Я прошу – без обид, но выбрала те работы, которые, по моему мнению, являются миниатюрами. Заметив стилистические огрехи, решила обратиться за помощью к литературному редактору и привожу его комментарии. (Мои дилетантские комментарии заключены в скобки:) ___________________________________________ ____________________ «Для типичной миниатюры свойственен символизм, умение уловить в малом — большое, в случайном — неслучайное, в небольшой вещи — весь мир. Характерный и предельно простой пример приводит Дынник: надо постараться показать «солнце в малой капле воды». Итак, миниатюра НЕ ЕСТЬ короткий рассказ или новелла, а есть законченное литературное произведение небольшого размера, построенное на авторских образах и с фабулой в основе, не повествующее, а демонстрирующее, динамичное, пропорциональное, с доминантой в символическом аспекте действия при четко обозначенном смысле». (Ольга Грушевская) ___________________________________________ ____________________ Сол Кейсер Отрывок из приложения к роману "Всё, что мне надо" «Стихи Сергея Королева, чудом сохранившиеся у автора повести» Осенние цветы (О возрасте) Цветы нравятся всем. Особенно женщинам. Зимние цветы - в основном светлые. Весенние цветы нежны в своем ожидании лета. Летние – яркие, красочные и очень привлекательные. Осенние цветы имеют уже приглушенные краски, нет в них той весенней нежности или летнего буйства, но они впитали в себя все достоинства года. Очень устойчивы к непогоде и превратностям закатов. Они неярки. И если ты любишь яркие краски, когда подступит осень к порогу твоей землянки, купи яркие искусственные цветы, обрызгай их французскими духами, выйди на берег синего моря, проводи тоскливым взглядом навсегда уплывающий от тебя в осень белый пароход, глубоко вздохни, глядя на свои неживые цветочки, и тихо упивайся собой на закате, сидя у разбитого корыта. До самой смерти. Лит.ред: Форме соответствует. Есть настроение и наблюдения автора. Озадачивает «Зимние цветы»(?). Видимо, «цвета»? Стилистически небезупречно: «если ты любишь.., когда подступит», «глядя на свои(?) неживые цветочки». Утверждение о том, что осенние цветы «устойчивы» опровергается советом купить искусственные цветы. Уместны ли в миниатюре ирония и сарказм «упивайся собой.., сидя у разбитого корыта»? (В миниатюре заложена глубокая смысловая нагрузка. Заключительный аккорд звучит мрачновато, но убедительно). А. Невишневский Тема: Осень (миниатюра). Утро на Покров выдалось морозным, а на следующий день наступило бабье лето: короткое, продолжительностью около недели с небольшим. Дни упоительной осенней теплыни пролетели незаметно, а впереди ещё зима. И какой ты будешь? Хотелось бы, чтобы и морозной, и ясной, и с бабьим летом. Литред: Есть несколько несогласований по смыслу. Бабье лето только наступило, но автор уже точно знает его продолжительность, «впереди еще зима. И какой ты будешь?» - адресует вопрос к зиме «с бабьим летом(?)». (Кратко, образно, легко читаемо). Надежда Николаевна Сергеева «ОДИНОЧЕСТВО» Старик приходил в этот парк каждый год в начале бабьего лета, когда еще только начинался листопад. Золото под ногами, золото над головой, и тишина, изредка нарушаемая шорохом листвы, потревоженной ( этим) редким прохожим. Он садился на скамейку возле небольшого пруда и, глядя на зеркало воды с отраженными в нем облаками, погружался в воспоминания. Они встретились в этом парке в начале осени. Высокие тополя и развесистые клены были свидетелями его последней, поздней любви. - Ты моя фея, - шептал он под шелест опавшей листвы. Но фея была слишком молода и ветрена, и вскоре улетела за новыми впечатлениями, оставив ему в памяти несколько счастливых дней и грусть на сердце. Как безвозвратно тают дни, так и любовь не возвращается к тем, кого покинула. Старый тополь сыпал и сыпал листьями на аллею, словно плакал, сочувствуя одинокому старику на парковой скамейке. (Эта работа уже рассматривалась Ольгой Грушевской. Гармоничная, проникновенная, лиричная миниатюра). Литред: Хотелось бы смягчить характеристику влюбленного персонажа - «одинокий старик», чтобы избежать нюанса «клубнички». Мила Пельцева(Лукия) ПРЕКРАСНА ТЫ, ОСЕННЯЯ ПОРА! Тёплая осень пришла тихо, незаметно. Деревья сменили свой зелёный наряд на оттенки желтого и красного цвета. На голубом небе появилась лёгкая дымка. Стоял запах осени, особенный, с лёгкой прохладой воздуха, журавлиными криками, уборочной страдой на пшеничных, безскрайних полях. Земля, как красна девица готовится ко сну, снимая с себя лишние одежды. Листья, срываясь с деревьев, словно птицы, порхают в воздухе, застревают на ветках мелких кустарников, ложаться на землю. Лес становился сказочно красивым. По лесной тропинке двигался силуэт человека в чёрном пальто, и чёрной широкополой шляпе. Поверх пальто свисал длинный шарф. Человек слегка сутулился, казалось одно плечо было ниже другого. Вот он остановился , выпрямился , посмотрел вверх и протягивая руку пытался поймать падающий лист перед его лицом. Оглядевшись вокруг, человек снял с плеча мольберт и поставил на землю, затем сняв шляпу низко поклонился. Это выглядело странно, но благородно. Человек одухотворённый красками природы воскликнул: Прекрасна ты, осенняя пора! Литред: Неверно по стилистике: «сменили зеленый наряд… на оттенки», «стоял запах осени.., с журавлиными криками, уборочной страдой», «листья.., словно птицы,.. застревают на ветках», «двигался силуэт». Мила была близка к сюжетной находке. Если бы ее герой оказался поэтом и воскликнул: «Осенняя пора, очей очарованье!» (Красочная, живописная осень. Немного доработать и получится хорошая миниатюра). Евгений Петропавловский КРЫСИНАЯ ОСЕНЬ Когда пожелтели страницы никем не прочитанной книги, наступила последняя осень в её жизни. Книга хотела принести хоть немного пользы миру, породившему её, поэтому она умерла, рассыпав бесплотные тени печатных знаков, и вскормила больших жирных крыс. Крысы были очень довольны. Они шевелили усами, приговаривая: - Какая хорошая книга! - Какая вкусная книга! - Да-а-а… Осень - время сбора урожая! Однако не стоит винить их в чём-либо, ведь крысы позволили книге исполнить своё предназначение - пусть оно и оказалось столь неожиданным. Всякая сущность воплощается именно так, как ей надлежит, и нет под небесами ничего бесполезного. Литред: К теме «Осень» текст притянут за… усы. Это не лирика, а, скорее, намек на памфлет, сатиру. (Стильно, динамично. Финал располагает к размышлению..) Александр Светлов Не можешь встать? Просто у тебя не хватает мотивации. Кукла-неваляшка. Под языком уже образовалась маленькая ранка. Теперь уже через кровь.., да… уже прямо через кровь, всасывается это позднее утро и две ленивые покосившиеся тени. Они уже настолько старые, что прилипли к косякам, подпирающих дверь, выводящую из этого дома. Прилипли. Им нет теперь необходимости рисовать силуэты полуразмытых предметов, что пропитались влагой дымной седины надёрганной из недвижного брюха нависшей навсегда длинной тучи. Она обречёна быть тягучей приманкой для нашей тоски, запаха скукожившихся листьев и вечернего фонаря в тумане. Там ещё есть шаги, и круги, разбегающиеся по лужам. Круги? Плачет осень над своей неразделённой судьбой. Или я над своим неразделённым одиночеством. Или ты над… Не плачь, Осень. Со мной тоже никто не хочет пить яд этой сумасшедшей красоты. Эту ветхую старину неправедных сомнений. Даже старики ищут глумливого звона весенних обещаний. А у тебя лишь обречённая правда взгляда назад, узкая тропинка и сырой холод, который и мне напоминает… Тихо, как в шерстяных носках по дощатому полу. Даже дрожание в Аппассионате клавиш лишь подчёркивает тишину. В рамке фотография под липким от пыли стеклом. Там можно увидеть любое лицо. И в любой чашке может остаться этот рябиновый чай, вкус которого все забыли, но каждую осень лишь он помогает им выжить. Запоздалое утро прислонилось к стеклу. Посмотрело на меня с укором, и превратилось в день. Но я и в него не верю, ведь он тоже там – за окном. Какое здесь до этого дело? А здесь увитые одиночеством стены, пара грязных башмаков и подпёртый тенями проём. Открытый проём двери в моё одиночество. И кусочек прелой осени под языком. Литред: Флер романтизма приветствуется. Но он не отменяет правил литературного языка. Заголовок «Под языком» озадачивает, что за ранка под ним и что «впитывает» - неясно. «Всасываются» утро и покосившиеся тени – нелепо. Смысловая загадка: «Им нет теперь необходимости рисовать силуэты полуразмытых предметов, что пропитались влагой дымной седины надёрганной из недвижного брюха нависшей навсегда длинной тучи». И т.п. Очень «сыро», а заявка сделана, есть, над чем работать. (Есть интересные образы и сравнения. Необычная работа.) Елена Николаева Не лгите, господа, не лгите Все врут. Все. Дети. Поэты. Писатели. Этих ещё в школе научили врать про осень. Багряная пора. Очей, видите ли, очарованье. Тьфу! Осень – излюбленная тема для вранья миллионов трудящихся и бездельников. Так же беззастенчиво врут про шампанское. – Что вы будете, милочка? Брют или полусладкое? – Ах, ах, божежтымой, конечно – брют, я без него дня не могу прожить, ах, ах... Тьфу! Кислятина. Но – надо. Брют – удел интеллигента. Назвался им – умри по полусладкому, но выбирай брют. А эта ваша осень? Какой, скажите мне, идиот может любить пронизывающий ветер, ледяной дождь, грязищу под ногами, холодище в доме, заляпанную машину, серое небо, голые деревья и мерзкое, отвратительное настроение. Как этим можно восхищаться? Не лгите хотя бы себе, господа. Не любите вы осень. Не осень вы любите. А – бабье лето! Вот оно – да, оно очей ваших очарованье, буйство красок, подсвеченных уходящим солнышком. Вот оно и есть тот жизнеутверждающий глоток воздуха, которым перед смертью не надышишься. Литред: Это юмореска или памфлет на тему «Осень». (Динамично, эмоционально, чётко. Прямолинейность так и брызжет:) Татьяна Судоргина (VESTA) Не люблю, когда у меня без разрешения забирают самое любимое. И того, кто забирает, тоже не люблю! Что же поделаешь, такая уж я жадина! Любимым я считаю СВЕТ и ТЕПЛО. Осень забирает их у меня, открывая дверь ХОЛОДУ и ТЬМЕ. Так же получается с моим любимым зелёным цветом, который меня так успокаивает. Осень раскрашивает в разные цвета листья деревьев, а потом они ей надоедают. Она, плача дождливыми слезами, бросает листья на землю и забывает о них. Так за что же мне любить Осень? Нет. Я её не люблю! Литред: безапелляционное «Нет. Я ее не люблю!» - не в стиле миниатюры. Интереснее было бы: Так за что же мне любить Осень? Наверное, за грусть о тепле и свете… Печатать слова прописными буквами – ошибка в орфографии. (А в песне поётся:"У природы нет плохой погоды". Оригинальный взгляд на осень) Наталья Майданик -Здравствуй! Я тебя помню. Ты – Осень, и у тебя есть друг листопад.Ты опять пришла! А я уже стал взрослый, теперь меня зовут Дональд. Я бы сыграл с твоим другом, как тогда, но листья почему-то не кружатся, а спокойно лежат, как коврик в прихожей. Зато, лапам мягко и приятно, а ещё – запах… детства. Ты помнишь, меня тогда звали просто Доник? Я играл листьями, которые летали вокруг, падали мне на голову, прилипали к носу. Красивые и разные: растопыренные, круглые, мятые, хрустящие. А я бил лапой, бил, промахивался и громко лаял (тогда мне это разрешалось). -Дональд! Домой! Что стоишь, как вкопанный? -Я очень рад, Осень, что снова встретил тебя. -Опять собрал всю грязь! Лапы мыть нужно. Подожди, я сейчас. Дональд посмотрел под ноги и увидел прилипший листочек, который обнимал его грязную лапу нежными золотыми пальчиками, как будто не хотел расставаться. Дональд бережно стряхнул листочек в уголок за шкафом. -Ты жди, Осень. Доник каждый день будет заглядывать к тебе и нюхать...детство. Литред: Миниатюра выигрывает оттого, что ее герой – песик. Нужны маленькие уточнения: почему листопад лежит «как коврик в прихожей» и «придя домой.., стряхнул листочек в уголок». (Интересные изложение, идущее от лица собаки. Финал впечатляет:) Мария Сидлер Сказки осеннего парка. Осенний парк таит молчаливую печаль и тихо шепчет сказки… Безмолвно тоскует по солнцу, по гомону птиц, по беготне детей… Тоскует вместе с облезлыми воробьями, молчаливыми голубями, бездомными собаками… Тоскуют и черные скелеты деревьев - в мольбе протянули к угрюмому небу свои ветви… О чем они молят? Быть может о лете? О красивых зеленых одеждах? О нескольких теплых мгновениях, перед долгим холодным забвением? Тоскует парковая горбатая скамейка… Сиротливо притулилась, бедная, возле застывшего фонтана, полного гнили… Тоскует облупленная фонтанная дива - нищенкой бездомною стоит под ледяными струями дождя... А омут осеннего пруда непостижимо притягивает редких прохожих… Манит черной водой... Околдовывает стальной гладью… Страшно заглянуть в его мертвое око, страшно дотронутся до обжигающе холодной воды… Лишь деловитым уткам все нипочем - собираются в дальнюю дорогу, окаянные. Под шум ветра одинокий парк готов бесконечно шуршать осенние сказки… О том, как короток день – угасает, не успев осветить прозрачные аллеи… О том, как птицы улетели - бросили свое пристанище… О том, как люди спешат мимо – какое им дело до молчаливой печали осеннего парка… Литред: поправил бы «фонтана, полного гнили», больше работы не нашел. (Замечательно переданы все краски осеннего парка) Лариса Коротенко Ее осень Вот она и пришла – осень ее жизни. На свежеопавшие листья, асфальт, крыши домов, небольшой парк, будто нехотя, падали холодные капли дождя. Изредка слышался гул далеких электричек, сиротливые вскрики не успевших спрятаться птиц. Она шла знакомой дорогой, физически ощущая себя неотъемлемой частью посеревшего и унылого мира. Дрожащая среди непогоды березка – это она, Катерина, в бушующем море жизненных бурь. Вон тот кружащий багряный лист будто шепчет: « Годы твои уходят за горизонт. Много ли дней у тебя впереди?» Женщина вздрогнула и инстиктивно прикрыла глаза рукой. Нет-нет, нельзя поддаваться унынию. Справа от дороги, назло ветру и дождю, стойко удерживали равновесие три дуба. Они еще не сбросили свой осенний наряд, и листья радостно поблескивали под струйками небесной влаги. Сама природа мудро давала понять бессмысленность печальных дум. Осень – еще не зима, и в ней столько всего неизведанного! Глубоко вдохнув промытый дождем воздух, она улыбнулась. И тотчас душа, радостно откликнувшись, вновь устремилась ввысь. Литред: «осень ее жизни» читается, как время года, нужно сделать акцент на осень жизни Катерины. Двусмысленно: душа вновь устремилась ввысь. Эти небольшие поправки делают миниатюру законченной. (Жизнеутверждающая миниатюра) Олег Францен (Fenix XXI) Дедуля (Польза общественного транспорта) В парке много солнца. Потому что листьев у деревьев осталось на золотистую ауру. Опавшие крутятся на земле рыжими собачками. У меня были такие, одна за другой. Третью не стал заводить, боясь ещё одной утраты. - Дедуля! - юная красотка общается с грузным дедом и поддерживает его, при этом приятно улыбаясь мне. И я весь улыбнулся ей. - Дедуля, – говорит она... мне, и это ошеломляет, потому что впервые, – не видели там, откуда идёте, свободной скамеечки? Не только видел, но и присаживался с той, что была в шестнадцать, а потом с той, что была в шестьдесят. Отвечаю пигалице без подробностей, и она удаляется, вися на Терминаторе. Правильно отсюда двинули, тут мрачно, не хочется ходить. Вываливаюсь из парка, ноги что-то тяжёлые. Хорошо, автобус подкатил, полезная штука. Но внутри много молодых - тоже как назовут так, да уступят место... Обошлось! Наверное, той просто показалось. Путь до дома опять солнечный. И дома светло. И когда засыпаю. В золотистой ауре ко мне подсаживаются любимые. Рядом крутятся мои собачки. И все обращаются как надо. Литред: по содержанию и сюжету неплохо. Но по стилю – небрежно: «опавшие крутятся», «У меня были такие, одна за другой», «я весь улыбнулся», «была в шестнадцать, была в шестьдесят» - читается, что сегодня присаживался, повисло «И когда засыпаю». (Образная и цельная миниатюра. Есть напряжение, развязка) Сироткина Наталья Цыганка-осень С детства ранняя осень представлялась мне красавицей- цыганкой; юбка искусно расшита астрами и хризантемами, шаль - желтыми и пурпурными кленовыми листьями, на руках – браслеты из алых ягод шиповника, на груди – рябиновые бусы, а вместо сережек – иссиня-черные кисточки черемухи …Подходит красавица к рябине, снимает с себя бусы, и тут же на дереве вспыхивают оранжевые огоньки сердолика. Затем останавливается возле куста шиповника, примеряя на него свои браслеты, и тот вдруг покрывается ярко красной россыпью корундов. Не остаются без внимания и тонкие черемуховые деревца – им достаются в подарок скромные агатовые сережки... Идет цыганка по дороге, напевая песню, а легкий ветерок срывает с ее платья белоснежные, желтые, лиловые цветы и золотистые листья клена, и украшает ими землю. Светлой грустью уходящего лета и тихой радостью торжествующей осени окрашен мотив той необыкновенно красивой цыганской песни. В нем – и звенящая синева сентябрьского неба, и гулкий стук падающих на асфальт каштанов, и прощальный крик улетающих птиц, и хрустальный звон осенней утренней росы… (Очень понравился яркий колорит пейзажной зарисовки) Итоги таковы: 1 место - Мария Сидлер, 2 место- Лариса Коротенко, 3 место - Наталья Майданик. |