Обсуждение работ | Первое стихотворение этого цикла в Хите не участвовало. Рыцарь Идальго написал его позже, как я понимаю, чтобы объединить стихотворения цикла Уважаемый Идальго, если я ошибаюсь, поправьте меня - письмом в личку. Ваши возражения непременно будут опубликованы. Просьба ко всем участникам обсуждения: посмотрите сначала предложенный цикл без начального стихотворения, только пронумерованные стихи Хита. Правда ли, что без добавочки Идальго что-то не так? Улучшило ли стихотворение в начале общую картину? Очень надеюсь, что скоро мы увидим и седьмое стихотворение)) Я его добавлю в цикл. Идальго Я не ищу в веках, мой друг, Следов возвышенного родства, Но, верь мне, честь и благородство И для меня – не праздный звук. Нет крепких замков – не беда, Нет многочисленных вассалов, Но драться с поднятым забралом Привык за правду я всегда. Как мой любимейший герой*, Был оземь брошен, но сражаться Готов опять, мне ли бояться Битв с переменчивой судьбой. Вновь проиграю, - ну и что ж, Есть упоение в сражении, Ведь мать победы – поражение, Пока сражаешься – живёшь! 1. «Начало пути» Однажды проснулся в унынии он в замке фамильном, С постели поднялся с тревогой в волнении сильном, Рванул он шнурок от звонка, громкий бой его слушал, И страх исподволь стал змеёй, заползать в его душу. Прислуга из замка ушла, и покинули графа вассалы, Наследство отца промотал он в играх, пирах и скандалах, Пока были деньги, друзей было много, но денег не стало, Тогда тишина поселилась в старинных, готических залах. Ну что же, - сказал он, - уделом пусть станет дорога, Печальной ли будет судьба или доброй, - зависит от Бога, Он подвиг решил совершить и друзей обрести настоящих, Красавицу ту покорить, чей взгляд он запомнил манящий. Коня оседлал и надел на себя он отцовские латы, Копьё в руки взял, и меч – боевое оружие солдата, И вот он, - уж едет в седле, в такт качается мерно, А рядом бежит за конём старый пёс его верный… На этом закончить хотел я о гранде испанском куплет, Что странствовал долго с судьбою своей, тет-а-тет, Потомкам чтоб стал мой рассказ к подражанию, при этом, Я Дюрера вспомнил гравюру с похожим сюжетом. К чертям тет-а-тет, когда рядом с Героем гонимым, В ней явлены двое, что следуют с нами незримо, Там Дьявол и Смерть, - они с нами, увы, постоянно, Влияние их на судьбу отрицать, как мне кажется, странно. Ведь с ними борясь, человек утверждается в мире: В творениях своих и в упорных боях на турнире, Живёт он, пока побеждает зловредные, хитрые козни, Пока не склоняет колен пред противником грозным. Герои для нашего времени, - скажите вы, - нетипичны, Ведь чаще гораздо к безумству толпы мы привычны, Врагов побеждаем числом, чем искусным умением, А подвиг других осуждаем общественным мнением. Восславим безумцев, - они ведь избрали другую дорогу, Прогнали из душ безысходность, отчаяние, тревогу, Дерутся со злом с сердцем чистым, с открытым забралом, Добро утверждая в деяниях своих, – и в великом, и в малом! 2. «Конец пути» Я ехал в раздумье, скрипело седло, Конь дряхлый тащился понуро, Как быстро весёлое время прошло, Как нынче всё тускло и хмуро. Где чувств моих пылких предмет неземной, Забавы, пиры и турниры? Не надо, мой друг, не мотай головой, - Чужие мы всем в этом мире. Мир так изменился, так стал не похож На прежний, законы – жестоки, Где верность и честь? Всюду – злоба и ложь. Дружище, мы так одиноки. Загнали нас в угол, и выхода нет, Но я ни о чём не жалею, Ты помнишь, мы столько свершили побед Во славу моей Дульсинеи. Тяжелыми стали мне меч и копьё, И ты спотыкаться стал часто, Смотри, как слетелось на пир вороньё, Знать, близок конец наш несчастный. А вот к нам и гостья – старуха с косой, Взбодрись – нужно быть нам в ударе, Пусть всё – безнадёжно, но примем мы бой, Последний, мой верный товарищ! 3. «Чистилище» Грехи беспутной юности моей: Гордыни, безрассудства прежних дней, Прелюбодейства чувственный порыв и Мотовства - болезнь в моей крови. Искоренить напрасно я хотел, Стремился, вот досада, - не успел Служением добру открыть к прощенью путь, Несчастным не помог – о милостях забудь. Молитвой не вернуть мне жизненных потерь, и Верой не открыть в рай вечный двери, Чертям я справедливо предназначен, Назло Всевышнему, - грехами счёт оплачен. Мятущийся, препровождён я буду в Суд, Мою там жизнь дотошно разберут, Дух бедный мой давно уж черти ждут, Утихомирить их – напрасный труд! 4. «Пробуждение» (Сонет) Проснулся я и вспомнил сон тяжелый, страшный: Чистилище, чертей, грехи, суровый суд, Выходит: зря я жил, сражался – труд напрасный, И верил, что молву по свету разнесут. Но нет, не быть делам в забвении ужасном, Потомки от беды, безвестности спасут, И подвиги мои везде восславят страстно, Из бронзы статую возможно отольют. Поэт, живи, твори спокойно, труд умножь, Надежда есть найти заблудшим в рай дорогу, Сомнением свою ты душу не тревожь. Нет не беда, когда тебя засудят строго, Арбитры кто? Слова и речи часто – ложь, Всего важнее, что Ключи - в руках у Бога! 5. «Поступок» ( рондо) Твори добро, - гласит Закон, и будешь за грехи прощён, Но попадёшь к чертям ты в Ад, навек от Рая отлучён, Коль станешь молча наблюдать, не выступая смело, Как в мире зло вершит своё неправедное дело. Я верю, - сядешь ты в седло, насильем возмущён, И вступишь в бой с врагом бесстрашно и умело, Чтобы по весям и краям молва о том гремела, Твори добро, - гласит Закон. В бою ты победил врага, и это, брат, - не сон, Любовью преданных сердец ты будешь окружён, Чтоб Слава впереди тебя на крыльях Муз летела, И разделить её с тобой твоя страна хотела, Восторга, радости слова неслись со всех сторон, Твори добро, - гласит Закон. 6. «Свидетель» Я прежних «подвигов» хозяина свидетель, Его загулов, драк, распутства, мотовства, Когда отцовского наследия «радетель», Грешил он супротив законов естества. Затем я помню одиночества отчаянность, И эхо гулкое пустых, огромных зал, Друзей и слуг потерю – грустную реальность, Не помню, чтоб меня кто-либо в руки брал. Настигла грешника за прошлое расплата, Но в душу Бог вонзил сомнения иглу, С хозяином моим добился результата, Не то бы до сих пор пылился я в углу. Тот книгочеем стал, романов, им прочтённых, Не счесть, всерьёз восприняв этот бред, Меня надев, в защиту угнетённых Он выступил, накликав много бед. Сражались славно мы, но как же мне досталось, Помят, кусок отбит, зато хозяин – цел, И вот последствия, - одно нам с ним осталось: Он - в кресле, я – в углу, вот старости удел. Пусть мы побеждены, раз так решил Создатель, Но честь и благородство – всё при нас, Прославит на века наши дела писатель, Я утверждаю это – старый медный таз! |
| Идальго - мне: Здравствуйте, Таня! Первое стихотворение цикла (спасибо, что включили) написано не позже, а первым - это приветствие и заявка на участие в Хите. Мне показалось, что оно объединяет остальные. Не судите строго. |
| Читаю цикл стихотворений Идальго… Очень разные по исполнению стихотворения. Разный ритм, разные по качеству рифмы, даже стиль исполнения где очень удачен, а где подкачал. Большой плюс автору – он один из немногих, кто прислушался к самым первым словам координаторов и в своем цикле обыгрывал именно выбранный для турнира ник – Идальго. Цикл стихотворений посвящен странствующему рыцарю, все при нем – усталый конь, меч, копье, даже собственная Дульсинея и медный тазик с обломанным углом на голове… Может, это и не сам Дон-Кихот, но личность ЛГ в очень многих аспектах перекликается с привычным нам образом странствующего рыцаря. Все стихи, на мой взгляд, гармонично ложатся в цикл, но нуждаются в доработке. К числу общих претензий я бы отнесла многочисленные немотивированные изменения ритма в пределах одного стихотворения, замену одного типа рифм на другие (скажем, замена женских рифм дактилическими), неточность этих самых рифм в сонете, что не допускается требованиями формы, местами имеются проблемы с пунктуацией. Небольшие замечания по самим стихам, конкретно (в том числе и по выполнению задания): В «Идальго»: Это стихотворение написано вне заданий Хита, как приветствие, и тоже очень гармонично вошло в цикл, как предисловие истории странствующего Рыцаря. « Я не ищу в веках, мой друг, Следов возвышенного рОдства» - все же ударение в слове «родства» ставится на последнем слоге « Как мой любимейший герой*, Был оземь брошен, но сражаться Готов опять, мне лИ бояться Битв с переменчивой судьбой.» - здесь из-за того, что соответствующее размеру стиха сильное ударение палает на частицу «ли», а смысл фразы требует усилить слово «мне», возникает ритмический сбой . Фразу можно слегка видоизменить: «готов опять, и мне ль бояться битв с переменчивой судьбой?» Кстати, и знак вопроса в конце предложения тоже будет не лишним В последней строфе женские рифмы сменились на дактилические «сражении-поражение». Зачем? Можно было применить хотя бы вариант «сраженьи-пораженье», ведь все равно при чтении вслух невольно текст произносится именно так. 2. . «Начало пути», тема задания – внезапное ощущение одиночества. Собственно, по теме здесь первые два катрена))) А дальше уже – сверх положенного и вне темы – рыцарь встал с кровати и отправился совершать подвиги. А подвигов мы покуда не просили. Ну, теперь-то Хит закончен и мы рассматриваем стихотворение просто как часть цикла о странствующем рыцаре. Здесь мне показался не «донкихотовским» сама выбранная размерность стихотворения. Слишком длинные размеренные строки, с многочисленными запинками в ритме. Слишком само длинное, хотелось бы ёмче. Впрочем, может, этот размеренный, местами спотыкающийся ритм должен напомнить читателю о поступи верного, но древнего Росинанта? Мне очень многое хотелось бы поправить, я думаю, и Идальго еще поработает именно над этим стихотворением. 3. «Конец пути» - тема задания «Потеря». Как таковой личной потери ЛГ в стихотворении нет. Есть рассуждения о том, что все вокруг изменилось не в лучшую сторону. За описание потери можно принять разве что вот эти две строки: «Где чувств моих пылких предмет неземной, Забавы, пиры и турниры?». Но как-то царапает душу такое вот равное отношение к утрате «предмета пылких чувств» и забав, пиров и турниров. Нельзя их в один ряд ставить, на мой взгляд 4. «Чистилище» - тема задания «Размышления о справедливости расплаты и наметки выхода из ситуации.» Ритм понравился. Парная рифмовка строк, часто встречающаяся у автора. За рифмы хочется и поругать (глагольные и не-рифмы в тексте случаются), и похвалить (рифма «потерь, и – двери») По стилю этот стих не подходит Дон-Кихоту. Вот читаешь его вслух и перед глазами, скорее, священник, нежели странствующий Рыцарь. Проповедник такой. Этому способствует выбранный набор слов и выражений: грехи, гордыня, безрассудство, мотовство, молитва, вера… и так далее. Ну чистый священник. 5. «Пробуждение» (Сонет) – тема задания «Надежда» Слава богу, священник рыцарю лишь приснился. Разочарование – мол, усилия мои не оценены по достоинству - сменяется надеждой на то, что потомки Рыцаря не забудут. Рыцарь внезапно превращается в поэта, утешающего самого себя, мол, судьи лживы, выносят несправедливые решения, но Бог вопиющей справедливости не допустит. Вот если бы где-то в тексте мелькнула привязка, что Идальго помимо того, что странствующий рыцарь, еще и поэт, хотя бы в душе, тогда в цикле бы это стихотворение смотрелось гораздо логичнее (хотя в сонете ЛГ поэт не только в душе, но и в жизни, иначе бы не было сказано «труд умножь»?) 6 «Поступок» - и тема задания аналогичная. Вполне выполнена. Поступок соответствует характеру ЛГ, правда, у Дон-Кихота было всего лишь стремление творить добро, получалось-то у него неважнецки… а ЛГ пошел дальше – он все же, видимо, эту тонкую грань между добром и злом видит 7. «Свидетель» - тема одноименная, немой свидетель душевных терзаний героя. Довольно необычный предмет избран – старый медный таз с отбитым краем, который прототип ЛГ носил вместо шлема. Тут автор так хитренько заново пересказывает содержание того, что должен был рассказать стихами цикла, что я невольно улыбаюсь. Судите сами: « Затем я помню одиночества отчаянность,» - первое задание «И эхо гулкое пустых, огромных зал, Друзей и слуг потерю – грустную реальность,» - второе задание, потеря. А между прочим, в самом стихотворении второго задания этого нет. Эти сведения рыцарь преждевременно расписал уже в первом стихе. « Настигла грешника за прошлое расплата,» - вот и третье задание – расплата! « Тот книгочеем стал, романов, им прочтённых, Не счесть,» - ага, книгочеем. Но не поэтом. А вот тут бы к поэту и свернуть, к сонету привязаться. Дальше в тексте есть некий литературный деятель, но не поэт, а писатель, и он и ЛГ – не одно и то же лицо Интрига (что же это за безмолвный свидетель) сохраняется до конца, хотя намеков и предостаточно. Посмотрим, что у автора получится с финальным стихотворением))) Торжество жизни. Жду с нетерпением завершения цикла. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |