О работе «Евсеево счастье» автора В. Корсукова Перед автором, задумавшим написать рассказ о жизни простых людей, об их незатейливом быте, стоит сложная задача. Здесь всегда есть большая опасность пуститься в безжизненное бытописание, сухое и искусственное воспроизведение подсмотренных у жизни наблюдений, при этом само произведение было бы мертвым, бездушным, оставляло у читателя ощущение вторичности рассказа перед жизнью, чувство, что это лишь слепок с живой натуры. Только настоящему мастеру под силу создать произведение, не просто описывающее эту жизнь, как она есть, но которое в себе самом сохранило дыхание жизни. В 60гг. ХХ века в нашей литературе появилась целая плеяда писателей, основной художественной задачей которых стало изображение простого человека, сельского или деревенского жителя, нелегкой его жизни, полной труда и забот; проникновение в самый характер, личность простого русского мужика – вечного защитника и опоры страны. Среди этих писателей были такие признанные мастера, как В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов и другие замечательные представители деревенской прозы 60-гг. В сегодняшних условиях все более и более возрастающей урбанизации (доля городского населения в России за последние сорок лет выросла с 52,4% до 73,1%) интерес к существованию простого жителя деревни и сельской местности ослаб, современных авторов интересует совсем другой тип героя. Тем приятнее и удивительнее было увидеть среди конкурсных текстов произведение, которое по тематике, стилю, языку относит нас к яркому, мощному, важнейшему для всей русской литературы явлению - деревенская проза. В рассказе В. Корсукова «Евсеево счастье» представлена человеческая жизнь во всей своей невымышленной простоте. Это литература, превосходящая литературу - в ней чувствуется естественность жизни, сама ее душа. При чтении создаются ощущения подобные тем, что являются при восприятии картин художников-передвижников, когда стоишь перед полотном и слышишь, как шумит лес и журчит тоненькая речка, чувствуешь запах прогнившей древесины старого моста и только тут во всей полноте замечаешь скромную, тихую, грустную красоту нашей русской природы. Рассказ написан спокойными, мягкими тонами, оставляет после себя тихую грусть и чувство щемящей русской тоски. Столько здесь всего невысказанного, невыразимого, того, что можно почувствовать только сердцу. Автор повествует о жизни простых трудовых людей, которые и сказать всего не умеют, но обладают внутренней культурой, терпением, талантом, надеждой и верой в жизнь, несмотря ни на что. Осторожно, тонкими штрихами–намеками писатель изображает любовь - простую, человеческую: встретились в большом мире два одиноких человека и живут в согласии, чтобы теплее друг другу было. Живут себе дед Евсей и бабка Клавдия тихо, мирно, люди разные, друг-другу загадочные, разные прошли пути, жизнь свою прожили, а умирать вместе Бог свел. Особенно интересен и важен для понимания характеров героев заключительный диалог. Приведу весь эпизод полностью: «Замолчали. Поохали, покряхтели малость и затихли. Казалось, уснули. Но через некоторое время Васильевна встала. - Господи, - она ворча слезла с кровати, прошла к выключателю. Зажглась неяркая лампочка. Бабка в длинной ситцевой ночнушке стала у постели. – Всю жизнь с имя мучаюся, а свыкнуться – ну никак. - С кем это? – спросонья недовольно спросил Евсей. - Да с клопами. Поедом жрут, паразиты чертовы. Уж и дустом морила и ромашкой - никак не выходит. - Надо эта... – посоветовал Евсей, - уксусом надо. Полопаются клопы-то. Разом. Только их махом надо, уксусом-то. Васильевна недоверчиво и внимательно посмотрела на Евсея. Потом рукой махнула и погасила свет. - Спи давай. Уксусом. Удумал тоже. Уксусник. Спи давай. - Сплю, - пробурчал Евсей». В этой сцене автор использует прием умолчания. Читателю остается самому догадаться об истинной причине внезапного подъема Клавдии среди ночи. Не клопы, а осознанная любовь к единственному близкому человеку, любовь, рожденная сочувствующей жалостью и боязнью потерять – вот что не давало заснуть старухе Клавдии после разговора с Евсеем о смерти. Встала возле кровати его в ночнушке, потому что обнять хотела, к груди прижать, пожалеть. Особое внимание обращает на себя мастерство писателя в создании речевых портретов героев – ярких, образных, живых. Надолго останется у меня в памяти добрый дед Евсей с резными своими люльками и гробом-шкатулочкой, со своим загадочным, томящим сердце счастьем. Прошу включить рассказ «Евсеево счастье» в общий Шорт-лист. |