Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Информация и новости Поэтического турнира «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
К темам проекта
Автор:Карапетьян Рустам 
Тема:О некоторых ХИТростях судейства.Ответить
   "А судьи кто?" Чацкий
   
   В процессе любого конкурса, где судьи пытаются дать открыто обоснования своих решений, возникает множество вопросов по поводу судейства.
   
   1.Один из главных вопросов, конечно же, почему один и тот же момент может у одного судьи вызывать одобрение, а у другого - порицания. Где же хваленная объективность?
   
   С чисто философской точки зрения можно ответить, что, там где дело касается субъектов и их мнений, объективности не существует в принципе :) Однако жить и работать как-то надо, поэтому за долгие века исторически сложилась некая система судейства, гуляющая вокруг да около "объективного" результата. Один из способов хоть как-то объектизировать судейство - это система жюри, присяжных и т.д., смысл которой хорошо выражен в народной "пословице одна голова хорошо, а две лучше". Вряд ли можно сказать, что это идеальное лекарство, но, как говорил товарищ Черчилль: «Демократия — наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных». К этой же демократической системе можно отнести и практику прецедентов, когда при принятии решения мы принимаем во внимание (или руководствуемся) уже принятыми когда-то решениями по сходным вопросам. В принципе, это то же самое, просто, кроме действующих членов жюри подключаются мнения виртуально-историчес­ких­ личностей. И, вот, наконец, всем миром и с грехом пополам они и мы принимаем обычно не-единогласное решение, реализуя примат большинства над меньшинством. И не всегда это решение оказывается верным или справедливым. Но, согласитесь, что Истина и Справедливость - это два разных (хотя в чем-то и пересекающихся) понятия.
   
   А теперь, давайте вспомним притчу про слепых, ощупывающих слона. Один, взявшись за хобот, сравнил слона со змеей. Трогающий за ногу - "увидел" в слоне столб. Тот, кому попалось брюхо, назвал слона бочкой для воды. А схватившийся за хвост, обнаружил сходство слона с корабельным канатом. Смешно? Смешно. Нам, казалось бы - зрячим. Но в реальности ведь более менее слепы все. И смысл притчи можно не только в ограниченности слепых. Скажем так: они ограничены, не потому что слепы, они ограничены своим единственным мнением. А вот сложение мнений - дает более объективную картину, чем единичное.
   
   Похожая картина происходит и при литературном судействе. У каждого из судей есть свои, чаще всего подсознательные, критерии оценки произведений. У кого-то на первом месте - форма (с разной степенью строгости), у кого-то смысл, у кого-то звучание и т.д. В сумме мы получаем более-менее равновзвешенную оценку по всем параметрам. Конечно, возможно, собрать людей у которых критерии сходятся - вот тогда на первые места выйдут произведения по единым преобладающим критериям. Но, во-первых, тогда коллегиальность теряет смысл - оценку мог бы дать и один человек. Во-вторых, ситуация такого сочетания судей маловероятна. Она может быть задана исключительно узкими и жесткими конкурсными условиями по какому-то конкретному параметру (например, судим сонет, на конкретную тему, с такими-то рифмами и с таким-то количеством стоп). Это как в спорте - бег судить легко, параметр решения - жёсток. А вот с художественной гимнастикой уже посложнее. Вот поэтому судей туда и нагнали.
   
   Так что некоторый разброс, а то и полярность судейских мнений будет всегда в принципе, на этом и стоим.
   
   2. Кроме "объективности" демократического решения, мы еще имеем дело с объективностью судейства отдельным субъектом. Предполагается, что в границах взгляда одного человека судейство должно осуществляться беспристрастно, то есть, к примеру, он должен с одинаковой строгостью осуждать одни и те же ошибки у разных людей. Однако на практике зачастую легко убедиться, что это далеко не так. Причин тому может быть несколько. Ну простейшая - пристрастие судьи к отдельным гражданам - не требует особых комментариев. В рамках литературных конкурсов эта проблема обычно решается анонимностью конкурсантов. Но удивительное дело, в анонимных конкурсах судья все почему-то все равно продолжает оценивать не слишком-то и объективно. В чем дело? Может, на мыло его?
   
   Первое, что хотелось бы получить от судейской критики - это анализ произведения. Из каких частей состоит, как они взаимодействуют, почему они собраны так или иначе, ну и прочее, прочее, прочее. Анализ на уровне: нравится - не нравится - это для первоклашек. Но страшная тайна в том, что судья - тот же самый первоклашка. Произведение ему нравится или нет. Отличие судьи от первоклашки в том, что он пытается проанализировать свое мнение, обосновать и донести его до окружающих. В этом произведении плохо то-то и то-то, хорошо то-то и то-то, поэтому, несмотря на, и благодаря тому что и т.д.
   
   Тут роль играют под(полу,бес)сознате­льные­ приоритеты, которые судья полу-бес- или сознательно и вытаскивает на свет в своем анализе произведения. Но надо понимать, что проходя по всему ряду приоритетов, судит он все равно исходя из своего литературного вкуса, который не есть механическая сумма вышеназванных приоритетов, как и человек - это не сумма мяса и костей. "Сначала собака не любит кошку, а аргументы подыскивает потом" (Янина Ипохорская).
   
   Когда же осознанные приоритеты выдвигаются на первый план, то теоретически возможны казусы, когда по всем параметрам произведение отлично, но в целом - ноль. И супер-справедливый и пупер-сознательный судья может отдать ему предпочтение перед настоящим цельным произведением, проигрывающим по каким-то отдельно взятым параметрам.
   Такая ситуация напоминает следующий бородатый анекдот:
   
   «Пошил, значит, мужик себе костюмчик. Смотрит, а одна штанина короче, рукава какие-то вовсе перевернутые. Возвращается мужик в ателье, ругается. Ему отвечают:
   - Да вы не беспокойтесь, вы просто ногу одну подожмите чуть-чуть, руку
   приподнимите, да, вот так, и поверните немножко...
   Вот видите, как хорошо, каждый шовчик на своем месте.
   Идет этот мужик по улице, а все вокруг говорят:
   - Смотрите, смотрите, какой урод, а как костюмчик сидит!»

   
   К чему я все это? А к тому, что напрасно пытаться подлавливать судей на противоречиях. Судья исходит из своего литературного вкуса. И тут вы уж доверяете в этом вопросе судейскому корпусу (или отдельным судьям) или нет. Еще судья обосновывает свое мнение и тут конкурсант может или выцепить для себя что-то нужное и полезное, или нет. Возможно, даже поспорить с судьей по конкретным моментам, и даже переубедить его, по некоторым из них.
   
   Но нет, наверное, большого смысла сравнивать анализ вашего произведения и анализы произведений противников. Наглядная "объективность" в данном случае фиктивна, и более напоминает прокрустово ложе.
   
   В конце концов, нужно понимать что кроме грамотности, ритма, рифмы, образности и т.д. и т.п есть еще один из главных параметров судейства, который иногда может перевесить все остальные: "нравится" или "не нравится".
   
   И никуда от этого не деться, нравится вам это или нет.
   
   PS Все вышесказанное является лично моим мнение и может не совпадать с ничьим мнением.
   Руководство Хита за все это безобразие ответственности не несет.
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[28.07.2011 09:24:57]
   Опять кто-то обиды стал высказывать, раз Рустамка выступил с таким постом! Ну, на конкурсах это дело обычное. Особенно когда много новичков...
    А пост правильный! Двумя руками "ЗА"!!!
    Очень неблагодарная и хлопотная это работа - жюрить!
    Так что, братцы поэты и писатели, давайте без обид! Судей желательно оберегать, холить и (кормить) хвалить, тогда они добрыми будут...
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта