Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Андрей Нерный
Объем: 8889 [ символов ]
Кредо-Бредо Или По Следам Игуаны
Если гражданин Соединённых Штатов обнаруживает залежи гуано на каком-либо острове, рифе или скале, находящемся вне юрисдикции какого-либо иного Правительства, не занятом гражданами какого-либо иного Правительства, и ненасильственным способом вступает во владение таковым, поселяясь на нём, таковые остров, риф или скала могут, по усмотрению Президента, считаться принадлежащими Соединённым Штатам.
(первый параграф «Закона о Гуано»)
 
Уважаемые авторы!
Месяц пролетел быстро, как проходит всё хорошее.
 
Я открыл отзывы на мою статейку. О-хо-хо! Правильно, что взял паузу. Тем более, сейчас есть возможность ответить большему числу заинтересованных читателей – часто претензии по своей сути повторяются.
 
Прежде всего, приношу извинения организаторам конкурса за поспешность, с которой была опубликована статья. Свалял дурака. Хотел в конце месяца быстренько завершить все дела и – поторопился. Но что сделано, то сделано – карте место, как говорят в Институте картографии. Одновременно благодарю Андрея Блинова и Лану Горбачевскую за их дружеские усилия, которые они предприняли, чтобы хоть как-то смягчить импульсы недовольства и возмущения, которые вызвала моя статья. Искреннее им спасибо!
 
Обязан, просто обязан принести извинения поэту Майку Зиновкину за невольное, не намеренное искажение его фамилии, что было явно глупо, тем более, что он уж там совершенно ни при чём. Что делать? Пока мы живы, мы ошибаемся. Прошу прощения.
 
Некоторые возмущённые авторы и их возбуждённые сторонники выразили готовность при случае мне отплатить, отомстить и воздать за нанесённые, как они считают, оскорбления. Кто сталкивался со мной раньше, знает – я не участвую в «ругательских разборках» на сайтах. Даже их не читаю. Дай Бог, хватило бы времени и терпения на стихи и комментарии к ним.
Искренне благодарен за усилия, которые предприняла Галина Пиастро, чтобы спасти мою пропащую (или не совсем ещё) душу. По-человечески ей признателен.
Но это эмоции. Теперь по делу.
 
Литературная критика, как жанр, существует давно и объединяет в себе вроде бы несовместимое: анализ, как научный метод, и фигуры речи, как литературные приёмы. Кому-то по душе сухая аналитичность, обстоятельность, а кому-то, напротив, ближе ирония, сарказм, хлёсткая фраза на грани фола. Мне представляется, что всему есть своё место. В суровом научном докладе – без сантиментов. А в заметках по поводу самодеятельных стишков на общедоступном сайте – можно писать живее, легче.
Давайте не забывать, что произведения наши с вами (по поводу своих я ведь тоже не обольщаюсь) вряд ли войдут в сокровищницу мировой литературы, поэтому по возможности просто получайте удовольствие от чтения. Если же потомкам будет угодно вознести кого-то из нас на литературный Олимп – их воля. Тем забавнее и жальче будет выглядеть критик со своими желчными излияниями на фоне лавровых венков признанного классика. Известный исторический пример: «[тут фамилия – угадайте, чья!] пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». Умственного бессилия! Ну разве не «оскорбительная» оценка? А поэту и горя нет! Он уже вне времени.
Некоторым авторам не без основания кажется, что критик должен быть «уважаемым, тактичным, доброжелательным», а его отзывы – мягкими, необидными и, одновременно, по-отечески справедливыми. Им так хочется. Хотелось бы. Но благостная картина эта рождается в воображении патерналистского, по сути, феодального сознания: «барин нас рассудит». Критик – не барин чтобы сечь вожжами или, напротив, поощрительно хлопать по попке. Да и времена наступили иные.
Другой оттенок того же самого отношения. Предполагая, что критик – истина в последней инстанции, ему отказывают в человеческих чертах. Он почему-то не имеет права сказать хаму, что он хам, а дураку, что тот дурак. Отчего же? Поэт, значит, может написать чушь собачью и, мало того – опубликовать, так ещё и на конкурс пристроить, а критик должен зажать язык в тиски и не пикнуть… Интересный компот. А по-моему, когда критик, ведущий разбор, срывается и переходит к однозначным характеристикам, он тем самым показывает свою личную границу, за которой, по его субъективному мнению, уже не поэзия. Ещё раз: это не истина, это личная позиция. В противовес гнилому феодальному сознанию – здоровый буржуазный индивидуализм.
Иной ракурс. Да, некоторым авторам хочется, чтобы пришёл… кто? Критик с Большой Буквы, Главный Литературовед России, Министр Поэзии, Золотусский-Писарев-Белинский-Добролюбов-Ты нянов – кто? Тот, кому они поверят безоговорочно – склонят выи, к мнению которого не просто прислушаются, а примут не разжёвывая? Даже если представить, что такой Критик существует в природе, вряд ли он даже случайно появится на сайте и станет тратить время на разбор весьма посредственных стихов. Не тот масштаб. Не по Хуану сомбреро. Нужно ли авторам делать над собой усилие, чтобы самокритично оценить своё творчество? Каков поэт – таков критик. Каков поп – таков приход.
Кого-то возмущает форма подачи материала. Тут совсем просто. Читаться должно легко, это попытка имитации такого интеллигентного трёпа под кофеёк. Стёбом иногда, кое-где ленивым шепотком, временами взволнованным баритоном… Ну, по ситуации. Критик позволяет себе даже лирические отступления, как бы подчёркивая: это очень личное отношение, так отчего бы не порассуждать на тему? Статья временами превращается в эссе. Почти разговорный жанр.
Ещё один поворот ключа. Кто жил при социализме, знает, что примерно 98% стихотворной массы в те оптимистические времена не были бы опубликованы однозначно. Вообще. В редакциях журналов и газет сидели суровейшие профессионалы, которые оставляли без комментариев графоманские вирши и скидывали их в урну. В лучшем случае, что бывало очень редко, редактор писал автору ответное письмо с беспощадным учительским разбором «нетленки», на которой не оставалось живого места от красного цвета. Автор, часто взрослый человек, бывал уязвлён и возмущён этим школьным отношением, но… Никаких государственных средств не хватило бы для публикации этого… гуано. Однако, кое-что прорывалось в малотиражки, заводские, школьные, стенные газеты, переписывалось из альбома в альбом, просто выучивалось и цитировалось… Количество читателей или слушателей иногда доходило до тысяч. Так сквозь запреты, в том числе цензурные, пробивалась т.н. «антисоветская» литература. Как видите, для настоящей поэзии всё-таки не было и нет преград. И что такое, в этом разрезе, какой-то критик? Даже не препятствие.
Сегодня всякий может опубликоваться, выставиться на миллионную аудиторию практически без ограничений. Литературные сайты – эти виртуальные боливары – вынесут не просто двоих, они снесут сотни тысяч авторов с их «произведениями». Может, эта лёгкость и наполняет неопытных поэтов уверенностью, что, мол, и они достойны скорее похвалы, чем критики? С другой стороны, организаторам и владельцам сайтов нет резона играть в элитарность – вали кулём! Больше участников, больше посетителей, больше эффект от рекламы, размещённой на любимых страницах. А это тоже, знаете ли, хлеб с маслом. Ведь не поэзия кормит! Увы!
Впрочем, у каждого свой путь. Откровенные бездарности в литературе часто весьма продуктивны в хождении по высоким кабинетам, имеют «нужные связи». И вот уже «поэт» - лауреат чиновной премии, получает гранты от Администрации, вот он обласкан властью и бронзовеет на глазах. Разве эти двери для кого-то закрыты? Извивайтесь активнее, желающие! Правда, за уважение потомков я поручиться не могу. Пукающие в вечность делают это против исторического ветра. Как бы потом их детям не было стыдно… Да-да, это я о наследии и наследниках говорю.
Сочиняя очередную статью, кропая свои критические комментарии по поводу и без повода, я иногда вижу себя неким чернорабочим, или представляюсь себе такой бабушкой-уборщицей, которая вынуждена день-деньской махать вонючей тряпкой в присутственном месте. Ходят, ноги не вытирают, мусорят, плюют, а мне – убирай за ними. Самоконтроль-то пока ещё слабый. Всей территории мне, конечно, не охватить, но за чистоту родного языка я ещё поборюсь в меру сил.
Некоторые спрашивают: а какое, собственно, право я имею на это – на борьбу за чистоту? Помилуйте! Это низовой уровень. Лицензия на данный вид деятельности законодательством не предусмотрена.
А некоторым, кстати, мои усилия не кажутся напрасными. Некоторые даже присоединяются, помогают по-своему. Так что от одиночества ваш критик не страдает и в мизантропии или нарциссизме меня обвинять не стоит – пустое.
Видите, как я с вами – откровенно?
Итак, «…сперва нужно место расчистить», а потом уж с удовольствием поспорю о сложных рифмах, изысканных тропах, системе нестандартных образов, композиции и прочем. Тогда будет профессиональный разговор. А пока… Пока буду тряпкой махать – дел-то, дел сколько!
Дата публикации: 01.08.2012 10:16
Предыдущее: ПаукСледующее: Сырые опилки

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Галина Пиастро[ 08.02.2013 ]
   Андрей Нерный как глава особой клининговой компании и кампании
   
   
   Почему мы, авторы, считаем, что критик, излагающий своё вИдение наших творений, пишущий «я», и есть, по сути, тот самый ФИО (псевдоним или ник), что он говорит от своего имени?
   Вот мы в лирике часто пишем от первого лица, но попробуй нас отождествить с нашим лиргероем – мы сразу ехидно (неласково, гордо) взвиваемся: «Это мой (моя)» ЛГ! Побойтесь бога, я никогда подобного не делал (не имел, не страдал, не разводился, не привлекался и т.д.)»
   Критическая статья, рецензия, эссе тоже лирические произведения, так как в них рассказывается не столько о событиях, явлениях (здесь – о литпроизведениях других авторов), сколько о том впечатлении, которое они произвели, о тех чувствах, которые они вызвали. Привнесённые в рассматриваемое эссе состояние своего внутреннего мира, переживаний, впечатлений тем более относит это произведение к лирическому роду литературы, так как именно переживания эссеиста стали в нём главными.
   
   Но чьи это чувства и впечатления? Я предлагаю их воспринимать как слова его ЛГ – лирического героя. Ведь нигде не оговорено, что критик обязан, что называется, выворачивать перед нами свою душу. Возможно, он каждый раз надевает на себя новую личину. То он благосклонен к авторам, то надменно-величествен­,­ то осознает вдруг, что сам из таких же графоманов, то… Как же быть с текстом нашего критика? Разберёмся.
   Пока дам условное имя его ЛГ – Гуманист.
   
   Для чего я всё это я говорю? А чтобы иметь право смело обсуждать текст, выданный критиком, как обычное произведение и – ни-ни – не бросить даже взгляда на его личность.
   
   Но вот душа моя чёрствая, заледенелая дрогнула, чуть было не начался процесс её оттаивания, когда увидела:
   «Искренне благодарен за усилия, которые предприняла Галина Пиастро, чтобы спасти мою пропащую (или не совсем ещё) душу. По-человечески ей признателен».
   
   Нет! Долг будет прекрасен платежом (платёжным поручением, на худой конец:)) – предоставлю теперь последующему лиргерою критика попробовать уберечь уже мою душу от падения в пекло.
   Как там я говаривала:
   «Молчит, совсем пропащая
   Слезами исходящая,
   С собою в разногласии душа» /это из моего первого взноса в пыльную кладовку для тех самых «самодеятельных стишков» на портале ЧХА/.
   
   Двух авторов, Андрея Блинова и Лану Горбачевскую, Гуманист благодарит такими словами: «за их дружеские усилия, которые они предприняли, чтобы хоть как-то смягчить импульсы недовольства и возмущения, которые вызвала моя статья».
   Долго, правда, старалась представить себе «смягчённые импульсы», но весь мой инженерный опыт ничем мне не помог: сглаженные импульсы (верхушки у них срезали) бывают, искажённые при ослаблении усиления, паразитными наводками, тоже. Да и всего-то 5 или 12в:).
   Да ладно, чего там. Прощаю за красивое: «…карте место, как говорят в Институте картографии».
   
   Ну, а теперь начнём, пожалуй.
   
   О преамбуле.
   
   Так надо понять, что мы, бедные туземцы, оказались в полном распоряжении, даже на территории (ранее – терра инкогнита), теперь нам не принадлежащей.
   Сейчас нам начнут раздавать бусы и огненную воду.
   Ну, для названной страны, Светоча Свободы, это дело обычное (было ваше – стало наше). Но вот население-то местное, кое-кто из него, может – по своему туземному обычаю – попытаться и поджарить на костерке подобного Гуманиста. Вот этого я никак не хочу – и впредь, как и ранее, постараюсь оберегать его всячески.
   И, пожалуй, точнее будет назвать лиргероя рассматриваемого эссе так:
   Гу(м)анист, Гуанист, то есть.
   
   Действительно, принадлежность критики к литературоведению, то есть к науке, не является общепризнанной. Но если уж использует Гуанист «анализ, как научный метод», то должен понимать, что «сухая аналитичность» есть методика дознания, скажем так, а вовсе не стиль изложения её результатов. Похоже, что ему и в голову не приходит, что его «заметки по поводу самодеятельных стишков на общедоступном сайте» могут быть восприняты подобным же образом, м-м-м, тем же словом. Да и осторожнее надо быть, ведь сам приводит он пример о «Писареве – Пушкине».
   
   «Некоторым авторам не без основания кажется, что критик должен быть «уважаемым, тактичным, доброжелательным»
    – наверное, здесь уместнее «уважительным», но, похоже, мой эпитет не знаком Гуанисту, в принципе.
   
   Насчёт «феодального сознания» авторов. А что – не вижу ничего особо зазорного в надежде: «барин нас рассудит» – (критик, то бишь). Ведь поселяне кормят барина-критика:) (дают если не материальную пищу, но пищу уму его). Так хоть шерсти клок бы получить им.
   
   «Предполагая, что критик – истина в последней инстанции, ему отказывают в человеческих чертах. Он почему-то не имеет права сказать хаму, что он хам, а дураку, что тот дурак. Отчего же? »
   
   Ну, здесь несоответствие следствия причине. Критику не потому отказывают в праве наглеть и грубить, что он признаётся великим, а потому как такое право не дают никому. Я уже писала выше, что побаиваюсь «туземного обычая» поджаривать тех, кто не соблюдает местных правил, потому и пообещала всячески оберегать Гуаниста – нравится он мне, в общем-то.
   
   Очень, очень по душе мне про то, что
    «…некоторым авторам хочется, чтобы пришёл… кто? Критик с Большой Буквы, Главный Литературовед России, Министр Поэзии, Золотусский-Писарев-­Белинский-Добролюбов­-Ты­ нянов – кто? Тот, кому они поверят безоговорочно – склонят выи, к мнению которого не просто прислушаются, а примутЗПТ не разжёвывая? »
   
   Не оставляет меня надежда, что сам наш критик где-то из той же когорты, где-то из «Критиков с Большой Буквы». Только вот насчёт «склонённой выи и … не разжёвывая» не ко мне, но почитать анализ корифея всегда интересно и полезно.
   
   Вот, например, знаю я большую щепетильность, проявляемую Гуанистом к правильному написанию и толкованию крылатых фраз и прочих устоявшихся выражений. Потому и толкую «Не по Хуану сомбреро», которое выросло из Сеньки с его шапкой, буквально, т.е., как В. Даль велел: слишком много в сети, на нашем портале стихов всяко-разного уровня – не всякий корифей потянуть сможет. Поразмышлял бы Гуанист и над этим.
   
   О-хо-хо, сколько же понятий и представлений смешалось – хоть тащи их в дом Облонских!
   То восхищение правильностью (праведностью):
   «В редакциях журналов и газет сидели суровейшие профессионалы, которые оставляли без комментариев графоманские вирши и скидывали их в урну».
   
   «Так сквозь запреты, в том числе цензурные, пробивалась т.н. «антисоветская» литература. Как видите, для настоящей поэзии всё-таки не было и нет преград».
   
   Мн-да! Наш славный, тонко чувствующий стиль и слово, критик чохом записал всю «антисоветскую» литературу» в гениальную. Что ж, и в забугорье подобная конъюнктура срабатывала безотказно, зачастую. Сейчас не подчеркнуть, что был гоним в «застойные» годы, просто неприлично!
   
   Негодует Гуанист: «Откровенные бездарности в литературе часто весьма продуктивны в хождении по высоким кабинетам, имеют «нужные связи». И вот уже «поэт» - лауреат чиновной премии, получает гранты от Администрации, вот он обласкан властью и бронзовеет на глазах».
   Ходит,… имеет…, получает… – время-то у глаголов настоящее. Кого имеет он в виду? Уж не Дмитрия ли Быкова, к примеру:
   
   «Автор десятков книг, романов, повестей, сборников стихов и т. д. Член Союза писателей СССР. Награждён премией для журналистов "Золотое перо России-2010". Неоднократный лауреат международной литературной премии имени А. и Б. Стругацких и премии "Национальный бестселлер"».
   
   Не думаю. Просто, любит наш Гуанист обобщать, да и побольше ничейной территории подчинить правилам своего «Первого параграфа «Закона о Гуано».
   
   И всё же.
   Мне очень нравится основной лозунг, под знаком которого сражается наш Гуанист:
   «Всей территории мне, конечно, не охватить, но за чистоту родного языка я ещё поборюсь в меру сил».
   И сообщает: «Некоторые даже присоединяются, помогают по-своему».
   Что ж, и я, по-своему, очень по-своему, помогаю, надеюсь, хотя и сама иногда работку задаю «бабушке-уборщице», как Гуанист себя обозначил.
   
   Дело в том, что я совсем не считаю, что нужно заниматься какой-либо «расчисткой» территории, особенно, если у главы клининговой компании нет возможности заселить зачищенное пространство сплошь олимпийцами от литературы.
   Потому что сильно опасаюсь: исполнись его мечта о рьяном и неистовом размахивании «вонючими тряпками», Гуанист рискует оказаться в роли Гены Казадоева из «Бриллиантовой руки», размахивающим на островке древком с некой хлопчатобумажной деталью одежды.
   
   А я, повторяю, хочу уберечь Гуаниста и мечтаю о возвращении ему имени Гуманист.

Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта