Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Евгений Коновалов
Объем: 48 [ строк ]
Рецензия на стихотворение "Ветер злится, ветер рвется..." Романа Литвана
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Будучи членом жюри конкурса рецензий, я с нескрываемым удовольствием ознакомился с расположенными ниже рецензиями, опубликованными в рамках открытого конкурса "Поэзия".
 
Уважаемые рецензенты! С одной стороны, позвольте поблагодарить вас - ибо труд ваш, вероятно, потребовал больше времени, нежели принесет славы. Несмотря на это, мне бы очень хотелось, чтобы количество участвующих в конкурсе рецензий значительно увеличилось, а главное, чтобы увеличилось число рецензентов. Ибо каждый человек неповторим, как неповторимо и его восприятие поэзии, при том, что для написания рецензии, как мне представляется, не требуется ни специального образования, ни знания слов типа "амбивалентность" или "имманентность" - как не знаю их я. :) Одним словом, друзья, дерзайте, а уж в благодарных читателях, уверен, недостатка не будет.
 
При этом хотелось бы, всё-таки, заметить, что едкий жанр "рецензия" не предполагает ни пространных рассуждений о сущности поэзии, ни обильных литературоведческих изысканий, тем паче - цитат. Как жанр "стихотворения" определяет кратность, самостоятельность и выразительность, так всё то же верно и для рецензии. Отличительной же особенностью рецензии (по сравнению, например, с "эссе"), на мой взгляд, является критическая ее направленность. Друзья, все мы с вами, надеюсь, люди воспитанные и интеллигентные, и, опять-таки, надеюсь, умеем различать фразы "в третьей строфе неудачная рифма" и "сам дурак!" А потому, полагаю, не стоит стесняться критиковать автора - в рамках разбираемого стихотворения. В этом случае и саму рецензию читать интереснее и автору - несомненная польза. Ибо любое блюдо приятнее есть с солью (а то и - с перцем). При том, что грамотная критика всегда была и остается большой редкостью.
 
И, наконец, дабы мои слова не расходились с делами, позвольте самому попрактиковаться в написании критической рецензии - на первое попавшееся стихотворение, участвующее в открытом литературном конкурсе "Поэзия". Как член жюри, я не могу участвовать в конкурсе рецензий - так что этим своим мероприятием я не умалю шансы других рецензентов.
 
Итак, стихотворение "Ветер злится, ветер рвется..." Романа Литвана
 
Ветер злится, ветер рвется,
За окном — темно.
И трещит, и не сдается
Крепкое окно.
 
Вспоминаю, как сегодня,
Будто на заказ,
Случай, благородный сводник,
Познакомил нас.
 
Случай, случай. Мокрый ветер.
Мокрое лицо.
И на всем на белом свете
Рук твоих кольцо.
 
От полуденного чуда
Грустно и тепло.
И куда оно, откуда,
Ветром ль унесло?
 
Мокрый ветер забавлялся,
Юбку теребя.
Я рванулся... И остался,
Разлюбив тебя.
 
Что за странная причина?
...Уходила ты
И обиженно, и чинно,
Зло, без суеты.
 
И была еще желанней,
В миллионы крат.
Тем чудовищней пред нами
Был я виноват.
 
Полон нежности и страсти,
Я томлюсь в веках.
Мы у вечности во власти.
Полночь на часах...
 
-------------------
 
Стихотворение написано вполне классическим силлабо-тоническим 4-стопным хореем, с усеченной стопой - в четных строках, и состоит из 8 четверостиший с чередующейся (женской-мужской) рифмовкой. В смысле выбранной формы нареканий нет. Единственное, что, на фоне развития русской поэзии 20 века, она (форма) выгядит несколько старомодной. Впрочем, любой недостаток формы может быть оправдан и искуплен замыслом.
 
Стихотворение представляет собой историю любовного чувства, по видимому, не состоявшегося. Наряду с элементами сюжетного повествования ("Случай, благородный сводник, // Познакомил нас."; "Я рванулся... И остался, // Разлюбив тебя.") автором используются неявные ассоциации, призванные подчеркнуть переживания лирического героя ("И трещит, и не сдается // Крепкое окно", "Мокрый ветер забавлялся, // Юбку теребя."). Прием этот, сам по себе достаточно старый, в руской поэзии прочно связан с именем Иннокентия Анненского. Собственно, рецензируемое стихотворение вполне укладывается в поэтику Анненского, и положительно напоминает его "Стансы ночи" ("Эту ночь я помню в давней грезе, // Но не я томился и желал: // Сквозь фонарь, забытый на березе, // Талый воск и плакал и пылал.") - с той лишь разницей, что вместо ярких образов "Стансов" (написанных, между прочим, в позапрошлом веке) перед нами довольно общие перепевы на ту же тему. Слегка разбавленные не лучшими строчками, взятыми из раннего Блока - говоря о заключительной строфе.
 
Резюмируя общее впечатление, приходится признать, что данное произведение несамостоятельно и больше говорит о литературных пристрастиях Романа Литвана, нежели о нём самом. А ведь в именно в выражении сокровенного, присущего лишь автору переживания кроется секрет лирической поэзии.
 
Теперь от общего перейду к частному, к строчкам, образующим стихотворение. Бросается в глаза обилие общеупотребительных слов (грустно, тепло, нежность, страсть, вечность, суета, чудо и т.п.), вообще, шаблонность выразительных средств. На протяжении 8 строф встречаются лишь три мало-мальски заметных образа. Из них первый ("Случай, благородный сводник") кажется неудачным из-за сниженной окраски слова "сводник", оттого "благородный сводник" выглядит несколько комически, а (поскольку автор здесь серьезен) и неловко. Второй из образов ("Рук твоих кольцо") взят, например, из Окуджавы. А поскольку аллюзия со "Смоленской дорогой" не развивается и выглядит чужеродно, то это место кажется, просто-напросто, плагиатом. И лишь послежний образ ("Мокрый ветер забавлялся, // Юбку теребя.") принадлежит, по видимому автору и, хотя ничего неожиданого эта метафора читателю не сообщает, на фоне остальных блеклых строчке он выглядит лучше. О других же выразительных средствах языка в рамках данного стихотворения не приходится. Туманный символизм "ветра" и "окна" - не в счет. Ярких запоминающихся деталей мне в данном произведении также обнаружить не удалось.
 
Зато хватает несообразностей. Начиная с "Будто на заказ" (хотя правильно - по заказу; при том, что слово "заказ" приобрело в последнее время отчетливый "бандитский" оттенок, а потому всё четверостишие об обстоятельствах знакомства выглядит несколько двусмысленно) и заканчивая неожиданной гиперболизацией в предпоследней строфе ("В миллионы крат. // Тем чудовищней пред нами").
 
Остается неясной и путаница в обращении к героини - то на "ты", то на "вы", не говоря уже о манерности последнего. Завершающая строфа особенно неудачна из-за шаблонности используемых слов, достигающих концентрации полного тумана "у вечности во власти". За выспренностью, вроде того, что "Я томлюсь в веках", не видать ни реального чувства, погибшего по вине лир. героя, ни искренности этого самого чувства. И неуместные преувеличения вызывают здесь, скорее, улыбку, нежели сопереживание.
 
---------------
 
Одним словом, не вполне удачное произведение попалось мне на рецензирование. Что же, остается надеяться, что другие стихи из поданных на конкурс окажутся лучше. Пока же, остаюсь всегда ваш,
Евгений Коновалов.
Дата публикации: 21.01.2006 01:39
Следующее: Рецензия на статью "ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА" Андрея Бореева

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Рыжий[ 22.01.2006 ]
   Уважаемый Евгений!
   Я получил истинное удовольствие, читая Вашу рецензию. К сожалению, для большинства "критиков" чужое произведение - не более, чем повод щегольнуть собственными литературными дарованиями, Вы же делаете полноценный и обоснованный разбор рецензируемого стихитворения во всех его аспектах.
   Если у Вас найдётся несколько свободных минут, взгляните, пожалуйста, на вещицу, которую я прислал на этот конкурс. Было бы весьма интересно узнать Ваше мнение о ней. Заранее благодарен!
   С уважением,
   Александр (Рыжий)
 
Евгений Коновалов[ 23.01.2006 ]
   Спасибо, Александр. Действительно, критика - дело непростое, прежде всего - с точки зрения такта. Надеюсь, что эта рецензия написана достаточно корректно. Ваше "Племя крыс" я почитал, и это стихотворение, должен признаться, не особенно мне понравилось. На фоне, скажем, "Крысолова" Марины Цветаевой (да и самой оригинальной легенды о гаммельнском крысолове) ваше произведение выглядит не очень удачно, воспроизводя лишь некоторые поверхностные моменты сюжета. Идея же с "восстанием" также весьма поверхностна. Чувствуется, что вам близок рок-стиль и "Ария" - в частности. Когда-то я, надо сказать, был изрядным фанатом этого дела, теперь же мне это всё кажется достаточно ограниченным. Александр, как мне представляется, вы - молоды, а значит - "всё в ваших руках" (Кинчев :) Если стихосложение кажется вам вашим призванием - работайте, читайте. Читайте и классиков (поверьте, они не так замшелы, как может показаться), и лучших современных поэтов, и критику, и статьи по стихосложению (поверьте, многие таланты не гнушались этим). И при этом живите в своё удовольствие - и всё у вас получится.
   
   С симпатией.
Николай Хлебников (X-nick)[ 23.01.2006 ]
   "Весь исполненный волненья,
   Я корсет твой развязал,
   Ты со смехом убежала,
   Я ж задумчиво стоял ... "
   (Козьма Прутков)
   
   Стихи эти мне отчаянно не понравились. Знаменитый К.Прутков сказал и лучше, и более кратко и не пытаясь лукавить и намекать на присутствие каких-либо глубоких переживаний.
    А вот рецензента я зауважал, хотя бы потому, что найти в себе силы рецензировать то, что мне отчаянно не нравится, я сам, наверное, не смог бы.
   С чем и откланиваюсь.
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
 
Евгений Коновалов[ 23.01.2006 ]
   :)
   
   Спасибо, Николай.
   Прутков - оченно к месту, не знал...:)
   
   Между прочим, рецензировать плохие стихи значитально легче, чем хорошие. Так что заслуга моя невелика.
   
   С ответным уважением.

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта