _ _ _ / Однако, это не бросается в глаза, и вряд ли можно отнести к основным недостаткам. Столь короткое произведение предполагает поразить автора яркостью рифм и мощью образов, чего здесь, как раз, и не наблюдаем. Дождь часто стекает по стеклу, а "струны "рифмуются с "рунами". Оливье, взявшее на себя роль одного из действующих лиц, не может прозвучать оглушающим финальным аккордом, а одиночество в праздник затрагивает эмоционального читателя, но не удивляет в нашем жестоком мире. Мы сочувствуем ЛГ в его одиночестве, в незадавшемся новогоднем вечере: и погода подвела, и салат разделить не с кем. Но сами строки "тянут" только на эпиграф, требуют разработки. Недосказанность и эскизность данного произведения не может соперничать с другими конкурсными работами, что уже было отмечено и до меня. |
| Мне кажется, в разбираемом стихотворении самое главное - иронический, часто абсурдный взгляд на вещи. Первая фраза: "Дождь новогодний" - уже почти оксюморон. Рецензент прав, когда говорит о функции дождя в этой картине, но, кажется, неверно понимает, зачем автору было писать "дождь" вместо "снег", наивно полагая, что автор просто пытался избежать штампа. Горькая ирония видится и в финальной строке. Ритмическая схема приведена не совсем верно. Тут два варианта. 1. Схема только основных ударений. Тогда последняя строка будет выглядеть так: //_/_//__/ (союз и также ударный). 2. Если обозначать только сильные ударения, тогда будет совсем красивый ямб: _/_/_/_ _ _/ И это вообще не недостаток. Сложно ожидать "мощь образов" в ироническом четверостишии про одиночество. Скорее тут будет размеренность и грустная, тихая самоирония. Отмечаю, что рецензии на конкурсные стихи (не только эта) стали вдумчивее, появились попытки всестороннего рассмотрения, глубокого анализа. В лонг Судья Блинов А. В. |
| Рецензия на самое короткое произведение конкурса «Нас трое…» выглядит вполне законченным, самостоятельным доброжелательным осмыслением поэтического текста. Собственно четверостишие действительно оригинальное, искреннее, пронизанное мотивом одиночества. Думаю, что оно могло бы претендовать на «классику жанра», если бы не некоторая небрежность в использовании образов. К примеру, для меня «откровением» прозвучали слова «праздничные руны». Слово «праздничные» совершенно неуместно, на мой взгляд, применительно к рунам. Возможен ли шепот, тайна, секрет, некий магический знак быть праздничным? Сомневаюсь. В заключительном стихе: «нас трое: праздник, я и оливье» присутствует лукавство, а не ирония, как мне кажется. Из логики повествования возникает вопрос, так все-таки праздник с тобой, уважаемый ЛГ? Значит, читателю привиделось Одиночество? Лучше бы слово «праздник» заменить на иное. Конечно, понятно, что подразумевает автор в этой строке, но в том то и дело, что короткие стихи не имеют возможности вмещать в себя ненужные, излишние контексты. Именно поэтому, стихи выглядят незавершенными, эскизом, началом несостоявшегося стихотворения, хотя автору достаточно избавиться от ненужных слов-образов, еще немного поработать над четверостишием, и оно зазвучит! Поэтому и отмечает рецензент: «Недосказанность и эскизность данного произведения не может соперничать с другими конкурсными работами, что уже было отмечено и до меня». Вывод не вызывает изумления. Безусловно, трудно тягаться с восточными мудрецами-поэтами, достигшими небывалых высот в мастерстве создания четверостиший. Четверостиший, вмещающих в себя порой всю Вселенную. Тем не менее, надежда умирает последней. Будем ждать от автора конкурсного произведения «Нас трое…» новых произведений, с надеждой. А рецензию «Критические руны про дождь и оливье» в лонг, судья Алла Райц. |
| Прежде всего, поклон от меня отваге автора четверостишия:). Мне нравится такая форма – заставляет предельно внимательно относиться к тексту. Четверостишие «Нас трое....» – стихотворение «одной строчки». Иначе говоря, три начальные строки дают не очень много информации для понимания последней, пуанта. То есть фраза «Нас трое - праздник, я и оливье» может существовать вполне самостоятельно. Рецензент отмечает, что строки начала, скорее, носители нужных рифм, чем нужного содержания. Интересное замечание: «Почему в Новый год автор пишет о дожде, а не о снеге? Но давайте задумаемся, сколько четверостиший посвящены снегу. Может быть, новогодний дождь, новогодний листопад, новогодняя оттепель покажутся гораздо интереснее, они ещё не отвоевали своего места в поэзии, ещё не превратились в штампы». Конечно, боязнь штампов делает честь и рецензенту, и, если он угадал ход конём:) автора стихотворения, то и автору. Это очень нужное чувство всем нам, пишущим. «Дождь новогодний» в стихотворении для меня не выглядит ни натяжкой, ни оригинальничанием – мало ли в какой части нашего шарика живет ЛГ. Да и в средней России погода всякие вольности себе позволяет. «…можно с уверенностью сказать, что стихотворение об одиночестве» – согласна с этим. Рецензент оправдывает некоторые шероховатости «технического исполнения» (по мне-то – технически вполне корректно!). Я бы обратила внимание автора на «Чудные поздравительные руны...». В этом оригинальном стихотворении мне кажется чужим, чуждым даже, эпитет «чудные». А так хорошо упоминание этого - «руны»: тайнопись, шифрование, т.е. загадки, одним словом. Не соглашусь с приговором рецензента: «сами строки "тянут" только на эпиграф, требуют разработки. Недосказанность и эскизность данного произведения не может соперничать с другими конкурсными работами». Рецензент, на мой взгляд, не сумел проникнуться оригинальностью замысла и исполнения этого четверостишья. В лонг, лонг, лонг:) Галина Пиастро, судья |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |