О чем я писать не буду. Я не буду писать о том, что очевидно. А очевидно что: 1. Михаил Нейман владеет словом, чувствует его и из совершено простых слов умеет сложить мозаику, наполненную смыслом и иронией. Именно эта легкость письма сразу же привлекает. 2. Ненормативная лексика, в изобилии посеянная по рассказу, его ничуть не портит: во-первых, см.п.1, во-вторых, рассказ, что называется, про самую что ни на есть жизнь. Такой рассказ в моей классификацииJ)) называется ТАКОЙ. А теперь собственно протрезвление!J))) В рассказе есть удачи, 1.и одна из основных – заголовок. Только после прочтения становится ясно, почему же он так называется. Ведь буквально-натурально первой женщиной лейтенанта М. была, говоря нормативно, дама поведения легкого. А стала первой именно та, в которой он увидел Женщину. 2. Первые пять абзацев – образец или эталон начала любого произведения. После них можно писать детектив с пятью убийствами, роман о любви, повесть о дедовщине в армии, о путешествии в любой точке мира, включая загробный.J)), солдатов Чонкиных и Теркиных и т.д. 3. Безымянность главного героя. Это «М» в имени лейтенанта – путь к обобщению «проблемы», и это – убедительно. В рассказе есть неудачи 1. Все, что написано про поступление в училище, про отца – лишнее. Именно эти абзацы выглядят чужеродными в рассказе, хотя и хорошо написаны. Ничего к раскрытию образа «М» они не дают. Читателю достаточно первой фразы « Лейтенант М. был чрезвычайно усат, незначительно кривоног и навязчиво весел.» и описания нравов в полку, чтобы все про него понять. Особенно лишним выглядит эпизод с добыванием отцом билета а поезд. Он нужен для того, чтобы подвести к тому, как «М» переспал с проводницей. Результат – добывание билета равно по размеру текста «истории любви.» Лишнее… Советую кусок воспоминаний, стоящего в строю перед отпуском лейтенанта «М», пересмотреть. Как-то криво он ложится на разрабатываемую тему. 2. Конечно, как-то надо донести до читателя историю с курсантской молодостью. Как? Думай, автор! Вы пошли самым легким путем – хронологически по его жизни. Но, опираясь на заголовок, Вы вполне можете строить уже упомянутую мозаику совсем другим построением. Вот тогда Вы и найдете стиль. Сейчас – все это читается как синопсис (выжимки) романа. 3.Последнюю фразу убрать однозначно!!!! Закончить вопросом! Это не просьба – это приказ!J)) 4.Теперь пойдем по тексту. А) «Иногда пытался острить САМОСТОЯТЕЛЬНО…» Но ведь анекдот он тоже рассказывал самостоятельно? Вы ведь хотели сказать, что «М» сам выдумывал шутки? Подумайте – слово неудачное. Б) «Исполнение было весьма посредственное» - ПОСРЕДСТВЕННЫМ. В) « Пар из его рта поднялся и завис в неподвижном воздухе. Формой, белесой мутностью и запахом напоминая лужицу разлитого самогона» Про «пар из его рта» уже писали. А к чему точка между «воздухе» и «формой»? Запятую надо.. Г) А есть такие недоразумения « КПитан И. был умным человеком…» Д) «, рядом с банкой открытых килек в томатном соусе.» И в чем же кильки были открыты?J)) Наверное, банка была открыта, а не кильки. Е) «Освещенный утренним солнцем, он стоял у изголовья кровати…» Следующий абзац – «-Боже мой, Боже мой, - сказал он, вцепившись В СТЕНКУ кровати…» Наверное, В СПИНКУ? Я не делала корректуру текста, я просто выделила увиденные недочеты. И их достаточно, чтобы понять, что надо работать над текстом. Работайте! |