Литературный календарь | "Александр Вертинский – очень многогранная личность: и актёр, и автор-исполнитель своих песен, и эстрадный шансонье, и поющий поэт – родоначальник авторской песни в нашей стране." http://moikompas.ru/compas/vertinsky_aleksander Там же можно найти биографию. "Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был также особенный стиль Вертинского, сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти, ведь Пьеро – буффон французского варианта комедии дель арте. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве. Зритель шел «на маску», и ее стремились использовать самые разные деятели искусства: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве. На выбор сценической маски Вертинского оказала влияние поэзия Блока, которой Вертинский очень увлекался, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл стихов «Маски». Хотя сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. Впечатление дополняли умело созданные декорации и «лунный» свет. Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменяла маска-домино, белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние, единственным белым пятном на котором выделялся шейный платок. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира." Е.Р.Секачева. Фрагмент статьи из энциклопедии Кирилла и Мефодия. ТО, ЧТО Я ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой, Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой! Осторожные зрители молча кутались в шубы, И какая-то женщина с искаженным лицом Целовала покойника в посиневшие губы И швырнула в священника обручальным кольцом. Закидали их елками, замесили их грязью И пошли по домам — под шумок толковать, Что пора положить бы уж конец безобразью, Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать. И никто не додумался просто стать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги — это только ступени В бесконечные пропасти — к недоступной Весне! 1917, октябрь, Москва А. Вертинский |
| ..................Nuit De Noel............................. ...................... Я опять опускаю письмо и тихонько целую страницы И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их тягостный хмель И тогда мне так ясно видны эти тонкие черные птицы Что летят из флакона на юг, из флакона "Nuit de Noel" Скоро будет весна. И Венеции юные срипки Распоют Вашу грусть, растанцуют тоску и печаль И тогда станут слаще грехи и светлей голубые ошибки Не жалейте весной поцелуев когда расцветает миндаль Обо мне не грустите, мой друг. Я озябшая старая птица. Мой хозяин - жестокий шарманщик - меня заставляет плясать Вынимая билетики счастья, я гляжу в несчастливые лица И под гнусные звуки шарманки мне мучительно хочется спать Я опять опускаю письмо и тихонько целую страницы Не сердитесь за грустный конец и за слез моих тягостный хмель Это все Ваши злые духи. Это черные мысли как птицы Что летят из флакона на юг, из флакона "Nuit de Noel" Великий, светлый, грустный поэт и "художник печали".... Спасибо за напоминание о нем! Денис. |
| Я слышу, как на моей старой пластинке он поет: Только так беспосчадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой... И резко: И швырнула в священнка обручальным кольцом! Великий Пьеро. |
| Спасибо, Дорогие Мои!!! Правда, я умудрилась омолодить Вертинского на десять лет... Всегда путала даты по старому и новому стилю. Пока пыталась разобраться, запуталась окончательно. Ну, с датами у меня всегда плохо. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |