Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Коллегия критиков
Объем: 5772 [ символов ]
Рецензия Петра Дубенко на рассказ Александра Гусева «ЗВЕЗДА НА НЕБОСКЛОНЕ РЕКИ»
Рассказ Александра Гусева «ЗВЕЗДА НА НЕБОСКЛОНЕ РЕКИ»
http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=210346&p id=96&nom_id=235
 
Рецензент: Петр Дубенко http://www.litkonkurs.ru/?dr=17&;luid=754 3
 

 
Два одиноких человека – старый и малый – встречаются на клочке земли, который в результате стихии оказывается отрезан от окружающего мира. Невольно оказавшись вместе, и поначалу не очень-то желающие пускать чужого в свой устоявшийся мир, эти двое постепенно привязываются друг к другу. И когда уже, казалось бы, все наладилось, все враждебные обстоятельства преодолены героями, тут в дело идет самый тяжелый лом, против которого уж точно приема не найдется – смерть. Такова вкратце сюжетная коллизия рассказа Александра Гусева.
В своем рассказе автор поднимает очень важный вопрос – все ли в нашей жизни подвержено рационализму современного мира или все-таки осталось место чему-то еще не покрытому налетом черствости, чему-то душевному, не загубленному расчетливостью и равнодушием. Прекрасно эту идею подчеркивает центральный персонаж рассказа. Бакенщик дед Миша, живущий в компании с собакой на берегу реки, вдали от людей, и вопреки желанию сына и снохи никак не желающий «пустить в дело» старый, давно малопригодный для жизни дом, «разменять» его на уютную городскую или дачную жизнь со всеми удобствами. Для него важнее зажигать бакены, следить за порядком на реке и помочь незнакомому беспризорному мальчишке. Одним словом, бакенщик предстает фигурой очень знаковой и значимой. Это такой не воинственный мятежник, не желающий мириться с изменениями, происходящими в духовной жизни современного общества, но свою непримиримость он не «выпячивает», не делает из нее флага над баррикадами, как это свойственно многим современным героям.
Таким образом, бакенщик дед Миша – фигура символичная, и именно с этого и хочется начать критиковать автора. При том, что в центре внимания очень символичная фигура, символичность как художественный прием в большей части работы отсутствует. Намек на нее появляется лишь в конце, в виде млечного пути, распластавшегося над героями. Но это уже мало спасает, хотя и оправдывает очень претенциозное название. Не спасет потому, что кроме данного обращения к символичности, другие характерные для данного жанра художественные формы воплощения в рассказе игнорируются.
Во-первых, главной стилевой доминантой является сюжетность. Сюжетная композиция очень насыщена. События сменяют друг друга довольно быстро, причем это касается не только проходных моментов, выполняющих роль связующих звеньев, но и опорных точек композиции, которые в результате такой торопливости растворяются в общем потоке действия. Но и это не самый большой недостаток. На мой взгляд, в данном рассказе очень четко отразилась тенденция развития малой прозы на нашем портале. Эта тенденция заключается в слабом развитии конфликта, а то и вовсе в его отсутствии. А ведь именно конфликт является главной движущей силой любого хорошего рассказа. В данном случае имеется очень хорошая основа для сильного, впечатляющего конфликта, хорошее, грамотного развитие которого могло бы захватить и заставить переживать практически любого читателя. В смоделированной автором ситуации есть основа даже для нескольких конфликтов. Это и бакенщик-подросток, и бакенщик-участковый, который должен вернуть пацана в детдом. Все эти возможные конфликты лишь в зачатках обозначены автором, но совершенно не развиты. При этом финал остается открытым и рождает очень много вопросов.
Сюжетность диктует насыщение авторского текста глаголами, что делает его динамичным, легко воспринимаемым. Но, с другой стороны, не оставляет места для внутренних состояний и переживаний героев, для их мыслей. Об этом догадываешься только по поступкам героев, но и таким значимым поступкам в тексте уделено минимум внимания. Это становится особенно заметно, если сравнить по объему два фрагмента текста. Один посвящен переживаниям героя: «У старика больно кольнуло в груди и он, задыхаясь, побежал к протоке. Господи, неужели утоп малец?». Второй же фрагмент, объемом в несколько раз больший, посвящен подробному описанию процедуры поиска в столе бутылки уксуса. В нем автор подробно рассказал читателю, как дед Миша влазил в стол, как гремел кастрюлями, и как собака с любопытством смотрела на костистый зад хозяина, обтянутый джинсами «техасами», которые так называл дед. Значения двух этих фрагментов для художественной составляющей рассказа не сравнимы, однако, более важной части автор уделил минимум внимания, зато проходной эпизод расписал во всех красках. И этот пример не единичен.
Композиция образов тоже не впечатлила. Рассказ населен схематичными образами, четко вписанными в привычную однотонную схему: хороший-плохой. Причем, что характерно, перед читателем появляются только положительные герои, отрицательные только упоминаются в разговорах и воспоминаниях. Не знаю уж, сознательно ли автор пошел на такой шаг, но подобная односторонность не позволяет развить и обострить заложенный в основу рассказа конфликт. Уж очень все получилось зализано гладко, до того, что даже милиционер соглашается усыновить сбежавшего из детдома сироту без всяких раздумий, колебаний, как пионер, живущий под девизом «всегда готов». Подобная однополярность героев просто выжигает все пространство рассказа, оставляя вокруг лишь черную гладь предсказуемости.
Вот так и получилось, что в потенциале сильное художественное произведение в итоге снизошло к обычной душевной истории, хорошо, интересно рассказанной, привлекающей внимание читателя, но просто истории. Виной тому неудачная организация текста, применение не соответствующих задачам художественных приемов и, как следствие, отсутствие связи между заявленным содержанием и формой воплощения.
Дата публикации: 22.03.2010 12:57
Предыдущее: Рецензия Светланы Макаренко на мини-повесть Евгения Петропавловского «Полжизни за любовь»Следующее: Обзор избранных прозаических работ финала ВКР-2009

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта