Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Подготовка рукописей к изданию на гонорарной основе
К темам проекта
Автор:Влад Гамов 
Тема:Сценарий (либретто) мюзикла «СТРАСТИ ПО СЕБАСТЬЯНУ» (сокращенный вариант)Ответить
   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
   
   Себастьян - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
   Фридеман - Вильгельм Фридеман (1710-1784), ст. сын от первого брака
   Анна - Анна Магдалина Бах (1701-1760) - жена Себастьяна
   Евангелист - Иоганн Альтниколь (1720—1759) - ученик И.С.Баха
   Эрнести Иоганн - ректор школы св.Фомы
   Ланге Готфрид - бургомистр Лейпцига
   Пастор Хельмут Хьюбе - священник кирхи Св. Иоанна в Лейпциге
   Ручьев Иван - преподаватель петербургской консерватории, 50 лет
   Ручьев Сергей - отец Ивана, переводчик штаба армии во время войны
   Ручьева Ольга - жена Сергея Ручьева, мать Ивана Ручьева
   Ручьева Анна - юная жена Ивана Ручьева, выпускница консерватории
   Ручьев Ипполит – ст.сын Ивана от первого брака
   В эпизодах: Вольфганг Моцарт (1756-1791), Алоизия - оперная певица, подружка Моцарта, Глен Гульд (1932-1982), Альберт Швейцер (1875-1965), Луи Маршан (1669 - 1732), Феликс Мендельсон (1809—1847). Медсестра и врач из клиники в Лейпциге. Следователь из контрразведки СМЕРШ. Вокальная группа Ивана Ручьева: Ипполит (баритон), Анна (альт), Максим (тенор), Лера (сопрано), Герман (бас)
   ____________________­____________________­
   
   "Подтвердились относящиеся к 1775 году слова сына Баха – Карла Филиппа Эмануэля, с сожалением констатировавшего, что его отец никогда ничего не писал о своей жизни и оттого пробелы в его жизнеописании неизбежны". Bach-Dokumente
   
   ПРОЛОГ
   
   1705 ГОД ГЕРМАНИЯ ДОРОГА ИЗ ЛЮБЕКА В ЛЕЙПЦИГ
   
   Молодой человек с небольшим узелком, что-то напевая и слегка пританцовывая, идёт по дороге. Мчащаяся карета с шумом обгоняет юношу и накрывает его облаком густой пыли.
   
   СЦЕНА 1. ЛЕЙПЦИГ 1789 ГОД ПЛОЩАДЬ У ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ
   
   Из кареты выпрыгивает изящно одетый мужчина. Его нервно поджидает взволнованная обворожительная дама. Делая вид, что не знакомы, влюблённая парочка артистично прячется от глаз прохожих в тени колоннады кирхи и уже там со всей страстью они набрасываются в объятья друг друга. Через приоткрытую дверь церкви доносится музыка. Во время поцелуя мужчина медленно приоткрывает слегка удивлённые глаза и не отрываясь неуклюже поворачивается вместе с дамой в сторону доносящихся звуков. Музыка странным образом меняют его лицо. Отстранив неловко опешившую даму, он вбегает в церковь. Пустая Евангелическая кирха, освещённая местами через витражи яркими солнечными всполохами. Пряный запах ладана, какая-то особенная и подспудно ощущаемая аскетичная сухость. В глубине церкви у алтаря поёт небольшой хор.
   
   МОЦАРТ
   (хлопает в ладоши)
   Остановитесь же, прошу? Возможно ли, увидеть хоровую партитуру, из недр которой лава брызжет? Не праздность то моя. Давно не помню случая, чтоб слух мой мог вот так обжечься стройностью гармоний? Хотя, почти уверен, знаю анонима.
   
   КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
   (обернувшись и слегка поклонившись композитору)
   Рад видеть Вас, маэстро Моцарт! Увы, лишь капельмейстер Вольф владеет партитурой. Он будет через полчаса. Хотите, подождите, известно он педант и не опаздывает вовсе. Вы не хотите ли слегка подправить наше пенье, - подсказки мастера…
   
   МОЦАРТ
   (прерывает с нескрываемым раздражением)
   Нет времени, милейший! - Подскажите-ка мне лучше…
   (в сторону)
   Догадки мучают, стиль без сомнения его, его, бьюсь об заклад! Кто как ни он способен сотворить из ничего пахучий куст весенний, слепую очерёдность всех событий разом поменять, о сочинённом на волынке самомнения по честному задуматься заставить?!
   (к концертмейстеру, вкрадчиво)
   То верно Баха старика творение?
   
   КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
   Его Вы угадали. "Спокойной ночи" из мотета "Jesu, meine Freude". Но мы в конце недели Вашу мессу исполняем. Будем ждать, тут люду прихожан и бюргеров довольно много будет?
   
   Оставив его вопрос без ответа, и не извиняясь, Моцарт бесцеремонно выхватывает из рук хористов рукописные партии. Затем раскрывает их на первой странице и бережно выкладывает каждый сборник мозаично на полу.
   
   МОЦАРТ
   (сияя, добродушно обращается к опешившим хористам)
   Уверен, мне поможете, великодушные собратья!
   
   Моцарт легко запрыгивает на церковную скамью, дьявольски улыбаясь, потирает руки. Сверху видя десятки нотных страниц, начинает водить в такт указательным пальцем. Хористы же становятся полукругом и переворачивают ноты по взмаху головы композитора. Закончив, Моцарт благодарственно кланяется всем и направляется быстрым шагом к выходу. По дороге резко сворачивает с прохода и подходит к деревянному распятию Христа.
   
   МОЦАРТ
   (шёпотом, постепенно переходящим в крик)
   Мальчишке вздорному был нос утёрт сопливый, павлину хвост подрезан пёстрый. Растоптана солдатским сапогом такая трепетная нежность, - влюблённость малеванная, под придыхание - себя к себе?! За то спасибо, полифонных мастер! Я музыкой твоею стёрт в ни что, в песок прибрежный, мелкий самый!
   (расстёгивает в удушье камзол и нагрудные кружева)
   - Австрийский франт, парадный твой камзол предстал высокому собранию в дырах? А твой напудренный парик испачкан, полюбуйтесь, сажей! Расстроились? Крепитесь, бренность выскочек надменных исцеляет...
   (падает на колени, исподлобья глядит вверх)
   - Гляди, гляди же, Боже, как пылаю ярко я на ярмарке ничтожеств музыкальных! И в отблесках закатной славы, - наивный венценосный вундеркинд, смешным, отнюдь, не кажетесь, - смешным уже вы стали! До рези глаз и в приступах удушливых стыда, - итог труда - пошлейше-мелкая к величию зависть? К нему к затворнику из Томасшуле, его, его слепят тебя на постаменте музыки бесценные скрижали? Смотрите, чинно, благородно, - стоит его Троянский конь, - бери скорей, гнедой его подковой грациозно бьёт, однако но, - то твой ухоженный зелёный луг вспахал скакун копытами бесцеремонно!
   (встает с колен, отворачивается от креста, говорит в сторону)
   Проиграно сражение. Победа пиррова над «нынешним» мгновенна. Над "будущим",­ понятно абсолютно всем, последовательность претендентов так не выглядит конкретно.
   (оживляясь, бодро, иронично)
   Ох, если бы поднять бокал и выпить мог я в стенах храма? Я предложил бы тост, но не за Баха Себастьяна. Мой тост за вечную вторичность новизны, за девственность невесты в третьем браке, за свежесть месячную и аромат у той недельной колбасы, за…ха-ха...
   (обидчиво, иронично)
   Там сверху видно, как наряд пошит аляповато? Испачкан гримом клоуна, проеден молью, в тысячах прожжённых дыр. Наверное, с галёрки многим видно уж, - стою как я до самых пят бесстыже обмочившись в глади луж, на сцене жизни в низости ремарке, беспомощный, поверженный, на публике зияя ярко!
   (грустно, подавленно, зло)
   И всё под нимбом пыльным парика, упитанного в меру Лейпцигского старика, который хитро мне в глаза и нагло так смеется, так совершенно и раскатисто, органно, но несносно! - и жалит, жалит фугой трёхголосной!
   (идет к выходу…).
   
   КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
   (вдогонку)
   Любезнейший, мотета ноты не желаете с собой забрать, мы перепишем новые, нам это не обуза вовсе?
   
   Моцарт, остановившись, после небольшой паузы медленно задумчиво оборачивается. Несколько раз постукивает пальцем по виску, показывая этим, что они, дескать, уже давно там, - быстрым шагом удаляется, невнятное бормоча что-то под нос.
   
   СЦЕНА 2. ВОКАЛЬНОЕ ТРИО РАСПЯТЫХ НА ГОЛГОФЕ (УВЕРТЮРА)
   
   Посередине сцены три креста-распятия:
   1. Иисус, обращающийся в песне к распятому грешнику - крест в центре;
   2. Ябеда, докладывающий Иисусу печальный результат с грешником – крест слева;
   3. Раскаявшийся грешник – крест справа.
   
   «ГОРЬКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/134.html)
   1. Сын любимый - не убий
   - не внял, убил…
   У соседа - не кради
   - пошел, украл…
   Мать, отца - не забывай
   - в бегах, забыл…
   Жен друзей - не возжелай
   - смеясь, желал…
   От невзгод - не унывай
   - в отчаянье впал…
   
   ПРИПЕВ:
   Слаб я бремя нести безгрешия
   Слаб я творить добро каждодневное
   Дай сил душу спасти, Господи
   Дай шанс честно прожить по совести
   
   - Ты прощен, сын, мукой святой раскаяния
   Не забудь, день горького исповедания
   
   2. В храм неделю раз - ходи
   - не внял, не стал…
   На суде, скажи как есть
   - в глаза всем лгал…
   Крест нательный - не снимай
   - с груди сорвал…
   Господу, - не изменяй
   - к иным взывал…
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 3. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
   
   На авансцену выходит Евангелист в сопровождении нескольких хористок (женская часть вокального ансамбля), которые на краю сцены раскладывают принесённые с собой бутафорские крылья и начинают друг другу прикреплять ангельский реквизит. Евангелист подходит к церковному органу и начинает играть на нём. Взгляд его устремлён на огромный цветной витраж. От каждой нажатой клавиши стекла витража с ликом Иисуса Христа ритмично меняются в цвете, подобно игрушечному калейдоскопу, веером рассыпающегося разноцветными стёклышками. Это по-детски забавляет священника, но резко прервав импровизацию, он подходит к соборной кафедре и открывает на закладке книгу.
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Булочник Фейт родил Витуса Баха; Витус Бах родил Иоганнеса Ханса; Иоганнес Ханс родил Иоганна Кристофа; Иоганн Кристоф родил Иоганна Амброзиуса; Иоганн Амброзиус родил Иоганна Себастьяна в 1685 году в Тюрингии, в маленьком городке Эйзенах. Рождество Себастьяна было от его матери Элизабет. Да сбудется речённое: Женщина во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Себастьян, что значит: САМ СЕБЕ БОГ.
   
   Хористы-ангелочки берут в руки микрофоны и как бэк-вокалистки пританцовывают под фонограмму.
   
   «РАССКАЖИ, Е-Е-ВАНГЕЛИСТ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/69.html)
   1. Расскажи, е-е-вангелист,
   кровоточит как нотный лист
   Расскажи, е-е-вангелист,
   Себастьяна жизнь чистый лист пока
   
   Три восьмушки, две ферматы
   локон милой, боль утраты
   голос изнутри нельзя
   звезд скрипичная петля
   
   Модерато, состенуто
   вечность на краю минуты
   рока острое барокко
   под ребро басовый крюк
   
   ПРИПЕВ:
   Час до рассвета
   Не останавливайтесь маэстро!
   Прихожане, певцы, оркестры
   Жаждут свершения
   Не останавливайтесь маэстро!
   Мы вас просим, мы вас просим,
   не останавливайтесь маэстро!
   
   2. Расскажи, е-е-вангелист,
   Умирает как органист
   Расскажи, е-е-вангелист,
   Как под клавиши сердце мельтешит?
   
   Три восьмушки, две ферматы
   локон милой, боль утраты
   ножны «можно», крик «нельзя»,
   звезд скрипичная петля
   ПРИПЕВ.
   
   Евангелист подходит к иконе «Поклонение волхвов» и пристально всматривается в некоторые части картины. Затем присаживается рядом на скамью, забрасывает ногу за ногу, не торопясь сморкается, поправляет сутану и с приподнятой бровью удивлено осматривает свои новые лакированные штиблеты...Сзади появляется мужская часть вокального ансамбля в одеяниях путников в конце дальней дороги.
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   (произносит по памяти)
   Когда Себастьян родился, то пришли в город Эйзенах великие музыканты: Шютц, Букстехуде, Пахельбель, Бём. Говорят они: а где же родившийся отрок, ибо знаем, что он сочинит вскоре музыку, какой-то космической красоты и которая потрясет землю нашу? Пришли поклониться мы Ему. Давеча одна ангельская хоральная прелюдия зазвучала над нами и надо же, затихла лишь только здесь, у места этого. Увидев младенца, возрадовались добропорядочные волхвы. Пали старцы ниц, поклоняясь младенцу. Также возложили дары из нот различных и инструментов очень редких и резных.
   
   «ВОЛХВЫ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/70.html)
   Позади дорога шириной ухабистою в жизнь
   Впереди тропинка в дымке утра тает лишь
   Где же этот отрок, гордость сумрачной Германии?
   Нот листки мелодий, прячущий в гербариях
   
   ПРИПЕВ:
   Нынче праздничный день,
   удивительный день
   день рождение гения
   Нынче праздничный день,
   ослепительный день
   путеводных звезд
   знамение
   Где, где, где же он
   бо-го-избранный младенец?
   Вот, вот, вот и он,
   ба-ро-роко-вый венец
   Эй, Себастьян, Себастьян,
   с днем рожденья!
   Дай, Себастьян, звуком упоение...
   
   2. Позади дорога
   каменистая, в колдобинах
   А вдали тропинка
   узкая обидно так
   Где же этот отрок,
   с ручейка коротким именем,
   создающий звуки
   с помощью алхимии?
   
   ПРИПЕВ:
   Нынче праздничный день,
   удивительный день
   день рождение гения
   Нынче праздничный день,
   ослепительный день
   путеводных звезд
   знамение
   Где, где, где же он
   богоизбранный младенец?
   Вот, вот, вот и он,
   контрапунктовый венец
   Эй, Себастьян, Себастьян,
   с днем рожденья!
   Божий кальян, звуком опьянение...
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Однажды Ангел явился во сне к отцу Себастьяна и говорит: встань, возьми Матерь Его, и беги, беги из города. Сын Ваш, чтобы стать великим творцом должен быть испытан тягостями жизни, а за вашей спиной не познать ему тех испытаний. Амбросий с женой Элизабет безропотно собрались, попрощались нежно с сыном, и ушли из дома. Так Себастьян остался сиротой в девять лет. В трудах и скитаниях рос отрок.
   
   «ДУЭТ РОДИТЕЛЕЙ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/71.html)
   1. Переправу скрыл седой туман, путь к спасению не дан
   Знает брод, Себастьян!
   Музыка подправит сложность слов, вылечит заумь орган
   Лекарь есть, Себастьян!
   
   ПРИПЕВ:
   Гвардии небесной марш походный зазвучал
   служат они честно собирая скорби дань
   Пасторальный маленький сын,
   Ты у музыки такой один
   Жаль, одно, но не дано:
   увидать величие твоё!
   
   3. Человечество в горячке грез облегченья ждет бальзам
   Знахарь есть, Себастьян!
   4. Заболели мы двойной бедой слитой в круг, как инь и янь
   Расчленит, Себастьян!
   ПРИПЕВ.
   
   На сцену выходит вокалист - Дьявол Моды, яркий, расфуфыренный франт с повадками людей с нетрадиционной ориентацией, - типичный представитель российского шоу-бизнеса в сопровождении девиц из варьете (кордебалет, они же хор и бэк-вокал). Дьявол Моды садится в роскошное кресло рядом с работающим и записывающим ноты за клавесином композитором.
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Себастьян сам пошёл в город разврата для искушения от Диавола Моды, разлагающего светлые души прихожан. Приступил к Нему Диавол Моды и вопрошал: если Ты так велик, скажи, чтобы ноты твои сделались вдруг свежими ароматными хлебами? Спокойно отвечал ему Себастьян: известно же, что не хлебом одним сыт человек, а насыщает также и душу он гармонией моей. Опять берет Его Диавол Моды на весьма высокую гору, и показывает ему миллионные толпы алчущих лицезреть кумира и готовых пригоршнями монет постоянно осыпать Его. Говорит: все это дам Тебе, если униженно поклонишься мне. Себастьян отвечает: отойди от Меня, сатана; ибо известно: "Слава людская - женщина падшая и глубинно не любит, лишь грехом ублажает". Тогда оставляет Его Диавол Моды, так и не совратив.
   
   «АРИЯ ДЬЯВОЛА МОДЫ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/72.html)
   ПРИПЕВ:
   Продажность таланта
   Печальна изначально
   
   1. Вокруг смотри: горы яств, вин, кружев
   Испробуй всласть, - это для тебя!
   Не откажи в дарах моих, дружище!
   Стократно преумножу их я для тебя
   Желай скорей, ей-ей, испробуй лесть е-лей
   Стократно преумножу перечень я сей!
   С небес спустись, органист, порви токкаты нотный лист
   Через мгновенье станешь юн, богат, красив
   ПРИПЕВ.
   
   2. Вокруг кипит тризна наслаждений
   Кишит толпа, страждущих сейчас
   Творец иллюзий, опьяненный заблужденьем:
   труды твои никто понять не смог из нас
   В воображениях ночных складируешь мечты,
   а все вокруг растят блаженств земных цветы
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 4. С.ПЕТЕРБУРГ 2008 ГОД ЮЖНОЕ КЛАДБИЩЕ
   
   Желто-бурая могила, слегка прикрытая еловыми ветками вперемежку с цветами. Небольшая казённая плита с наспех сделанной надписью «Ручьёв Сергей Васильевич 1923-2008». Черно-белая фотография в рамке. Иван, мужчина пятидесяти лет, в модном коричневом пальто обнимает мать. К ним по очереди подходят немногочисленные родственники и друзья.
   
   ОЛЬГА
   (обращается к сыну)
   Совсем сдала. Ты скоро снова будешь хлопотать, сын. Мы с папой всегда рады... Тьфу, да, что это я. Ванечка, папа оставил тебе дневник.
   (Достает из сумки толстую школьную тетрадь и протягивает Ивану)
   Последняя просьба его. Прочти…
   
   ИВАН
   (целует мать)
   Спасибо, мам. Если не возражаешь, я побуду здесь?
   
   ОЛЬГА
   Да, да, я со всеми на автобусе. А ты не торопись, пока мы доберемся до дома?
   
   Иван идёт в противоположную сторону от всех. Поодаль садится на скамейку у неизвестной могилы. Что-то шепчет. Открывает дневник отца и выборочно из разных мест читает...
   
   СЦЕНА 5. МАРТ 1945 ГОД ЛЕЙПЦИГ КИРХА СВ. ИОАННА.
   
   ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА
   
   Слышен нарастающий гул американских бомбардировщиков. Пронзительный свист и взрывы бомб. Пастор церкви спускается в подвал. Дрожат стены, сыпется с потолков кирпич, рушатся перекрытия. Священник получив сильный удар по голове, падает и машинально поползет сквозь завалы к выходу. Получив ранение, он прикрывает машинально голову каким-то невесть откуда-то взявшимся армейским ранцем.
   
   СЦЕНА 6. МАЙ 1945 ГОД ЛЕЙПЦИГ ПАЛАТА КЛИНИКИ.
   
   ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА
   
   Сергей Ручьёв (актёр, также исполняющий роль Себастьяна) лежит на больничной койке, пишет воспоминания в дневник. Закадровый голос Сергея…
   
   СЕРГЕЙ
   После взятия Берлина меня из штаба армии направили в Лейпциг, который находился пока ещё в американской зоне. В составе совместной группы мы осуществляли инспекцию города, занимались разминированием. Полковника Егорова убило сразу, а с ним ещё двоих штабных. Я совершенно случайно остался жив, только "сильно оконтузился" от этой хорошо закамуфлированной мины. Не помню, но отвезли меня в какой-то госпиталь, нет, пожалуй, скорей всего в небольшую местную клинику...
   
   ПАСТОР ХЬЮБЕ
   (в бинтах, на соседней с Сергеем койке, по-детски рассматривает ранец)
   Он спас мне жизнь, Сергей! Ты знаешь что это? Это же баховский архив, бесценнейшая доложу тебе штука! Нет, я понимаю вас русских, только Чайковский да Глинка, больше ничего не интересует?
   
   СЕРГЕЙ
   Так уж и Чайковский только. Я Моцарта с Шопеном с удовольствием даже. А Бах мой вообще любимый композитор, кстати, и с детства замечу. У меня дед немец был. Умер с голода в блокадном Ленинграде. Хороший был человек, поверь, Хельмут? Он был скрипачом. В малом оперном театре в оркестре играл. Баха он любил и мне играл часто перед сном. На скрипке что-то очень грустное, тягучее.
   
   ПАСТОР
   Ты знаешь, - не писал Бах воспоминаний при жизни, - то сущая правда, времени у него на такие вольности не было. Но вот что оказывается, - перед самой смертью он все же диктовал своему ученику и зятю Альтниколю кое-что из своей жизни. Представь сколько бы человек сейчас отдали бы всё на свете за эти вот бумажки?!
   (размахивает листами)
   А они были надёжно захоронены женой кантора Анной Магдалиной, скрывшей, не знаю уж, по его ведому или зятя, секреты родовые семьи в баховской усыпальнице. Церковь, жаль, где была захоронена чета Бахов, разбомбили американцы совсем недавно. Я там служил пастором тридцать лет. Вот теперь раненый безуспешно доживаю здесь. Думаю не выйти мне отсюда? Если что со мной, то этот ранец твой. А ты представляешь чудо, Сергей, в подвале, боже всевышний, на меня падает этот потёртый ранец и спасает мою бедную головушку от камней.
   
   СЕРГЕЙ
   Печально, пастор, что ранец этот такой маленький?! Остальная та часть тела покалечилась, больно смотреть...
   
   ПАСТОР
   Да, да, друг мой, судьба такая, - но я жив пока, слава Богу и Баху!
   
   «ЛЕТ ТАК ТРИСТА»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/75.html)
   1. Ведом улыбкой покорной в Лютера церковь зайду
   Трону ряд клавиш фарфорных древний орган разбужу
   Клавиши белые – волны, сейнеров черных - не счесть
   В недрах глубинных гармоний ловится музыка в сеть
   
   ПРИПЕВ:
   Меха, в трубы яростно (а-а),
   лет так триста (потроха вдоха-выдоха)
   Блаженное Бога пение (Осанна!)
   с Баховской харизмой, со снобизмом органа (а-а)
   
   2. Челюсти лет прожевали лучшую часть пирога
   музыку травят в загоны чёрные кони в снегах
   К белым - конкуром по думам, к чёрным галопом во блажь,
   Крючья впились пиратов в клавиши, на абордаж!
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 7. ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА
   
   Закадровый голос Сергея…
   
   СЕРГЕЙ
   Однажды я был разбужен громкими стонами. Я тут же позвал врача и медсестру, которые сделали пастору укол. Когда они вышли, то началась страшная агония пастора. Из последних сил он попросил достать из-под кровати обветшалый ранец - Сохрани, Сергей, попросил он меня, умоляя. Только услышав мои заверения, сильно сжал мне руку и умер. Прибежавшие врач с медсестрой, что-то долго искали в вещах пастора. Спрашивали меня о ранце пастора, но я им ничего не стал рассказывать. Советских офицеров они боялись, а на следующий день за мной приехала машина из штаба. Какими глазами эта медицинская парочка меня провожала?! Думаю, все же на их совести была жизнь пастора, только неужели из-за этих бумаг?
   
   СЦЕНА 8. XVIII ВЕК ЛЕЙПЦИГ ДОМ СЕБАСТЬЯНА
   
   Себастьян сидит у клавесина. Шуршит перо. Кантор задувает подсвечник с множеством расплавленных свечек. Позади бессонная ночь и ворох бумаг. Себастьян подходит к окну и распахивает портьеру. Жмурится от яркого света…
   
   СЕБАСТЬЯН
   Ночной аккорд лучами солнца разрешился. Птиц выводок на нотной ветке замер. Бессвязных образов блуждание в потёмках под диссонансы слов и мыслей фон, под пробуждения жизненный ручей. Ручей! И Бах ручей ведь тоже. Ручей для гармонических ушей и для клавирных заповедей? Неясно, а кому потребны звуки, ценою красноты опухших глаз? А груды партитур в шкафах огромных? Кому нужны те россыпи индийские опалов? Тыщьтрубные органные тиски, сдавившие под прессом нот страницы, в рассолах тетрахордов бочки, из перетянутых клавирных струн. Не справедлив, конечно же, к себе, но, к сожалению, нет, не было потребности в моем искусстве? Пока творю, по-прежнему я властвую над миром, когда же нет, - в тумане - жизни горизонт. Кто с музыкой моей, я задаю вопрос, кто взмыл беспечной птицей? Кто хоть на сажень оторвался от земли вокруг себя однообразия не видя? Родные и друзья не в счёт, их мненье слишком ревностно и однобоко. Я иногда стараюсь в церкви прихожанам поиграть не очень сложно и попроще как-то. - Но вот беда, попроще, - не умею! Начну напевно, пасторально, а далее как будто бы вселенная своею силой донимает, и не могу заказ наивности людской исполнить. Начать бы тихо и в басах три ноты провести. Но нет, какой-то бес коварный мне в аккорды вулканические силы направляет, - из труб органа, столько сил, тогда весь мир, меня прости!. В педали силу ног вжимаю, регистры дикие в созвучия вношу, дрожу от предвкушения рождения вулкана, и импровизацией единожды дышу. Прости мне прихожанин сердобольный! Нет в бюргерском сознание этих нот. И не понять как смог тот органист дорвался до свободы и оскорбить беспутством свой приход?! Что им, я их винить не вправе! - Как объяснить, судьба-цыганка в те минуты вовсе не указ! Как раз в борьбе с собой я скидываю враз, то всё мешающее мне парить над суетою…Три человека вместе говорят, их голоса кто различит отдельно? И кто поймёт смысл по отдельности всех слившихся речей? А в музыке, десяток голосов сольются в строй во множестве синкоп и ритмов, и все смущённо музыкой хорошей назовут…
   Так, ладно, хватит философствовать бесцельно! Что там мой либреттист Пикандер с угроз и сперепугу натворил? Он обещал на пасху для «Страстей» Иисуса арию подправить. Исправил?,- Вот уж черта с два! В сомненьях жутких я, - а верует ли он в бога, либреттист и пария негодный?
   (Себастьян подходит к иконе богоматери, молится)
   Аве Мария, среди шершавых католических колонн, в кроваво-синих витражах алтарных, творец в груди у прихожан волнительную исповедь ваяет. Обрюзгшую в завистливых мечтаниях плоть – одна гармония возносит до высот. Борясь с пороком, вскоре убежит душа под раковину хрупкую молитвы и там к ней свет божественный с благословением прилипнет. И жизни фона серый мрак, полутоновой губкою искусства, художник создан, чтоб мазком воображения отмыть, заляпанный пороком мир иных видений.
   
   «АВЕ МАРИЯ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/99.html)
   1. Аве Мария, грация плена
   Перед глазами вспыхнет мгновенно,
   Холст Леонардо, синью залитый,
   О, бела донна, мадонна Лита
   
   2. Скошен на зрителя глаз у младенца,
   От совершенства сжимается сердце,
   Чем опечален отрок небесный,
   Так и останется нам неизвестно?
   
   3. Аве Мария, грация плена
   Звук клавесина, нить гобелена,
   Еще не поздно, спасите души,
   От самомнения и равнодушия
   
   4. Аве Мария, грация плена
   Вечно искусство, жизнь наша бренна,
   Не оторваться от плавных линий,
   Не насладиться лютней Каччини
   
   5. Аве Мария, грация плена,
   Благоговейно склоняю колено,
   Перед иконой, той знаменитой
   О, бела донна, мадонна Лита.
   
   6. То, что понятно — быстро забыто.
   В каждом шедевре тайна сокрыта
   Неистощим исток вдохновенья
   Аве Мария, грация плена
   
   СЦЕНА 9. 1956 ГОД КАРЛАГ ВОРОТА ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВ­ОГО­ ЛАГЕРЯ
   
   Реабилитированный Ручьёв выходит на свободу. В ушанке, телогрейке, с сеточной авоськой в руках. Его встречает Ольга в платке и в лёгком не по погоде пальто. Сдёргивает ушанку с головы Сергея и теребит ёжик, улыбающегося зэка с грустными глазами.
   
   "ОСТРОВ"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/86.html)
   1. В горе, в евангельской хвори, строю с колен небосвод
   а может, заброшенный город тот, что в эдем превращу через год
   
   Бабочек поймаю слова, ящериц мелодий новых
   реквием сложу свечам, желчь сжигающих в ночах
   Храма напою коренья, за врата сложу сомненья
   накоплю горсть серебра, чтобы выкупить Христа
   
   2. Долго не склеить осколки волки, развесили тризны флажки
   столько взросло недомолвок звоном церковным ноют виски!
   
   Потерпи монах, спустится надежды птах
   сядет смирно на плече путь к мечте укажет
   Под молитву богослова о тропинке к жизни новой
   думой за иконостас ты уйдешь в который раз
   
   СЦЕНА 10. ЛЕНИНГРАД 70-е ГОДЫ УЛИЦА МАРАТА КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ
   
   В коммунальной квартире втроём живут Ручьевы. Ольга – учитель музыки в школе, вечерами обучает игре на пианино своего маленького сына Ивана. Её муж Сергей работает литредактором в Лениздате. Уложив сына, за перегородившую комнату небольшим шкафом, Ольга подходит к мужу, сидящему за самодельным столом с настольной лампой и слушает рассказ Сергея о Себастьяне. Сергей эмоционально повествует о случае с пастором и секретах семьи Бахов. Мелькают образы: Себастьяна, Альтниколя, Фридемана, Анны Магдалины, Эрнести...
   
   "ТРЕЛИ СЕБАСТЬЯНА"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/88.html)
   В створе моды, вне мелодий трели для чего?
   Благородна, свита вроде бы, просит челядь, что?
   Чаянья все, в отчаянье дней, внятны, любимы
   Деянья все, в цепи одним, лучшим, неутомимым?
   
   ПРИПЕВ:
   Гора мечта трудно очень рожала,
   а мышь любовь поселилась в наш дом
   Мы с тобой столько лет счастливо живем,
   вдалеке от бурь вздора и обмана
   И камин горит и звучит клавир
   бенефис двух нот в трелях Себастьяна
   
   С черной клавишей как-то давеча
   бела клавиша пела до утра
   Сударь в смокинге в белом барышня
   жизнь, как жалюзи зла меж и добра
   
   Лето мается, осень старится,
   студит зимушка, ждет приход весны
   
   2. В ритмах модных без мелодий трели для кого?
   Все равны, увы, в итоге: праведник и мот?
   Тот, кто не знал, - судьбой не внял,
   кто не слыхал, вряд ли услышит
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 11. БОЛЬШОЙ ЭКРАН НА СЦЕНЕ
   
   ТИТР: Глен Гульд
   Ремейк из частей документальных фильмов Бруно Монсенжона: «Глен Гульд: Алхимик» и «Глен Гульд. Вне времени». Гульд играет правой рукой английский гимн, а левой – американский. Гульда везут в лимузине, а его правая рука в неизменной шерстяной перчатке вычерчивает в воздухе супервиртуозный этюд. Гульд перед водопадом поёт на разные голоса и дирижирует. Полный Малый зал Московской консерватории, на сцене открытый рояль, в мёртвой тишине преподаватели и студенты слушают баховские Гольдберг-вариации в исполнении Гульда – точнее, CD-плеера с записью. Звучит «Ария» из «Гольдберг-вариаций»­ переходящее в песню «Ты и я» в исполнении вокального ансамбля, в котором в этой песне солируют старший сын Ивана Ручьева Ипполит и его юная жена Анна.
   
   «ТЫ И Я»
   1. Ты и я – ангела любви крыла
    Ты и я – половинки круга
    Ты и я – сердца главные слова, найденность друг друга
   
   ПРИПЕВ:
   Если судьба, случайностью виски запружит,
   Знай этот мир, мне одному совсем не нужен!
   
   2. Ты и я – бесконечная весна
    Ты и я – обреченность чудом
    Ты и я – грань реальности и сна, нот бессонных груды
   ПРИПЕВ.
   
   Чувственное исполнение дуэта Анной и Ипполитом сеют в душе Ивана Ручьева смутные ревностные чувства. (Видеоклип находится в разработке...)
   
   СЦЕНА 12. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Когда же настал вечер, Себастьян собрался с учениками и сыновьями своими. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли? При сём и Фридеман, предающий Его, сказал: не я ли, отец? Себастьян говорит ему: ты сын сказал.
   
   «КТО?»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/79.html)
   1. Неспешно фуги шлифовал, огранивал хорал
   За ту беспечность вольную меня рок наказал
   Вокруг меня сидящие, - один из вас предал!
   
   Я ему, сыну своему весь души нектар отдал
   Так любил его, так гордился им всю жизнь
   
   ПРИПЕВ:
   Кто, кто, кто,
   кто посмел святое предать,
   как не мог последствий не знать преступления?
   Кто, кто, кто,
   кто посмел беду занести,
   род позором наш очернить тем глумлением?
   
   2. В размеренных трудах ночных совсем не замечал
   Как сын родной для зависти в груди сыскал причал
   Мишенью стрел отравленных отца себе избрал
   
   Право же, если суждено значит, будет вдоволь хлеба
   Видно поделом, молния и гром грозно грянут с неба!
   ПРИПЕВ.
   
   Вот хлеб, вино, - вкуси!
   То плоть и кровь мои…
   
   СЦЕНА 13. ЛЕЙПЦИГ 1749 ГОД МАГИСТРАТ ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ
   
   Бургомистр Ланге обращается к сенаторам
   
   ЛАНГЕ
   Вопрос последний обсудить нам надо. Не ладно, как вам всем известно, в Томасшуле. Я пригласил для объяснений господина ректора Эрнести. Пусть нам подробно разъяснит причины давней смуты.
   
   ЭРНЕСТИ
   Ваши высокоблагородия, я всегда, с момента моего назначения на должность ректора был покорнейшим и преданнейшим слугой городских властей. Но все же моему терпению есть предел. И о предмете беспокойств вам, господа, доподлинно известно. Шлю рапорты сюда я аккуратно. Одна причина моему расстройству. Как зуб больной, как вечная мигрень. То Себастьян, упрямый не покорный. Я душу отдал миру, благости сполна. От множества занятий дни освободил ему. Вы посмотрите, в договоре с магистратом по списку сколькими делами кантор наделён? А он и трети дел не исполняет! Ученики от требований его все как один страдают изнывая. Он просит петь их разом в восемь голосов, а в перерыве исполнять на разных инструментах, и такое?!.. При всём дворе капелла короля за месяц репетиций близкого и не исполнит. Зачем для прихожан сумбур иметь для слуха, мы знаем все: мерило красоты – есть простота? Я вас прошу, нет, умоляю преклонёно…
   (с криком и яростью)
   - Избавьте же меня от Себастьяна бремя! Он стар, болеет часто. Дела же школы в помыслах его, и вовсе мизера никчёмного не значили и не имеют.
   
   ЛАНГЕ
   Так предложите что-нибудь хотя бы нам, Эрнести. Не можем мы, вот так вдруг заслуженного мастера, маэстро, мэтра при дворе саксонском, в конце концов, великого творца земель немецких, вот так вот просто, как мальчишку наказать, за разногласия педагогические ваши.
   
   ЭРНЕСТИ
   Одна, все ж есть хорошая идея. Вы знаете у Себастьяна старший сын. Он молод, музыкант отменный. А что назначить кантором его? Он справиться, я помогу, но смуты школьной более не будет.
   
   ЛАНГЕ
   Что ж, мы подумаем и вскорости определимся. Скажите ректор, слухи будоражат город, не правда ли, что ваше протеже любовные интриги совершает, как мышка тихо за спиной отца?
   
   ЭРНЕСТИ
   Известно мне молвы брожение. Но посудите сами, старший сын у Себастьяна от прежней умершей его жены. Вторая же супруга Себастьяна, как всем известно, молода и с сыном равные почти в летах и стати, по-моему,.. они. Конечно, бюргеру такие нравы созерцать негоже, и даже непристойно. Семейных тайн запретное гнездо священно, то вам знакомо благородные вельможи. Хотите ли его услышать самого Вильгельма Фридемана, он преданно вас ждет за дверью.
   
   ЛАНГЕ
   Ну что, зовите, претендента на высокий пост.
   
   Входит Фридеман…
   
   ФРИДЕМАН
   Приветствую сенаторы, за честь высокую предстать пред вами.
   
   ЛАНГЕ
   Известно ль вашему отцу, что вы вакансию сию желаете на эту должность?
   
   ФРИДЕМАН
   Конечно, нет, и коль узнает он, то это будет испытанием для него огромным, и мне достанется, поверьте, от души, вы знаю нрав его с годами знали. Прошу любезнейше вас раньше времени ему не сообщайте!
   
   ЛАНГЕ
   Подумаем и сообщим решение свое. На том, сенаторы достопочтенные собрание наше закрываю.
   
   Эрнести и Фридеман уходят…Сенаторы возбужденные услышанным не на шутку разгорячились и страстно начинают дискутировать между собой....
   
   СЦЕНА 14. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Бургомистр видя, что ничто не помогает, но смятение сенаторов увеличивается, взял перо и писал приказ об увольнении кантора. Сказав, при том: невиновен я в смещении мастера сего; смотрите вы. Выходя, он встретил одного ученика кантора, по имени Альтниколь; сего заставили нести приказ о смещении мастера.
   
   «СТРАХ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/78.html)
   1. Страх, лучший в мире эскулап
   С лиц, - фальшь мудрости срезает
   Гений, раб или сатрап:
   - на кресте, на излом парящих рук
   в тутти мук цену жизни постигает
   - на кресте, вширь судьбы парящих рук
   мудрость мук к своей плоти примеряет
   
   На крест иди, себя проверь!
   Спеши, не жди, открыта дверь
   Соблазна блажь, потянет вдаль
   В срок скиснет мёд, погнется сталь
   Двух стрелок плеть погубит час
   Лягнет поэта в бровь Пегас
   Маяк потух, лампадой стал
   В тщеславье мир, добрей не стал
   Убийца брат, агнец сестра
   Лопочет жизнь в дыму утрат
   Греховный кляп рот не заткнет
   Синод души вердикт сожжет
   Сход гильотин, под бой часов
   Маяк застыл, лампадой стал
   Подвижничества век опоздал
   
   На кресте, на излом парящих рук
   В тутти мук, цену жизни постигает
   На кресте, вширь судьбы парящих рук
   Мудрость мук, каждый к плоти примеряет
   
   Кругом война, кругом братание
   Фанфары, так успех, тишь – эпитафия
   В снегах зимы, - весны дыхание
   Рожденью – громкий крик
   Стон - угасанию…
   Стрелки часов убыстряются
   в круге е-е-е
   Кто-то водою испачкал
   кровавые руки
   Время дрожащий ток вен
   как рельсы гудящие в стыках
   Кто-то другой добровольно
   решился на муки
   
   2. Страх, в красной парандже палач
   Взмах, и с плеч ирония слетает
   Гений, нищий иль богач
   На кресте, на излом парящих рук
   В тутти мук, цену жизни постигает
   На кресте, вширь судьбы парящих рук
   ко всевышнему взывает
   
   СЦЕНА 15. 1945 ГОД ДОПРОС В ТЮРЬМЕ КОНТРРАЗВЕДКИ СМЕРШ НОЧЬ
   
   ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА
   
   Закадровый голос Сергея…
   
   СЕРГЕЙ
   Меня ведут на очередной допрос. Опять те же вопросы и короткие исподтишка удары всегда в одни и те же места. Интересует главное: – Что было в пасторских бумагах? Повторяю, как китайский болванчик им в который раз: - Я их даже прочесть-то полностью не успел. Они же у вас, читайте. Ещё на перроне вокзала при аресте сразу же их изъяли. В бумагах тех старинных воспоминания композитора середины XVIII века, и только, поверьте!!! Вы же, гражданин начальник, сегодня братец пьяны отменно? Надрались, так сказать. Правда, а кто вам в том помеха. Как несёт от старлея луком, фу! - Ну, что бы такое сказать ему, чтоб не бил наотмашь, верзила? Может стихи почитать? Да-да, по крайней мере шанс будет. Опешит, - не факт? Разумеется удивиться, а затем? Ну, так я душу отведу, гулять так гулять, чем чёрт не шутит!
   
   Сергей поднял голову, чтобы не видеть удара в челюсть, набрал воздуха и громко, чеканя каждое слово...
   
   Раскрыт "Стейнвей"­­ - чёрная ракушка,
   надавит рука и вскрикнет вдруг клавиша:
   Не так закричишь с обиды,
   когда по тебе токкатой, партитой!
   
   Всегда во фраке празднично-праздный
   лоснящийся монстр, динозавр зубастый,
   негроидный сфинкс, надменный, брутальный
   письменный стол для мелодий летальных
   
   В дамских салонах на нем играли
   щурились дивы, шелками сверкали
   Галькой шуршали Шопена баллады,
   ноктюрны, мазурки, польки, сонаты
   
   Взбалмошным вихрем куражился Лист, -
   концертных роялей палач и садист...
   Шептала молитвы простудные
   соната слезливая - "Лунная"
   
   Раскрыт "Стейнвей"­­ - зеркальная ракушка:
   Кёльна собор или Лейпцига ратуша?
   Чёрного мрамора жаркий камин,
   над пламенем клавиш греюсь один!
   
   «АРИЯ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/85.html)
   ПРИПЕВ:
   Вздор, что любви законы познаны
   Профаны все: студент, декан!
   Спор, - без любви прожить, возможно, ли?
   Означает, - очередь твоя длинна
   
   1. Есть у любви свои мелодии:
   Полет двоих, когда мир спит
   Пространства вне, и вне времени
   Полет двоих, когда мир спит
   Пространства вне, и вне времени
   
   Бах ты и я, и ария
   Из гроздей нот
   струит вино
   
   2. Есть у любви свои гармонии:
   Приглушен стих, оркестр притих
   Под соло страсти церемонии
   Приглушен стих, оркестр притих
   Под соло страсти церемонии
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 16. В КАМЕРЕ ПОСЛЕ ДОПРОСА
   
   ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА
   
   Закадровый голос Сергея…
   
   СЕРГЕЙ
   Лежу на нарах в полном оцепенении. Сокамерники звонко похрапывают, накинув одеяла на голову. Следователь не ударил меня! Кипя бешенством, только несколько раз замахивался. Потом взял как кота за шкирку и пинком сапога выкинул в коридор. Всю ночь не мог заснуть. Лежал блаженно, как избежавший наказания нашкодивший ребёнок.
   
   СЦЕНА 17. ПРОСМОТР ФИЛЬМА. БОЛЬШОЙ ЭКРАН НА СЦЕНЕ
   
   ТИТР: "Рихтер непокорённый"
   Ремейк фильма режиссёра Бруно Монсенжона "Рихтер непокоренный", получившего золотую премию FIPA в 1998 году. Когда фильм в июле 1997 года был показан Рихтеру в первозданном виде, то тот сидел неподвижно, предельно сосредоточенный, и, когда фильм кончился, сказал просто и взволнованно: - Это я. Режиссер Бруно Монсенжон вскоре должен был приехать снова в Москву, но первого августа 1997 года Рихтера не стало. В Москве своего пристанища у Рихтера не было, потому ночевал он у кого придется: «у всех мне было хорошо, но приют у Нейгауза лучший, так как у него я спал под роялем». С начала восьмидесятых годов Рихтер играет только с нотами на пюпитре в полутёмных залах, где едва вырисовывается его силуэт. Он словно ощущает себя инструментом, посредством которого само искусство являет свои идеи. Звучит в исполнении Святослава Рихтера фантазия и фуга а-moll, которая плавно переходит в песню «Парусник любви».
   
   «ПАРУСНИК ЛЮБВИ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/68.html)
   1. В океане слов и снов парусник скользит любовь
   шторм и ураган добавили ран левый, протаранив борт
   Впереди кораблик ждет бухта с пальмою на взлет
   маленький причал, в зелени скал в зарослях от всех скрыт дом
   
   ПРИПЕВ:
   Ну, наконец-то, конец шальным, вздорным ветрам
   Коктейль побед из всех бед, один, с грустью выпью сам
   Ну, наконец-то, конец седым, хищным волнам
   Конец, и, наконец, швартовые тебе отдам
   В тумане заманит свершений алчущих фантом
   туманы растают, а с ними юношеский сон!
   
   2. Горизонты слов и снов бороздит фрегат любовь
   верою храним, не случиться с ним ни беды, ни катастроф
   Сталь объятий не разжать, губ дрожащих не унять
   лиц тревожных свет, как маяк для всех далью вылечить нельзя страсть!
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 18. ЛЕЙПЦИГ 1750 ГОД ДОМ СЕБАСТЬЯНА
   
   Себастьян ослеп. Слёг под тяжестью предательств. Внезапно прозревает. Зовет к себе Альтниколя, который записывает с голоса последний хорал. Изнеможённый он просит ученика приготовить для записи бумагу для рассказа об очень важном в своей жизни. Приоткрыта дверь в спальню. Из глубины виден Себастьян в постели. Он что-то говорит Альтниколю. Дверь на какое-то время ветром захлопывается. В предбаннике на стульях сидят родственники и друзья Себастьяна. Кто-то встает, нервно ходит. Почти нет разговоров, кто-то шёпотом обращается друг к другу. Через какое-то время Альтниколь выходит с кипой исписанных листов из комнаты. По его лицу все сидящие понимают, что случилось минуту назад. Все спешат к телу маэстро.
   
   «БЕЛЫЙ АНГЕЛ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/82.html)
   1. Как же ты красив белый ангел,
   Светом раздвигающий сон
   Ты с картин сошел Леонардо,
   Или же с Рублевских икон?
   Сам с собой впадаю в согласие,
   Кутаюсь в бездонности крыл
   Подавляю жизни ненастья,
   Светом, что ты подарил
   
   ПРИПЕВ:
   Я так устал от чреды невзгод,
   Не вспомнить счастья забытый код
   Ведь третий год любимой нет со мной
   Мой белый ангел, возьми с собой?!
   
   2. Как же ты красив белый ангел,
   На закате златы крыла
   Ты присел недолго на камень
   У реки, журчащей века.
   Тонкие персты разбросаешь
   Вопрошая к нам немотой
   Ты один только знаешь
   На вопрос ответ не простой
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 19. ДРЕЗДЕН 1717 ГОД КОРОЛЕВСКАЯ КОНЦЕРТНАЯ ЗАЛА
   
   ТИТР: Противостояние в Дрездене
   Ранней осенью в Дрездене собралась после летних вакаций вся придворная знать, а музыкальная жизнь была ознаменована приездом на гастроли из Парижа блестящего виртуоза - клавесиниста, сочинителя органных и клавирных произведений Луи Маршана (1669-1732). События развивались так. Французский органист Маршан своей игрой всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества. Соревнование Маршана и Себастьяна устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании выставили два клавесина. Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан уже собирался перейти к коде заиграл Себастьян. Что-то было не от придворного мира в этом молодом музыканте, вместе с тем внушало доверие полное отсутствие у него стесненности, скованности. Себастьян играл ту же самую арию, которую еще исполнял Маршан. Причем, несмотря на то, что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим... Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше - француз или немец. Церковный органист, концертмейстер провинциальной капеллы превзошёл своим искусством светской импровизации версальского артиста. Король распорядился наградить виртуоза из Веймара ста луидорами (которые Себастьян так и не получил). Назначили турнир, но он не состоялся! Знатный артист не появился в назначенное время. Посланный в гостиницу чиновник, возвратившись, сообщил хозяину дома, что с экстраординарной почтой монсеньор отбыл во Францию. Гость не отдал даже положенных прощальных визитов, уехал не сказавшись.
   
   СЦЕНА 20. ДРЕЗДЕН 1717 ГОД ДВОРЦОВАЯ БЕСЕДКА В САДУ
   
   СЕБАСТЬЯН
   Записка Ваша, сударь, здесь я. Из тени выходите, я один. Все не пойму к чему такая скрытность, спешка?
   
   МАРШАН
   Простите, Себастьян, вас оторвал от королевского застолья?…
   
   СЕБАСТЬЯН
   Да, ладно, я и сам искал знакомства. Немного нас владеющих мозаикою клавикордов, умеющих богатых с нищими в расставленные сети нот завлечь.
   
   МАРШАН
   Не знал, что в Дрездене найду свою Голгофу и распятье. Бегу от вас я, Себастьян, а вслед за мной позор, молва, придворный прочий вздор.
   
   СЕБАСТЬЯН
   Да, полноте, нет никаких трагедий! Я только тему вашу приукрасил парою мордентов слегка, чуть-чуть подбросил парочку поленьев в печку, и что с того? Мы разных стилей с вами по рожденью! Не может немец и
   француз быть слепками едиными в искусстве галерее. Не долго молод я, но ваша тонкость в мастерстве, мне вовсе не даны, поверьте?!
   
   МАРШАН
   Вы благородны и умны не по годам, вельможной выспренности вовсе в вашей стати не заметил. Так браво, браво, Себастьян, теперь я вас уж точно не боюсь! Мое признание искренне. Мне разрешите денег дать? Я вижу - не богаты вы. Быть может в комментариях своих вы не таким убожеством меня представите в кругах владеющих искусством клавиш.
   
   СЕБАСТЬЯН
   Так мне пора, жена и сын в покоях Фердинанда затерялись. Спасибо за признание заслуг. Из уст великих исполнителей не часто приходилось слышать, не это ли награда. Быть может вы останетесь? И дом мой навестите завтра? Мы на органе сможем вместе поиграть, я Куперена пьес совсем ещё не знаю?
   
   МАРШАН
   Как быстро вы меня в друзья свои вписали. Я восхищён расположением и учтивостью, добрейший Себастьян! О, если бы напыщенных вельмож дворцовых шёпот мне не слышать, не только б день, а год бы с вами я провел. Спешу в Париж, да, кстати, с вашим мастерством я смог бы при дворе для вас найти достойнейшее, в капелле короля престижное по рангу место?
   
   СЕБАСТЬЯН
   Нет, нет, месье Маршан, сейчас судьба ко мне местами расположена пристойно. Да, и не отпустит Веймар. Да к тому же мой французский, - слов десяток наберу. Нет, нет, благодарю вас, приглашение обязывает много.
   (ненадолго задумывается, смущённо поправляет манжет)
   Я композитор, сударь, и не для залов шумных чембалист. Во мне ёж маленький блуждает. Пока десятка три страниц не испишу, так он уколами своими досаждает. Я слышу слишком многое того, что людям вовсе к счастью не доступно. Не хватит времени, печаль одна, из нот архитектурный храм своей мечты построить. Палаты строить для вельмож, так этот труд я отдаю другому. Скорей всего смешон среди высокого собрания, и стиль одежды моветон, семейный рай я не отдам взамен признания…Все суета и царский пышный трон, побед великих войн фанфары. Все суета, ни что случайно не заходит в дом и не одаривает даром. Десятки жизни лет, короткий срок, - так кто способен освежить лекалом новизны мелодий вечных обновление от весны?
   
   МАРШАН
   Я потрясён, прощайте, этой встречи видно долго не забыть. Презрение всей вельможной челяди Европы будет не смертельно. Не проиграл, благодаря вам выиграл проиграв, приблизился на час к познанию? Прощайте, а скорее до свиданья, быть может, вскоре встретимся на кончике судьбы!
   
   «НАМ ЛЮБИТЬ ДАНО»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/74.html)
   1. Мы пришли совместно к знанью к отрицанью увяданья
   к таинству любви
   Мы пришли к основам веры к укрепленью слабых нервов
   к магии любви
   Мы пришли к истокам счастья через беды и ненастья
   в царствие любви
   Мы пришли через страданья, униженья и стенанья
   к алтарю любви
   
   ПРИПЕВ:
   Не дано звездой светиться (нам),
   не дано парить, как птица (нам),
   лишь любить родные лица
   нам дано,
   нам любить дано
   Не дано прожить два века (нам)
   не дано вне круга бегать (нам)
   избранного человека
   суждено
   полюбить дано
   
   2. Мы пришли к концу начала, ко вселенной в точке малой
   к истине в любви
   Мы пришли к основам долга перед судною Голгофой
   к вечности любви
   Мы пришли к всесилью света им одним земля согрета
   к нежности в любви
   Окрыленные без страха, в страсти повторяя Баха
   силою любви
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 21. БОЛЬШОЙ ЭКРАН НА СЦЕНЕ
   
   ТИТР: Свингл Сингерс
   Ремейк фильма о вокальном ансамбле «Свингл Сингерс». Коллектив образовался 40 лет назад в Париже. С самого первого диска "Jazz Sebastian Bach" номинированный на Grammy октет стал известен во всем мире. Звучит номер «Свингл Сингерс» с баховским фа минорным ларго в исполнении Кристины Легран, переходящий в песню «Концерт фа минор».
   
   "КОНЦЕРТ ФА МИНОР"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/98.html)
   1. Клавирно - эфирный концерт фа минор
   Мгновенный наркоз, засыпаю,
   В безвременной неге блуждаю,
   Вселенной вдыхаю простор
   
   2. Клавирно - факирный концерт фа минор
   Часть средняя — томное ларго,
   То вдруг зазнобит, то мне жарко
   Секрет не раскрыт до сих пор
   
   3. Клавир - ювелирный концерт фа минор
   Как маятник звук пиццикато,
   Разносится эхом стократным
   Изысканной темы узор
   
   4. Клавирно - ампирный концерт фа минор
   Тюльпаны взорвались в бутонах,
   Свисают с рояля в поклонах
   Безвременной славе укор
   
   5. До боли короткий концерт фа минор
   Аллегро, ларго и престо
   Как будто гляжу с Эвереста
   На цепь послебаховских гор
   
   СЦЕНА 22. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
   
   ЕВАНГЕЛИСТ
   Пожалуй, хватит, истинно говорю. Пусть приумножиться сказанное в сердце вашем…
   
   Евангелист захлопывает книгу и уходит.
   
   «МУЗЫКА ДОРОГ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/80.html)
   1. Зубы разжала тлетворная пасть:
   - деньги, карьера, жизнь всласть
   Если нет смысла в жизни совсем
   Ну, так рискну этим всем!
   
   ПРИПЕВ:
   Зазвучала музыка, музыка дорог
   У мечтаний розовых есть срок
   Зазвучала музыка, музыка разлук
   Ты меня одна поймешь, возлюбленный друг
   
   Юный флейтист полковой,
   Зазывает снова на бой
   Враг впереди, а не ждет за спиной
   Может не стоит спешить,
   Жребий с фортуной делить?
   Быть иль не быть, - песок в колбе струит?!
   
   2. Зубы разжала тлетворная пасть:
   - гордость, над слабыми власть
   Сам заковался в злато цепей, -
   Суд высший злата сильней
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 23. 1759 ГОД ЛЕЙПЦИГ ЦЕРКОВЬ СВ.ИОАННА У ЗАХОРОНЕНИЯ И.С.БАХА
   
   Девять лет после смерти кантора. Анна Магдалина с молитвой у могилы мужа.
   
   ФРИДЕМАН
   И в прелести и грации предстали взору моему, вдова?! Два года мы не виделись. Как…
   
   АННА МАГДАЛИНА
   А это ты? Я умоляю, уберись, пожалуйста, скорее. Не беспокой меня, пустое, Фридеман. Я тороплюсь, больной ребенок ждет меня , он, кстати, брат тебе, помог бы ты ему деньгами? Ты знаешь, в нищете семья великих Бахов пребывает!
   
   ФРИДЕМАН
   Мне нужно многое тебе сказать, забудем прошлые обиды. Смотрю с годами краше ты, но не приветлива, знакомые картины.
   
   АННА МАГДАЛИНА
   Когда был жив отец, его ты жалил больно языком, и прочими заплечными делами. Не успокоился, на очереди я. Так не старайся! Соседский врач сказал, что я больна и жить не долго мне осталось. Ты лучше силы бы сберег и младшим братьям состраданием помог. Неужто у тебя в крови нет капли жалости к семейству Бахов? Без денег мы совсем остались, и униженья нищенства влачим суму в преддверье праха.
   
   ФРИДЕМАН
   Ну, полно. Я бы рад помочь отцовскому созвездью отпрысков, но, к сожаленью, сам так нуждаюсь в помощи теперь. Жизнь музыканта не стезя к обогащенью…
   
   АННА МАГДАЛИНА
   Но глядя на твои наряды, вряд ли это скажешь?
   
   ФРИДЕМАН
   То мишура, но не о том тебя спросить хотел я? Где записи, что сделал Альтниколь, подолгу у постели моего отца строча в тетради? Прослышал я, он умер, может быть не так давно? Тогда кому, он сочинённое со слов отца, доверил? Хочу вот книгу написать. Затеял для потомков дело. Жизнь Себастьяна в героических тонах изобразить. Нуждаюсь, Анна сердобольная, в подробностях отца свершений?!
   
   АННА МАГДАЛИНА
   Каков ты, злобный сын добрейшего отца. Ты дорогую жизнь воистину святого человека до нельзя сократил своим паскудством! Так вот что, страшный человек, молись. Ты в церкви, сердце чёрное отмой здесь искренним раскаянием! Быть можешь, вымолишь всевышнего прощенье! А зятя Николаса, понимаю для чего тебе нужны, воспоминания. Ты хочешь скрыть концы участия сыновнего в кончине Себастьяна. Свою зловещую, предательскую роль, ты хочешь просто утопить в забвении? Но нет страшней, чем совести своей жестокий суд. Призренье с осуждением моё, всего то, мести от меня не будет!
   
   ФРИДЕМАН
   Но Анна! Не только я повинен отца и Себастьяна смерти. Не ты ли за спиной у праведного мужа со мною неге тайной придавалась?
   
   АННА МАГДАЛИНА
   Остановись, не смей своими гнусными словами божий храм тревожить! Меня, замученную детворой и домом, не ты ли грубо донимал, повсюду не давал прохода? И пусть с насильничал единожды коварно, я факт от мужа сей скрывала: чтоб не убить реальностью жестокой твоего отца. Хотела руки наложить я на себя, но, слава богу, Себастьян сам в сущности твоей и без скандала разобрался. Он добрая душа, простил меня, но слег убитый и подавленный известием скорым. И правду горькую падения сына, который древний Бахов род
   бесчестьем тайным очернил, самоубийственно унёс с собой в могилу.
   
   ФРИДЕМАН
   Последнее, - скажи, так знал ли Альтниколь всю правду из отцовых откровений?
   
   АННА МАГДАЛИНА
   Не знаю, мне бумаг он не показывал, читать их не давал! Скорей всего записывал он музыку хоралов. Не до того отцу истории свои о жизни составлять для эпитафий.
   (отворачивается от Фридемана)
   Так, уходи, мне помолиться надобно. Украл ты как всегда мгновенья с Себастьяном нашего общения. Любили кирху эту мы. Здесь окрестили мы детей и к богу искренне взывали. Иди, иди же, Фридеман, без благословения моего, прощения от сердца…
   
   Фридеман отходит от Анны Магдалены и бесцельно бродит по пустой кирхе Св.Иоанна. Замирает лишь у картины «Поцелуй Иуды». Прищуривается, качает головой и зло улыбается.
   
   "ОТЕЦ"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/77.html)
   1. Отец, смотри скорее на меня, вот твой сын, стоит!
   Отец, как ты хотел создать подобие себе? Создал чудище…
   Отец, любовью нежной с детства был я окружен, теперь же завистью сражен?
   Закрылась от меня и навсегда воспоминаний дверь, что теперь?
   Есть Бог один, не может быть их два - да, не два!
   Исчадьем ада стать моя судьба мне дана, а-а
   
   ПРИПЕВ:
   Беги, беги Иуда!
   Не жди, не будет чуда
   На эшафот суда отца а-а
   Конец узнай Иуда,
   Твой судный день наступит
   и по делам воздаст…
   
   2. Отец, смотри скорее на меня, вот твой сын, стоит!
   Ты копию мечтал создать свою - на груди согрел змею
   Отец, за что проклятье надо мной висит и смердит,
   пытаясь высший образец любви создать, как мог не знать?
   Что ждет удобный случай сатана не зная сна,
   Что серебром сыновним плачена стезя – бесчестия, а-а…
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 24. НАШИ ДНИ ПОБЕРЕЖЬЕ ФИНСКОГО ЗАЛИВА ЛЕТО ЗАКАТ
   
   Иван Ручьев босиком прогуливается по песчаному краю берега. Набегающие небольшие волны легко плещутся у ног…
   
   «СОННЫЙ ПЛЯЖ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/100.html)
   1. Я помню в молодые годы
   Когда еще совсем не знал
   Промозглую печалей горечь
   Часто к морю убегал
   Там наигранно страдал
   И надрывно рифмовал печали
   
   2. Безжалостно бежали годы
   Печалей горечи испил, увы, сполна
   О том бы рассказать, но нет уж мочи
   Пою я лишь о том, что осень
   Пою я лишь о том, что осень
   Так восхитительна…
   
   ПРИПЕВ:
   Сонный пляж, волна с шипеньем пен
   Шепчет в такт:
   все в этой жизни тлен!
   Ах, Шопен, не в том твоя ль вина,
   Что музыка пьяней вина?
   
   К прогулке присоединяется Анна и нежно обнимает мужа.
   
   РУЧЬЁВ
   Уже ли разлюбила, и подтверждению мысли явь, а может быть сомнений сон короткий?
   
   АННА
   Так попытаюсь догадаться, - опять расставлены преграды на пути и гложущие мавра смутные сомненья! Закат, волны набег, а ты опять свою шарманку расчехляешь! Иван, моя любовь к тебе не тема рассуждений. Коль разлюблю ты будешь первый, кто услышит, но даже думать я об этом не хочу. Как чужды мне в напевах моря, когда ты рядом есть лишь счастья музыка одна!
   
   РУЧЬЁВ
   Хочу я знать, сильны ли в сердце девичьем и долги постоянства чувства?
   
   АННА
   Ты о своём, но что теперь причиной разума с ненастьем грозным?
   
   РУЧЬЁВ
   Нет, ничего, одни предчувствия и возраст мой несносный…
   
   «ПОМНИШЬ ЛИ ТЫ, АННА?»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/73.html)
   1. Час свиданий тет-а-тет на закате дня
   ты сама себе не веришь любишь ли меня?
   Расставанье тет-а-тет в утренних росах
   нет ответа до сих пор в пепельных глазах?
   
   ПРИПЕВ:
   Помнишь ли ты, Анна, Анна, Анна,
   лился с неба манной нежности дождь?
   Помнишь ли ты, Анна, Анна, Анна,
   четверть тон обмана, наважденья дрожь?
   
   2. Час наитий тет-а-тет дребезжит спинет
   менестрель разлуки спел лучший свой сонет
   Час прощаний тет-а-тет бриз вуали снят
   от любви ответа нет прав кто, виноват?!
   
   РЕЧИТАТИВ
   Здесь правит случай, он надежды брадобрей
   в обильной пене слов щетину подбривает дней
   Но не суждено дважды пить влюбленности вино
   из любимых мятных рук с музыкой минорных мук
   
   3. Встреча взглядов тет-а-тет на закате дня
   модуляция волненья достигает ля
   Шепот тихий тет-а-тет солнце скрылось вгладь
   час пробил по всем канонам коду проиграть
   
   АННА
   Ручьёв Иван, монах и убелённый схимой старец! Таких разбойников как ты, Иван, не видел белый свет. Да и пират, что нападает на врагов коварно, чуть что на абордаж и каравеллу ждет конец. А сдались, женщин всех в гарем, одной лишь повезло её одну запрятал под венец. Мужчин без исключения всех он в цепи, бесцеремонно - есть на Роджере всегда кузнец. Серьезно, так профессора женила на себе не для того, чтоб ревностью вот так ломать свои усилья. Вы мне нужны для несколько иного, чтоб в юный малый - молодой пират мог защищать от ревности отцовой любящую мать.
   
   РУЧЬЁВ
   Я что-то не пойму, хотя намёк прозрачен? Не уж то скоро буду я отцом, любимая, слова твои об этом значат?
   
   АННА
   Ну, наконец, ревнивец безутешный! Не безнадёжны, можете понять! Да, будущий отец, пройдет пол года и вас с пелёнками не каждый сможет распознать!
   
   Влюблённые заходят в прибрежное кафе на берегу залива. Иван покупает у официантки Анне букет цветов…
   
   «Я ТАК ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/63.html)
   1. Я так тебя люблю, я за тебя молюсь
   мой дирижер разлук вздорный
   Я так тебя люблю, клавирный таит звук
   мой пианист любви гордый
   
   ПРИПЕВ:
   Ну, почему всегда, сжата любовь полюсами?
   Страсть-боль, смех-грусть
   Ну, почему всегда, рушится вдруг мир влюбленных?
   Свет - мрак, снег - дождь
   
   2. Я так тебя люблю, ты вспомни обо мне
   в час безысходный тот самый
   Я так тебя люблю, приду к тебе во сне
   дневные залечить раны
   
   ПРИПЕВ:
   Ну, почему всегда в конце пути нас ждет дорога?
   Вниз - вверх, друг - враг
   Ну, почему всегда, встречу сменяет даль разлуки?
   Тишь - звук, сон - явь?
   
   3. Испить хочу до дна мелодии твои
   мой музыкант любви ратный
   Под клавиши твои давно за забытый стих
   вибрирует струной набатной
   
   СЦЕНА 25. КОНЕЦ 17 ВЕКА ДОМ ДЯДИ КРИСТОФА
   
   Себастьяну 10 лет. Ночью тайно через зарешеченный массивный книжный шкаф дяди Кристофа он вытаскивает ноты, чтобы переписать их при луне в свою тетрадочку. Переложив струны клавесина ночной рубашкой, он голым играет, глядя в ноты. Идиллию нарушает вошедший с подсвечником дядя. За совершённое самоуправство Себастьян наказан: - оставлен на ночь молится в алтарной комнате. Глядя на евангельский триптих подросток видит театральное действо с музыкой будущих своих ораторий.
   
   «ТАМ»
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/66.html)
   1. Если грусть беспросветно застрянет в груди
   в филармонию ты непременно приди
   Там в убранстве колонн, в свете праздничных люстр
   совершается чудо, просветляется грусть
   
   ПРИПЕВ:
   Там РУЧЕЙ вновь журчит
   Это БАХ орган включил
   
   2. В серебристом убранстве хоралов и фуг
   совершенствами дышат каждый тембр и звук
   Побродить босиком по росистым лугам
   и февральскую стужу, поверь, можно там
   ПРИПЕВ.
   
   3. Уходя к горизонту с котомкою лет
   О себе оставляем лишь черточек след
   Но не многим дано из тысяч творцов
   Пронести яркий факел в подвалах веков
   
   Бах есть Бог, Бог есть Бах
   Свил гнездо в сердце моем
   дивной музы птах
   
   СЦЕНА 26. 1829 ГОД БЕРЛИН ЗАЛ ПЕВЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
   
   Замкнутое пространство перед выходом на сцену. Уткнувшись головой в стену Феликс Мендельсон ритмично размахивает дирижёрской палочкой.
   
   МЕНДЕЛЬСОН
   (декламируя стихи)
   Осунулся маэстро, разом как-то сдал
   Не стал дописывать «Искусство фуги»,
   хромая пиццикатно зашагал,
   сходя андантово на круги...
   
   Где-то совсем рядом настраивается симфонический оркестр. Через разом распахнувшуюся бархатную портьеру Мендельсон вырывается на ярко освещённую сцену с хором и оркестром. Над сценой нависли три креста с распятыми людьми. Публика в зале превращается в толпу зевак на Голгофе. Звучит финальная часть из оратории Баха «Страсти по Матфею». Музыка затихает появляются молодые люди в обыденной молодёжной одежде.
   
   "ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/76.html)
   1. Сотни дивных нот разложены по полочкам
   понапрасну ждут прочтения в шкафах
   К сердцу зря ль мостил клавирные дорожечки,
   автор складных темпераций, Бах?
   
   ПРИПЕВ:
   Грехов каждому сполна отмерено
   их искупить возможности жаль нет
   Спасти души наши сможет мессия
   Себастьяна пятый элемент
   РЕЧИТАТИВ:
   Двенадцать апостолов у Христа
   Двенадцать делений в астральности свода
   Двенадцать месяцев в спиральности года
   Двенадцать звуков, - октавный круг
   Двенадцать капель в сосуд тональный падут
   Двадцать четыре зарубки в сутках
   Ритмично время бежит хроматично хромая
   То что «до» в себя залетит, наивно и не узнает
   Двадцать четыре раза власяницу примерив,
   В ручей исцеляющий в сомненье лишь веришь
   
   2. В складках пыльных дня в накидке росной ночи ли?
   С Андромедой в споре Голиаф
   К сердцу зря ль мостил клавирные дорожечки,
   автор складных темпераций, Бах?
   ПРИПЕВ.
   
   СЦЕНА 27. 1927 ГОД ГАБОН ЛАМБАРЕНА ДЖУНГЛИ АФРИКИ
   
   Десяток темнокожих людей толкают через заросли деревянный контейнер на салазках. Ими руководит пожилой с длинными усами мужчина в пробковом шлеме, в длинных шортах. Когда в его просторном доме вскрывается короб, то перед всеми предстает дорогой резной комнатный орган. Негритянские подростки накачивают меха. Альберт Швейцер возвышенно исполняет хорал Баха. На звуки сбегаются жители деревни и испуганно слушают, как их лечащий доктор извлекает дьявольские звуки. После импровизированного концерта все расходятся кроме девочки подростка.
   
   ШВЕЙЦЕР
   Красотка Кэт, как горлышко твоё? Лекарство дал тебе, ты принимала? А плачешь, приключилось что?
   
   КАТРИН
   (показывая пальцем на орган)
   
   ШВЕЙЦЕР
   Мне ясно, испугалась страшных звуков. Но я тебе сыграю песенку другую. Такие часто слышу я, когда играетесь вы у реки.
   
   Слегка фальшивя, Катрин поёт песенку под простенький аккомпанемент органа и переполненная счастьем убегает…Швейцер остается в доме один. Садится за письменный стол и вглядывается в портрет Баха в ажурной рамке. Снова подходит к органу и мощно взрывается игрой токкаты ре минор, которая переходит в финальную песню «Наша жизнь». На сцену выходят все принимающие участие в мюзикле и совместно подпевают в припевах. Постепенно сцена заполняется дымом...
   
   "НАША ЖИЗНЬ"
   (http://video.mail.ru/mail/vladga55/59/67.html)
   1. Наша жизнь, как в битой банке рыбка
   Мечется, почуяв страх
   Нам, всем беспечным нуворишам
   Раздает алмазы нищий Бах
   
   2. Наша жизнь, как тоненькая свечка
   На ветру горит в слезах
   Нам, всем беспечным нуворишам
   Раздает дворцы бездомный Бах
   
   3. Наша жизнь, как поиски заветной
   Истины, которой нет в словах
   Нас, всех обманутых желаньем
   Успокаивает музой Бах
   
   4. Наша жизнь, как встреча на дороге
   С теми, кто так сердцу мил
   Нас, всех отравленных печалью
   Знахарь Бах, органом исцелил
   
   ЭПИЛОГ
   
   НАЧАЛО 18 ВЕКА ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА, КАК В ПРОЛОГЕ МЮЗИКЛА
   
   Рассеивается пыль (дым) от только что промчавшейся кареты. Юный Себастьян, смачно чихнув, продолжает в прекрасном расположении духа свой пеший путь, постепенно удаляясь за горизонт под задорную пасторальную арию из Охотничьей кантаты.
   
   КОНЕЦ
   
   P.S. В полном объёме видео-либретто мюзикла "СТРАСТИ ПО СЕБАСТЬЯНУ", смонтированное с одновременной возможностью просмотра музыкальных клипов на http://blogs.mail.ru/mail/vladga55/
   
   ©2008, Влад Гамов
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта