БЛИЦ-КОНКУРСЫ НЕДЕЛИ | Автор Виталий Гринь предложил свои стихи на коллективное редактирование. Вот их текст с пометками редактора: Найдешь, увидишь, откроешь,прочтешь… заголовок неточный В ней(?) найдешь ты(?) волшебную тайны вуаль- За застенчивым взглядом, туманная даль. Подкупает покорностью ложной, маня - Своенравие прячется в буре огня. В ней(?) найдешь легкомыслия радостный звон, И пленяющих линий чарующий сон. Покоряет улыбка, и голоса шаль Накрывает волной, растворяя печаль. В ней(?) увидишь ранимость и гордую стать, В ней(?) откроешь ты книгу, чтоб лучше понять. В ней(?) прочтешь ты обиды и страсти огонь. Только голая правду, как на ладони. 12 слогов Только суть и ни грамма 7 Смена рифмовки фальшивой пыльцы 5 Лишь открытость бальзамом на старые раны. 13 И оборванных связей порочных концы. 12 Нужно также поправить ошибки в пунктуации. Участникам Блица было предложено примерить на себя терновый венец литературного редактора. И пройти за автора «муки творчества». Задание Блица: 1. Найти точный заголовок. 2. Внести литературные правки в отмеченные строки. 3. Исправить ошибки в пунктуации. 4. Устранить нарушения размера и рифмовки. Редакторы должны были бережно отнестись к тексту, сохранить авторские размер стихов и рифмы (где возможно). Виталий Гринь Вариант 1 В ней сокрыта, волшебная, тайны вуаль. За покорностью взгляда - влекущая даль Подкупает доступностью ложной, маня, Своенравие, пряча и бурю огня. Словно щит - легкомыслия радостный звон, И пленяющих линий чарующий сон. Голос, нежно, души наполняет хрусталь . Растворится в пьянящей улыбке печаль. Лишь раскрыв , будто книгу, чтоб лучше понять, В ней увидишь ранимость и гордую стать, Звенья павших оков, Пыль от прошлых обид- Все о чем, иногда, ее сердце молчит. Возрожденье любви, глупой ревности прах- Все что держит в себе, как в песочных часах. Обнаженную правду на каждой строке. Все что скрыто за гранью, в глухом тупике. Разметая сугробы фальшивой пыльцы, Отсекая напрасных сомнений концы, Сквозь тумана завесу, пробившись на свет, Ты найдешь верный путь и откроешь секрет Вариант 2 В ней сокрыта, волшебная, тайны вуаль. За покорностью взгляда - влекущая даль Подкупает доступностью ложной, маня, Своенравие, пряча и бурю огня. Словно щит - легкомыслия радостный звон, И пленяющих линий чарующий сон. Голос, нежно, души наполняет хрусталь . Растворится в пьянящей улыбке печаль. И раскрыв , будто книгу, чтоб лучше понять Ты увидишь ранимость и гордую стать, Звенья павших оков, Пыль от прошлых обид- Все о чем, иногда, ее сердце молчит. Возрожденье любви, глупой ревности прах- Все что держит в себе, как в песочных часах. Обнаженную правду на каждой строке. Все что скрыто за гранью, в глухом тупике. Вариант 3 Женщина В ней волшебная сила и тайны вуаль, За открытостью взгляда – туманная даль. Подкупает, покорностью ложной маня – Своенравием вспыхнет и бурей огня. Беззаботных сердец в ней звучит перезвон И пылающей страсти безудержный стон. Сладкий яд наполняет душевный хрусталь, В ней девичья ранимость и женская стать… Ее вечную тайну нам не разгадать, Брызги чувств перельешь в опустевший бокал. Отряхнув равнодушно остатки мечты, Оборвешь на века старых связей мосты. Критический разбор вариантов, представленных блиц-редакторами любезно согласился сделать опытный «жюрист» конкурсов Андрей Блинов: Виталий Гринь Судя по тому, как автор продвигается от первого варианта к третьему, могу сказать следующее: - автор, видимо, пользуясь советами редактора, полностью пересмотрел сюжетно-смысловую структуру произведения; концовка стала четче, хотя от «плетения словес» никуда не ушли; - одни штампы сменились другими (не разгадать тайну, опустевший бокал, пылающая страсть…); сочетаемость некоторых фраз сомнительна (вспыхнет своенравием, женская стать, брызги чувств, отряхнув остатки мечты); - вопрос в том, нужен ли заголовок; в принципе, отсутствие заголовка (я имею в виду вместо названия такой значок: «***») тоже способствует приданию таинственности, неопределенности; - переделывать стихотворение с таким "успехом" можно практически до бесконечности; нужно серьезно задуматься, стОит ли игра свеч... Алла Райц Спектрограмма Тайну глаз бережет черной шляпы вуаль… В том застенчивом взгляде– туманная даль, Он покорностью кроткой обманет, маня: Взмах ресниц не закроет сиянье огня! Легкомыслие в ней – жизни радостный звон, Опьяняет движений чарующий сон, Распустив по плечам шелк волос, будто шаль, Позовет за собой и отступит печаль. Пусть душою ранима, но гордая стать, Узнавай осторожно, попробуй понять Той заблудшей души своенравный огонь, Обжигающий лед...? - Беззащитна ладонь! Только суть – спектрограммою чистой мечты: Сладкий вихрь из душистой цветочной пыльцы, Позабудешь сомненья, утешишься ты, Обрывая навек старых связей концы. Множество вопросов. Что за «тайна глаз»? «В том застенчивом взгляде…» - в каком? Ранее по тексту о взгляде ничего не сказано. По сравнению с оригиналом, автор этой версии вуаль метафорическую заменяет на предметно-существенную. То же самое далее произойдет с пыльцой. Это было бы неплохо, но в таком случае редактор позволяет себе изменить часть авторского замысла. Взмах сам не может ничего закрыть, можно «закрыть взмахОМ»! Да и фраза «закрыть сиянье огня» далеко не идеальна, двусмысленна. «Легкомыслие в ней» - в ком? Ранее речь шла о взгляде… «Сон движений» - это как? Утяжеление предложений изящными оборотами (наворотами) не всегда выходит красиво. «Распустив по плечам шелк волос» - «Позовет за собой и отступит печаль» - так кто позовет за собой? Печаль? Почему «заблудшая душа»? «Пусть душою ранима, но гордая стать» - несогласование. «Спектрограмма» - слово из другой стилистики. Николай Бурмистров Любовь В ней волшебная сила и тайны вуаль, За открытостью взгляда – туманная даль. Увлечёт, но покорностью ложной маня – Своенравием вспыхнет и бурей огня. В ней сердец легкомысленных радостный звон, И пленяющей страсти чарующий стон. Согревает улыбкой, и нежности шаль Накрывает волной, растворяя печаль. В ней невинности робость и женская стать… Эту книгу бездумно не перелистать, Охлаждают обиды и гаснет огонь - Только пепел осядет к тебе на ладонь. И стряхнув равнодушно остатки мечты, Позабудешь её и утешишься ты. Показалось, что в этой версии перемешаны субъекты повествования: фразы «в ней волшебная сила», «своенравием вспыхнет», «в ней сердец… звон» и др. относятся к любви, а «открытость взгляда», «согревает улыбкой» и др. – к женщине, причем ни тот, ни другой субъект в стихотворении не назван (если не смотреть на заглавие). Отсюда замешательство во второй части: «эту книгу» - женщину или книгу Любви? Андрей Блинов В женских чарах... В женских чарах волшебная тайны вуаль, Взгляд смущенный скрывает туманную даль, Подкупает, покорностью ложной маня… Своенравие вырвется бурей огня... В них царит легкомыслия радостный звон, И пленяющих линий чарующий сон. Покоряет улыбка, как мягкая шаль, С головой укрывает, сгоняя печаль. В женских чарах ранимость и гордая стать… Это книга, которую сложно понять, Где таятся обиды и страсти пожар, Открывается правда - живительный дар, Панацея для старых тревожащих ран… И мой дом в тот же миг превращается в храм. Несмотря на то, что концовка переделана полностью, правка довольно щадящая, на мой взгляд. Сохранено большинство рифм. Убраны обобщенно-личные обороты «найдешь…», «откроешь…» - дабы не отягощать стихотворение различными объективно-субъективными отношениями. Концовка стала ЗНАЧИМОЙ, это улучшает эмоциональное восприятие стихотворения, читатель понимает, к чему ведет (выводит) автор, зачем автору нужны все эти предыдущие «плетения словес». Оставлены некоторые «сомнительные» фразы: «легкомыслия радостный звон», «пленяющих линий чарующий сон» - думается, что напрягая и извращая воображение можно себе это представить (сон, грезы, состоящие из из чарующих линий женского тела, к примеру). Оставлены либо немного трансформированы некоторые штампованные обороты, так как от них никуда не деться – иначе это уже будет другое произведение. Оставлены, как стилизация «под классику», инверсии «волшебная тайны вуаль», «покорностью ложной маня» и т. д. Из главных «минусов» - достаточно сложная фонетика («ВЗГЛяДСМущенный СКРывает…»). _____________________ Как видим, «муки творчества» ещё не закончились. Уж больно твердым оказался «орешек». Но наши усилия не бесплодны. Даже, если улучшены одна строка или слово, это тоже результат. Окончательное решение всегда принимает автор. Виталий Гринь активно участвовал в нашей совместной работе. Ему слово предоставлено, и вскоре он должен высказаться. А пока можно обсудить варианты, предложенные автором и блиц-редакторами. Вечером состоится раздача баллов, перлов и слонов. |
| Это - "по мотивам". Вся поэзия живёт на мотивах любовной темы. Нелегко сказать в ней своё слово. Но редактор и не берётся решать задачу за поэта. Помогает, как может. |
| Еще одна правка мягко и безболезненно приведет нас к блоковскому "...и каждый вечер в час назначенный..." |
| Все говорит о том, что редакторское дело - чрезвычайно трудно. Но и в то же время интересно, а для авторов, на мой взгляд и полезно. Во-первых, редактор, помогая автору исправлять ошибки разных сортов,- невольно заглядывает в святая-святых каждого человека - в его внутренний мир. Потому что, чтобы не навредить автору, его произведению, редактор пытается понять чувства, идеи автора, лежащие в истоках произведения. Конечно, не всегда проделанная редакторская работа может быть принята автором, а может быть и будет отвергнута. Но не надо жалеть о затраченном времени! Ведь вы совершили необычайное путешествие: в мир чувств, раздумий, иллюзий, переживаний другого человека! А это дорогого стоит! А уж если редакторская правка поможет автору найти себя, свой стиль, без ущерба для его творческих возможностей,- достойная цель для каждого редактора! Что может быть благородней? Но для меня задание блица было очень тяжелым.(честно) |
| Тяжело в ученье - легко в... стихах. А кто сказал, что автору легко? Кстати, зашёл в суворовскую "Науку побеждать" и увлёкся языком полководца: "Проклятая немогузнайка! намека, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка. Кличка, чтоб бестолково выговаривать; крок, прикак, афок, вайрких, рок, ад и прочее — стыдно сказать! От немогузнайки много беды!" |
| Опять же, с одной стороны: Беда вымучит, беда и выучит. Вбитое в голову знание — не мудрость. (осет. поговорки и пословицы) Всему учен, только не изловчен. (рус. поговорки и пословицы) Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь. (рус. поговорки и пословицы) Дай Бог самому не разуметь, а людей не слушать! (рус. поговорки и пословицы) Добро того бить, кто плачет, а учить, кто слушает. (рус. поговорки и пословицы) Знай себя, и того будет с тебя! (рус. поговорки и пословицы) И сведущий ошибается, и несведущий. (узб. поговорки и пословицы) Идти в науку — терпеть муку. Из одного дерева икона и лопата. (рус. поговорки и пословицы) Когда болвана учат мудрецы, они посев бросают в солонцы. (перс. поговорки и пословицы) Много учен, а недосечен. (рус. поговорки и пословицы) Не учи сороку вприсядку плясать. Ученого учить — только портить. (рус. поговорки и пословицы) Неведающий спокоен. (яп. поговорки и пословицы) Ничего не понимал, так здоров был, а половину понял, так и жизнь потерял. (бенг. поговорки и пословицы) Подумаешь умом — и головушка кругом. (рус. поговорки и пословицы) Разумный неуч — словно лев на цепи. (груз. поговорки и пословицы) Тупо сковано — не наточишь; глупо рожено — не научишь. (рус. поговорки и пословицы) Ученье — красота, неученье — простота. (рус. поговорки и пословицы) Но, с другой стороны: Голова, не знающая боли, — не голова. (узб. поговорки и пословицы) Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (арм. поговорки и пословицы) Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (монг. поговорки и пословицы) Знай, что от собственного счастья убегает тот, кто наставника в сем мире сторонится. (перс. поговорки и пословицы) Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (кит. поговорки и пословицы) Золото не в золото, не пробыв под молотом. (рус. поговорки и пословицы) Каждый истинный ученый должен быть художником и поэтом. (франц. поговорки и пословицы) Корень учения горек, да плод его сладок. (рус. поговорки и пословицы) Молодость больше открывает, а старость — изучает. (инд. поговорки и пословицы) Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (кит. поговорки и пословицы) Строгость учителя полезнее ласки родителей. (иран. поговорки и пословицы) Узнать — значит полюбить. (рус. поговорки и пословицы) |
| Итак, две стороны одной медали. А если медаль встанет на ребро, строки двух сторон сливаются, смешиваются в одно целое. Вот что, например, получилось у меня: Голову, не знающую боли, беда вымучит, а редактор вылечит Разумному неучу - горький корень учения Автор радуется, а редактор плачет Редактор радуется - автору гонорар! |
| Спасибо огромное всем за участие и полученный опыт. Прошу извинить за задержку с ответом, был в отъезде. Однозначно могу сказать, что переделывать в сотни раз сложней, чем писать заново, тем более, то что написал сам. Читая чужие произведения, часто замечаю недочеты в смысловых связках, рифмах или фонетике, но в своем стакане «слона» не замечаю. Понимаю, что на лицо большой пробел в моих знаниях теории стихосложения. Всегда писал для себя или жены, просто потому, что приходила интересная идея или образ, не обращая внимание на какие либо недочеты. Было очень интересно посмотреть чужими глазами на свое "детище". Услышать мнение со стороны. Теперь уж я понимаю, что такое «муки творчества». Воспользовался общими наработками, выкладываю на суд сводный вариант. Женщина В ней сокрыта волшебная тайны вуаль. За покорностью взгляда - влекущая даль Подкупает, доступностью ложной маня - Своенравие вырвется бурей огня Лишь обложка – улыбка и ветреность слов, И волнующих линий пленяющий зов. Легкомыслия веер и нежности шаль, Накрывают волной, растворяя печаль Но раскрыв, словно книгу, в надежде понять Ты увидишь ранимость и гордую стать, Прежней страсти пожар, пепел прошлых обид- Все, о чем ее мудрое сердце молчит. Старых связей концы, глупой ревности страх- Все, что держит в себе, как в песочных часах. Брызги чувств, ожиданий, остатки мечты - Все, в чем ищет спасения от пустоты. Сокровенную правду найдешь между строк, Как награду, познав женской сути урок... |
| Итоги Блиц-конкурса "Я б в редакторы пошёл" Спасибо, Виталий! Теперь можно подвести итоги Блица. Заметно, что автор серьёзно поработал над стихами. Оценку им дадут читатели или жюри конкурсов. Очевидно одно: Ваш "приёмник" воспринимает тонкие настройки. Будем надеяться, что в дальнейшем он поможет автору улавливать из мировой поэтической Гармонии сигналы точные, звучные, свои! Выиграли в этом Блице все: автор, блиц-редакторы и, надеюсь, зрители. Призерами становятся: 1. Алла Райц - бесстрашно вступившая на тернистый путь редактора. 2. Андрей Блинов - совместивший роли критика и блиц-редактора. 3. Автор - Виталий Гринь - за храбрость и первый успешный опыт саморедактирования. По 100 трудовых баллов вручается каждому призёру. Почтенной публике спасибо за внимание. |
| Спасибо за интересный, сложный и поучительный блиц. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |