Душ Шарко | Работа здесь: "Ищите женщину" http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=265466 №2 Мои заметки - скорее просто отзыв, чем рецензия - на самом деле, не претендуют вообще ни на что, ибо не являются ничем иным, как комментарием к собственному восприятию рассказа... А рассказ в очередной раз показывает мне, что нет в мире ничего по-настоящему реального, истинного, единого для всех, и что вместо этого существует много чьих-то маленьких истин, одиноких внутренних миров, представляющих друг для друга неразрешимые загадки. Читать его интересно, стиль практически не нуждается в редакторском вмешательстве, все на месте, гладко, хорошо и отлично... Настолько отлично, что я не знаю, о чем писать в отзыве... И тут черт дергает меня прочитать другой рассказ того же автора - "Пещера". Теперь мне есть, с чем сравнить, и есть, что критиковать, да и время, друг и помощник критика, уже высветило темные углы с едва различимой, но все-таки существующей, паутиной… Кто, лучше самого автора (при условии, что автор настоящий, не дилетант), видит эти незримые паутинники? Ни один критик не скажет вам ничего нового, в лучшем случае, ткнет пальцем в это выразительное освещение, говорящее само за себя… Что осталось в памяти от рассказа «Пещера»? Ярко и выпукло представший из темноты образ святого – сильная, неожиданная нота. А от рассказа «Ищите женщину»? Таинственное исчезновение глазами троих участников – покет-бук, кинопродукция с якобы неожиданной концовкой… Однако теперь, после чтения другого рассказа, невольно ищешь и в этом что-то поновее, посвежее, чем рядовое чтиво. А находишь хороший, крепко скроенный, но обычный детектив. В котором, впрочем, все в порядке. Настолько, что завышенные требования уборщицы из заштатного вытрезвителя вполне можно счесть симптомами начинающейся белой горячки… Уверена, что не сообщила ничего нового хорошему, профессиональному автору. )) |
| Большое спасибо, уважаемая Ариадна. Вы вовсе не похожи на критика Латунского, не надо на себя наговаривать. :) Буду рад, если выскажете мне конкретные замечания по рассказу "Ищите женщину": раз "стиль практически не нуждается в редакторском вмешательстве", значит, в какой-то (пусть даже малой) степени всё-таки нуждается? А повышенная требовательность к моему творчеству мне тоже по душе, но я, действительно, в данном случае, писал детектив - и не более того. Рад, если Вам было интересно его читать и если концовка оказалась для Вас неожиданной. Что касается "Пещеры", то это, к сожалению, неудачное произведение (за что и критиковалось, совершенно справедливо, Солом Кейсером): в рамках рассказа совместить две сюжетные линии мне там не удалось, а делать из него повесть или роман - этого мне явно не потянуть. Ведь эти два рассказа, которые Вы прочли, - единственные мои опыты в прозе, которая, вообще-то, не моя "специализация", я в ней ощущаю себя пока неуверенно... Ещё раз спасибо за отзыв. |
| Считайте, что я подстраховалась, написав "практически не нуждается". )) Никаких огрехов я не заметила, а въедливо искать не стала - работа отредактирована, к чему копаться?))) Читать было интересно, но концовка не особенно удивила, подвох ожидался.) Знаете, я не назвала бы "Пещеру" неудачным произведением - она очень запоминается. Потому что вторая линия хороша! Да, сплетены они не особенно естественно, тут я согласна. А жаль... Я бы, однако, отметила следующее: вам больше удался нестандартный ход, отступающй от обычного детектива. По крайней мере, мне так показалось. Удачи!)) |
| А где же "нить", ведущая к самой работе? В очередной раз в организации ДОСААФ посчитали, что это лишнее-раз уж всё равно содействуют, так пускай до конца! |
| Это ко мне вопрос или речь о "нити Ариадны"? :) Я, со своей стороны, даже не одной, а тремя нитями, вроде бы, читателей рассказа обеспечил. ;) Я в руки дал вaм нити, А там уж извините... |
| Означенная Ариадна даже не обеспокоилась сопроводить свою речь ссылкой на оригинал. Я расцениваю такой шаг, как литературный беспредел. |
| "Летят перелётные птицы или заметки любителя детективов". Ну, начнём с того, что интрига, видимо, началась в самом ДОСААФe и, наверное, на скрижалях Неогранки.А может где ещё. Драгинского помню, а Латунского-нет. По крайней мере, понять из заголовка литературные взаимоотношения треугольника Латунский-Радосаф-Перелётный непросто. Похоже, некоторое подобие отношений наблюдается в третьей части рассказа между Ольгой, Борисом и Еленой. Сразу хочу заявить, что мы с автором в одной весовой категории: он, вроде бы, не прозаик по его собственному утверждению, а я как бы не критик по собственному убеждению. А, может быть вру. Сам себе. Но в конце эпистла ведь всё станет ясно. Всем.Однозначно. Такое впечатление, что А.РаДОСААФ уже где-то критиковала эту работу. А иначе с чего бы это oна так конспективно пробежалась в нескольких предложениях по "Женщине" и ломанулась в "Пещеру"? Непростая женщина эта Ариадна, век воли не видать! Запутает следы, а нить оборвёт. Ищите её потом в катакомбах. Дураков нет. I. Адвокат Семён Гольдберг Лёгкими штрихами даются характеристики персонажей. Всё выпукло, как бюст Елены Глинской. Ну, не может женщина с такой фамилией не обладать роскошным бюстом. И помада у неё, возможно, тяжёлых багровых тонов. Убедительно. А вот Ольга Осютина не вызывает никаких эмоций. Два О:Ольга Осю...Не звонко, как болотная осока. Впрочем, возможно, что чьё-то знакомое автору имя упомянуто в качестве шутки. Так часто делают в кино: в кадре, выхватывающем стену, можно увидеть знаковые лица-это либо портрет кого-то из съёмочной группы, родственники и т.д. Об исчезновении. Не знаю, как сейчас, но лет 30 назад обращения в милицию о пропаже физических лиц рассматривались не ранее, чем по истечении 3-ёх суток. Лексика. Толку-пшик. Скорее толку-чуть. Провинциальный Старгород. Сколько в нём вокзалов? Думаю, всего один. Не знаю, мне всегда казалось, что единственный в городке вокзал вообще не носит никакого названия. Это ж вам не крупный аэропорт какой-нибудь. II. Следователь Иван Королёв Представлено перекрёстное мнение героев друг о друге-не открытие, но весьма способствует. Спотыкаюсь на депутате Глинском и начинаю отматывать сюжет назад.Потеря темпа. Неплохо бы вскользь упомянуть в первой части, что у Бориса папашка депутат, и тем самым подготовить почву для броска в прорыв второй части сюжета. Непонятно, зачем подозреваемый "слил" всех своих подруг, описывая в деталях интимные подробности личных отношений, не связанных с делом напрямую. Кто его за язык тянул? Каким образом это могло способствовать благополучному исходу дела? Только лишь для того, чтобы повеселить и расположить к себе следователя? Не убеждает. А вот динамичная развязка в конце второй части мне понравилась. В ДОСААФe обо всём этом, конечно, знали наперёд. Ну, они там, в литпещерах, с нитью, а мы всё больше, знаете ли, по наитию: с фонариком. III. Мисс Хелен Смит Опять имеем дело с потерей темпа: выходит, что лучшая подруга Оля увела мужa Борю у Лены? Разобрались. Вот мужчины так обычно не поступают. Нет у женщин в этом плане никакого кодекса чести..))) Зачем женщина при деньгах живёт в портовом отеле? Она что, лучше места себе подобрать не могла? Сомнительно. А потом я бы назвал её , как голливудскую актрису-Хелен Хант (Helen Hunt). Не принципиально.)) Не стоит в перспективе отсылать героиню в Новую Зеландию-молодая девушка там истает от тоски, да и в отношении социально-экономического развития Новая Зеландия отстаёт от той же Канады лет на 50. Сидя в Англии, героиня вполне могла бы с этим вопросом разобраться. Австралия-другое дело. Привлекательна для жизни во многих отношениях. Думаю, что на нескромную жизнь оставшихся после переезда в Англию денег не хватит.Героине 20 лет. Если она будет бить баклуши, то, живя в одиночестве без особых изысков на три тысячи $ в месяц, она к 40 годам останется ни с чем. Либо придётся удачно выйти замуж, либо отшлифовать язык, получить хорошее образование и начать работать. Второе надёжнее. Общее. Язык хороший. Законы жанра соблюдены. Вполне читабельно. Не уступает какой-нибудь Донцовой, на котороую, как говорят, пишут литнегры. Что мне запомнилось из детективов в последние лет 10, так это работы выпускницы мехматы МГУ Варвары....Фамилию не помню-читал в сети. Если вспомню, предам огласке.Весьма любопытно. Не могу не отметить фразы: "обком звонит в колокол!" и "всё-таки не зря я столько лет серьёзно язык изучала – за иностранку меня тут никто не принимает."Автору не откажешь в чувстве юмора, что подкупает. Ну, и для оживляжа закончу так: "Я всё сказал, мочи её Сэмен!" http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=265466&pid=0 |
| Янису Илзе: Спасибо, Янис. Ваше мнение насчёт Новой Зеландии я непременно передам героине, пущай в Австралию катит. И, заодно, сократит свой месячный бюджет с трёх тысяч до двух: не бог весть что, но жить можно. В портовом отеле она не из жадности остановилась, просто временное (и не слишком приметное, в отличие от роскошных гостиниц) место пребывания, поскольку оставаться в Англии всё равно не намерена, то и недвижимость там приобретать ей нет никакого резона. А насчёт рассмотрения заявлений о пропаже людей якобы только через три дня - так это кому-то, кто Вам такое сказал, сильно не повезло: они нарвались на местный милицейский произвол, помноженный на традиционную лень. Нет такой нормы ни в законах, в российской правоприменительной практике и никогда не было, все заявления о предполагаемом криминале должны фиксироваться и рассматриваться незамедлительно. А Московских вокзалов в провинциальных российских городаж можно встретить немало, особенно в таких, где есть, например, помимо ж/д, ещё и речные вокзалы... ___ Большое спасибо, уважаемый Сол! Постараюсь осмыслить все Ваши замечания в самое ближайшее время, а некоторые исправления вношу незамедлительно. |
| Михаил, по существу вопроса. Могу согласиться с московским вокзалом и милицией. На вокзалах в российской глубинке бывал, заявление подавал сам. Это, конечно, не про литературу-это про достоверность. Для такого жанра, как детектив, фактор не последней важности. Если миллион $ вложить за границей в ценные бумаги, то навряд ли выйдет более 3% годовых т.е. 30 тысыч в год. Сильно не разбежишься.Охота 20-летней Глинской вести скромную жизнь пенсионерки среди овец Новой Зеландии, наслаждаясь природой (в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов)? Да ей бы по ночным клубам Москвы прошвырнуться интереснее будет. Затеряться в портовом отеле? Это там где пьяные матросы,каравеллы, пиастры и проститутки? Скорее в мотеле тогда. Особо не затеряешься. Если будет платить кредиткой, моментально "засветится", а если наличными-эффект тот же самый, поскольку такие клиенты привлекают внимание. "Теряться" ей надо в частном секторе- у нас же детектив как никак.Уж ежели она решила в гостинице остановиться, так полно недорогих, но чистых и приличных мест. За что вы её так жестоко?)) Да и вообще я подумал, может в Финляндию её отправить? Устроим ей фиктивный брак( ну, заплатит, может быть, тысяч 10-15 от силы) . Очень приличная страна, под боком-если что, так граница рядом. А финны сейчас одни из лидеров в симфо-готик металле-будет что девушке живьём послушать. Да и с мусульманами проблем поменьше. И гостиницы у них весьма и весьма, надо сказать. Подберём Глинской что-нибудь очень приличное долларов за 200.) Соглашайтесь! |
| Янис, я не Алексей вовсе, с чего Вы взяли? Михаил я, чесслово! :) Остальные Ваши замечания и предложения обдумаю на досуге вместе с Леной Глинской... в портовом отеле (но не в мотеле, всё-таки). ;) А Ваше представление ("Это там где пьяные матросы,каравеллы, пиастры и проститутки...") несколько устарело (лет на 100, по меньшей мере). :) |
| Да вот только проснулся и почему-то решил, что в глубине души вы Алексей. Уж простите. Видно не выходит у мeня из головы Рыцарь круглого стола А.Шевчук. Как он там? Не замучали его ещё наши литопричники? Сходить что ли взглянуть? Про гостиницы спорить не буду-наверное, вам виднее, Михаил. Правда, в пятницу как раз обновлял свои впечатления 100 летней давности. |
| Не, в глубине души я тоже Михаил... даже в самой большой глубине. :) Из рыцарей Круглого стола мне как-то ближе король Артур и сэр Ланселот, чем А.Шевчук. Но надеюсь, что с последним всё-таки всё пока ОК, и опричники до него не добрались. |
| Так вас выпустили уже из Вытрезвителя? На свободу с чистой совестью? Как-то это формально не прозвучало. Близость к Рамзесу Михалычу-дело хорошее. Передайте поклон. А на роль Ланселота кандидатура здесь только одна. |
| Никаких ваших Рамзесов Михалычей не знаю и близости к ним не испытываю. Я вообще на этом сайте новичок и очень редко тут бываю, а постоянно обитаю на Стихи.ру. За сим - откланиваюсь. |
| Прощайте, Михаил. Время лететь на юг. |
| Янис (хотя, может, вы в глубине души - Вася...), сами-то, сами-то вы, как я погляжу, тоже беспредельщик... Клиента... то есть, как его, этого... больного... пьяного... запутали так, что ему в жизни не протрезветь... Какие Рамзесы Михалычи человеку со Стихиры?))))))) Едва не заставили его забыть собственное имя... И ваще, сразу видно, что вы детективами балуетесь. Напустили туману, шоп все помучились, какая-такая кандидатура на роль Ланселота... Я, коллеги, с вами радикально не согласная.)))))))))))))))) По поводу "Пещеры"в сравнении с Еленой Глинской и ея побегом. Как мосье Янис справедливо заметил, "язык хороший. Законы жанра соблюдены. Вполне читабельно. Не уступает какой-нибудь Донцовой, на котороую, как говорят, пишут литнегры." Вот это и была ключевая фраза в вашем обсуждении, как ни крутите.)) Исчезновение Елены Глинской, и впрямь, Донцовой не уступает, а в "Пещере" сделана заявка покруче и часть работы, тоже как ни крутите, выполнена получше. Предвижу, как сейчас сэр Кейсер взорвется и мысленно сделает мне втык, что часть не может считаться работой, шо там недостатков вагон, да и сама мысль о явлении призрака святого не так уж нова... Но есть несомненное достоинство в том, что сцена в пещере таки стоит перед глазами до сих пор, хотя читано давненько, сразу по появлении заявки в ЧВ, в то время как Елена Глинская с ее бюстом, живописуемым впоследствии г-ном Илзе, как-то уже потухла... Хороший текст, но... донцова, донцова... Но текст хороший! И поэтому любые претензии выглядят, как беспочвенные нападки известного по М&М критика Латунского, о чем я с самого начала и догадывалась... смутно... ))) А за то, что ссылку не оставила, прошу пардону, виновата... хотя это вышло в соответствии с законом жанра.)) Уже исправилась. |
| Да, я подлец, я негодяй, но в пещеру с вами не пойду! "Я, как Орфей за Эвридикой, Спущусь с тобой в страну теней. В пещере каменной и дикой Ты будешь мне экскурсовод." Что я там разгляжу в пещере-то? Давайте уж лучше в Ниццу сообразно лучшим русским писательским традициям. Согласен даже на Крым. В Коктебель к Волошину. Можно по весне в Гурзуф. Я буду птичкой, порхающей около вашей шляпки. Кто знает, может быть, мы удалимся под сень струй, сожжём, так сказать, мосты... А Латунский он тоже из ДОСААФА? Одна лавочка? Я человек неискушённый. Прозу на "Неогранке" пока не читаю. Ну Донцова не Донцова..Маринина, что, лучше что ли? Они, как мне кажется, сельди пряного посола из одной банки. За что попал в пещеру, простите, в вытрезвитель Латунский, то есть Радосаф, то есть Перелётный, который Михаил залётный? За женщину. Пещера здесь при чём? Проходит по тому же делу? Глинская перед тем как утечь за границу там отсиживалась? В Новом каком Свете? Ну, стоит у меня её бюст перед глазами, так это нормально. Образ нетухнущий и Вася не голый. Вот когда замещение произойдёт в сознании, тогда, значит, будет бюст другой какой-нибудь. "О, женщины, вам имя-вероломство!" |
| Янис, я не улетел пока - тем более, на юг, где мне делать нечего: я на Западе живу. Случайно вернулся (хоть это и плохая примета - возвращаться) и прочёл всё, что Вы тут, извините, нафлудили. Похохмить я тоже всегда горазд, но, для разнообразия, попробую ответить Вам серьёзно. Во-первых, я сам всегда горой за многообразие мнений - однако, на мой взгляд, любая критика должна быть аргументированной. И литературные работы, видимо, всё-таки надо судить по законам жанра и исходя из текста, а не из собственных фантазий и домыслов "по поводу" или "вокруг повода". Если бы Вы, помимо стёба, ставили перед собой и другие задачи, то сразу поняли бы сами, насколько нелеп Ваш упрёк в "потере темпа": автор и не ставил здесь целью динамичность повествования (динамики хватает как раз в первой части "Пещеры": выслеживания, погони, перестрелки, убийства...). Упор делался на показ событий глазами трёх разных персонажей, которые, отчасти, дополняют, а отчасти, опровергают друг друга, привнося каждый свою мотивацию действий. Во-вторых, если уж сказали "а", то надо бы сказать и "б". Это я о том, что мой рассказ якобы напоминает Донцову и даже Маринину (!!!). И чем же именно, позвольте Вас спросить? Тем, что в жанре детектива написан? Так жанр этот слишком многообразен (от Достоевского до Кристи и Стаута), чтобы только из-за него делать, фактически, вывод о моём подражании отупляющему чтиву. В-третьих, ни о чьих бюстах я в данном рассказе не писал, это, вероятно, Ваша эротическая фантазия сработала. :) В четвёртых, Ваши публичные нападки на свою коллегу не кажутся мне этичными (впрочем, может, в ЧВ какое-то своё отношение к эээ... врачебной этике, но до сих пор я этого, по счастью, не замечал и остаюсь самого высокого мнения об этом проекте). Я очень благодарен Ариадне, которая, мне кажется, уловила самую суть, когда, после прочтения моего рассказа, сделала вывод, что "Нет в мире ничего по-настоящему реального, истинного, единого для всех, и что вместо этого существует много чьих-то маленьких истин, одиноких внутренних миров, представляющих друг для друга неразрешимые загадки". Ну и за тёплые, ободряющие автора слова, конечно (доброе слово и Мишке приятно :) ). Я очень благодарен Солу, замечания которого весьма по делу и уже, большей частью, реализованы. Вам я тоже благодарен, Янис... за то, что всё-таки взяли на себя труд отредактировать своё обращение ко мне и заменили "Алексея" на "Михаила". :) |
| Не стоит меня благодарить- на моём месте так поступил бы каждый. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |