Дмитрий Григорьев Стена http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=272553&pid=0 Мне досталась интересная работа. Прочтя первый раз, я остался очень доволен. Увлекательный сюжет на ровном месте. Грамотный выразительный язык (немножко слишком многословный, перенасыщенный эпитетами – но это исправимо редактурой). Хорошо выстроено – закольцованность достигается вынесением финальной фразы в первое предложение… Поэтому я с сожалением констатирую, что работа нуждается в лечении. Серьезном ли? Посудите сами. Итак, притча. С самого начала рисуется картина мира, который «не лучший из миров», место не очень уютное, но даже в него периодически заглядывает солнце. Стена – как метафора жизни с ее вертикальной и всякой иной иерархией. Ребенок проводит здесь дни, изучая и постигая обитателей – разнообразных, ведущих себя кто во что горазд, но все же одинаково подверженных воздействию окружающей среды, красящей их похожими мрачными красками. Перед мальчиком наглядно выстраивается властная пирамида пищевой цепочки, и он, проявляя сострадание, ублажает «верхи», дабы спасти жизнь «низам». А рядом существуют другие «государства» со своими «уставами» – и вряд ли стоит с ними враждовать. Если наблюдать за жизнью внимательно, юную душу ждут удивительные открытия! Например, робкое, дрожащее, сумеречное создание может оказаться злым хищником… Любой ребенок склонен к жестоким экспериментам – они расширяют границы познания. Таракан отправляется в пищу пауку – а не забредай в чужие миры с чуждыми законами! И так далее. Всё устроено логично, разумно, жестоко и интересно… И вдруг появляется белая бабочка! Что, откуда, как?! Молодость рвется к знанию… И получает ошеломляющее откровение. Мир – больше, чем видимость. У жизни есть разные-преразные краски. За достижение цели приходится сражаться, преодолевая преграды… Вот такой могла бы быть притча. Но… У автора иное мнение. Он видит по-другому. Он овеществляет символическое полотно. Нагромождает детали. Мальчик не абстрактен – это бледный худенький светло-русый Артемка, одиннадцати лет. Его мать изможденная и худая, точно кормила сына собой (сам по себе штрих отличный!) Бомбежка. Артобстрел (при этом и фонари уличные горят, и трамваи ходят по ночам). Погибший, видимо, отец. Старший брат, ушедший на службу. Все это рушит литературную конструкцию. Размывает восприятие. Погружает в конкретность какого-нибудь постсоветского вооруженного конфликта, вроде Приднестровья или Абхазии. Вопрос: зачем? Дает это что-то работе? Добавляет смысла, информации, атмосферы? Ну, соглашусь – опосредованно добавляется атмосфера некой неустроенности… В остальном – нет. Стало быть, для работы – лишнее, вредное. Автор как бы стремится к объемности, документальности – и недорабатывает с ней. Ведь ничего бытового, временнóго, географического до конца не прояснено, и работа повисает: одной ногой в реализме, другой – в символе. Впрочем, оценивая уровень автора достаточно высоко, думаю, что расщепленность, диссонансность работы проистекает из другого: перед нами не всё. Это – начало чего большего, и большего значительно. Только в таком случае оправдано начальное неспешное набрасывание контуров персонажей и обстоятельств развертывающейся повести или романа. А жаль. Какой отличный рассказ можно было бы сделать… |