ЛОНГ-ЛИСТ 1. БРАТЬЯ Вполне узнаваемая история. Я бы сказала –самопсихотерапия (и это не обидно, это правильно). Эмоции нужно выплескивать. Писать – это труд, это зачитывается для снятия негатива. Это общие установки. Чисто личное – не верю, что будет вспоминаться столько скверного… Люди, кто похожее переживал, говорят, что наоборот, пронзают какие-то лучи сострадания, что-то вспоминается трогательное, настоящее, что материальное отодвигает на второй план. Сама не переживала, не знаю. Но как-то верится в лучшие свойства памяти души. Аккуратно продуманно написано. От 6 до 10 баллов. 2. ИВУШКА Военный триллер с подробностями натуралистическими (я в этом не разбираюсь вообще, отчего считаю это малонужным – это очень субъективно, но такая я вам досталась в оценщики). Уберите первую фразу. Сразу же возникает ощущение, что вы со мной заигрываете, хотите произвести впечатление. Не надо. Начинайте как есть, с начала. К односложным предложениям отношусь плохо, хотя сама ими пользуюсь. Это лень (я так думаю). Когда есть название, ядро произведения и финал, а все остальное хочется поскорее проскочить. Теперь придирки «по гамбургскому счету». Я хочу сочувствовать вашему герою. Сопереживать. Вы за сложное взялись. Смотрите, можно было показывать просто звериный инстинкт (и это нормально в экстремальных условиях) – «хочу жить! И все! Украду, оговорю, предам, убью, наконец – я хочу жить и все тут. Это моя уникальная жизнь». Второй вариант – герой умничал, фасадничал, рассуждал, был начитан, пропитан идеологией – экстремальные условия все перевернули. – О, это тогда высший пилотаж. А вы всего по чуть-чуть попробовали. Персонажей много – отфильтруйте. Много жутких подробностей притупляют восприятие. От 6 до 10 баллов. 3. ПРИВРАТНИК Здесь тоже придирки по высшему разряду. Название хорошее. Герой не нарисовался, в итоге. Замотался в необычные фразы-фразочки. Много их. Это самое большое искусство в прозе – сбалансировать находки (смысловые, стилистические, фразеологические и др.) и основное повествование. Это классно получилось у автора в историях других персонажей. А про самого героя мне сильно понравилась только одна фраза «В зоопарке я стороной обхожу вольеры с зебрами. А зебру пешеходного перехода завершаю не тем... человеком, кем был в начале пути. И не ем щербет.» А вот финал сильно сдул все предыдущее восприятие. Ох, как плохо прятаться за самоиронию. Плохо, и в жизни, и в прозе. Гимны фальши сплошные выходят. Крепкая, зрелая работа. От 6 до 10 баллов. 4. НУДИСТСКИЙ ПЛЯЖ Это соло «за жизнь» серьезно скрасило мне эмоциональный фон! Тем более, что так получилось, что читала я это произведение не в конце, а в начале. И увлекло восприятие автором женщины с ребенком. И даже в то, что мужчина лишний, я искренне поверила. За это от 6 до 10. Но, если честно, только за это! 5. БЕКЖАН Если это сократить, вывести на первый план новеллу, ее прочтение, эмоции отца, девушки и жениха –может быть очень самобытное и яркое произведение. Это от 6 до 10 баллов, но только за потенциал!!! 6. БОГАДЕЛЬНЯ Отменное название! Особенно по мере чтения. Я бы даже чуток добавила бы рассуждений на тему названия. Расточила бы аллюзий побольше, да побогаче. Но и сейчас неплохо. Это от 6 до 10 баллов. 7. ОПЛЕУХА ОТ ПРИЗРАКА Это от 6 до 10 , то есть дальше в лонг-лист. Что сходу мне захотелось поменять (ну, это ж мысли вслух от первого прочтения) – так это самый финал. Захотелось действенной конкретики. Пусть бы (а до этого герой, например, конкретно чего-то не мог – рукой двигать одной или одной ногой) а тут, пожелав дать призраку сдачи перед исчезновением, раззз… – и заработало бы. Тот, что есть, финал из серии «мыло под второй канал» - сопли в сиропе. Мне испортило впечатление. Но это субъективно. В целом качественно. Добротно сработано. 8. ОН ЛЮБИТ ТРОИЦУ Учитывая то, что творится сейчас за окном в Москве, мне стало жарко читать… Есть свое дыхание у текста, то учащенное, то замедляющееся. Подробнее далее в сравнении, поскольку это не единственное произведение на тему «что там потом» (этого никто из нас не знает, но многие пытаются). Эта попытка вполне удачная. Даже пока это первое произведение, с таким «стильно выдержанным дыханием». Жарким. Беру дальше от 6 до 10. 9. ЕЕ УБИЛИ Название как-то пока не сработало. То есть совсем. А ведь это не миниатюра. Мне очень понравилась линия про само убийство (не хорошо как-то сформулировалось, но так вышло). А вот понимание жизненной ситуации вокруг убийства я не поняла, придется еще раз читать. Что плохо. Когда закончено произведение, найдите же читателя, который был не в курсе замысла и работы над вашим детективом (или мистикой). Вам сразу укажут, что неясно. Таких промахов точно нужно избегать. Но это в лонг. Это от 6 до 10. 10. ОБРЕСТИ СВОБОДУ Неровно, дергано. Местами емко и хорошо, местами нудно и надуманно. Но в целом впечатление нормальное. От 6 до 10. 11. ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ Порадовал автор. Даже было жалко, что все закончилось. Есть определенные смысловые огрехи, когда чуток спотыкаешься – не сразу понятно. Понятность – это вообще великое дело, которому следует поклоняться. Тогда и все смыслы другие произведения заиграют, потому что не надо будет догадываться. Емко, метко, целостно. Название мне не понравилось (но это вкусовое). Лестница. Это просто самое вкусное, что я увидела. Лестница – супер! И лифт. Как будто еще живые герои. 12. ЦАРСКИЙ КУРГАН «ведь мы меряем древних по себе, приписываем им ту мораль и нравственность, которой у них возможно и не было. И потом, мы их так плохо понимаем…наших предков» - хорошо. Рассуждения о самом кургане, впечатления – короче, тот фрагмент произведения, где автор делится личными впечатлениями – хорошо. Сама «историческая справка» - плохо, потому что непонятно. Вряд ли здесь было уместно прерывать и путать повествование. Простое и связное изложение было бы лучше. И уважайте тех, о ком пишете – вместо инициалов лучше имя-отчество. 13. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ Я трепетно к названию отношусь. Здесь, конечно, его следует найти. «От Ирин» - хорошо. Вообще такой лаконичный стиль, без выкрутасов выбран правильно. Мне сильно не хватило образа матери главного героя. Но в целом основа у произведения качественная, не высосанная из пальца. 14. ОТЕЦ ФОМА. Пройдет в Лонг-лист от 6 до 10 баллов. В основном за идею, не за исполнение. Так сказать, за мужество замахнуться и несколько удачных фраз. Главный недостаток –абсолютно современное описание и видение тех далеких дней. Здесь автор не потрудился. Как Умберто Эко в романе «Имя розы», например. 15. ФУНКЦИОНЕР Пройдет в Лонг-лист от 6 до 10 баллов. Есть несколько удачных метафорических погружений в исполнение идеи. Хромоты еще много, но есть важное о жизни. 16. ТРИ ЖЕНЩИНЫ Пройдет в Лонг-лист от 6 до 10 баллов. Очень перегруженное повествование, история не оригинальная, много ляпов в тексте, но есть стержень, связывающий героинь. 17. ЧАСЫ. Пройдет в Лонг-лист от 6 до 10 баллов. Есть движущая сила рассказа – часы. И это большой плюс. 18. КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО. В Лонг возьму с натяжкой. Далее вряд ли. Один хороший фрагмент – с мыслью о красоте лезвия в момент смертельной опасности. Но этого мало. 19. СОН Спасибо, это пока мой лидер. Это «от шести до десяти». Первое впечатление – мне помешали пролог и эпилог. Для меня это выглядело как некоторая неуверенность автора в своей работе. Будто оправдание какое-то с небольшой долей лукавства. «Моему Land Roverу не было и трех месяцев, а он уже лишился невинности, да еще и в извращенной форме: в его «жопе» уютно устроилась черненькая Toyota Camry, хитро подмигивая чудом уцелевшим правым «поворотником». Я подошел к «развалинам» двух слившихся в последнем поцелуе бамперов…» - это хорошо! И дальше вот это «не суетливо» - отменно. Хотя есть и некоторая увлеченность подобными образными рядами – но это уже вкусовые замечания редактора. Везде есть власть над словом для дела и это здорово. Вчера читала ночью. Утром пересматривала для конспектирования отзыва. Мне вообще здесь формат сна мешает. Сама недавно пережила смерть любимого, меня пассаж автора про крик очень заинтересовал. У меня крики рвались сами, проблема была вдохнуть. Воздух не хотел вдыхаться, и наступала какая-то страшная холодная тошнота с ознобом. И вот тогда я задыхалась. А потом как бы научилась дышать, и тогда наступали счастливые (если это слово уместно в этом ряду) секунды облегчения. Но память в эти мгновения не подлая. Что-то другое нужно найти. Другое слово. Вот мужики в ботинках меня не впечатлили. «Обессиленный и раздавленный» - штамп, плохо, перестаю верить. Слова здесь должны быть «невысокие», но честные! Короче, меня впечатлило, и я стала «въедаться в текст». 20. ЦЕНА ВОПРОСА Это «от шести до десяти». Меня улыбнуло «Борис Абрамович прекрасно помнил то время, когда из криокамеры после шестилетнего отдыха вышел Владимир Путин и в двадцать четвертый раз стал Верховным Мандарином Поднебесной Российской Империи». «- Он лучше, чище меня, - думал Хэ. - Член Китайской Партии Российских Финансистов, он с честью выйдет из этой ситуации». Самым ярким образом для меня при первом прочтении оказались «желтые ботинки с эмблемой медведя на подошве». А хотелось бы впечатлений от главного героя. Довольно-таки приличный объем приведенного текста позволяет это сделать. Либо, если это фрагмент большого произведения (или цикла), такая «медленная проявляемость» допустима. И вот это крепко: «Да, он был кругом виноват. Контрабандой достал гусеницу мадагаскарской Артемиды, держал ее в подвале и подкармливал молоком медовых тлей. Взамен Артемида одаривала его каплями удивительного галлюциногена, которые выделялись на оранжевых кожных бородавках. Дрожь проходила по ее огромному влажно блестевшему телу, когда Хэ слизывал волшебные капли, а очнувшись от наркотического сна, он не мог поручиться, что работал только языком». |