Литературное кафе «Лира Автор: | Ольга Юрасова | | Тема: | Роман Д. Фаулза "Коллекционер". Борьба Жизни и Смерти? Ужасное стечение обстоятельств или закономерность? А вы как думаете? | Ответить |
| Пожалуй, ни одна прочитанная в последнее время книга не вызвала во мне такую бурю чувств и желание поделиться своими эмоциями по поводу этого нашумевшего (в свое время) романа. Может, найдутся собеседники? Если нет, то, по крайней мере, просто изложу свое понимание идеи данного произведения. Как и многие, прочитав "Коллекционера", поначалу не могла отделаться от ужаса, навеянного этой историей, в которой по сути его нет (в прямом смысле этого слова). Никаких монстров, зомби, упырей и прочей нежити. Весь ужас - в той угнетающей обстановке, в словах, выражениях, речи героев, описывающих, каждый со своей стороны, ситуацию. Конечно, первые чувства, возникающие у большинства читателей: сострадание к несчастной юной девушке, молодой художнице, стремящейся ко всем радостям жизни, невинно загубленной злобным, закомплексованным, равнодушным человеком, стремящимся поймать чужую красоту, словно бабочку, наколоть на булавку, подчинить себе морально и просто смотреть, как она медленно умирает. Казалось бы, все так ясно, обыденно - но почему же так страшно? Почему такая яркая и жизнерадостная натура как главная героиня Миранда, неравнодушная к проблемам всего человечества (угроза ядерной войны, голодающие дети), которая так много могла сделать, обречена на ужасную мучительную смерть в заточении? И почему ее похититель: неприятное во всех отношениях, трусливое, мелочное, эгоистичное существо с кучей комплексов, которое и мужчиной-то назвать нельзя, выходит сухим из воды, да еще без всяких угрызений совести начинает подыскивать себе новую жертву "попроще"? Что это: замысел автора? Суровая правда жизни? А, собственно, почему нет? Немного поразмыслив, я все же попыталась отвергнуть принцип "наивного реализма" при чтении художественных произведений, бороться с которым когда-то нам, первокурсникам, настоятельно советовали преподаватели филфака. И сразу, знаете ли, прошел весь тот ужас несправедливости, мерзости, охвативший меня изначально, особенно, когда я не без содрогания узнала в некоторых деталях образов главных героев и собственные черты. Но в этом нет ничего страшного. Возможно, на это и рассчитывал автор, зная, что думающий читатель обязательно примерит эти образы на себя. И что же получилось? Почему-то мне лично для себя сразу стала ясна, как на ладони, идея всего романа, когда я вспомнила слова героини (известные в общем всем и давно) о том, что Бог не посылает нам тех испытаний, которые мы не в силах вынести. Вот именно! Вот то-то и оно! Весь так называемый конфликт в романе, на мой взгляд, - это и есть Испытание, которое в том или ином виде посылается любому человеку хотя бы раз в жизни, особенно, когда ты на распутье! Великое испытание на прочность твоих сил, физических и душевных, твоих идеалов, взглядов, суждений. Это испытание призвано навсегда изменить твою жизнь, и если ты его выдержишь - ты переходишь на совершенно новый духовный уровень, если же нет - погибаешь окончательно (физически или же духовно, как Фредерик Клегг, окончательно ставший маньяком). В каждом из нас есть физическое и духовное, высокое и низкое, но вот что из них победит в результате Великого Испытания, посланного судьбой (или Богом, как угодно)? Сможем ли мы выбраться на свет из душного подвала наших комплексов, недостатков, ложных идеалов, или же еще глубже провалимся во мрак? И, как ни прискорбно, ни одному из героев, оказавшихся на очень важном для каждого из них жизненном этапе лицом к лицу, не удалось пройти это Испытание судьбы, наоборот, они лишь косвенным образом помогли друг другу погибнуть. Они оба по сути несчастны и заслуживают как презрения, так и сострадания. Молодая художница, яркая, красивая, образованная, пекущаяся о благе всего человечества, но неспособная понять, помочь реальному, конкретному человеку, ищущему спасения от одиночества и душевных мук в ее красоте, в ее обществе. Он для нее так и остается ничтожеством, "серой массой", невеждой, которых она так презирает, боясь сама стать одной из них. Клегг же видит в ней идеал, красоту, способную, возможно, излечить и облагородить его душу, но девушка лишь пытается его перевоспитать, тыча ему в лицо его же недостатками. Хотя ее взгляды по большей части - чужое мнение, и в итоге идеал в глазах "чудовища-калибана" рушится: он видит обычную лицемерную, фальшивую, пошлую натуру, пытающуюся при каждом удобном случае обмануть его и сбежать. Она ничуть не лучше других, которые смеялись над ним и не понимали его, так как ее мнимое человеколюбие - фальшиво, она думает лишь о собственном комфорте, впрочем, как и он. В итоге, не пройдя испытания, оба погибают: Миранда - физически, Фредерик - нравственно. Ведь больше ему не на что надеяться, некем восторгаться, все женщины для него теперь уж точно - пустые, лживые, развратные существа, готовые ради собственного комфорта пойти на что угодно. Просто бабочки для его новой коллекции... |
| Браво! Высокого качества литературное эссе. Придётся читать книгу. Но понял, что чтиво непростое, настроиться нужно. |
| Два дневника - два беспомощных человека. Один, похитив девушку и заточив ее в подвал пытается, тем не менее, добиться от нее расположения. Дебил, свихнувшийся на почве идеализации образа и собственного мужского бессилия... а также безвыходности жизненного тупика, в который сам же себя впоследствии и загнал. О нем и говорить не хочется. Просто интересно, как бы он себя повел, не выиграй на тотализаторе. Вот Миранда - это да! Очень сильная натура. Но... опять же - если такая женщина захочет подчинить себе мужчину - найдет для этого миллион и один способ. А захочет убить - убьет. Тем более, времени на это отпущено было достаточно. И обстоятельства, и подходящие орудия мести были на ее стороне. В этом романе она слишком быстро сдалась. Не морально - физически... |
| Читаю. Мне язык нравится - лёгкий, разговорный. Выигрыши и прочую манну небесную мы, читатели, любим. Клише, но проверенное. |
| Благодарю за внимание к моему сумбурному потоку мыслей! Действительно, была потрясена Фаулзом, испытывала массу противоречивых чувств и эмоций. Рада, что своим описанием смогла вызвать интерес к этой книге. Думаю, никто не пожалеет, если прочтет! Я, например, обнаружив в себе некоторые черты обоих героев, немного содрогнулась, но, поразмыслив, сделала для себя некоторые выводы: во что бы то ни стало буду бороться как с проявлениями "калибанства", мещанства, бездушного коллекционирования чего или кого бы то ни было, так и с желанием "задирать нос" и возвышаться над остальными, живя навязанными идеалами... |
| Не стоит благодарностей, Ольга. "Волхв" Фаулза в сто раз лучше.:):) |
| По этому вопросу мнения разные - для кого как. "Волхва" пока не читала. Прочту - сравню. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |