Мастер-класс | Ольга, спасибо большое за подробный анализ моего творения! :) Особенно ценны для меня замечания, как всегда, помещенные в самый конец... Поэтому с конца и начала! :) многие из упомянутых "огрехов" были у меня в голове во время работы над текстом, но... спешка! Ох, уж эта спешка!!!! Спасибо за добрые слова и абсолютно верное понимание смысла притчи. С уважением, Ирина |
| Друзья! Не забывайте, что к полуночи 2 февраля мы ждем от вас итоговых списков. ЗДЕСЬ: http://www.litkonkurs.ru/index.php?pc=forum&m=3&vid=197266&project=347 Без вашего участия нам итогов не подвести, и финала не получится. Выглядеть это должно так, как сделала Мария Сидлер. Ждем с нетерпением. С уважением, Заводилы. |
| 14. Автор: Лев Ланский ЭССЕ О РАЗНЫХ РЕКАХ http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=196628 Эссе начинается странными короткими предложениями: …"Это и значит войти в реку. Всерьёз и надолго. А что за река, в которую Вы вошли."- После прочтения этих строчек возникает много вопросов. Почему, для кого и так ли уж обязательно это «значит войти в реку». К чему относится и почему выделено в отдельное предложение – « Всерьёз и надолго»? В результате такого написания - не ясно, что всерьёз и не ясно, что надолго, а если это относится к предыдущему тексту, то почему стоит точка, вместо запятой? Сюжет рассказа наполняется запевом множества речек, которые как бы сошлись в судьбе очаровательной Елены, не замутив её реки. Молодая симпатичная, волевая девушка приезжает в Москву, преследуя свои цели. В девятнадцать лет встретила реку Дон; через год река обмелела, расстались, и вошла в новую реку – Днепр. Днепр оставил ребёночка и через год - 10 лет жизни с Дунаем: « Дунай тоже унёс свои воды и тоже в Чёрное море. А сынишке уже 12 лет» " Да, конечно, если бы мне встретилась река серьёзная и полноводная!" Вы имеете в виду великие сибирские реки?" Смеётся в ответ! " Да, точно, Вы угадали! Тобол, Иртыш, нет, Енисей! Вот это по-настоящему великая река!" "Да я сама и есть - Лена!" " Вас зовут Лена, а по характеру Вы тоже Лена?" "Конечно!" " Тогда мне всё понятно! В Ваших жилах текут воды Ангары! Весь Байкал принадлежит Вам! Позвольте и мне преклонить перед Вами колени!" – возможно лирический герой был двоечником по географии и не знает, что Ангара не впадает в Лену, как и реку Лену ничего не связывает с Байкалом, кроме того разве, что Лена берёт начало с западных предгорий Байкала и огибает его, делая огромный зигзаг. « Берите пример у сильных духом! Входите в реку!» «Одной и той же вода никогда не будет!» Но, ведь, в одну реку нельзя входить дважды, а не в одну и ту же воду. Несколько другой смысл выплывает, а это – не в русле темы. С уважением, Николай |
| Мария Сидлер Бурная река 1. Тема. Все повествование сконцентрировано вокруг сомнения героя: прыгать в реку или не прыгать? А это, на мой взгляд, тематику конкурса не раскрывает. Понятно, что герой мечется именно перед возможностью повторно оказаться в Бурной реке, которая есть любовь. Но… 5 баллов 2. Идея. Есть идея, присутствует. Что может ждать нас в новой реке, новой любви? И стоит ли вообще узнавать на своей шкуре то, что может нас там ждать? Извечные метания, обжегшейся раз души… 8 баллов 3. Сюжет. Мне понравилось, как эссе выстроено композиционно. Несколько смутила затянутость рассуждений и метаний. Глаз замылился. 9 баллов 4. Слог. Хорош. Несколько моментов смутили, я их в рецензии описала. 8 баллов 5. Послевкусие. Да, осталось. Но быстро растворилось в некоей вторичности идеи и водопаде из аллегорий, аналогий. 7 баллов. Получается 7,4 балла. Ирина Фаер Варух и время 1. Тема. Раскрыта на 100%. Река – время. Второй раз в ту же реку не войдешь, второй раз в том же самом времени не побываешь. 10 баллов 2. Идея. Очень вкусно подана притчей. Все это нам давно известно, но не лишний раз задуматься: помни! Второй раз в том же времени ты оказаться не сможешь. Цени настоящее. 10 баллов 3. Сюжет. Тут у меня есть претензии. Некоторые провалы, несоответствия. Все подробно описала в рецензии. 7 баллов 4. Слог. От и до соответствует выбранному жанру. Красиво рассказано, плавно, напевно. Смутила «помощь скорая», осовременившая текст. 9 баллов 5. Послевкусие. Оставило и еще какое! Наверное, я давно не читала произведений, выполненных в данном жанре. Ну понравилось и все тут! Чего еще говорить… 10 баллов! Получается 9,2 балла. Марина Черномаз Еще один шанс 1. Тема. Есть сомнения. Герой-то, собственно, еще и никуда не входил, чтобы можно было рассуждать о том, стоит ли делать это повторно. Мне так прочиталось. С другой стороны, чувства-то когда вспыхнули! И тлели, разгораясь от неожиданных встреч. Если рассматривать чувства главного героя, как реку… 5 баллов 2. Идея. Ух ты, интересная! Носишь в себе, носишь тлеющие чувства. И вдруг неожиданная встреча. И надо все-все сказать. А еще понравилось, как после прошедшей встречи герои поменяли свою жизнь, загодя, вольно или невольно, готовясь к соединению судеб, о которое намекает автор. Героиня развелась, герой затеял бизнес. Правильно. Обратила бы она на него, несостоятельного, неухоженного свое внимание? 10 баллов 3. Сюжет. К нему претензий нема. 10 баллов 4. Слог. Ну чего там говорить? Все на уровне. Снижаю один балл за резанувший оборот: «выплеснула улыбку». Образ в голове не сложился. 9 баллов 5. Послевкусие. Осталось. Самое благоприятное, чуть-чуть омраченное нераскрытием для меня темы. 9 баллов Получается 8,6 баллов Лев Ланский Эссе о разных реках. 1. Тема. Раскрыта. Брак – река. Ступай смело, ибо вода, наполняющая брак каждый раз разная. Мы можем думать, что вступая в новый брак, мы окунаемся в ту же реку. Ан нет, река-то каждый раз другая, хоть и называется одинаково – брак. Несколько смутили аналогии с реальными реками. Получается, что брак – это, может все-таки, и разные реки, а не одна и та же… 9 баллов 2. Идея. Понятная и доступная, даже какая-то... немного неинтересная. Но жизнеутверждающая. 7 баллов 3. Сюжет. Композиционно понравился. С нескольких позиций рассматривается тема конкурса. До тех пор, пока проводились аналогии рек с браками, все было ровно. Когда же начались аналогии рек с автором и героиней рассказа, споткнулась. На мой взгляд, указанные аналогии были излишними. 8 баллов 4. Слог. Очень ровный. 10 баллов 5. Послевкусие. Я оптимизмом зарядилась. Спасибо. Лишний раз напомнила себе о том, что не стоит жить с оглядкой на прошлое. 9 баллов Получается 8,6 балла Антрацитовый омут Пусти меня 1. Тема. Раскрытие темы выглядит несколько утрировано. Взбалмошная Катя возвращается к главному герою. Хе-хе, а река-то уже не та, что была прежде. Алена в ней плавает рядом с главным героем. Катя убеждается, что вернулась совсем в другую реку, та, что была, утекла. Констатирует, что нельзя войти в ту же реку дважды и… прочь из реки. Тема наличествует. 9 баллов 2. Идея. Мне все показалось понятным. Возврат к прошедшим отношениям очень даже возможен, только наполнение у отношений будет другое. Дело героев: захотят ли они барахтаться в этой новой воде со старыми берегами. Катя не захотела. Герой не понял, почему. Мне не хватило свежести. 6 баллов 3. Сюжет. Все логично. Понравилась увязка со сном. Не понравился момент с разбросанной одеждой. Герой был в ванной. Было бы логичней, если бы этот факт был констатирован по выходу героя из ванной. Не понравилась некая схематичность, скупость при изложении. Почему герой не захотел описывать встречу Кати с Аленой? Мне были бы интересны несколько штрихов. Все оправдано, если бы это был рассказ героя в жизни. Но это же лит.произведение. Хочется немного художественности. 7 баллов 4. Слог. Стилизован под речь молодого человека. Использованы жаргонизмы. В таком ключе претензий нет. Пояснение про голос Штирлица за кадром не понравилось. 9 баллов 5. Послевкусие. Не образовалось. Выслушала историю молодого человека и дальше пошла. 5 баллов. Получается 7,2 баллов |
| Уважаемые коллеги! (повтор начала и продолжение анализа) Каюсь, что до сих пор не принял участие в написании рецензий. Постоянно что-то мешало. И я, наверное, уже не успею написать толковые и развернутые рецензии. Поэтому, с Вашего позволения, пытаясь наверстать упущенное, я напишу кратко свое общее впечатление от работ, поданных на блиц, а потом кратко изложу свое понимание сильных сторон и, быть может, не лучших мест в текстах (на мой, естественно, взгляд). Так вот, что касается общего впечатления… На днях я еще раз перечитал положение блица. И увидел, что на блиц принимались любые прозаические произведения. Это я говорю к тому, что изначально почему-то у меня было ощущение, что организаторы ждут худ. прозу. Поэтому и мои ожидания отчасти не оправдались. Потому как я ждал художественную прозу, а ряд текстов этому условию, на мой взгляд, не удовлетворял. Если честно, то тем самым они проигрывают в моих глазах другим текстам участников. Еще в плане общего впечатления я бы отметил большое тяготение к публицистическому стилю. Вот как-то степень образности в некоторых миниатюрах, которые сами по себе – художественная проза, все же была какой-то… недостаточной для меня. Опять-таки это не упрек, это, скорее, вкусовой момент личного восприятия. Теперь перейду к анализу текстов. Мария Сидлер Бурная река Прекрасное эссе. Лиричное, подкупающее искренностью. Хороший язык, выдержанный стиль, приятный ритм. Порадовала цитата из Островского. :) В качестве единственного серьезного упрека (да не обидится Мария) – не слишком прочная связь с темой блица, на мой взгляд. Вроде бы, действительно, и река оказывается на пути лир. героя даже не дважды – многажды, и изменчивая она… А вот напряжения вхождения в одну и ту же (ту же ли?) реку дважды, сомнений в успехе этого дела как-то не прочувствовал. Больше сделан, как мне кажется, акцент вообще на выборе: прыгать - не прыгать. А вот онтологический вопрос, можно ли войти в одну реку дважды, прозвучал, на мой взгляд, не столь отчетливо. Хороший текст. Ирина Фаер Варух и время Думаю, что этот текст можно отнести и к притче, и к сказке. К примеру, мне при прочтении сразу вспомнились сказки абазинского народа. Очень понравилось, как автор подошел к раскрытию темы, к героям, к языку повествования. Многочисленные повторы имени Варух не оцарапали. Особых претензий нет. Скажу, чего бы мне хотелось. Во-первых, хотелось бы большей неспешности повествования, его плавности, возможно, требуется вставка некоторых отступлений. Понимаю, что правила блица диктовали объем. Но в целом текст явно требует большего объема. Заодно уйдет некоторая путаница с городами, и с тем, что опущен момент перехода в другой город. Вот только-только отец кричал Варуху, что, дескать, мать ждет. И как-то вдруг Варух оказался не в родном городе. А в остальном – сильная работа и жанр интересный. Марина Черномаз Еще один шанс Крепко, ладно скроенный сюжет. Чувствуется рука мастера. Отточенные ситуации, достойный конфликт ( в литературном смысле слова). Хочется большей деталировки, наверное. А история узнаваемая, типическая – и это, полагаю, еще один плюс рассказа. Что не устроило – так это оборванность финала на полувздохе. Нет цельного завершения, на мой взгляд. Причем не чего-то в духе дальнейшего описания судьбы героев и хэппи-энда, а какой-то лаконичной, броской фразы, которая задаст читателю жесткое направление дальнейшего домысливания судьбы героев. Как в «Служебном романе»: «Через месяц у них…» Конечно, это тот самый хэппи-энд, слащавость, но я говорю не о конкретике, а о принципе. Иначе у меня, как читателя, осталась в голове неопределенность – а что дальше с героями было? Возможны варианты, и это, на мой взгляд, не есть правильно. Лев Ланский Эссе о разных реках Здесь я, признаюсь честно, оказался в затруднении. Заставлял себя несколько раз перечитывать текст. Такое ощущение, что он меня отторгает. Шучу, конечно. Это у меня идет отторжение этого текста. У меня нет упреков автору по тексту. Но хотел бы я, чтобы на полке дома стояла книга с такими эссе? Наверное, нет. Потому что для меня эссе слишком похоже на пример в устах начитанного, не лишенного дара слова и красноречия психолога какой-нибудь своей клиентке. А эффекта присутствия литературы я не ощутил. Прошу прощения у Льва Наумовича. Я наверняка неправ. Но объяснить не могу. Антрацитовый Омут Пусти меня Кстати, очень даже неплохо, на мой взгляд. Есть красивая (в смысле изящности) интрига, есть классный сюжет – все, что нужно. Относительно недочетов. Очень много смысловых неточностей. Позволю себе маленькую шутку: «В лодке попросил какого-то рыбака меня свозить, закричал "чур меня, чур!" и отказался вести... Что не так?» И, действительно, что не так? Попробую сказать так, как, по моему мнению, задумывал автор: «Попросил какого-то рыбака в лодке взять меня с собой, но тот закричал "чур меня, чур!" и отказался везти... Что не так?» А то получается, что герой сам и попросил, да еще в лодке находясь вместо рыбака, сам же и закричал «чур меня», да еще и недоумевает, почему это рыбак отказался вести его по воде, аки посуху. :) Надеюсь, автор не обидится на столь пристрастный разбор. Но подобных смысловых неточностей по тексту довольно много. В качестве примера – буквально в следующем предложении: герой видит долгий сон. Настолько долгий, что сон растянулся на пять лет. Думаю, автор согласится, что сон, длящийся пять лет, это не одно и то же, что сон, снившийся много раз за долгие пять лет, что прошли после ухода Кати. Можно ведь написать: «Сон был давний. В первый раз он пришел ко мне лет пять назад…» Потенциально - прекрасный рассказ. Если автор даст себе труд убрать многочисленные смысловые огрехи. :) А также поработает над стилистикой в сторону большей завершенности предложений. Слишком много просторечных эллипсов, то есть незавершенных, неполных предложений. Естественно, на мой взгляд. Продолжение в следующей теме... |
| Автор: Антрацитовый Омут Пусти меня Жанр: Просто о жизни Объем: 3330 Ну вот оказалась я в ванной…В довольно пикантной ситуации. Он – бреется, а она (непонятно, где бродившая доселе целых полгода и вдруг упавшая ему, как снег на голову) сбросила на пороге с себя все, вплоть до… и на его изумленных глазах залезает в ванную: "Ну, выйди же! Я моюсь!" Нормально? «Через полгода» ! После того, как «Катя выбрала его (другого – О.И.)» , после того, что герой повествования сам признался: «Я пил долго. Я разлюбил Катю» . Более того! Герой уже имеет свою Алену (за полгода управился). И эта Алена (которая, как и Катя имеет ключ от этой же (видимо, его) квартиры и (видимо) сердца именно в этот самый пикантный момент заходит в дом… Немая сцена. Акт 2. Те же и Алена. Всякие попытки спровадить эту самую Алену (Катя-то голая в ванне, ее так просто не вытолкаешь) ни к чему не приводят. Ха, вы думаете, мы, женщины всея земли, не улавливаем в тоне вашей, мужчины, музыки фальшь?… Мы только делаем вид, что не улавливаем, чтобы не заканчивать сцену так же банально, как она закончилась в этой истории. Впрочем, как конкретно разворачивались события, мы не знаем. Главное - «драки не было» , а «подозреваемый с утра финал дня» - очень расплывчато. Поругались что ли? Или просто Алена хлопнула дверью? Тут Вы нас, любезный автор, не удивили, хоть и могли. Потому что если в первом акте висит ружье, то что в последнем акте? Если она вот так – с порога в ванную голышом, не поинтересовавшись, чьи это бикини (скажем) висят на бельевой веревке в ванной (или чьи флакончики всякие, совсем не мужские, у зеркала стоят), то тут ожидался явно нестандартный выстрел… Девушка-то неадекватная… А выстрел получился обычный. Необычность разве что в том, что девушку не самых сильных мыслительных способностей вдруг сразу на философию пробило: «"Нельзя войти в одну реку дважды!", заплакала и тоже ушла». Чет, барышня, неожиданно Вы философию вспомнили, стоя в чужой ванне (извините) без трусиков… Или все же выволочка от Алены была нехилая - удар в области сообразиловки? Может, конечно, в этом вся женщина – с ее нелогичностью… То раздевается с порога, то вдруг в философию ударяется … Но вот стою я в этой самой ванной, где обомлевший герой бреется, смотрю на них обоих и… как-то… «Не верю!» кричу – прямо по Станиславскому. «Ну, причем тут реки? Объясните мне, а?» - спрашивает главный герой. И я с ним соглашаюсь: причем? Что ж не срослось в сюжете? Что-то не срослось, хотя начало читается хорошо (отдельно) и конец - хорошо (отдельно). Захватывает описание влюбленности в Катю, всей этой праздничной атмосферы вокруг той, которую Визбор обозначил в свое время как «моя коварная рыжуля»: «Катя так и не научилась плавать. Потому что очень уставала от своих барахтаний и мы довольно быстро возвращались на берег, загорать. То есть, конечно, Катя - загорать, а я - любоваться капельками на Катиных веснушчатых плечах. Вообще, я всегда удивлялся, почему Катя не обижалась, когда я говорил ей: "Ты - не женщина! Ты - Антошка!" Женщина-Антошка вскидывала гордо свою рыжую кудрявую голову, потом корчила мне рожу (видимо лучше все ж «рожицу» - О.И.) , я "пугался" и просил ее дрожащим голосом не убивать меня лопатой». Сдержанное, по-мужски скупое, описание чувств при потере дорогой сердцу рыжули: «Катя, видимо, сравнила. Катя выбрала его. Я пил долго. Я разлюбил Катю». Как-то ожидается лирика, а не буффонада с ванной комнатой и майонезом… Тем более, что (окончание) : «И теперь все снится этот сон... Река, пусти меня...» Снова лирика. Конечно, если под майонезом… Под майонезом и газету съесть можно. Однако же, майонез в рассказе так и не появился… Балансировать между лирикой и самоиронией очень сложно. В принципе – это возможно. В блиц-режиме, который подгоняет и не дает «устояться» образу это еще сложнее. Но хорошая заготовка для дальнейшего совершенствования рассказа есть. Безусловно. Штрихи очень конкретные, герои и ситуации зримые. Интересные повороты фразы. Над речью хорошо бы поработать (в какой-то степени она и является майонезом!). В частности: «какого-то рыбака меня свозить» (предполагается – куда?) «фыркая носом» (а чем еще можно?) «кинула (бросила) свою одежду на пол, а носки на кровать» (носки тоже не обувь) О Штирлице упоминание лишнее. Особенно если… см. начало рассказа. Кстати, о начале. Запев хорош (если все-таки лирика, а не ирония), но его хорошо бы подать четче: «С моста решил прыгнуть - оттолкнула. В лодке попросил какого-то рыбака меня свозить, закричал "чур меня, чур!" и отказался вести... Что не так?» Скажу, что не так. Кто оттолкнул? Не понятно. Подбросила что ли, как батут? Или что имелось в виду? Рыбак, непонятно куда должен «вести». Начало и конец должны быть очень четкими и ударными. Если бы не буффонадность ситуации с девушкой без трусиков в чужой ванной, то окончание рассказа можно было бы считать именно таким – ударным: «И теперь все снится этот сон... Река, пусти меня...» |
| Друзья, я подвожу черту под обсуждениями. Что ни к коей мере не мешает вам продолжать дискуссию о ваших блицтящих текстах. Просто нам нужно время, чтобы подвести итоги. И какая-то финальная точка. С этого момента я больше не читаю ваших рецензий. Если кто-либо размещает свою рецензию после моего dead-line, маякните мне на почту, плииз. Я ее учту в подсчетах. Спасибо за понимание. Марина |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |