Душ Шарко | Леонид Волокитин ВОСПОМИНАНИЯ СТРОИТЕЛЯ СОЦИАЛИЗМА. Часть 1. Конкуренция http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=270974&pid=0 Я не могу отделаться от ощущения, что автор (обладающий хорошими литературными данными) сел за стол, написал рассматриваемую работу и, не перечитывая, опубликовал в интернете. Сразу. Точно с глаз долой. Нет, я слыхал о литературе «потока сознания», в которой воспоминания, размышления и ассоциации, как струи воды, переплетаются без явной логики. Этакая диктофонная расшифровка мозга. Я даже читал Джойса и Вирджинию Вулф. И Кортасара… К чему я? Вижу в работе многие формальные признаки этого жанра: нарушение повествовательной структуры, вольное обращение с временными отрезками, внутренний монолог… Но… Проблема в том, что «поток сознания» – высокоинтеллектуальная форма литературы, подразумевающая чтение между строк и очень, кстати, точно выстроенная – иначе не сработает. Я вовсе тут не приписываю автору того, о чем он, возможно, и не думал. Я пытаюсь сформулировать ощущение каши в моей голове. Причем, кашица то жидкая, то сочными сгустками, то подгоревшая, то остывшая… В начале взят тон легкой социальной сатиры с элементами ностальгии обзорного характера. Потом вдруг появляются конкретные контуры жизни с именами, адресами и названиями. Дальше внезапно неведомые читателю (потому что неподготовленные) ассоциации с выпивкой-закуской… Действие всё замедляется, да и направление его всё расплывчатей… Припекает солнышко, плывет лазер… В целом это напоминает казахстанскую степь в описании автора. Тут автор вдруг «устал» и поставил точку. Про зеленые дыни. (Хорезмские, очевидно. Или имелись в виду неспелые? Нет, не могут в начале октября быть неспелые – они же в сентябре заканчиваются! Куча вопросов, словом…) Короче говоря, ждите следующую главу, приказал автор, хотя я ничего не обещаю, и вообще, не от меня зависит… Почему работа называется «Конкуренция» – мне не понять. Я, то есть, догадываюсь – юмор-сатира, всё такое, – но ведь главная тема про выпить-закусить, ёлы-палы! По уделенному объему, по художественной силе описания! В конце скажу про эпиграф ))) Автору стоило бы обратить внимание на то, что писателей «В.Ерофеев» было два – Венедикт и Виктор. Один и посейчас здравствует. Уточните принадлежность цитаты. К таким моментам надо быть внимательным. Вывод: Автор имеет потенциал. Материал имеет несомненный потенциал. Осталось со всем этим тщательно поработать. Почти с нуля – ну, чуть выше лазера… |
| Ув. Артур! Спасибо за рецензию! Моей жене очень понравилось. Я ей не все показал. Ведь сорок лет назад, потенциал уже был (в другой области), и она поверила, что я умный. И теперь подтверждение. Она обрадовалась. Впрочем, уже все равно поздно. У Вас возникло несколько вопросов, и я посчитал своим долгом все разъяснить. Вы даже не представляете себе, насколько Вы близки к истине. ”ощущение каши в моей голове” - Вы ошибаетесь. Это не у Вас в голове, это воспоминания. А воспоминания всегда каша. Может у других и не так, но у меня точно каша. Конечно, можно причесать, упорядочить и разложить по полочкам. Но это уже мемуары. А мемуары – это девяносто процентов откровенной лжи, а остальное правда, которая таковой является только в воображении автора. А у меня воспоминания. Поэтому только правда, и ничего кроме правды. И потом. Моя селедка, в какой цвет захочу в тот и покрашу. ”Джойса и Вирджинию Вулф. И Кортасара…” ”поток сознания» – высокоинтеллектуальная форма литературы, подразумевающая чтение между строк” – это уж Вы загнули. Что такое ”поток сознания” я не очень знаю. Просто воспоминания. А из-за моего почтенного возраста, непреодолимое желание поделится своими воспоминаниями с прогрессивной частью мирового сообщества. Д. Джойса когда-то читал. ”Портрет художника в юности”. Лит. энциклопедия утверждает, что ”Портрет поэта в юности ”. Беда-то небольшая. Кстати Д. Джойс один или их было два? Может один о художнике, а другой о поэте. Правда, все равно уже не помню. Давно это было. Лет тридцать пять тому. ”Дальше внезапно неведомые читателю (потому что неподготовленные) ассоциации с выпивкой-закуской…”. Вы, наверное, очень молоды, поэтому и ”неподготовленные”. Кто же просто так социализм строит. Это обязательный атрибут. Без этого никак нельзя строить. ” Про зеленые дыни. (Хорезмские, очевидно. ” Хорезмские или не Хорезмские, я не знаю. Покупал в Ташкенте. В Хорезме никогда не был. А их дыни зеленые? Ну да, конечно. Неспелые. Сверху желтые, а разрезаешь – зеленые. Воспоминания у меня такие. Ничего не могу поделать. И эпиграф. Да, конечно же, Венедикт (Веничка, Бэн, граф, сам). Уж извините. О Викторе я слышал, но не читал. И уже … За ”потенциал” спасибо большое. Лет бы сорок тому. А тут ”до смерти четыре шага”. Или пять. Там посмотрим. |
| За мою "молодость" спасибо. Душой я ого-го... Ваш ответ на рецензию создал впечатление, что критические замечания Вам совсем не интересны. Ни думать над ними, ни, тем более, что-то менять Вы не собираетесь. Зачем тогда обращались, позвольте спросить? |
| Ув. Артур! Вы считаете, что я должен был сразу же все исправить? Но это уже было бы Ваше произведение. Думать нужно всегда, а выполнять критические замечания по возможности. А обращался, потому что интересно и чужое мнение. Я сам себе нравлюсь. А Вы себе нравитесь и ничего плохого в этом нет. |
| PS. А эпиграф я исправил. И не только здесь. А за ”молодость” - это к родителям. |
| C удовольствием прочитал три части " Строителя". Отметил, хороший слог, четкость изложения, юмор, иронию... Не прошло мимо - за кадровое. В том, видимо, и суть. Интересным показалось: вроде бы, обычное быта описательство, без претензий, но за ним огромный пласт: бессмысленного, безысходного, беспробудного прошлого. С его извращенной идеологией, насильственной прытью: « подстригания под одну гребенку всякое, и каждого»… Нет, в тексте ничего подобного и рядом… В том-то и мастерство: «остальное между строк…» И это читается. Автор стал симпатичным мне с первых строк. Образ ГГ, а он и есть ГГ) изумляет простотой, откровением, обыкновенным человеческим обаянием, искренностью. Ситуации – что ни на есть простые. И то, что первая история заключена в «зеленую» неспелую дыню, оказывает на читателя, даже не с философской точки зрения, а с обыденной, значительное впечатление. Откуда же бы ей – этой зрелости, явиться в мире светлого течения, загаженного символами, движения, под названием «Социализм». Кто засорял-то столь гуманные принципы, рожденные когда-то в умах добро деятельных просветителей? В данном варианте виновных на стороне нет. Да и внутри повествований их не отыщешь, как не старайся. Да и зачем? Когда автор, четко повествуя о событиях того времени, рисуя конкретные ситуации, характеры персонажей, сквозь обыденное, житейское, каждодневное прошлое, отражает целую эпоху в воспоминаниях душевных, лирических, но до боли осязаемых, правдивых откровениях. Почему так? Не ведаю. Уж очень незатейлив текстовой ряд! В том-то и кроется секрет. Угу, в личности автора, сумевшего через обыденность впечатлений, передать в воспоминаниях суть помыслов, движение мысли и духа поколения прошлого, кажется, вчера ушедшего. Ан нет, не скрылось бесследно. Оно пришло в наш 21 – демократический и свободный от идеологической мишуры. В итоге, разнузданный морально и нравственно. И это читается в произведениях Леонида Волокитина, представленных под названием: "ВОСПОМИНАНИЯ СТРОИТЕЛЯ СОЦИАЛИЗМА». Позволю вопрос к самому себе: - Зачем иногда мы выставляем на конкурс произведения на подобных сайтах? Отвечу самому себе же: - Для интереса. Как поймут нас такие же страждущие, как и мы. И не обязательно похвально, не говорю уже о критике – она, по общему мнению, стимулирует автора. Но навсегда. Случаются, особенно с возрастом, и иные желания. Лично, отношусь к критике («подруге дней моих суровых» с почтением, пониманием). Но порой хочется еще и духовного понимания. Откуда же оно придет, если не от читательского восприятия? Тем более, когда на наших сайтах общаются почти профессионалы-литераторы. И даже бывает – круче… |
| Ув. Александр! Вы уж из меня сделали борца с режимом. Я жил как все. И личный вопрос. А что это - ГГ? Возраст знаете ли. Не могу сообразить и вспомнить. |
| Неизвестный Балбекин. C удовольствием прочитал рецензию А.Балбекина. Отметил, хороший слог, четкость изложения, юмор, иронию... Не прошло мимо - за кадровое. В том, видимо, и суть, что под этим ником на "передатчике работает" кто-то ещё. Где наш любимый герой "Правдивых историй", мудрый дед-щукарь, философ, говорящий на народном диалекте? Где многочисленные орфографические ошибки? Нет, в тексте ничего подобного и рядом… В том-то и мастерство: «остальное между строк…» И это читается. Сколько вас неизвсетных бойцов невидимого фронта и кто именно состоит в Первом Творческом Объединении? Ответь, тайга... Ведь, порой, так хочется духовного понимания. |
| Янис Илзе "Где наш любимый герой "Правдивых историй", мудрый дед-щукарь, философ, говорящий на народном диалекте? Где многочисленные орфографические ошибки?" - Исчезло, растворилось в тумане новогоднем... и орфография туда же смылась... |
| Как рафинад в чае? Не верю, Станиславский!)) |
| Уважаемый Леонид! Во-пЕрвых строках, спасибо! Во - вторых, я про "жил как все" - это-то и правдиво отражено. В третьих, и последующих - речь не о "борце", скорее, "о времени и о себе"... На мой взгляд, получилось. Только и всего. PS. ГГ- Главный Герой. |
| Ув. Александр! За похвалу, спасибо. Это завсегда приятно. А к своему ”творчеству” я отношусь с изрядной долей иронии. PS. Вы сняли камень с души моей. Я уж подумал было, черт знает что. Что? Сам не знаю. |
| Слава Богу, хоть одной душе помог скинуть камень! Удачи Вам, Леонид! |
| Странный поворот темы… Александр Балбекин будто защищает автора от меня ))) Александр, Вы говорите о божьем даре, а я – о яичнице. Вы – «о времени и о себе», я – о литературном исполнении. Никакая самая распрекрасная фактура, никакая «уходящая натура», никакая «личность автора» не оправдают стилистическую размытость, композиционную невыстроенность, небрежность в отборе фактов, недостоверность деталей… Позволю себе обширную цитату – «Искусство – не демократическое предприятие, даже искусство прозы, которое на первый взгляд создает впечатление, будто каждый может им овладеть, равно как и о нем судить. Демократический принцип, столь желанный почти во всех сферах человеческих начинаний, неприменим по меньшей мере в двух из них – в искусстве и науке. В этих двух сферах применение демократического принципа приводит к знаку равенства между шедевром и хламом, между открытием и невежеством. Сопротивление такому уравниванию синонимично признанию прозы как искусства; и именно это признание вынуждает нас проводить самую жесткую дискриминацию» Иосиф Бродский «Катастрофы в воздухе» |
| Артур, я вовсе не защищаю - высказываю свое мнение, безотносительно Вашего литературоведческого исследования. Спасибо за цитату из «Катастрофы в воздухе». |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |