«Сказка – это волшебный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказанье» (В. И. Даль) «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин) Посмотрим, как наши авторы – сказочники сумели создать в определённом жанре этот поэтический вымысел, этот плод своего воображения. 1.ПРИНЦЕССА И ДРАКОН - Очень понравился мне стих. Душевный, трогательный сюжет. Талантливо и красиво написано. - Размер, и рифма выдержаны. Но - это стих о любви. Сказочное в нём только то, что герои олицетворены в Принцессу и Дракона. Сказка – это тоже плод воображения сказочника, но должен иметь морфологическую структуру с действующими персонажами и иметь определённый жанр. Волшебной эту сказку не назовёшь. Здесь только мысленное, обращение к любимому: -Мы из разных племён и веков, Мы чужие - до дрожи - с тобой… Мы только догадываемся, что он – Дракон. 2. УРОКИ МАТУШКИ ЗМЕИ. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ СКАЗКА О ЖИЗНИ И.... - Тема стиха автором придумана не плохо. Наверно о том, что сказка нравоучительная, можно было бы в название стиха и не выносить. Уж такая мудрая Матушка Змея… Видимо, автор хотел создать сказку о животных (здесь рептилиях), в настоящее время представляемых главным образом для детей. Ведь ребёнку проще объяснить, что есть хорошо, а чего делать нельзя. Со временем, сказки о животных стали терять свой мифологический и магический характер, и приблизились к нравоучительным басням ( к прим. басни Крылова). Но, в сказках, поучения выражены действиями героев, намёками и заканчиваются добром. Здесь же стих заканчивается явно моралью, да ещё с, непонятной для детей ФОРМОЙ обучения. - Есть сбои в ритмике и размерности стиха. Не чувствуется мелодии стиха. Пыталась стих я им-при-н-ти…, тьфу ты(!), запечатлеть И что-то сказочное в басне этой разглядеть. Отмечу то, что в мудрых, Матушки, отметила словах: «Не пресмыкайся! Твёрдо стой на собственных ногах» 3. ЗИМНЯЯ СКАЗКА - Это стихотворение можно было бы отнести к жанру волшебной сказки. Хорошее начало: дворец изо льда…, есть и Королева Снежная, и Метелица, и Мороз… Но, увы, нет их действия. Это лирическое размышление автора о том, что - Вслед за зимою снежною Опять весна придёт… Наверно, поэтому и Снежная Королева упоминается трижды, т.к. автор повествует о ней. Хотя, для волшебной сказки и свойственны многочисленные повторы, но должны быть и затейливые присказки, и магические действия. - Есть сбои в рифме. Почему-то автор решил, что надо было рифмовать только первые 8 строчек. Далее, как бы намеренно, строки рифмуются через одну… И сразу же стих теряет качество. - Думается мне, что этот стих был написан ранее и поспешно выставлен на конкурс. А жаль, ведь было же время… Можно было сделать из стиха СКАЗКУ! 4 КОЗЯКА – РАЗМОЗЯКА - Забавный детский стишок. И поучительным-то его назвать нельзя, ведь каждый ребёнок поймёт, что бородатый дядька совсем не страшный -Там тебя он защекочет, Там тебя он поругает… А Козяка-Размозяка - У детей все забирает: И игрушки и конфеты. Больше всех ее боятся Избалованные дети. И какой же ребёнок чувствует себя избалованным? Да он сам эту Козяку размозякает… - Стих написан хорошим слогом и без претензий к автору. Вторая рифмованная строка является продолжением первой. - К какому же жанру его отнести? Наверно всё же к сатирической сказке. По композиции он близок к юмору. В нём есть и озорство, и поэтический вымысел. «Потому, что Бормолей, любит маленьких детей» (К.Чуковский) 5. ШЛА СНЕГУРОЧКА НА ЁЛКУ. - Хороший сюжет детской новогодней сказки… - Есть сбои в размерах строк. Можно было бы их не учитывать, как в сказочном исполнении, но они "подставляют ножку" при прочтении стиха. - В маленькой спала избушке, Что стоит на курьих ножках... - И Снегурка песней звонкой Разбудила ту старушку. - Шла она дорожкой звёздной, Надо было ей спешить. Повторение ОНА и ЕЙ. - Нужно бы разделить строки прямой речи от строк авторского отступления, тогда стих будет легче читаться: Тут Ворона прокричала: - Я могу вам показать, Где Снегурочку встречала Пол часа тому назад. У тропинки на опушке Вихри снежные кружат... - Слабая рифма: звёздный - новогодний, звонкий – злобный, дети – конфеты, показать – назад и т. д. - Получится отличная волшебная сказка, если хорошо поработать над стихом. 6. ТРИ РЫБОЛОВА - Что поделать с мужиками, Хобби их – быть рыбаками... Может рыбка золотая Попадется… Помечтаем  Автор воздухом подышит, Сказочку, глядишь, напишет. Ждём. Пока сказки нет. 7. ЁЖИК-ПОРТНЯЖКА. Легко читается этот напевный стишок. Написан легко, грамотно, современно, практически без глагольных рифм. Не из Израиля ль Ёж-портняжка? Там, помнится мне, тоже жил трудяжка. Он шил стежками, напевая много лет, И тайно смахивал слезинки на жилет. - К какому же сказочному жанру отнести стих? В сказке о животных (как и в любой другой) обязательно должен быть диалог. Здесь его нет. Сказочное только то, что шил ёжик. Это красивый напевный стих для детей. 8. ГРУСТНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Безусловно, стих написан грамотно. Трогательный, со словесным орнаментом, сюжет. Есть здесь персонажи волшебной сказки: Луна, Гном, Лунный Воевода. - По рифме претензий нет. Что касается размера, то инверсия слов и даже строк теперь модное явление. Размер строки выдержан, пусть по желанию автора и вытянут в строку прозы. Это волшебная «…Сказка для взрослых», в которой есть и присказка, и концовка. 9. В СТРАНЕ "АБСУРДА И КОМЕДИЙ" (сказка для взрослых) Экстравагантный, если можно так сказать, стих. Автор эрудирован в знании детских сказок и умело создаёт абсурдную смесь с негативами современности. - К размеру и рифме претензий нет. - Стих насыщен сказочными образами, но действия их нет. - Во вступительной части произв-я не понятно, от «какого лица» оно написано. Далее, есть Алиса, но, видимо, её роль в том, чтобы выслушать сленговую речь «Смесь business lady с poetess» (кайф, мэн, пирсинг, ипотечная трясина и т. п.). - Не прекращая кайф - процесс, Игривый взгляд бросая в небо, Как - будто там узрела Феба, Вещала business – poetess : - Нет целостного художественного мира волшебной сказки. - Сказка должна оставаться в памяти и иметь мораль. Этого я не прочувствовала, хоть и перечитала несколько раз – очень хотелось вникнуть в сказочный процесс, соответственно названию стиха. Увы! - «Абсурд» есть, а «Комедии» я не увидела. 10. ВСТРЕЧА В СКАЗОЧНО ГОРОДЕ С ДУРАКОМ-УМНИКОМ. Сюжет мне понравился. Автор, применяя «простонародную речь» ( «дык», «кумекаю», «на ём», «подсобить»…), придаёт произв-ю сказочный колорит. Прослеживается интерес к поэзии А.С. Пушкина, Л.Филатова и вообще к народному фольклору. - Рифме – бой?! (везде – на столе, волшебство – оно, ушла – красота, заскребла – голова и т.д.) Отсутствие рифмы разочаровывает. - Есть сбои в размере, но, учитывая сказочный сюжет, придираться не буду. Однако, автору надо обязательно над этим работать. - Запнулась за некоторые обороты: «Был дураком, а здесь умником стал - Сказочный город его поменял» - Кого и иа кого поменял? «Помочь воздать в ихнем новом горЮ». - Здесь, наверно, и словарь Даля не поможет. «Пару секунд - и бычком захрапел...» - Захрапел, как бычок бы, так бычок и не храпит… - Стихотворение, по жанру, больше подходит для басни. Но можно отнести и к сатирической сказке. Оно, действительно, улыбнуло… Очень жаль, что много огрехов, в т.ч. и со знаками препинания. |