Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: михель гофман
Объем: 26879 [ символов ]
Деньги не средство жизни, а цель.
Ко­гда-то го­во­рить о день­гах счи­та­лось не­при­лич­ным. Tе­ма бы­ла не­дос­той­ной об­ще­ст­вен­но­го вни­ма­ния, не толь­ко по­то­му, что вос­при­ни­ма­лась как "низ­мен­ная", но и по­то­му, что не у всех они бы­ли, не для всех бы­ли дос­ти­жи­мы. Мно­го го­во­ри­ли о день­гах толь­ко в тех со­ци­аль­ных кру­гах где день­ги не зарабатывались, а де­ла­лись. Для по­лу­ча­те­лей же фик­си­ро­ван­ной зар­пла­ты, ед­ва хва­тав­шей на са­мое не­об­хо­ди­мое, раз­го­вор о день­гах был пус­тым вре­мя­про­во­ж­де­ни­ем, ви­та­ни­ем в меч­те.
В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти поя­ви­лись у мно­гих, так как раз­ветв­лен­ная кре­дит­ная сис­те­ма по­зво­ли­ла да­же тем, чья за­ра­бот­ная пла­та по­кры­ва­ет толь­ко не­об­хо­ди­мые еже­днев­ные рас­хо­ды, при­об­ре­тать до­ма, ав­то­ма­ши­ны, пред­ме­ты рос­ко­ши и ин­ве­сти­ро­вать день­ги в по­куп­ку до­мов, ак­ций, вкла­ды­вать в биз­нес. Боль­шая часть на­се­ле­ния во­вле­че­на в слож­ные де­ло­вые от­но­ше­ния с бан­ка­ми, рын­ком не­дви­жи­мо­сти, кре­дит­ны­ми и стра­хо­вы­ми кам­па­ния­ми и те­ма де­нег пре­вра­ти­лась в цен­траль­ную, в глав­ную те­му об­су­ж­де­ний, зву­ча­щую в офи­сах, на ули­це, в се­мье, во всех че­ло­ве­че­ских свя­зях.
День­га­ми ста­л оце­ни­вать­ся успех в тех сфе­рах деятельности к ко­то­рым рань­ше при­ме­ня­лись дру­гие кри­те­рии. Ус­пеш­ный врач не тот, кто по­мог боль­ше­му ко­ли­че­ст­ву па­ци­ен­тов, а тот чей го­до­вой до­ход вы­ше чем у его кол­лег. Ин­же­нер, не тем сколь­ко благ об­ще­ст­ву он при­нес сво­ей ра­бо­той, а тем сколь­ко он за нее по­лу­чил. Пи­са­тель, ху­дож­ник, ак­тер, ре­жис­сер оце­ни­ва­ет­ся не по зна­чи­мо­сти для общества его произведений, а по раз­ме­ру го­но­ра­ра.
День­ги име­ют двой­ст­вен­ную роль. С од­ной сто­ро­ны, они соз­да­ют ие­рар­хию ста­­т­уса, ус­та­нав­ли­ва­ют шка­лу пре­сти­жа, оп­ре­де­ля­ют уро­вень ус­пе­ха, с дру­гой, реа­ли­зу­ют прин­цип де­­­­м­о­­к­­р­а­­­т­иче­ского ра­вен­ст­ва. В ры­ноч­ном об­ще­ст­ве, где все про­да­ет­ся и по­ку­па­ет­ся, ка­ж­дый вы­сту­па­ет то в ка­че­ст­ве про­дав­ца, то в ка­че­ст­ве по­ку­па­те­ля. Для про­дав­ца не иг­ра­ет ни­ка­кой ро­ли кто его по­ку­па­тель, для не­го не ва­жен ни цвет ко­жи, ни эт­ни­че­ская при­над­леж­ность, ни со­ци­аль­ный ста­тус или внеш­ний вид. Для по­ку­па­те­ля не име­ет зна­че­ния кто про­да­ет ему то, в чем он ну­ж­да­ет­ся.
В по­тре­би­тель­ском об­ще­ст­ве будь-то мил­лио­нер или ни­щий, в ка­че­ст­ве по­ку­па­те­лей, и тот и дру­гой, по­лу­ча­ют рав­ную до­лю вни­ма­ния и ува­же­ния, так как пла­тят од­ну и ту же це­ну за один и тот же то­вар. Ко­ка-ко­лу пьет и ни­щий и мил­лио­нер. Про­мыш­лен­ность, хо­тя и вы­пус­ка­ет то­ва­ры рас­счи­тан­ные на бо­га­чей, они за­ни­ма­ют мик­ро­ско­пи­че­ское ме­сто в об­щем объ­е­ме про­дук­тов мас­со­во­го по­треб­ле­ния.
День­ги все­гда иг­ра­ли ог­ром­ную роль в жиз­ни лю­бо­го об­ще­ст­ва, но сте­пень зна­че­ния де­нег в раз­лич­ных куль­ту­рах бы­ла раз­ной. В "Ве­не­ци­ан­ском куп­це" Шек­спи­ра ге­роя-рос­тов­щика ве­не­ци­ан­ские пат­ри­ции пре­зи­ра­ют за ту страсть с которой он добивается "презренного металла", за то "не­бла­го­род­ное за­ня­тие", ко­то­рое даёт ему сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию. Но в 19-м веке, в пе­ри­од ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, погоня за деньгами начала превращаться в достойное и уважаемое занятие для всех об­ще­ст­вен­ных клас­сов.
Фео­даль­ное об­ще­ст­во с пре­зре­ни­ем от­но­си­лось к тру­ду, соз­даю­ще­му бо­гат­ст­ва. "Празд­ный", сво­бод­ный от тру­да класс, счи­тал­ся выс­шим, те, кто соз­да­вал бо­гат­ст­ва для эли­ты, счи­тал­ся клас­сом низ­шим. Об­ще­ст­во раз­де­ля­лось на вер­хи, об­ла­даю­щие ог­ром­ным бо­гат­ст­вом - ари­сто­кра­тию, об­ра­зо­ван­ных, утон­чен­ных ин­ди­ви­дов, при­дер­жи­ваю­щих­ся вы­со­ких норм ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­ли и без­гра­мот­ную мас­су, жи­ву­щую в ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной ни­ще­те, в про­цес­се борь­бы за вы­жи­ва­ние за­бы­ваю­щую о нрав­ст­вен­ных нор­мах.
В 19-ом ве­ке на­ча­ла скла­ды­вать­ся иная фор­ма жиз­ни, в ко­то­рой лич­ные ка­че­ст­ва и мо­раль­ные кри­те­рии пе­ре­ста­ва­ли иг­рать бы­лую роль. В но­вом об­ще­ст­вен­ном по­ряд­ке, как го­во­рил Ба­за­ров в "От­цах и де­тях", "в пра­виль­но по­стро­ен­ном об­ще­ст­ве", - "....бу­дет со­вер­шен­но рав­но, глуп ли че­ло­век или умен, зол или добр." Цен­ность лич­но­сти не в том, что он есть, а в том что он соз­дал. Ба­за­ров не го­во­рил о день­гах как о сред­ст­ве оцен­ки лич­но­сти, как но­вой фор­ме об­ще­ст­вен­но­го пре­сти­жа, так как она, в его вре­мя, толь­ко фор­ми­ро­ва­лась в не­драх мас­со­во­го соз­на­ния..
Рус­ский кре­сть­я­нин не ду­мал и не го­во­рил о день­гах, он поч­ти ни­ко­гда не дер­жал их в ру­ках. Но став пред­при­ни­ма­те­лем, от­рыв му­ко­моль­ню или са­хар­ный за­во­дик, он стал уде­лять им все боль­шее вни­ма­ние, они да­ва­ли воз­мож­ность из­ме­нить жизнь к луч­ше­му.
В Рос­сии де­неж­ные, ка­пи­та­ли­сти­че­ские фор­мы от­но­ше­ний, поя­ви­лись позд­нее чем в Ев­ро­пе, толь­ко в пер­вой тре­ти 19-го ве­ка, и эту тен­ден­цию к уве­ли­че­нию зна­чи­мо­сти де­нег в об­ще­ст­ве пер­вым уви­дел Пуш­кин. Вна­ча­ле это был "Ску­пой ры­­­ца­рь", го­во­рив­ший о сме­не цен­но­стей в фео­даль­ной Ев­ро­пе, где пра­вя­щим клас­сом ста­но­ви­лась бур­жуа­зия, иду­щая на сме­ну по­том­ст­вен­но­му дво­рян­ст­ву. Са­мо на­зва­ние пье­сы под­чер­ки­ва­ло не­со­от­вет­ст­вие жа­ж­ды де­нег и ры­цар­ско­го дос­то­ин­ст­ва. За­тем, та же тен­ден­ция про­сле­жи­ва­лась в Рос­сии, в "Пи­ко­вой Да­ме", где бле­стя­щий гвар­дей­ский офи­цер, ари­сто­крат, уби­ва­ет ста­ру­ху ра­ди де­нег, уг­ро­жая ей пис­то­ле­том. Не про­ис­хо­ж­де­ние, бла­го­род­ст­во, ари­сто­кра­тизм или лич­ные ка­че­ст­ва, толь­ко день­ги ста­ли при­но­сить ува­же­ние об­ще­ст­ва. Имя ге­роя, Гер­ман (German), не­мец, как бы под­твер­жда­ло мне­ние то­гдаш­не­го об­ще­ст­ва о том, что цен­ность де­нег чу­ж­дая Рос­сии идея. Лю­бая сме­на ми­ро­воз­зре­ния в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни в Рос­сии тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­лась "про­гнив­ше­му За­па­ду".
Алек­сандр Гер­цен, говоря о Европе где он прожил много лет, - "Пре­ж­де хоть что-ни­будь при­зна­ва­лось кро­ме де­нег, так что че­ло­век и без де­нег, но с дру­ги­ми ка­че­ст­ва­ми, мог рас­счи­ты­вать хоть на ка­кое-то ува­же­ние. Ны­не же без де­нег не толь­ко на ува­же­ние, но и на са­мо­ува­же­ние нель­зя ина­че рас­счи­ты­вать.",.
Для иму­щих клас­сов борь­ба за бо­гат­ст­ва во все вре­ме­на бы­ла при­выч­ной ча­стью жиз­ни, но к се­ре­ди­не 19-го ве­ка ин­тен­сив­ность борь­бы воз­рос­ла, в де­неж­ные от­но­ше­ния ста­ли во­вле­кать­ся "не­иму­щие клас­сы". В те­че­нии сто­ле­тий пис­то­лет, шпа­га, кин­жал, яд бы­ли те­ми сред­ст­ва­ми ко­то­рые при­ме­ня­лись в борь­бе за бо­гат­ст­во внут­ри ари­сто­кра­ти­че­ской эли­ты. Гер­ман в "Пи­ко­вой Да­ме" ис­поль­зо­вал пис­то­лет. Разночинец Рас­коль­ни­ков, в "Пре­сту­п­ле­нии и На­ка­за­нии", взял то­пор, так как без де­нег он "тварь дро­жа­щая". То­пор - сред­ст­во на­род­ное, и он по­ка­за­тель то­го, что в про­цесс вклю­чи­лись мас­сы.
Дос­то­ев­ский не­да­ром по сей день ос­та­ет­ся ост­ро­сов­ре­мен­ным пи­са­те­лем он, как ни­кто дру­гой, по­ка­зал воз­рас­тавшую власть де­нег над об­ще­ст­вен­ным соз­на­ни­ем. В чем Дос­то­ев­ский ос­тал­ся че­ло­ве­ком сво­его вре­ме­ни, так это в том, что тра­ге­дия его ге­роя в не­пре­одо­ли­мом про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­лью и прак­ти­кой жиз­ни. Нрав­ст­вен­ная му­ка и есть глав­ное на­ка­за­ние Рас­коль­ни­ко­ва за со­вер­шен­ное им убий­ст­во, пре­сту­п­ле­ние при­во­дит к рас­па­ду лич­но­сти.
Се­го­дня мо­ра­ли­за­тор­ст­во Дос­то­ев­ско­го вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние, в со­вре­мен­ном эко­но­ми­че­ском об­ще­ст­ве мо­раль ут­ра­ти­ла свое бы­лое зна­че­ние, вме­сте с по­те­рей ста­ту­са мо­ра­ли в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии ис­чез­ла са­ма ди­лем­ма мо­раль-день­ги.
Ог­ром­ный на­кал стра­стей во всех романах Дос­то­ев­ско­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть де­нег, которая вос­при­ни­ма­лась как тра­ге­дия, так как противоречие морали и денег бы­ло не­раз­ре­ши­мо.
Позд­нее Че­хов, как в "Виш­не­вом са­де", так и во мно­гих сво­их рас­ска­зах, ви­дел власть де­нег, во­пло­щен­ную в хо­зяе­вах но­вой жиз­ни, де­ло­вых лю­дях, уг­ро­зу гу­ма­ни­сти­че­ско­му со­дер­жа­нию жиз­ни.
Ев­ро­пей­ская ли­те­ра­ту­ра, на­чи­ная с моль­е­ров­ско­го "Ме­ща­ни­на во дво­рян­ст­ве", го­во­ри­ла о приходе к власти "денежных мешков" без над­ры­ва Дос­то­ев­ско­го и горечи Чехова. Про­цесс раз­рас­та­ния ста­ту­са де­нег в Ев­ро­пе был дос­та­точ­но дра­ма­тич­ным, но он не нес в се­бе тра­ге­дии, так как тра­ди­ци­он­ная мо­раль по­сте­пен­но, шаг за ша­гом, ус­ту­па­ла свое ме­сто жиз­нен­но­му прак­ти­циз­му, ха­рак­тер­но­го для низ­ших клас­сов, впер­вые в ис­то­рии по­лу­чив­ших воз­мож­ность уй­ти от ве­ко­вой ни­ще­ты. Ев­ро­пей­ское ме­щан­ст­во пре­вра­ти­лось в но­вый бур­жу­аз­ный класс от ко­то­ро­го ста­ли за­ви­сеть ста­рые хо­зяе­ва жиз­ни.
В дореволюционной России развитие денежных отношений задерживалось авторитарной системой, в которой вся экономика страны принадлежала узкому кругу потомственной аристократии, и успех индивидуального предпринимателя большей частью зависел от его связей с власть имущими.
По­сле 17-го го­да боль­ше­ви­ки, раз­ру­шив ста­рую авторитарную сис­те­му, соз­да­ли но­вую, "вертикаль власти". В ней доступ к материальным благам зависел от принадлежности к "вертикали", или свя­зя­ми внут­ри го­­­­­­с­­у­­­д­­­­ар­­­­ст­­вен­ного и пар­тий­но­го ап­па­ра­та. Го­су­дар­ст­во, как бы­ло, так и ос­та­лось истинным хо­зяи­ном эко­но­ми­ки, унич­то­жив да­же те за­чат­ки ка­пи­та­лиз­ма, ко­то­рые су­ще­ст­во­ва­ли в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя.
В сис­те­ме рас­пре­де­ле­ния благ го­су­дар­ст­вом день­ги ут­ра­ти­ли свой ста­тус и свое зна­че­ние в жиз­ни масс. Са­ма те­ма де­нег бы­ла под за­пре­том, да­же в школь­ных учеб­ни­ках ариф­ме­ти­че­ские за­дач­ки не ис­поль­зо­ва­ли де­неж­ные кри­те­рии. Рос­сия ос­та­но­ви­лась во вре­ме­ни.
Со­бы­тия 1991 го­да вер­ну­ли Рос­сии монетарную систему, пред­ме­ты мас­со­во­го по­треб­ле­ния поя­ви­лись в от­кры­той про­да­же. День­гами, как и на За­па­де, ста­ли оп­­р­е­­де­ля­ться об­ще­ст­вен­ный ста­тус и пре­стиж. На­чал ис­че­зать пие­тет пе­ред "ду­хов­ны­ми и куль­тур­ны­ми" цен­но­стя­ми. Ма­те­риа­ли­сти­че­ское ми­ро­воз­зре­ние, из аб­ст­ракт­ных по­сту­ла­тов со­вет­ской про­па­ган­ды в пе­ри­од де­фи­ци­та всех по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, пре­вра­ти­лось в ми­ро­ощу­ще­ние масс.
В современной России процесс развития денежных отношений про­хо­дит в ат­мо­сфе­ре сти­хии бес­кон­троль­но­го ба­за­ра, где хо­зяй­ни­ча­ет кри­ми­наль­ный эле­мент вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти, так как отсутствуют нор­ма­тив­ные ин­ст­ру­мен­ты раз­ви­той эко­но­ми­ки - демократизированная об­ще­ст­вен­ная ин­фра­струк­ту­ра, отлаженная бюрократическая система, раз­ви­то­е экономическое за­ко­но­да­тель­ст­во.
За­пад же по­сте­пен­но под­ме­нял сти­хий­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми внут­ри сет­ки взаи­мо­свя­зан­ных рынков эко­но­ми­ки, куль­ту­ры и образования.
В 19-ом ве­ке рос­сий­ская ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция ви­де­ла в Аме­ри­ке об­ра­зец для под­ра­жа­ния, но не­дос­ти­жи­мый в рос­сий­ских ус­ло­ви­ях. В ХХI-м ве­ке, этот об­ра­зец так­же не­дос­ти­жим, так как аме­ри­кан­ские фор­мы де­неж­ных от­но­ше­ний, вхо­дя в рос­сий­ское об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние, не под­твер­жда­ют­ся ни эко­но­ми­че­ской си­туа­ци­ей стра­ны, ни культурой де­неж­ных от­но­ше­ний, ко­то­рая на За­па­де скла­ды­ва­лась в те­че­нии ве­ков.
Рос­сия в те­че­нии не­сколь­ких лет про­шла тот путь, че­рез ко­то­рый За­пад про­хо­дил не­сколь­ко сто­ле­тий. Рос­сия все­гда хо­те­ла быть Аме­ри­кой, в 21-ом ве­ке она ею ста­но­вит­ся.
Но аме­ри­кан­ские идеи и идеа­лы про­дукт осо­бой ис­то­рии, спе­ци­фи­че­ско­го Аме­ри­кан­ско­го Экс­пе­ри­мен­та, соз­дав­ше­го ци­ви­ли­за­цию с ну­ле­вой точ­ки. Пе­ре­са­жен­ные на иную поч­ву, поч­ву рус­ской ис­то­рии, они да­ют внеш­не по­доб­ные всхо­ды, с той лишь раз­ни­цей, что поч­ва не про­шла мно­го­ве­ко­вой про­цесс окуль­ту­ри­ва­ния поэтому соз­да­ла не­ожи­дан­ные по сво­им фор­мам и за­па­хам пло­ды.
Рос­сий­ская куль­тур­ная эли­та ви­дит этот про­цесс как ко­нец эпо­хи, в ко­то­рой, не­смот­ря на еже­днев­ную борь­бу за фи­зи­че­ское вы­жи­ва­ние, ду­хов­ное со­дер­жа­ние жиз­ни оп­ре­де­ля­лось как наи­выс­шая цен­ность.
История повторяется. Куль­тур­ная эли­та Ев­ро­пы, с мо­мен­та по­яв­ле­ния ка­пи­та­лиз­ма в 18-ом ве­ке, осу­ж­да­ла про­цесс сме­ны цен­но­стей нрав­ст­вен­ных, ду­хов­ных, т.е. ари­сто­кра­ти­че­ских, на де­мо­кра­ти­че­ские - материальные, де­неж­ные. Ре­ак­ция творческой интеллигенции бы­ла по­нят­на, она ли­ша­лась при­выч­но­го за­каз­чи­ка, но­во­му за­каз­чи­ку они бы­ли не нуж­ны, у но­вых хо­зя­ев жиз­ни бы­ли дру­гие ин­те­ре­сы и дру­гие цен­но­сти.
В ари­сто­кра­тич­ном обществе культура была эли­тар­ной, но она обращалась не только к высшим классам, она также ста­ви­ла сво­ей це­лью рас­про­стра­не­ние вы­со­ких идей и нрав­ст­вен­ных цен­но­стей в на­род­ных мас­сах. Но­вая куль­ту­ра, культура массового общества слу­жи­ла дру­гим це­лям, пре­ж­де все­го, кон­тро­лю мас­со­во­го соз­на­ния. Она при­об­ре­ла фор­мы по­ли­ти­че­ской про­па­ган­ды в Со­вет­ской Рос­сии, а на За­па­де ста­ла свое­об­раз­ной рек­ла­мой но­вых то­ва­ров и но­вых форм раз­вле­че­ний.
Массовая культура, являясь частью рыночной экономики, вос­пи­ты­вала не­об­хо­ди­мое для рынка ми­ро­воз­зре­ние - все ра­до­сти жиз­ни мож­но ку­пить. Не толь­ко фи­зи­че­ский ком­форт, но че­ло­ве­че­ские свя­зи, зна­ние, лич­ную не­за­ви­си­мость и об­ще­ст­вен­ный пре­стиж. День­ги получили в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии не­бы­ва­лый ста­тус, и борь­ба за де­неж­ные зна­ки ста­но­ви­лась все бо­лее обо­ст­рен­ной. В европейской литературе социального реализма 19-го века тема денег начинает выдвигаться на первый план. Тем не ме­нее, в гла­зах ев­ро­пей­цев, обо­же­ст­в­ле­ние де­нег в Аме­ри­ке пе­ре­шло до­пус­ти­мые да­же для них пре­де­лы.
Фран­цузский аристократ, маркиз Алек­сис То­к­виль, - "Я не знаю стра­ны, где страсть к день­гам так по­гло­ща­ла бы все мыс­ли и чув­ст­ва лю­дей.".
Чарльз Дик­кенс в сво­ем ро­ма­не "Мар­тин Чел­звик" по­ка­зы­ва­ет шок сво­его ге­роя, анг­ли­ча­ни­на, пу­те­ше­ст­вую­ще­го по Аме­ри­ке, уз­наю­ще­го, к сво­ему удив­ле­нию, что в этой де­мо­кра­ти­че­ской стране су­ще­ст­ву­ет ари­сто­кра­тия. Ко­гда он спра­ши­ва­ет, на ка­ких же прин­ци­пах сто­ит аме­ри­кан­ская ари­сто­кра­тия, ему от­ве­ча­ют: "На уме и си­ле ха­рак­те­ра. Точ­нее их по­след­ст­вии, дол­ла­рах". Мар­тин слы­шит раз­го­вор биз­нес­ме­нов по­сле де­ло­во­го обе­да, - " ... ему ка­за­лось, что всё чем они оза­бо­че­ны, их ра­до­сти, го­ре­сти, на­де­ж­ды, всё рас­тво­ря­ет­ся в дол­ла­рах. Лю­ди оце­ни­ва­лись в дол­ла­рах, из­ме­ря­лись в дол­ла­рах. Са­ма жизнь про­да­ва­лась с аук­цио­на, взве­ши­ва­лась, сме­ши­ва­лась с гря­зью или под­ни­ма­лась на ог­ром­ную вы­со­ту че­рез дол­ла­ры."
Дик­кенс вы­ра­жал при­ня­тое в его вре­мя в обес­пе­чен­ных клас­сах Ев­ро­пы убе­ж­де­ние - день­ги лишь сред­ст­во для пол­но­цен­ной жиз­ни. Цель жиз­ни, как по­го­ня за день­га­ми, ка­за­лась тогда ир­ра­цио­наль­ной.
Аме­ри­кан­ский фи­ло­соф Джордж Сан­тая­на, родившийся и выросший в Испании, пытался объяснить европейцам этот американский феномен, - "Аме­ри­ка­нец так мно­го го­во­рит о дол­ла­рах, по­то­му что дол­лар - это сим­вол и ме­ра из­ме­ре­ния ус­пе­ха, един­ст­вен­ная ме­ра, ко­то­рую он име­ет, что­бы оце­нить свой ус­пех, свой ум и свою власть над об­стоя­тель­ст­ва­ми. В то же вре­мя, он от­но­сит­ся к день­гам до­воль­но лег­ко. Он их де­ла­ет, те­ря­ет, тра­тит, раз­да­ет с лег­ким серд­цем. Это ува­же­ние не к са­мим день­гам, а к ко­ли­че­ст­ву во­об­ще, по­то­му что ка­че­ст­во труд­но оп­ре­де­ли­мо. Ог­ром­ное вни­ма­ние к чис­лам, к ко­ли­че­ст­вен­ным из­ме­ре­ни­ям, к деньгам, ни­что иное как от­ра­же­ние де­мо­кра­ти­че­ских идеа­лов. Ка­че­ст­во - по­ня­тие ари­сто­кра­ти­че­ское, ка­че­ст­во соз­да­ет ие­рар­хию, луч­ше - ху­же, а ко­ли­че­ст­вен­ная оцен­ка всех уравнивает, и, кроме того, циф­ры ни­ко­гда не врут. По­это­му день­ги пре­вра­ти­лись в един­ст­вен­но яс­ный и оче­вид­ный по­ка­за­тель цен­но­сти че­ло­ве­ка."
Но Сантаяна был исключением из правила, аме­ри­кан­ская куль­тур­ная эли­та ви­де­ла в обожествлении денег при­знак рас­па­да ос­нов об­ще­ст­ва, де­гра­да­цию веч­ных цен­но­стей. Фи­ло­соф Ральф Эмер­сон, - "Аме­ри­ка­нец про­сто ма­ши­на, до­бы­ваю­щая дол­ла­ры. Он при­да­ток к сво­ему иму­ще­ст­ву."
Ген­ри Джеймс, клас­сик аме­ри­кан­ской ли­те­ра­ту­ры, бежавший от меркантильного духа Америки в Ев­ро­пу, где провел большую часть своей жизни, го­во­рил с сар­каз­мом, - "Te, кто не де­ла­ет день­ги, при­над­ле­жат к де­ге­не­ра­там, ко­то­рые ду­ма­ют, а та­ким нет мес­та в Аме­ри­ке."
Про­ти­во­стоя­ние об­щей тен­ден­ции ви­деть в день­гах не сред­ст­во для жиз­ни, а цель са­мой жиз­ни, в на­ча­ле 20-го ве­ка, бы­ло дос­та­точ­но ши­ро­ко рас­про­стра­не­но и в про­по­ве­дях про­тес­тант­ской церк­ви, одним из постулатов которой было ограничение желаний, аскетизм считался одним из христианских добродетелей.
Tак, Виль­ям Нэймс, один из са­мых из­вест­ных в то вре­мя про­по­вед­ни­ков, го­во­рил о пре­иму­ще­ст­вах бед­но­сти, - "Мы пре­зи­ра­ем тех, кто из­брал бед­ность для то­го, что­бы уп­ро­стить свое су­ще­ст­во­ва­ние и со­хра­нить свою внут­рен­нюю жизнь. Мы не име­ем му­же­ст­ва при­знать, что идеа­ли­за­ция бед­но­сти в те­че­нии мно­гих ве­ков хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции оз­на­ча­ла сво­бо­ду, сво­бо­ду от ми­ра ве­щей, че­ло­век оце­ни­вал се­бя че­рез то, что он есть, а не че­рез то, что он име­ет."
С рос­том мас­со­во­го про­из­вод­ст­ва ас­ке­тизм же­ла­ний и по­треб­но­стей пре­вра­тил­ся в тор­моз эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и сме­нил­ся об­рат­ной иде­ей, по­треб­ле­ние - общественный долг ка­ж­до­го. Но что се­го­дня оз­на­ча­ет осоз­нан­ный вы­бор жиз­ни в бед­но­сти? Он оз­на­ча­ет не толь­ко об­ще­ст­вен­ное пре­зре­ние. В ус­ло­ви­ях со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции бед­­н­яку не­дос­туп­ны са­мые про­стые ра­до­сти жиз­ни. Рань­ше го­во­ри­ли, что "не в день­гах сча­стье", что в жиз­ни есть мно­же­ст­во не­об­хо­ди­мых для сча­стья ве­щей ко­то­рые нель­зя при­об­ре­сти за день­ги - кра­со­та при­ро­ды, ис­кус­ст­во, чув­ст­ва, при­вя­зы­ваю­щие нас к дру­гим лю­дям. Но се­го­дня за чис­тый воз­дух, чис­тую во­ду, за на­ту­раль­ные про­дук­ты, не про­шед­шие хи­ми­че­скую об­ра­бот­ку, за пре­бы­ва­ние на при­ро­де в ес­те­ст­вен­ных при­род­ных ус­ло­ви­ях нуж­но пла­тить. Нуж­но пла­тить так­же и за че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния внут­ри то­го со­ци­аль­но­го кру­га, к ко­то­ро­му че­ло­век хо­чет при­над­ле­жать. Без оп­ре­де­лен­но­го эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са вход во мно­гие со­ци­аль­ные кру­ги за­крыт.
При­ня­то счи­тать, что день­ги раз­ру­ша­ют че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния, и в определенном смысле это так, но они так­же вно­сят в ха­ос спон­тан­ных от­но­ше­ний, по­стро­ен­ных на чув­ст­вах, эмо­ци­ях, им­пуль­сах, по­ря­док, но­вый по­ря­док. То ка­че­ст­во от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми, ко­то­рое вся ми­ро­вая куль­ту­ра счи­та­ла выс­шим вы­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ду­ха, бес­ко­ры­стие, соз­да­ва­ло ог­ром­ное на­пря­же­ние. Но на вы­со­кой мо­ра­ли и эти­ке, в ко­неч­ном сче­те, на бес­ко­ры­стии, эко­но­ми­ка стро­ить­ся не мо­жет. Мож­но ли было создать достойные условия материального существования для масс зо­вом серд­ца, не­по­сред­ст­вен­ным чув­ст­вом, чув­ст­вом спра­вед­ли­во­сти и со­стра­да­ни­ем к сла­бым? Toль­ко бла­го­да­ря ожес­то­чен­ной борь­бе эгои­сти­че­ских, "ко­ры­сто­лю­би­вых" ин­те­ре­сов мил­лио­нов и вза­им­ной экс­плуа­та­ции, мас­сы смо­гли получить то, что они сегодня имеют.
Мо­раль­ные, эти­че­ские или идео­ло­ги­че­ские прин­ци­пы да­ле­ки от оп­ре­де­лен­но­сти и чет­ко­сти эко­но­ми­че­ских кри­те­ри­ев, что при­во­ди­ло к по­сто­ян­ным кон­­­­­­ф­л­и­ктам ме­ж­ду от­дель­ны­ми людь­ми, клас­са­ми, взры­­­­­в­а­­в­ши­хся гра­ж­дан­ски­ми вой­на­ми и вой­на­ми ме­ж­ду стра­на­ми. В эко­но­ми­че­ском об­ще­ст­ве кон­флик­ты раз­ре­ша­ют­ся боль­шей ча­стью не во­ен­ны­ми сред­ст­ва­ми, а ра­цио­наль­ной каль­ку­ля­ци­ей вкла­ды­вае­мых средств и по­лу­чае­мых до­хо­дов, а вы­со­кие прин­ци­пы и эти­че­ские нор­мы ис­поль­зу­ют­ся лишь обя­за­тель­ный де­­­­ко­р, со­блю­де­ние при­ли­чий.
Аме­ри­ка на­чи­на­лась как ры­ноч­ное об­ще­ст­во и, за поч­ти два сто­ле­тия, су­ме­ла вве­сти ры­ноч­ные цен­но­сти во все фор­мы че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, она их оче­ло­ве­чи­ла, ес­ли счи­тать, что ра­цио­на­лизм, та­кое же ор­га­ни­че­ски при­су­щее че­ло­ве­ку ка­че­ст­во как спон­тан­ность и не­по­сред­ст­вен­ность чувств.
Куль­ту­ра де­нег на За­па­де была впле­тен­а в широкую сетку общественной инфраструктуры, она вос­пи­ты­ва­ла же­ст­кие пра­ви­ла ци­ви­ли­зо­ван­но­го по­ве­де­ния - не толь­ко ува­же­ния к парт­не­ру, к кон­ку­рен­ту, ра­бот­ни­ку, но и в че­ло­ве­че­ских свя­зях вне де­ла, в по­все­днев­ном об­ще­нии.
Куль­ту­ра де­неж­ных от­но­ше­ний в США в те­че­нии вре­ме­ни при­об­ре­та­ла все бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ные, бла­го­при­стой­ные фор­мы, в их соз­да­нии уча­ст­во­ва­ло все об­ще­ст­во, все его ин­сти­ту­ты. День­ги, пре­вра­ти­вшись в один из ин­ст­ру­ментов ра­цио­на­ли­за­ции всех ас­пек­тов де­ло­вой жиз­ни и всех форм че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, сделали Аме­ри­ку са­мой бо­га­той стра­ной ми­ра.
День­ги, чет­ко обо­зна­чая гра­ни­цы кон­фликт­ных ин­те­ре­сов, вы­­по­л­­няли роль ре­гу­ля­то­ра от­но­ше­ний, ин­ст­ру­мен­та ко­то­рым дос­ти­гал­ся об­ще­ст­вен­ный до­­г­о­во­р, кон­­се­н­су­с. Ка­те­го­рии рын­ка бы­ли рас­про­стра­не­ны на все сфе­ры жиз­ни, да­же са­мые ин­тим­ные, ко­гда-то за­щи­щен­ные в ка­кой-то сте­пе­ни от внеш­не­го втор­же­ния ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­лью и общепринятым эти­ке­том.
Экономическое общество создало рын­ок, ко­то­рый в Шта­тах при­ня­то на­зы­вать "personality market", рынок личностей, прей­ску­ран­та цен в нем нет, но есть об­щее пред­став­ле­ние о том, кто сколь­ко сто­ит. Не­смот­ря на слож­ность оп­ре­де­ле­ния сколь­ко сто­ят в де­неж­ном вы­ра­же­нии че­ло­ве­че­ские чув­ст­ва, те или иные фор­мы при­вя­зан­но­сти, обя­за­тель­ст­ва друг пе­ред дру­гом, "рыночные оценки", тем не ме­нее, обо­зна­ча­ют достаточно четкие гра­ни­цы и фор­мы всех ви­дов не­оп­ре­де­лен­ных и по­сто­ян­но ме­няю­щих­ся чувств, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду людь­ми.
Брач­ный со­юз, ос­но­ван­ный толь­ко на чув­ст­ве люб­ви, при­во­дит к тра­ге­дии, ко­гда это чув­ст­во при­ту­п­ля­ет­ся или ис­че­за­ет, и ма­те­ри­аль­ная сто­ро­на от­но­ше­ний ста­но­вит­ся ин­ст­ру­мен­том вой­ны ме­ж­ду ох­ла­дев­ши­ми друг к дру­гу суп­ру­га­ми. Брач­ный кон­тракт, ого­ва­ри­ваю­щий все сто­ро­ны ма­те­ри­аль­ных пре­тен­зий, пе­ре­во­дит не­оп­ре­де­лен­ность стра­стей и пре­тен­зий, ос­но­ван­ных на эмоциях, спонтанных реакциях, в чет­кие па­ра­мет­ры де­неж­ных критериев, оп­ре­де­лен­ных юри­ди­че­ским за­ко­ном.
От­но­ше­ния ме­ж­ду друзь­я­ми, ве­ду­щи­ми об­щее де­ло, мо­жет пре­вра­тить­ся в ис­пе­пе­ляю­щую не­на­висть при ма­лей­шем по­доз­ре­нии на не­вы­пол­не­ние не­оп­ре­де­лен­ных, по­стро­ен­ных толь­ко на чув­ст­ве сим­па­тии друг к дру­гу, обя­за­тельств. Деловой контракт, оговаривающий детали и нюансы отношений, в значительной степени ограничивает те неконтролируемые чувства, которые способны нарушить хрупкий баланс постоянно меняющихся интересов партнеров, конфликт взглядов и эмоциональных реакций.
Как и любая другая форма власти, власть денег стремится к тотальному контролю общества и достигает его в формировании общественного сознания, воспринимающего день­ги как нечто более важ­ное чем сама жиз­нь, как высшую ценность.
В жур­на­ле "Reader Digest" при­во­дил­ся слу­чай, ко­гда пя­ти жен­щи­нам-лаборанткам, ра­бо­тав­шим в хи­ми­ко-фар­ма­цев­ти­че­ской фир­ме, пред­ло­жи­ли оплату $100,000 в год, ес­ли они бу­дут ра­бо­тать с ра­дио­ак­тив­ны­ми ма­те­риа­ла­ми имею­щи­ми смер­тель­ный уро­вень ра­диа­ции. В гла­зах пя­ти ра­бот­ниц это бы­ла вы­год­ная сдел­ка.
Это слу­чай экс­тре­маль­ный, но он по­ка­зы­ва­ет что деньги, вы­тес­няют все дру­гие це­ли и цен­но­сти жиз­ни. Как пишет по­пу­ляр­ный жур­нал "Psychology Today", - "Един­ст­вен­ная ме­ра жиз­ни, де­неж­ная, ис­клю­ча­ет из на­ше­го вни­ма­ния пол­но­цен­ность су­ще­ст­во­ва­ния во всем его мно­го­об­ра­зии и ши­ро­те, на­ше вос­при­ятие жиз­ни ста­но­вит­ся од­­­­н­о­­м­ер­ны­м. Как чу­гун­ный ас­фаль­то­вый ка­ток, она уничтожает многокрасочный ландшафт превращая его в серую прямую линию, ведущую в никуда."
Ра­цио­наль­ная ло­ги­ка эко­но­ми­ки упростила мно­го­кра­соч­ную па­лит­ру эмо­ций, чувств, пе­ре­жи­ва­ний крас­ки, сте­ри­ли­зо­ва­ла жи­ви­тель­ные со­ки че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, соз­да­ла пло­ский, од­но­мер­ный мир, но лишь раз­ви­тый ка­пи­та­лизм с его ра­цио­на­лиз­мом смог унич­то­жить уни­жаю­щую ни­ще­ту в ко­то­рой мас­сы жи­ли ве­ка­ми. Разумеется, эко­но­ми­че­ский ин­те­рес, став цен­траль­ным, не вы­тес­нил многообразие че­ло­ве­ческих интересов, но сде­лал их зна­чи­тель­но ме­нее при­вле­ка­тель­ны­ми.
Деньги - это уни­вер­саль­ная, ра­цио­наль­ная шка­ла из­ме­ре­ний, в ко­то­рой че­ло­век пред­ста­ет лишь в од­ном ка­че­ст­ве, ка­че­ст­ве то­ва­ра.
Карл Маркс, - "День­ги низ­во­дят всех бо­гов че­ло­ве­ка с вы­со­ты и об­ра­ща­ют их в то­вар. День­ги - это все­об­щая, ус­та­но­вив­шая­ся, как не­что са­мо­стоя­тель­ное, стои­мость всех ве­щей. Они, по­это­му, ли­ши­ли весь мир - как че­ло­ве­че­ский мир, так и при­ро­ду - их соб­ст­вен­ной стои­мо­сти. День­ги - это от­чу­ж­ден­ная от че­ло­ве­ка сущ­ность его тру­да и его бы­тия, и эта чу­ж­дая сущ­ность по­ве­ле­ва­ет че­ло­ве­ком, и че­ло­век по­кло­ня­ет­ся ей."
Материальная цивилизация, как и все что создано человеком, не может реализовать свои цели без плана, упрощающего реальный мир до абстракции. В процессе создания материального благополучия для масс все богатство мира превратилось в абстракцию чисел.
День­ги - вир­ту­аль­ная схе­ма ми­ра, они являются чем-то вроде гео­гра­фи­че­ской кар­ты, изо­бра­жаю­щей го­ро­да, ре­ки, го­ры точ­ка­ми, ли­ния­ми, циф­ра­ми, а гео­гра­фи­че­ская кар­та без­раз­лич­на к цве­там и крас­кам при­ро­ды, к че­ло­ве­че­ским чув­ст­вам, ко всей куль­ту­ре, гуманистической цивилизации в ее мно­го­мер­ном, ка­че­ст­вен­ном со­дер­жа­нии.
Дата публикации: 04.01.2010 01:40
Предыдущее: Искусство жить или искусство выживать

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта